Минь. Т. IX. С. 447 Творения Т. IX. С. 557, 558 964. Служение Христу и миру Чем заплатит нам чрево, пожирающее большую часть нашего имущества? Нечистотою и тлением. Чем заплатит тщеславие? Завистью и клеветою. Чем заплатит скупость? Заботами и попечениями. Чем заплатит распутство? Геенною и ядовитым червем. Вот должники богачей, такую именно прибыль они получают с капитала зло в настоящей жизни и бедствие в будущей. Итак, скажи мне, неужели мы будем давать взаймы им, под условием столь великого наказания, а не вверим богатство Христу, Который обещает нам небо, бессмертную жизнь и неизреченные блага?... Скажи мне: что великое дал Петр? Не изорванную ли сеть, не трость ли только и уду? Однако ж Бог отверз ему домы вселенной, распростер пред ним сушу и море, все призывали его к себе и, продавая свои имущества, приносили цену их к ногам его, не отдавая даже в руки (потому что не смели): столько были для него щедры и такую оказывали ему честь. Но скажешь: он был Петр. Так что же? Ведь не одному только Петру обещал это Христос, не сказал ему: Петр, ты один получишь во сто крат, но: всяк иже оставит дом, сторицею приимет (ср.: Мф. 19:29 ). Минь. Т. IX. С. 451 Творения Т. IX. С. 562, 563, 564 965. Лучшее наследство детям – добродетель Станем заботиться не о том, чтобы детей оставить богатыми, но о том, чтобы сделать их добродетельными. Ведь, крайне безрассудно при жизни своей не делать детей господами того, что имеем, а по смерти давать легкомыслию молодости полную свободу. Когда мы живы, то можем требовать у них и отчета и, если они дурно пользуются настоящим, можем вразумлять и обуздывать их, а по смерти своей, если мы, вместе с нашим отсутствием и их молодостью, предоставим им и свободное пользование богатством, то ввергнем этих несчастных и жалких в величайшую бездну, подложив огонь к огню и подливши масла в раскаленную печь. Таким образом, если желаешь оставить детей подлинно богатыми, то оставь должником их Бога. Минь. Т. IX. С. 453 Творения Т. IX. С. 565 966. Труд веры

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Библейское повествование, разделяющее живые создания на растения, животных и человека, показывает ту заботу, с которой Творец предуготовляет пищу каждому существу, и открывает нам «некое сокровенное учение» и «любомудрие о душе» 552 . Речь идет о трехчастном делении жизненной силы или души на способности: растительную и питательную 553 , которую мы называем «природной» (φυσικ) и наблюдаем уже у растений; способность чувственного восприятия 554 , которая проявляется у животных; и, наконец, словесность (естество, «имеющее дар слова и управляемое разумом» 555 ), которая из всех телесных существ встречается только у человека. Наделенный всеми тремя способностями, человек являет собой самую совершенную форму телесной жизни. Библейский рассказ, который начинается неживыми вещами, а затем от растений и животных переходит к человеку, тем самым показывает последовательно (κολοθως 556 ) восходящую иерархию тварей. Три составляющих человека известны и апостолу Павлу, но он их называет «тело, душа и дух» (σμα, ψυχ, πνεμα, cp. 1Фес. 5:23 ; Григорий ошибочно ссылается на Еф.), и даже Сам Христос упоминает их, говоря о любви к Богу «всем сердцем, всей душею и всем разумением» (καρδα, ψυχ, δινοια, Мк. 12:30 и паралл.) 557 . Григорий, очевидно, выше всего оценивает рациональные составляющие человеческого существа (именуемые также νος и φρνησις 558 ), называя их «божественной благодатью» 559 , которую Творец дал человеку. Впрочем, «в собственном смысле не столько их дал ([ο] δδωκεν), сколько сообщил (уделил, μετδωκε), снабдив образ собственными красотами Своего естества» 560 . Человеческий ум (νος 561 ), благодаря своей связи с телом, принимает от чувств образы (τ εδωλα 562 ) внешних вещей, которые собираются в некоем «внутреннем вместилище» 563 , – иначе говоря, ум «написует в себе начертания всего, подлежащего зрению» 564 . Ум, по Григорию, подобен обширному городу с большим количеством ворот, через которые постоянно проходит множество людей, прибывающих с разных сторон и с разными целями: ум распределяет отдельные ощущения и каждому отводит его место в рамках познания. Соотносящиеся ощущения могут входить разными воротами, как люди, назначившие встречу в городе, тогда как ощущения, входящие одними воротами, вовсе не обязательно связаны между собой. Именно ум и только он способен проанализировать всю путаницу входящих ощущений, применяя их для познания (γνσις 565 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

В монашеском обете только три главные обета: девство, нестяжание и повиновение, а заповеди Божии, как нам, так и мирянам, равно должно исполнять. Образ же наш есть образ покаяния и смирения. Отвержением своей воли и разума мы можем стяжать смирение… (V, 557, 741). Добиваться монашества есть признак гордости и честолюбия …Вижу, что непокоен уже три года. Скорбишь за неполучение монашества; когда прочтешь данное мною тебе о сем рассуждение, то познаешь в этом твою вину и греховное желание, доводящее до оскорбления. Ты не понимаешь, что образ монашества есть образ смирения, а в твоем устроении есть славолюбие и честолюбие, которые тебя и снедают скорбию; ты мучишься, но не венчаешься. Если б ты имел попечение о снискании смирения, то видел бы, как ты тяжко согрешаешь скорбию за неполучение мантии и не видишь тут Промысла Божия, все на пользу нашу устрояющего. Когда бы ты проходил с разумом послушания, то приобрел бы и смирение, как пишет св. Лествичник: «от послушания рождается смирение», которое нас успокоивает, а ты, исполняя послушание, считаешь себя нечто добро творяща и как бы награды ищешь мантии, но для тебя она будет не образ смирения, а образ гордости (II, 63, 88). …Что есть мантия? Образ смирения; а мы ищем ее из честолюбия; оттого и скорбь находит. Какие обеты при пострижении? Терпеть всякую нужду, обиду и смиряться; надобно же к этому быть прежде готовым, а не после стяжавать оные; а где они? Ложный стыд, что мантия не вышла, доводит до безумия… Вижу, что вы печетесь только о том, что не исправите правило: а о том, чтобы правило жизни христианской по заповедям Божиим исправить, ни мало не скорбите (VI, 35, 52). Истинное монашество состоит не в одежде, но в исправлении жизни …Напрасно ты скорбишь об рясофоре и укоряешь других, ставя их виновными, а не относишь сие к Богу; ты сим паки Его прогневляешь. Разбери получше: что в тебе соделывает скорбь? Не желание монашества, а честолюбие, которое Богу не угодно. Желаешь монашества? Оно состоит не в одежде, но в смирении, терпении, любви и прочее. Имей его в сердце твоем, никто от тебя его не отнимет; а будет воля Божия, и оное внешнее получишь… (VI, 23, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ровоам, сын и наследник Соломона, отдав последний долг отцу своему, отправился в Сихем 556 , где народ собрался для торжественного постановления его царем. Иеровоам, вызванный из Египта своими единомышленниками, был душей сего собрания. Оно требовало, чтобы Ровоам облегчил тяжкое, как оно говорило, ярмо Соломона 557 . Ровоам, обещав рассмотреть сие в три дня, отпустил народ и спрашивал у старейшин, бывших при отце его, как поступить. Если ты, говорили они, теперь покажешь себя рабом сего народа, он будет рабом твоим навсегда. Но Ровоам презрел сей совет и по внушению неопытных сверстников своих 558 собравшемуся в назначенное время народу сказал: меньший перст мой толще, нежели чресла отца моего, если он наложил на вас тяжкое иго, то я умножу сию тяжесть, если он вас наказывал бичами, то я буду вас бить скорпионами 559 . Раздраженный народ отрекся от дома Давидова, и собрание рассеялось. Только два колена, Иудино и Вениаминово, признали сына Соломонова царем своим. Адонирам, начальствовавший над сбором даней, послан к возмутившимся для приведения их к послушанию, но вместо того побит ими камнями. Царь поспешил в Иерусалим и собрал против них 180.000 войска, но Пророк Самей остановил сие предприятие, сказав именем Божьим, что случившееся есть дело Божье. Между тем десять колен поставили себе царем Иеровоама. Таким образом, народ Божий разделился на два царства, которые различены наименованиями Иудейского и Израильского 560 . Идолослужение Иеровоама, первого царя Израильского Иеровоам, опасаясь, чтобы религия, которая привязывала его подданных к Иерусалиму, не привлекла их обратно под власть царя Иудейского, решился прервать и сей союз 561 . Он отлил двух золотых тельцов 562 ; поставил их на двух противоположных границах своих владений, в Дане и Вефиле, и объявил народу, что ему не нужно более ходить в Иерусалим для богослужения 563 . Для подкрепления своего изобретения он употребил и силу и хитрость. Отвергнув левитов, поставил жрецов из простого народа, угождая ему, изгнал ревнителей истинного благочестия, но учредил праздник по подобию иерусалимского. Кажется, что то был праздник кущей, только он совершался месяцем позже надлежащего. Гнев Божий на сие идолослужение

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

546 Ст. 3. Не отвращай лица Твоего... приклони ко мне ухо Твое – образные выражения, взятые из обихода человеческих жестов, придают мольбе Псалмопевца наглядность и напряженность, они превращают просьбу услышь меня в заключительное из трех последовательных действий: обрати внимание, напряги слух, слушай. 547 Ст. 5. ...забывал я вкушать хлеб мой – потерял желание вкушать пищу; похожий образ, олицетворяющий горе, – см.: Иов 33:20 ; в христианской традиции под хлебом понимается слово Божие, которым питается сердце и без которого сердце засыхает. 549 Ст. 7. ...птице пустынной... как филин – Псалмопевец говорит о своем одиночестве и сравнивает себя с птицами, которые по Закону Моисееву считались нечистыми (см.: Втор. 14:12–18 ); ...птице пустынной –пеликану. 557 Ст. 17. Этот стих можно понять как пророчество о восстановлении Иерусалима после вавилонского плена и как пророчество о Церкви христианской. 558 Ст. 21. Под пленниками св. отцы понимают людей, подчиненных греху, под сыновьями убитых отцов –тех, кто погибал от грехов своих. 562 В этом псалме звучит благодарственный гимн Богу и раскрывается суть взаимоотношений Бога и человека: от Бога исходит милость, долготерпение, освобождение от грехов и болезней, справедливость, человек же приносит Ему свой благоговейный страх, свою верность Завету и заповедям. Пс. 102 входит в чин утреннего богослужения Православной Церкви (пятый псалом Шестопсалмия), а также в состав изобразительных антифонов на литургии. 563 Ст. 1. ...сердце мое – букв. «то, что внутри меня». Псалмопевец описательно говорит о своей личности, словами душа и сердце он дает понять, что весь человек как одно целое благословляет Бога (ср. такой же способ выражения в заповеди: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» [ Втор. 5:5 ]). 565 Ст. 3. Болезнь есть следствие греха, поэтому за прощением греха следует исцеление от болезни. 576 В этом псалме воспевается творение Господом мира, воспевается Божие Промышление о нем. Следуя в общих чертах повествованию Книги Бытия ( Быт. 1 ) о начале творения, Псалмопевец одухотворяет ее сухую, лаконичную схему и воспевает жизнь природы, где все взаимосвязано: вода питает растения, растения кормят человека, на растениях селятся птицы; луна и солнце, ночь и день определяют ритм жизни диких зверей, море служит жилищем рыб и гадов и открывает свои просторы кораблям. Эта целесообразность не приводит к утилитарному потребительству, природа устремлена к Богу и находится в постоянном общении с Ним, забота Бога о мире не оскудевает, и с завершением акта творения она остается главным фактором жизни мира. Пс. 103 входит в чин православного богослужения, его пение или чтение во время вечерни служит воспоминанием о жизни первых людей в раю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На следующих страницах излагаются цель и смысл этой оставленности, которая делает человека и подражателем оставленности Христа Его Отцом, и наследником совершенного состояния обожения 553 . Когда огонь в сердце человека начинает угасать и духовное умиление перестает ощущаться, начинается духовная брань богооставленности. Человек не может забыть благоухание горнего мира, который он ощутил. В рассказе о блаженном восхождении пророка Ильи говорится, что на пути его восхождения к Небесам Небес свет каждого из последующих небес казался ему тьмой, в сравнении с последующим небом 554 . Выражая тот же опыт и ту же истину, старец Софроний говорит в обратном порядке, что человек, насладившись многожеланным небесным Светом, в последующем своем схождении, когда его оставляет Святой Дух, переживает ужасное состояние 555 . После того как он был вознесен до духовного созерцания и стал причастником «сокровенного сокровища» 556 , внезапно Небесный Посетитель удаляется от него, и он переживает безутешное опустошение. Онтологическая пустота, которую оставляет это удаление, когда «внутри нас все иссыхает» 557 , вызывает метафизическую скорбь нашего духа. Изнемогающим сердцем она переживается как смерть. Недоумение и неуверенность, «возвратится ли когда-нибудь Ушедший» 558 , вызывают боль отчаяния. Невозможно описать ощущение человека, который проходит путем таких испытаний. Глубина его душевной боли и смятение духа приближаются к вневременным пределам 559 . Он не мог бы пройти этого пути без вреда для себя, если не укреплял бы его Хранитель и Попечитель благой Отец 560 . Удаление благодати привносит в его состояние изменение и боль о произошедшем обнищании. После опыта благодати человек уже не может вернуться к «блаженному недоумению» 561 , которое имел до того как познал благодать. Также он уже не может успокоить своей совести, пеняя на неопытность. В меру первоначального просвещения и дара, которые были ему даны, множится и углубляется скорбь его духа. Единожды стяжав духовные чувства, почувствовав живое дыхание Христа и просветившись досточудным действием Его глагола, он уже не может найти покоя в тварных суррогатах нетварных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

28 окт. 1749 г. поступила жалоба на архимандрита К. м. Андрея (Белецкого), захватившего земли местных шляхтичей. Дело рассматривал на месте брацлавский подкоморий, затем его передали в Литовский трибунал, который поручил пинскому маршалку Орешку закончить разбирательство. Но тот, не закончив дела, вскоре уехал, чем ввел дворян «в убытки» (Там же. 39. С. 546-548). Впосл. архим. Андрей жаловался на шляхтичей Босяцкого и Пухальских, нанесших побои монастырским крестьянам и ограбивших их. Когда крестьяне везли домой дрова из Верхолевской королевской пущи, шляхтичи захватили у них неск. волов и топоры (Там же. С. 557-559). 2 мая 1750 г. архим. Андрей жаловался на шляхтичей Осипа Славку и Зарембу, что «они уничтожили пограничный знак и наполовину снесли копец, разграничивавший монастырские земли от шляхетских, с целью завладения монастырской землей, несмотря на то что копец этот был подтвержден комиссарами и засвидетельствован 22 свидетелями» (Там же. 34. С. 549-550). В авг. 1750 г. брестский официал и архим. Андрей подали жалобу в Брестский городской суд на новоселецкую и ходиницкую шляхту в связи со спорными земельными вопросами. В жалобе отмечалось, что шляхтичи «по обычному своему зложелательству, имея в своем владении некоторые земли одного названия с землями Кобринской архимандрии, вздумали отторгнуть последние от архимандрии через разные происки... Архимандрит опровергает это ложное показание тем, что по каноническим правилам он не вправе был этого сделать. Вследствие определения маршалковского суда, которым назначен был двухнедельный срок к исполнению, со стороны шляхты никто не прибыл на срок. На этом основании архимандрит просит, что если бы шляхта вздумала после упомянутого срока привести чиновника для передачи Кобринской архимандрии шляхте, то не давать никакого законного значения его распоряжениям» (АВАК. Т. 3. 129. С. 215-216). 21 мая 1753 г. прокуратор К. м. Фома Радкевич «жаловался на комиссара имений князя Огинского, что он под видом интересов своего владельца для собственной надобности забирает у евреев и крестьян подводы и перевозит на них свои собственные предметы; что, перевозя однажды клади, он остановился на монастырской земле и потравил луга и поля; в это же время произносил разные угрозы против прокуратора и монастыря» (АВАК. Т. 6. 35. С. 550-551).

http://pravenc.ru/text/1841594.html

и совр. Церкви, так и ввиду ее фатальной роли в причинении вреда мусульманам в эпоху крестовых походов. Кроме того, швейцар. богослов не согласился с отнесением иудаизма к нехрист. религиям в одном ряду с исламом, индуизмом и буддизмом, считая, что в «Ветхом Завете речь идет вовсе не о какой-то «религии», а об исконной форме (die Urgestalt) божественного Откровения», так что историческое существование иудейства является единственным в своем роде естественным доказательством бытия Божия (Ibid. S. 40). Декларация «N. а.» оказала влияние на богословские дисциплины католицизма, послужив толчком к поиску новых методологических решений в систематическом богословии (гл. обр. в апологетике и догматике), библейской экзегезе, церковной истории и герменевтике патристических текстов (см.: Hünermann , Söding . 2003). В рамках интенсивно развивающегося направления «богословие религий» осмысляются проблемы единства религ. истины, спасительности нехрист. вероучений и традиций и включения их в универсальную сотериологию христианства в свете тайны действия Божия в истории, содержания и границ Откровения в связи с многообразием форм богопочитания, происходит углубление философско-богословской рефлексии образа Мессии и Воплощения (см.: документ папской международной богословской комиссии «Христианство и религии» (1996) (El cristianismo y las religiones//Comisión teológica internacional: Documentos 1969-1996: Veintecinco años de servicio a la teología de la Iglesia/Ed. C. Pozo, R. Blásquez. Madrid, 1998. P. 557-604)). В вопросе о соотношении мировых религий и христианства особое место отводится иудейскому народу - его судьба не является просто подготовкой ко Христу и его предназначение не заканчивается с началом новой эры. В таком понимании его значение для христ. богословия основополагающе. Это касается в особенности экклезиологии: «Израиль принадлежит к историческому и богословскому определению тайны Церкви», поскольку употребленное Собором в «N. а.» высказывание о духовном единении (spiritualiter coniunctus - CVatII. NA. 4. 1) новозаветного народа Божия с потомством Авраама может быть понято в пространстве христ. мысли только пневматологически, следов., означает единство в Св. Духе ( Hoff. 2015. S. 127, 130). Одновременно в совр. католич. экзегезе критическое внимание уделяется антииудейским высказываниям НЗ, пересматриваются устоявшиеся в церковной письменности модели их изъяснения (см., напр.: Antijudaismen in der Exegese? Eine Diskussion 50 Jahre nach «Nostra aetate»/Hrsg. S. Schreiber, T. Schumacher. Freiburg i. Br., 2015).

http://pravenc.ru/text/2577967.html

В заключение Блудов писал: «правительство до того времени не обнаруживало своего желания присоединить униатов, оно шло к сей цели косвенным образом, на основании представлений гр.-униатских властей и самих папских булл, обеспечивающих для униатов все церковные постановления и обряды богослужения, гр.-восточной церкви свойственные, поэтому и в инструкции, и в действиях надо наблюдать, чтобы правительство не было скомпрометровано» 550 . «Основная мысль в сих соображениях Блудова состоит», – докладывал 10-го февраля Нечаев Государю, – «согласно с известными уже мнениями Литовского еп.Иосифа Семашки, в предположении действовать на понятие народа и убеждать оный к присоединению не прямо и не вдруг, а сначала склонять к оному постепенно духовенство униатское и потом через оное покорять умы прихожан для восприятия чистого православия» 551 . В ряде мнений Блудова ему лично принадлежали только два последние о доверии к Семашке и Лужинскому и об осторожности в действиях. «чтобы правительство не было скомпронетировано 552 , остальные – уже не однажды высказывались Семашкой в докладных записках по униатскому вопросу; Блудов, разделявший во всем взгляды последнего на способы воссоединения униатов, повторил тут его мысли. В основу инструкции, таким образом, предлагались мысли, принадлежавшие Семашке. Нечаев, прежде чем высказать свое заключение о мнениях Блудова, просил Высочайшего разрешения сообщить эти мнения митрополитам Новгородскому и Московскому, «как членам Синода, более других опытным и сведущим в делах такого обширного объема», и также спросить местных православных архиереев, притом так, чтобы дать им полную свободу высказать свои мысли и наблюдения Государь согласился. Тотчас состоялось совещание Нечаева с мм.Серафимом и Филаретом. В начале марта Нечаев спрашивал м.Филарета: готова ли инструкция? на что последний 6-го марта отвечал: «Напоминанию об инструкции, кажется, быть рано, когда известно, что о ней должна была переписка с епархиальными архиереями? Но что мне делать? Еще не нахожу времени и мысль недовольно беременна инструкцией, не приобретение – скорые, но безжизненные роды» 553 . Значит, на совещании было решено запросить архиереев и пр.Филарету поручено написать инструкцию. Предполагалось, что сначала будут спрошены архиереи, а потом уже м.Филарет составит инструкцию, но затем был избран другой путь. 31-го марта 1834 г м.Филарет пересылал Нечаеву уже изготовленную инструкцию «Мысли и советы», в 17 параграфах (1–16 и 19) 554 с запиской «Вот мысли и советы. Они читаны мной владыке 555 , и им одобрены. Случилось, что читаны и Дмитрию Николаевичу 556 , и он, также соглашаясь, предложил одно пополнение и одну перемену выражений, как увидите в тексте 557 . Мысль его: доложить Государю тотчас с тем, чтобы послать к архиереям в виде секретного совета, предоставя им представить свои мысли, какие им полезными представятся для той же цели».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

По сем царе знаменитее всех был в половине пятого столетия грузинский царь Вахтанг I, прозванный Гургаслан, царствовавший с 446 года по Рожд. Христ. Он имел весьма счастливые войны с индейцами, персианами и греками и от всех их брал дани, а кавказский народ совершенно покорил себе. Сей то царь построил нынешний столичный город Тифлис и перенес в оный из Мцхети царский престол в 469 году. С VI века (по свидетельству Прокопия, греческого историка и современника тому, в 1-й его книге о войне Персидской) начались паки от персиан утеснения Грузии. Персидский царь Кавад, говорит Прокопий, начал принуждать иверов, т. е. грузин, к принятию персидской религии. В этих обстоятельствах иверский царь Гурген предался в покровительство Константинопольскому императору Иустину I, который прислал к нему в защиту охотничье войско, нанятое из гуннов; но оно не в силах было защищать Грузию от разорений. Посему-то многие из грузинского дворянства оставили свое отечество и переселились было в Константинополь. Однако ж по замирении греков с новым Персидским царем Хозроем начали паки возвращаться; а некоторые навсегда остались у греков. Прокопий замечает, что с тех пор отнято у Иверов древнее самовластное их право избирать себе царей. Ибо де в выбор их мешаться стали Персидские цари и частые случались междуцарствия. Он также присовокупляет, что в его уже время между самыми Иверами оказываться начала взаимная друг к другу недоверчивость и несогласие. Сему без сомнения споспешествовало то, что грузинский царь Бакур III, царствовавший с 557 по 568 год от Рожд. Хр., превратил все губернаторства грузинские, учрежденные еще первым царем Фарнабазом, в наследственные уделы и как бы в вотчины некоторым боярским фамилиям. Это учреждение его подтвердил Персидский царь Касриан-Барнес (которого Европейские историки называют Хозроем Первисом) и Константинопольский император Маврикий, бравшие тогда согласное участие в грузинских делах. От этого то родилось потом наперерыв властоначалие в губернаторах и произошло наконец множество мелких владений, ослабивших всеобщую связь и единство государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010