557 Слово 30. О начатках рождающейся Церкви. (CCSL9a. Chromatii Aquileiensis opera. P. 136–137) 1 . После того как Господь и Спас наш Иисус Христос , победив смерть, воскрес и вознесся на небо, Церковь Его собралась в количестве сотни человек, как слышала ваша любовь в нынешнем чтении. Церковь собралась в горнице вместе с Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его. И она и не могла бы называться Церковью , если бы не было там Марии, Матери Господа, с Его братьями. Потому что Церковь Христова там, где проповедуется воплощение Христа от Девы, и там, где проповедуют апостолы, братья Господа, где звучит Евангелие. А там, где синагога иудеев, не может быть наименования «Церкви», потому что синагога не пожелала поверить в воплощение Христа от Девы и выслушать тех, кто проповедует в духовном смысле. 2 . Церковь , после вознесения Господа на небеса, была сначала числом в сто двадцать человек, а потом настолько разрослась, что наполнила весь мир бесчисленными народами. Впрочем, что все будет именно так, предсказывал и Сам Господь в Евангелии, говоря апостолам: «Если пшеничное зерно, пав в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» 558 . Очевидно, что много плода принесло для спасения человеческого воскресение Господнего страдания. Ведь под зерном пшеничным Господь и Спас наш подразумевает Свое собственное тело. Погребенное в земле, оно принесло богатый и неисчислимый плод, ибо через воскресение Господа по всему миру поднялись всходы добродетелей и посевы верующих народов. Смерть Одного стала жизнью для всех. И по справедливости Он, когда в другом месте в Евангелии сравнивает Царство Небесное, говорит так: «Царство Небесное, – говорит Он, – подобно зерну горчичному, посеянному на поле; которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков, так что птицы небесные укрываются в ветвях его» 559 . Господь сравнил Сам Себя с горчичным зерном; хотя Он был Богом славы и вечного величия, Он умалился до самого малого, поскольку снизошел к тому, чтобы родиться от Девы в теле как младенец.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Итак, ту любовь, которая называется? ag a ph, возможно оказывать всем; о ней апостол говорит: доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал 6, 10). Она должна оказываться вообще всем, так что Господь повелел нам изъявлять ее даже врагам нашим, говоря: любите врагов ваших (Мф 5, 44). А di a qesis, т. е. сердечное расположение, оказывается очень немногим, и тем, которые связаны (между собою) одинаковостью нравов или общностью добродетелей, хотя и само расположение, кажется, имеет в себе большое различие. Ибо иначе бывают любимы родители, иначе супруги, иначе братья, иначе сыновья; да и в самой потребности этих расположений находится большое различие: не одинакова бывает любовь и родителей к детям. Это доказывается примером патриарха, который, будучи отцом двенадцати сыновей, хотя всех любил отеческой любовью, однако Иосифа возлюбил с большим расположением, как ясно говорит об этом Св. Писание: возненавидели Иосифа братья его за то, что отец их любит его более всех (Быт 37, 4), т. е. не потому, что муж праведный и отец не очень любил прочих детей, а потому, что питал к нему как бы более благосклонное и приятное расположение. То же ясно видно и на евангелисте Иоанне, о котором говорится: один же из учеников Его, которого любил Иисус (Ин 13, 23). Хотя Он особенной любовью любил и прочих одиннадцать избранных учеников, так что это засвидетельствовано и в Евангелии, где говорится: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Там же, 34); еще: возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Там же, 1); но эта любовь к одному не означает холодности к прочим ученикам, но больший избыток любви к нему, на которую предоставляло ему право преимущество девственности и нерастленности плоти. Потому эта любовь, как высшая, обозначается с некоторым исключением, и воз- 557// вышает ее не сравнение с ненавистью, а большая благодать изобилующей любви. Подобное этому читаем и в книге Песни Песней: упорядочите ко мне любовь (Песн 2, 4). Ибо это есть истинно упорядоченная любовь, которая, не имея ненависти ни к кому, некоторых больше любит по праву заслуг, и которая хотя любит вообще всех, однако отличает тех, коих нужно любить с особенным расположением; и между теми, которые пользуются высшей, особенной любовью, она отличает некоторых, пользующихся еще большим расположением перед прочими. глава 15 О тех, которые притворством усиливают смущение свое или братьев

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

На пути иудаизма становились наглядными, осязательными, как греховность, так и праведность. Поэтому здесь были одинаково возможны и отчаяние, этический пессимизм, и нравственное самодовольство, так что душевное настроение постоянно колебалось между этими крайностями 553 . Спеленатый множеством законов и правил, иудей ежеминутно встречался с возможностью греха. Он, по меткому выражению Иисуса, сына Сирахова, «ходил с падением своим» 554 . Каждое отступление от закона вопияло о небесном отмщении и грозно стояло в памяти грешника. Было ужасно и то, что нарушение одной заповеди делало человека виновным во всем законе 555 . Но грех прибавлялся ко греху и греховность возрастала с подавляющею прогрессивностью. Греховность одного сплеталась с развращенностью других, грех предков влек за собою грехи потомков. На рабско-номистической почве иудаизма выросли и учение о первородном грехе и убеждение в нравственной немощи человека. Вследствие греха Адама воцарились в человеческой жизни смерть, страдания и нравственное зло 556 . «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» 557 . Так как сам Адам согрешил под влиянием Евы, то «от жены начало греха и чрез нее все мы умираем» 558 . Но и Еву искусил диавол; поэтому «завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» 559 . Во всяком случае весь мир (этот «век») крайне развращен, и число спасающихся весьма ограниченно 560 ; сыны человеческие стали плотью 561 . Человек наказывается не только за свои грехи, но и за грехи своих отцов 562 . На этой же основе раскрылось иудейское учение о двух веках – настоящем веке звериных царств и будущем веке, когда будет новая земля и новое небо, когда изменится природа человеческая и будет царствовать правда. Но этический пессимизм на том же пути юридического оправдания легко и удобно сменялся самодовольством фарисейской праведности. Религиозное самодовольство иудеев питалось уже тем, что им «принадлежали усыновление, заветы, законоположение, богослужение и обетования» 563 . И заслуги отцов не пропадали бесследно для потомков. Уже в пророческое время в образе раба. Божия выражалась мысль о заступительном значении невинных страданий. Мы видели, что образ раба Божия не был для пророков полною действительностью, так как им было не вполне доступно всепоглощающее блаженство невинных страданий; еще менее этот образ мог быть синтезом реальности для иудаизма. Но чем менее он был доступен иудеям с внутренней стороны, тем более они усвоили его с внешней стороны. Не постигая блаженства в страданиях, возмущаясь их бессмысленностью для самого праведника, они тем крепче держались за их заступительное значение, тем настойчивее зачисляли их цену потомкам. На небе ведется счет добрым делам; страдания могут засчитываться человеку за его грехи; добрые дела отцов и невинные страдания праведников образуют на небе капитал, который находится в распоряжении синагоги 564 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех. 555. Кого, кроме родителей, следует нам почитать? В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей. 556. Кто для нас может быть вместо родителей? Вместо родителей для нас являются: Отечество , потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные – дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные , потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели ; начальствующие в разных отношениях. 557. Как Священное Писание говорит о почтении к Государю? Священное Писание так говорит о почтении к Государю: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» ( Рим. 13:1–2 ). «Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим. 13:5 ). «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» ( Притч 24:21 ). «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22:21 ). «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет 2:17 ). 558. Как далеко должна простираться наша любовь к Государю и Отечеству? Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин. 15:13 ). 559. Как Священное Писание говорит о почтении к пастырям и учителям духовным? Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно» ( Евр. 13:17 ). 560. Как Священное Писание говорит о почтении к старшим по возрасту? В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Цель этого служения также определенно указана Господом. В селении самарянском однажды «не приняли» Господа; «видя то, ученики Его сказали: Господи, хочешь ли – мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал». не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души, но спасать» 551 . И эти слова Господа послужили руководящею основою последующей жизни Церкви. Сами свв. Апостолы, когда исполнилось время их подготовления к служению и когда они были просвещены Святым Духом, явились истинными истолкователями этого нового завета церковной жизни. Они также сознавали все величие своей власти, но учили о ней, как о власти «к созиданию, а не к разорению» 552 . Они и преемники их обязаны были быть руководителями или пастырями стада Христова по повелению Духа Святого 553 . Но это начальство, по их заповеди, не должно было переходить во внешнее господство или обладание Божиим наследием 554 , но добровольным служением ближним по чувству любви к ним, а не по чувству самолюбия и корысти, – той любви, которая радость пасомых и их горе делает радостью и горем самого пастыря 555 . Высшая цель служения Апостолов, ради достижения которой они как бы находились «в муках рождения», та, чтобы в верующих «изобразился Христос» 556 , не отдалять, следовательно, верующих от Христа, членов тела от его Главы, но приводить все ко Христу, «доколе все придем в единение веры и познания Сына Божия... в меру полного возраста Христова, дабы... истинною любовию все возращали в Того, Который есть Глава Христос. 557 «Кто Павел, кто Аполлос» – спрашивает св. Апостол. Они только служители, чрез которых вы уверовали... Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог . Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возрагидющий... Итак, никто не хвались человеками, ибо все ваше... вы же Христовы, а Христос Божий» 558 . Утверждаясь на таких основах братства и любви, отношения иерархии и паствы в самой жизни Церкви должны были слагаться, по мысли Апостола, в духе любви всех членов единого Тела Христова – Церкви, когда ни иерархия без паствы, ни последняя без пастырей не могли и не желали бы ничего решать и делать, когда служение пастырей было бы не чуждым для пасомых, но близким для них, вызывало бы их сочувствие и требовало их деятельного участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

557 Кол.2:1–3 : «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех... кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения». 563 Цитата из стихотворения А. Майкова «Три смерти». Одно из любимейших изречений Вышеславцева, которое он цитирует во многих своих произведениях. 564 См. у Достоевского в «Бесах»: «Сроем высокие горы, всякий гений потушим во младенчестве». Из «программы» Шигалева: «...горы сравнять – хорошая мысль... Мы всякого гения потушим в младенчестве» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 323). 567 В «Политическом трактате» (1, § 4) Спиноза писал: «...я постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать» (Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. Т. 2. С. 288). 569 «Встречи» молодого царевича Гаутамы со стариком, больным и умершим потрясли его столь сильно, что он отказался от прежнего образа жизни, уединился и «просветлел» (стал «Буддой»). См.: Асвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драма. M., 1990. С. 55–63. 572 Эта идея выражена Фихте в книге «О назначении ученого» (M., 1935. С. 98–99), а не в книге «О назначении человека». Глубокий анализ исповедуемой Фихте веры «в живое бессмертие» сделан C. Н. Булгаковым в статье «Основные проблемы теории прогресса» (см.: Булгаков C. Н. Философия хозяйства. M., 1990. С. 279). 573 Накануне битвы с Максенцием в октябре 312 г. император Константин увидел во сне огненный и сияющий знак креста и ангелов перед собою, говорящих: «Константин, сим победишь». В битве 26 октября Максенций был разбит, после чего Константин издал так наз. Миланский эдикт 313 г., который легализировал христианство (см.: Поснов М. Э. История христианской церкви. Брюссель, 1964. С. 252–253). 576 Ин.12:24 : «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Митр. Макарий (Булгаков) говорит, что учение об образе или способе сотворения мира кратко может быть сформулировано так: «Бог сотворил мир по вечным идеям Своим о нем, совершенно свободно, единым мановением воли. В идеях от века предначертан был план мироздания; свободная воля определила осуществить этот план; мановение воли действительно осуществило» 557 . Однако, как именно всемогущая воля и творческое слово Божии вызвали вселенную из небытия в бытие, является тайной, которая постигается только верой (см.: Евр.11:3 ). 1.5. Творение и время Как соотносятся между собой творение и время? Если сказать, что Бог творит в вечности, то нужно будет признать, что творение совечно Творцу. Это мнение о совечности Творца и твари, высказанное Оригеном , было Церковью отвергнуто. В Священном Писании говорится, что творение не совечно Богу: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ). И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:5 ). Если сказать, что Бог творит во времени, то в таком случае придется признать, что: 1) Сам Бог существует во времени и, следовательно, не вечен; 2) время совечно Богу, что абсурдно; 3) имело место два творения: сначала было сотворено время, а потом во времени Бог сотворил весь мир, что также нелепо. Бог сотворил мир в начале ( Быт.1:1 ). Свят. Василий Великий таким образом пишет о том, что такое начало времени. «Как начало пути еще не путь и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время, а даже и не самомалейшая часть времени» 558 . Блаж. Августин дает представление о времени следующим образом: «Время не бывает без некоторой подвижной изменчивости... кто не поймет, что времени не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением? Моменты этого движения и изменения, поколику совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время» 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Древние обитатели, кажется, не оставляли ни одного доступного места нетронутым. Они выказали столько же искусства, сколько и старания в умении пользоваться большими стенами своей чудной столицы для добывания всего, что только соединенные силы климата с искусственным орошением и обработкой могли производить на скудной почве, которая им досталась в удел. Висячие сады должны были также производить очаровательное действие между красивыми зданиями города, когда он был во всей своей славе» 556 . «Сделаю тебя пустыней вечной, и в городах твоих не будут жить, и узнаете, что Я Иегова 557 . Всяк проходящий мимо неё, ужаснется» 558 . «Я желал бы, – говорит один новейший путешественник, – чтобы скептик мог стоять, как я стоял среди развалин этого города и между скал, и открыл бы здесь священную книгу и читал бы глаголы вдохновенного писателя, начертанные в то время, когда это опустошенное место было одним из величайших городов в мире. Я вижу, как останавливается у него насмешка на губах, как его ланиты бледнеют, его уста дрожат, и его сердце трепещет от страха, как низверженный город вопиет к нему гласом громким и могучим, гласом, как бы раздавшимся из груди восставшего из мертвых. Хотя бы он и не поверил Моисею и пророкам, он поверит, однако ж, свидетельству самого Бога в запустении и вечном разрушении вокруг себя 559 . Если б я никогда не стоял на вершине горы Синая, то я бы сказал, что нет нигде возможности видеть такого опустошенного места, как с вершины горы Ора, так как самые поразительные предметы состоят здесь в печальных и угрюмых горах Сеира, которые, будучи совершенно голы, без всякой зелени и деревьев, возносятся своими высокими верхушками до небес, как бы стремясь превзойти высотой ту громадную гору, на вершине которой погребен первосвященник Израиля. Передо мной была земля, представлявшая везде безлюдье и развалины; земля проклятая Богом, земля, о которой было так писано в книге жизни: «Сын человеческий, обратись лицом своим к горе Сеировой, и изреки на нее пророчество, и скажи ей: «Так говорит Господь Иегова: вот Я взгляну на тебя, гора Сеирова, и простру на тебя руку мою, и сделаю тебя пустой и необитаемой, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

И после того, как убит был этот Праведник, мы, другой народ, процвели и произросли подобно новым цветущим колосьям, как сказали пророки: «… и многие народы прибегнут к Господу в тот день в числе народа и будут жить в средине всей земли» 554 . А мы не только народ, во и святой народ, как уже показали: «… и назовут его святым народом, избавленным от Господа» 555 . Итак, мы не презренная чернь, не варварское племя и не то, что народы Карийские и Фригийские, но нас Бог избрал и явился тем, которые не просили Его. «Вот, говорит Он, Я – Бог народу, который не призывал имени моего» 556 . Это тот народ, о котором Бог некогда дал обетование Аврааму и обещал сделать его отцом многих народов, разумея не Аравитян, Египтян или Идумеев; ибо и Измаил сделался отцом великого народа, и Исав; Аммонитов и теперь великое множество. Ной же был отец и самого Авраама и вообще всего человеческого рода, а другие были родоначальники тех или иных народов. Что же больше здесь дает Христос Аврааму? То, что Он Своим голосом призвал его подобным названием и повелел ему выйти из земли, в которой он жил. И нас всех Он призвал тем же голосом, – и мы теперь вышли из того образа жизни, который вели мы, живя худо, подобно другим обитателям земли. И вместе с Авраамом наследуем святую землю и получим наследие в бесконечную вечность, так как мы дети Авраама по одинаковой с ним вере. Ибо, как он поверил голосу Божию и это вменилось ему в праведность, так и мы, уверовав голосу Божию, проведанному снова апостолами и предвозвещенному нам пророками, отреклись, даже до смерти, от всего в мире. Поэтому Он обещал ему народ, подобный по вере, благочестивый, праведный. радующий Отца, – но не вас, «… в которых нет веры». 120. Посмотрите, как Он обещал то же самое Исааку и Иакову. Так Он говорит Исааку: «… через семя твое благословятся все народы земные» 557 , и Иакову: «… через тебя и через семя твое благословятся все племена земные» 558 . Он не говорит этого ни Исаву, ни Рувиму, ни кому-либо другим, а только тем, от которых Христос имел произойти по домостроительству через Деву Марию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Глава 1: Бессилие природы и Закона оправдать человека (555, 1521) Первым делом Святой Собор заявляет, что для точного и подлинного понимания учения об оправдании необходимо, чтобы каждый признавал и исповедовал, что все люди, утратив невинность через злоупотребление Адамово [ Рим 5, 12 ; 1Кор 15, 22 ] [ХВ 271], «сделавшись как нечистые» [ Ис 64, 6 ] и, как говорит Апостол, «по природе чадами гнева» [ Еф 2, 3 ], согласно изложенному в декрете о первородном грехе, были до такой степени «рабами греха» [ Рим 6, 20 ], порабощенными диаволу и смерти, что не только язычники силами природы [ХВ 583], но и сами иудеи буквой Моисеева Закона не могли освободиться и восстать из этого состояния, хотя свободная воля вовсе не угасла в них [ХВ 587], а была лишь ослаблена и ложно направлена в своей силе. Глава 2: Домостроительство и тайна Пришествия Христа (556, 1522) И случилось так, что Отец Небесный, «Отец милосердия и Бог всякого утешения» [ 2Кор 1,3 ], возвестив и пообещав это многим Святым Отцам еще до Закона и времени Закона [ Быт 49, 10–18 ], послал людям, по пришествии блаженной «полноты времен» [ Еф 1, 10 ; Гал 4, 4 ], Иисуса Христа, Своего Сына, ради искупления иудеев, заключенных под Законом, ради того, чтобы «язычники, не искавшие праведности, получили праведность» [ Рим 9, 30 ], и ради того, чтобы всем «получить усыновление» [ Гал 4, 5 ]. Именно Его «Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру для прощения грехов» [ Рим 3, 25 ], «не только наших, но и грехов всего мира» [ 1Ин 2, 2 ]. Глава 3: Те, кто оправдан Христом (557, 1523) Но, хотя Он и «за всех умер» [ 2Кор 5, 15 ], однако же не все испытывают благотворные последствия Его смерти, а только те, кому сообщено достоинство Его Страстей. Ибо так же, как люди не рождались бы в неправедности, если бы не рождались от телесного потомства Адама, происхождение от которого вменяет им, уже при зачатии, личную неправедность, так они никогда не были бы оправданы, если бы не рождались новым рождением во Христе [ХВ 584, 592], в Котором им даруется, через достоинство Его Страстей, благодать, делающая их праведными. За это благо Апостол и призывает нас «благодарить Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» [ Кол 1, 12 ] и «избавившего нас от власти тьмы и введшего в царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов» [ Кол 1, 13–14 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010