По этой челобитной стольнику В. М. Еропкину было поручено произвести в Костроме и уезде следствие, материалы к-рого свидетельствуют о недовольстве настоятелем собора большей части костромичей и жителей окрестных селений. Накануне Великого поста, в 20-х числах февр. 1653 г., незадолго до этого возведенный на Патриарший престол Никон разослал по московским церквам «Память», в которой предписывалось изменение количества поклонов во время великопостного богослужения и замена двуперстного сложения для крестного знамения троеперстным. По решению кружка боголюбцев в кон. февр. 1653 г. Аввакум и Д. написали протестующую челобитную - «О сложении перст и о поклонех», которую подали царю Алексею Михайловичу (челобитная не сохр.). 4 авг. 1653 г. в Москве был арестован и вскоре сослан в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. Иоанн Неронов - один из главных противников богослужебных нововведений. Аввакум и Д. вновь подали царю челобитную, протестуя против ареста Неронова. Через неск. дней Аввакума арестовали и сослали в Сибирь. Тогда же, видимо в кон. авг., был схвачен и Д.; по свидетельству Аввакума, арест произошел «в монастыре за Тверскими вороты». По приказу патриарха Д. был лишен сана и отправлен в Чудов мон-рь «в хлебню». Затем Д. сослали в Астрахань, где заключили в земляную тюрьму, в к-рой он вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Со времени начала церковного раскола в сер. XVII в. Д. наряду с Аввакумом, Морозовой, Коломенским еп. Павлом почитался старообрядцами как мученик. Последний до Октябрьской революции Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ), состоявшийся на Рогожском кладбище в Москве, 31 мая 1917 г. постановил прославить Д. в числе др. мучеников раннего старообрядчества (пам. 3 сент.). Службу Д. составил старообрядческий Нижегородский и Костромской еп. Иннокентий (Усов ; впосл. митрополит Белокриницкий). Первая икона Д. была написана в 2003 г. для старообрядческой ц. Рождества Богородицы в с. Дурасове Красносельского р-на Костромской обл.

http://pravenc.ru/text/171228.html

Это известие сообщено Олеарием от 1656 года по слухам (сам он был в Москве не позже 1639 г.). Гораздо яснее и достовернее сказки и данные записи, напечатанные в Собрании государственных грамот и договоров. По этим сказкам и данным, в 1653 году построены в слободе две церкви – одна при пасторе Фаденрехте, а другая при пасторе Кравинкеле; в 1661 г. находившийся на русской службе генерал Бауман построил третью церковь , называемую обыкновенно «officire Kirche» или «Ecclesia Militans». Пастором при ней был Фокеродт, который в 1657 г. привезен был из Копенгагена генералом Бауманом 77 . В 1670 г. на участке того же Баумана появилась, как увидим подробнее, четвертая церковь , называвшаяся большей частью новой киркой (die neue Kirche) 78 . Из этих четырех церквей только одна была реформатская вторая, при которой пастором был Кравинкель; три же остальные – лютеранские 79 . Кроме того, лютеране имели еще михайловскую церковь , построенную в 1643 году у нынешних Красных ворот. Рассказ Грота, будто Алексей Михайлович, проезжая со своим духовником мимо этой кирки и, приняв ее за православную церковь , перекрестился, но узнав свой ошибку тотчас велел перенести ее в новую иноземную слободу (на Демидовскую гору в 1646 г.) не заслуживает доверия 80 . Во-первых, Олеарий (во втором издании своего сочинения, вышедшем в 1651 году), излагая все, какие только мог собрать, сведения об евангелических церквах в Москве, ничего не говорит об этом странном случае; во-вторых, при устройстве слободы в 1653 году эта церковь продолжала существовать на том же жесте, какое было отведено ей указом 1643 года 81 . Дальнейшая судьба этой кирки не известна. В 1673 году, когда секретарь русского посольства Лаврентий Рингубер был в Вене, и по требованию тамошних властей представлял подробное описание всех лютеранских церквей в России, Михайловской кирки уже не было, по крайней мере, в его перечне не видно 82 . Шведсий посол Иоанн Филипп Киебургер, бывший в Москве в 1674 году, насчитывает в ней три лютеранские церкви, построенные в 1653, 1661 и 1670 году, и одну реформатскую, при чем поименовывает известных нам пасторов; но о лютеранской кирке 1643 года не упоминает.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

За неделю до наступления Великого Поста в 1653 году, т.е. между 20–27 февраля, патриарх рассылает по Московским приходам «память», чтобы во время чтения молитвы Ефрема Сирина полагалось делать только четыре земных поклона и двенадцать поясных. Кроме того предписывалось креститься тремя перстами вместо двух. Это было первое предвещение дальнейших изменений в книгах и обрядах. «Память» произвела ужасное впечатление на духовенство, особенно на членов кружка ревнителей благочестия. «Мы же задумавшись, пишет Авваакум, сошедшося между собой: зима хощет быти; сердце озябло, и ноги задрожали». Тот церковный устав, который они так любили, и для благолепия которого они так старались, по которому они так благоговейно и горячо молились, вдруг нарушался ничем не магнетизированным и единоличным распоряжением Патриарха. Сначала протопопы колебались, Неронов, как глава движения, больше, чем другие. Решив найти ответ в молитве, он отправился на первую неделю поста в Чудов монастырь и во время молитвы услыхал «глас от образа Спаса: Иоанн, дерзай и не убойся смерти. Подобает тебе укрепить царя о имени моем, да не пострадает здесь Русия.» Вернувшись, о. Иван рассказал друзьям о видении, и в эту, вторую неделю поста 13 марта 1653 года родилась старообрядческая оппозиция. Протопопы Аввакум, помощник Неронова, и Данил Костромской, собрав из книг выписки о сложении и о поклонах, подали царю челобитную. Никон было уступил, так ка сам царь был против трехперстного крестного знамения, но уже в мае того же года ввел новые перемены в Кормчей книге. Вслед за тем, видимо тяготясь своими бывшими друзьями, он решается разгромить оппозицию. Под предлогом «неуважения икон» отдает летом 1653 года под суд протопопа Лонгина. О. Иван Неронов заступается, но подвергается аресту, избиению и заточению в монастырь, а 12 августа лишается священнического сана. Затем его ссылают в Каменский монастырь у Вологды. Лонгин и Даниил тоже растрижены и ссылаются в Муром и Астрахань, Аввакум в Сибирь, где он и остается 10 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Афанасия III Пателлария. 1653 г. (ГИМ. Син. греч. 245 (Вл. 266). Л. 5 об.) После вторичного низложения Кирилла I (1635) А. П. уехал в Италию, где жил в Анконе и Венеции и получил от папы предложение стать кардиналом в том случае, если подпишет католич. символ веры. Вскоре А. П. был призван своими сторонниками в К-поль, где в 1637 г. Патриархом вновь стал Кирилл Лукарис. После его мученической кончины (26 июня 1638) А. П. был претендентом на Патриарший престол; в авг. 1639 г. новый Патриарх Парфений I (1639-1644) потребовал от него отречься от Патриаршего титула и вернуться на Фессалоникийскую кафедру. За долги митрополии А. П. пришлось претерпеть заключение; в это время он дважды обращался за милостыней к рус. царю. В 1643 г. А. П. отправился в Россию, но по дороге заболел и остановился в Молдавии у господаря Василия Лупу, откуда вновь обратился в Москву с просьбой о милостыне. В г. Галац он устроил обитель св. Николая в качестве подворья Синайского мон-ря вмц. Екатерины. Тогда же он написал «Гимн Пресвятой Богородице», а также энкомий, посвященный Василию Лупу. В 1652 г. А. П. вернулся в К-поль и вторично занял Патриарший престол. Пробыв на кафедре также всего неск. дней, в июле 1652 г. он добровольно отрекся от престола. Во время своего краткого Патриаршества А. П. произнес проповедь, в к-рой отмежевался от католичества. 8 окт. 1652 г. он навсегда покинул К-поль; побывав в Яссах у господаря Василия Лупу, затем в Чигирине у гетмана Богдана Хмельницкого, А. П. отправился в Москву с грамотами рус. царю от этих правителей. 16 апр. 1653 г. он прибыл в Москву и 22 апр. был принят царем Алексеем Михайловичем . В Москве он проживал на Кирилловском подворье, совершал богослужения в Новоспасском мон-ре, в Спасском соборе Теремного дворца; в июне 1653 г. посетил Троице-Сергиев мон-рь. Текст последнего послания свт. Афанасия III Пателлария царю Алексею Михайловичу, в котором он упоминает о «Слове понуждаемом», 22 марта 1654 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 513) Текст последнего послания свт.

http://pravenc.ru/text/76940.html

В. был противником западноевроп. влияния на рус. двор. Швед. резидент в Москве писал, что, если следующим главой Русской Церкви будет избран В., против иностранцев в «усердии и кознях не будет недостатка». После кончины Патриарха Иосифа ( 1652) В. мог стать 1-м кандидатом на Патриарший престол. Казанский и Свияжский митр. Корнилий и протопоп Аввакум подали государю челобитную «о духовнике Стефане, чтобы быть ему Патриархом». Перед избранием В. постился и молился, прося Бога о даровании Русской Церкви достойного Первосвятителя, он предложил избрать Никона. При новом Патриархе В. постепенно был отстранен от активной церковной деятельности. В июле 1653 г. на Соборе Неронов в присутствии В. упрекал Патриарха Никона в том, что он перестал считаться с В. и др. «боголюбцами». После начала реформ (1653) В. встал на сторону Патриарха, но сожалел о расхождении с друзьями по кружку «ревнителей благочестия», к-рые стали учителями старообрядчества , и по возможности поддерживал с ними отношения. В 1-й пол. 50-х гг. XVII в. В. состоял в переписке с Нероновым и неоднократно пытался примирить его с Патриархом, Аввакум писал В. (в письме к Неронову Аввакум отмечал, что В. «всяко ослабел»). В 1653 г. В. основал Зосимо-Савватиевскую пуст. в Москве около Красного холма, через 3 года она была перенесена в с. Фаустово Гвоздненской вол. Московского у. В 1655 г. на средства царя В. построил московский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, где в том же году принял постриг с именем Савватий в честь Соловецкого преподобного. В. скончался в валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ре , погребен в московском Покровском мон-ре. С 1658 г. его могилу часто посещал заботившийся о Покровском мон-ре Патриарх Никон, не раз он уходил от нее «плакався довольно». Сочинения В. неизвестны. Его считали автором «Слова о правде», входящего в сборник с владельческой записью В. Однако, как установила В. С. Румянцева, под этим названием фигурирует творение Ермолая-Еразма «Благохотящим царем правительница и землемерие». Возможно, В. подписывал свои сочинения псевдонимами, Н. Ф. Каптерев и позднее Е. К. Ромодановская высказали предположение, что послания Агафоника Суздальскому архиеп. Серапиону и Новгородскому митр. Никону написаны В. ( Каптерев. Т. 1. С. 90-92; Ромодановская. 1992. С. 48-49).

http://pravenc.ru/text/155232.html

Приложение 3). Послания 1653–1656 гг. патриарх Никон составлял в дороге, во время походов по монастырям; Никон писал царю из Можайска, Владимира, села Чашникова, из Иверского монастыря и по возвращении в Москву. Именно поэтому исследуемые письма интересны в плане изучения динамики личных взаимоотношений царя и патриарха. Все письма имеют небольшой объём, разнообразны по тематике и форме, различны по степени эмоциональной выразительности и проявления авторского «я», поэтому эти сочинения Никона представляют интерес для характеристики патриарха Никона как автора. Наконец, письма Никона необходимо точно датировать: ни в одном из них нет точной даты составления; вероятно, поэтому при издании текстов посланий Никона в XIX в. неверно названы годы их написания. Между тем по содержанию и указанным в посланиях месяцам и населённым пунктам, через которые проезжал патриарх, время составления писем можно точно определить. Первое письмо помечено в тексте 26 января; Никон написал царю из Владимирского Рождественского монастыря, где он находился вместе с неким попом Стефаном 82 1, л. 1). Согласно записям в книге расходов патриаршего Казённого приказа, поход патриарха Никона во Владимир состоялся 23–29 января 1653 г.: 26 января, в четверг, Никон ходил из Владимира в монастыри Боголюбов и Покровский, а 27 января патриарх служил литургию в Рождественском монастыре, после чего кормил братию и раздавал монастырским властям денежную милостыню 83 . Таким образом, первое письмо Никона можно датировать 26 января 1653 г. 84 . Второе письмо – из Иверского монастыря – в содержании не имеет дат, но в записи на обороте об отправлении письма с Фёдором Ртищевым есть помета – 27 февраля 2, л. 1–2). Никон рассказывает царю о чудесном явлении огненного столпа над Иверским монастырём «от четвертка против пятка в нощи в третий час», свидетелями которого были жители окрестных деревень. О своём месте пребывания в момент составления письма Никон говорит: «...добро есть нам зд быти, и сни сотворены есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1646 году. Первые 53 главы Симоновой редакции (до рассказа об инокине Мариамии включительно) представляют собой текст Жития Епифания Премудрого в обработке Пахомия Логофета (Серба), который Симон разбил на главы и несколько переработал стилистически. Следующие 35 глав принадлежат собственно Симону Азарьину. Готовя Житие к изданию, Симон стремился собрать наиболее полный список сведений о чудесах Преподобного Сергия, известных со времени кончины святого до середины XVII века, но на Печатном дворе, как пишет сам Азарьин, мастера с недоверием отнеслись к его рассказу о новых чудесах и по своему произволу напечатали только 35 глав о чудесах, собранных Симоном, опустив остальные. В 1653 году по поручению Царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы. Первый раздел настоящего текста включает в себя собственно Житие Преподобного Сергия Радонежского, кончающееся его преставлением. 32 главы этого раздела представляют собой редакцию Жития, сделанную Пахомием Логофетом. Второй раздел, начинающийся повествованием об обретении мощей Сергия, посвящен посмертным чудесам Преподобного. Он включает в себя редакцию Жития Симона Азарьина, опубликованную им в 1646 году, и его позднюю часть 1653 года, содержащую добавления о новых чудесах и начинающуюся с предисловия. Первые 32 главы Жития, а также Похвальное слово Преподобному Сергию приводятся в новом переводе, сделанном в ЦНЦ «Православная Энциклопедия» с учетом перевода М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина (Памятники литературы Древней Руси XIV – сер. XV в. М., 1981. С. 256–429). Перевод глав 33–53, также как и остальных 35 глав, принадлежащих перу Симона Азарьина, осуществлен Л. П. Медведевой по изданию 1646 года. Перевод позднейших добавлений Симона Азарьина 1653 года сделан Л. П. Медведевой по рукописи, изданной С. Ф. Платоновым в Памятниках древней письменности и искусства (СПб., 1888. Т. 70). Разбивка на главы Пахомиевой редакции Жития сделана в соответствии с книгой Симона Азарьина. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца, написанное Епифанием Премудрым

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

В сент. 1649 г. архиеп. Иоасаф отправил Н. к К-польскому патриарху Парфению II , к-рого тот сумел склонить на свою сторону. Одновременно синаиты добились поддержки влиятельного молдав. господаря Василе Лупу (1634-1653), бывшего главным благотворителем и неформальным лидером правосл. сообщества Османской империи. В авг. 1650 г. посланник Иоасафа мон. Климент Критянин отбыл с очередными письмами к молдав. князю. В К-поле Н. присоединился к Клименту, вместе они приехали в Яссы и исходатайствовали у господаря Василе Лупу новые послания угрожающего содержания к К-польскому и Александрийскому патриархам (авг. 1651). Под давлением Н. К-польский патриарх Иоанникий II осенью 1651 г. издал разрешение проводить богослужения на синайском подворье в Каире. Предположительно после этого Н. ездил в Синоп для сбора милостыни, а оттуда вернулся в мон-рь св. Екатерины. В соч. «Краткое изложение священной и светской истории», составленном в 50-х гг. XVII в. и в значительной степени посвященном Синайскому мон-рю, Н. отстаивал древние права обители, в т. ч. на основании опубликованной им новеллы имп. Юстиниана I, которая вскоре была признана подложной, но продолжала использоваться синаитами в борьбе за привилегированный статус их мон-ря. Весной 1653 г. господарь Василе Лупу был свергнут в результате заговора бояр. В июне того же года в противоборстве Александрийского патриарха и синаитов наступил перелом. Патриарх Иоанникий сумел привлечь на свою сторону мусульм. власти, к-рые обратили подворье синаитов в мечеть (патриарх отрицал свою причастность к этому действию). 6 нояб. 1653 г. патриарх Иоанникий, находясь в Пелусии (Эль-Фараме), в очередной раз отлучил Н. от Церкви, как было объявлено, за его планы отнять престол у патриарха, используя свои связи в фанариотских кругах. В 1654-1655 гг. произошло примирение архиеп. Иоасафа и патриарха Иоанникия при содействии К-польского патриарха Паисия I . Впосл. Н. некоторое время состоял советником Александрийского патриарха Паисия . После смерти в мае 1660 г.

http://pravenc.ru/text/2564876.html

Только что сделанное заключение совершенно естественно и вполне отвечает действительному положению исторических событий того времени. Даниил, как известно, работал над своим собранием кормчей, будучи в сане игумена Волоколамского монастыря. Призванный затем на митрополию он мог поручить продолжение своего труда своему преемнику по игуменству, именно Нифонту. Кормчая содержащая в себе между прочим отрывок из канонического собрания митрополита Даниила, заслуживает внимания по ее отношению к истории напечатания первой в России кормчей книги. Вероятно, по уважению к личности и авторитету м. Даниила его кормчая послужила оригиналом для оригинала напечатанной, но невыпущенной в свет, кормчей, изданной при патриархе Иосифе, а через это до некоторой степени и для кормчей 1653 года 1554 . Таким образом один оригинал, (кормчая м. Даниила) строго говоря, послужил основанием для двух изданий кормчей 1650 и 1653 годов. На полях Данииловской кормчей сохранились пометки, свидетельствующие о том, что она предназначалась или для переделки, или для печатания с нее. Сделанные мною сравнения находящихся на полях Данииловской кормчей пометок с характером и расположением оригинала кормчей 1650 г., принадлежащего Моск. Синод. Топографии, вполне подтверждают высказанное положение 1555 . То именно обстоятельство, что Кормчая м. Даниила избрана была оригиналом для первого печатного издания кормчей имеет свое значение по отношению к последней. Между прочим, первые печатные русские кормчии 1650 и 1653 гг. содержат в своем составе некоторые такие статьи, которые впервые внесены были в кормчую м. Даниилом и своим положением в печатных кормчих обязаны, может быть, только благодаря сделанному им каноническому собранию. Предполагаемая духовная м. Даниила В числе рукописей Московской Духовной Академии, перешедших к ней из Волоколамского монастыря, находится один сборник XVI в., происхождение которого несомненно связано с личностью митрополита Даниила, хотя нет данных для более точного определения характера этой связи 1556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Неронов «плачучи» рассказал об этом Аввакуму, епископу коломенскому Павлу, Даниилу, а также и «всей братии». Немедленно, конечно по совету всей братии, Аввакум и Даниил составили челобитную, где привели свидетельства от книг о сложении перст и о поклонах – «много писано было» – и подали её царю. Царь не дал решения по этой челобитной – «не знаю, где скрыл» её, добавляет Аввакум: «мнится Никону отдал». 146 Патриарх на этот раз благоразумно оставил своих противников в покое. Издание «памяти» было вскоре после отъезда из Москвы ученого грека Гавриила Власия, митрополита Навпакта и Арты, приезжавшего сюда с полномочиями от восточных патриархов отвечать об «изыскании церковном». Вероятно и он вел беседы с Никоном в духе «зазираний» Паисия. 147 Затем, 16 апреля (1653 г.) прибыл в Москву бывший константинопольский патриарх Афанасий Пателар. Он пробыл здесь до конца года и пользовался знаками царского внимания. Между прочим, ездил в Троицко-Сергиеву лавру. Ознакомившись, насколько возможно, с русскими церковными чинами и обрядами, Афанасий «зазирал» Никону в «неисправлении» оных, – в несогласии с восточными; он даже написал для Никона сочинение: «чин архиерейского совершения литургии на востоке», которое тогда же, по распоряжению Никона, было переведено на славянский язык и из которого можно было видеть, какие отступления от того чина допущены были у нас. 148 7 июня (1653 г.) возвратился из поездки на Восток старец Арсении Суханов . Он был в Константинополе, посетил острова Архипелага, заезжал в Египет, где беседовал с александрийским патриархом Иоанникием, довольно долго прожил в Иерусалиме. Свои путевые заметки, а также описание чинов и обрядов греческой Церкви Суханов изложил в сочинении – «Проскинитарий», которое и представил московскому правительству. Теперь в Москве могли убедиться, что на православном Востоке действительно многое в церковных службах, обрядах и обычаях совершается не так, как в России, что там, в частности, троят аллилуиа; употребляют на проскомидии пять просфор, а не семь; из третьей просфоры вынимают девять частиц, а не одну; творят крестные ходы вокруг церкви против солнца, а не посолонь; допускают крещение чрез обливание, в случае болезни крещаемых, и, по выздоровлении, не перекрещивают их. 149 В том же 1653 г. вселенский патриарх Паисий, по просьбе Никона, прислал ему книгу «Скрижаль», содержащую в себе изъяснение литургии и других «тайн церковных», – конечно, в том виде, как содержала и разумела их тогда восточная Церковь ; книга скоро была переведена на славянский язык. 150 Таким образом вопрос о несогласии русских богослужебных чинов и обрядов с греческими выяснялся для п. Никона все более и более. А между тем оказавшие ранее сопротивление распоряжению патриарха и теперь не хотели слушаться; некоторые из них держали себя по отношению к Никону прямо вызывающим образом. 151 Тут случилось вот что.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010