Под 1517 г. обитель упоминается в Устюжском летописном своде и памятниках позднейшего местного летописания в связи с чудесным истечением здесь 23 мая после литургии мира от икон «Воскресение Христово», «Патерик, на ней же писан рай на востоце» и от 7 клейм иконы «Пятидесятница» (ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. С. 54, 102, 108). Вид мон-ря с юго-запада. Слева — ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. 1653 г. Фотография. 70-е гг. XX в. Вид мон-ря с юго-запада. Слева — ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. 1653 г. Фотография. 70-е гг. XX в. Во 2-й редакции Устюжского летописца под 1619 г. помещены рассказы о явлении прп. Киприана Устюжского в 1616 или 1617 г. монастырскому сторожу новокрещеному И. Карымцу, под 1622 г. об исцелении монастырского слуги И. Александрова и 3 недатированных сообщения, предшествующие построению теплой каменной Введенской ц. и повествующие о явлениях преподобного келарю мон. Иосифу с требованием перенесения раки (Там же. С. 121-123). Еще 2 явления начальника обители тому же (?) Иосифу помещены под 1678 и 1679 гг. (Там же. С. 123). Рассказы явно восходят к записям, современным событиям. В Смутное время (нач. XVII в.) В. м. давал значительные денежные суммы московским царям и платил большие налоги, что опустошило монастырскую казну. В сотной книге 1630 г. среди монастырских построек упомянуты деревянные теплая Введенская ц. с трапезной и келарской, колокольня, 20 братских келий, 3 больничные кельи. 28 апр. 1636 г. сгорели Введенский храм, часовня, колокольня и кельи, остались лишь поварня, хлебня, погреба и сушила. В XVI-XVII вв. настоятели В. м. являлись представителями епархиального архиерея в Устюжском крае, осуществляли надзор за духовенством, имели право освящения новопостроенных храмов. Каменные храмы и др. постройки Каменное строительство в В. м. началось при архим. Игнатии (1642-1658). По благословенным грамотам Ростовских и Ярославских митрополитов Варлаама II (26 мая 1651) и Ионы (Сысоевича) (2 авг. 1653) иждивением устюжского купца Н.

http://pravenc.ru/text/150145.html

Вот это свидетельство. «…Иеромонах Григорий... в прешедших летех во 161 и 164 (1653 г.) патриаршествовавшу Никону, велии ратник и хулитель бяше... на сложение триех первых перстов в знамении крестном... на святеишия четыри патриархи, и на иныя благочиния церковная, яже вся гаждением гаждаше, и за то – а не за привязанность и привычку к двуперстию и другим именуемым старым обрядам – священническаго сана и чести лишися и клятве предадеся» 121 . Того же, то есть 1653 года, времени подобный иеромонаху Григорию мятежник обрядовер был со своими товарищами Боголеп «В те же времена бе некто старец в Кожоезерском монастыре, именем Боголеп Лвов, иже многи люди житием си соблажняше, и отцу духовному вящше десяти лет не исповедаше грехов своих, комканию же святому выше двадесяти лет не общася, ниже в церковь хождаше, обаче росколы и мятежи со прочими творяше» 122 . К сему припомним, братия, речь царя, часть которой мы привели несколько выше, раньше. Он сам собственными глазами вычитал из раскольничьих свитков такого рода проповедь : «...нынешняя Церковь несть Церковь, таины Божественныя не таины, крещение не крещение, архиереи не архиереи, писания лестна, учение неправедное, и вся скверна и не благочестна... мнози... заблудиша от Церкве в новопрозябшая сонмища, крещение отложиша, грехов своих иереом Божиим не исповедаша, таинам животворящим не причащахуся. Вкратце рекше, весма от Церкве и от Бога отчюждишася. О, злаго плода недобраго семене!» 123 . Итак, вот как неразумные ревнители мнимой старины показали себя частию в 1653 году по поводу указа Святейшего Патриарха Никона всем креститься троеперстно. Это оказательство, появившееся сначала в виде зародыша, и зародыша замечательного, впоследствии и очень скоро разрослось в большое древо раскола, по своей заразительности и ядовитости выдающееся и бросающееся в глаза. Имея все это в виду, внимательно и зорко следя за всем и зная непосредственно, воочию современное положение дела лучше и обширнее, чем сколько можем знать его мы из исторических документов, часть которых еще до сих пор не сохранилась, что делал или что продолжал делать Патриарх Никон ? Имея в виду прения раздорников по поводу троеперстия, Патриарх Никон после Собора, бывшего по делу книжного исправления в 1654 году, отправил послание с Мануилом греком к Паисию, Патриарху Константинопольскому, которого, между прочим, спрашивает: как слагать персты для крестного знамения? Паисий собирает Собор, соборне рассматривает послание Патриарха Никона и соборне отвечает ему между ответами на другие вопросы и на вопрос о перстосложении: «...мы вси имамы обычай древний по преданию покланятися, имуще первыя персты совокупленны вкупе, во образ святыя Троици...» 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Большое внимание М. уделял внешней стороне церковного благочестия. В рязанском Архангельском соборе были украшены гробницы великих князей и княгинь. В 1653 г. по указу М. в целях расширения архиерейского двора была сделана каменная пристройка к старому княжескому дворцу с зап. стороны, а на 2-м этаже в 1653-1655 гг. устроена ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вскоре М. приписал к архиерейскому дому пустующую дворовую площадь, по той причине, что ему «близ алтаря Соборные и Ивана Предтечи церкви быти не пригоже и от архиепископьев хором зазорно» ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 74). В Москве на ул. Лубянка по распоряжению М. было построено каменное подворье рязанского архиерея с церковью и домовыми службами. В 1654 г. по его заказу в Москве золотых дел мастером Баженом Ивановым была изготовлена серебряная с позолотой водосвятная чаша весом 30 фунтов. На позолоту М. приказал использовать золотую печать, считавшуюся принадлежавшей монг. хану Батыю, приложенную архиепископом к древнему образу ап. Иоанна Богослова в Иоанно-Богословском мон-ре. Основным направлением деятельности М. было миссионерство. Он не только вел борьбу с распространенными в народе языческими верованиями и обрядами, но и выходил на открытую проповедь среди нехрист. населения края (мордва, татары). Вероятно, задача христианизации края была поставлена перед М. патриархом Никоном сразу по поставлении ( Филарет (Гумилевский). История РЦ. 1853. С. 88), и он ревностно ее выполнял. М. заботился о новообращенных («новокрещеных»): когда в 1652 г. в Рязанскую епархию выехали 170 семей крещеных черкес, он построил им церковь. В 1652 г. усманские казаки и стрельцы сообщили об угоне их жен в татар. плен, и М. добился для них от патриарха разрешения на вступление в повторный брак. На протяжении 1652-1655 гг. М. направлял миссии в районы епархии, где население было преимущественно нехристианским. В 1653-1655 гг. М. неск. раз выезжал с миссией сам. Успехи в деле крещения мордвы и татар были велики: М. удалось склонить к принятию христианства сибирского и касимовского царевичей. По его собственному свидетельству, крещение приняли более 4,2 тыс. жителей края в Шацком, Касимовском и Тамбовском уездах.

http://pravenc.ru/text/2563366.html

В новгородских сочинениях Никона можно выделить два типа повествования: один ориентирован на документализм, другой связан с проповеднической традицией. Московский период (1653 – 1656 гг.) Сохранилось шесть писем патриарха Никона к царю, написанных в 1653 – 1656 гг.: 1) о пребывании Никона во Владимире; 2) о явлении огненного столпа в Иверском монастыре; 3) о проезде Никона ночью через Можайск, 4) о прибытии Никона в Москву; 5) об отдаче на поруки Романа Боборыкина; 6) о кончине старца Савватия. Известно также, что в 1655 г., когда шла война с Польшей, патриарх Никон дважды писал царю о благодатной силе и помощи креста: 25 июня «о кресте на победу и на погибель королю полскому и всем врагом» 76 и 19 июля, когда, напоминая о помощи животворящего креста, давал царю совет об отношении к великому гетману литовскому Я. Радзивиллу, предавшемуся в подданство шведскому королю 77 . Но эти письма Никона до нас не дошли. Все сохранившиеся послания опубликованы в XIX в.: сначала среди писем русских государей 78 , затем архимандритом Аполлосом (Алексеевским) в качестве документального приложения к жизнеописанию патриарха Никона 79 . Письмо Никона о возвращении в Москву после морового поветрия издано Ф. Буслаевым 80 , а недавно опубликована фотокопия этой грамоты-автографа патриарха Никона 81 . Изданные в XIX в. тексты сверены мной с оригиналами, которые сегодня хранятся в РГАДА, в собрании Царских подлинных писем (РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 383 – 388). В процессе сверки обнаружены многочисленные неточности в передаче текста источника, поэтому письма патриарха Никона к царю мной вновь издаются по рукописям РГАДА (см. Приложение 3). Послания 1653 – 1656 гг. патриарх Никон составлял в дороге, во время походов по монастырям: Никон писал царю из Можайска, Владимира, села Чашникова, из Иверского монастыря и по возвращении в Москву. Именно поэтому исследуемые письма интересны в плане изучения динамики личных взаимоотношений царя и патриарха. Все письма имеют небольшой объем, разнообразны по тематике и форме, различны по степени эмоциональной выразительности и проявления авторского «я», поэтому эти сочинения Никона представляют интерес для характеристики патриарха Никона как автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

< После божественыя литоргии> Примечания «По сему вас и познают, яко Мои ученицы, аще в любви пребудяте»... – Ср.: Ин. 13:35 . ...«аще заповеди Моя соблюдете»... – Ср.: Ин. 15:10 . ...великой княгине Марии Ильичне... – Мария Ильинична Милославская (1625 – 03.03.1669) – царица, первая жена царя Алексея Михайловича. Повенчана с царем 16 января 1648 г. Родила 13 детей, из которых трое умерли при ее жизни. ...государыням благоверным царевнам. – В 1653 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны было две дочери – Евдокия (родилась в феврале 1650 г.) и Марфа (родилась в августе 1652 г.); царевич Дмитрий, родившийся в октябре 1649 г., скончался в двухлетнем возрасте, в октябре 1651 г. ...Стефан поп... – Возможно, это первый игумен Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, назначенный патриархом Никоном в 1656 г. – Леонид 1876, 9, 126. а На обороте столбца запись об адресате Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати. Б Далее в ркп. зачеркнуто о разстоя. В В ркп. слово испр. из какого-то другого, неразборчиво. Г Далее в ркп. зачеркнуто какое-то слово, неразборчиво. Д Далее в ркп. оторвана бумага. Примечания а На обороте столбца две пометы: запись об адресате К великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии и запись о курьере Отпущен февраля в 27-й де[нь] в час 3 дня. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати. Б-В В ркп. слова между строк. В Испр. мной, в ркп. почол. Г Испр. мной, в ркп. На. Д В ркп. слово между строк. е Далее в ркп. оторвана бумага. ж Испр. мной, в ркп. на. 3 Испр. по А, в ркп. те. Л. 1 ...в новой монастырь Пресвятыя Богородицы Иверския и святаго священномученика и исповедника Филиппа митрополита... – Иверский Валдайский монастырь основан патриархом Никоном в 1653 г. По «Слову благополезну» о создании Иверского монастыря, вошедшему в состав изданного в монастырской типографии сборника «Рай мысленный», 3 июля 1653 г. «на память пренесения мощей иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа митрополита», будучи на всенощной службе в Успенском соборе, патриарх Никон принял окончательное решение о строительстве монастыря на Валдае, на месте, мимо которого новгородским митрополитом он ездил к Москве – Никон 1658 – 1659, 52, 53 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К концу 16 ст. общий состав разнаго рода строений, находящихся при архиерейском доме, по выписи Рязанских писцов, данной в 1598 году архиеп. Митрофану, был следующий: «в городе Переславле Рязанском двор Архиепископа Митрофана, а на дворе церковь каменна благовернаго князя Владимира, да Ивана Предтечи Усекновение честныя его главы каменная ж с трапезою, да двор конюшенной, да житничный; да против оных сад». Но в пожар, случивший 3 сентября 1647 г., когда, по записи, сохранившейся на синодике Спасскаго монастыря, «город Переславль сгорел и монастыри и все церкви и мирския все церкви и торговые ряды, все лавки и дворы все сгорели, в то же время сгорел и двор Архиепископа Моисея». Ныне существующий Архиерейский дом начат постройкою Архиепископом Мисаилом, вступившем на Рязанскую кафедру в 1651 г. Из расходных книг и других бумаг видно, что в 1653, 54 и 55 гг. «Архиепископ Мисаил в Архиерей рязанском дворе строил каменные палаты в длину 32 сажени, поперек 6 сажен с половиною 3-харшинных; на верху тех палат церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (что ныне старая крестовая), с трапезою. Подрятчиком был с Москвы каменных дел подмастерье Юрья Карнильев сын Яршов, Заягужской слободы теглец; на основании ж, где быть каменный новой Предтечинской церкви и кельям и службам, 160 (1652) года июля с 7 числа до 20 сентября 161 (1653) года за прошлые недели, как архиепископ поехал к Москве в другой раз, Архангельской священник Иван с дьяконом, по указу архиепископию, пели молебны, и по стенам, по всему основанию кропили святою водою, а от молебна давано им по 8 денег из домовой казны. А как за прошлые все недели молебны выпели, велено петь оные и впредь по воскресным по всем дням и водою святою также кропить; апреля ж 26 161 (1653) года на основании Предтечинской церкви пели молебен с соборными и приходские попы и дьяконы». Из описи церквам соборным 7160 (1652) г. видно, что преемником Мисаила, первым митрополитом Рязанским, Иларионом в 1658 г. «среди архиерейскаго» дома построены каменные покои (что ныне называются, по замечанию составителей Достопамятностей Рязанских, экономскими) в длину 12, поперек 6 саж.; да от Архангельския церкви каменные палаты, где были духовный и казенный приказы, с сеньми и чуланами наверху.

http://sobory.ru/article/?object=20392

В том же 161 (1653) году, в феврале, в обитель Преподобного Сергия привели крестьянина троицкой вотчины, села Выпукова, по имени Кирилл и содержали его в оковах, потому что он был совсем безумным; приходилось крепко держать его, чтобы он не повредил себя и других людей. Его приводили к мощам чудотворца, Преподобного Сергия, и через две недели он, по молитвам святого, выздоровел, и разум вернулся к нему, как будто он ничем не страдал. Он рассказал, что все бывшее с ним случилось от большой и безрассудной печали: жена у него, сказал он, умерла, а дети болели, и потому он сошел с ума. Ныне же, по молитвам святого, разум вернулся к нему, и он пошел домой, благодаря Бога. 55. Об исцелении немого по молитвам святого В 161 (1653) году, 7 марта, в обитель Святой Троицы и к чудотворцу Сергию пришел помолиться иерей села Лыскова Нижегородского уезда по имени Иаков и после молебна поведал следующее. «Я, – сказал он, – дал обет помолиться Преподобному чудотворцу Сергию в обители его, но почему-то замедлил с исполнением обета и не поехал в обитель. После того сын мой Михаил, еще очень маленький, вышел на улицу поиграть, что обычно для детей, и его ударили по голове так, что мальчик заболел и долгое время оставался немым. Наконец я, – рассказывал священник, – вспомнил о своем обете и решил без всякого сомнения идти в обитель к Преподобному Сергию, причем с детьми, чтобы не было хуже. И в тот же час сын мой исцелился, немота его прошла, и он стал разговаривать, как прежде». И священник отправился в путь свой, благодаря Бога и Преподобного Сергия. В 161 (1653) году из вотчины Троице-Сергиева монастыря, села Пирова городища Владимирского уезда, писал к нам приказчик Алексей Ефремов о чудесах Преподобного Сергия, происшедших от его чудотворного образа. 56. Об исцелении глазной болезни по молитвам святого В Сергиеву вотчину, село Пирово городище, к чудотворному образу пришла помолиться женщина по имени Христина, из деревни Тарханово Зарецкого стана Вязниковской государевой волости, и после молебна она поведала о своей болезни следующее. «Я была слепой семь лет, – сказала она, – и мысленно дала обет: пойти к чудотворному образу и отпеть молебен». И, по ее словам, в это время, по молитвам Преподобного Сергия, Божией милостью, глазная болезнь прошла, она выздоровела и теперь, благодаря Бога и Преподобного Сергия, прибрела помолиться Преподобному и поклониться чудотворному образу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Еще же и нам обещаваюся, внегда позватися отцу моему и всему собору, без всякого слова приходили на собор. Еще же и на том обещаваюся, хотя мя князя держали, или боляре, или множество народа, не ослушатимися повеления отца моего и всего священнаго собора, и еже по них бывающих святейших патриархов. Еще же и на том обещаваюся, не хотети ми приимати иного патриарха, развее святыя восточных церкви греческаго закона по божественным священным апостолским правилом и по святых вселенских седми соборов... Что же сохранили? Ничтоже! Во всем солгали!» – Никон 1982, 213. И далее, в подтверждение того, что русские митрополиты и епископы нарушили даваемое ими при поставлении обещание, Никон делает выписки из книги Кормчей: 11-е и 12-е правила с толкованиями Антиохийского собора (ср: Кормчая 1653, 67; 67 – 67 об.), 8-е правило и правило 9-е с толкованием поместного Сардикийского собора (ср.: Кормчая 1653, 111; 111 – 111 об.), 104-е и 106-е правила с толкованиями Карфагенского собора (ср.: Кормчая 1653, 159; 159 – 159 об.) – Никон 1982, 214 – 217. 714 Примечательно, что до того, как была составлена «записка», т. е. в 1658 – 1659 гг., в переписке с царем Никон именует себя «бывшим патриархом». В июне 1658 г., в первой челобитной из Воскресенского монастыря, он пишет: «Многогрешный богомолец ваш, смиренный Никон, бывший патриарх...» 1, л. 33); в июле 1659 г.: «Богомолец ваш, смиреный, грешный Никон, бывший патриарх.. » л.31). После 1659 г. в титулатуре Никона закрепляется формула «богомолец ваш, смиренный Никон, Божиею милостию патриарх». Представление Никона об особой харизме патриарха, следовательно, специально подчеркивалось в его переписке с царем со второй половины 1659 г., когда царь Алексей Михайлович проявил намерение провести соборные заседания с участием русских митрополитов, епископов и прочего духовенства по вопросу об оставлении Никоном патриаршего престола: о своем решении царь открыто объявил в январе 1660 г. – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. I, л. 83а – 89; Гиббенет 1, 66 – 67. 15 января 1660 г. боярин Н.А. Зюзин сообщил патриарху Никону о предстоящем Соборе – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140, ч. 3, л. 123 – 124; Гиббенет I, 51. В письмах из Ферапонтова монастыря Никон с неизменным постоянством именует себя «богомольцем... государевым, смиренным Никоном, милостию Божиею патриархом» (см.: I, л. 14; л. 54; л. 57; л. 59а; л. 185а; л. 194; л. 156; л. 268; 10, л. 118а; л. 14; 12, л. 26; л. 12; л. 43; л. 97; л. 101; л. 119а; л. 121а; л. 149а; л. 187а; л. 170а; л. 198; л. 8; л. 154; л. 160; л. 181; л. 191; л. 193; л. 201; л. 203; л. 214; л. 225; л. 229; л. 238). Лишь три раза Никон не называет себя патриархом, а только «смиреным» л. 175) и «богомольцем» л. 167; л. 167а); один раз именует себя «нищим богомольцем... патриархом» л. 237).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За неделю до наступления Великого Поста в 1653 г., то есть между 20 и 27 февраля, патриарх рассылает по московским приходам " память», чтобы во время чтения молитвы Ефрема Сирина делать отныне только четыре земных поклона и двенадцать поясных. Кроме того, предписывалось креститься тремя перстами вместо двух. Это было первое предвещание дальнейших изменений в книгах и обрядах. «Память» произвела ужасное впечатление на духовенство, особенно на членов кружка «ревнителей благочестия».»Мы же, задумавшись, – пишет Аввакум, – сошедшося между собой: зима хощет быти; сердце озябло, и ноги задрожали«. Тот церковный устав, который они так любили, и для благолепия которого они так старались, по которому они так благоговейно и горячо молились, вдруг нарушался ничем не мотивированным и единоличным распоряжением патриарха. Сначала протопопы колебались, Неронов, как глава движения, больше, чем другие. Решив найти ответ в молитве, он отправился на первую неделю поста в Чудов монастырь и во время молитвы услыхал»глас от образа Спаса: Иоанн, дерзай и не убойся смерти. Подобает тебе укрепить царя о имени Моем, да не пострадает здесь Русия». Вернувшись, о. Иван рассказал друзьям о видении, и в эту вторую неделю поста, 13 марта 1653 г., родилась старообрядческая оппозиция. Протопопы Аввакум, помощник Неронова, и Даниил Костромской, собрав из книг выписки о перстосложении и о поклонах, подали царю челобитную. Никон было уступил, так как сам царь был против трехперстного крестного знамения, но уже в мае того же года ввел новые перемены в Кормчей книге. Вслед за тем, видимо, тяготясь своими бывшими друзьями, он решается разгромить оппозицию. Под предлогом " неуважения икон» он отдает летом 1653 г. под суд протопопа Лонгина. О. Иван Неронов заступается, но подвергается аресту, избиению и заточению в монастырь, а 12 августа лишается священнического сана. Затем его ссылают в Спасо-Каменный монастырь у Вологды. Лонгин и Даниил тоже расстрижены и ссылаются в Муром и Астрахань; Аввакум – в Сибирь, где он и остается 10 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

О постройке Иверского монастыря Патриарх Никон говорит: «В лето 7161-е (1653)... аз смиренный Никон... сотворил обитель на ползу себе и хотящим спастися. И много ми о сем помышляющу, како бы и где место обрести. Ово о себе ово от людей поучаяся... Внезапу прийде ми в мысль... о единем месте... егда бывшу ми в Великом Нове Городе митрополитом и преходя... к Москве минуючи видети Великое озеро при пути именуемо Валдай и на нем острови мнози... Мне же показовашеся, яко годно на таковом месте монастырю быти к сожительству чернеческому... Государь... с радостию обеща ми то место дати и со окрестными того места сел и веси» 17 . Уже в октябре 1653 года были готовы к освящению две деревянные церкви: соборная холодная в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и теплая с трапезной – во имя святителя Филиппа 18 . Святейший Никон любил это место и часто повторял: «На небеси рай, на земли Валдай», и прилагал всевозможные усилия, чтобы не только красота созидаемая восхищала паломников, но чтобы она сливалась своей метафизической сущностью с от века сотворенным. Царская грамота от 6 мая 1654 года утверждала на вечные времена за Иверским монастырем как само озеро Валдайское с лежащими на нем островами, так и все села, рядки, деревни и пустоши, пожалованные к монастырю 8 декабря 1653 года, «в прославление той обители и на пропитание живущим и хотящим в ней жити иноком», а также именовала озеро Валдайское Святым озером, село Валдай – Богородицыным, а сам монастырь – Иверским Святоозерским 19 , что Патриарх неоднократно подтверждал в своих грамотах. Освящалось это место и молитвенным заступничеством святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, мощи которых при своем первом посещении вложил в монастырь Святейший Патриарх Никон 20 , и пришедшими Промыслом Божиим мощами святого Иакова Боровичского, но отдано было в заступление Пречистой Богородице под чудотворный Ее образ «Иверский». Икона была написана в Иверской обители на Святой Горе Афонской для русского Иверского Валдайского монастыря по заказу Святейшего Патриарха Никона . Как и сам образ, список иконы был засвидетельствован многими чудотворениями. На эту икону Патриархом Никоном была сделана драгоценная золотая риза. В книге «Рай мысленный» Патриарх пишет: «Та же аз пришед поставих и икону чудотворную Пречистыя Богородицы Иверския. Всю златом истинным и камением драгим многоценным обложенну: четыредесяти четыре тысящи рублей драгость имущу (кроме благодати осеняющей от нея, ей бо несть сравнения нигдеже)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010