Но на деле под этой формой скрывалась, а иногда открыто проявлялась могущественная власть нового патриарха. Она высказалась прежде всего в назначении справщиков, лиц наиболее подведомственных патриарху. В сентябре 1652 г., конечно, по выбору патриарха, хотя и по памяти из приказа большого дворца, назначен в справщики старец Чудова монастыря Евфимий; а в ноябре того же года на печатном дворе объявлен указ в следующей необычной до того времени форме: «великий государь святейший Никон патриарх книжному справщику Силе Григорьеву у книжной справы быть не указал, а велел быть на его место в справщиках Спаса-Новаго монастыря крылошанину старцу Матвею» 12 . В июле 1653 г. этот старец Матвей обращается с просьбой о выдаче жалования прямо к патриарху Никону , несмотря на то, что жалованье выдавалось из царской казны 13 . Из других непосредственных распоряжений патриарха на печатном дворе за это время сохранились записи только о трех указах его, относительно печатания некоторых статей и грамот 14 . Наступившие с осени 1653 года политические обстоятельства московского государства, присоединение Малороссии к Великороссии со всеми его последствиями, заняли собой главное внимание русского правительства и содействовали передаче московского печатного двора в полное заведование п. Никона . Первого числа октября государев дворецкий боярин Бутурлин был назначен, а 9 октября отправлен в Киев приводить гетмана Богдана Хмельницкого и все запорожское войско к присяге на русское подданство 15 . После отъезда Бутурлина в Киев печатный двор несколько месяцев оставался еще в ведении дворцового приказа 16 ; но потом последовал царский указ, которым велено описать книжный печатный двор со всем его имуществом и по описи отдать его в заведование патриарху Никону . Когда состоялся этот указ, точно неизвестно, и передаточной описи печатного двора не сохранилось; но по записям нужно думать, что передача печатного двора п. Никону решена была в половине декабря 1653 года, производилась в январе 17 и закончена не позже февраля 1654 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Активно занимался хозяйственными делами архиерейского дома. В 1645 г. получил подтвердительную грамоту царя Михаила Феодоровича на право безоброчной рыбной ловли 6 связками на дворовый обиход; вместо, по всей видимости обмелевшего, учуга Чурка П. был пожалован учуг Басарга, дававший 857 р. откупа ( Дубаков, Пастухова. 2003. С. 30). Той же грамотой подтверждалось право архиепископа на осуществление суда по духовным делам и сбор средств на нужды архиерейского дома в крае (Там же). В 1649 г. П. получил единоличное право крестить иноверцев на территории Астраханской епархии. В нач. 50-х гг. XVII в. П. едва не оказался втянут в дело самозванца Т. Д. Акундинова (Акиндинова, Анкидинова, Анкудинова), выдававшего себя то за сына, то за внука (по жен. линии) царя Василия Иоанновича Шуйского. В мае 1652 г. схваченный подельник самозванца Костка Конюховский под пыткой подробно рассказал о похождениях Акундинова, начиная с его побега из Москвы в 1643 г. В числе прочего Конюховский описал амбициозный проект похода на Астрахань и Казань с участием тур. войск: «Как Тимошка был в Царе-городе, и он у султана помощи себе просил, ратных людей, хотел идти под Астрахань и Казань; да хотел ему в том помогать астраханский архиепископ Пахомий и дворовые его люди, потому что архиепископ ему давно знаком и дружен, с тех пор как были на Вологде вместе» ( Соловьёв. История. 1990. Кн. 5. Т. 10. С. 586). Никаких последствий для П. заявление Костки не имело. По-видимому, указание на сочувственное отношение архиепископа к планам самозванца сочли клеветой. Позднее уже сам Акундинов под пыткой на допросе 28 дек. 1653 г. сознался, что он действительно жил в молодые годы у архиеп. Варлаама в Вологде, однако ни о каких связях с П. не упомянул. В кон. 1652 - нач. 1653 г. П. находился в Москве: 16 дек. 1652 г. он среди проч. духовных лиц получил пожертвование от патриарха Никона (Минова), а 16 февр. 1653 г. присутствовал на богослужении, совершаемом патриархом ( Севастьянова С. К. Мат-лы к «Летописи жизни и литературной деятельности патр. Никона». СПб., 2003. С. 51, 56).

http://pravenc.ru/text/2579846.html

[Группы слов перед сносками подчёркнуты]. Примечания «По сему вас и познают, яко Мои ученицы, аще в любви пребудяте»... – Ср.: Ин. 13:35 . ...«аще заповеди Моя соблюдете»... – Ср.: Ин. 15:10 . ...великой княгине Марии Ильичне... – Мария Ильинична Милославская (1625–03.03.1669) – царица, первая жена царя Алексея Михайловича. Повенчана с царём 16 января 1648 г. Родила 13 детей, из которых трое умерли при её жизни. ...государыням благоврным царевнам. – В 1653 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны было две дочери – Евдокия (родилась в феврале 1650 г.) и Марфа (родилась в августе 1652 г.); царевич Дмитрий, родившийся в октябре 1649 г., скончался в двухлетнем возрасте, в октябре 1651 г. ...Стефанъ попъ... – Возможно, это первый игумен Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, назначенный патриархом Никоном в 1656 г. – Леонид 1876, 9, 126. Примечания Л. 1 ...в новой монастырь Пресвятыя Богородицы Иверския и святаго священномученика и исповдника Филиппа митрополита... – Иверский Валдайский монастырь основан патриархом Никоном в 1653 г. По «Слову благополезну» о создании Иверского монастыря, вошедшему в состав изданного в монастырской типографии сборника «Рай мысленный», 3 июля 1653 г. «на память пренесения мощей иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа митрополита», будучи на всенощной службе в Успенском соборе, патриарх Никон принял окончательное решение о строительстве монастыря на Валдае, на месте, мимо которого новгородским митрополитом он ездил к Москве – Никон 1658–1659, 52, 53об. Л. 2 ...с Петром, и Иоанном, и Яковом... – По-видимому, здесь описка автора; должны быть перечислены имена святых, частицы чьих мощей Никон перенёс в Иверский монастырь в феврале 1654 г. – московских митрополитов Петра и Ионы (а не Иоанна) и блаженного Иакова Боровичского. Эго событие сам патриарх Никон красочно описал в «Сказании» об Иверском монастыре из сборника «Рай мысленный» – Никон 1658–1659, 62–63. А о колоколе, благодаря Бога, радуюся, а звонитъ... – Возможно, патриарх Никон имеет в виду колокол «Никон» 35 пудов, вылитый в 1654 г. с портретом патриарха – Силин 1901, 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Если съезду благоугодно будет, под руководством церковного священноначалия, сделать что-нибудь к устранению указанной мной причины, – такое дело будет идти прямо навстречу назревшей и перезревшей потребности не только миссии, но и всего русского народа. Окружной миссионер Донской епархии Каллиник Картушин Из миссионерской полемики Шалкинский С. Беседа о причинах отделения раскольников старообрядцев от православной Церкви//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 476–490 Миссионер. Русский раскол, присвоивший себе наименование старообрядчества, возник в 1653 г., вследствие некоторых обрядовых исправлений, предпринятых патриархом Никоном . Сам Усов в предпоследней беседе сказал, что „когда патриарх Никон исправил некоторые церковные обряды, то мы не захотели принимать этих исправлений и остались при всём старом“. И другой защитник раскола Василий Механиков говорит в своей книге „Историко-каноническое обозрение старообрядческого общества“: „История разделения, до того времени вполне единой, русской Церкви на старообрядческую и новообрядческую имеет своё начало и причину. Начало это относится к половине XVII столетия, и именно к 1652 и 1653 гг., когда перед самым наступлением великого поста патриарх Никон рассылал по московским церквам послание, так называемую „Память“, в которой, между прочим, повелевалось, чтобы во время чтения молитвы св. Ефрема Сирина („Господи, Владыко животу моему“) полагались земные поклоны не все, а только четыре; двенадцать полагались бы поясные, и чтобы кроме того крестились тремя перстами. Эта-то „Память“ и делается первичной причиной разделения русской Церкви“ (л. 6 об., 10 об.). Но такие исправления, как замена 12 земных поклонов поясными, и сам Мельников далее называет исправлением „самым непредосудительным“ (там же л. 11). Если же это так, если исправления, предпринятые патриархом Никоном и при том вызванные крайней необходимостью, и сам раскольнический писатель называет „самым непредосудительным“, то тем более является предосудительным поступок первоучителей раскола, из-за непредосудительных исправлений, решившихся порвать единение со св. Церковью и оклеветать её еретической. Усов – сторонник и защитник учения своих первоучителей, оклеветавших св. Церковь еретической. Поэтому я и прошу его указать, какие в 1653 г. патриарх Никон ввёл ереси, которые заставили раскольников отделиться от нашей св. Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда же святый царь Коньстянтин совтори три честныя кресты от мди, во образъ явльшихся ему, егда побжаше нечестивыя мучителя, и златом чистым слианы имена постави на них сице: «Исус Христос побдитель». И постави его на столп мраморнем, егоже принесе отъ Рима. Ираклий же царь нарече честный крест Аникитос, сирчь поблитель... (РХ. 272). На православном Востоке Алексея Михайловича давно называли новым Константином, и именно с ним связывалась идея освобождения православных от мусульманского ига. 21 октября 1653 года в Москве специально для царя Алексея Михайловича переведена на русский язык сочинённая архимандритом критского Успенского монастыря Неофитом «Повесть о Крите острове, как венецияне владели, а потом турки взяли...», в которой автор выразил пожелание увидеть и Константинополь, и свой родной Крит освобождёнными русским царём, который должен занять трон Константина Великого . Вероятно, вскоре после перевода «Повесть» была прочитана Алексею Михайловичу 1110 . 6 ноября 1653 года, незадолго до отъезда из Москвы бывший Константинопольский патриарх Афанасий (Пателар) составил царю докладную записку – «Слово понуждаемое» к русскому царю, где выразил крепкую веру, что Алексей Михайлович Самим Богом призван овладеть Константинополем, изгнав оттуда турок (под покровительством древней заступницы Византии – Влахернской иконы Богоматери, принесённой в Москву в октябре 1653 года, и мощей святителя Григория Богослова , находившихся в русской столице с сентября 1652 года). Русский царь должен занять престол бывших греческих православных императоров, а Московский патриарх Никон – кафедру Вселенских Константинопольских патриархов «освящати соборную апостольскую церковь Софею Премудрость Божию» 1111 . «Тетрать» со «Словом» царю представлена 13 декабря 1112 . 22 марта 1654 года из Мгарского монастыря (недалеко от города Лубны) Афанасий (Пателар) незадолго до своей смерти отправил царю Алексею Михайловичу грамоту, в которой он вновь призывал русского царя к освобождению православных, томящихся под мусульманским игом, упоминая и о необходимости вместе с Б.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Впервые святитель Афанасий отправился в Россию в 1643 году. Его путь лежал через Молдавию, где он неожиданно заболел и прожил до 1651 года. Оттуда он вел переписку с царем Михаилом Феодоровичем (1613–1645) и получал от него помощь. В начале 1651 года святитель Афанасий вернулся в Константинополь и 25 мая был вновь поставлен Патриархом, однако пробыл на кафедре только 40 дней: 5 июля того же года перед Собором архиереев, клириков и мирян он добровольно отрекся от патриаршего престола. В особой грамоте он объяснял свой поступок так: «...Не будучи в силах служить [патриаршего престола города Константинополя] защитою, приять на себя и нести обычные царственные обязанности, разные дела и труды патриаршего служения, удалились мы из Патриархии по собственному желанию и доброй воле и творим отречение от патриаршего сего престола...». В начале 1653 года святитель Афанасий вернулся в Молдавию, но в связи с возникшими в Молдавии смутами пробыл там недолго. В апреле 1653 года он был уже в Москве. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) и Святейший Патриарх Никон (1652–1666) приняли его с честью. Во время пребывания в Москве святитель Афанасий совершал Богослужения в монастырях и храмах столицы. В июне он совершил паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Святитель Афанасий неоднократно встречался с Патриархом Никоном , который произвел на него очень благоприятное впечатление. Святитель с большим сочувствием отнесся к предложенному Патриархом Никоном делу исправления богослужебных книг по образцу греческих. По просьбе Патриарха Никона, желавшего видеть отличие в чине архиерейского совершения Божественной литургии на Востоке и на Руси, он написал особое сочинение «Чин архиерейского служения литургии на Востоке». В декабре 1653 года святитель Афанасий отправился в обратный путь – в молдавский монастырь во имя святителя и чудотворца Николая близ г. Галаца. Этот монастырь еще ранее был дан ему в управление Молдаво-Валахским господарем Василием Лукулой (1634–1654). Русские царь и Патриарх щедро одарили святителя милостыней на его монастырь и другие нужды, а также преподнесли ему ценные подарки: ткани для облачения, церковные сосуды, кубки, меха и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Протосинкел Гавриил был лицом, уже достаточно хорошо известным русскому правительству. В 1651 г. он прислал в Москву частицу Св. Древа, доставшуюся ему задолго до этого, во время его пребывания в Иерусалиме и службы при Св. Гробе. Гавриил не просто ждал вознаграждения за свой дар: находясь теперь постоянно в Константинополе, он готов был занять место незадолго до этого скончавшегося архимандрита Амфилохия, известного политического агента русского правительства на Христианском Востоке 30 . Чтобы упрочить свои связи с Москвой, Гавриил и посылает в 1653 г. в русскую столицу известную всему христианскому миру чудотворную икону Влахернской Богоматери, заручившись при этом грамотой вселенского патриарха и синода, свидетельствующей о подлинности святыни. Эта грамота была составлена патриархом Паисием в марте 1653 г. Важно обратить внимание на то, что текст документа был собственноручно написан великим ритором Великой церкви Иоанном Кариофиллисом, выдающимся деятелем Константинопольской патриархии и греческого просвещения (его рукой в 40–60-х гг. XVII в. писались наиболее значительные документы Вселенской патриархии 31 ), и подписан, помимо иерархов, авторитетными представителями Восточной церкви, такими, как, например, логофет Великой церкви Николай, ученик Феофила Коридалевса и сподвижник Кирилла Лукариса 32 , или доместик Великой церкви Хрисафа. Икона по поручению протосинкела Гавриила была доставлена в Россию «торговым человеком» Дмитрием Остафьевым. К сожалению, дело о «приезде в Москву грека Дмитрия Остафиева с вестовыми цареградскими писмами и с описанием о найденной Влахернской Богородицыной иконе» дошло до нас со значительными лакунами 33 , и мы не знаем точного времени его прибытия на русскую границу, однако, судя по тому, что привезенные им царю Алексею Михайловичу вместе с грамотой патриарха Паисия «вестовые письма» халкидонского митрополита Гавриила и архимандрита Варфоломея, содержащие, помимо обширной и важной информации о Критской войне и интригах вокруг патриаршего трона в Константинополе, также и рекомендации Дмитрия Остафьева 34 , были переведены в Посольском приказе 11 октября 1653 г. 35 , этот греческий купец был в Путивле не позже середины сентября, а через три-четыре недели он достиг и Москвы 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

70. Софии, Премудрости Божией, что на Софийке. Главная церковь построена в 1650 году, несколько переделана после 1812 года. Колокольня 1816 года, трапезная 1842 г. Приделы: 1) Казанской Божией Матери, 2) Николая Чудотворца. 71. Константина и Елены. Кремль, в нижнем саду. Построена в 1651 году боярином Ильею Милославским на месте древней церкви, существовавшей с 1470 года. Придел Николая Чудотворца. 72. Архидиакона Стефана, на Швивой горке. Южный придел и колокольня: половины XVII века . Главная церковь : конца того же века. Приделы: 1) Мины, Виктора и Викентия, 2) Николая Чудотворца. Патриарх Никон Преподобного Сергия, что на Б. Дмитровке. Главная церковь , построена в 1652 году, два придела в 1700 и 1756 годах. Колокольня и наружная отделка стен 1700 года. Главный престол Успения Пресвятой Богородицы. Другие приделы: 1) Владимирской Божией Матери, 2) Николая Чудотворца. Рождества Богородицы, что в Путинках. Малая Дмитровка, близ Страстного монастыря. Строилась с 1649 по 1652 год. Трапезная построена несколько позднее, западный вход в 1864 году. Приделы: 1) «Неопалимой Купины», 2) Феодора Тирона, 3) Н иколая Чудотворца. 75. Николая Чудотворца, в Новоспасском монастыре.. Построена в 1652 году кн. Я.К. Черкасским. Придел Петра Мученика. Церковь расширена в начале ХХ века. 76. Илии Пророка, что на Воронцовом поле. Главная церковь построена в 1665 году, северная к ней пристройка в 1653 году. Трапезная XIX века. Колокольня выстроена в 1878 году по проекту П. П. Зыкова. Главный престол Благовещения Божией Матери. Другой придел Мученицы Параскевы. 77. Великомученика Георгия, что в Яндове. Садовники, близ Балчуга. Главная церковь построена в 1653 году, трапезная в 1753, колокольня в 1806, западная паперть в 1845 г. Главный престол Рождества Богородицы. Другой придел Николая Чудотворц а. Иоанна Предтечи, что в Старой Конюшенной. Построена в 1653 году. Приделы: 1) Всех Скорбящих Радости, 2) Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Николая Чудотворца, в Сретенском монастыре. Построена неизвестно когда. Придел Всех Святых устроен в XVIII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Половина I, 28. 1429 л. 279–280. Данил представил здесь два свидетельства из слова Лествичника к пастырю, см. Препод. отца нашего Иоанна, игумена Синайского, Лествица и слово к пастырю М. 1851. 380–381, 397. 1431 л. 280. В старопечатной Кормчей тот отдел законов, из которого Даниил привел здесь правило, носит название «свитка новых заповедей Иустиниана царя». Даниилом приведено здесь 84-е правило из законов Иустиниана. См. старопечатная кормчая 1653 года 332. 1432 л. 280–281. об. Точно такое же название сего канонического источника находится и в старопечатной Кормчей, из которого Дании сделал заимствование для своей цели. Глава взята у Даниила впрочем не в целом виде, а только важный для цели автора отрывок из нее. См. Кормчую изд. 1653 года, 359. 1433 л. 277. Оно читается у Даниила буквально тождественно с старопечатною Кормчею. См. Кормчую 1653 г. л. 219. Есть этот цитат и в 4-м слове Никона Черногорца, 1 пол. 27. 1434 277. Этот цитат Даниила оказывается ни чем иным, как простым толкованием шестого правила перво-второго собора который во всей полноте своей взят Даниилом из Кормчей. См. Кормчую 1563 г. л. 219–220. Но по современному подлиннику правил и их толкований приведенная цитата Даниила представляет из себя самый текст правила, см. Migne Patrol. Curs. complet. ser. graec. tom. CXXXVII, Theodori Balsamoni tom. 1. pag. 1032–1034. 1435 Эта недостойная черта замечалась в современных монахах и других монастырей, на что указывает следующее правило «о черногорцех»: аще чернец хвалится при людех яко добра роду есть и родители имея от вельмож да поклонится 50 дней. Горчаков. К истории епитимийных номоканонов. С-ПБ. 1874. Приложение VII, 98. 1436 Послание волоколамских иноков, доселе совершенно не известное, находится в Рукоп. Моск. Синод. библ., быв. Патриаршей 791 в. 4 д. скоропись XVII в., л. 64–67., рукоп. одна из неописанных. Приложение к исследованию XIX. 1437 Этот Иона вернее всего есть Иона Голова, один из сподвижников препод. Иосифа и выдающихся членов волоколамской общины времени игуменства Даниила. Об Ионе Голове см. в житии Иосифа Волоцкого , состав. Саввою Черным, Великия Четьи сентябрь также житие препод. Иосифа, состав. неизвестным автором. Чтения в общ. любителей духов. Просв. 1865 т. II. Приложение. 123–125. За подписью Ионы Головы сохранилась в актах волоколамского монастыря одна меновая грамота от 7024 (1516) года мая месяца. Рукоп. волоколамского монаст. (не разборчиво) л. 66–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Никон знал благодарность и храбрость доблестных сынов Украины. Итак, по настоянию Никона, в апреле 1653 года отправлены были в Польшу русские послы с требованием покоя Малороссии прежде, нежели Москва поднимет в защиту её своё оружие 434 . В сентябре возвратились наши послы, и донесли царю, что польское правительство не приняло посредства России в деле Малороссии. Октября 1 того же года (1653) государь собрал в грановитой палате собор 435 из духовных и светских лиц и предложил ему на рассуждение настоящее положение дел России с казаками и Польшей. На предложение царя последовал единодушный ответ духовных и земских чинов: «Для православной христианской веры и св. Божиих церквей, гетмана со всем войском принять в подданство России». Тогда же назначены были к отправлению в Малороссию тверской наместник Василий Васильевич Бутурлин, муромский наместник Иван Васильевич Алферьев и думный дьяк Илларион Дмитриевич Лопухин, чтобы привести всех жителей Малороссии к присяге на подданство православному государю 436 . Октября 5, после молебна в большом Успенском соборе, приняв благословенье от патриарха и быв у руки царской, они отправились в свой путь 437 . Но поляки не хотели добровольно уступить России Малороссию, и вот теперь неизбежна была война России с Польшей 442 . Октября 23-го 1653 года, после молебна в большом Успенском соборе, царь торжественно объявил всему своему народу, что «Прося у Бога милости и заступления у всех святых, идёт на недруга своего короля польского мстить многие неправды его» 443 . Никон благословил благочестивейшего государя на защиту православной Церкви, страждущей в Украине от насилия ляхов. С того дня начались в войсках наших приготовления к походу и продолжались до следующей весны. Апреля 26-го 1654 года выступил из Москвы с отрядом войска князь Алексей Никитич Трубецкой. Войско проходило мимо дворца, «под переходами», где стояли царь, царица и патриарх. Никон кропил воинов св. водой 444 . Местом собрания всего войска, назначенного в поход против поляков, был избран город Вязьма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010