Указание святынь и достопримечательностей в придворном большом соборе Кресты с мощами святых По церковной описи. Большая часть крестов, хранящихся в Большом придворном соборе, по времени своего происхождения относится к 17 веку. Принадлежностью большого собора они сделались в прошлом столетии от 1763–1777 года и перешли из разных мест, преимущественно из московской оружейной палаты. В настоящем веке большой собор обогатился 6 крестами, – 5 в благочестивое царствование Николая I и при Императоре Александре II: 11. Крест напрестольный золотой с Распятием, наведенным финифтью, украшен по борту и середине, по местам, алмазами, яхонтами. На рукояти надпись: «В лето 7186 (1678) мая в 31 день, сей животворящий крест Господень, златой, повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея Великие и Малые и Белые России Самодержца построен в церковь Живоносного Воскресения Христова, что у него, Великого Государя вверху». На задней стороне креста надпись мощей, в нем положенных. Цена 1000 рублей ассигнац. Поступил из ризницы дворцовой Воскресенской церкви; прислан из мастерской оружейной конторы в 1775 году 2 марта. 14, 15, 16. Кресты серебряные вызолоченные с мощами святых, имена которых написаны в 10 кружках на задней стороне креста, поступили в 1773 году. 82. Крест золотой, с чеканным изображением распятия Спасителя, украшен по борту средним жемчугом, двумя красными и двумя синими яхонтами. Сверху надглавие на винте с четырьмя по краям жемчужинами, а в середине с изумрудом. В нем находятся мощи святых, имена коих и надписаны, поступил в 1763 году. На обороте в надглавии следующая надпись: «Сим крестом Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, Всея России самодержца, благословил отец Его Государев, Великий Государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всея России». Принят из комнат Императора Павла Вышиной 2 1 / 2 вершка, шириной 1 3 / 4 вершка. 83. Крест почти такой же, с мощами и украшениями, поступил в 1763 году, вышиной 3 1 / 3 вершка, шириной 2 вершка. Оба креста утверждены на пьедесталах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1. В настоящем издании справочника помещены краткие сведения о составе Епархиального Управления, Духовной Консистории, Епархиального Попечительства, о начальствующих лицах духов.-учебн. Заведений, Епархиального Училищного совета и отделений оного, церковноучительских и второклассных школ, Тульского Отдела ИМПЕРАТОРСКОГО Православного Палестинского общества, Тульского комитета Православного Миссионерского общества, Тульского Епархиального Братства во имя Св. Иоанна Предтече, Тульского Епархиального Свечного Завода, Эмеритальной Кассы Духовенства Тульской Епархии, Тульской Епархиальной палаты Древностей, а также о монастырях, благочинных, духовных следователях и приходах епархии, с указанием почтовых адресов приходов. 2. Церкви и села, где для причтов положено казённое жалование, напечатаны курсивом. 1. Епархиальное управление Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Парфений, Архиепископ Тульский и Белевский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Евдоким, Епископ Каширский, Викарий Тульской епархии. 2. Духовная консистория Штатные члены: протоиерей Казанской г. Тулы церкви Феодор Тихвинский, протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Феодосиевской г. Тулы церкви Александр Сенявин и священник Петропавловской г.Тулы церкви Владимир Архангельский и сверхштатный член-протоиерей Воскресенской церкви при Тульском ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО Оружейном Заводе Дмитрий Протасов. Секретарь кол. Сов. Иван Осипович Савич. 3. Епархиальное попечительство Члены попечительства: протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Пречистенской г.Тулы церкви Симеон Соколов, священник Вознесенской г.Тулы церкви Петр Зеленецкий, священник Христорождественской, что в Чулкове, г.Тулы церкви Феодор Глаголев и священник Николо-Завальской г.Тулы церкви Иоанн Смирнов . Скретарь – священник Кафедрального Собора Платон Рачинский. 4. Духовно-учебные заведения Духовная Семинария: Ректор – Архимандрит Корнилий, инспектор – ст. сов. Петр Иванович Повлушков, секретарь – священник Петр Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

30 сентября 2013 г. 10:15 Государственные регалии российских царей и императоров: самая масштабная выставка к 400-летию Дома Романовых В российской столице открылась экспозиция «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле» Это не последний выставочный проект в нашей стране, посвященный 400-летию восшествия на престол первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича (так, интересные юбилейные события еще планируются в Государственном Эрмитаже) – но, пожалуй, самый масштабный и наиболее запоминающийся в ряду себе подобных. Демонстрирующиеся в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» четыре сотни экспонатов, охватывающие четыре с лишним века отечественной истории, бесценны в прямом смысле слова. Ни один из них никогда не только не появлялся на открытых аукционах (что вполне понятно), но даже не покидал кремлевскую территорию (по крайне мере с эвакуации времен Великой Отечественной войны) – и, следовательно, ни разу не оценивался страховыми экспертами. Исторические легенды и были: Крест Мономаха, Держава Мономаха и обе Шапки Мономаха Главный совет посетителям: сколь бы ни было велико искушение сразу же зайти в находящийся ближе к Троицким воротам Патриарший дворец, обязательно осмотрите сначала экспозицию в Успенской звоннице. Иначе непременно «утонете» в посвященной коронациям XVIII – XIX в.в. «имперской» части выставки, где экспонатов значительно больше. И потом будете кусать локти! Ведь в куда меньшем по площади выставочном зале звонницы впервые в истории вне пределов Оружейном палаты собраны все регалии, которыми венчались на царство восходившие на московский престол самодержцы. Это не только всемирно известные легендарная Шапка Мономаха. Не только ее «дубликат» - изготовленная кремлевскими мастерами так называемая Шапка Мономаха второго наряда, которой 25 июля 1682 года венчался одновременно со старшим сводным братом Иваном Алексеевичем будущий первый российский император Петр. Здесь же, в соседних витринах – остальные компоненты царского венчального «набора»: шестиконечный наперсный Крест Животворящего Древа в золотой оправе с серебряной чеканной иконой-ковчегом; бармы (парадное широкое оплечье) двух первых царей из рода Романовых Михаила Федоровича и Алексея Михайловича; расцвеченные драгоценными эмалями золотые скипетр и держава; золотая цепь Михаила Федоровича.

http://e-vestnik.ru/culture/venchaniya_i...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Если Бога не встретил на Земле, то Его не увидишь и в космосе» (Телепрограмма, 09.04.05) (комментарий в русле истории) Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь расположен на берегу Москвы-реки в центре древнего кремля Коломны. С 1350 по 1799 годы на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управляющие Коломенской епархией. В 1799 году Коломенская епархия была упразднена, а архиерей был переведен в Тулу. В опустевший комплекс архиерейской резиденции Митрополит Московский Платон в 1880 году перевел часть братии из Богоявленского мужского монастыря, что на окраине Коломны. Так как в образовавшемся монастыре главный храм был в честь Святой Троицы, то монастырь получил название Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. Основная часть сохранившегося архитектурного комплекса монастыря относится к 80-м годам XVII века. Главный храм обители - Троицкий. Он построен в 1680 году в стиле московского барокко, впоследствии неоднократно переделывался. Троицкий храм соединялся переходом с Архиерейским корпусом. Известно, что некоторые иконы для храма написаны мастерами оружейной палаты, в том числе Тихоновым Филатьевым. Архиерейский корпус сооружен в конце 1682 года по инициативе архиепископа Никиты на месте прежнего епископского дворца. Обновленный после пожара 1777 года, он получил формы раннего классицизма. В 1823 году к его северному торцу примкнула небольшая теплая Сергиевская (Покровская) церковь, строительство которой внесло в архитектуру памятника новые черты псевдоготики. Трехярусная колокольня со святыми воротами в основании - одно из лучших произведений ампира в Коломне. Построена в 1825 году. В начале ХХвека мужской общежительный Троицкий монастырь второго класса насчитывал 15 монахов и 38 послушников.

http://sedmitza.ru/text/401952.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «И по плодам узнается древо» – выставка икон из собрания В.Бондаренко (комментарий в свете веры) Чудо св. Архангела Михаила в Хонех, XVI в. 18 марта в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «И по плодам узнается древо. Русская иконопись XV-XX веков из собрания Виктора Бондаренко». В церемонии открытия выставки приняли участие коллекционер директор Инвестиционного комитета Содружества государств В.А.Бондаренко, член-корреспондент Российской академии наук доктор искусствоведения Г.И.Вздорнов, первый заместитель генерального директора Третьяковской галереи Л.И.Иовлева. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии выставки присутствовал епископ Орехово-Зуевский Алексий. В экспозиции, размещенной в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, представлены 72 иконы, отражающие историю развития русского иконописания в период от раннего XV века до начала XX столетия. Открывая выставку, В.А.Бондаренко подчеркнул, что названием экспозиции стал парафраз евангельского текста: «И по плодам узнается древо» (Мф 7. 17-18). В представлении собирателя многообразие и высокое художественное достоинство русской иконы как «плода доброго» служит свидетельством того, что земля, породившая столь совершенные и прекрасные «плоды», есть также «древо доброе». В названии одновременно нашло отражение и понимание задач современного коллекционирования как деятельного служения отечественной культуре. В.А.Бондаренко, в частности, сказал: Тихвинская икона Божией Матери, XV в. – Я считаю, что русская икона все еще недооценена и хотел бы привлечь внимание широкой общественности к православному искусству. Я не могу понять, почему работы западных иконописцев, например, испанского королевского двора ценятся выше работ русских иконописцев царской Оружейной палаты. Думаю, что сказываются результаты 70-летнего правления того режима, который культивировал пренебрежительное отношение к Церкви и русским православным иконам. Наверно, я плохой верующий, но я очень остро ощущаю свою принадлежность к великой православной культуре России. В дореволюционной России сложились традиции меценатов, которые поддерживали развитие православного искусства. Я планирую создать ассоциацию коллекционеров и искусствоведов, издавать журнал по древнерусской иконописи. Я открыт к взаимодействию с Русской Православной Церковью и рад приветствовать сегодня владыку Алексия и других представителей Церкви, которые присутствуют на открытии выставки.

http://sedmitza.ru/text/396393.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Что такое современная икона? (Телепрограмма 07.02.09) Существует ли современная иконопись или художник лишь воспроизводит лишь старые образцы? Должна ли меняться икона и отзываться на ритм современности? Об этом мы поговорим с гостем программы - искусствоведом Ниной Квливидзе. Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня наша программа будет посвящена иконописи. Что такое современная икона? Существует ли современная иконопись или художник лишь воспроизводит лишь старые образцы? Должна ли меняться икона и отзываться на ритм современности? Об этом мы поговорим с гостем программы - искусствоведом Ниной Квливидзе. Вы можете принять участие в интерактивном опросе. Если Вы считаете, что современная икона может меняться и развиваться. Позвоните по телефону 995811, если Вы думаете, что иконопись должна следовать только древним канонам, наберите 9958112. А начнем мы программу с главной новости минувшей недели - интронизации Святейшего Патриарха Сюжет: Интронизация Патриарха Интронизация избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошла 1 февраля в Храме Христа Спасителя. Во время Литургии, перед чтением Апостола два старейших митрополита Русской Церкви возвели избранного Патриарха на Горнее место и трижды посадили на трон под всеобщее пение «Аксиос» - «Достоин». После этого на Патриарха Кирилла возложили те же священные облачения, в которых проходила интронизация Патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II. По окончании Литургии на Патриарха Кирилла возложили зеленую мантию и патриарший куколь. Ему вручили посох святителя Петра, эту святыню на время интронизации доставили из Оружейной палаты Кремля, где патриарший жезл храниться постоянно. Святейший Патриарх Кирилл: - Ко всем архипастырям, пастырям и чадам Церкви нашей обращаю святые слова апостола Павла «Братья, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны и Бог любви и мира будет с вами. Аминь».

http://sedmitza.ru/text/563564.html

А.А. Половцов Никитин, Иван Никитич Никитин , Иван Никитич, пенсионер Императора Петра Великого, портретный и исторический живописец при дворе Петра I, Екатерины I и Петра II. Род. около 1688 г. в Москве, умер весной 1741 г. Отец его, Никита Дементьевич, был священником в Москве при церкви во имя св. Димитрия Солунского, у Тверских ворот в Белом городе. Первоначально Н. был определен певчим в патриарший хор, а затем перешел в числе лучших певчих патриаршего хора в царский походный хор, где вскоре ему было поручено обучение младших певчих. Отличаясь любознательностью, Н. выучился «счетной мудрости», стал разуметь латынь и, сверх того, пристрастился к живописи. Где он получил первые познания в живописи, в точности неизвестно, но нужно думать, что, будучи вхож, как певчий, в Кремлевские палаты, он имел возможность видеть образцы искусства голландского живописца Корнелиуса Брюейна (который в 1703 г. писал портреты царя Ивана Алексеевича и царицы Прасковьи Феодоровны). Отличаясь большой природной восприимчивостью и способностями, Н. пленился художественными образцами и стал заниматься живописью, сперва рисуя с гравюр, а потом изображая с натуры знакомые лица. Сначала Никитин был учителем «цифири», т. е. арифметики и рисования в Московской артиллерийской школе, а потом состоял при Оружейной Палате. Имея, благодаря этому, возможность часто являться на глаза Государю, Н. вскоре сделался известным Петру Великому и по своим художественным опытам. Заметив его талант, Император Петр I поручил приглашенному на русскую службу живописцу Г. Таннауэру, прибывшему в Петербург после Прутского похода, руководить занятиями Никитина, и это руководительство имело большое влияние на развитие таланта певчего-художника. Увидев, как блистательны успехи Никитина, Петр I решил отправить его в 1716 г., вместе с его младшим братом Романом, Федором Черкасовым, Михаилом Захаровым и Андреем Матвеевым, для усовершенствования за границу, причем оба брата Никитины были отправлены сначала в Италию. Уже в ту пору Петр гордился своим доморощенным художником-портретистом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Ртищев, Михаил Федорович Ртищев , Михаил Федорович, комнатный стольник всех сыновей Царя Алексея Михайловича, воевода, комендант и, наконец, судья Расправной Палаты при Сенате; родился во второй половине 1662 года, скончался в 1720-х годах. По смерти отца своего, комнатного стольника и «ближнего человека» Царя Алексея – Федора Меньшого Михайловича Ртищева, последовавшей 28-го января 1663 года, он остался моложе полугода. На руках матери его, Ульяны Степановны, происходившей из довольно богатого Владимирского служилого рода Навалкиных, остались, кроме него, две дочери: Евдокия и Марья. Ульяна Степановна, по-видимому, скончалась вскоре после мужа, а потому естественно, что в воспитании сироты Михаила родственники его со стороны отца приняли участие очень деятельное. Родственники эти были (не упоминая про отдаленных): дед его, окольничий Михаил Алексеевич, в то время уже маститый старец, живший в Московском Новоспасском монастыре, иногда вызываемый оттуда высоко ценившим его Царем для тайных совещаний; единственный родной дядя Михаила Федоровича – окольничий и дворецкий, знаменитый «милостивый муж» Федор Большой Михайлович Ртищев, и единственная родная тетка – вдова Анна Михайловна Вельяминова, урожденная Ртищева, кравчая и верховая боярыня Царицы Марьи Ильинишны, с которою Ртищевы были, по-видимому, связаны, через родственников своих Соковниных, узами дальнего свойств. Федор Большой Ртищев и жена его Ксения Матвеевна (урожденная Зубова), родители двух дочерей: Акулины и Анны, не имели утешения вырастить сына, а потому Михаил Федорович и оказался единственным внуком и продолжателем рода Михаила Алексеевича Ртищева в мужском поколении. Едва ли он и не жил у дяди Федора большого Михайловича: по крайней мере, положительно известно, что по смерти его он жил у его вдовы в доме их на Знаменке. Давно потеряв этого дядю (ум, 21-го июня 1673), тетку Анну Михайловну (ум. в ноябре 1675 г.) и деда (ум. около 1-го декабря 1677 г.), юный Ртищев, продолжая, вероятно, жить у тетки Ксении Матвеевны (скончавшейся в октябре 1681 г.), сохранил еще покровительство крестного отца и двоюродного дяди своего, боярина и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово, бывшего после Федора Большого Михайловича дворецким и имевшего, в царствование Феодора Алексеевича, огромное влияние; а после его кончины (27-го марта 1680 г.) стал дворецким бывший кравчий с путем, теперь боярин князь Василий Федорович Одоевский, муж Акулины Федоровны Ртищевой, которому, наравне с Хитрово и с мужем старшей из родных сестер Михаила Федоровича – стольником князем Федором Федоровичем Хилковым, поручил его в своем завещании дед.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В. А. Комаровский. Фотография. 1912 г. Владимир Алексеевич (8.10.1883, С.-Петербург - 5.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в. Происходил из носившей графский титул аристократической семьи с давними культурными и художественными традициями. Его двоюродный дед - поэт пушкинской эпохи Д. В. Веневитинов (1805-1827), отец - гр. А. Е. Комаровский (1841-1899), художник-любитель и иконописец, хранитель Оружейной палаты Московского Кремля (90-е гг. XIX в.), старший брат Василий (1881-1914) - поэт Серебряного века. Начальное образование К. получил в московском Императорском лицее в память цесаревича Николая, затем в ялтинской гимназии. Окончив 3 курса юридического фак-та С.-Петербургского ун-та, перешел в имп. Академию художеств, но вскоре покинул ее и стал работать самостоятельно. С 1900 г. участвовал в выставках в Вене, Лондоне и др. городах за границей, а также в Москве в выставках «Союза русских художников», «Московского товарищества передвижных выставок». С 1905 г. произведения К. декоративно-прикладного характера (рисунки вышивок, резьбы по дереву, изразцов и т. п.) экспонировались на выставках «Нового общества художников» в С.-Петербурге. Здесь же была представлена его 1-я церковная работа - эскиз росписи притвора Троицкого собора Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры (1910; архит. А. В. Щусев ). К этому времени относится эскиз мозаики «Благовещение» (частное собрание, Лондон). В 1909-1910 гг. К. совершенствовался в живописи в мастерской Р. Жульяна и Ф. Коларосси в Париже, а также у проживавшего там В. А. Серова. Путешествовал по Италии, изучая произведения искусства раннего средневековья. Являлся членом редколлегии сборников «Русская икона» (издание прекращено в связи с началом первой мировой войны; в 1914 вышло 3 вып.). Принимал участие в деятельности «Общества изучения древнерусской живописи» (ГТГ ОР. Ф. 31. Д. 642. Л. 1-4). Общался с художниками, реставраторами и коллекционерами - знатоками рус. иконы. Делал зарисовки и копии новооткрытых шедевров древней новгородской иконописи в Русском музее императора Александра III в С.-Петербурге. К 1911-1914 гг. относится создание К. совместно с Д. С. Стеллецким иконостаса в древнерусском стиле для ц. равноапостольных Константина и Елены в имении графов Медем «Александрия» под Хвалынском Саратовской губ. (после революции церковь была разграблена и разрушена). В 1912 г. К. женился на В. Ф. Самариной. Тогда же он совершил поездку в

http://pravenc.ru/text/1841826.html

Верх башни этой был низменный шатровой; на нем, по свидетельству Сам. Масквича, в 1611 году, стоял на шаре орел, знамение Московского герба. 1057 По сказанию одного старинного летописца, Иоанн приняв в Московский герб вооруженного всадника, велел поставить его изваяние на возвышенном месте у Фроловских ворот, где В. К. Василий в 1527 году соорудил церковь во имя Св. Георгия Победоносца. Этот герб Московский поверстан в храмовый образ, который, по упразднении Георгиевской церкви, поставлен в трапезе церкви Св. Михаила Малепиа в Вознесенском монастыре. 1058 По указу Царя Михаила Феодоровича, Англичанин, часовой мастер Христофор Головей в 1626 году соорудил на этих воротах пирамидальную башню, доныне существующую, и устроил на ней часы, 1059 вместо старых боевых, о коих упоминает в 1624 году приходная книга Оружейной палаты. Тогда считали часы дня и ночи от восхождения до захождения солнца и обратно. 1060 Барон Мейерберг в 1661 году называет Спасские часы Московскими (horologium Moscoviticum), описывая их следующим образом: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов; эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве». 1061 На картинах коронования Царя Михаила Феодоровича видны на Спасской башне часы с циферблатом и солнцем со звездами. В 1705 году Петр велел переделать Спасские часы по Немецкому обыкновению на двенадцать часов. Мастером был часовщик Еким Гарнов (Garnault). Часы сии были устроены по образцу Амстердамских с танцы. 1062 В Троицкий пожар 1737 г. когда горела и Спасская башня часовая машина была повреждена и не прежде, как в царствование Елисаветы Петровны возобновлена. Настоящие часы башенные железные с огромным медным барабаном (цилиндром), с боем часов, четвертей и курантов, или игральною колокольною музыкой, для которой повешены там 33 колокола. Механизм часов помещен в 4 и 5 ярусах башни. Спасские часы, как главные в городе, служат для поверки времени и распределения занятий. До 1681 года висел там Кремлевский набатный колокол, о котором выше сказано нами. 1063 По указу Царя Михаила Феодоровича в 1628 году, на «Фроловские ворота сделаны были какие-то четыре болвана в суконных однорядках». 1064 При Фроловских воротах издревле состояли особые часовники и воротники; там же находилась до XVIII века Стрелецкая караульня и Опасный караул, которые держала Надворная пехота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010