Пролог, в нем три месяца - декабрь, генварь, февраль. Пролог, в нем три месяца - июнь, июль, август, все писменые в полдесть, ветхи… Треодь постная писменая в десть, ветха; Минеи месечные сентябрь, октябрь, ноябрь, генварь, февраль, май, июнь, июль и август, все писменые, в полдесть, ветхи… Два Шестоднева писменыя ветхи…, в полдесть. Месяц октябрь, писменой, ветх, в полдесть. Книга Николино житие в полдесть, печатная. Книга о умерении церкви, в полдесть, печатная» (НБ Саратовского ГУ. 418а. Л. 19 об.- 20). К 1934 г. в б-ке И. А. Шляпкина имелись также приходо-расходные книги казначея старца Иустина 1683-1688 гг. ( Перетц В. Н. Описание рукописей проф. И. А. Шляпкина, принесенного в дар владельцем Саратовскому гос. ун-ту//АЕ за 1959 г. М., 1960. Прил. С. 384). Их совр. местонахождение неизвестно (Описание с публикацией рассказа об ограблении мон-ря в 1684 г. см: Там же. С. 384-385). Настоятели и братия Среди настоятелей И. Б. м., упоминавшихся в грамотах и др. древних актах, известны игумены Афанасий I (1533, 1553), Иов (1562), Неофит (1567), Нифонт I (1574), Пимен (1588), Матфей I (1606, 1607), Досифей (1620, 1621), Иона (1623), Михаил (1625), Мисаил (1629), Авраамий I (1630, 1631, 1633, 1635), Макарий (1637), Тихон I (1643, 1644), Сергий (Ремизов) (1649, 1651, 1653), Авраамий II (1653, 1658). В 1669-1777 гг. обителью управляли настоятели в сане архимандритов. В 1692 г. патриарх Московский и всея Руси Адриан грамотой благословил архим. Антонию и последующим настоятелям совершать священнослужения в среброкованой митре. В 1761 г. в И. Б. м. проживали архим. Нифонт, 12 иеромонахов, 4 иеродиакона, 8 монахов, диакон, 20 послушников и различных лиц. Управлявший И. Б. м. в 1762-1763 гг. архим. Феодосий (Михайловский) 24 сент. 1763 г. был хиротонисан во епископа Коломенского; управлявший в 1767-1769 гг. Афанасий (Иванов) 12 нояб. 1788 г. был хиротонисан во епископа Коломенского; управлявший в 1824-1825 гг. игум. Илиодор (Чистяков) 13 марта 1832 г. был хиротонисан во епископа Курского; управлявший в 1825-1828 гг.

http://pravenc.ru/text/471597.html

По своей архитектуре Воскресенский собор представляет собой кубический бесстолпный храм, перекрытый сомкнутым сводом. Основной объем завершают два ряда полукруглых кокошников «вперебежку», гармонирующих с такими же в основаниях постаментов пяти глав собора. Узкие пояски из небольших арочек выложены по верху барабанов, окошки которых имеют фигурные обрамления. Остальное убранство церкви очень сдержано: гладь стен прорезают выступающие пилястры, а под рядами кокошников проходит зубчатый карниз. Из наличников окон сейчас сохранились только некоторые. Так же выдержан и декор шатровой колокольни. К колоколам ведет лестница, выложенная в толще южной стены паперти Очень похоже, но еще более скромно – без кокошников под главками – решена и Богоявленская церковь. Исследователи уже обращали внимание на некоторое сходство обоих храмов с московскими церквями второй половины XVII века При этом упоминались церкви Николы в Пыжах (1670-1672 годы), Святой Троицы в Останкино (1677-1683 годы) и Святой Троицы (преп. Сергия) в Пушкарях (1653-1689 годы). Из них хронологически образцом для Воскресенского собора мог, как мы видим, послужить только последний. К нему можно еще прибавить храмы св. Георгия в Яндове (1653 год) и свт. Николая на Берсеневке (1656 год). Особенно много общего у собора с храмами в Пушкарях и на Берсеневке. Возможно, что мастер «Гаврило Антипьев сын Антоновский» был знаком с московским зодчеством и отчасти находился под его влиянием. Те же предпочтения он передал и своему сыну – Давиду. Тем не менее, следует обратить внимание, что отдельные мотивы, использованные для украшения церквей Воскресенского монастыря, встречаются на Костромской земле уже в середине XVII века. Так, три ряда полуциркульных кокошников «вперебежку», обрамленных бусами, завершали четверик Троицкой церкви в Костроме (они хорошо видны на фотографии С.М. Прокудина-Горского 1910 года), 1645-1650 годов (разрушена в 1935 году). В эти же годы и в более ранний период в Костроме и других крупных городах волжского ареала встречаются трехлопастные завершения храмовых объемов в виде полукруглых кокошников. Как примеры можно привести Троицкий собор Ипатьевского монастыря (1650-1652 годы), построенный по образцу Успенского собора 1642 года в Ярославле, и церковь Воскресения на Дебре (около 1652 года) в Костроме. Кроме этого, нужно упомянуть собор Михаила Архангела 1631 года (мастера - Лаврентий Семенов сын Возоулин и Антипа Константинов), соборы Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре (1649 год) и Вознесения Господня в Вознесенском Печерском монастыре (1630-1632 годы), церковь Жен Мироносиц (1649 год) в Нижнем Новгороде. В каждом из этих центов данный элемент имел свои характерные особенности.

http://sobory.ru/article/?object=05171

Из того, что рязанская кормчая была принята за образец при печатном издании кормчей книги, объясняется далее и то обстоятельство, что текст канонов в печатной кормчей не полный, а сокращенный, с толкованиями по преимуществу Аристина, как это было в рукописных кормчих рязанской фамилии, причем производилось сличение многих рукописей между собой 969 . Печатание кормчей было начато 7 ноября 1649 г. при патриархе Иосифе и в следующем 1650 г. было окончено. Но разосланы были отпечатанные экземпляры кормчей книги по церквам для церковного употребления не раньше как в 1653 г. при патриархе Никоне , который притом счел нужными пересмотреть отпечатанную при его предшественнике кормчую и сделать в ней некоторые исправления, даже уничтожить некоторые листы 970 . С издания 1653 г. кормчая книга была несколько раз перепечатываема в Москве 971 . Позднейшие издания отличаются от издания 1653 г. тем, что патриархи александрийские Тимофей и Феофил не называются святыми, и опущена целая глава (47-я), содержавшая в себе полемический трактат Никиты мниха против латынян «о опресноцех» 972 . Кормчая книга разделена на две части, из которых в первой находится 41 глава, во второй 29; всего, следовательно, в печатной кормчей 70 глав. Вообще говоря, к первой части отнесены каноны, во вторую вошли законы византийских императоров и некоторые другие статьи. Кроме того, вначале кормчей находится несколько вводных статей, а в конце ее две заключительные статьи. Вначале печатной кормчей помещены следующие сказания: о причинах разрыва между четырьмя восточными патриархами и римским папой, о крещении Руси при Ольге и Владимире, об учреждении патриаршества в России при царе Феодоре Ивановиче и о поставлении в патриархи Филарета Никитича Романова, отца царя Михаила Феодоровича; затем следуют два сказания о соборах, в которых излагаются исторические сведения о соборах, где и когда какой собор составлялся, – в одном сказании говорится только о семи вселенских соборах, в другом о шестнадцати соборах, т. е, о семи вселенских и девяти поместных 973 , в хронологическом порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

67 В самом начале сентября 1653 г. Сибирский приказ был извещен об указе Никона сослать Аввакума с женою и детьми «в Сибирской город на Лену». 16 сентября в Сибирском приказе была изготовлена указная грамота архиепис­копу Сибирскому Симеону об отправке Аввакума в его распоряжение. Судя по всему, отъезд Аввакума с семьей состоялся вскоре после 17 сентября, так как этим числом датируется роспись имен провожатых стрельцов, присланных из Стрелецкого приказа в Сибирский приказ для конвоирования ссыльных. Прото­попицу, стало быть, повезли по сибирскому этапу еще не оправившейся от родов, ведь 8 сентября у нее родился третий сын, Корнилий: на допросе 15 сен­тября 1653 г. Аввакум показал, что у него в то время было четверо детей – дочь Агриппина, восьми лет, сыновья Иван, девяти лет, Прокопий, пяти лет, и Корнилий, восьми дней. В проезжей грамоте, выданной конвойным, были перечи­слены основные этапы маршрута их следования: Переяславль-Залесский, Яро­славль, Вологда, Тотьма, Устюг Великий, Соль Вычегодская, Кайгород, Соль Камская, сибирские города – Верхотурье, Туринский острог, Тюмень. 68 Поскольку в приказных документах 1655 г. Аввакум называется тобольским Вознесенским протопопом, то ясно, что архиепископ Симеон поставил Авваку­ма протопопом Вознесенского собора в Тобольске. Указная грамота Сибирско­го приказа от 16 сентября 1653 г., вручавшая ссыльного Аввакума Сибирскому архиепископу, сообщала, что «священство у него, Аввакума, не отнято», и пред­писывала архиепископу Симеону по прибытии Аввакума велеть ему «в Сиби­ри – в Тобольску или где в ыном граде – быти у церкви». По сохранившимся документам известно, что Симеон доверительно относился к Аввакуму, Возне­сенскому протопопу, и поручал ему в ту пору важные епархиальные дела: в мае 1655 г. Аввакум ездил от Тобольского архиерейского дома разбирать спорное дело по поводу беглых монастырских крестьян между приказчиком Киргинской слободы и строителем Исетской пустыни Далматом. Впоследствии Исетская пустынь превратилась в заметный центр старообрядчества в Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

В июле 1653 г. состоялся Собор против муромского протопопа Логгина , на к-ром Иоанн Неронов хулил патриарха и собравшееся духовенство. В авг.- сент. 1653 г. в ссылки были отправлены Неронов, Аввакум, Логгин. Кружок ревнителей распался. С 27 февр. по 2 мая 1654 г. в царских палатах в присутствии царя заседал первый церковный Собор по вопросам богослужебной реформы. В соборной речи Н. перечислил искажения древних обрядов в рус. богослужебной практике, ссылаясь на новопереведенную с греч. языка грамоту К-польского Собора 1593 г. об учреждении в России Патриаршества. Собор постановил привести богослужение в соответствие с древней рус. традицией и греч. образцами - «противу старых харатейных и греческих» книг и рукописей. Коломенский еп. Павел высказал несогласие с некоторыми решениями Собора. Вскоре он был лишен кафедры, сослан в Палеостровский монастырь и в 1656 г. умер. С целью закупки греческих и славянских книг, необходимых для реформы, на Афон и на Восток в 1653 г. был послан мон. Арсений (Суханов) . В марте 1655 г. состоялся новый Собор с участием Антиохийского патриарха Макария III и Печского патриарха сщмч. Гавриила I (Раича) , на котором было провозглашено начало сличения греч. печатных книг и рукописей с древними слав. харатейными и совр. печатными книгами. Собор одобрил текст 1-й правленной книги - Служебника и исправленный текст Символа веры. В том же году Служебник был напечатан и введен для всеобщего употребления в Русской Церкви. В Патриаршество Н. (до оставления им кафедры) Служебник был неоднократно исправлен и издан: в 1655, 1656, 1657 (дважды) и 1658 (дважды) гг. В 1656-1658 гг. Печатный двор также выпустил исправленные Триодь Постную (1656), Часослов (1656), Ирмологий (1657), Следованную Псалтирь (1658), Евангелие напрестольное и Апостол (1657), Требник (1658). По подсчетам Н. И. Сазоновой, в Требник и Часослов было внесено в общей сложности более 3 тыс. изменений, текст серьезно сокращался и дополнялся, из него удаляли целые чины ( Сазонова. 2008. С. 39-71). Значительная часть правки была связана с последовательным насаждением в текстах норм «Грамматики» Мелетия (Смотрицкого) (подробнее см. в ст. Книжная справа ). Наиболее острую реакцию противников реформы вызвали следующие изменения: написание имени Спасителя Iucyc (вместо Icyc), 4-конечный крест вместо 8-конечного, троеперстное крестное знамение, изменение числа просфор на проскомидии и начертания печати на просфорах, трегубая аллилуия, хождение против солнца, а не посолонь и др . В Неделю Торжества Православия (24 февр.) в 1656 г. во время богослужения в московском Успенском соборе патриархи Антиохийский Макарий, Сербский Гавриил и митр. Никейский Григорий провозгласили анафему приверженцам двоеперстия .

http://pravenc.ru/text/Никон ...

К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др. Из Боровичского мон-ря в Иверский собор В. м. крестным ходом во главе с Новгородским митр. Макарием были перенесены мощи св. прав. Иакова Боровичского . Одновременно Патриарх послал в обитель в сопровождении новгородского духовенства 4 ковчега с частицами мощей Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. У Едрова яма обе процессии со святынями встретились и 24 февр. 1654 г. крестным ходом во главе с митр. Макарием вошли в обитель. Патриарх, посетивший В. м. 26 февр. 1654 г., переложил мощи св. Иакова в новую позолоченную раку. По местному преданию, Патриарх освятил озеро погружением в воду креста. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон рассказывает о бывшем в эти дни над мон-рем знамении в виде огненного столпа. Грамотой царя 6 мая 1654 г. посад Валдайский был переименован в с. Богородицкое, Валдайское оз. названо Святым, а мон-рь - Святоозерским Иверским. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. В февр. 1654 г. Патриарх Никон также избрал и освятил место для постройки каменного собора, возведение к-рого началось весной 1655 г., строительными работами руководил калязинский мастер Аверкий Мокеев. Патриарх указывал валдайскому архим.

http://pravenc.ru/text/153903.html

The coming of the Portuguese marked a distinct change in the history of Christian­ity in India. When the Portuguese pene­trated into the interiors of Kerala and came across the churches of the St. Thomas Christians, they realized that these indige­nous faithful did not recognize ecclesiastical allegiance to Rome, and were very different from them in terms of church traditions. After learning more about their theology they found that the Indian Christians were East Syrian in origin and thus “Nestorian,” according to their reckoning. The Portu­guese missionaries were eager to bring the Indian Church into communion with Rome. In 1599 at the Synod of Diamper the assembly of representatives from the churches was compelled to give up its con­nection with the Oriental Orthodox Churches and brought under the authority of Rome. Until 1653 three Jesuit bishops effectively ruled over the church in India, executing the decrees of the Diamper Synod and thus forcing the church to become Eastern Rite Catholic. The majority of Thomas Christians soon reacted antagonistically to this situation, though a large minority remained in com­munion with Rome. They took a collective oath at the Coonen Cross in Mattancherry in 1653, resolving to preserve the faith and autonomy of their church and to elect its head themselves. The leaders of the Indian Church assembled at Edapally, where four councilors (Parambil Chandy, Kadavil Chandy, Vengoor Gheevarghese, and Anjilimoottil Itty Thoman) were appointed senior agents for church admin­istration. This was followed by a general meeting at Allangad on May 22, 1653 where Archdeacon Thomas was elevated as a bishop with the title “Mar Thoma” by the laying on of hands by twelve senior priests of the Church of St. Thomas. After the Dutch captured Cochin, ending Portu­guese rule in 1663, at the request of the Thomas Christians the Syrian Orthodox bishop, Mar Gregorios of Jerusalem, came to India in 1664 to confirm the episcopal consecration of Mar Thoma I as the head of the Orthodox Church in India. Thus began the formal relationship of the Malankara Church in India with the Syrian Orthodox Church which continues to the present.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

сделался январем следующего, по нашему нынешнему счислению, нового 1654 года от Рождества Христова. Принимая все это во внимание, следует рукописное сказание XVIII в. Об иконе Спасителя исправить в том смысле, что первое чудо от этой иконы свершилось не в 1654, а в 1653 году. Таким же именно образом следует исправить в рукописи и другие хронологические даты. В противном случае опять возникнет масса недоумений. В рукописи, напр., чудеса излагаются в таком порядке: в ноябре 7162 г. записано 4 чуда, в декабре 10 чудес, в январе – 1 чудо, в феврале – 4 чуда, в марте – 7 чудес, в апреле – 2 чуда, в мае – 1 чудо и в июне – 3 чуда. Все эти чудеса совершились в течение одного 7162 г. от сотворения мира, или, по нашему летосчислению, в период времени с ноября 1653 г. по июнь 1654г. Между тем, сибирский писатель XVIII в., впав однажды в ошибку, допустил подобные же ошибки и в дальнейших рассказах о чудесах от иконы Спасителя, считая январь 7162 г., вопреки всяким вычислениям, январем не 1654, а уже 1655 года, и утверждая, что все вообще, записанные им чудеса, совершились между ноябрем 1654 и июнем 1655 года. С содержанием этого рукописного сказания об иконе Спасителя читатели Тобольских Епархиальных Ведомостей отчасти знакомы. В 1883 г. прот. Скосырев поместил это сказание при своей статье о Тобольском кафедральном Софийско-Успенском соборе Но тогда это сказание, по независящим от прот. Скосырева обстоятельствам, было издано крайне неудовлетворительно. Во-первых, оно было помещено в примечании, как памятник, якобы не имеющий серьезного значения; во-вторых – оно было напечатано не в полном его виде, а с значительными сокращениями; из 32 чудес было изложено только 19; наконец, в-третьих – текст его на страницах Епархиальных Новостей тогда был значительно изменен против подлинника, отчасти передан буквальными словами рукописи, отчасти же переделан на современную русскую речь. В виду предстоящего в ноябре сего 1903 года 250-летия со времени прославления иконы Спасителя, весьма желательно, чтобы этот единственный литературный памятник, касающийся старинной Тобольской святыни, был снова издан в свете, но только уже без всяких изменений, переделок и сокращений. Свящ. А. Юрьевский 1 В нынешнем 1903 году Попечительством о нуждах кафедрального собора предположено этот киот вызолотить вновь. 2 Здесь можно кстати сделать небольшую заметку частного характера относительно слов «ноября 14 в среду». В 1654 году 14-ое ноября приходилось не в среду, а во вторник. В предыдущем же году т.е. в 1653 оно приходилось даже не в понедельник. Это неправильное показание дня недели может быть объяснено, конечно, разными догадками: или день недели указывает автором наобум, или же дело было не 14 ноября, а в другое число. Читать далее Источник: Юрьевский Ю., свящ. Икона Всемилостивого Спаса, что в Тобольском кафедральном соборе, и сказание о бывших от неё чудесах//Тобольские епархиальные ведомости (Отд. неофиц.). 1903. 14. С. 331–342. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

У основания колокольни находится Царь-колокол (вес 202 т, в высоту достигает 6,14 м, диаметр в самой широкой части - 6,6 м), созданный в 1733-1735 гг. по повелению имп. Анны Иоанновны с использованием остатков разбившегося при пожаре в нач. XVIII в. огромного колокола, отлитого при ее деде, царе Алексее Михайловиче. Оба российских монарха изображены на рельефе колокола, в создании к-рого принимали участие с.-петербургские резчики по дереву В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев, П. Серебряков, мастер формовального дела П. Луковников, скульптор Ф. Медведев и московские мастера-литейщики Моторины. Колокол пострадал во время пожара 1737 г. и оказался непригодным для использования. В 2008 г. в помещении колокольни «Иван Великий» был открыт музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Кремля. Патриаршие палаты с ц. Двенадцати апостолов. 1653–1655 гг. Патриаршие палаты с ц. Двенадцати апостолов. 1653–1655 гг. VI. Патриаршие палаты стоят на территории обширного кремлевского двора, пожалованного в XIV в. Иоанном Калитой свт. Петру, митр. Московскому. Сведения о том, что было построено на митрополичьем дворе до сер. XVII в., крайне скудны. Митр. Геронтий после пожара 1473 г. поставил напротив северо-западного угла Успенского собора, «у двора своего на Москве, ворота кирпичом кладены ожиганным», палату белокаменную на 4 подклетах, а в 1484-1485 гг.- новую каменную ц. Ризоположения. В 1493/94 г. митр. Зосима построил 3 кельи. Кроме возведенной в 1450 г. каменной палаты в источниках упоминается Большая, или Столовая, палата, а чуть позднее - Белая, или Макарьевская, построенная, по-видимому, митр. Макарием ок. 1547 г. Мироваренная палата Мироваренная палата В 1-й пол. XVII в. на территории патриаршего владения, разделенного на 3 части (передний, задний и кормовой дворы), стояли 3 домовых храма, а также Золотая, Казенная, Проходная и Крестовая палаты. Рядом с палатами был разбит сад и располагались различные хозяйственные строения. В 1653-1655 гг. по заказу патриарха Никона рядом с Успенским собором рус.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Правда, насколько доселе известно из документов, в 1652 г. Никона называли великим государем только настоятели монастырей, а владыки в своих грамотах, равно как печатавшиеся тогда церковные книги в своих послесловиях, титуловали его еще великим господином . Но в 1653 г. его величали великим государем и печатавшиеся церковные книги, и владыки, и бояре или вообще светские люди, и сам он, и сам царь Алексей Михайлович, хотя царь называл его еще иногда, как и сам Никон самого себя, только великим господином . В последующее время название великого государя в титуле патриарха Никона сделалось уже общепринятым и обыкновенным . Кто первый вздумал усвоять Никону такое высокое название, неизвестно, но только это произошло не по царскому указу: будь царский указ — тогда Никона стали бы величать великим государем и владыки одновременно с настоятелями монастырей, и все вообще православные русские, да и сам царь не называл бы уже его иногда только великим господином. Но царь освятил и утвердил за Никоном имя великого государя, когда сам пред всеми начал величать его этим именем. Все, например, слышали, как 23 октября 1653 г. в Успенском соборе царь в своей речи к боярам в присутствии самого Никона говорил: «Мы, великий государь царь и великий князь... советовав с отцом своим и богомольцем, великим государем святейшим Никоном, патриархом Московским и всея Русии... приговорить изволили идти против недруга своего польского короля...» Особенная расположенность царя к Никону и их тесная дружба наглядно для всех выражалась и тем, что царь весьма часто, несравненно чаще, чем бывало при прежних патриархах, приглашал Никона к своей царской трапезе, а часто и сам посещал Никона и участвовал в его трапезе . Сохранилось свидетельство, что в 1653 г. Никон слал свои указы самим воеводам, хотя по своим частным делам . В половине мая 1654 г. Алексей Михайлович уехал из Москвы на войну с поляками: в отсутствие государя могущество Никона сделалось еще заметнее. К концу того же месяца прибыли в Москву послы от Киева ходатайствовать об утверждении прежних прав этого города и о даровании ему новых льгот.

http://sedmitza.ru/lib/text/436176/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010