Нам, однако, необходимо сказать о том чудесном корабле, на котором сохранилось семя жизни. Библия оставила нам описания этого удивительного сооружения. «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье» ( Быт.6,14–16 ). Дерево гофер использованное для строительства – это, как думает митр. Филарет, кипарис (2. стр.114), или же, по свидетельству исследователя ковчега Ф. Наварра, – особая иракская разновидность дуба (3. стр.213). В любом случае, это дерево было не подвержено гниению (как об этом сообщает перевод 70-ти.). «Бревна, послужившие материалом для дна, бортов и палуб ковчега, по-видимому, были изготовлены из огромных деревьев, росших на земле с момента ее основания», то есть в течение 2200 лет. Подобные гигантские деревья находят сейчас в каменноугольных пластах. Смола (евр. «кафар» – оболочка) была идеальным водоотталкивающим средством, состав ее сейчас нам неизвестен, хотя еще до Рождества Христова многие приносили ее с Арарата и использовали как амулет. Размеры ковчега изменяются в зависимости от того, какой длины считается локоть. Минимальный его размер – 44,5 см, а максимальный (длинный локоть) – 52 см., но обычно его длину принимают как 45,5 см. При самом малом размере локтя ковчег имел 133,5 м. в длину; 22,25 м. – ширины, 13,5 м. – высоты. Это соответствовало объему 39655 м3, и водоизмещению в 13960 тонн. Обычные размеры: длина – 136,5 м., высота – 13,65 м., ширина – 22,75 м., объем – 42388,369 м3. Максимальные размеры: длина – 156 м., высота – 15,6 м., ширина – 26 м., объем – 63273,6 м3. Это соответствует объему сотен товарных вагонов для перевозки скота. Один вагон имеет полезный объем около 76 м3, значит, даже минимальный размер ковчега соответствовал 522 вагонам (обычный – 557, а максимальный – 832). Учитывая, что в обычный товарный вагон входит 240 овец, ясно, что ковчег мог вместить от 125280 (при минимуме локтя) до 199680 (при максимуме) овец. Такой объем достаточен, чтобы вместить всех сухопутных животных (птицы, насекомые (крылатые), млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные) как ныне живущих, так и вымерших. Чтобы в этом убедиться, во-первых вспомним, что «род» книги Бытия не всегда совпадает с «видом» в современной классификации, а часто более близок к «семейству», а во-вторых, животные входившие в ковчег, были скорее всего подростками, а не взрослыми особями, ибо им предстояло заселять мир заново. Поэтому они занимали меньше места, чем взрослые животные.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Владеть своим телом – значит природой владеть. Спаситель мира и в этом показал Себя Повелителем природы. Сорок дней и сорок ночей Он постился, без какого бы то ни было питья и пищи телесной. Воду в вино претворил – разве это не показывает власть над природой? На свадьбе в Кане Галилейской не хватило хозяину вина. Тогда Иисус повелел наполнить шесть больших сосудов водой. И, когда это сделали, вода та претворилась в вино, причем в самое лучшее вино. Не говорится, что Господь прикоснулся к воде Своими пречистыми руками, которыми Он слепым открывал зрение, или чтобы произнес какое-нибудь слово, как, скажем: «Да будет эта вода вином!». Нет, ничего. Только мысленно приказал, и природа почувствовала своего Господина, и вода превратилась в вино (см.: Ин. 2, 1–11 ). Бурю на море утишить и одним словом сильный ветер остановить – разве и это не показывает власть над природой? «И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме... Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина... И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» ( Мк. 4, 37–39, 41 ). Так апостолы спрашивали. Но и тогда, и позже они уверились, что это Христос, Сын Бога Живаго, Повелитель природы и всего порядка в природе. Невидимым сделаться для глаз человеческих – разве это тоже не означает власть над природой? Когда Иисус был на родине Своей, Он укорял израильтян за то, что их вера меньше и слабее веры язычников. И привел им два классических примера: первый, как во время голода великий пророк Илия укрылся и прокормился не у какого-нибудь «правоверного» израильтянина, но у язычницы, жены-вдовицы в Сарепте Сидонской 554 ; и второй, как во времена пророка Елисея было много прокаженных в Израиле, но по причине их маловерия никто из них не излечился, кроме одного Неемана Сириянина, язычника 555 . Ведь этот язычник поверил всем сердцем пророку Божию Елисею, искупался в Иордане и стал здоров. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости» 556 . И, схватив Его, вывели на окраину города и хотели столкнуть со скалы в пропасть. «Но Он, пройдя посреди них, удалился» ( Лк. 4, 30 ). Невидимым Он стал для глаз Своих врагов и, будучи невидимым, удалился со Своей родины; даже на Нем было явлено, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» 557 . И во второй раз произошло это же самое в Иерусалиме, когда евреи хотели забросать Его камнями в храме: «но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее» ( Ин. 8, 59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мф.24:19 . Но горе в те дни имеющим родить и тем, которые кормят [дитя]. 554 Но горе тем душам, которые не довели порождений своих до степени мужа совершенного, а имеют только начатки веры, так что нуждаются еще в питании от учителей. Можно сказать также и то, что во время преследования от антихриста или во время римского пленения должные 555 родить и кормящие не могли предпринять поспешного бегства как находящиеся в тяжелом положении от должного 556 родиться или уже родившегося (uteri et filiorum sarcina praegravati). Мф.24:20 .  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу. Если мы захотим понимать это в отношении ко времени взятия Иерусалима, то есть когда он был обложен Титом и Веспасианом, то они должны молиться, чтобы их бегство не случилось зимой или в день субботний, потому что в первом случае бегству в пустыню и на необитаемые горы препятствует суровость 557 холода, а во втором случае, если бы они захотели бежать, препятствует нарушение закона, а если бы они захотели остаться, то угрожает смерть. Если же это понимать 558 в отношении к кончине мира, то этими словами Он научает тому, чтобы не охладела наша вера и любовь ко Христу, и чтобы мы в субботу добрых дел (virtutum) не оцепенели как праздные в деле Божием. Мф.24:22 .  И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Сокращение дней мы должны понимать не в смысле сумасбродного понятия об этом тех, которые полагают, что изменится продолжительность (momenta) времени [их], – они забывают, что написано: «По установлению Твоему продолжается день» ( Пс. 118, 21 ), 559 а должны понимать по качеству их, то есть что сократится их число, а не продолжительность [каждого дня] (или размер -mensura); так что, как в благословении говорится: «Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» ( Пс. 90, 16 ), так и теперь должно понимать сокращение дней, чтобы через их многочисленность (тога), не была потрясена вера верующих. Мф.24:23 .  Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Упоминание о радости при жатве напоминает нам о словах Господа, когда он, смотря на толпу идущих к Нему Самарян, сказал: „возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве“ 554 . Далее Он указывает Апостолам, что они будут собирать в сокровищницу Господню, как жнецы Господа, – души, восприявшие семя слова Божия. Радость, обещаемая пророчеством, не есть та плотская, почти животная радость, о которой говорится во дни благоденственной части царствования Соломона ( 3Цар. 4:20 ) 555 . В читаемой нами главе пророка в стихе 3 говорится о высшей радости „пред Господом“. Это та „радость пред лицем Господа“, которой будут радоваться помилованные, когда „Господь будет идти судить землю“, как говорит Псалом 97 ст. 1–9. Это та радость, которая позже во время проповеди наполняла сердца Апостолов, когда они вспоминали, что он сказал: „Мужайтесь, – Я победил мир“. ( Ин. 16:33 ). Еще пророк Исаия ( Ис. 53:12 ), говоря о страдавшем и прославленном Мессии, говорит: „С сильными будет делить добычу, за то что предал душу Свою на смерть и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем“. Соединяя во едино значение стихов IX, 3 и LIII, 12 Исаии и сопоставляя им Евангельские сказания, мы видим, что под добычей разумеется уловление душ человеческих, – для спасения их,-в сети рыбарей Апостолов 556 . В стихе 4 читаемой нами главы IX пророк поясняет, что радость народа есть радость духовная, радость – что сокрушено ярмо, тяготившее его, сокрушены жезл и трость его притеснителя. Если монархи Ассирийские и Вавилонские и другие властелины языческого мира и могли быть названы притеснителями народа Божия, то надо помнить, что они только представители злобной силы сатаны, владевшего миром во времена идольского служения и обоготворения страстей 557 . Один Господь „победил мир“, тогда-то был изгнан князь мира ( Ин. 12:31 ) и сила Господня даровала человеку силу бороться и победить притеснителя именем Господа нашего Иисуса Христа. Упоминание в ст. 4 поражения Мадианитов очень знаменательно, если мы вспомним, что Гедеону приказано было напасть на неприятеля не с значительным количеством собранного Им войска, а с малым числом избранных, ибо сила Господня в слабости и немощи человеческой проявляется 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Служители благодати Божией по вдохновению Духа Святого говорили о покаянии; и Сам Владыка всего говорил о покаянии с клятвой: «Жив Я, говорил Господь, не хочу смерти грешника, но покаяния» 552 ; и присовокупил еще следующую прекрасную мысль: «Дом Израилев, обратитесь от нечестия вашего». 553 «Скажи сынам народа Моего 554 : хотя грехи ваши будут простираться от земли до неба, и хотя будут краснее червлени и чернее власяницы, но если вы обратитесь ко Мне от всего сердца и скажете: Отче! – то Я услышу вас, как народ святой». 555 И в другом месте так говорит: «Омойтесь и очиститесь; удалите лукавство из душ ваших пред очами Моими; отстаньте от злодейств ваших; научитесь делать добро, ищите правды, избавьте обиженного, рассудите о сироте, оправдайте вдовицу. И придите, и будем судиться, говорит Господь. И если будут грехи ваши, как пурпур, то убелю их, как снег; и если будут, как червлень, то убелю их как волну. И если хотите и послушаете Меня, то будете наслаждаться благами земли; если же не хотите и не послушаете Меня, то меч истребит вас; ибо уста Господни сказали это». 556 Итак, Он всех Своих возлюбленных хочет сделать участниками покаяния и утвердил это всемогущей Своей волей! Глава IX. Примеры святых, которые получили благодать Божию через веру и послушание. Енох и Ной Поэтому покоримся величественной и славной воле Его и, оставив суетные дела, раздор и зависть, ведущую к смерти, припадем и обратимся к Его милосердию, умоляя Его милость и благость. Будем постоянно взирать на тех, которые совершенно послужили величественной Его славе. Возьмем Еноха, который по своему послушанию был найден праведным и преставился, и не видели его смерти. 557 Ной был также найден верным и по своему служению проповедал мipy обновление 558 , и чрез него спас Господь животных, согласно вошедших в ковчег. Глава X. Продолжение. Авраам Авраам, названный другом 559 , найден верным по своему послушанию словам Божиим. Он из послушания вышел из земли своей и от родства своего, и из дому отца своего, чтобы, оставив землю малую, родство малосильное и небольшой дом, наследовать обетование Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Вряд ли где можно найти более яркое доказательство того, что преданность Богу и доверие к нему нельзя путать с привязанностью к организации, чем в истории этого народа. Бог сам ввел в этом народе официальное священство, а позднее, по просьбе людей, поставил над ними человеческого царя, хотя и сообщил им прямо: просьбы народа дать им какой–нибудь видимый признак правления отражали недостаток веры в Него, истинного Царя 555 . На протяжении около пятисот лет верные цари в Иудее были редкостью, а в более позднем северном царстве Израиля совсем отсутствовали. Из приблизительно 24 иудейских царей, правления только шести описываются в Писании в благоприятном ключе, но и эти случаи очерняются отклонениями от Божьей воли. Точно также и священство не оказало последовательно надежной поддержки людям: священники часто следовали за царями в пренебрежении Божьими установлениями, что вносило свой вклад в разложение чистого поклонения Богу. Неудивительно, что псалмопевец увещает: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа [Иегову] Бога его 556 . История этих пяти столетий показывает, что несмотря на наличие организованной государственности и священства, Иегова продолжал обращаться к людям по отдельности. Кроме того, эти люди в основном не испытывали благорасположения со стороны структуры, которую можно было бы назвать «официальной организацией». Иегова продолжал обращаться к Давиду, даже когда глава «организации», царь Саул, сделал его изгоем. Давид стал жить вне «организации», за границей тогдашнего Израиля. Однажды он даже посчитал, что безопаснее было бы жить среди язычников, среди филистимлян в Гефе – но Иегова все равно продолжал иметь с ним дело 557 . За исключением произведений Давида и Соломона, в основном остальное Писание было написано людьми, которые либо не являлись частью официально установленной организационной структуры, либо находились у нее в немилости и были несогласны с ней.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Начало путешествия Прямого морского сообщения между Палестиной и Италией не было, и путешествие предполагало несколько пересадок с корабля на корабль. Первый корабль назван «Адрамитским», и это означает, что его портом приписки был город Адрамиттиум, 556 находившийся в римской провинции Асия в глубине Адрамиттского залива, напротив острова Лесбос: Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию. Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям м воспользоваться их усердием. Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров, и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские ( Деян. 27:1–5 ). Судя по тому, что корабль намеревался плыть «около Асийских мест», то есть недалеко от берега, это могло быть сравнительно небольшое судно (для выхода в открытое море использовались более крупные суда). Павел был не единственным узником, отправленным в Рим. Однако это не означает, что все остальные узники тоже плыли туда, чтобы предстать на суд перед императором. Большинство из них, вероятно, были уже осуждены, и их везли в Рим для участия в гладиаторских боях 557 или в травле зверей (venatio) – кровавой забаве, заключавшейся в умерщвлении диких животных, которых выпускали на арену амфитеатра и с которыми заключенные, рискуя своей жизнью, должны были вступить в схватку. 558 Во главе тюремной стражи стоял «сотник Августова полка». О том, что в особых случаях стражу возглавляли «сотники, которым поручался неуклонный надзор за арестантами», свидетельствует Иосиф Флавий, рассказывая о тюремном заключении Ирода I Агриппы. 559 Однако наличие сотника при Павле не следует понимать в том смысле, что делу Павла придавали особое значение. Скорее, присутствие сотника было необходимо потому, что он вез с собой в Рим целую партию заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Перикопа Мк. 15:16–20 554 описывает сцену грубого унижения Иисуса во всей её устрашающей жестокости 555 . Римские солдаты взяли безжалостно избитого Христа, и «одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; И начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!» (15:17–18). В этой жуткой пародии на чествование царя используется титул, который упоминал Пилат. Унижению сопутствуют телесные муки (терновый венец). Эти муки и унижения возрастают от секунды к секунде: «И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему» (15:19). Сцена унижений, издевательств, глумления и насилия ощутимо выражает одну из сторон страданий Мессии. Исторические исследования показывают, что людям, осуждённым на смерть, могли воздаваться – в форме величайшего издевательства – царские почести 556 . Если римские солдаты знали об этом обычае и применили его к Иисусу 557 , Его унижение получает более глубокое основание. Однако с этим унижением сбывается пророчество Мессии в Мк 10:34 («и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его») 558 . Когда солдаты издевательски величают Иисуса царем, они подтверждают Его сверхъестественное знание. 13. В сцене Распятия ( Мк 15:21–32 ) 559 страдания Христовы достигают предела. Повествование сжато и лаконично. Марку нет необходимости углубляться в объяснения, поскольку ранее евангелист уже неоднократно касался этого события под разными углами. В Мк 15:21–32 кратко сообщается о последних событиях между преторией и Голгофой. Доминирующий элемент в этих эпизодах – глубокое и многогранное страдание Иисуса 560 . (А). О степени мучений Иисуса говорит красноречивый факт: палачи «заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (15:21). Иисус находился в ужасном физическом состоянии 561 . По обычаям того времени, осуждённые на смерть через распятие должны были сами нести крест к месту казни 562 . Судя по тому, что Иисуса избавили от этой участи, крест нести Он не мог. После изнурительной ночи, пыток и побоев, тело Его представляло сплошную рану. Он идёт к месту казни обессиленным и измученным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Каждый здравомыслящий и беспристрастный человек из этого труда усмотрит, что по вопросу о лишении священнического сана духовных лиц многие заблуждаются вследствие неправильного толкования гражданских законов, ибо последние не должны противоречить ни здравому смыслу, ни канонам восточно-православной церкви, ни основным или другим законам королевства Сербского. Поэтому, мы решили обратить внимание тех, кого это касается, на этот существенный пробел, призывая разработать этот вопрос в согласии церковных канонов с государственными законами. I Краткий обзор судебной практики христианской церкви. Законодательную власть в христианской церкви Основатель её передал Апостолам, от Апостолов она перешла к преемникам их – епископам, которые всегда, как и теперь, соборне осуществляли её. Основание церковному суду положено Самим Основателем церкви. Это видно из слов Его к Своим ученикам: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его наедине; если послушает тебя, ты приобрел брата; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Как Божественное установление, законодательная власть в соответствии с прямыми задачами церкви всегда развивалась в точно определенном направлении. Церковные законодатели, издавая законы, не делали это от своего имени, как бы проявляя свою личную волю, но от имени Божественного Животворящего Духа, всегда живущего в церкви. Они служат лишь орудием, при посредстве кото- —557— рого на земле проявляется воля Его и чрез них действует. (Что считает за благо Дух Святой, то и мы) «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ). Но законодательство церкви получило полное развитие лишь тогда, когда оно вступило в согласное общение с государством. Первыми христианскими Императорами была предоставлена церкви свобода законодательства, и гражданским властям строго запрещалось вмешательство в дела, касающиеся церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 30. …И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень твои царские одежды... Что побудило к этой мере царя Ахава? Может быть, тайный страх от предсказания Михеина; а, может быть и то, что Ахав извещен был насчет распоряжения, которое отдано было в стане Сирийском и направлено прямо против его личности, как это видно из следующего, 31 стиха. Ст. 32. ...И закричал Иосафат…, настигаемый неприятельскими колесницами. Из книги Паралипоменон видно, что это был молитвенный крик о помощи свыше 557 , которую и получил от Господа благочестивый царь Иудейский. Положение его было так безнадежно, что, действительно, одним только чудом он мог быть спасен 558 . Ст. 35. Раненый царь Ахав стоял на колеснице против Сириян... Несчастный думал своим присутствием одушевить свое войско и тем отвратить предсказанную пророком неудачу; но лишь сам ускорил свою смерть. Ст. 39. Между прочими делами Ахава упоминается в Писании еще и то, что он строил города и построил дом из слоновой кости. Последнее примечание есть, конечно, метафора, значащая только то, что дворец Ахава изобильно был украшен орнаментами из слоновой кости, которая ценилась в древности наравне с золотом. Оба эти краткие примечания Писания об Ахаве весьма, однако же, характерны в том отношении, что имеют связь с его страстью к постройкам. Эта-то страсть и была, между прочим, причиной печальной истории с виноградником Навуфеевым. Ст. 43. ...Только высоты не были отменены… при благочестивом Иосафате. Здесь уместно повторить замечание, что эти высоты не были все-таки языческими; на них чтился Иегова 559 , но вопреки закону о храме 560 . Вина Иосафата только в том, что обычаю он дал возобладать над законом. Что касается высот языческих, – то они были истреблены Иосафатом, как усматривается из книги Паралипоменон 561 . Ст. 47. …В Идумее тогда (т. е. при Иосафате) не было царя; был наместник царский… Смысл этого примечания тот, что при Иосафате Идумейский народ был в подчинении у Иудеев, и наместник царя Иудейского управлял страной Идумейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010