Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Российской империи имели статус общественных орг-ций, находились в ведении Мин-ва народного просвещения и под покровительством гос. власти, занимались изучением исторических памятников. Непосредственными предшественниками А. о. были Общество истории и древностей российских (с 1804) при Московском ун-те и Одесское об-во истории и древностей (с 1839). Русское А. о. Основано в С.-Петербурге в 1846 г. по инициативе нумизмата Б. В. Кёне, заведовавшего минц-кабинетом имп. Эрмитажа, как Археологическо-нумизматическое. После утверждения нового устава переименовано в Императорское археологическое об-во (1849). В 1851 г. созданы 3 отд-ния: рус. и слав. археологии, вост. археологии, древней и зап. археологии. Изучение рус. древностей было определено главным направлением научной деятельности его членов. Об-во поставило перед собой задачу создать свод исторических памятников России с привлечением «провинциальных корреспондентов» и выпустило для работы методические указания ( Сахаров И. П. Записка для обозрения русской археологии. СПб., 1851). При покровительстве виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва в 1864 г. была организована экспедиция по изучению правосл. памятников в Западном крае Российской империи. В ней приняли участие архит. И. И. Горностаев и худож. Оружейной палаты Д. М. Струков. В 50-х гг. XIX в. в «Записках императорского археологического общества» началась публикация описаний церквей и мон-рей России ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии//Зап. имп. Археол. об-ва. 1857. Т. 10; Соловьев П. И. , прот. Новгородский Софийский собор//Там же. 1865. Т. 11, и др.) и работа по подготовке первого научного издания Жития Бориса и Глеба (Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в./Изд. И. И. Срезневский. СПб., 1860). В 1866 г., после принятия нового устава, об-во стало называться Русским археологическим. Благодаря деятельности кн. Г. Г. Гагарина (помощника председателя об-ва) в 60-х гг. XIX в. особое внимание было уделено изучению визант. и древнерус. памятников. С 1867 г. об-во получило гос. финансирование на издание рисунков Ф. Г. Солнцева с мозаик и фресок Софийского собора, в 1870 г. по инициативе кн. Гагарина архит. К. М. Быковский приступил к работе над созданием руководства по истории визант. архитектуры. В 1881 г. по инициативе А. В. Прахова об-во провело раскрытие и копирование фресок Кирилловской ц. в Киеве. Эти копии экспонировались во время проведения 4-го Археологического съезда в Одессе.

http://pravenc.ru/text/76468.html

Митра архиепископа Арсения (Могилянского). Россия, 1744. Глазет, шелк, тафта, золото, серебро, бриллианты, рубины, жемчуг, золотные нити; ткачество, шитье, эмаль, чеканка 30 сентября 2013 г. 10:15 Государственные регалии российских царей и императоров: самая масштабная выставка к 400-летию Дома Романовых В российской столице открылась экспозиция «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле» Это не последний выставочный проект в нашей стране, посвященный 400-летию восшествия на престол первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича (так, интересные юбилейные события еще планируются в Государственном Эрмитаже) – но, пожалуй, самый масштабный и наиболее запоминающийся в ряду себе подобных. Демонстрирующиеся в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» четыре сотни экспонатов, охватывающие четыре с лишним века отечественной истории, бесценны в прямом смысле слова. Ни один из них никогда не только не появлялся на открытых аукционах (что вполне понятно), но даже не покидал кремлевскую территорию (по крайне мере с эвакуации времен Великой Отечественной войны) – и, следовательно, ни разу не оценивался страховыми экспертами. Исторические легенды и были: Крест Мономаха, Держава Мономаха и обе Шапки Мономаха Главный совет посетителям: сколь бы ни было велико искушение сразу же зайти в находящийся ближе к Троицким воротам Патриарший дворец, обязательно осмотрите сначала экспозицию в Успенской звоннице. Иначе непременно «утонете» в посвященной коронациям XVIII – XIX в.в. «имперской» части выставки, где экспонатов значительно больше. И потом будете кусать локти! Ведь в куда меньшем по площади выставочном зале звонницы впервые в истории вне пределов Оружейном палаты собраны все регалии, которыми венчались на царство восходившие на московский престол самодержцы. Это не только всемирно известные легендарная Шапка Мономаха. Не только ее «дубликат» - изготовленная кремлевскими мастерами так называемая Шапка Мономаха второго наряда, которой 25 июля 1682 года венчался одновременно со старшим сводным братом Иваном Алексеевичем будущий первый российский император Петр.

http://e-vestnik.ru/culture/venchaniya_i...

Москва. Донской монастырь. Малый собор Донской иконы Божией Матери. Малый (старый) собор Донского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Донской Иконы Божией Матери, ныне именуемый Малым, или старым собором, был построен в 1591-1593 гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским, но вскоре за ним закрепилось название, данное прихожанами по особо чтимой иконе – Донской Божией Матери. В 1679 г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В это же время собор и приделы были заново расписаны мастерами Оружейной палаты Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым, а также поставлен иконостас, отчасти сохранившийся до наших дней. До того в храме сохранялись фрески работы итальянского живописца Клаудио, и по свидетельству от 1651 г. дьяка Ивана Тимофеева одна из икон в иконостасе изображала Бориса Годунова «красками как только святым подобает». При Романовых вместе с перестройкой храма была убрана и эта икона. В 1748 г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В советское время, когда в конце 1920-х гг. храм был закрыт, в нем был музейный зал. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., он снова открылся как храм, и до 1960-х гг. в нем проводились регулярные службы и даже была установлена мироварная печь. Раз в несколько лет на Святой неделе с понедельника по среду здесь варили святое миро для всех приходов; это продолжается и поныне – Донской монастырь снабжает миром все русские приходы. В 1948-1950 гг. проводилась реставрация древнего собора; при реставрации были восстановлены многие части храма, хотя не все – окна самой старой части здания были растесаны так сильно, что восстановлению не подлежали. Пол был поднят по сравнению с изначальным почти на 50 см.

http://sobory.ru/article/?object=03428

Москва. Мещанское подворье. Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь на этом месте известна с 1632 г., каменная построена после пожара в 1696-1708 гг. Приделы — в честь Владимирской иконы Богоматери и преподобных Сергия и Никона Радонежских. Богослужение совершают лаврские монахи. Среди святынь храма — икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей, перед которой ежедневно совершается братский молебен; икона преподобных отцов Киево-Печерской Лавры; икона " Достойно есть " — список с афонской чудотворной иконы; мощевик с мощами всех Киево-Печерских святых, . Это один из значимых исторических и духовных центров столицы, постоянная резиденция московских митрополитов, где в свое время жил и нес служение автор катехизиса Русской православной Церкви святитель Филарет. Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского. В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние. В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II земля, отведенная под Троицкое подворье, была передана в пользу государства. В зданиях монастыря разместился Судный приказ и Комендантский дом. Через полвека на этом месте начнется строительство Оружейной палаты Кремля. Так закончилась история первого подворья. Спустя два года после указа императрицы настоятелем Троице-Сергиевой лавры стал архимандрит Платон (Левшин). Его трудами на берегу реки Неглинной выросло новое благоустроенное Троицкое подворье. 18 августа 1767 года архимандрит Платон освятил в только что отстроенных архимандричьих (позднее митрополичьих) палатах домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=04015

Москва. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Узком насчитывает более трех столетий. Владелец усадьбы, по повелению которого была построена в 1698 году каменная церковь - видный государственный деятель, родственник Петра I боярин Тихон Никитич Стрешнев. Он хотел видеть ее соборным храмом будущего монастыря. Так возник в Узком великолепный храм, подлинная шедевр русского зодчества конца XVII столетия, создателем которого, вероятно является выдающийся русский зодчий О.Д. Старцев. Кисти крупнейших русских мастеров - жалованных царских иконописцев Оружейной палаты Григория Зиновьева, Николая Соломонова и Василия Леонтьева принадлежала роспись величественных резных иконостасов, установленных в трех приделах храма. После прекращения в храме богослужений иконы были вывезены, и современное местонахождение этого бесценного собрания остается неизвестным. Из святынь храма сохранилась лишь одна - Казанский образ Божией Матери. Он находится на западной наружной стене над главным входом в храм. В 1930-е годы в храме были прекращены богослужения и здание его использовалось под хозяйственные нужды Академии наук СССР. По окончании второй мировой войны в храме разместили хранилище богатейшего книжного собрания, в составе которого находились и издания мировой ценности и архивы немецких городов, вывезенные из Германии. В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. Богослужения стали совершаться с 22 апреля 1992 года, когда силами прихожан были вывезены книги, и храм был подготовлен к освящению. В настоящее время в Казанской церкви по образцам XVII века воссоздаются иконостасы. По благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго в храм переданы из Фонда “Сохранение” отреставрированные иконы, и здесь вновь начинается их благодатная жизнь. По материалам Имение «Узкое» известно с начала XVI в., деревянный храм в нем – с 1641 г. Ныне существующий каменный храм построен в 1698 г. боярином Тихоном Никитичем Стрешневым, дядей Петра I, в стиле «московское барокко» (возможно, арх. О.Д. Старцев). На протяжении двух столетий храм был центром духовной жизни усадьбы «Узкое», владельцами которой в разные годы являлись древние фамилии русских князей: Голицыны, Гагарины, Стрешневы, Оболенские, Нееловы, Толстые, Трубецкие. История храма и усадьбы связана и с именем гениального русского религиозного философа Владимира Соловьева. В этой подмосковной усадьбе 31 июля 1900 г. в возрасте 47 лет В. Соловьев скончался. Кроме храма в «Узком» сохранился усадебный дом и старинный парк XVIII в. Храм был закрыт в 1928 г. и использовался как хранилище ценнейших книг, которые в разные годы были изъяты из научного и культурного обращения. Возвращен Церкви в сентябре 1990 г. Богослужения возобновлены в день Пасхи 1992 г.

http://sobory.ru/article/?object=03294

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве. Карта и ближайшие объекты Первые документальные свидетельства о подмосковной деревне Братцево относятся к XVII в. С 1618 г. хозяином Братцева являлся дьяк Александр Иванов, а с 1626 г. – астраханский воевода Алексей Зубов. В 1657 г. владельцем имения становится боярин Богдан Матвеевич Хитрово, крупный чиновник, военачальник, царедворец и просто богатый землевладелец. При нем в Братцево осуществляется крупное строительство, в том числе каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Алексея Божьего человека. В XIX столетии храм подвергся существенным перестройкам. Алексеевский придел сломали, на его месте выстроили новый, во имя Иоанна Златоуста. Алтарную часть увеличили пристройкой портика с четырьмя колоннами. С западной же стороны к церкви примкнула колокольня, под которой был вход в церковь. В начале XX в. князья Щербатовы, последние владельцы имения, добивались слома колокольни, требовавшей ремонта. Однако Императорская археологическая комиссия выступила против, и колокольня существовала до 1928 г. Храм был закрыт в начале 1930-х гг. В частично перестроенном здании храма в середине 1960-х гг. находилась фабрика по изготовлению красителей, затем склад. Богослужения в храме были возобновлены в январе 1993 г. Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве церковь (улица Саломеи Нерис, дом 4, корпус 2). Построена в 1672 г. на средства видного деятеля царствования Алексея Михайловича оружничего Богдана Матвеевича Хитрово, владевшего селом Куркино. Иконы для иконостасаа были созданы выдающимися иконописцами Оружейной палаты Григорием Зиновьевым, Федором Козловым, Никитой Павловцем, Иваном Филатьевым. Ныне эти святые образа являются частью коллекции Третьяковской галереи. Снаружи храм был украшен разноцветными изразцами, часть которых сохранилась в закомарах и на фасадах. Он имел шатровую колокольню, разобранную в 1920-е гг. В северном приделе был устроен престол во имя преподобного Алексия, человека Божиего, – небесного покровителя царя Алексея Михайловича. В 1780 г. село стало собственностью графа А.С. Строганова. В это время в Покровской церкви появился придел Сретения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=03263

Москва. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Владелец села Богородское князь Иван Борисович Репнин в 1674—1675 гг. построил здесь церковь в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы с каменными приделами. В дозорных книгах Патриаршего казначейского приказа 1681 г. говорится, что церковь имеет «предел Сергия чудотворца, предел Александра Свирского, предел великомученика Никиты, предел Прокопия, Устюжского чудотворца» В 1732 г. село было продано Василию Борисовичу Толстому, который возвел существующую ныне каменную церковь. Место «старой каменной деревянной» церкви он отметил камнем с высеченным крестом. Закрыли церковь в 1936 г. Через три года ее здание было почти полностью разрушено. На месте благолепного храма было построено общежитие камвольной фабрики. В 1991 г. здание, в котором еще проживало несколько семей, было передано общине верующих. Первые службы совершались на улице. В 1995 г. в здании освободились несколько помещений, и уже совершались богослужения. С 1996 г. началась усиленная работа по восстановлению здания церкви: построена колокольня, устроены колокола, отведен и огорожен оградой земельный участок, построена апсида, на колокольне установлен золоченый крест, восстановлены своды в трапезной и алтарной части. http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=34 Первое упоминание о храме Тихвинской иконы Божией Матери относится к концу XVII столетия, когда во владении князей Репниных в селе Богородском была обустроена деревянная домовая церковь. Вскоре маленький храм решено было расширить, построив каменную церковь. Большая часть необходимого материала изготавливалась и доставлялась из известного Пафнутьева монастыря города Боровска. Уже в 1677 году были завершены основные работы и начато внутреннее обустройство храма. Для росписи стен из Москвы был приглашен жалованный иконописец Оружейной палаты Никифор Бовыкин, известный работами в дворцовых храмах Кремля, в Успенском соборе, в Страстном и Новодевичьем монастырях. К сожалению, храм в своем первоначальном виде не дожил до наших дней. В 1732 году село было продано Василию Борисовичу Толстому, который возвел новую каменную церковь вместо обветшавшей старой.

http://sobory.ru/article/?object=10844

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Ознобишине. Карта и ближайшие объекты Село Ознобишино, находящееся примерно в 8 километрах от центра г. Подольска, имеет довольно древнюю историю. Судя по археологическим данным, поселение в этом месте могло существовать уже в начале XIII века. Наиболее ранние из имеющихся письменных свидетельств относятся к первой половине XVII века. Так в 1629 г. в селе уже была деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая. В 1676 г. царь Федор Алексеевич разрешил купить село Ознобишино своему приближенному боярину Богдану Хитрово; и уже в 1677 году им была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с каменной колокольней. Иконы для нее, по заказу Хитрово, написали иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков с Никитой Павловцом - икону " Троица Ветхозаветная " (1677), а " жалованный иконописец " Федор Зубов, выходец из Великого Устюга, - икону " Никола Мирликийский " . В настоящее время иконы находятся в музее " Коломенское " . Эта деревянная церковь действовала до 1937 г., когда ее разобрали на бревна, часть которых растащили, а часть сожгли. Сохранившаяся же доныне каменная церковь была построена рядом с деревянной в середине 60-х годов XIX века " тщанием " местного священника Алексия Беляева. К постройке готовились долго и всем миром - копили деньги, запасались белым камнем и кирпичом. Благочинный Подольского уезда священник Симеон Середенский сообщал в Консисторию о " готовности прихожан жертвовать по одному рублю серебром с души в продолжение постройки до совершенного ее окончания " . В феврале 1863 г. о. Алексий с причтом и старостой направляют к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) прошение о дозволении начать строительные работы. Соответственная грамота была митрополитом Филаретом подписана 17 июля и 11 августа закладка каменной церкви была осуществлена. Автором проекта является архитектор Николай Финисов. В 1908-1911 гг. к храму был пристроен притвор с высокой колокольней, по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского. Большое участие в строительстве принял местный купец Лапшин.

http://sobory.ru/article/?object=05119

Орёл. Церковь Похвалы Божией Матери. Церковь Похвала Богородице Карта и ближайшие объекты В пределах Орла-городка, судя по письменным источникам, находилась «церковь строения деревянного соборнея во имя Похвалы Пресвятой Богородице с приделами, церковь Воздвижения Святого Животворящего Креста Господня, церковь Успения Пресвятой Богородицы». До нашего времени сохранилась и действует только церковь Похвалы Пресвятой Богородице. В 1735 году усердием господ Строгановых вместо деревянной церкви была построена каменная, соборная. Соборной она оставалась до перенесения собора в село Новое Усолье в 1752 году. В 1810-1820 годах над притвором сооружена колокольня. В начале ХХ века к притвору с северной, южной и западной стороны пристроены небольшие помещения сторожки, крестильни и входного тамбура, отчего в плане церкви появились элементы креста. Церковь расположена на живописном берегу реки Кама. Здание церкви уникально. Древнейшая часть его представляет типичный образец московской церкви XVIII в. Это единственный для Прикамья пример. Колокольня же в отличие от барочной архитектуры храма – образец уральского классицизма. Несмотря на это, разновременные объемы удивительно сгармонированы. Достаточно хорошо сохранилось внутреннее убранство храма. Замечательный резной деревянный золоченый иконостас перенесен из старого деревянного собора. Существующие врезки иконостаса в коренную кладку храма служат подтверждением этому. Выполнен в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Наличие в интерьере храма и в иконостасе икон письма царского изографа Ивана Максимова также подтверждает московское происхождение иконостаса. В отличии от многих церквей нашего края, церковь Похвалы Пресвятой Богородице действовала почти все время, закрыли ее всего на несколько лет. После закрытия церкви в феврале 1941 года сорок две иконы 17-18 веков были переданы в Молотовскую (ныне Пермскую) художественную галерею, 59 икон и другую церковную утварь - в Усольский краеведческий музей. В 1946 году значительная часть их была возвращена вновь открытому в 40-е же годы храму. В настоящее время приходская жизнь храма идет довольно активно.

http://sobory.ru/article/?object=06609

Первым создателем его был сын и преемник Димитрия Донского Великий Князь Василий 1397–1416 года, а по сомнительному свидетельству одной летописи, Владимирский Князь Андрей Александрович 1291 г., соорудивший первую церковь Благовещения деревянную на мест Кучкова села 486 . Сперва сей храм назывался церковью Благовещенья на площади, на Великокняжеском, Государевом дворе, потом на Царских стенах, у Царской казны 487 , а в 1722 и 26 г. у Его Императорскаго Величества на сенях, потому что он на запад соединялся с набережными Государевыми палатами посредством сеней, а с востока стояла подле него кирпичная палата, построенная в 1483 году, или Казенный двор, замененный в 1758 году каменными галереями, в коих помещались Оружейная, Мастерская и Конюшенная палаты, сломанные 1770 года. В грамотах он именуется, подобно соседственному с ним Архангельскому, святою, великою, божественной соборною церковию 488 . Пресловутый в свой век иконописец Андрей Рублев с Гречином Феофаном и Прохором старцем расписал ее в 1405 году; тогда же у этого храма поставлены были первые в Москве боевые часы (часомерье) Лазарем Сербином. Пришедший в ветхость 1482 или 83 года, при Великом и Князе Иоанне III, он разобран был по казну и подклет Псковскими мастерами и вновь выведен, чрез шесть лет, был окончен, и 9 Августа 1489 года освящен Митрополитом Геронтием 489 . В 1508 г. Великий Князь Василий велел Феодору Едикееву с братией расписать по золоту стены его, Деисус, Праздники и Пророки иконостаса обложил драгоценными окладами, верх церковный покрыл и позолотил; с того времени церковь сия стала именоваться златоверхою. После великого пожара в Москве 1547 года, когда в златоверхой церкви сгорел Деисус Рублева письма, обложенный золотом и многоценные образа Греческого письма Царских прародителей 490 , тогда Царь Иоанн Васильевич, при возобновлении сего храма, Новгородским золотом позолотил верхи его 491 ; там, как видно из актов собора 1554 года, устроение жертвенника не у стены, новонаписанные иконы, библейское письмо и притчи были предметом спора и рассмотрения собора 492 , который утвердил то и другое, основываясь на древних образцах. К Благовещенской церкви в последствии, с южной стороны пристроена была с крыльцом паперть, где, по преданию, слушал божественную литургию Иоанн IV, как оглашенный, со времени вступление своего в четвертый брак; на лестнице с этой паперти, в 1584 году, Царь увидев комету с крестообразным знамением между Благовещенским собором и церковью С. Иоанна Лествичника , предсказал: «вот знамение моей смерти!» 493

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010