Ф. Ревякина на месте сгоревшей была построена и в 1653 г. освящена теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Одноглавый одноапсидный бесстолпный храм почти лишен декоративного убранства: фасад украшен простыми карнизами, полукруглыми закомарами, широкими лопатками на углах объемов. Примыкающая к церкви с запада трапезная состояла из обширной одностолпной палаты для общих трапез и хоз. помещений (келарской, кладовых, хлебопекарни). В храме стоял трехъярусный позолоченный иконостас. В XVIII в. древнюю луковичную главку Введенской ц. заменили на барочную, окна растесали, изменили интерьер: в 1765 г. в алтаре и трапезной были сложены печи из зеленых изразцов. В 1782 г. в храме был поставлен новый позолоченный иконостас, резные царские врата с сенью, все местные образа написаны устюжским иконописцем К. Волковым. В 1842 г. были устроены 3 входа из трапезной в церковь, упразднена палатка, увеличена паперть. В 1845 г. в трапезной поставили новый иконостас, украшенный резьбой и позолотой, поновлялись иконы. Церковь во имя Собора арх. Михаила. 1653–1656 гг. Фотография. Кон. XX в. Церковь во имя Собора арх. Михаила. 1653–1656 гг. Фотография. Кон. XX в. В 1653-1656 гг. по грамоте Ростовского митр. Ионы иждивением Ревякина был построен холодный 5-главый 4-столпный на подклете храм во имя Собора арх. Михаила. Крытые каменные переходы соединяли Архангельский собор с Введенской ц. Особенностью собора явилось отсутствие полукруглых апсид на востоке центрального четверика - алтарь имел редко встречающуюся в монастырских храмах прямоугольную форму. Традиц. полукруглые алтарные апсиды имелись в сев. приделе свт. Николая Чудотворца и юж. приделе Входа Господня в Иерусалим (в 1789 сев. придел был обращен в жертвенник, южный - в ризницу). Храм венчали 5 деревянных, обитых белым железом луковичных глав. Внешний облик собора отличался простотой и лаконизмом декоративного убранства. Только барабаны глав были богато украшены аркатурно-колончатыми поясами, поребриком и сухариками. В соборе стоял тябловый 4-ярусный иконостас, замененный в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/150145.html

Вот некоторые тому доказательства. В Данииловской кормчей непосредственно за предисловием к номоканону патр. Фотия на поле написано: «выписать к сему из белыя книги Ключарева». Рукоп. 28, л. 22. Действительно, даже в кормчей Никоновского издания находится не посредственно за предисловием к номоканону п. Фотия глава добавочная сравнительно с оригиналом. Кормчая 1653 г., л. 25 глава: «от заповедей св. отец о хранении священных правил». В Кормчей Воскресенского монастыря против 26 главы, содержащей в себе послание Тарасия, патриарха Константинопольского , к папе Адриану о непоставлении на мзде, помечено: «сию главу поставить подле 36 главы». Действительно, в оригинале Иосифовской кормчей послание Тарасия Константинопольского помещено под 36 главою. (Срав. Рук. Воскресенского мон. 28, л. 247–249 и Рук. биб. Моск. Син. Типографии (не разборчиво) л. 77–84). В Данииловской кормчей под 36 главою есть пометка против послания Геннадия Константинопольского : «под сию главу подстави 36-ю главою Тарасия патриарха, а взяти ее назади». В оригинале Иосифовском все это точно и выполнено и точно в таком виде вошло и в Кормчую Никоновского издания. Рукоп. 28, л. 263. Рукоп. Моск. Типогр. библ. (не разборчиво) л. 77–84. Кормчая 1653 года, гл. 36, л. 277–282. В Кормчей Даниила после статьи «о фразах и прочих латинех» помещены творения Анастасия, патриарха Антиохийского: «указание яко велик есть иерей», «исповедание о папе Римстем», «ведение известно о том, како подобает быти божественному приношению». Все они зачеркнуты и на поле против них написано: «не набирай до закона градскаго», что и выполнено в Иосифовском оригинале и в кормчей Никона все они опущены. Рук. Воскр. мон. 28, л. 353–358. Рук. биб. М. Синод. Тип. (не разборчиво) л. 188, 192–281. Кормчая 1653 г., л. 400–404. В кормчей Даниила под 77-ю главою находится: «яве Великий Василие око церковное сей постническая своя учения с настоящим сим посланием назнамена». Эти слова зачеркнуты, а оставлено только: «Св. и Великого Василия, запрещение инокам», в каковой редакции эта глава перешла в оригинал Иосифовской кормчей и в кормчую п. Никона . Рукоп. Воскр. мон. 28, л. 608. Рук. биб. М. Син. Тип. (не разборчиво) л. 362. Кормчая 1653 г. гл. 62, л. 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

2) В рукописях также имеются рассказы о чудесах Сергия, относящихся к 1558 г.: Предисловие, помеченное 20 июня 1558 г., в котором повествуется о решении царя Ивана Грозного и священного собора создать новую, «великую» церковь Святой Троицы в Сергиевом монастыре; чудо с исцелением ноги у москвича Григория 24 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты у москвички Натальи 26 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты в тот же день у некоего Артемия из Можайска; чудо с исцелением скорченных ног у Евсевия из Александровы Слободы, случившееся 1 августа 1558 г. РГБ, ф. 236 (Собр. А. Н. Попова ), 94 (л. 403–405 об.) – первой четверти XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под горкой – Дианова и Костюхина, 772 (1610 г.). РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 321 (л. 605–609 об.) – 30-е годы XVII в. Филиграни: 1) Щит под короной с полосами – Дианова и Костюхина, 1060 (1634 г.); 2) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и DO – Дианова и Костюхина, 693 (1638 г.), Гераклитов, 806 (1631–1633 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под полумесяцем – типа: Дианова и Костюхина, 741 (1634 г.). Текст опубликован (по списку ОИДР-321): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. II. С. 166–171. Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века В основу редакции был положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуда о победе над литовцами у Опочки. 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. Библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 699 (л. 36–247) – конец 20-х – начало 30-х годов XVII в. Почерк троицкого книгописца Германа Тулупова. Филиграни: Гербовый щит с полосой под короной (четыре варианта): а) Гераклитов, 231 (1628–1630 гг.); б) Гераклитов, 234, 235 (1628–1630 гг.), Дианова и Костюхина, 1059 (1630–1631 гг.); в) Гераклитов, 230 (1628–1630 гг.), 238 (1631 г.), Дианова и Костюхина, 1058 (1630 г.) – этот знак является основным в рукописи Троиц. 676, 1630 г., и в небольшом количестве встречается в Троиц. 727, 1632 г.; г) Гераклитов, 232 (1628–1630 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но при этом реформатам все-таки нужно выговаривать, чтобы гробы умерших, похороненных в церкви, на церковном поле и внутри церковного пространства, не вырывали из земли и не подвергали поруганию. Договор заключен в 1627 г. С этого времени до 1631 г. евангелическая община в Кейдане не имела своего сбора. В 1631 г. князь Христофор Христофорович приступил к постройке церковных зданий, которые продолжал сын его Януш 585 . Христофор, как видно из фундушевой записи для кальвинских сборов, данной им и его женой Анной 8 июля 1631 года, построил «великий каменный сбор на старом Кейданском рынке; подарил сбору каменницу» (обширный каменный дом), купленную за 5000 польских злотых; на утесистой горе, вблизи великолепного палаца, заложил другой каменный, изящной архитектуры, сбор и при нем устроил евангелическое кладбище. Под сенью первого храма стояли храм науки и приют для бедных учащихся, помещавшиеся вместе с жилищами для проповедника, учителей и катехизаторов «в каменнице»; около второго храма устроен был ряд богоугодных заведений: богадельня для нищих, престарелых, хромых, увечных и всякого рода недужных, сиротский дом для вдов, девиц и детей сирот, не имеющих средств к жизни. В Биржах, деревне, принадлежащей Кейданам, на живописном холме, у горного потока, возвышался деревянный сбор (новая возносимая горе жертва благочестивого усердия Христофора). В Бойнарове, другой деревне близ Кейдан, усердием Христофора сооружен был еще деревянный сбор, предназначавшийся преимущественно для крепостных. При всех четырех храмах благочестивый строитель определил быть двум проповедникам, которые должны быть вместе и преподавателями богословия в школе. При проповеднике полагался знающий литовский язык катехизатор. В одном храме, находившемся на торговой площади Кейдан, богослужение должно было совершаться на польском языке, в остальных – на литовском. В биржанском и бойнаровском сборах каждую неделю должны совершать богослужение и говорить проповедь или сами кейдановские проповедники поочередно, или их катехизатор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

К нач. 1631 г. актуальным стал вопрос о создании правосл. учебных заведений для воспитания новых кадров приходского духовенства и монашества, способных отстаивать свои взгляды в полемике с приверженцами др. конфессий. В своем завещании Иов (Борецкий) призвал создать такое уч-ще при Киевском братстве , что и было сделано. Одновременно П. постарался создать уч-ще в Киево-Печерском мон-ре, куда были приглашены учителя Львовской братской школы Исаия (Трофимович-Козловский) , Сильвестр (Косов) и др. В дальнейшем усилия П. были направлены на объединение обоих киевских уч-щ под его патронатом. Объединению способствовал тот факт, что Киевское братство уже 11 марта 1631 г. признало П. «старшим братом, опекуном и фундатором». Решение о слиянии школ было одобрено в янв. 1632 г. митр. Исаией (Копинским) и епископами. В 1633 г. в уч-ще читались курсы не только «семи свободных наук», но и философии (его читал ректор Исаия (Трофимович-Козловский)). Это позволяет характеризовать уч-ще по критериям того времени как 1-е высшее правосл. учебное заведение - академию - на землях вост. славян. Для содержания уч-ща использовались доходы Киево-Печерского мон-ря. При организации учебного процесса были заимствованы модели преподавания, успешно применявшиеся в иезуитских коллегиях, языком преподавания была латынь. По свидетельству Сильвестра (Косова), это вызвало в Киеве волнения со стороны «неученых» попов и казаков. Меры, принятые П. в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVII в., означали важный шаг на пути осуществления реформ, к-рые должны были вывести правосл. Церковь из острого кризиса, начавшегося во 2-й пол. XVI в., и сделать ее способной отстаивать свои позиции в борьбе с приверженцами др. конфессий. Предпринятые шаги получили продолжение после возведения П. на Киевскую митрополичью кафедру. Следует отметить, что уже на рубеже 20-х и 30-х гг. деятельность П. выходила за рамки Киевской земли. Так, сохранилась его грамота Перемышльскому братству от 21 янв. 1631 г. с наставлением, где отмечалось, что митрополит дал П. «в той епископии над вами, православными, власть».

http://pravenc.ru/text/2580094.html

По всем сторонам главного объема здания расположены 4-колонные портики. Высокий барабан центрального купола окружен спаренными колоннами коринфского ордера, цилиндрические барабаны 4 малых глав украшены колоннами ионического ордера. В 1819 г. на месте деревянного храма в с. Вершилове Чкаловского р-на была построена Преображенская ц. (1819-1835); ее большой цилиндрический объем поставлен на кубическое основание и дополнен особыми выступами, крестообразно примыкающими со всех сторон света. Нижняя часть боковых фасадов акцентирована портиками (Там же. С. 287). В их фронтонах вырезаны полукруглые ниши. На выступах цилиндрического объема расположены 4 главы, окружающие центральную, которую завершает высоко поднятый купол. Вся масса основного объема контрастирует с низкими пристройками алтаря и трапезной. Общий силуэт дополняет башня колокольни. Такая объемная композиция, соединяющая ордерные элементы с рустовкой основного объема и его барочным завершением, свидетельствует о запоздавшем влиянии архитектуры раннего классицизма. Храмы Нижнего Новгорода Собор во имя арх. Михаила в Нижегородском кремле. 1628–1631 гг. Архитекторы Аврентий и Антипа Возоулины. Фотография. Нач. XXI в. Собор во имя арх. Михаила в Нижегородском кремле. 1628–1631 гг. Архитекторы Аврентий и Антипа Возоулины. Фотография. Нач. XXI в. Выдающийся памятник шатрового зодчества и самое древнее из сохранившихся сооружений в Нижегородском кремле - собор во имя арх. Михаила. Он построен в 1628-1631 гг. зодчими Лаврентием и Антипой Возоулиными на месте деревянной церкви, срубленной в 1221 г., по основании Н. Новгорода. Собор представляет собой редкий тип: шатровый бесстолпный храм с открытым шатром ( Давыдов. 2011. С. 7). Замена деревянных приходских церквей каменными началась в городе с постройки в 1649 г. ц. во имя св. Жен-мироносиц и в честь иконы Божией Матери «Знамение». Это 1-й в Н. Новгороде храм типа «корабль», на продольной оси которого соединились основной объем церкви, трапезная и шатровая колокольня с крыльцом.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

При таких обстоятельствах вместо войска отправлен был на литовский рубеж на съезд посол князь Василий Ахамашукович Черкасский, паны выслали князя Самуила Сангушку; съезжались только один раз, и Сангушка о больших делах – о титуле и о ворах, которые присылали листы с укоризнами на государя, называя его полуименем, не говорил, отозвавшись неимением наказа, говорил только о порубежных спорных делах. Разъехались без дела. Но и после этого войны не было 9 лет; к ней приготовлялись: видели несостоятельность русского войска и положили нанять иноземцев: мало того, сделали шаг решительный, чего при прежних государях не бывало, велели русских ратных людей учить иноземному строю. В январе 1631 года отправлен был старший полковник и рыцарь Александр Ульянович Лесли в Швецию нанимать 5000 охочих солдат пеших; туда же в Швецию отправлены были посланники – стольник Племянников да подьячий Аристов купить 10000 мушкетов с зарядами да 5000 шпаг; если полковник наймет в Швеции меньше 5000 человек, то для найма остальных велено ему ехать в Данию, Англию и Голландию; то же должен был сделать и Племянников, если бы не удалось ему накупить всего оружия в Швеции. Лесли должен был также приговорить немецких мастеровых охочих людей к пушечному новому делу, что делал на Москве пушечный мастер голландец Коет, кузнеца, станочника, колесника, да мастера, который бы умел лить пушечные железные ядра. В феврале отправлен был полковник фан-Дам нанять ригимент добрых и ученых солдат. Всех ратных людей в Московском государстве в 1631 году было 66690 человек. В июне 1631 года государь, посоветовавшись с отцом своим св. патриархом и поговоря с боярами, указал послать к Дорогобужу и Смоленску бояр и воевод князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского да князя Бориса Михайловича Лыкова. Когда этим воеводам сказана была служба, то они больше всего начали смотреть немецких полковников, Александра Лесли с товарищами, начальных людей их полков и немецких солдат, смотрели и к службе строили. Прошел почти год; в апреле 1632 года умер король Сигизмунд, наступило междуцарствие в Польше, избирательный сейм, смуты; надобно было пользоваться временем, но вот в апреле же бил челом великим государям князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский на боярина князя Бориса Михайловича Лыкова: «Князь Борис Михайлович с ним, князем Дмитрием, в товарищах быть не хочет, говорит, будто им, князем Дмитрием, люди владеют, и обычай у него тяжел, и что он, Лыков, перед князем Дмитрием стар, служит государю сорок лет, лет с тридцать ходит своим набатом, а не за чужим набатом и не в товарищах».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Успенский жен. мон-рь в Орше. Гравюра А. Б. Шлипера по фотографии Останковича. Кон. XIX в. Успенский жен. мон-рь в Орше. Гравюра А. Б. Шлипера по фотографии Останковича. Кон. XIX в. (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь). Основан в 1631 г. по инициативе кнг. Анны Богдановны Огинской, вдовы брацлавского подкормия Вильгельма Стеткевича († 1616). Она была матерью мстиславского подкормия пана Богдана Стеткевича-Заверского († 1651). В строительстве общежительной обители помогали сыновья фундатора - Богдан и Ян. О. У. м., как и оршанский Кутеинский в честь Богоявления мужской монастырь , возник на окраине г. Орши, но на противоположном от него берегу р. Кутеинки - на возвышенном месте у леса. Новая обитель пользовалась поддержкой и покровительством Могилёвского правосл. братства. Первой игуменией О. У. м. стала происходившая из видного шляхетского рода инокиня Евфросиния Киркор (1631-1635), «за просьбою всих стариц и сестр», которые «промовали есьмо ее и постановили». Тогда же произошло освящение главного престола деревянного монастырского собора в честь Успения Пресв. Богородицы. О. У. м. 29 сент. 1631 г. получил от Огинской и ее сына, ошмянского хорунжего Я. В. Стеткевича-Заверского (1601-1634), жалованную грамоту («фундушный лист») на ряд владений. Обитель получала имение-фольварк Свистолки, Тишино и Вораксино, его земли «с людьми в нем оселыми под местом Оршою, в повете Оршанском лежачое», а также полторы Поддубские волоки, к-рые все вместе ранее пан В. Стеткевич купил у наследников витебского подкормия пана Каспера Швейковского (Швыйковского). Эти владения передавались монахиням навечно, но с условием строительства и расширения мон-ря («водлуг найлепшого баченья своего церков и монастыр будовать деревом, альбо муром муровать и розширять»).

http://pravenc.ru/text/2581589.html

Она издала на польском языке известные уже нам сочинения Мелетия Смотрицкого, которые он писал в защиту братства и всего православия. Издавала богослужебные книги, иные по нескольку раз, каковы: Псалтирь (в 1621 1623 1627 и 1631 г. Требник (1624 и 1628 г. Служебник (1624) , Полу-устав (1622) Новый Завет с Псалтирью (1623) Часослов с Псалтирью (1631) Издала учебные книги: Букварь (1621) и Грамматику (1629) Издала и книгу учительную — Беседы святого Макария Египетского. Эти Беседы в числе пятидесяти переведены были вновь с греческого языка на русский «працею и стараньем иноков общежительнаго монастыря церкви Святаго и Животворящаго Духа, в Вильни, року 1627» Братство имело и свою библиотеку на разных языках. К сожалению, много книг из этой библиотеки, греческих и латинских, восточных и западных богословов и разных историков, присвоил себе Мелетий Смотрицкий. Братство доверчиво высылало ему книги по его усиленной просьбе, когда он поселился в Дерманском монастыре. Мелетий, перешедши в унию, не захотел возвратить этих книг, несмотря на неоднократные напоминания и просьбы о том со стороны братства, равно как не возвратил и драгоценной архиерейской ризницы и других церковных вещей, взятых из Свято-Духовской обители, так что братство принуждено было начать против него иск, оценивая свои убытки в десять тысяч польских злотых . Львовское братство занималось преимущественно своими собственными делами, продолжая давнюю борьбу с местными латинянами. Много также озабочивала его постройка каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, тянувшаяся уже более тридцати лет среди разных препятствий и требовавшая великих издержек. Главными помощниками братству в этом деле были молдавские государи, в последнее время — Радул Михня и Мирон Барнавский. Благодаря особенно пожертвованиям последнего церковь наконец была совершенно окончена и в начале 1631 г. торжественно освящена Львовским епископом Иеремиею Тиссаровским, к общей радости братства и всего православного народа. На освящение церкви приезжал из Киева от митрополита Иова киево-печерский архимандрит Петр Могила, который оставался потом во Львове довольно долго и по данной уполномоченности от митрополита старался действовать для поддержания православия в Перемышльской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

Однако мон-рю принадлежали также деревни и угодья в Пошехонье, Костромском у., на реках Лежа, Киекса, Окольная Сухона и др. По сотной грамоте 1631 г., описывавшей вотчину мон-ря в Комельской и Обнорской волостях, обители принадлежали 143 поселения (включая пустоши), а также владения приписных Коптевой и Перцовой пустынь - 13 селений. По жалованной грамоте К. К. м. 1621 г. власти обители ежегодно получали от гос-ва 350 р. на приобретение необходимых братии товаров: «Велели им про монастырской годовой обиход купить по их росписи воску и ладану, и вина церковного, и фимьяну, и патоки, и на братью, и на слуг, и на служебников, и на всяких монастырских служебников сукон, и холстов, и обуви, и мереж на рыбную ловлю, и железа, и укладу, и лошадей, и коров, и рыбы, и всякие монастырские мелкие рухляди» (ИРИ. Ч. 4. С. 730-731). Большой интерес представляет корнилиевское с. Грязивицы, расположенное в 5 км к северу от мон-ря. В 1631 г., когда была составлена сотная грамота, в нем были 2 деревянные церкви - апостолов Петра и Павла с приделом прп. Корнилия Комельского и Рождества Христова. При храмах располагались строения «церковное, монастырское и приходных людей» и колокольня с колоколами. В селе насчитывалось 40 дворов: один монастырский, остальные крестьянские. Регулярно устраивались ярмарки. По воскресеньям съезжались крестьяне как из вотчины К. К. м., так и из др. мест. Мон-рь получал большой доход от торговли, поскольку, как отмечает сотная, все пошлины от торговли собирали монастырские служители и использовали на нужды обители: «В селе ж торг по воскресеньям, торгуют тутошние и приезжие крестьяня хлебом и всякими мелкими товары; а пошлины збирают на монастырь по государеве жаловалнои грамоте за приписью диака Семена Головина 129-го году». В 1631 г. в вотчине К. К. м. указаны 407 дворов, в которых жили 518 чел. Только крестьянское население вотчины составляло ок. 3150 чел. В церковных и монастырских дворах проживало ок. 190 чел., а 16 - в кельях при церквах. Т. о., общая численность населения вотчины К.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010