Михаил Петрович (1681 или 1680-24.08.1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии. Род. в семье священника. Службу начал в 10-летнем возрасте в Посольском приказе. В июне 1698 г. вместе с др. подьячими А. принимал участие в подавлении стрелецкого восстания (см. Стрелецкие восстания кон. XVII в. ). В 1699 г., в составе посольства А. Матвеева , был направлен для получения образования в Гаагу. Вернувшись в Россию в июне 1702 г., был представлен царю Петру I , служил подьячим Посольского приказа. В июле 1706 г. получил разрешение на поездку в Голландию сроком на год для завершения образования. В кон. 1708 г. назначен дьяком Оружейной палаты. После перевода в С.-Петербург с авг. 1710 г. занимался организацией Оружейной канцелярии, где под его началом состояло до 219 «приказных и мастеровых разных художеств». В 1711 г. А. было поручено устройство типографии в С.-Петербурге. В 1712 г., получив чин цейхдиректора, стал руководить Оружейной канцелярией и С.-Петербургской типографией. Помимо своих основных обязанностей А. редактировал знаменитые петровские «Ведомости», составлял «Книгу Марсову» (1713) и, по-видимому, первую, к наст. времени утерянную историю царствования Петра I. К 1720 г. руководимая А. типография выпустила 131 издание. Среди печатной продукции типографии полностью отсутствовала религ. лит-ра, а подавляющее большинство изданий печаталось гражданским шрифтом. По замечанию одного из исследователей, «не издав ни одной службы святым, М. П. Аврамов исправно выпустил 5 тиражей недоброй памяти «Объявления розыскного дела и суда... на царевича Алексея Петровича», 3 тиража «Манифеста о винах несчастной царицы Евдокии»». Однако уже в 1717 г., вынужденный издать под давлением ген.-фельдцейхмейстера Я. В. Брюса рус. перевод соч. Х. Гюйгенса «Книга мирозрения, или Мнение о небесных глобусах», А. позаботился представить ее Петру I как богопротивную и добился отсылки всего тиража (30 экз.) в Голландию. Указом от 1 мая 1720 г. Оружейная канцелярия была упразднена, петербургский арсенал, состоявший в ведении А., поступил в Артиллерийскую канцелярию. В февр. 1721 г. типография была передана в ведение Святейшего Синода, а оставшийся без должности А. в авг. того же года назначен асессором в Берг-коллегию. Проект учреждения в России Академии «иконного и живописного художества», поданный А. весной 1721 г., не получил одобрения и остался без последствий. В том же году у А. было конфисковано на «галерное строение» имение Крестин-кирха близ Ладожского оз. в Нейшлотском у.

http://pravenc.ru/text/62976.html

Посох. Россия, 1914 - 1917. Железо, медь 24 сентября 2014 г. 11:00 В Оружейной палате демонстрируют фронтовой священнический посох, последнее пасхальное яйцо Фаберже из императорской коллекции и статут несуществующего российского ордена В Оружейной палате вчера открылась подготовленная Музеями Московского Кремля выставка «О доблестях, о подвигах, о славе...», посвященная 100-летию Первой мировой войны. В расположенных в нижнем парадном вестибюле витринах разместились всего полсотни экспонатов. Но буквально за каждым — интересная человеческая судьба или полудетективная история, причем большинство раритетов демонстрируется впервые. «В наших фондах нет большого количества мемориальных предметов, связанных с Первой мировой войной. В основном мы показываем здесь наследие, эвакуированное в Москву в 1918 году во время наступления немецких войск на Петроград, - объясняет генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. - И даже в нем выделяется настоящая сенсация: подлинный Статут ордена св. Ольги, учрежденного во время Первой мировой войны. Награждать им предполагалось женщин, имеющих большие заслуги в гражданской службе в военное время либо внесших значительный личный вклад в победу над врагом. Любопытно, что статут есть, а самого ордена нет. Документально известно о единственном экземпляре награды, которой была удостоена Вера Панаева (+ 1923) — мать павших на поле брани георгиевских кавалеров офицеров Бориса, Гурия и Льва. Но сам орден до нас не дошел». К редкой разновидности окопного творчества относится священнический посох, изготовленный прямо на позициях из казачьей шашки образца 1910 года, гранаты-лимонки и соединенных крестом четырех патронов от мосинской винтовки. Эту «премьеру» специально отреставрировали к нынешней выставке, хотя находится в основных кремлевских музейных фондах она очень давно. «К сожалению, об этом предмете почти ничего не известно, - говорит куратор выставки в.н.с. Оружейной палаты Василий Новоселов. - К нам он попал после революции из закрытого московского Троицкого подворья».

http://e-vestnik.ru/history/vystavka_v_o...

Как спасали соборы Кремля Налёты авиации нанесли Кремлю ущерб. Фугасные бомбы угодили в Арсенал 15 июня, 2015 Налёты авиации нанесли Кремлю ущерб. Фугасные бомбы угодили в Арсенал Во время Великой Отечественной войны на храмы надели «шапку-невидимку» Иконы увезли, а Наполеона оставили Чтобы сохранить разнообразные ценности, сосредоточенные в Московском Кремле, в начале войны было издано специальное постановление Совнаркома об их эвакуации. Однако коллектив Оружейной палаты приступил к демонтажу экспозиции и упаковке экспонатов без всяких отмашек сверху уже 23 июня 1941 года. Работали круглосуточно, спали по очереди, не покидая музейных стен. После падения Минска 28 июня из подвалов Оружейной палаты стали срочно вывозить сокровища Гохрана. 30 июня 163 ящика с наиболее ценными экспонатами и упакованными в мешки крупногабаритными предметами были погружены в три пульмановских вагона. В 22.00 они убыли с Северного вокзала на восток, станция назначения в документах не называлась. О том, что это Свердловск, стало известно значительно позже. 10 июля туда прибыла третья группа экспонатов. За три рейса из Кремля было вывезено около 70 процентов ценностей, за исключением коллекции экипажей, нескольких тронных кресел, скульптуры Наполеона и крупных предметов, упаковка и транспортировка которых была затруднительна. Обстановка тайны и спешки не позволила размонтировать иконостасы кремлёвских соборов, поэтому первоначально в Свердловск вывезли только пять икон. И всё это почти за две недели до первой бомбардировки! За архитектурными памятниками и находящимися в них экспонатами должны были присматривать музейные сотрудники. Но колокольню Ивана Великого в карман не спрячешь. Что можно было сделать для её спасения? Как сохранить кремлёвские башни и великие соборы, в которых венчались на царство русские цари, короновались императоры, поставлялись митрополиты и патриархи? Как уберечь усыпальницы великих предков? Ведь столица уже стала прифронтовым городом на осадном положении. Звёзды гасили и зачехляли

http://pravmir.ru/kak-spasali-soboryi-kr...

  разделы   рассылка  распечатать Александр Ржешевский Нужна нравственная цензура Источник: Парламентская газета В Совете Федерации состоялась встреча Председателя палаты Сергея Миронова с представителями Клуба православных журналистов, на которой обсуждалась проблема создания общественных советов на российском телевидении, которое, по мнению участников встречи, давно нуждается в нравственной цензуре. Поводом к встрече послужило обращение православных журналистов к Сергею Миронову, в котором говорилось о катастрофической ситуации, складывающейся на телевидении, наносящей ущерб нравственности всего российского общества. Глава холдинга " Радонеж " Евгений Никифоров обратил внимание Сергея Миронова на новый анимационный канал " 2x2 " , где на протяжении долгого времени идет мультсериал " Весе- лые лесные друзья " . " Его содержание направлено на дискредитацию моральных норм и нарушение нравственности общественной морали " , – уверен журналист. И действительно, даже покадровый пересказ вызывает оторопь. На экране льется кровь, английские булавки втыкают в глаза, горло пробивают деревянными кольями. При этом возможность взрослых контролировать просмотр значительно снижена – мультфильм идет в дневное время. В ситуации, когда телевизор зачастую выполняет роль воспитателя в отсутствие взрослых, получается, что ежедневно наших детей посещает воспитатель-садист. Он не собирается в буквальном смысле расчленять наших детей, но он вполне может научить получать удовольствие от чужой боли. Ведь боль – это " прикольно " . Чему, собственно, удивляться, когда у нас появляются битцевские маньяки, идущие на убийство ради убийства. Сергей Миронов полностью поддержал православных журналистов, однако заметил, что категорически против введения цензуры. Спикер уверен, любые ограничения в конечном итоге сведутся к цензуре политической. Он напомнил известный анекдот, когда мастер оружейного завода пытался сделать швейную машинку, а у него неизменно получался автомат Калашникова.

http://religare.ru/2_48936.html

Он продлится до 23 апреля 12 апреля. ПРАВМИР. Фестиваль «Пасхальный дар» начинает работу в Москве 12 апреля. Он пройдет по 23 апреля на 24 площадках в центре города и в 19 городских парках. Для участников фестиваля разработана специальная гастрономическая программа, будет предложено более 600 видов блюд. С 12 по 15 апреля москвичи и гости столицы смогут попробовать более 250 постных блюд, а с 16 по 23 апреля – более 360 блюд пасхального меню, которые приготовят 39 предприятий общественного питания, сообщил глава департамента торговли и услуг города Алексей Немерюк. Гостей фестиваля ждут 30 экскурсий по маршрутам площадок, 70 театральных и концертных постановок, 35 уличных научных программ, 680 творческих мастер-классов, 650 интерактивных программ и восемь тематических выставок. На Пушкинской площади, в Новопушкинском сквере и на Тверском бульваре можно будет увидеть трехметровые макеты колоколов храма Христа Спасителя, колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы, а также макеты Большого колокола Данилова монастыря и Набатного колокола из Оружейной палаты. На Пушкинской площади откроется литейная мастерская «Колокольный завод», на глазах москвичей и гостей столицы будет отлито 14 бронзовых колоколов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 июня, 2023 14 июня, 2023 21 октября, 2016 31 марта, 2017 8 апреля, 2017 18 апреля, 2024 7 апреля, 2024 4 апреля, 2024 10 октября, 2023 28 июня, 2023 14 июня, 2023 21 октября, 2016 31 марта, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/festival-pashalnyiy-da...

Разъяснения некоторых символов и рисунков Краски, которыми напечатана обложка , подобраны по основным цветам древних Софийных икон новгородского извода. – Фронтиспис книги заимствован из книги: Amoris Divini Emblemata , studio et aere Othonis Vaeni concinnata. Antverpiae, ex officina plantiniana Balthasaris Moreti. M. DC. LX. p. 125. – Виньетки воспроизведены из книги: [ Амбодик ], – Symbola et Emblemata selecta изд.]„ – Три прориси Софийных икон на стр. 373, 377, 380 заимствую из статьи Филимонова. Изображение Софийной иконы Третьяковской картинной галереи между стр. 374-й и 375-й воспроизведено по изданию: Н. П. Лихачев , – Материалы для Истории Русского Иконописания. Атлас снимков, ч. II, СПб., 1906, табл. CCLXIII, 487. См. ниже «краткое описание», 54. – Кажется, символический смысл большинства виньеток не нуждается в объяснении. Лишь изображение, помещенное на стр. 143, может оказаться не совсем понятным. Оно представляет военный метательный снаряд, известный еще в древности и называвшийся у римлян murex ferreus , у немцев – Fussangel , y нас на Руси – рогульки железные , подметные или пометные каракули , а, в частности, в Сергиевом Посаде – «Троицкий чеснок» . В простейшем виде, это – железный четырехлапник, лапы которого направлены в углы правильного тетраэдра и снабжены на концах остриями с зазубринами, какие делаются у рыболовских крючков. Каждый из стерженьков имел около ¾ вершка длины, а взаимный наклон их бывал в 120°. Рогулька, представленная на рисунке, имеет, впрочем, некоторое осложнение в виде дополнительных лап. – Остаток таких рогулек от запасов бывшей оружейной палаты Троицко-Сергиевой Лавры хранится в ризнице сего монастыря. – Ясно, что как ни бросить такую рогульку, она всегда расположится устойчиво на трех лапах, тогда как четвертая острием будет торчать вверх. Поэтому, подметные каракули были издавна употребляемы с тою целью, чтобы преграждать дорогу неприятельской коннице: напарываясь на щедро разбросанные снаряды, лошади портили себе ноги и падали, а нападение осаждаемых довершало поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Сегодня в традиционной рубрике «Святая правда» протоиерей Андрей Ткачев объяснит, почему в государственных и житейских делах и, конечно, в жизни духовной нужно быть сдержанным на похвалу самого себя.      Жил-был у евреев царь Езекия. Он менее известен, чем такие люди, как Давид, Соломон или Манассия Нечестивый. Но тем не менее в еврейских летописях он почитается за ревностную борьбу с идолопоклонничеством. Однажды он тяжко болел, и его исцелил Исайя. Повезло ему жить во времена великого Исайи. Болел до смерти. Исайя сказал, что будешь здоров, 15 лет тебе еще приложит Господь. А в знак того, что ты выздоровеешь, тень по лестнице Ахаза поднимется на десять ступеней. Так оно и было. Это чудо разнеслось по всему Востоку. К Езекии начали приходить правители из окрестных царств, земель, посмотреть на него, пообщаться с человеком, облагодетельствованным небесами. Однажды пришли к нему послы вавилонского царя. А Вавилон постоянно искал себе союзников для борьбы с другими империями. Находясь в приподнятом настроении, Езекия повел послов вавилонского царя в оружейные комнаты и в казнохранилище. Показал им золото, серебро, ароматы, оружие, и все-все, чем можно было гордиться царю. Типа оружейной палаты плюс еще казначейство. Об этом узнал Исайя и спросил у царя Езекии: «Что приходили смотреть вавилонские послы?» Тот говорит: «Все, что у нас есть, все показал я им, ничего не утаил, они всё видели». А Исайя сказал интересные слова: «Всё это заберут у тебя, а дети твои будут евнухами при дворе вавилонского царя». Езекия огорчился, безусловно, от этого, и сказал: «Благ Господь, и как Он скажет – так пусть и будет». Но за то, что он был хорошим царем, во время его жизни это все не исполнилось. Когда Езекия приложился к отцам своим, так все и случилось: дети – в евнухи, сокровища разграбили. Так о чем мы здесь говорим, и зачем я, собственно, так говорю? Есть такое явление духовной жизни и материальной – это хвастовство. Когда человек, например, в духовном отношении, разбалтывает все, что про себя знает. А я молился так, а я ходил туда, а я разговаривал с этим, а мне Господь вот это показал, мне вот это приснилось. Духовные болтуны. Это опасное занятие, потому что все выветривается и исчезает. Хорош человек, который умеет таить и молчать. И мысли и мечты твои, как Тютчев писал, скрывайся, питайся ими и таи. И мысли и мечты твои.

http://pravoslavie.ru/108643.html

Москва. Новодевичий монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Новодевичий монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (надвратная над задними воротами) постройки 1683-88 гг. с восточной стороны примыкает к Мариинским палатам. Трехглавая. Выполнена в стиле барокко. На территории Новодевичьего монастыря. Надвратная Покровская церковь с Мариинскими палатами была построена в стиле «московского барокко» в 1683-1688 гг. в годы правления царевны Софьи. Аналогично Преображенской  церкви, Покровская также стоит на широких  южных трехпролетных Покровских  воротах.  Покровская церковь необычная — имеет три главы, размещенные по одной оси с востока на запад. Иконы для иконостаса писали иконописцы Оружейной палаты Кирилл Уланов и Василий Пахомов, а резную раму  выполнили два резчика из Оружейной палаты Иван Тюрин и Мирон Климов.  С восточной стороны Покровской церкви пристроен жилой трехэтажный корпус, примыкающий к южной стене монастыря — Мариинские палаты, в которых жила родная сестра  царевны Софьи, Мария Алексеевна Милославская. Надвратная церковь Покрова 1687-88 гг. постройки. Это вторая надвратная церковь монастыря, которая располагается на одной линии с надвратной церковью Преображения. Она не такая пышная и нарядная, но не уступает в изяществе остальным памятникам московского барокко. Церковь трёхглавая, боковые главы её предназначаются для размещения колоколов. Видно, что Софья позаботилась о том, чтобы, входя в монастырь, люди сразу чувствовали, что вступают в место святое – иначе как объяснить тот факт, что оба прохода в монастырь увенчаны надвратными церквями. Если это действительно так, то можно констатировать с уверенностью – нужный эффект достигнут! Надвратная церковь Покрова и Мариинские палаты Новодевичьего монастыря.К надвратной церкви Покрова вплотную примыкают Мариинские палаты, названные так по имени их знатной обитательницы – сестры Петра I Марии. Это невероятной красоты здание было построено в 1683-1688 гг. и за изящество внешнего убранства названо «Русским теремом». Палаты строились специально для царевны Марии, которая, в отличие от буйной своей сестрицы Софьи, в придворных интригах не участвовала. Но из-за добрых отношений с сестрой-бунтаркой и с первой женой Петра Евдокией (той самой, что после будет жить в Лопухинских палатах) особенным расположением брата царевна Мария, вероятно, не пользовалась.

http://sobory.ru/article/?object=02283

Н.А. Маясова Указатель мастеров 972 Агапова, мастерица Строгановых (уп. в 1680 г.) – с. 55 Анастасия Романовна, жена царя Ивана Грозного (1547–1560), хозяйка мастерской и мастерица – с. 35; кат. 18, 19 Афанасия, мастерица, старица Горицкого (Горского) монастыря (уп. в 1706 г.) – кат. 151 Борис, священник, смоленский знаменщик (уп. в 1516 г.) – с. 9 Борисов Иван, иконописец Оружейной палаты (уп. в 1628–1644 гг.) – с. 50, 51; кат. 98 Бугурлина Акулина Петровна, жена стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина, хозяйка мастерской и мастерица (уп. в 1691–1711 гг.) – с. 63, 73; кат. Васса, мастерица, жившая около Тфоице-Сергиева монастыря (уп. в начале XVII в.) – с. 55 Владимиров Иван, иконописец, знаменщик Серебряной палаты (уп. в 1625–1677 гг.) – с. 48; кат. 79 Волкова Домна (Домникея), мастерица, старица Варсонофьевского монастыря (ул. в 1631–1649 гг.) – с. 11,54 Волонская Ненила, «светлишная писица» Царицыной мастерской палаты (уп. в 1643 г.) – с. 9 Гаврилов Третьяк (Кушников Третьяк Гаврилов), царский иконописец (уп. в 1626–1639 гг.) – с. 47,48; кат. 94 Гомулин Андрей, жалованный знаменщик Золотой и Серебряной палат, словописец (уп. в 1640–1670-х гг.) – с. 47, 51; кат. 101, 119–121 Гомулин Иван, знаменщик Серебряной палаты, словописец (уп. в 1630–1660-х гг.) – с. 10, 46, 47, 51; кат. 80–82 ,85, 86, 87, 92, 96, 99, 100 Горяинова Мария, мастерица Царицыной мастерской палаты (ул. в 1680 г.) – кат. 125 Дашкова Дарья Ивановна, боярыня, хозяйка мастерской и мастерица (уп. в 1673 г.) – с. 9 Дермин Постник (Постник Дмитриев сын Ростовец), жалованный царский иконописец (уп. в 1584–1591 гг.) – с. 9 Евдокия Лукьяновна Стрешнева, жена царя Михаила Федоровича (1626–1645), хозяйка мастерской и мастерица – с. 47; кат. 85–87,89,90,92–96,98, 174 (?) Елена (Олена), княгиня Верейская, хозяйка мастерской и мастерица (ул. в 1466 г.) – с. 56 Зубов Федор Евтихиев, царский жалованный иконописец (V п.в 1647–1689гг.) –кат. 128 Иванов Кирилл, иконописец Оружейной палаты (уп. в 1642–1696 гг.) – с. 50, 51; кат. 98

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСЯТНИКОВ Иван Артемьев, московский иконописец 1-й пол. XVIII в. Происходил, по-видимому, из старинного московского купеческого рода Гусятниковых. Состоял в штате Оружейной палаты Московского Кремля , после ее реорганизации в 30-х гг. XVIII в.- в иконописном цехе. Работал в Москве, в С.-Петербург не вызывался. Последовательно продолжал традиции художественной школы Оружейной палаты, выполнял произведения в «греч. стиле», отразившем эволюцию живоподобного стиля царских мастеров в новой культурной ситуации, с осторожностью воспринял отдельные элементы художественной эстетики барокко. Г. часто путают с шуйским иконописцем Иваном Артемьевым. Первые документальные упоминания о художнике относятся к 1703 г., когда он был свидетелем при заключении договоров на иконописные работы Ивана Ларионова Кирпичёва и Федора Васильева, т. е. в то время Г. уже был сложившимся мастером. В 1709 г. он участвовал в сооружении триумфальных ворот в Москве в связи с празднованием Полтавской победы. В том же году написал 40 новых икон (очевидно, для иконостаса) для Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря и производил там работы по поновлению старых. На службе в Оружейной палате Г. помимо иконописи занимался также непрофильной деятельностью: в 1716 г., после смерти надзирателя Афанасия Вяткина, был назначен ответственным («у дозора») за прием и отпуск ружей и оружейных припасов. В 1718-1719 гг. в составе большой группы московских художников принимал участие в создании иконостаса для ц. Преображения Господня в Ревеле (совр. Таллин) по заказу кн. А. Д. Меншикова. В 1721 г. написал Владимирскую икону Божией Матери с клеймами сказания для ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве (находится в этом храме до наст. времени). С учреждением Святейшего Синода и обустройством Синодального дома Г. был привлечен в 1723-1724 гг. к созданию иконостаса в ц. во имя 12 апостолов в Московском Кремле, где вместе с живописцем Иваном Рефусицким выполнил для местного ряда иконы «Вмц.

http://pravenc.ru/text/168432.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010