Иосифовские справщики осознавали нерезультативность справы, основанной на одних лишь текстологических соображениях (не было критериев для выделения наиболее исправных кодексов, вместе с тем указания рукописей оказывались противоречивыми) и неизбежность обращения к грамматическим критериям. О ключевой роли в К. с. грамматического знания - «осьмочастнаго разумения и правления в родех, в числех, в падежех, во временех, в лицех, в наклонениях» Михаил Рогов и Иоанн Наседка заявляли в послесловиях к «Службам и житию Николая Чудотворца» (М., 1643. Л. 246) и Апостолу (М., 1644. Л. 312 об.). В Учебной Псалтири 1645 г. они дали подробные сведения о родительном падеже. Понимание необходимости применения грамматических критериев и последовательной языковой нормализации обусловило обращение справщиков к Грамматике Мелетия (Смотрицкого) (Евье, 1619), содержащей развернутую кодификацию церковнослав. языка, и осуществление в 1648 г. на Московском Печатном дворе ее переиздания. Предисловие Михаила Рогова и Иоанна Наседки к новому изданию, обосновывающее понимание грамматики как разновидности богословия и включающее обширные цитаты из Слов прп. Максима Грека о книжном исправлении, явилось апофеозом утверждения грамматически мотивированной К. с. Грамматика 1648 г., получив статус «официального издания московской грамотности» ( Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. С. 3), служила теоретической основой и инструментом для решения практических задач никоновской и послениконовской К. с. Начатая по инициативе царя Алексея Михайловича реформа богослужения по греч. образцу и обеспечивающая ее К. с. получили последовательную реализацию при патриархе Никоне (1652-1658), с именем которого они и связываются. В 1653 г. патриарх Никон перевел Московский Печатный двор в свое непосредственное подчинение (ранее типография состояла в ведении Дворцового приказа), сам назначал справщиков и давал им указания, активно продвигая К. с. Первым изданием, воплотившим никоновские идеи по преобразованию русского богослужения, стала Следованная Псалтирь (11 февр. 1653), в к-рой по указанию патриарха были опущены статьи о числе поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина и о двоеперстии , занимавшие видное место в предшествующих изданиях Псалтири. Справщики, высказавшие свое несогласие, были уволены, среди них старец Савватий и иером. Иосиф (Иоанн Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 г., патриарх Никон разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина поясными и о введении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. С этого времени начался протест против богослужебной реформы и К. с.- церковный раскол.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Валдай. Иверский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1653. Ссылки:     Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, Сельвицкий остров Координаты: 57.989356, 33.301665 Проезд: Валдайский Иверский монастырь находится в юго-восточной части Новгородской области, в 10 км от города Валдая. В Валдае есть железнодорожная станция, поэтому доехать до него не представляется затруднительным. Далее можно воспользоваться такси. На автомобиле до монастыря следует двигаться по трассе М ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Валдайский Иверский монастырь находится в юго-восточной части Новгородской области, в 10 км от города Валдая. В Валдае есть железнодорожная станция, поэтому доехать до него не представляется затруднительным. Далее можно воспользоваться такси. На автомобиле до монастыря следует двигаться по трассе Москва — Санкт-Петербург (М-10). Едучи со стороны Москвы, надо повернуть, не доезжая Валдая, на Боровичи, а через два километра повернуть еще раз налево — уже к самому монастырю. Если ехать со стороны Петербурга, город Валдай нужно проехать (но не заезжать в него), повернуть на трассу до Боровичей и дальше следовать «московским» указаниям. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Иверский монастырь основан в 1653 г. патриархом Никоном. Многократно горел, в 1927 г. закрыт и разорен. Икона Иверской Божьей Матери вывезена неизвестно куда. Вновь открыт в 1997 г. Монастырь расположен в одном из островов живописного Валдайского озера, в 3-х км от г.Валдая. В монастыре было 5 храмов: Успенский собор 17 в., Богоявленская церковь, церковь во имя Сошествия Святого Духа, храм во имя св. Иакова Боровичского, во имя Архангела Михаила и храм свт. Филиппа, митр. Московского. По книге: Справочник-путеводитель " Монастыри Русской Православной Церкви "/под ред. Рудин и Кузнецов. 2001 г. Иверский Богородичный Святоезерский монастырь, 1 класса, близ города Валдая, на одном из островов Валдайского озера. Основан в 1653 году патриархом Никоном по образцу Афонского Иверского монастыря. Здесь находится часть мощей блаженного Иакова Боровицкого (см. 23 октября). В Успенском соборе, построенном патриархом Никоном, находится принесенная сюда с Афона в 1656 году Иверская икона Божией Матери (см. 31 марта); празднество этого перенесения совершается 12 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=00327

Впоследствии эта книга под названием Молитвослов стала основной «литургической» книгой русских людей, молитвы которой заменили древние уставные последования. 8. Реформа богослужения во 2-й пол. XVII в. Литургическая деятельность Патриарха Никона . Несмотря на то что исправление книг началось задолго до Патриаршества Никона (1652–1658) и сам он не считал исправление книг и обрядов своим основным делом, переломный момент в деле книжной справы связан с его именем. Реформа богослужения по греческому образцу была задумана не Патриархом Никоном , а царем Алексеем Михайловичем, первые ее признаки видны уже в изданиях времени Патриарха Иосифа. Идейной основой преобразований послужила концепция «Москва – Третий Рим», согласно которой русский царь являлся наследником византийского василевса и должен был править не только Русью, но и православными христианами всего мира (см. Третий Рим, теория). Бывш. К-польский Патриарх Афанасий III Пателларий, находясь в 1653 г. в Москве, писал в челобитной Алексею Михайловичу, что он «ныне на земле царь учинился всем православным христианам», а «Святейшему Никону – освящать соборную апостольскую церковь Софии» (в К-поле) (цит. по: Макарий. Кн. 7. С. 74–75). Поскольку несоответствие русских и греческих обрядов могло помешать осуществлению этих планов, Афанасий призывал Никона к преобразованию русского богослужения. Кроме того, после воссоединения Украины с Россией (1654) возникла необходимость в создании общероссийской нормы богослужения и церковнославянского языка. Ориентация на греческий мир вела Русскую Церковь к принятию не московской, а южнорусской нормы, более соответствовавшей греческим текстам и традициям XVII в. Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры, изложенного в печатных русских книгах, с текстом Символа, начертанного на саккосе митр. Фотия (XV в.). Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и обрядов. Примерно через полгода после вступления на Престол Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири (11.02.1653) главы о числе поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали свое несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иером. Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 г., Патриарх Никон разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. С этого времени началась как реформа, так и протест против нее – церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Никон... – На самом деле Никон взошёл на патриарший престол 25 июля (в подражание митрополиту Филиппу Колычеву, ставшему митрополитом Руси в этот день) 1652 г. 1017 ...на Иосифово место. – Предшественник Никона на патриаршем престоле Иосиф умер 15 апреля 1652 г. 1023 …повелевая трема персты креститися... творити метание... – Указ Никона об изменении перстосложения для крестного знамения и об отмене земных поклонов в церкви был разослан по храмам Москвы 21 февраля 1653 г. во время Великого поста. 1027 ...Логина... в Муром сослал... – Логгина расстригли в Успенском соборе 1 сентября 1653 г., а затем сослали в село под Муромом под надзор духовного отца. 1028 …волоча впредь и взад 12 лет... – Аввакум округлил срок, на самом деле он пробыл в ссылке около 10 лет и 8 месяцев (сентябрь 1653 – весна 1664 г.). 1029 А меня в Даурскую землю сослал, от Москвы... тысящ будет з дватцать ... – См. коммент. к с. 7390. 1030 ...протопопица Анастасия з детми в земли же седит... – Жена и дети Аввакума прибыли в ссылку на Мезень 29 декабря 1664 г., старшие сыновья Иван и Прокопий 1 марта 1666 г. «съехали» в Москву и вновь «прибрели» на Мезень летом 1669 г. После мезенских казней во второй половине марта 1670 г. они были вместе с матерью посажены в земляную тюрьму. 1032 ...Киприян... – Московский юродивый, через которого Аввакум 21 ноября 1664 г. подал царю Алексею Михайловичу Третью челобитную. Казнён в Пустозерске 7 июля 1675 г. 1033 А Соловецкой монастырь... седит. – Осада Соловецкого монастыря царскими войсками началась в июне 1668 г. 1034 ...старца Иону-казанца... – В сочинении Аввакума об Ионе-казанце сообщается, что Иона, «арменин родом», занимавший должность казначея митрополичьего двора, в 1658 г. выступал против никониан. 1035 А иные ревнители... сожигахуся огнем своею волею. – Первые самосожжения, о которых мог знать Аввакум, произошли в 16651666 гг. в Вологодском уезде, в Новгородском крае. В письме Симеону (см. с. 190191) Аввакум упоминает самосожжение, бывшее на его родине в Нижегородском крае в 1671 и 1672 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макарий, урочище. Макариева Хергозерская пустынь. Макарий Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1872. Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, урочище Макарий (полуостров на Хергозере) Координаты: 61.8413, 38.252968 Проезд:От села Морщихинская (Лёкшмозеро), имеющего регулярное автобусное сообщение с Каргополем, около 17 км пешком по лесной дороге. Также есть лесные дороги от сел Думино и Порженского погоста. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Его высокоблагословению каргопольской Свято-Духовской церкви священнику Феодору Успенскому Хергазерскаго погоста священника Михаила Кенозерскаго. Сим имею честь известить Вас, что деревянная в нашем Хергозерском погосте во имя св. Живоначальныя Троицы с пределом преп[одобного] о[тца] Макария, Желтоводского и Унже[н]ского чудотворца, церковь по формулярам значится построенною в 1653 году. Письменной грамоты на построение ее при церкви не имеется, равно и других записей, кроме двух деревянных крестов, хранящихся в св[ятых] олтарях издревле, из которых на одном написано: «Освятися олтарь Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Живоначальныя Троицы Отца и Сына и св. Духа лета 7161 (1653) года месяца декабря в 16 день при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче и при Патриархе Никоне3, Московском и всея Русии, и при митрополите Макарии, Великаго Новаграда и Великих Лук». На втором: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария, Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, 7161 (1653) году месяца июня в 13-й день на память св. мученицы Акилины и св. отца Трифиллия, епископа Лескусийскаго, при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче всея России, и при Святейшем Патриархе Московском и всея Русии Никоне, и при Преосвящ[енном] митрополите Макарии, Великаго Новаграда и Великих Лук». Св[ященник] М[ихаил] Кеноз[ерский]. Сентября 6 дня 1853 г.

http://sobory.ru/article/?object=18355

Для ежедневного совершения 2 литургий - ранней «в старом храме» (где находилась усыпальница предков А. Г. Киселя с XIV в.) или в часовнях вмч. Георгия Победоносца или свт. Николая и поздней в соборе обители - четверо монахов несли послушание певцов, а пятеро - уставщиков. Согласно завещанию, А. Г. Кисель был похоронен в монастырском Покровском храме, в подземном склепе в приделе вмч. Георгия. С 1653 г. фундаторами мон-ря были его вдова Анастасия († 1659), а затем племянница Елена Николаевна (в замужестве Стемпковская), которая управляла значительной частью наследства своего дяди. Т. к. земельные владения Н. м. были незначительными, то его благополучие зависело в основном от ежегодных денежных сумм, поступавших от владельцев или арендаторов имений. Уже с 50-х гг. XVII в. у Н. м. начались материальные проблемы, т. к. наследники Киселя не слишком интересовались состоянием обители. В этой связи за монахов вступился даже митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Дионисий (Балабан-Тукальский) (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 97. Л. 1888-1891а). Среди настоятелей в 50-60-х гг. XVII в. известны Феодосий (Волынец; 1653-1658), Сильвестр (Бузский; 18 мая 1658 - 12 янв. 1661), Тарасий (Бузский; с 1 окт. 1661). В числе насельников Н. м. было немало представителей известных фамилий православного дворянства Речи Посполитой, в т. ч. родственник А. Г. Киселя мон. Иоанн (в миру Ян Кисель; упом. в 1653 и в 1655), бывш. настоятель Зимненского монастыря иером. Иоаким (Малковский), иером. Паисий (Серковский; упом. в 1658) и др. В 1662 г. с. Низкиничи перешло в аренду к Кадевичам-Копчиньским, а в 1680 г. на длительное время - к представителям рода Догель-Цырина. 18 мая 1686 г. Юрий Догель-Цырина пожаловал обители 4,3 тыс. злотых. Однако вскоре, с переходом Догель-Цырины в униатство в 1690 г., у мон-ря начался длительный конфликт с ними. В том же году в связи с частыми нападениями крымских татар правосл. еп. Луцкий Афанасий (Шумлянский) отдал распоряжение насельникам забрать все вещи и документы и на нек-рое время переехать в Луцк. Однако неподалеку от обители братья Догель-Цырина напали на монахов, ограбили их и забрали монастырские документы и драгоценности ( Петров. 1867. С. 142).

http://pravenc.ru/text/2565242.html

истор. Библиот.», II, 551, 160 (грам. 1634 г. патриар. Иосифа в Сий. м-рь игум. Лариону о снятии святитель. сана и панагии с быв. архиеп. Суздаль. Иосифа и об отправл. его в Соловец. м-рь); III, 39 (празднов. в Москов. Успен. соборе в 1630 г. Антонию Сийскому 7 декаб.; трезвон средний, благовест в лебедь, а слог худ, ему пети лучше по общей минеи); IV, 851 (Палинодия 1621 г.; 7 декаб. память преп. Антония Сийского, нового чудотв.); “Церковн. ведом.», 1890 г., 3, прибавл., 95 (биография архим. Платона Агриколянского, быв. здесь настоятелем с 1839 по 1843 г., а после него управление м-рем вверено уволенн. на покой Екатериносл. архиерею Анастасию). 619. Аркадиевская – Богородицкая – Успенская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, близ слободы Мартовой, Харьковской губ., Волчанского у., в 48 вер. к югу от гор. Волчанска, при впадении рч. Мартовой в Донец. В «Истор. Росс. Иерар.» говорится, что она основана иноком Аркадием в 1653 г. в самом гор. Чугуеве; из грамоты же царя Алексея Михаиловича того же 1653 г. видно, что Аркадиева пустынь дана была черным старцам Феодосию Лазуну с братьями, и, следовательно, существовала до 1653 г., а в 1660 г. она была приписана к Успенскому мон. в Чугуеве, но скоро сделалась снова самостоятельною. В 1786 г. пустынь упразднена; в 1802 г. обветшавший храм разобран, утварь и Аркадиевская икона Божией Матери переданы в Мартовскую церковь ; на месте же Богородицкой церкви остался престол, покрытый в 1848 г. деревянным покровом; в 5 саж. от него находится монастырский колодезь. “Ист. Росс. Иер.», III, 277; IV, 136 (Зарянский Аркадиевский); “Ист. стат. опис. Харьков. епар.», I, 217; “Харьк. г. в.», 1847 г., 47 (кратк. опис.); 1861 г., 41 (тоже); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 977, 14. 620. Арсениева – Одигитриева на Масляне, мужская пустынь, приписная к Духову-Спасо-Каменному м-рю в Вологде, где ныне погост Арсеньева пустынь, Вологодской губ. и уезда, Сычевской волости, в 40 вер. к зап. от Вологды, при р. Масляне. Основана в 1529 г. преп. Арсением Комельским, пришедшим сюда на уединение из Троице-Сергиева мон., где он состоял игуменом; но пожив здесь год, преподобный удалился в Комельские леса, где устроил монастырь, существующий поныне под именем Арсениева-Комельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Россию А. вернулся через Дамаск, где виделся с Антиохийским Патриархом Макарием III , Алеппо, далее через Кавказ, в кафедральном соборе Мцхеты Светицховели осмотрел хранившуюся там Ризу Господню. Прибыв в Москву в июне 1653 г., А. поднес царю Алексею Михайловичу «Проскинитарий». В Посольский приказ была подана полная рукопись, а для Никона , сменившего на Патриаршем престоле Иосифа, А. приготовил краткую редакцию, опустив отзывы о греках. По свидетельству «Известия о рождении, и воспитании, и о житии Святейшего Никона», написанного Иоанном Шушериным , А. привез в Москву модели иерусалимского храма Воскресения Христова и Вифлеемского храма. Модель храма Воскресения, выполненная из черного ореха, инкрустированного перламутром, послужила образцом при постройке Патриархом Никоном Воскресенского храма в Новоиерусалимском мон-ре под Москвой. Поездка на Афон за греч. рукописями (1653-1655) Через 4 месяца после возвращения А. был послан на Афон для приобретения древних греч. и слав. рукописей и книг, необходимых для начавшейся в России книжной справы никоновской , а также для греко-лат. школы, открытой в Москве в 1653 г. Арсением Греком . О поездке А. на Афон сообщает Епифаний (Славинецкий) в предисловии к Служебнику (М., 1655. Л. 30, перепечатывалось в изданиях Служебника 1656 и 1658 гг.). А. вез грамоту Патриарха Никона к К-польскому Патриарху, письма настоятелям святогорских мон-рей, богатую милостыню - «денежную казну» и на 3 тыс. р. соболей. А. прибыл на Афон в апр. 1654 г. Прожив на Св. горе более 2 месяцев, он посетил более 17 мон-рей: лавру св. Афанасия, Иверский, Ватопедский, Филофея, Дионисия, Пантократора, Дохиар, св. Павла, Хиландарский, Руссик, св. Григория, Симонопетра и др.- и осмотрел их б-ки, в к-рых отбирал преимущественно древние, пергаменные рукописи - богослужебные книги или списки творений отцов Церкви, а также печатные издания XV-XVI вв. Внизу одного из начальных листов выбранной книги А. ставил пометы: «Арсен i й», «Арсеней» или «Арсениос», монастырские библиотекари писали на книге название мон-ря по-гречески.

http://pravenc.ru/text/76252.html

61 После того как Ивана Неронова лишили священнического сана, духовен­ство Казанского собора стало чинить препятствия участию Аввакума в бого­служении в этом храме. Из-за этого Аввакум в день проводов Ивана Неронова в ссылку служил полунощницу в церкви св. Аверкия. Когда же и тамошний поп перестал, видимо, пускать его в свой храм, Аввакум решил служить всенощную в «сушиле», сарае на дворе Ивана Неронова. Поп Казанского собора Иван Дани­лов донес Никону о «сушильной» всенощной Аввакума. Сам Аввакум в письме к Ивану Неронову писал, что он решился «побдети в сушиле», «помянув изгна­ние великого светила Иоанна Златоустаг о»; это произошло в первое воскресе­нье после отъезда Ивана Неронова. Среди заутрени в сарай ворвались стрель­цы, принялись бить Аввакума в епитрахили, потоптали ногами книги, по которым велась служба. Вместе с Аввакумом схватили и стоявших за службой людей. 62 До Спасо-Андроникова монастыря, находившегося в Москве близ Рогож­ской заставы, на берегу р. Яузы; основан в XIV в. митрополитом Алексеем; пер­вым настоятелем монастыря был ученик преп. Сергия Радонежского Андроник. 63 Протопоп из г. Мурома Логгин, член кружка ревнителей благочестия, был репрессирован Никоном одним из первых. Уже в июле 1653 г. Никон созвал собор против Логгина и осудил его; в то время за Логгина заступался еще не арестованный Иван Неронов. 1 сентября 1653 г. Логгин был проклят на соборе и расстрижен, о чем и рассказывает Аввакум. 64 Богоявленский монастырь, основанный в конце XIII в., находился в Москве в Китай-городе, где ныне Красная площадь, между Никольской и Ильинской улицами. 65 В Московском государстве XVII в. административное управление соверша­лось особыми учреждениями – приказами, они заведовали разными отраслями или отдельными областями государства; таким был и Сибирский приказ. 66 Дьяк (т. е. должностное лицо, чиновник) Сибирского приказа Третьяк Васильевич Башмаков в конце 1640-х – начале 1650-х гг. находился на службе в Тобольске и покинул этот город незадолго до отправки туда протопопа Авва­кума. После 1653 г. (когда именно – точно не известно) он постригся в монахи в Чудовом монастыре, приняв имя Савватий. В 1660 г. он обратился к царю с челобитной, в которой обличал работу справщиков церковных книг (эта чело­битная не сохранилась), и за это был сослан в Кирилло-Белозерский мона­стырь, откуда написал еще одну челобитную царю, где подробно разбирал мно­гочисленные исправления в текстах богослужебных книг и обосновывал их ненужность. На соборе 1666 г. каким-то образом привлекалась к рассмотрению челобитная старца Савватия, но документы нам неизвестны. Дальнейшая судь­ба Савватия неясна.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

Гармоничное сотрудничество государства и вождей движения из духовенства длилось до 1653 г. Но уже и в годы роста движения благочестия немало иерархов косо поглядывало на протопопов, нарушавших своей напряженной и страстной проповедью привычную рутину церковной жизни. В 1652 г. в патриархи был выбран Никон, сам сторонник наведения порядка в церкви, усиления роли церкви в государстве и укрепления патриаршей власти. Теократические замашки нового патриарха можно объяснить двояко. С одной стороны, он, видимо, наслышался – от греческих иерархов, учившихся в Риме и приезжавших в Москву, от киевских монахов, работавших с 1649 г. в Москве над переводами церковных книг, – о положении католической иерархии вообще и римского первосвященника в частности. С другой стороны, перед его глазами совсем недавно был пример " великого государя патриарха» Филарета, который, как отец царя Михаила Федоровича и как человек большого государственного ума, фактически руководил государством. Но, что было под стать государеву отцу, было не по плечу сыну нижегородского крестьянина из мордвы. Забыл патриарх Никон , что и сам патриарх Филарет действовал в церковных делах крайне осторожно и не позволял себе принимать важные решения без обсуждения и освящения их собором, а тем более нарушать установившиеся церковные порядки. В канун Великого Поста 1653 г. патриарх Никон сделал распоряжение о первых изменениях в богослужении и замене двуперстного крестного знамения трехперстным. Единоличное решение о перемене устава, даже не объясненное в самом распоряжении, вызвало самое решительное сопротивление бывших сотрудников патриарха по движению «ревнителей благочестия». Устав, основа церковного порядка и церковного благолепия, за которые они так боролись, неожиданно менялся по личному произволу патриарха. Несочувственно встретил метод действия патриарха Никона и двор государев. Патриарх Никон, принципиально не отказываясь от реформ, решил временно на них не настаивать. Зато он быстро и решительно расправился с оппозицией. В августе того же 1653 г. глава оппозиции протопоп Иван Неронов, который еще в 1630-х гг. начал свою пламенную проповедь христианского возрождения, был сослан на Крайний Север, протопоп Аввакум – в Сибирь, другие протопопы – в глухие провинциальные города.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010