(581, 1348) Не следует также забывать: хотя Священное Писание придает делам такую ценность, что Христос обещает тому, кто поднесет стакан свежей воды одному из малых сих, что он не потеряет награды своей [ Мф 10, 42 ]; и хотя Апостол свидетельствует, что «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» [ 2Кор 4, 17 ]; да не будет ни один христианин доверять самому себе и гордиться сам в себе, а не в Господе [ 1Кор 1, 31 ; 2Кор 10, 17 ], Чья доброта ко всем людям столь велика, что Он хочет, чтобы Его Собственные дары были их заслугами [ХВ 614]. (1549) И поскольку «все мы много согрешаем» [ Иак 3, 2 ], [ХВ 605], каждый перед глазами должен иметь как милосердие и доброту Божию, так и Его строгость и суд, и не судить себя самого, даже если он не признает за собой вины. Ибо жизнь человеческая должна и судиться, и одобряться не судом человеческим, а судом Божиим, который «и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» [ 1Кор 4, 4–5 ], Который, как написано, воздаст каждому по делам его [ср. Рим 2, 6 ] (562, 1550) К изложению католического учения об оправдании [ХВ 615], которое каждый, чтобы быть оправданным, должен верно и с твердостью принять, Святому Собору угодно было добавить следующие каноны, для того чтобы все знали не только чего они должны придерживаться и чему следовать, но и чего избегать. Каноны об оправдании (583, 1551) 1. Если кто говорит, что человек может быть оправдан перед Богом своими делами, совершенными силами его природы или учением Закона, без благодати, исходящей от Иисуса Христа, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 555]. (584, 1552) 2. Если кто говорит, что благодать дается Иисусом Христом единственно с целью облегчить человеку жизнь в праведности и заслугу вечной жизни, как если бы он сам, без благодати, своей свободной волей был способен и к первому, и ко второму, хотя и с трудностью и мукой, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 557, 579, 580]. (585, 1553) 3. Если кто говорит, что без предшествующего вдохновения Святого Духа и без Его содействия человек может верить, надеяться, любить или раскаиваться, как это должно, чтобы ему дана была благодать оправдания, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 559].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Последние стихи этой главы относятся ближе к современным Исаии событиям. 20 . И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: 21 . Манассия – Ефрема, и Ефрем – Манассию, оба вместе – Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Последние годы царства Самарийского от падения династии Ииуя до Осии, сына Илы, последнего из царей Израильских, наполнены мятежами и убийствами, в которых действующая причина была жажда богатств и почестей, которые разделялись между сообщниками того лица, которому удавалось захватить царскую власть. Эти страсти рисуются в предыдущих стихах в форме пожара (независимо от особенного значения его, о котором мы говорили). Но удовлетворение возникших желаний и стремлений не может удовлетворить человеческих разгоревшихся страстей. В ином образе это неутолимый голод, доходящий до бешенства, что изображено пророком в образе человека, гложущего от неутолимого голода собственные руки свои. Исторически пророчество 21–22 стихов оправдалось и в междоусобиях царства Израильского, которые рисуются в форме братоубийственного междоусобия между Ефраимом и Манассиею, и в ненависти обоих к Иуде, среди которого от колена Давидова должен был родиться Еммануил 587 . Среди этой безрадостной картины оскудения любви, свет тихой радости светит только тем, кои верят и ждут Еммануила, Князя мира! Для всех же „рука Господня еще простерта“. 549 Повидимому и среди жителей Галилеи было много язычников „Галилея языческая“. Ср. Страбона кн. XVI, гл. II, 34. (Causab. 760). 557 Ср. ниже главу XIV с нашими замечаниями и ср. в конце нашего вступления значение Вавилона как типа мира, борющагося против царства Божия. 559 Это название встречается только здесь. В главе 63 у Исаии в ст. 9 встречается еще название: Ангел лица Господня. 560 Сравни на всю XXXIII гл. Исхода наши примечания во 2 томе Св. Летописи. См. еще Исх. 23примеч. 570 3 Царств 19и смотри IV том Священной Летописи часть II, стр. 41–44 видение пророка Илии на горе Хориве.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

в аиде вопросов не задают 555 . В книге есть один отрывок, который, как может показаться, говорит о значении посмертного суда для этики: Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его 556 . Однако следующий стих показывает, что воздаяние, о котором идет речь, просто соответствует доброй или дурной репутации: Прежде смерти не называй никого блаженным; человек познается по кончине своей 557 . Именно репутация, а также надежда на новое поколение позволяет обрести такую надежду в настоящей жизни: Как зеленеющие листья на густом дереве – одни спадают, а другие вырастают: так и род от плоти и крови – один умирает, а другой рождается. Всякая вещь, подверженная тлению, исчезает, и сделавший ее умирает с нею 558 . Здесь есть некая надежда, но не такая, которую предлагали фарисеи. Почему же саддукеи противостояли доктрине воскресения? Аристократы разных времен и культур делали все, чтобы обеспечить себе в загробной жизни привычную роскошь и комфорт. Без сомнения, так обстояло дело в Древнем Египте и во многих других обществах. Иногда убивали рабов, а порой даже и жен, чтобы окружить умершего подобающими домочадцами в загробной жизни. Кроме того, власть имущие иногда поддерживали надежду на жизнь после смерти, чтобы унять ропот бедных и бесправных на свой жребий в настоящем. «Воскресение» как официальная догма могла бы стать средством удержания простых людей в рамках. Поэтому тот факт, что иудейские аристократы I века решительно отвергали всякую будущую жизнь, противоречит социологическим законам. Может быть, дело в отсутствии соответствующего учения в фундаментальных текстах Писания, то есть в Пятикнижии? Ни в Пятикнижии, ни в «ранних пророках» (исторических книгах от Иисуса Навина до Царств) нет ничего даже близкого Дан 12:2–3 , Ис 26:19 или Иез 37:1–14 . Но к I веку, как мы увидим, поиск текстов о «воскресении» даже в самой Торе стал обычным занятием фарисеев и в какой–то мере также и для христиан. Почему же саддукеи так устойчиво этому сопротивлялись?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Как и прочие жесты человека Библии, «возведение очей» перешло непосредственно из библейской эпохи в традицию ранней Церкви как постоянный составляющий элемент христианской молитвы. Да иначе и быть не могло, поскольку отцы читали Священное Писание совершенно иными глазами, чем мы! Давид говорит: «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!» 552 «К Тебе, Господи, возношу душу мою» 553 . Ибо когда «очи» духа «возводятся» на такую высоту, что удаляются от связей с земными вещами и не земными образами наполняются, и в такой степени горе воспаряют, что смотрят уже поверх тварных вещей и обращаются всецело на созерцание Бога и заняты бывают благоговейной и смиренной беседой с Ним, Который внимает им. Как может не родиться отсюда величайшая польза для них самих,/тех, кто возводит/«очи», и они «открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаются в тот же образ от славы в славу»? 554 И тогда нисходит на них как бы некое духовное излияние от Бога, что ясно открывается из следующего отрывка: «Яви нам свет лица Твоего, Господи» 555 . Мысль, заключенная здесь, нам уже знакома: внешний жест есть только отражение внутреннего состояния, которое одно только и имеет значение. Возведение очей к небу, к символическому «месту» Божию, в определенном смысле преобразует все тело в «икону» 556 , в образ «порыва духа, что устремляется к духовному миру» 557 . Поэтому, обращаясь к верным, Апостол напоминает им: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге 558 . И потому взгляд, обращенный к «горнему», поворот к востоку во время молитвы имеют тот же самый смысл: обращения ко Господу! Как душа обращается ко Господу во время молитвы, поскольку она как тварное личностное бытие обретает в личности Бога реального «Другого», так и молящийся обращает к Нему физическое лицо свое, «зеркало» души. Всегда, даже и тогда, когда мы бредем по дороге, всем сердцем будем обращать молитвы к Богу. Будем усердны к молитве, простирая руки крестообразно, произнося молитву, что написана в Евангелии/т.е. Отче наш /и очами сердечными и телесными обратимся ко Господу, как написано: «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах, как очи рабов обращены на руку господ их» 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

549 Cic. De off. I, 88, 136: Sed ut ad urendum et secandum, sic ad hoc genus castigandi varo invitique veniemus etc. 557 Фраз: Quaedam autem Hircani Tobiae viri sancti eaque demonstravit. Argenti talenta guadraginta erant, auri vero ducenta. – y Krabinger’a не имеется. 561 Св. Амвросий, очевидно, имеет в виду 35 главу (и отчасти 34) 2-й книги Паралипоменон, где сначала говорится о том, как царь Иосия уничтожил идолопоклонство и установил истинное богопочтение, отпраздновавши, между прочим, по закону Пасху, а потом непосредственно за этим рассказом идет речь о том, как царь Египетский Нехао пошел на войну к Кархемису на Ефрате. Навстречу ему вышел Иосия. «И послал к нему Нехао послов сказать: что мне и тебе царь иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя» ( 2Пар.35:21 ). Как видно отсюда, текст этой главы Паралипоменон не давал св. Амвросию права на то сближение двух указанных фактов, которое сделал он. 562 Ср. 2Пар.35:18–19 : И не была совершаема такая Пасха у Израиля от дней Самуила пророка; и из всех царей израилевых ни один не совершал такой Пасхи, какую совершил Иосия, и священники, и левиты, и все иудеи, и израильтяне, там находившиеся, и жители Иерусалима. В восемнадцатый год царствования Иосии совершена сия Пасха. 563 Exquisivit me – у св. Амвросия не согласуется ни с греческим κατφαγε, ни с вульгатовским comedit, ни еврейским. 564 В русском переводе глагол стоит в настоящем времени «снедает», что отлично от греческого κατφαγε; потому и амвросиевское comedit лучше, кажется, будет перевести прошедшим временем. 565 Текст св. Амвросия следует тексту греческому. Πνε δατα π σων γγεων, κα π σν φρετων πηγς – (ср. только πηγς с puteorum) – и отличается от Вульгаты, текст которой согласен с текстом еврейским, переданным в русской библии так: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. 566 В греческом тексте и Вульгате здесь стоит, как и у св. Амвросия, единственное число, в русской же библии множественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Это же видение отношений Бога и мира выражает и св. Василий Великий: Хочешь прикоснуться к Богу? – вопрошает он. – Что ж, «оставь землю, оставь море, сделай, чтобы воздух был ниже тебя, стань выше эфира, пройди звезды, их чудеса, их благолепие, величину. Протекши все это умом, обойдя небо и став выше его, одною мыслию обозри тамошние красоты: пренебесные воинства и ликостояния ангелов. Миновав и все сие, представь в мысли Божие естество» 555 . А вот не менее характерное рассуждение о «небесных иерархиях» у св. Григория Нисского. Он приводит слова Песни Песней «Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, котого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: „не видали ли вы того, которого любит душа моя?“ (Песнь Песней, 3.2-3). Толкует же эти слова св. Григорий так: невеста (душа человеческая) „восстает и озирает мыслию духовное и премирное естество, которое именуется городом. Вот, говорит, Начала, Господства и поставленные для властей Престолы, которое именует она „торжищем“, не найдется ли между ними Любимое? Посему невеста, разыскивая, обошла весь ангельский чин и когда в обретенных благах не увидела искомого, так стала расуждать сама с собою: не постижимо ли хотя для Ангелов Любимое мною? и говорит им: „не видели ли вы того, Которого любит душа моя?“ Поелику же молчали на такой вопрос, и молчанием показали, что и для них непостижимо искомое ею: то, когда пытливым умом обошла весь оный премирный град, и от духовных и бесплотных существ не узнала Желанного, тогда, оставив все обретаемое, таким образом признала искомое по одной непостижимости того, что оно такое“ 556 . «Знаем, что есть какие-то ангелы, архангелы, престолы, господства» – пишет св. Григорий Богослов 557 , – но служим-то мы не им, а Творцу. Ничто не должно разлучать человека с Богом – «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8,38-39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

XIII, 15. Покой же истинный христиан есть искупление от греховных страстей, а также полное и явное вселение Святого Духа в чистое сердце. Поэтому [апостол] говорит также: «Постараемся войти в покой оный,» то есть [он подразумевает, что] подвизающиеся во всех добродетелях и заповедях и верующие в освящение Духа могут удостоиться этого [покоя], «чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» ( Евр. 4, 11 ) 553 . Поэтому, побуждая и возжигая произволение их к вере, он изрекает: «да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» ( Евр. 4, 16 ); и еще: «да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести» ( Евр. 10, 22 ); также: «кольми паче Кровь Христа… очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» ( Евр. 9, 14 ). Прочитав прочие свидетельства Священных Писаний, вы найдете, что многие из них также сказаны относительно этой [высокой] цели [христианства]. XIII, 16. Итак, всё [сказанное выше] достаточно показывает благоразумно верующим в глаголы Духа, что [человек], искренне приходящий к Богу, от всего сердца доверяющий обетованиям Его, изо всех сил подвизающийся в заповедях Его и ежедневно обновляющий ум свой, должен ощущать в себе благодать духовного преуспеяния 554 . И это для того, чтобы могли мы достичь истинного упокоения в совершенном освящении, то есть чтобы нам [постоянно] устремляться к совершенной любви усыновления достопоклоняемым Духом 555 , благодаря Которому мы способны стяжать полное избавление от страстей. А поэтому, целиком освященные и душой, и телом, незапятнанные и неукоризненные, умиротворенные Духом, приобретшие во всей удостоверенности небесное сокровище совершенной благодати в глиняные сосуды наших тел 556 и ставшие чистым жилищем Бога, мы в будущий день Воскресения спрославимся со Христом в Царстве [Небесном] и, удостоившись стать подобными образу 557 Тела славы Его, упокоимся в неизреченном покое вместе с Ним на беспредельные века вечные. Послание к чадам своим Святого Макария Египетского о том, что человеку следует отречься [от мира] 558 вследствие зол, которые он творил [раньше], и от всего сердца обратиться к Богу. А также о том, что если он терпеливо переносит случающиеся с ним скорби, то благодать Божия понемногу снисходит на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

За пределами Церкви также происходит постоянное обновление мира, хотя оно и не имеет здесь таинственно благодатного характера. Происходит оно потому, что и после грехопадения в человеческой природе сохранились многие черты нетленного образа Божия и осталось врожденное стремление к совершенствованию. Деятельность Духа Божия не ограничена конфессиональными рамками. Проявление Его полно и более всего, безусловно, обнаруживается в Церкви, но следы Его пребывания видны повсюду, где имеются плоды духовной жизни: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, целомудрие и другие нравственные добродетели, ведущие мир к нравственной чистоте и совершенству 553 . Все это принадлежит Богу, и «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы 554 ». «Апостол и евангелист Иоанн Богослов писал: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» 555 . Где действует любовь, там действует Евангелие и Христос. Любовь мы не вправе ограничивать только рамками христианской конфессиональной принадлежности, хотя всякий рожденный от Бога, т.е. всякий христианин, имеет то преимущество, что он обязан, он должен, он испытывает потребность пребывать в любви к ближним своим, ибо в противном случае он лжец, а не ученик Христа. 556 Любовь Небесного Отца свободно изливается в мир, и так же свободно мир, т.е. люди, принимает или отвергает ее. Церковь должна быть всегда с теми, кто сознательно или бессознательно принимает любовь Божию и откликается на призыв делами истинной любви, нравственного совершенствования и мира, т.е. плодами Духа, деятельность Которого в мире открывает пути сотрудничества христиан со всеми людьми доброй воли, стремящимися послужить своим братьям людям в достижении всеобщего братства, блага и мира». 557 Сравнение Утверждения о действии Духа Божия вне Церкви требуют пояснения и раскрытия, так как полнота присутствия Духа Божия имеется только в Церкви: «И умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Итак, слово Божие заставляет полностью отказаться от всякой надежды оправдаться перед Богом своим хорошим поведением. " Законом познается грех " : он ставит диагноз, а не исцеляет; объясняет, почему мы осуждены, а не избавляет от осуждения. Закон " заграждает уста " нелепой человеческой самоуверенности, которая думает явиться пред лицо всесвятого Бога в запачканной одежде своей собственной праведности (Ис. 64:6). Оправданию через веру есть только одна альтернатива — проклятие. Если я пытаюсь оправдаться личными усилиями, то " пребываю под клятвою " ; если я просто сдаюсь на милость Божию, явленную во Христе Иисусе, то уже оправдан Богом: Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:23-24). Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3:28). Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2:16). Златоуст, комментируя Рим. 3:28, говорит: Здесь Апостол доказывает могущество Бога, потому что Он не только спас, но и оправдал, и привел в похвалу, не имея для того нужды в наших делах, но требуя одной лишь веры ( " Беседы на послание к Римлянам " , стр. 555). Когда Бог оправдывает человека? Златоуст отвечает: Всякий, кто уверовал, тот вместе с тем и оправдался ( " Беседы на послание к Римлянам " , стр. 557). Святой Климент Римский (Епископ Рима в 92-101 гг.) подтверждает, что оправдание верой — исконное учение Апостольской Церкви: И все (ветхозаветные святые) прославились и возвеличились не сами собою, и не делами своими, и не правотою действий, совершенных ими, но волею Божиею. Так и мы, будучи призваны по воле Его во Христе Иисусе, оправдываемся не сами собою, и не своею мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которою Вседержитель Бог от века всех оправдывал. Ему да будет слава во веки веков. Аминь (св. Климент Римский, 1 Послание к Коринфянам, гл. 32).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Но в притче о десяти талантах ясно указывается также и на то, как тяжело Господь карает тех людей, которые упорно и сознательно не хотят пользоваться для своего же собственного блага, для своего же собственного спасения теми дарами благо­дати, которые ниспосылаются им Богом. Наконец, укажем еще один пункт в учении Христа о Боге, который вызывает несколько возражений со стороны отрицательной критики. В беседе с женой-самарянкой Иисус Христос вел речь о предписанном в законе Моисеевом обрядовом поклонении Богу, т. е. о принесении жертвы в известные времена и по указанным в законе обстоятельствам. На слова самарянки: „отцы наши поклонялись на этой горе (Гаризине); а вы (т. е. иудеи) го­ворите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме», – Иисус Христос сказал:„поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете покла­няться Отцу; вы не знаете чему кланяетесь, а мы знаем, чему кла­няемся: ибо спасение от иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищете Себе. Бог есть дух: и покланяющиеся Ему должны покланяться в духе и истине“ ( Иоан. 4:20 – 24 ). Сравнивая это учение Христа с учением вет­хозаветным, отрицательные критики 557 и в этом случае находят, что учение Христа не имеет ничего общего с учением ветхоза­ветным, что оно стоит с ним даже в противоречии, а потому и должно быть признано вполне оригинальным и самостоятельным. Если мы примем во внимание теократическую практику иудейского народа, говорят отрицательные критики, то мы не можем не видеть того, что в ветхозаветном мировоззрении господствовали только очень смутные, так сказать, плотские и лишь человекообразные представления о Божестве. Уже Моисей ясно высказал ту мысль, что только на одно определенное место должно смотреть как на осо­бенное местопребывание Божества, как на такой пункт, в котором только и возможно явление Бога для принятия людских мо­лений. Вообще, говорят отрицательные критики, в иудействе пре­обладала привязанность к внешнему, обрядному, – и притом при­вязанность чисто произвольная (die Gebundenheit rein willkührlich), механическая, безжизненная; напротив, Христос проповедывал только духовную связь Бога с людьми и даже порицал всякую внешность.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010