Мон-рь прп. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне Мон-рь прп. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне Тем не менее в сер. VI - нач. VII в. христ. культура Палестины сохраняла свое значение. В сер. VI в. в мон-ре аввы Серида в Газе подвизался прп. Варсонофий Великий , к-рый не покидал своей келлии, но пользовался огромным авторитетом как среди монахов, так и среди мирян. В своих наставлениях он отвечал на множество вопросов самого разного рода, к-рые присылали ему паломники (Ibidem). Учеником прп. Варсонофия был прп. Дорофей Газский (2-я пол. VI в.), составивший сб. «Вопросы и ответы» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна, послания, поучения и др. тексты, необходимые в жизни монашеских общин. Он выписывал правила монашеской жизни у отцов Церкви святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста. В 40-50-х гг. VI в. монахом лавры св. Саввы и Новой лавры был Кирилл (ок. 525 - после 557), уроженец Скифополя, свидетель борьбы Церкви с оригенизмом. Его перу принадлежат лучшие описания истории подвижничества в Палестине: Жития преподобных Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Иоанна Молчальника и др. Среди подвижников нач. VII в. наиболее известен прп. Георгий Хозевит ( Antonius Chozibita. Vita S. Georgii Chozibitae/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. Vol. 7. P. 97-114, 336-359). С 80-х гг. VI до нач. VII в. мон-ри Палестины и св. места неоднократно посещал блж. Иоанн Мосх (ок. 550-619), подвизавшийся в Египте и на Синае. Его кн. «Луг духовный» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit.), посвященная подвижникам всего этого региона, имеет большое значение для традиций как палестинского монашества, так и всего христ. мира. О патриархах ИПЦ этого периода сохранилось мало сведений. После того как в 563 или 564 г. Иерусалимский патриарх Евстохий был заподозрен имп. Юстинианом в оригенизме и низложен, на престол вернулся патриарх Макарий (564 - ок. 575), к-рый должен был публично отречься от связей с еретиками. Патриарх Амос (594-601) был, вероятно, монахом с Синая. При нем возник новый церковный конфликт: игум. Новой лавры Афанасий по неизвестной причине долго не хотел признавать Амоса патриархом, но после письменного увещевания, полученного от папы Римского св. Григория I Великого, примирился с ним ( Nau F. Le texte grec des récits du moine Anastase sur les saints pères du Sinaï?//Oriens Chr. 1902. Bd. 2. S. 87-88). Взаимоотношения патриарха Амоса с нек-рыми др. монашескими общинами, видимо, так и не сложились. После его смерти имя патриарха не поминалось в диптихах среди Иерусалимских патриархов. Два следующих патриарха в отличие от большинства своих предшественников были выходцами не из Палестины, а из К-поля: Исихий (601-609) до Патриаршества был игуменом столичного мон-ря акимитов, а Захария (609-614) - одним из пресвитеров и скевофилаксом собора Св. Софии. Сведения о причинах их поставления на Иерусалимский престол отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/293788.html

ПАПИЙ Папий, мч. Коринфский (пам. 31 янв.) - см. в ст. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий ПАПИЙ (1-я пол. II в.), св. (пам. зап. 22 февр.), еп. Иераполя (ныне Памуккале, Турция), раннехрист. писатель, один из мужей апостольских 519-523 ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия) 523-525 ПАПИЛА сщмч. Фиатирский (пам. 13 окт.) - см. в ст. Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника, мученики Пергамские 524-525 ПАПП (Памво), прп. Критский (пам. в Соборе всех преподобных отцов) - см. в ст. Папп, прп. (пам. греч. 3 июня) ПАПРАЧА муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Зворникско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви 525-526 526-530 ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ [Папское гос-во, Церковное гос-во], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв. 530-536 ПАПСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ см. в статьях Академии папские, Институты и факультеты папские, Коллегии папские, Университеты папские ПАПСКИЙ БИБЛЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ высшее учебное заведение Римско-католической Церкви, центр исследований в области библеистики 536-537 ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ [Независимое Государство Папуа-Новая Гвинея], государство в Океании, расположенное в юго-зап. части Тихого океана, к северу от Австралии 537-543 ПАПУЛИН Николай Андреевич (ок. 1779 - 1858), глава федосеевцев Костромской губ., купец 2-й гильдии 543-545 545-557 557-558 559-560 560-570 ПАРАЛИТУРГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ чинопоследования подчеркнуто драматического характера, совершаемые в контексте общественного богослужения ПАРАЛЛАГИ [изменять, частично совпадать], в греч. церковном пении вид подготовки к исполнению мелоса 570-573 ПАРАМАН в рус. монашеской традиции 4-угольный плат с изображением Голгофского креста и надписью по периметру, цитирующей Гал 6. 17 573-574 ПАРАМИТЫ [«совершенство», «превосходство»], в буддизме, преимущественно в махаяне - одна из 6 или 10 религ. добродетелей (совершенств), к-рые ведут к нирване

http://pravenc.ru/vol/liv.html

1111, до 24 мая – смерть Николая Грамматика 1111, ноябрь – 1112, апрель – осада Тира Балдуином ок. 1111 – посольство Алексея к Мухаммеду 1111, декабрь –1112,апрель – посольство Алексея к Балдуину 1111–1112 (?) – мятеж Михаила из Амастриды 1111–1112 (?) – мирный договор с сельджуками 1111–1112, зима-лето – пребывание Алексея на Херсонесе Фракийском 1112, январь – смерть Бертрана Тулузского 1113, весна-осень – кампания Алексея против сельджуков 1114, ноябрь – прибытие Алексея в Филиппополь 1115, лето – дискуссия Алексея с павликианами в Филиппополе 1116, лето-осень – кампания Алексея против Мелик-Шаха II 1116, осень (?) – реорганизация приюта св. Павла 1117 – гибель Мелик-Шаха II 1118, 15 августа – смерть Алексея I Комнина 1122 – Вормский конкордат 1126 – начало мятежа Константина Гавры в Трапезунде 1133 (?) – смерть Ирины Дукены 1135–1136 – поход Uoahha II в Киликию и Сирию 1136, до октября – смерть Никифора Вриенния 1143, 8 апреля – смерть императора Иоанна Комнина 1153–1155 (?) – смерть Анны Комниной Указатели УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Аарон 342, 343, 598 Аарон, библ. 282, 565 Аарон, сын царя Ивана-Владислава 598 Аарон, шурин императора Исаака I Комнина 598 Ааронии 341, 598 Абасг 512 Абд-аль-Асиз 590 Абела 388–390 Абелярд 135, 488 Абуль-Касим 22, 190–197, 199, 217, 522, 525, 526 Абу-Хайан, см. Пухей Авраам 465 Агамемнон Атрид 207 Агарь 465, 557 Агелай 155 Адельфий 622 Адемар Монтейльский 565,584 Адмет 61, 444 Адонис 398 Адонтц Н. 550, 594 Адралест 359, 361 Адриан, император римский 616 Адриан Далассин 130, 478 Адриан Комнин, брат Алексея I 11, 123, 204, 209, 210, 234, 242, 257, 258, 463, 476, 507, 508, 550 Адриан Комнин, племянник Алексея I 589 Аид 326 Алакасей 270–272 Александр (Парис) 72 Александр Евфорвин (Форвин) Катакалон 199, 200, 247, 337, 528 Александр Кавалика (Александр Кавасила?) 220, 538 Александр Кавасила, Кавасила 145, 351, 355, 538 Александр Македонский 44, 56,214, 253, 418, 440, 596 Александр Синадин 464 Александридес К. 626 Алексей, дука Корфу 319, 320, 587 Алексей, племянник Алексея I Комнина 327, 335, 345, 347, 348, 358, 362, 589, 595

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

скирофорион (июнь – июль). Время семи мудрецов 640 (ол. 35,1) или 624 (ол. 39,1) – род. Фалес Милетский (137) 628–625 (ол. 38) – приход к власти («расцвет») Периандра Коринфского (I 98). Его современник – Фрасибул Милетский (I 98), покровитель Фалеса (I 27) 621 – законы Драконта в Афинах (I 56) 612 (ол. 52,1) – расцвет Питтака Митиленского: он низлагает тиранна Меланхра (I 74, 79) Ок. 610 (ол. 42,3) – род. Анаксимандр (II 2) Ок. 607 – война Афин с Митиленами, единоборство Питтака с Фриноном (I 79) Ок. 600 – война Афин с Мегарами за Саламин по призыву Солона (I 46–48) 596–593 (ол. 46) – Эпименид очищает Афины от скверны (I) 594 (ол. 46,3) – законы Солона в Афинах (I 62) 590–580 – тиранния Питтака в Митиленах (I 74); Алкей и Сапфо – его современники 588–584 (ол. 48) – скиф Анахарсис в Афинах (I 101) 585 – расцвет Фалеса: он предсказывает солнечное затмение во время войны Лидии и Мидии. Род. Анаксимен 584 – ум. Периандр Коринфский (I 95) 582 (ол. 49, 3, архонт Дамасий) – легенда о треножнике, который помог определить семерых мудрецов (I 22, 28–33). 572–569 (ол. 52) – расцвет баснописца Эзопа, современник Хилона (I 72) 570 (ол. 52,3) – ум. Питтак (I 79). Род. Пифагор 561 – первая тиранния Писистрата в Афинах, Солон выступает против него (I 49) 560–557 или 556–553 (ол. 55–56) – Хилон – эфор в Спарте (168) 560–546 – царь Крез Лидийский, покровитель семи мудрецов 559 – ум. Солон Время досократиков 546 (ол. 58,3) – война Креза с Киром; Фалес помогает Крезу перейти Галис (I 37–38). Взятие Сард Киром. Смерть Фалеса и Анаксимандра (II 2), расцвет Анаксимена (II 3) 544–541 (ол. 59) – расцвет Ферекида Сиросского (I 121). Пифагор – его ученик (VIII 2) 540–536 (ол. 60) – расцвет Пифагора (VIII 45). Расцвет Ксенофана Колофонского (IX 20) Ок. 532 – Поликрат – тиранн Самоса. Пифагор уезжает в Италию (VIII 3) 528–525 (ол. 63) – ум. Анаксимен (II 3) 511 – война Кротона против Сибариса, предпринятая пифагорейцами 509 – реформы Клисфена, установление демократии в Афинах 504–500 (ол. 69) – расцвет Гераклита (IX 1). Расцвет Парменида (IX, 23)

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

469. Алфавитный патерик. 470. Слово 8, состоящее из изречений аввы Исаии, собранных учениками его. 471. Слово 8. 472. Слово 8. 473. Слово 8. 474. Слово 8. 475. Слово 8. 476. Слово 8. 477. Слово 8. 478. Слово 8. 479. Слово 8. 480. Слово 8. 481. Слово 8. 482. Слово 8. 483. Слово 8. 484. Слово 8. 485. Слово 8. 486. Слово 8. 487. Слово 8. 488. Слово 8. 489. Слово 8. 490. Слово 8. 491. Слово 8. 492. Слово 8. 493. Слово 8. 494. Слово 8. 495. Слово 8. 496. Слово 8. 497. Слово 8. 498.  И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на египтян; после того он отпустит вас отсюда… Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых (Исх. 11. 1–2). 499. Исх. 12. 36. 500. Слово 8. 501. Слово 8. 502. Слово 8. 503. Слово 8. 504. Слово 8. 505. Слово 20. 506. Слово 22. 507. 1 Кор. 15. 50. 508. Слово 22. 509. Мф. 7. 7. Слово 22. 510. Слово 27. Это слово состоит из изречений преподобного Исаии, которые слышал от него и записывал авва Петр. 511. Слово 27. 512. Слово 27. 513. Слово 27. 514. Слово 27. 515. Слово 27. 516. Слово 27. 517. Слово 27. 518. Слово 27. 519. Слово 27. 520. Слово 27. 521. Слово 27. 522. Слово 27. 523.  …доколе еще дыхание мое во мне (Иов. 27. 3). 524. Слово 27. 525. Слово 27. 526.  наследовать. 527. 1 Кор. 15. 50. 528.  …если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1 Кор. 3. 3.) 529. Слово 27. 530. Слово 27. 531. Слово 27. 532. Слово 27. 533. Слово 27. 534. Слово 27. 535. Слово 27. 536. Слово 27. 537. Слово 27. 538. Слово 27. 539. Слово 27. 540. Слово 27. 541. Слово 27. 542. Слово 27. 543. Слово 27. 544. Слово 27. 545. Слово 27. 546. Слово 27. 547. Слово 27. 548. Слово 27. 549. Слово 27. 550. Слово 27. 551. Слово 27. 552. Слово 27. 553. Алфавитный патерик. 554. Алфавитный патерик. 555. Алфавитный патерик. 556. Алфавитный патерик. 557. Алфавитный патерик. 558. Алфавитный патерик. 559. Алфавитный патерик. 560. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

805), Аполлос, которому усвояется и послание к Евреям (II: 462–7. 591,533. и ср. 951,865. III: 16); автор Прем. Солом, и псевдогераклитовы письма (II: 457–8). Разные греч. философские стихии в Пр. Сол. (II: 441,29. 447 сл. 459. 930,726. 1109,1008): Анаксагор; (II: 633), Анаксимандр (II: 454), Гераклит (II: 456 сл. 630. 633. 1109. 1140,1250. 1153), пифагорейство (II: 454. 480. 544), Сократ (II: 454), платонизм (II: 455–477. 479–480; 497,317 и 526 [Phaedo 81 С]; 525 сл. 528 [Phaedo 81 В]; 544. 549 [Phaedo 63. 69. 80]; 593. 594. 613. 630. 633. 634. 1153. 1281), стоицизм (II: 455. 456. 544. 620. 621. 630. 632–3. 634. 635. 659 сл. 714. 722. 1281); египетские влияния (II: 1153:); парсизм (II: 550). Дуализм (II: 477 сл. 514–5. 517. 525 сл. 542. 557. 576. 1281). Предвечная материя (II: 477. 479. 481–2. 557–8). Предсуществование душ и падение их (II: 478. 482–501. 523. 557. 716. 807,1254. 1281). Вечность души и отрицание воскресения (И: 480. 501–2. 530. 593). Уничтожение душ (II: 483. 495), факультативное бессмертие и апокатастасис (II: 552). Praestabilita harmonia души и тела (II: 483. 495). Предопределение (II: 710. 713–720. 748). Теология Пр. Сол.–еврейская (II: 446. 460. 542. 545. 548. 552. 555. 572. 578. 613. 688. 807. 983,5. 1046), как и внешняя ее форма (II: 446–7). Националистический партикуляризм Пр. Сол. (II: 621. 756– 9. 761). Бог в отношении к миру (II: 621. 756–9. 761). Мессия и искупление (II: 549. 554). Премудрость (София) и дух, Слово (Логос) и Христос (II: 630 сл. 637,766. 639–640. 641. 643,808. 647. 648–9. 650,816. 652. 653 сл. 662–3. 663–5. 807,1254. 1282). Грех (II: 544,422) по соотношению с телесностию, не греховною натурально или эссенциально (II: 540 сл. 545 сл.). Первоначальное блаженство людей и грехопадение (II: 504–517). Воскресение людей (II: 628)–телесное (II: 503. 520. 550–1. 553. 797. 1046. 1109,1008). Язычество по изображению Пр. Сол. (II: 771–3. 790. 791 сл. 798 сл.). Предположения, якобы Ап. Павел многое заимствовал из кн. Пр. Сол. и под влиянием ее склонился к эллинизму (II: 468–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   Византийцы, ромеи, греки — passim    Влахи 22, 26, 232, 267, 268, 503, 506, 507, 530, 540, 541, 554    Генуэзцы 316, 585    Германцы, см. также немцы 319, 338, 472, 503, 561    Геты (торки) 131, 484    Гипербореи 524    Гунны (торки) 214    Даки (венгры), см. также угры 131, 384, 396    Далматы (сербы), см. также сербы 187, 220, 240, 241, 263, 328, 463, 548    Евреи, см. также иудеи 307    Египтяне 607    Исмаилиты (турки, арабы) 274, 276, 369, 391, 393, 525, 557    Испанцы 596    Италийцы 63, 171, 172, 336    Иудеи 565    Карфагеняне 599    Кельтиберы (испанцы) 338    Кельты (выходцы из стран Западной Европы), см. также латиняне, франки 57, 64, 147, 150—154, 159, 162—166, 168, 169, 176, 178, 192, 193, 202, 203, 219, 232, 236, 275—278, 285, 287, 289, 291—302, 304, 305, 307, 310, 312, 316, 317, 320, 322, 327, 334, 337, 351—358, 361, 373, 381, 384—386, 388, 406, 442, 446, 504, 561    Киликийцы 55    Критяне 246    Куманы (половцы), см. также скифы 208, 213—215, 233—240, 266—274, 384, 394, 396, 397, 528, 542, 543, 555, 556    Лакедемоняне, см. также лаконцы, спартанцы 195    Лаконцы, см. также лакедемоняне, спартанцы 216    Латиняне (выходцы из стран Западной Европы), см. также кельты, франки, норманны 21, 26, 44, 82, 134, 141, 147, 151, 153, 159, 162—164, 167—170, 172, 176, 177, 185, 188, 193, 196, 202, 203, 209, 210, 214, 217, 219, 222, 278—282, 284—286, 288, 289, 291—296, 299—302, 306, 308— 311, 317—319, 337, 350, 359, 362, 376, 377, 442, 527, 561, 563, 578, 601, 608, 609    Лидийцы 55    Ломбардцы 581    Лонгиварды 319, 356    Македонцы 63, 145, 396, 473    Мариандины 274, 557    Мизийцы (печенеги) 131    Митиленцы 247, 248    Немцы, см. также германцы 109, 110, 472    Неренчане, см. также ветоны 596    Норманны, см. также латиняне 7, 20, 26, 277, 278, 310, 311, 439, 446, 447, 452, 454, 489, 492, 497, 499, 500, 508, 511, 520, 538, 561, 568, 584, 586, 596, 600—602    Памфилийцы 55    Персы (древние) 195, 556    Персы (сельджуки) 57, 179, 196, 217    Печенеги, см. также скифы 8, 13, 22—24, 208, 212, 213, 216, 217, 233, 235, 439, 448, 466, 484, 500, 517, 527—529, 533, 536, 540, 542, 543, 548

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

945 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I, 233; Metaphysik, 1879 г., 523; Grundzüge d. Psychologie, 1912 г., 23; Kleine Schriften, II, 107–108, 111–112. 954 Metaphysik, 1879 г., 524–525: ср. 540–541: Grundzüge d. Psychologie, 1912 г., 25; ср. Kleine Schriften, II, 108–109. 962 Metaphysik, 1879 г., 525–527; Grundzüge d. Psychologie, 1912 г., 25–26; ср. Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I, 242, 243. 975 Metaphysik, 1879 г., 530–531; Grundzüge d. Psychologie, 1912 г., 30; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I, 204–205; 250; 252; ср. Grundzüge d. Psychologie, 1912 г., 27. 976 Metaphysik, 1879 г., 531–532; Grundzüge d. Psychologie, 1912 г., 27–29 ср. Logik, 1874 г., 537–539. 981 Metaphysik, 1879 г., 534–536; ср. Herbart I. Fr. Sämmtliche Werke, herausg. v. Hartenstein, Bd. 1–13, Lpz. 1850–93, VI, 188–205; 74–76. 984 Ср. Herbart I. Fr. Sämmtliche Werke, herausg. v. Hartenstein, Bd. 1–13, Lpz. 1850–93, VI, 200–201. 985 Metaphysik, 1879 г., 539–540; Grundzüge d. Psychologie, 1912 г., 30–31; ср. Kleine Schriften II. 102–104. 993 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I,255; 256; Kleine Schriften, I, 238–239; III, 523–524: ср. выше 114. 1022 Metaphysik, 1879 г., 544; Medizinische Psychologie, 1852 г., 327, 330; Grundzüge d. Psychologie, 1912 г., 32. 1028 Medizinische Psychologie, 1852 г., 328–329; Metaphysik, 1879 г., 548; Kleine Schriften, III, 519. 1029 Metaphysik, 1879 г., 548; Medizinische Psychologie, 1852 г., 335–336, Kleine Schriften, II, 62. 1035 Подробности об этом, не вполне, впрочем, согласующиеся в некоторых пунктах, в Medizinische Psychologie, 1852 г., 353–417; Metaphysik, 1879 г., 557–573; Grundzüge d. Psychologie, 1912 г., 36–43; Kleine Schriften, II, 72–80; cp. Geyer R., Darstellung und Kritik der Lotzéschen Lehre von den Localzeichen (Philosoph. Monatshefte 1885, IX u. X, 530. 1041 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I, 259–260; ср. Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, II, 240–242. 1043 Metaphysik, 1879 г., 537; ср. Herbart I. Fr. Sämmtliche Werke, herausg. v. Hartenstein, Bd. 1–13, Lpz. 1850–93, VI, 117–147.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Культурология Бердяева в отдельных своих частях формировалась под сильнейшим влиянием идей Шпенглера и отчасти Ницше, но вывела ее автора, как мыслителя религиозного, к своим собственным эсхатологическим заключениям. Культура для Бердяева – носитель духа и духовного начала в обществе. Именно в ней, а не в политике и экономике осуществляются цели общества. Чем выше культура того или иного общества, тем на более высокой ступени развития находится оно. Культура сакральна по своему происхождению. Она родилась из культа. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы (VI, 557). Культура символична по своей природе, во всех ее проявлениях символически выражается духовная жизнь. Ее ценность и состоит в этом, восходящем к культовому символизме. «Литургические красоты церкви» лишний раз свидетельствуют о том, что между христианской религией и культурой существует «глубокая связь и причинно-творческое соотношение». «Культура в своем цветении всегда символична, полна знаками иного, потустороннего, она зарождается в храме и из храма идет в мир» (II, 363). Культура «всегда духовна по своей природе», убежден Бердяев, бездуховной может быть лишь цивилизация (II, 117). В отличие от культуры цивилизация связана исключительно с материальным развитием человечества. Она у всех народов имеет сходные черты. Культуры же разных народов имеют свое уникальное лицо. «Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический» (I, 525). В цивилизации нет связи с символикой культа, она имеет чисто мирское происхождение. Культура древних народов неповторима, своеобразна, имеет душу. «Цивилизация же имеет лишь методы и орудия» (VI, 558). Культура, как и культ, основывается на почитании предков и священном предании, гордится своей древностью. «И на культуре почиет особого рода благодать священства». В культуре нет «хамизма», пренебрежения к могилам отцов, к своему прошлому. В культуре вечность борется со временем, жизнь – со смертью. Цивилизация, напротив, не дорожит своим прошлым, она вся устремлена к удобствам сегодняшнего дня. Она не жаждет вечности, не борется со смертью, живет только сегодняшним днем. «В цивилизации есть хамизм зазнавшегося parvenu». Этот хамизм передается и культуре, как только она пытается окончательно стать безрелигиозной (VI, 559). Сегодня в культуре наблюдается именно такой процесс, констатирует Бердяев, когда она переходит в цивилизацию.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

570-604; 1886. 5/6. С. 60-94; 11. С. 466-488; 1887. 2. С. 250-285; 1888. 1. С. 8-39; 1889. 2. С. 263-294; 3. С. 431-449; 4. С. 651-690; 1890. 1. С. 3-26; Материалистический атомизм//ПрТСО. 1880. Ч. 26. Кн. 3. С. 665-726; Самостоятельность начала органической жизни//Там же. 1881. Ч. 27. Кн. 2. С. 445-476; Ч. 28. Кн. 3. С. 39-90 (отд. изд.: М., 1881); О происхождении органических существ//Там же. 1883. Ч. 31. Кн. 1. С. 45-106; Кн. 2. С. 432-478; Возможна ли философия?//ВиР. 1884. 3. С. 129-145; 4. С. 193-208; 5. С. 240-254; Нужна ли философия?//Там же. 8. С. 401-418; 9. С. 455-473; 10. С. 513-542; 12. С. 615-648; 13. С. 1-14; Метод философии//Там же. 20. С. 333-345; 21. С. 371-386; 22. С. 411-431; Состав философии//Там же. 23. С. 453-471; Что такое философия?//Там же. 1. С. 1-25; 2. С. 81-96; Бессмертие души//Там же. 1885. 17. С. 211-229; 18. С. 259-276; 19. С. 303-317; 20. С. 349-372; 23. С. 497-524; 24. С. 547-574; 1886. 1. С. 1-22; Об основных началах философского познания//Там же. 1. С. 1-21; 2. С. 53-77; 3. С. 99-122; Метафизический анализ эмпирического познания//Там же. 1886. 2. С. 51-77; 3. С. 104-130; 4. С. 155-175; 6. С. 277-295; 7. С. 327-346; 9. С. 423-438; 10. С. 481-492; 12. С. 615-627; Пространство и время//Там же. 22. С. 483-505; 23. С. 541-566; 24. С. 605-624; 1887. 2. С. 73-93; 3. С. 114-132; Метафизический анализ рационального познания//Там же. 1887. 4. С. 143-165; 5. С. 195-212; 8. С. 351-369; 11. С. 501-523; 12. С. 557-574; 21. С. 417-434; 22. С. 461-476; 23. С. 513-528; 24. С. 575-589; 1888. 1. С. 1-22; Метафизический анализ идеального познания//Там же. 1888. 6. С. 243-262; 8. С. 353-379; 10. С. 451-471; 13. С. 1-20; 21. С. 381-405; 23. С. 473-501; 24. С. 525-543; 1889. 7. С. 259-282; 8. С. 297-321; Введение в философию. М., 1889; Начальные основания философии. М., 1889-1890. 2 вып.; 18912; Из чтений по космологии//ВиР. 1890-1892; Регрессивная и прогрессивная теория происхождения мира//БВ. 1892. Т. 1. 1. С. 19-44. 2-я паг. Лит.: Колубовский Я. Н. Материалы для истории философии в России//ВФиП.

http://pravenc.ru/text/2462183.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010