Начнем с Кирилла. Он говорит: „зачем мне заботливо исследовать Писание, а не мудрствовать в простоте сердца согласно с ним» 551 ? В частности, касательно величайшего догмата о воплощении Богочеловека, Кирилл пишет: „Прими благоволение Отца, даровавшего нам собственного Сына. Не исследуй, прошу, этого дела ( μ περιεργζου τ πρ γμα). Оно не поддается разуму языческой мудрости и обыкновенному пониманию – чуждо того и другого» ( λλτριον γ ρ x ατρων) 552 . В другом месте Кирилл восклицает: „какая необходимость предлагать всем эти вопросы (о воплощении) столь утонченные и сокровенные? Не больше ли бы пользы принесли мы людям изъяснением нравственного учения, когда мы еще не способны с надлежащею верностью проникать в догматическое учение» 553 ? Папа Целестин со своей стороны раскрывает мысли, подобные мыслям Кирилла; о вере он пишет: „в этой внутренней войне вера должна послужить стеной для нас; ее духовными стрелами вы можете защищать себя самих против неверия. Будем хранить ее, потому что она хранит нас” 554 . Папа внушает крайнюю осторожность в изысканиях о вере. Он говорит: „надобно более боятся и не высокомудрствовать, углубляясь в изыскания ( Рим. 11, 20 ); не должно, как сказано, исследовать предметов, высших себя» (Сир. 3, 20) 555 . Он же прямо запрещает вдаваться в умствовавия о воплощении. „Пусть устранится”,– предписывал Целестин ,– “вопрос о рождении (Христа), который всякий истинно верующий должен решить в простоте сердца, ибо кто осмелится испытать Бога» 556 ? Епископ Феодот Анкирский 557 , приверженец Кирилла, внушает смотреть на образ воплощения как на чудо и требует, чтобы при виде этого чуда умолк разум. Вот его внушительные слова: „итак, не спрашивай меня об образе чудес Божиих, ибо скажу тебе: чудеса показывают только, что совершилось, а знать образ совершения я представляю Богу». “Не спрашивай: „каким образом Бог пребывает Богом и делается человеком?» 558 . „Верь чуду и не испытывай ( πιστ ευε x α μη ρενα) умом совершившегося» 559 . – Партия еретичествущая антиохийская, напротив, требовала более свободных отношений разума к вере, мысли к догмату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

188 Если мнение, что бессмертие личное не принадлежит частному духу, основано на убеждении, оно не должно распространяться посредством обмана. Всякий обман такого рода предполагает в одно время, какую-то ограниченность ума и неблагородство души. Примеч. А.С. Хомякова. 189 Такого рода небрежная заметка ясно доказывает, что Записки не подвергались не только переработке, но и пересмотру. Изд. 190 Петелия древне-Греческий город на Вост. берегу Бруциума; Крия, Криасса город, причисляемый некоторыми к Ликии, другими к Карии. Изд. 191 Образцы Ликийских двуязычных надписей приведены в изд. Геродота Раулинсона т. I, 557 и сл. Изд. 192 Первоначально автор почитал Кельтов племенем Семитическим; впоследствии он признал их за И. Германцев. Доказательность приведённого им аргумента могла бы иметь место только в случае признания их Семитами; ибо иначе возможная общность корней отнимает у этого довода его предполагаемый вес. Изд. 196 Шпигель (Eran. Alterth. I. 536) эту гору упоминает под именем Испрудж (Isprug. Jsperiej в Бундегоше). Изд. 198 Впоследствии автор, сколько нам известно, изменил это мнение о значении буквы ъ в Славянской азбуке. Изд. 202 Эти слова, писанные до поездки в Англию, приводят на память сказанное в «Письме об Англии»: «Я полюбил старую Англию; да видно я любил её и прежде», том I. Изд. 203 Почему автор взял Ариостата за выразителя Итальянского гения? Может быть, это объясняется тем, что увлекался этим поэтом И.В. Киреевский. Ср. его Сочинения, т. I, стр. 71. Изд. 205 Сравнительная грамматика Бонда начала выходить в 1833 г.; но хотя автор писал позднее этого времени, он, вероятно, ещё не был с ней знаком. Изд. 206 Надпись на идоле Чернобога. Она относится к так называемым Оботритским древностям, которые почитаются фальсификацией. Ср. Гильфердинга «Балтийские Славяне». Изд. 207 Теперь это название, действительно, принято наукой, но не в форме Иранской, а в форме Арийской, ибо первоначальное имя племени, населявшего колыбель народов Индо-Германских, Иран, было Арья, Иран же есть позднейшее видоизменение названия Арьяна, т. е. страна Арьев. Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Цель этих размышлений, предложенных в качестве простых наблюдений, несомненно, нуждающихся в дальнейшем исследовании и доказательстве, состоит в том, чтобы предоставить некоторые инструменты для анализа молитв чинов таинств, начиная с того, что содержится в каждом отдельном Евхологии. Как было сказано в начале доклада, эти размышления, основанные на фактах, а не на гипотезах, имеют своей целью раскрыть слои в византийской евхологической традиции в попытке применить подходящую терминологию к содержащимся в ней явлениям. В этих наблюдениях отчасти применялись методы структурного анализа литургических текстов и текстологической критики, но было бы неправильно считать региональную классификацию конечным предметом исследования. Процесс классификации только предваряет исследование более требовательное, находящееся за пределами моей компетенции, но заслуживающее по крайней мере общего описания. Ведь очень часто за евхологической дупликацией стоит скрытая «богословская дупликация». В textus receptus чина венчания только третья из первых его трех молитв – константинопольская, то есть собственно византийская. Первая – периферийная молитва венчания, общая с молитвой из итало-греческого Евхология РНБ. Греч. 226, X в., и из ближневосточного Евхология Sinait. gr. 958, XI в. Вторая молитва, сходная с первой по содержанию и литературной форме, имеет параллель в ближневосточном Евхологии Athos. Laur. 189, XIII в. 557 , и в современном ему славянском Зайковском Требнике 558 . В отличие от константинопольской молитвы, составленной на основе библейских повествований о сотворении первой пары, Адама и Евы, и о свадьбе в Кане Галилейской, две ближневосточные молитвы подчеркивают примерное поведение библейской пары, отдаленно похожий образец которого можно найти в Книге Товита ( Тов. 8:5–7 ). Подобно всем христианским средневековым обрядам, византийский обряд – между прочим, средневековый обряд, до сих пор используемый на практике, – раскрывает содержащиеся в нем евхологические и, соответственно, богословские слои, которые следует четко различать. В противном случае мы рискуем написать историю, конечным результатом которой будет простая хронология фактов без всякой попытки прочесть эту историю генетически. История локальных традиций чинов таинств, как и других аспектов истории православного богослужения, должна избежать таких антиисторических ловушек. Виталий Пермяков. Чин освящения храма в восточных традициях

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В частности, патристика еще не умела четко отличать естественное право от божественного позитивного права и не отделяла в этой священной реальности брака естественно-договорный элемент от элемента божественно-сакрамен тального. Только схоластическая теология начала осуществлять в концептуальном плане такое различение, не затрагивая, однако, единства брака, в силу принципа: «Gratia perficit, non destruit naturam» (благодать усовершенствует, а не разрушает природу) 555 . В Новое время, после Реформации Мартина Лютера, для которого брак был не более чем мирской реальностью, и особенно в результате светской эволюции государства в XVIII и XIX веках, это различение превратилось в абсолютное разделение. С одной стороны, священный характер брака был сведен к единственному сакраментальному элементу, к тому же имеющему привходящий характер по отношению к контракту. С другой стороны, брак как таковой вовсе перестал считаться священной, религиозной реальностью 556 . Поэтому папскому Магистерию было отнюдь не легко восстанавливать с конца прошлого века то учение о священном характере брака, которое было принято в первом тысячелетии. Первая попытка такого рода была предпринята папой Львом XIII в энциклике Arcanum divinae от 10 февраля 1880 г. Но только папа Пий IX сумел точно выразить эту идею, прямо заявив в энциклике Casti connubii, что священный и религиозный характер брака проистекает не только из факта его возведения в достоинство таинства, но из самой его природы, которая с самого начала могла рассматриваться как «quaedam incarnationis Verbi Dei obumbratio» (некий покров воплощения Бога-Слова) 557 . Это вновь обретенное представление о внутренней святости брака и прямое утверждение о том, что возведение в ранг таинства выражает осуществление этой святости, позволило Второму Ватиканскому собору соединить в понятиях соглашения и экклезиологической роли данного таинства оба фундаментальных элемента всей католической теологии брака 558 . а) Брак как союз и его религиозное измерение

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Marc., II.5; 9). Мы не должны обвинять во всем немощную плоть, поскольку наш дух бодр и может побеждать плоть, чтобы то, что немощно, уступило более сильному. Не следует приписывать действию Божию ожесточение сердца человека на основании чьего-нибудь порочного произволения, ведь Бог говорит: Я положил пред тобой добро и зло; избери добро (ср. Втор.30:15 ); если человек этого не может, то это потому, что не хочет, ибо Бог показал, что он может это, предложив его произволению выбор одного из двух. Все законоположения и заповеди установлены Богом не иначе, как для их свободного соблюдения или нарушения. Бог только призывает, побуждает человека их соблюдать и угрожает тем, кто их нарушает (De monog., 14 555 ; Adv. Marc., II.5 556 ; De exhort, cast., 2). Будучи свободным, человек полностью несет ответственность за свои поступки (Adv. Marc., II.9–10). Бог запрещает злые поступки потому, что они Его оскорбляют, и потому, что Он их не желает; а то, что Ему угодно, Бог велит нам исполнять и за исполнение вознаграждает нас вечной жизнью. Поэтому, зная из Его заповедей, чего Бог желает, а чего – нет, мы вольны выбирать то или другое (voluntas et arbitrium eligendi alterum), тем более после вкушения от древа познания добра и зла. Не следует приписывать воле Божией того, что оставлено на наше усмотрение. В нашей воле – стремиться ко злу вопреки воле Бога, желающего только добра. Эта воля находится в нас, потому что мы подобны в этом отношении нашему родоначальнику Адаму. Бог даровал нам произволение, то есть волю желать, и предоставляет нам делать даже то, что Ему не угодно. Стало быть, мы вольны желать или не желать, и нашей душе принадлежит явить перед лицом Божиим, была ли ее воля согласна с волей Божией, или нет (De exhort, cast., 2) 557 . Благодаря этой свободе человек и теперь может уклоняться от зла и торжествовать над своим противником диаволом, которому он подчинился вначале (Adv. Marc., II.10 558 ; De exhort, cast., 2; cp. Scorp., 6; De paenim., 7). Та же самая свобода и способность выбора и ныне позволяет человеку, сохранившему ту же сущность души и то же положение, что и Адам, одерживать победу над диаволом, когда она (свобода выбора) действует в согласии и повиновении Божественным законам (Adv.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Мы хотим только познакомить читателей «Богословского Вестника» с некоторыми заслуживающими внимания статьями обоих журналов за прошлый 1900 год, 390 что, конечно, хоть отчасти даст всё-таки некоторое представление о том, куда движется русская философская мысль. Но предварительно мы позволим себе несколько замечаний —557— об отличительных особенностях каждого из рассматриваемых журналов. «Вопросы философии и психологии» являются органом независимой философии самых разнообразных направлений. Журнал не связывает себя каким-либо обязательным credo, чуждается тенденциозности в подборе статей, даёт место писателям самых различных школ. Здесь можно под ряд встретить статьи и гегельянца, и кантианца, и позитивиста, и спиритуалиста, и материалиста, и пантеиста, и теиста и т.д. Единственное требование, предъявляемое к сотрудникам, есть требование научной серьёзности и знакомства с современным положением обсуждаемых вопросов в соответственной литературе. Последнее обстоятельство, впрочем, не ведёт к обременению статей обильной цитацией, обнаруживающей эрудицию авторов; напротив, эта эрудиция обыкновенно лишь предполагается, статьи же по большей части сопровождаются лишь самым ограниченным числом необходимых цитат, а часто печатаются и совсем без них. Благодаря своей беспартийности, журнал с полным правом может считать себя ареной для обнародования всех существующих и вновь возникающих в России философских доктрин, ареной даже борьбы между разнородными направлениями (в нём вполне допускается и полемика между сотрудниками). Разумеется, нельзя не сочувствовать такому характеру журнала. Русская философия ещё так молода, самостоятельные направления в ней ещё только намечаются, и было бы преждевременным монополизировать существующие у нас философские журналы в пользу одной какой-либо партии. «Вера и разум» по самому своему назначению отличается несколько иным духом. Прежде всего, имеет значение то обстоятельство, что это – журнал не просто философский, а богословско-философский и, притом, – издаваемый под духовной цензурой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1740 год замечателен в истории распространения христианства между племенами Казанской и соседних епархий по различным учреждениям правительства. Указом Императрицы Анны Иоанновны Святейшему Синоду повелено было для обращения в христианство мордвы, чуваш и черемис, выбрать в Казанской губернии 30 молодых людей из духовного, купеческого и дворянского сословия, знающих языки упомянутых племён, и приготовить их для определения в священнослужители в те селения, где живут означенные инородцы 556 . А вскоре, потом, для распространения и утверждения веры в губерниях Казанской, Астраханской, Нижегородской и Воронежской, учреждена особая комиссия, под начальством Свияжского архимандрита Димитрия Сеченова, из двух казанских протоиереев и пяти переводчиков, которая получила особое наставление для своей деятельности 557 . В сем наставлении предписано было – с ведома и благословения епархиального Архиерея с благим усердием внушать иноверцам христианские догматы и предания, обучать их молитвам с толкованием: нежелающих обращения не принуждать креститься и за то не угрожать им ничем, но поступать, по примеру апостолов, кротко и смиренно; новокрещённым внушать, чтобы они посещали храмы и приобщались ежегодно св. Таин; обращать особенное внимание на магометан, как часто крестящихся по нужде, иметь над обращёнными надзор чрез живущих с ними русских и, в случав их неисправности, подвергать их церковной епитимии, но постепенно и со всяким снисхождением; увещевать новокрещённых, чтобы они брали в восприемники к детям своим русских и соединялись брачным союзом с русскими; новокрещённых селить в одних местах с преждекрещёнными и русскими, «новокрещённым, оказывать всякую милость и благодеяние»; в самых исследованиях об их преступлениях избегать поспешности и несправедливости. Предписано было учредить для иноверческих детей четыре школы – в Казани, в Елабуге, в Цивильске 558 и Царевококшайске, для обучения их грамоте и начаткам христианской веры поРусски, но с темь, чтобы они не забывали и природных языков, и обучавшихся поставлять в клирики. Сии школы вскоре соединены были в одну Казанскую школу, которая под надзором архиепископа Амвросия была приведена в хорошее состояние. Действия комиссии на иноверцев сопровождались многими приобретениями для Церкви российской; в некоторых местах Казанской и Нижегородской губерний инородцы обращались в христианскую веру целыми деревнями и даже уездами, – так что в течение 1741 и 1742 годов крещено более 17.000 человек; и потому, предписано было выстроить для новокрещённых до 30 церквей в разных селениях 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но если под воздействием каких-то обстоятельств его знания, или убеждения, или поведение начинают меняться, тогда возникает несоответствие (диссонанс) между элементами этой системы, и человек испытывает дискомфорт. В такой ситуации индивид будет предпринимать действия, чтобы свести к минимуму диссонанс и по возможности снова достичь состояния психологического комфорта. 554 Степень диссонанса увеличивается в зависимости от значимости входящих в когнитивную систему элементов. 555 Стремление к уменьшению диссонанса будет проявляться в стремлении изменить поведение, отношения или в «намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс суждения или объекта». 556 Кратко основной принцип когнитивного диссонанса может быть сформулирован следующим образом: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму». 557 Л. Фестингер считал, что пределы применения его теории широки, и использовал ее для объяснения поведения людей в религиозных организациях, например, в адвентизме на ранней стадии его развития. 558 Четыре признака использования контроля сознания . Взяв за основу концепцию Л. Фестингера, С. Хассен сформулировал четыре главных признака (индикатора), по наличию которых можно судить об использовании в какой-либо социальной группе технологии контроля сознания. Три из четырех признаков он прямо заимствовал у Л. Фестингера: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций; и, опираясь на свой опыт с культами, он дополнил их четвертым индикатором – контролем информации. Эти четыре признака Хассен сокращенно назвал BITE-мoдeль (behavior – поведение, information – информация, thoughts – мысли, мышление и emotions – эмоции). 559 I. Контроль поведения включает в себя: 1) регулирование образа жизни человека, а именно: определение, где, с кем ему жить и общаться, какую одежду, прическу носить, какие выбирать цвета, какую принимать пищу, что пить, сколько спать; сведение к минимуму или полное отсутствие времени на досуг, развлечения, отпуск и каникулы; сюда же относится и финансовая зависимость от группы; 2) посвящение основного времени индоктринации и групповым ритуалам; 3) принятие важных решений с позволения руководства; 4) сообщение старшим о мыслях, чувствах и действиях; 5) поощрения и наказания (техники изменения поведения – позитивные и негативные подкрепления); 6) преобладание «группового мышления» и неодобрение индивидуализма; 7) жесткие правила и предписания.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Синоде, а остальные 26.775 руб. из Императорского Православного Палестинского Общества. Сверх этого штатного ассигнования Иерусалимская Духовная Миссия имеет свои собственные доходы, так называемые общие нештатные суммы. Доходы эти образуются из получаемых Миссией доброхотных пожертвований русских поклонников в Палестине, из кружечного и кошелькового сбора, от продажи церковных свеч, просфор, книг и икон, %% с миссийских капиталов и поступлений от арендаторов земельных участков и домов Миссии. Нештатных сумм поступило: за 1911 г. – 26.145 руб. 50 к., за 1912 г. – 30.225 руб. 26 к., за 1913 г. – 23.301 руб. 59 к., или средним числом в год – 26.557 руб. Следовательно, годовой размер доходов Иерусалимской Миссии свыше 75.000 руб. При Иерусалимской Миссии состоят следующие отдельные учреждения: Горненская Женская Община, основанная в 1871 г. покойным начальником Миссии архимандритом Антонином 68 , и Елеонская Женская Община, образованная в 1906 г. Обе они управляются на основании утверждённых Св. Синодом по определению 24 июля – 5 августа 1898 г. за 2.699 особых правил. Означенные общины содержатся на счёт своих собственных средств, получаемых из таких же источников, как и указанные выше нештатные суммы Миссии, а также на счёт выручаемых денег за рукодельные изделия сестёр, воздухов и проч., за изготовление для паломников похоронных сорочек или саванов, за иконы и картины из собственных иконописных мастерских, а также за счёт вкладов сестёр за приобретаемые ими в общинах в пожизненное пользование домики, келии и комнаты. Надо прибавить, что сёстры общины нередко нанимаются в услужение в русские и иностранные семейства Иерусалима и других городов; кроме того, во всех подворьях Иерусалимской Миссии везде находятся в качестве служащих сёстры этих общин, получающие вознаграждения за свои труды от паломников. Число сестёр в Горненской обители простирается до 200, в Елеонской до 180 человек. Средства, поступающие в кассу общины, сравнительно, незначительны. Так, доходы Горненской Общины за 1911 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Екатерины.  На возобновление собора отпущено из главного казначейства суммы 97 216 рублей 15 коп., и выручено за старый материал 221 рубль, следовательно, вся сумма, назначенная на этот предмет, простиралась до 197 437 р. 15 коп. Но, вследствие благоразумной распорядительности комитета, работы, на которые ассигнована была означенная сумма, обошлись только в 167 400 руб. 557 коп., и таким образом сбережено комитетом 30 086 руб. 59 1 / 4 коп. На счет этого сбережения произведены значительные переделки по Петропавловскому собору, не вошедшие в генеральную смету, именно на сумму 29 436 руб. 98 коп. Затем в распоряжении комитета осталось 599 рублей 61 1 / 4 коп., эти деньги, с добавкой из главного казначейства потребной суммы, комитет предполагал употребить на устройство стеклянного фонаря в куполе над иконостасом, если, несмотря на принятые уже меры, открылась бы там сырость. Во время самого производства работ некоторые из подрядчиков, по убеждению комитета, сделали разные улучшения против сметы и контрактов. Подрядчики: живописный мастер Иван Павлов и акцизный крестьянин Фрол Павлов, вместо входившей в их обязанность росписи в 4 сводах орнаментов, написали живописных ангелов, вместо железа для обшивки галереи в куполе употребили свинец, стоящий гораздо дороже железа; вместо окраски потолка в приделе св. Екатерины, написали хорошую живопись, и почерневшую от сырости живопись в куполе возобновили с устройством от себя лесов: все это стоило более 6500 руб.  Занимавшиеся позолотной частью купцы: Тарасов и Кузнецов употребили золото несравненно выше назначенного в их обязательстве 95 пробы, и такое, какое только было лучшее на монетном дворе  т. е.  95 2 / 3 пробы. По числу требовавшегося количества золота разность в цене составляет до 7000 рублей.  Академик Антонелли, вместо поправки 8 ангелов в потолке, написал их вновь, и многие из образов, вместо исправления, также переписал. Перемены эти стоили 2000 рублей.  Вообще благоразумными распоряжениями комитета при производстве работ сбережено суммы 57 351 руб. 59 1 / 4 коп. и сбережению этой суммы, преимущественно перед прочими членами комитета, по отзыву председательствующего в нем, способствовал член комитета протоиерей собора Кочетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010