1Мак.13:16 . Итак теперь пришли сто талантов серебра, и двух сынов его в заложники, дабы он, быв отпущен, не отложился от нас; и мы отпустим его. 1Мак.13:17 . И узнал Симон, что коварно говорят ему; но послал серебро и детей, дабы не возбудить сильнаго ропота в народе и говора: 1Мак.13:18 . погиб Ионафан, потому что я не послал ему серебра и детей. 1Мак.13:19 . И послал детей и сто талантов; но Трифон обманул, и не отпустил Ионафана, 1Мак.13:20 . И после сего двинулся Трифон, чтобы вторгнуться в страну (Иудейскую) и раззорить ее, и кружил по пути в Адор: а Симон с ополчением своим шел супротив его во всяком месте, где он ни проходил. 1Мак.13:21 . Бывшие же в Акре, послали к Трифону послов, побуждающих его придти к ним чрез пустыню, и прислать им продовольствие. 1Мак.13:22 . И приготовил Трифон всю конницу свою в поход; но в ту ночь выпало очень много снега, и он не пошел по причине снега, а двинулся и ушел в Гадаадит. 1Мак.13:23 . Когда же приблизился к Васкаме, умертвил Ионафана; и он погребен тут. 1Мак.13:24 . И возвратился Трифон и ушел в землю свою, 1Мак.13:25 . И послал Симон и взял кости Ионафана брата своего, и похоронил их в Модеине городе отцов своих. 1Мак.13:26 . И оплакивали его все израильтяне плачем великим, и тужили по нем несколько дней. 1Мак.13:27 . И устроил Симон усыпальницу отца своего и братьев своих, и возвысил ее, облицовав тесаным камнем внутри и снаружи. 1Мак.13:28 . И поставил на ней седмь пирамид, одну против другой, отцу и матери, и четырем братьям. 1Мак.13:29 . А у этих пирамид устроил боевыя машины, поставив вокруг великие устои, а на устоях сделал оружейныя палаты в память вечную, на палатах же этих – изваянные корабли так, чтобы их видели все плавающие по морю. 1Мак.13:30 . Эта усыпальница, которую он сделал в Модеине, стоит до сего дня. 1Мак.13:31 . Трифон же поступал коварно с юным царем Антиохом, и умертвил его, 1Мак.13:32 . и воцарился вместо его, и возложил на себя венец Азии, и произвел великое поражение на земле. 1Мак.13:33 . А Симон устроил крепости Иудейския, и окружил их башнями высокими и стенами толстыми, и воротами и запорами, и снабдил крепости снедями.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Вертоград заключенный» Никиты Павловца Никита Павловец. Богоматерь Вертоград заключенный. Около 1670 г. Государственная Третьяковская галерея Никита Павловец — один из известнейших иконописцев Оружейной палаты второй половины XVII в., мастерство которого высоко ценилось русскими государями и современниками . Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю). Возможно, икона имела ряд повторений — списков, однако ни один из них, по всей видимости, не дошел до наших дней. Имеющиеся упоминания о чудотворных иконах «Вертоград заключенный» (в сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина) не содержат описаний, на основании которых можно было бы говорить о существовавшей иконографической традиции. Источником для иконографии композиции «Вертоград заключенный», имевшей особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве под названием hortus conclusus , является библейская Песнь песней, а точнее следующие ее стихи: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15) По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии .

http://pravoslavie.ru/615.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Благодатное Небо Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат. Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5). Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.

http://pravicon.com/info-17

Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» ( Числ. 11:11–14 ). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из крепльших мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня, и даже помимо человеков, по жребию Божию». Интронизация патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения в Успенском соборе Кремля. Для торжества настолования из Оружейной палаты были взяты жезл святителя Петра, ряса священномученика патриарха Ермогена, а также мантия, митра и клобук патриарха Никона . 29 ноября на Соборе была оглашена выписка из определения Священного Синода о возведении в сан митрополита архиепископов Харьковского Антония, Новгородского Арсения, Ярославского Агафангела, Владимирского Сергия и Казанского Иакова. 4. Биография святителя Тихона Святейший патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 г. в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии в семье священника, который вскоре после рождения сына был переведен в уездный город. С ранних лет душа мальчика, которого отец постоянно брал с собой на службу, горела тихой любовью к храму. Образование он получил в духовном училище родного города, в Псковской семинарии и Петербургской академии. Скромный, благодушный юноша, всегда готовый помочь друзьям, он снискал привязанность товарищей по учению. Семинаристы называли его в шутку архиереем, а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его за серьезность и степенность нрава патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Более значения имеет разница в том и другом экземпляре среди подписей 20 . Сохранилась запись царского указа о том, в каком порядке должно было «прикладывать руки к утверженной грамоте» (см. на стр. 4-ой примечание). Указ этот не вполне был соблюдён: чины «Освященного Собора» подписались не в трёх местах грамоты, в зависимости от их положения, как предписывалось указом, а все вместе, в начале грамоты, впереди светских членов Земского Собора 1613 года; последние соблюли приблизительно предписанный порядок, сперва бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, затем чашники, стольники, стряпчие и т. д. кончая «выборными всякими людьми, которые на Москве для государского обиранья» 21 . Бояре, окольничие, кравчей и чашник в обоих экземплярах, за небольшими изменениями, подписались в одном и том же порядке 22 ; но среди дальнейших подписей большая перемена: стольники, стряпчие и др. чины на одном экземпляре грамоты подписывались в одном между собой порядке, а на другом – в другом. Кроме того встречаются: а) видоизменение подписей: 1) в Архив. экземпляре князь Алексей Львов дважды подписался: сперва за князя Юрия Сулешева (без звания «стольник»), потом ещё отдельно за себя; в экземпляре Оруж. Палаты обе эти подписи соединены в одну; 2) в Архив. экземпляре имеется одна подпись Солового Протасьева за себя и кн. Солнцова, в экземпляре Оружейной Палаты – две: одна за кн. Солнцова и другая за себя. – И б) отсутствие некоторых подписей в том или другом экземпляре грамоты. Так в Архивском экземпляре нет следующих подписей, имеющихся в экземпляре Оружейной Палаты: 1) стольника Богдана Мих. Титова, 2) Максима Титова, 3) Ивана Селонского, 4) из Серпухова Высоцкого монастыря архим. Иосифа и Троицкого протопопа Василия за себя и за выборных дворян Федора Арцыбушева с товарищами, 5) из Алексина выборного Игнатия Дошкова за себя и товарищей, 6) из Ярославля Алексея Теприцкого и Семена Данилова за себя и за товарищей, 7) Бежецкого верха выборного Никифора Недовяскова за себя и за товарищей, и 8) расписки стряпчего Бутурлина за стольника князя Василия Масальского (имеется подпись Бутурлина только за себя). С другой стороны в Архивском экземпляре имеются подписи, отсутствующие в экземпляре Оружейной Палаты: 1) стряпчего Игнатия Михнева, 2) стольника Богдана Нагова, 3) Моисея Глебова, 4) казанца Степана Змеева, 5) из Нижнего Новгорода выборного Мисюря Соловцова и 6) расписка выборного из Мценска Ив. Черемисинова за товарища своего Григория Толубеева (в экземпляре Оружейной Палаты Черемисинов расписался только за себя).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Оружейная палата Оружейная палата, издревле составляя важную принадлежность Государева двора, заключала в себе заветное Царское оружие наступательное и оборонительное, холодное и огнестрельное, знамена и трофеи; к ней присоединились государственныя сокровища, состоящие в священных утварях Царского сана, разных нарядах и узорочьях, в драгоценных камнях, посуде золотой и серебряной, разной рухляди, богатой конской сбруе и Царских экипажах. По существу своему, все такие предметы или драгоценности или достопамятности, любопытные и важные в материальном, художническом и историческом отношении. В них проявляется для нас значение, обрядность и велелепие прежнего Двора. В этом государственном Музее представляются нам памятники быта домашнего и государственного, военного и гражданского. В состав нынешнего хранилища Государских сокровищ вошли Мастерская Государева и Оружейная Палата, отделения Казенного и Конюшенного приказа. Издревле Государские регалии, суды т. е. посуда, золотые и серебряные, драгоценные ткани и разные узорочья, или так называемая казна, хранились на Казенном дворе 925 , известном с XV века. Учреждением в 1511 году Оружейничего положено начало Оружейного Приказа. Казна была большая, казна Царей, Цариц, Царевен и Царевичей. При Царе Иоанне Васильевиче в 1547 году сгорела Оружничья палата, 926 где хранились древнейшие оружие его предков. Из современных Польскому нашествию писателей известно уже, какую утрату потерпела тогда Царская казна. В Троицкий пожар 1737 года огонь проник в Мастерскую и Оружейную палаты, где загорелись полы и рамы в окнах, так что присутствующие и приказные с опасностью своей жизни спасли казенные вещи и уборы, посуду и дела; но не могли охранить верхней палаты, где лежали Шведские пленные знамена и кавалергардского корпуса убор. 927 Оружейная палата находилась между Архангельским и Благовещенским соборами. По указу Императрицы Елисаветы Петровны, 1761 г. Марта 2, начато там строение каменной галереи для помещения в ней и хранение вещей Оружейной палаты; но при закладке Баженовского дворца 1773 г. сия галерея была сломана, а палата перемещена в дворцовые здания, бывшие на месте нынешних кавалерских корпусов и отчасти Александровской улицы. В 1806 году, по плану архитектора Еготова, на месте старого Годунова двора сооружено здание для Мастерской и Оружейной палаты, где и доныне они находятся. Теперь для нее сооружается новое огромное здание у Боровицких ворот по плану Тона, утвержденному Императором Николаем I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Выставка «Кремль в 1812 году: война и мир» открылась в Оружейной палате Москва, 4 октября 2012 г. Познакомиться с историей Музеев Московского Кремля времен Отечественной войны 1812 года москвичи и гости столицы смогут на выставке в Оружейной палате. Экспозиция под названием «Кремль в 1812 году: война и мир» открылась 4 октября. Куратор выставки Василий Новоселов рассказал в интервью корр. ИТАР-ТАСС , что на смотре представлено 109 экспонатов, большая часть которых из Музеев Московского Кремля, созданных в 1806 году. Также представлены документы из Российского государственного архива древних актов, Российского государственного военно-исторического архива и две картины из Государственного музея архитектуры имени Щусева. «Временные рамки выставки - лето 1812 года - 1818 год: от военных действий до воцарения мира в Европе, - пояснил куратор. - Первый экспонат смотра - журнал, в котором 18 июня 1812 года отмечено посещение императором Александром I Грановитой палаты и Царских теремов». Экспозиция разделена на три части. Первая посвящена эвакуации кремлевских реликвий и сокровищ. «Это был первый случай эвакуации собрания в отечественной истории музейного дела, - рассказал Новоселов. - Надо заметить, что в названии выставки слово " мир " означает не общество, а мир культуры, который необходимо сохранять». По словам куратора, экспонаты музея были отправлены в Нижний Новгород за два дня до входа французов в Москву. Особое внимание в этом разделе уделено личности Александра I: посетители увидят личные вещи из кабинета императора, его мундир, награды, оружие/охотничье ружье и два пистолета, подаренные императором Александром I музею/. Вторая часть выставки рассказывает о возвращении кремлевских сокровищ и реликвий в Москву и восстановлении музея. Здесь представлены редкие документы о награждении сотрудников Оружейной палаты, участвовавших в спасении музейных ценностей. Третья часть экспозиции повествует об изгнании наполеоновских войск из России и триумфальном входе русских в столицу Франции. Посетители увидят памятные медали, запечатлевшие путь русской армии от Бородинского поля до Парижа, благодарственные письма властей французской столицы и города Мобеж, поднесенные генерал-губернатору Парижа Фабиану Остен-Сакену и командующему русским оккупационным корпусом во Франции князю Михаилу Воронцову. Посетителей заинтересуют и такие уникальные экспонаты, как часы, принадлежавшие адъютанту графа Ростопчина, по которым давался сигнал о поджоге Москвы; автографы Наполеона, более 60 писем, перехваченных русскими войсками; письма ближайших соратников французского военачальника; сервиз маршала Луи Александра Бертье, подаренный ему Наполеоном. Выставка в Парадном вестибюле Оружейной палаты будет открыта до 10 января 2013 года. 4 октября 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/56504.html

Положенное начало не могло не найти продолжения в последующее царствование, когда столь напряженное внимание, было обращено на все стороны церковной и общественной жизни. Ещё до учреждения Святейшего Синода встречаемся с рядом именных высочайших указов, устанавливающих, утверждающих и разъясняющих порядок надзора и наблюдения за иконописной частью. 7 февраля 1707 г. Петр Великий особым именным указом повелел: «лучшего ради благолепия и чести св. икон имети о них в художестве управление и повелительство духовное, по апостольским и святых отец правилам его преосвященству преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому и Муромскому. А в искусстве того иконного и иконописного художества над художниками иконописного о живописного письма, которые пишут святые иконы, надзирать в преискуссных изуграфу Ивану Петрову, сыну Зарудному, которому смотреть, чтобы художники святых икон писания, святые иконы писали благолепно и удобно по древним свидетельствованным подлинникам и образам искусным писанием, и того блюсти и смотреть ему, Ивану, с великим прилежанием, чтобы те художники были доброжительные и жития честного и исправляли бы то художество в чистой совести, кроме пьянства и кощунства. И для оного надзирательства и свидетельства ему, Ивану, приискать удобные палаты, где сие управлять можно. И тое все ему, Зарудному усматривать и управлять с ведома его преосвященства с духовным послушанием». При этом Зарудному было дано официальное наименование «суперинтенданта». Объявляя настоящий указ Зарудному, духовный приказ уполномочивал Зарудного послать от себя указы на Москву и во все города «чтобы всякого чина и сана вышеописанных изуграфств мастеров, где обрящутся, объявляли для изряднейшего свидетельства и исправления». 308 Зарудный со своим учреждением недолго оставался в ведомстве Духовного приказа. 3 февраля 1710 г. начальником оружейной палаты, князем Гагариным, объявлен был новый высочайший указ, коим повелевалось учреждению Зарудного – «палате изуграфств» быть в ведомстве оружейной палаты, а самому Зарудному, относительно денежного и хлебного оклада, быть на том положении, какое занимал Курбатов. Во исполнение этого высочайшего повеления истребованы было из Духовного приказа в оружейную палату состоявшиеся о Зарудном распоряжения и сам Зарудный, для определения его к порученной ему должности, на том основании, что «по Его же Императорского Величества прежним указом вышеупомянутого иконописания и живописания мастера искони ведомы в оружейной палате и против именных указов пишут в оружейной палате всякие святые иконы, такоже и всякие вещи подобные почасту».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Алексеев Василий: В прошедшую пятницу я и мой класс поехал на экскурсию в Оружейную палату Кремля.  Там мне довелось увидеть невероятное количество драгоценностей. Глаза разбегались в разные стороны. Но все-таки оружие мне было интереснее всего. Пики, булавы, ружья, мушкеты, мечи. Впечатлили кони, закованные в броню. Теперь я представляю, как же выглядел царский конь, как были вооружены немецкие рыцари, какие доспехи были одеты на их лошадях.  Экскурсия мне очень понравилась. Серкова Анна: В Оружейной палате было очень много красивых вещей. Мне особенно понравились наряды русских цариц. По моде тех времен женщины должны были иметь невероятно тонкие талии, мода эта пришла из-за границы, в России раньше ценили полных женщин. Узнала много интересных фактов о великих князьях и княгинях. Не хотелось уходить их Оружейной палаты, до того там было интересно, мне все понравилось. Менькова Анна: Недавно наш класс побывал в Оружейной палате, рада, что посетила эту экскурсию. Там было действительно очень красиво.  Нам показали подлинные личные вещи русских императоров и императриц. Меня удивило, то что девушки и замужние женщины того времени должны были иметь такие тонкие талии. Наши девочки даже попытались затянуть свои талии до их размеров, и это оказалось непросто.  Еще мне понравилось, что на экскурсии в этом музее выдают аудиосистему с наушниками, ей удобно пользоваться и так лучше слышно.  Экскурсовод рассказала нам много интересных вещей, фактов из жизни русских царей и цариц. Цветкова Диана: 11 декабря мы с классом сходили на экскурсию в Оружейную палату. Больше всего мне понравились оружие, украшения и колокол. Колокол был холодный на ощупь. Экскурсовод разрешила нам его потрогать, некоторые ребята даже обнимали его. Этот колокол был наказан царицей Екатериной Великой за то, что в него звонили вовремя бунта.  В Оружейной палате было выставлено много различных украшений, мне особенно понравились рассматривать необычные драгоценные камни, которые были вставлены искусными мастерами в украшения.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/850...

Арх.: РГАДА. Ф. 396 (Оружейная палата). Лит.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописания. М., 1850; Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. СПб., 1877-1883. 2 вып.; Филимонов Г. Д., Яковлев Л. П., сост. Опись Московской Оружейной палаты. М., 1884-1893. 7 ч. в 10 т.; Ровинский. Обозрение иконописания; Успенский А. И. Царские иконописцы; он же. Столбцы бывш. архива Оружейной палаты. М., 1912-1914. 3 вып.; Грабарь И. Э. Симон Ушаков и его школа// Он же. История рус. искусства. М., 1913. Т. 6. С. 425-454; Гос. Оружейная палата Моск. Кремля: Сб. науч. тр. по мат-лам ГОП. М., 1954; Овчинникова Е. С. Портрет в рус. искусстве XVII в. М., 1955; она же. Иосиф Владимиров: Трактат об искусстве//ДРИ. 1964. [Вып.:] XVII в. С. 9-61; Молева Н. М. Цеховая организация художников в Москве XVII-XVIII вв.//ВИ. 1969. 11. С. 43-54; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984; Павленко А. А. Организация живописного дела в Москве во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.: АКД. М., 1989; Бусева-Давыдова И. Л. О концепциях стиля рус. искусства XVII в. в отеч. искусствознании//Проблемы рус. средневек. худож. культуры. М., 1990. С. 107-117. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 7); она же. Новые иконогр. источники рус. живописи XVII в.//Рус. искусство позднего Средневековья: Образ и смысл. М., 1993. С. 190-206; она же. Восток и Запад в рус. культуре XVII в.: К проблеме нац. самоидентификации//Рус. искусство между Западом и Востоком. М., 1997. С. 85-103; она же. О духовных основах поздней рус. иконы//Вопросы искусствознания. 1997. 1. С. 182-196; она же. «Свое» и «чужое» в рус. культуре XVII в.//Искусствознание. 1998. 2. С. 293-302; она же. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия 17-го ст. М., 2008; она же. «Школа Оружейной палаты» и старообр. иконопись: К постановке проблемы//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2011. Вып. 13. С. 255-271; Силаева Е. И. Произведения иконописцев Оружейной палаты Моск. Кремля из собр. Останкинского дворца-музея: Кат. М., 1992; Смирнова Э. С.

http://pravenc.ru/text/2581581.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010