21) Порфирий II. 1623–1627 г. (Лучанин). Упоминается в выписи с писцовых книг московского уезда 1623 и 1624 гг.; записан в синодике без лет. 22) Мефодий I. 1628 г. По списку Строева; о них сведений не имеется. 23) Никодим. 1629 г. Авг. По списку Строева; о них сведений не имеется. 24) Герасим I. 1631–1634 г. (Перфильев) записан в синодик без лет. 25) Сергий II. 1634–1643 г. (Бешенцев) Декабря 26-го 1634 г. поступил в Угрешский монастырь; Апреля 19-го 1643 г., переведен Архимандритом в Юрьевский Архангельский монастырь (в городе Юрьеве-Польском, Владим. губ.) на место Дионисия. 26) Дионисий II. 1643–1646 г. Архимандрит. Апреля 19, 1643 г. переведен из Юрьевского Архангельского монастыря на место Сергия II; Сентября 28-го, 1645 г., упоминается при венчании на царство Ц. Алексия Михайловича. 27) Нифонт. 1647–1651 г. Из ключарей Владимирского Богородицкого собора; назывался прежде Наумом; записан в синодике; упоминается в выписях 1650 и 1651 гг. на монастырские вотчины. 28) Кирилл II. 1651–1653 г. Упоминается в жалованной грамоте 1652 г.; при нем дана вкладою книга Одеатрис в 1653 году. (Книга эта из собрания Царского, ныне принадлежит гр. Уварову 696). 29) Uoha III . Между 1653 и 1657 г., в точности когда был игуменом не известно, в 1660 г. Июля 22 определен (как бывший Угрешский игумен) строителем в Курмышский Рождественский монастырь. 30) Аарон I. 1657 г. Июнь. По списку Строева. 31) Тихон IV. 1658–1663 г., упоминается в одном деле в столбцах поместного Приказа; в 1663 г. переведен в Пафнутьев Боровский монастырь, где находился недолго; имя его там записано по вкладной книге без означения года. 32) Никон. 1664–1665 г. Упоминается в переписных книгах Поместного Приказа. 33) Викентий. 1666–1672 г. Упоминается часто в Дворцовых разрядах; при нем в 1668 г. посетили Угрешский монастырь Вселенские патриархи Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский и Московский Иоасаф; Февраля 17-го 1672 г. упоминается при кончине патриарха Иоасафа; имя его на местной иконе Спаса Всемилостивого в Николаевском Угрешском соборе (писанной Симоном Ушаковым в 1672 г.); в Сентябре переведен архимандритом в Ставропигиальный Рождественский Владимирский монастырь; Сентября 1-го, 1674 г., переведен архимандритом в Троицкую Лавру, где начальствовал 20 лет; Апреля 24-го 1690 года, по просьбе уволенный на покой возвратился в Рождественский Владимирский монастырь, там скончался и погребен; записан в синодике без лет. – Викентий пользовался особым благорасположением царя Алексия Михаиловича; будучи архимандритом Троицким, был в числе предложенных к избранию в патриарха, но жребий его не вынулся; а был избран Адриан митрополит Казанский и Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

После успешного наступления войск Богдана Хмельницкого под Зборовом король вынужден был подписать договор 15 августа 1649 г. с условием утверждения его на ближайшем сейме. Казаки требовали упразднения на контролируемых ими землях Киевщины униатской Церкви и всех ее земельных и других владений. Они требовали также признания за Православием в указанных границах всех его исконных (имевших место до принятия унии) прав и свобод и введения в Сенат православного митрополита и двух епископов. Но под влиянием католического епископата сейм не утвердил Зборовский договор. Новая попытка казаков прибегнуть к оружию потерпела провал. Зборовский договор был заменен новым — Белоцерковским (1651 г.). Русское правительство было обеспокоено ухудшением положения православных. В ультиматумах Богдана Хмельницкого, а также в письмах, адресованных царем Алексием Михайловичем митрополиту Сильвестру, содержалось требование восстановления Зборовского договора 1649 г. и управления церковной унии. Польское правительство отвергло эти требования, и вскоре возобновились военные действия. В сложившейся ситуации Богдан Хмельницкий обратился к царю Алексию Михайловичу с просьбой о принятии Малороссии под русское покровительство. В марте 1652 г. гетманский посол Иван Истра и его товарищи, прибывшие в Москву к царю Алексию, имели встречу и с Патриархом Иосифом. Но больной Патриарх, очень скоро (в том же 1652 г.) после этой встречи скончавшийся, не успел войти в курс дела. Вопрос этот решался при его преемнике — Патриархе Никоне. 23 апреля 1653 г. послы Богдана Хмельницкого Кондрат Бурляй и Силуан Мужиловский были приняты Патриархом Никоном. Через неделю после этого они подали в письменном виде гетманскую просьбу Патриарху с ходатайством царю о включении Украины в состав Московского государства. Патриарх Никон выполнил просьбу Богдана Хмельницкого, о чем и уведомлял Б. Хмельницкого в письме к нему 14 мая того же 1653 г. В августе 1653 г. Богдан Хмельницкий вновь писал Патриарху Никону и просил его ходатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией. В августе Богдан Хмельницкий уже благодарил Патриарха Никона за содействие в решении вопроса о воссоединении Украины с Россией и просил его ходатайства перед царем о немедленной военной помощи. 1 октября 1653 г. царь созвал земский собор и объявил на нем о ходатайстве украинского гетмана. Собор решил принять казаков в русское подданство.

http://sedmitza.ru/lib/text/436393/

спустя 15 месяцев. Между тем, по словам той же рукописи, отрок Иоанн до своего первого исцеления страдал всего только 12 недель или немного более, т.е. с августа месяца 1653 г. До ноября того же самого 1653 года. После первого исцеления, совершившегося в ноябре 1653 г., Анна забыла исполнить свой обет, и отрок «не помнозех днех» снова заболел. Мать вспомнила свой обет и «в скором времени» пошла с больным сыном своим в собор. Но когда же именно пошла? По рукописи выходит, что ровно через год, именно 15 ноября 1654 г. Получается нечто крайне странное, даже курьезное. Между тем никаких странностей и не было бы, если бы писатель XVIII в. Не упустил из вида, что в XVII столетии, в допетровскую эпоху, летосчисление было иное. По-старинному летосчислению, действительно, начало болезни и исцеление отрока Иоанна относятся к разным годам. Болезнь началась в Успенский пост, в августе 7161г., а август был тогда последним месяцем в году. С 1-го сентября начинался уже новый год. Прошло 12 недель с Успенского поста, т. е. от начала августа, когда захворал отрок Иоанн, – и в начале ноября, т. е. в третьем месяце нового 7162 г., отрок получил первое исцеление. «Не по мнозех же днех», т.е. дня через два или три, он снова заболел. Мать скоро вспомнила свое обещание, и, «в скором времени», т.е. 14 ноября того же 7162 г., пришла с сыном своим в собор, где совершилось новое исцеление. Таким образом, если исключить, вставленные писателем XVIII в. хронологические даты от Рождества Христова, рассказ становится ясным. И понятным, и вся путаница в хронологии исчезает. Очевидно, что лицо, составлявшее в XVIII в. сказание о первоначальных чудесах от иконы Спасителя, неправильно перевело даты одного летосчисления на даты другого, забыв, что наш первый месяц в году т.е. январь, был, по старинному летосчислению, не первым, а уже пятым месяцем в году, и упустив из вида, что август 7161 г. и сентябрь-декабрь следующего 7162 года были последними месяцами одного и того же 1653 года и только уже январь 7162 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Из Соловецкого монастыря Никон, как известно, выехал 10 июня 1652 года и 6 июля прибыл в Москву 46 . Известные мне исторические сведения о пребывании Арсения грека в Москве по возвращении из Соловок начинаются только со второй половины следующего 1653 года.: «Августа 27 дня 161 года (т. е. 1653 г.), – читаем в расходной книге патриаршего казенного приказа, – старцу Арсению греченину за три пера лебяжьих, да за полфунта орешков чернильных, да за полфунта камеди, да за купорос, что он купил в Борисовскую золотую палату писать книги греческие Государю патриарху десять алтын» 47 . «9 мая 162 года (т. е. 1654 г.), – читаем в другой такой же книге, – Арсению греку, который сидит у книжной справки и переводит книги с греческой грамоты на русскую в Приказ – десять рублей» 48 . С 1-го марта 1654 года Арсений грек уже получает Государево жалованье, как справщик на Московском Печатном Дворе 49 . Таким образом Арсений грек, если не с митрополитом Никоном в половине 1652 года возвратился в Москву, то в этом или следующем году и во всяком случае в августе месяце 1653 года уже был в Москве. Следовательно и его греко-латинская школа могла быть открыта не ранее этого времени. Период возможного открытия ее таким образом сводится ко времени с июня 1652 или августа 1653 по 1655 год. Как известно, в половине XVII столетия «ради научения славяно-российского народа детей еллинскому наказанию» (Евгения митр. Словарь духовных писателей I, с. 178) были вызваны в Москву Киевские ученые и в том числе Епифаний Славинецкий, который, по мнению А.В. Горского, был начальником патриаршего училища, а Арсений грек был его помощником в этом деле. К сожалению, и «Житие Ртищева», и историческая записка о переводе Епифанием Библии с греческого языка, напечатанная митрополитом Евгением в словаре писателей духовного чина (ч. I. с. 178–183), из которых обыкновенно почерпаются сведения о вызове киевлян в Москву и их деятельности здесь, ограничиваются сообщением весьма кратких сведений, в числе которых мы совсем не находим каких-либо точных хронологических данных относительно педагогической деятельности киевлян в Москве; и о самой деятельности находим столь краткие известия, что из них ничего нельзя вывести для более точного определения года открытия школы Арсения грека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Энергичный и деятельный проповедник, популярный среди москвичей. Неронов стал одним из первых и яростных противников церковной реформы 1653 г. В августе 1653 г. Иван Неронов был лишён священнического сана и выслан из Москвы в Вологодский Спасо-Каменный монастырь. Аввакум отправил письмо Ивану Неронову в заточение (на обороте ветхого столбца – автографа Аввакума – сохранился фрагмент адреса: «... (за Воло)гдою в Каменом монастырь... (казанско)му протопопу Иоанну... в монастырь под на(чал)...» (в скобках – восстановленный текст). Письмо написано 14 сентября 1653 г. во время заключения Аввакума в московском Спасо-Андроньевском монастыре и является – хронологически – первым дошедшим до нас автографом Аввакума и автобиографическим описанием событий августасентября 1653 г. (ср. «первую челобитную» царю Алексею Михайловичу и «Житие» (с. 72)). Печатается по автографу: ГИМ, Синодальное собр. свитков, 1096. 1404 …по Воздвиженьев день... – Начало письма отсутствует, бумага истлела; церковный праздник Воздвижения креста Господня 14 (27) сентября. 1406 ...чепь с тулом... – Цепь с грузом (обычно с деревянной колодой), пригибающим голову заключённого к земле. 1413 ...во время страшныя литоргии. – Т. е. во время центрального момента литургии – пресуществления Святых Даров. 1420 …Логина остриг... – Муромский протопоп Логгин, выступивший против обрядов, вводимых Никоном, был расстрижен и проклят в Успенском соборе Кремля. 1421 ...до Богоявленского монастыря... – Монастырь находился недалеко от Красной площади за торговыми рядами. 1427 ...а ключ у меня лежит. – Этот текст в рукописи отсутствует (бумага истлела), публикуется по изданию: Материалы, т. 1, с. 19. 1428 Феоктист – игумен московского Златоустовского монастыря, деятель раннего старообрядчества, собиратель и хранитель сочинений первых противников никоновских преобразований. В 1666 г. был арестован в Вятке, где он, пользуясь покровительством Александра, епископа Вятского, скрывался от преследований; умер до собора 1666 г. Письмо было послано Аввакумом в Москву из мезенской ссылки в самом начале 1665 г., вскоре после приезда на Мезень 29 декабря 1664 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мира, ее церковные порядки должны быть приближены к порядкам, существующим на Украине и в остальном правосл. мире. Патриарх Никон. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (РГБ) Патриарх Никон. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (РГБ) Первые шаги патриарха соответствовали общим идеям ревнителей: Н. боролся с пьянством и корчемством, безграмотностью духовенства. В 1653 г. патриарх перевел Московский Печатный двор под свое непосредственное руководство (ранее типография состояла в ведении Дворцового приказа), Н. сам назначал справщиков и давал им указания. Справщики, высказавшие несогласие с новыми принципами работы, были уволены, среди них старец Савватий, иером. Иосиф (Иоанн Наседка) и др . Основным сотрудником Печатного двора при Н. сделался греч. иером. Арсений Грек , вызванный с Соловков в 1653 г., важную роль играл Евфимий , монах московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря . Для нужд Печатного двора в 1655 г. Н. основал бумажную мельницу в устье р. Пахры при впадении ее в Москву-реку. Через 2 года мельницу смыло наводнением ( Лихачёв Н. П. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Моск. гос-ве. СПб., 1891. С. 83-84). Основные решения о внесении изменений в богослужебную практику и печатную продукцию Русской Церкви были приняты очень быстро в 1653-1656 гг. Наряду с созывом церковных Соборов патриарх действовал и единолично. По сообщению протопопа Аввакума, перед началом Великого поста в 1653 г. Н. разослал по московским церквам «Память», в к-рой говорилось о сокращении числа земных поклонов (в молитве прп. Ефрема Сирина) и о введении троеперстия. «Память» не содержала разъяснений, не имела соборного утверждения. («Память» не сохр. Лобачёв считает, что документ был послан в нач. 1654 - Лобачёв. 2003. С. 123-125.) Распоряжение патриарха вызвало беспокойство и протесты со стороны духовенства и ревнителей, высказывавших недовольство действиями Н. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю протестную челобитную, но она не была удовлетворена (МДИР. Т. 5. Ч. 2. С. 18-19).

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Вознесенская деревянная церковь – одна из самых значимых старинных построек Торжка, занимающая особое место среди достопримечательностей города. По сей день не утихают жаркие споры по поводу времени ее создания. Вознесенская деревянная церковь впервые упоминается в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 г. Храм описан кратко как «древян клетцки», т.е. в то время церковь представляла собой простейшее по форме сооружение - клеть: четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой. Описывая монастыри и приходские церкви г. Торжка, архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий (Самбикин) сообщает, что 6 марта 1653 г. на месте этого обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм. Как же выглядел храм 1653 года? В этом вопросе до сих пор нет единства. Исследователь А.Н. Кирпичников предполагает, что Вознесенская церковь постройки 1653 г. изображена на рисунке голландского географа Николаса Витсена, побывавшего в России в 1664 г. Витсен назвал этот рисунок «Башня в Торжке». На нем изображена деревянная церковь типа «четверик на четверике», состоящая из трех убывающих четвериков, крытых на восемь скатов. Таким образом, если основываться на выводах А. Н. Кирпичникова, можно предположить, что современный вид Вознесенская деревянная церковь приобрела позже. Не все исследователи согласны с выводами А. Н. Кирпичникова. Соответственно, бытует мнение, что именно в 1653 г. была построена церковь, дошедшая до наших дней. Между тем известно, что серьезная переделка церкви, возможно, повлекшая за собой изменение в ее общей композиции, произошла в 1717 г. В церковных документах именно эту дату связывают с устройством нового храма, дошедшего до наших дней.  Таким образом, существующая ныне композиция храма возникла скорее всего в первой четверти XVIII в. Церковь высотой 34 м срублена из прочного соснового леса. Центральная часть и трапезная храма срублены «в обло» (остатком концы бревен выступают), алтарная – «в лапу», т.е. без остатка (в шип). Церковь четырехярусная, относится к типу «восьмерик на четверике». Ее основанием является четверик. На него поставлены три постепенно убывающих яруса – «восьмерика». Простое по форме сооружение кажется очень изящным и стройным. Устремленность храма вверх, к небу, достигается мастерски выдержанными пропорциями всех частей здания. Безусловно, деревянная церковь неоднократно подновлялась и перестраивалась. В 1780-е гг. под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня (на одном из них выбит год – 1782). В 1783 г. старая тесовая кровля, которая неоднократно перекрывалась, была заменена железной. В 1806 г. к церкви была пристроена паперть, а в 1828 г. переделана глава.

http://sobory.ru/article/?object=00017

Жители Мангазеи не знали имени нового святого, в течение мн. лет его называли «новоявленный чудотворец, что в Мангазейском городе выходит гробница». Мангазейский воевода С. Корсаков послал Сибирскому и Тобольскому архиеп. Симеону списки чудес нового чудотворца. Не позднее дек. 1653 г. архиепископ отправил царю Алексею Михайловичу челобитную и описание чудес с вопросом: «Для свидетельства тех Мангазейских новых чудотворцев в Мангазею ехать мне ль?» (Лит. памятники Тобольского архиерейского дома. С. 304). В Москве эти списки сдали в архив Сибирского приказа, оставив без ответа. Однако в Мангазее ширилось почитание святого. 11 февр. 1653 г. мангазейский охотник Г. Коротаев (по нек-рым спискам, Сиротаев) после нек-рых колебаний рассказал жителям Мангазеи, что во сне ему было открыто имя святого. Согласно др. редакции жития, святой явился дворовому человеку боярина С. Л. Стрешнева Ивану и назвал свое имя - Василий Фёдоров. В часовне совершались молебны святому. В апр. 1653 г. некий Г. Давыдов, находясь на зимовье в тайге, ослеп. Скорбя о случившемся, он «обещался на гробнице во граде новопроявленному чюдотворцу молебен отпети». Дав обещание, он прозрел. Вернувшись в Мангазею, 9 мая он служил молебен над гробом святого. Священник мангазейской Троицкой ц. Димитрий вторично отправил архиеп. Симеону донесение о чудесах В. М., и в авг. 1659 г. состоялось освидетельствование мощей святого. Оно показало, что святой был отроком «дву аршин без чети, чаять лет пятнадцати или меньши», к-рый умер от пыток - его «положили... мучена с наруганием, всего скорчена, и глава... преклонена в углу от полуденныя страны к левому плещу». С этого времени «священницы прихождаху, и совершаху молебныя пения... молящеся новоявленному чудотворцу» (Иркутские ЕВ. 1864. 8. С. 136; Лит. памятники Тобольского архиерейского дома. С. 347). Наличие службы святому позволяет предположить, что она была составлена раньше и что местная канонизация В. М. совершилась в 1653 г. 22 марта 1670 г. в Мангазею приехал настоятель Туруханского мон-ря иером. Тихон. 24 марта, когда он молился в часовне, ему явился В. М., повелел переложить свои мощи в новый гроб и с крестным ходом перенести их в Туруханский мон-рь, а ветхий гроб оставить в часовне. 2 апр. иером. Тихон вместе со своим духовным сыном Н. Смирновым, совершив водосвятный молебен, освидетельствовал мощи святого, после чего их крестным ходом перенесли из часовни в соборную церковь. 1 мая мощи В. М. перевезли в Туруханский мон-рь и поставили в Троицкой ц., справа от царских врат. Перенос мощей совпал по времени с полным запустением Мангазеи, в 1672 г. город покинули последние жители, что стало следствием закрытия в 1619 г. морского пути в Мангазею.

http://pravenc.ru/text/150815.html

«Первое разделение старообрядцев с церковью – говорил он, – последовало еще в 1653 году, вскоре после того, как патриарх Никон издал память об употреблении троеперстия в крестном знамении и о поклонах в Великий пост , то есть, чтобы при чтении молитвы Господи и Владыко живота моего полагать только четыре великие поклона, а прочие 12 в пояс». В доказательство того, что первое отделение предков старообрядцев от православной церкви последовало в 1653 году вслед за изданием памяти патриарха Никона , Шустов привел по «Материалам для истории раскола» свидетельства самих расколоучителей первого времени. Протопоп Аввакум писал: «А се и яд отрыгнул (Никон): в пост великий прислал память к Казанской к Неронову Иоанну. В памяти Никон пишет: по преданию св. Апостол и св. отец не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще и тремя персты бы есте крестились. Мы задумались, сошедшеся между собою, видели, яко зима хощет быти, руце озябли и ноги задрожали». (Мат.для ист.раск.т. 5, стр. 17 и 18). Затем в августе месяце того же 1653 года протопоп Аввакум не стал и в церковь ходить, также народ начал от церкви отлучать и в сушиле у Неронова открыл свое богослужение, как сам о том пишет к Неронову: «Я грешник помянул изгнание великого светила Златоустого, и собрался с братией о Господе в дому твоем в сушиле после тебя в первое воскресенье побдети». («Мат.» т.1, стр.21). О том же и к тому же Ивану Неронову писал еще Казанского собора священник Иван Данилов: «Мы к Аввакуму Елизара послали, чтобы в церковь шел, и он, Аввакум, к церкви не начал ходить, а завел у тебя на дворе свое всенощное, а у нас от церкви детей твоих и иных прихожан отозвал, а иные от них приходили нарочно позывать от церкви в сушило, а иной и так говорил: в некоторое время и конюшня-де иныя церкви лучше. Да и Лазарь-поп уже тогда не стал в церковь ходить». (Там же стр. 30 и 31). В подтверждение того, что первые расколоучители отделились от церкви ранее произнесения соборных клятв на них, Шустов привел также свидетельство из Истории русской церкви митрополита Макария, и в заключении сказал: «Итак, первые расколоучители отделились от церкви еще в 1653 году и отделились только из-за двух предметов, – из-за уменьшения земных поклонов и отмены двуперстного сложения; соборные же об них определения последовали спустя пятнадцать лет, и изречены вследствие самого их отделения от церкви и за их хуления на церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Несомненно, что в основе этого рукописного сказания о чудесах, совершившихся при иконе Спасителя, лежит первоначальная запись благодатных исцелений, но несомненно также и то, что текст этой первоначальной записи в рукописи XVIII века значительно изменен, отчасти обработан, а отчасти искажен. Следы этого позднейшего влияния на запись о чудесах от иконы Спасителя всего яснее сказываются на хронологических датах благодатных исцелений. При чтении рукописи XVIII века, не нужно забывать того обстоятельства, что в XVIII столетии, так же, как и ныне, счет годам велся от Рождества Христова и первым месяцем в году считался январь, между тем как в XVII в., когда прославилась икона Спасителя своими чудесами, господствовало летоисчисление от сотворения мира и год начинался с сентября. Поэтому, если, напр., август месяц 7161г., по старинному летоисчислению, соответствовал 1653 году по январскому счислению от Рождества Христова, то следующий месяц (сентябрь) того же самого 1653 г. от Рождества Христова был уже первым месяцем нового 7162 г. От сотворения мира. И во всяком документе XVII в., писанном в сентябре месяце, положим хоть 7162 года, о предыдущем месяце, т. е. август, говорилось уже как о «прошлом» 7161 годе, хотя между августом 7161 г. и сентябрем 7162 г. Никакого промежутка не было и оба эти месяца по нашему январскому счислению принадлежали к тому же 1653 году. Вот это-то обстоятельство и было упущено из виду неизвестным лицом, оставившим нам рукопись XVIII века. А это упущение ввело в заблуждение поздних писателей относительно времени прославления иконы Всемилостивого Спаса. Годом прославления иконы Спасителя они обыкновенно считают 1654-й. Но это совершенно неверно, хотя и в самой рукописи XVIII века прямо заявляется, что чудеса от иконы начали совершаться «лета от воплощения Сына Божия 1654-го». Между тем, если мы вникнем в текст рукописи и примем во внимание, что писатель ее пользовался первоначальною записью чудес, то мы придем к выводу, что первое чудо совершилось в ноябре не 1654, а 1653 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010