- И Митрополичьи палаты тоже не вернули Церкви… - Конечно, нет. У нас президенты как-то легко могли раздавать товарищам, «любым друзям», зятьям госсобственность, промышленные гиганты, а вот возвращать Богу - Божье, Церкви - церковное как-то не получалось. Может, от того, что все они партшколы заканчивали, были атеистами-коммунистами, у них вообще не было мыслей о покаянии. Видимо, поэтому Бог и не любит нас, и все в державе катится от плохого к худшему. Вот гетман Павел Скоропадский меньше года был у власти, а успел поставить памятник священномученику Митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому), расстрелянному большевиками у. Хотя он никакого отношения к убийству не имел, но у него, как у православного человека, полтавчанина, потомственного казака, болела душа за это мерзкое преступление. Наши президенты – законные правопреемники тоталитарной власти, но вообще как-то темой репрессий Церкви своего народа не проникались, будто они не от земли этой. Хотя Киев – это город на крови, здесь было разрушено около двухсот православных церквей и памятников, репрессировано более пяти тысяч православного духовенства, погибло два десятка высших церковных иерархов: одних убивали на допросах, других казнили в тюрьмах, иные вообще исчезли в ГУЛАГе без следа. За время независимости в Киеве восстановили четыре храма, один возвратили репрессированной Церкви (Успенский собор Лавры), а три, в том числе Михайловский Златоверхий собор, отдали филаретовцам. - На каком основании? - На коррупционном. Филаретовская секта, возникшая в 1992 году, никогда и никем не репрессировалась и никаких правовых оснований на владение имуществом репрессированной Церкви не имеет. Когда Генеральная прокуратура Украины попыталась восстановить законность в отношении УПЦ и дважды выносила протесты, которые снимали с регистрации филаретовский раскол как незаконно созданную организацию и автоматически возвращали все награбленное и захваченное (финансы, документы и имущество) законному владельцу – УПЦ, кто встал на пути закона и не дал свершиться праву и справедливости? В 1994 году – президент Кравчук, в 2001 году – президент Кучма. Так они «любили» великого украинца и возглавляемую им Церковь! У многих сложилось впечатление о Блаженнейшем Владимире как о старце, измученном болезнью, с трясущейся рукой, с тихим, едва различимым голосом. Но ведь он приехал в Украину здоровым, полным сил. Он был выдающимся проповедником, с прекрасным голосом, мог долго держать словом огромную аудиторию, причем в традициях древнего красноречия – без бумажек. Раскол, уния, власть постоянно держали Митрополита Владимира в ожидании провокаций, в стрессовом состоянии, в нервном напряжении. И своего достигли: обострились болезни, его так скрутило, что трудно было узнать, и он большую часть своего предстоятельского служения мужественно боролся с тяжким недугом. Никогда не жаловался, обижался даже за намек на то, что он не в полной мере может делать то, что обязан как архиерей и Предстоятель.

http://radonezh.ru/analytics/blazhenneys...

Одно из объяснений его ласкового прозвища связано с историей о личных качествах князя и его отношении к подданным. По легенде, однажды Владимир в честь спасения от печенегов решил устроить грандиозный пир. Но пир этот был необычным. На него пригласили всех людей из окрестных городов... кроме бояр и старейшин. Бедняки свободно проходили в палаты и брали себе вдоволь еды. А затем такие пиры стали устраивать каждый год. Таким образом светлейший князь хотел подчеркнуть, что все мы равны перед Господом, что нет для него знатных и незнатных, а все равны. Это краеугольный камень апостольского христианства, которое Владимир принёс на Русь. Кто-то поставит под сомнение эту легенду. Действительно, верна она или нет – мы никогда доподлинно не узнаем. Но очевидно, что реальный образ Владимира не мог так уж сильно расходиться с его легендарным портретом. Само существование этого сюжета уже говорит о том, кого люди видели во Владимире и как христианизированный им народ понимал добро и справедливость. Значит, всё, посеянное им, упало в добрую почву. От начала христианского почитания в XII веке его имя стало занимать всё больше места и в мирской жизни. Владимир – герой народных преданий, былин, сказаний, его именем нарекались новорождённые, давались названия не только церковным, но и официальным учреждениям. 900-летие крещения Руси (1888) – одна из важных исторических вех – была отмечена началом строительства Князь-Владимирских соборов во многих российских городах. К сожалению, наши знания о жизни князя до сих пор являются менее полными, чем могли бы быть. Это означает, что детальное изучение жизни и деяний князя Владимира может и должно стать одной из приоритетных тем для современных историков. В 1980–1990-е годы ХХ века открылись новые возможности для социализации Русской православной церкви и восстановления того влияния, которым она обладала до 1917 года. Церковь оказалась тогда в эпицентре общественного внимания, начала быстрыми темпами развивать сферу благотворительности, создала мощное волонтёрское движение. Многим казалось, что именно РПЦ в состоянии соединить концы распавшейся русской традиции: ведь она – единственный национальный институт, уцелевший с дореволюционных времён и переживший советский период.

http://religare.ru/2_107720.html

Протат передал обитель святого Пантелеймона игумену Лаврентию и его монахам в полную собственность и распоряжение на все последующие времена по евангельскому слову: «Всякому имущему на созидание и возделывание дано будет и преизбудет, у неимущего же, имеющего на погибель и разрушение, взято будет». Обитель Ксилургу была тоже оставлена за русскими монахами, сказавшими: «Мы в ней постригались, в ней скончались родители и сродники наши, которые содержали нас и давали нам средства жить»11. В конце XII — начале XIII века связи обители с Православной Русью развивались и крепли, но татаро-монгольское нашествие, разорившее Русскую землю в 1237–1240 гг., сильно ослабило приток русских паломников и средств на Афон. Особенно разрушительным оказалось для Афона нашествие каталонских пиратов. Они дважды осаждали святогорские монастыри и опустошали Афон. Сербский летописец, архиепископ Даниил, бывший в это время игуменом Хиландарской обители, повествует, как в 1309 году он отправился «в монастырь русский к святому Пантелеймону, к духовному отцу поклониться ему». В то время, когда он находился в русском монастыре, каталонцы окружили обитель и стали ее брать приступом. Они пробили ворота и «вскочите внутрь зверообразно. В тако в един час церковь божественную и все палаты монастыря того зажгоше». Монастырские здания сгорели, уцелела только крепкая каменная башня, «великий пирг», и в ней летописец Даниил с немногими монахами. Очевидно, в этом пожаре 1309 года сгорели все монастырские реликвии: его русские рукописи, грамоты великих князей и греческих царей. Случайно уцелели только 8 греческих актов с 1030 по 1169 гг.: среди них нет ни одной царской грамоты, ни одного акта XIII века. Эти 8 актов могли случайно сохраниться в пирге (башне) или в скиту Ксилургу, тогда как остальные погибли в сгоревшей церкви12. Эта утрата подтверждается сохранившейся грамотой императора Андроника II Палеолога (1282-1328) от 1311 года. Император писал: «В честной обители россов во имя святого Пантелеймона монахи потеряли при пожаре старобытные хризовулы и прочие письменные документы, вследствие чего и просят у нашего царства другой хризовул на имения»13. Император подтвердил право обители россов на недвижимые имения в Солуни и на Каламарии, причём, по поводу одного имения он заметил, что оно было даровано русской обители грамотой его отца (Михаила VIII Палеолога (1261-1282)—Авт.), затем было утрачено и вновь подтверждено грамотой самого Андроника II. Таким образом, из содержания хризовула следует, что Свято-Пантелеймоновский монастырь в эту эпоху не только назывался русским, но и действительно принадлежал русским насельникам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

«Важно, чтобы в конечном счете мы вышли на воспроизводство населения, чтобы нынешнее поколение воспроизводило следующее поколение большее по численности, чем нынешнее. Это 2,15 детей на семью. Сегодня это 1,4 детей», — подчеркнул председатель комиссии Общественной палаты России по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко. Руководитель направления защиты материнства Синодального отдела по благотворительности Мария Студеникина отметила в ходе сессии: «Сегодня нами создана целая церковная инфраструктура помощи семьям, наша сеть церковных центров помощи насчитывает 263 центра гуманитарной помощи и 83 приюта для беременных женщин. В 36 регионах у нас работают психологи, за последние 8 лет они спасли порядка 20 000 жизней детей». Также о церковной поддержке семей с детьми, в том числе и многодетных, и семей с детьми с инвалидностью, рассказала руководитель направления помощи семьям Синодального отдела по благотворительности Светлана Черенкова. В рамках сессии блогер, супруга священника Лысковской епархии Татьяна Филиппова рассказала об опыте организации семейных марафонов для многодетных семей. На сессии также выступили председатель правления радио «Вера» Павел Ульянов, президент фонда «Женщины за жизнь» Наталья Москвитина, руководитель социального отдела Сочинской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сочи протоиерей Александр Копырин. В этот же день состоялась еще одна сессия , посвященная служению сестер милосердия. В ходе сессии председатель Синодального отдела по благотворительности отметил, что в этот день в церковной больнице святителя Алексия открылись курсы преподавателей по уходу, участники которых смогут дальше обучать уходу за больными добровольцев и сестер милосердиях в других епархиях. «Сестричества должны быть ядром в уходе за больными, объединяющим разных людей, которые хотели бы помогать другим», — отметил епископ Пантелеимон. Он также подчеркнул важность организации и привлечения к работе по уходу добровольцев.

http://radonezh.ru/2023/11/16/voprosy-po...

Князю Ярославу (Константину) пришлось отстаивать власть с оружием, но брать штурмом будущую столицу ему не хотелось. Тогда он, по примеру своего предшественника, благоверного князя Глеба, поселился вне города, предложив муромцам перемирие. В ответ они потребовали одного из княжеских сыновей в заложники. Некоторое время князь Ярослав (Константин) сомневался, опасаясь коварства язычников, но когда его второй сын – Михаил, узнав о требовании местных жителей, предложил себя в заложники, согласился и отпустил сына в город. Приехав в Муром, юный князь Михаил проповедовал христианство не словами, но своей жизнью. Однако местным язычникам юный князь пришелся не по нраву: они взбунтовались, убили князя-заложника и выбросили его тело вон из города – туда, где с семьей и дружиной жил его отец. Подобное посягательство на княжескую власть не могло остаться безнаказанным – князь собрал дружину и пошел на приступ. Понимая, что против обученной и закаленной в боях княжеской дружины не устоять, муромское вече стало просить князя Ярослава (Константина) о мире. Помня евангельскую заповедь: отвечать на зло добром, князь примирился с горожанами. Войдя в город, он построил первый в городе христианский храм – деревянную Благовещенскую церковь, вблизи которой поселился он сам с семьей и дружиной, рядом была устроена резиденция первого муромского епископа – святителя Василия. В Благовещенской церкви было погребено тело юного мученика, князя Михаила – он стал вторым, после святого Глеба, покровителем муромской земли. Некоторое время муромцы соблюдали данное слово, служа князю Ярославу (Константину), но потом его кротость и незлобие показались им слабостью. Еще более были они раздражены пребыванием в городе святителя Василия, благодаря деятельности которого некоторые из их соотечественников приняли христианство. Дабы прекратить проповедь христианства в Муроме, а заодно и сместить слабого правителя, разъяренная и вооруженная языческая толпа направилась в ту часть города, где располагался княжеский дворец и палаты владыки. Положение было критическим, но князь Ярослав (Константин) не желал применять вооруженную силу против собственных подданных. Он взял чудотворную икону Богоматери, и, положившись на волю Божию, вышел к языческой толпе. Мужество и крепкая вера князя, обратившегося к ним с увещеванием, произвели на язычников такое впечатление, что многие из них пожелали принять крещение. Святитель Василий подготовил желающих проповедью и, некоторое время спустя, крестил их в водах Оки. Это событие он отметил строительством церкви Благовещения, на месте которой впоследствии был основан монастырь. Впоследствии святитель немало потрудился, проповедуя истины христианства, как новокрещеным муромцам, так и их коснеющим в язычестве соотечественникам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

" Забытое нами открытие Бердяева, что легко перейти от большевистской крайности левой к крайности консервативной, дает очень много и для понимании природы красного патриотизма, и для понимания причин нынешнего повального увлечения реакционным консерватизмом Константина Леонтьева " , – говорил Ципко в докладе. На реплику члена Общественной палаты Сергея Маркова о том, что " идея русской цивилизации – это философская идея антиколониальной политической практики " , ученый и вовсе заявил тому, что " надо различать либеральный консерватизм, идеологию, которую строили Струве, Франк и Бердяев, с тем, что вы придумали, – то есть идею культурного изоляционизма, капитуляции " . Доктор философских наук, профессор МГУ Михаил Маслин напомнил собравшимся, что, по Бердяеву, неотъемлемыми составляющими русской национальной идеи являются " долг перед народом " , сочувствие " униженным и оскорбленным " , жалостливость и сострадание, защита угнетенного большинства. Многие доклады с " Бердяевских чтений " , впрочем, носят привычный для кремлевского дискурса характер размышлений о " деградации общества " , " аморальности западного либерализма " , " плохом активном меньшинстве, которое хочет разрушить страну " . Тот же Марков в своем докладе о противостоянии " морального большинства " и " активного меньшинства " (символом которого, по Маркову, является " журналист " , " присвоивший " себе право говорить от лица народа) обвинил " активное меньшинство " в желании демонтажа и " орыночнивания " социального государства, " в то время как моральное большинство хочет его восстановления " . В подобного рода высказываниях нет ничего нового – в принципе, пока на публичном уровне кремлевский консерватизм и сводится к подобным формулам. Часть докладов посвящена возможностям применения консерватизма не только для внутреннего, но и для внешнего пользования. Об этом, например, говорится в докладах члена Экспертного совета при правительстве Михаила Ремизова и кандидата философских наук, сотрудника философского факультета МГУ Олега Авдеева .

http://religare.ru/2_105012.html

Арсеньева, дочь Н. Ю. Арсеньевой — 279 Арсеньева (урожд. княжна Долгорукова) Наталия Юрьевна (1830–1902) — дочь сенатора Ю. А. Долгорукова; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 255, 256, 279 Аскоченский Виктор Ипатьевич (1813–1879) — выпускник (со степенью магистра) Киевской духовной академии (1837) и бакалавр (1841) этой академии; советник Губернского правления в Житомире (с 1846 г.) и председатель Гражданской палаты в Каменец–Подольске (с 1849 г.), с 1851 г. в отставке; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); писатель, редактор–издатель журнала «Домашняя беседа» (1858–1877); прославился обскурантизмом и доносами — 155 Асланбеков Аврамий Богданович (1822–1901) — вице–адмирал, участник обороны Севастополя (1854–1855), командир 3–го и 8–го флотских экипажей (1871–1878) и отряда судов в Тихом океане (1879–1882) — 251 Астафьев Николай Александрович (1825–1906) — сотрудник Общества для распространения Священного писания в России; профессор всеобщей истории Санкт–Петербургского Историко–филологического института — 212 Афанасий Златоустовский — Афанасий (Плавский Андроник) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1855); профессор и инспектор Олонецкой Духовной семинарии (1855–1862); архимандрит (с 1863 г.), ректор Симбирской Духовной семинарии (1864–1872), настоятель московского Златоустовского монастыря (с 1873 г.) — 264, 265, 273 Афоносий (Афанасий), келейник Александро–Невской лавры — 217 Багратион Евгения Петровна (1846–1903) — княжна, фрейлина при Дворе императрицы Марии Александровны — 237 Бажанов, член Синода — Бажанов Василий Борисович (1800–1883) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1823); законоучитель Санкт–Петербургского университета (1827–1836), доктор богословия; законоучитель наследника цесаревича (с 1835 г.) и всей царской семьи (до 1860 г.), духовник их императорских величеств (с 1848 г.); главный священник гвардии и гренадер (с 1858 г.); управляющий придворным духовенством, протопресвитер придворных соборов: Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского; член Святейшего Синода (с 1844 г.) — 87, 140, 207, 239, 268, 274

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Базилевская Варвара Петровна (1807–1892) — вдова действительного статского советника — 104, 105, 119, 133, 161 Баранов, владелец постоялого двора под Ржевом — 308 Баранов Николай Михайлович (1837–1901) — генерал–лейтенант — 213 Баранов Николай Павлович — князь; член Минской палаты уголовного и гражданского суда (в 1880–х гг.) — 260 Баранова Екатерина Павловна — вероятно, речь идет об одной из фрейлин при Дворе императрицы Марии Александровны: Баранова Екатерина Александровна или Баранова Евгения Павловна — 246, 251 Барков, живописец, иконописец — 171, 218 Барсов, благочинный у Знаменья, протоиерей — Барсов Василий Иоаннович (1817–1896) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1845); учитель Александро–Невского Духовного училища (1845–1847), священник Смоленской кладбищенской церкви (с 1847 г.), Симеоновской (с 1848 г.) и Знаменской (с 1867 г.) церквей; протоиерей (с 1870 г.), настоятель Знаменской церкви (с 1875 г.); законоучитель приюта Святого Сергия и Мариинской гимназии; автор сочинений по литургике — 142, 146, 153, 169 Барсов Николай Иванович (1839–1903) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1863); доцент (с 1869 г.) и профессор (с 1873 г.) этой академии; участвовал в описании рукописей библиотек Кирилло–Белозерского и Софийского монастырей и библиотеки Академии наук; член Комиссии для разбора архива Святейшего Синода (с 1879 г.); автор многочисленных трудов, в том числе по изданию памятников старины — 178 Бартенев Яков Александрович, лейтенант флота в 1870–х гг. — 141 Бартенева Вера Арсеньевна (1821–1894) — гофмейстерина — 102, 108, 111, 118, 145 Бахметева (Бахметьева) Александра Николаевна (урожд. Ховрина) (1823–1901) — жена шталмейстера П. В. Бахметева; писательница, автор книг и брошюр для детей и народного чтения по евангельской и гражданской истории — 251, 253, 255 Бахштейн В. И., петербургский железнодорожный кассир — 89 Безбородко Александр Андреевич (1747–1799) — канцлер при Дворе Екатерины Ι — 165

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Макарий Афонский — Макарий (Сушкин) (1821–1889) — иеромонах (с 1851 г.), монастырский духовник (с 1853 г.) и игумен (с 1868 г.) русского Пантелеймонова монастыря на Афоне (см.: Красковский И. Ф. Макарий Афонский, игумен и священно–архимандрит Афонского Св. Пантелеймоновского монастыря. М., 1889) — 81 Макарий Египетский (Великий) (301–391) — отец церкви; аскет, поселившийся в египетской пустыне; автор «бесед» о благодати — 196 Максимов, знакомый отца Николая по Амуру — возможно, фамилия сокращена и речь идет о Карле Ивановиче Максимовиче (1827–1891), ботанике, первом исследователе флоры Дальнего Востока; о его отношениях с о. Николаем см. ниже, в дополнениях К. Накамура — 294 Максодонов — Максидонов Николай Васильевич (? –1858) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1857); священник в Царском Селе — 131 Малафеев Василий Малафеевич (Малахиевич) (1822–1899) — купец; владелец площадного театра во время масленичных и пасхальных гуляний на Царицыном лугу (Марсовом поле) — 181 Малинин Александр Федорович (1834–1888) — педагог, директор Московского учительского института; автор учебных пособий по математике и физике — 273 Малиновский Анатолий Иванович — член Московской судебной палаты — 244, 247, 254, 255, 259 Малов Александр Васильевич (1840/1841–1901) — архитектор — 154 Малов Алексей Иванович (1787–1855) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1814); протоиерей и настоятель Исаакиевского собора (с 1836 г.); известный проповедник и законоучитель, духовный писатель — 154, 155 Малов Евфимий Александрович (1835–?) — выпускник (со степенью магистра) Казанской Духовной академии (1862), профессор этой академии (с 1868 г.); священник (с 1869 г.) и протоиерей казанской Богоявленской церкви, благочинный Казанского Духовного женского училища (в 1870–х гг.); член Совета Казанского Братства Святого Гурия; автор «Миссионерских заметок» (Казань, 1867) и других сочинений — 297, 301 Малышевский Иван Игнатьевич (1828–1897) — выпускник (со степенью магистра) Киевской Духовной академии (1853), бакалавр (1854) и профессор истории русской церкви в этой академии (с 1861 г.), доктор богословия (с 1873 г.) и помощник ректора Киевской Духовной академии; староста киевского Владимирского собора; член множества научных и благотворительных обществ (см.: Корольков И. Н. Иван Игнатьевич Малышевский, заслуженный профессор Киевской Духовной академии. Киев, 1897) — 314

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Янышев Иоанн Леонтьевич (1826–1910) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1850), профессор богословского отделения этой академии и Петербургского университета (с 1856 г.); протоиерей в Висбадане (1859–1864); ректор Санкт–Петербургской Духовной академии (1866–1882); протопресвитер придворного собора в Зимнем дворце и московского Благовещенского собора; духовник императорских величеств (с 1883 г.); сторонник сближения всех христианских церквей; член филантропических учреждений и обществ (см.: Бронзов А. А. Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев; Воспоминания. СПб., 1911) — 178, 180, 181, 228 Яхонтов, гимназист — 199 Яхонтов Иван (Иоанн) Константинович (1819–1888) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1843); священник (с 1844 г.) Екатерининской церкви в Екатерингофе, священник Александро–Невской церкви в Смольном институте и законоучитель в нем (с 1854 г.); протоиерей (с 1856 г.), настоятель ямской Крестовоздвиженской церкви и член Санкт–Петербургской Духовной консистории (с 1860 г.), протоиерей петербургского Николаевского Морского собора (с 1874 г.); председатель Совета попечительства о бедных (с 1874 г.); редактор журнала «Духовная беседа» (с 1862 г.), издатель духовной литературы — 165, 167, 170, 190, 226, 235, 311 Яцуки (Яцки) Андрей, катихизатор в Хиросима — 327 Power, капитан судна «Tencer» — 312, 320 Дополнительные сведения к Именному указателю Авано Виссарион Японский семинарист. Вероятно, имеется в виду Авано Токудзюро, закончивший семинарию в 1882 году. Андо Андо Кэнскэ (1845–1924). Впоследствии депутат палаты представителей Парламента Японии, мэр города Иокогамы, мэр города Киото. Упоминается в путевых заметках митрополита Сергия (Тихомирова) «Месяц по Японии» — в записи от 6 августа 1908 года (в это время Андо жил в Киото). «Он в совершенстве владеет русским языком», — пишет митрлполит. Сергий. Андо, учившийся в России на протяжении целых восьми лет, говорит, что «увидел Россию и „беленькою, и черненькою”, и потому полюбил ее».

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010