С какого времени существует в Котельве Троицкая церковь? Единственный письменный памятник древнего ее существования есть ее евангелие. На нем по листам красными буквами написано следующее: «сия Святая Евангелия напрестольная есть оправлена всем коштом рабом Божьим Иосифом Санкевичем Котляром Чудновским и надал сие к храму Святой Троицы новозиждущейся по святому пожару, от Бога насланном лета Христова 1631 месяца декабря 17, и надал сие к тому храму веспол с подружием своим Анастасией за спасение и отпущение грехов своих и жизни вечного наследия, которой святое Евангелие тое жадный от повинных моих, и ни жены моей, и никто инший не мает от того святого престола отдаляти; в которой той святой церкви был на той час служителем отец Михаил,— при котором и братство ее стало; где и я видевши их старанье, надаю на святое их братство и с женою моей; а кто бы ся важил сию святую книгу от того престола отдалити, на таковом анафема святых отцов 318; а со мною будет суд мети на Страшном Суде Христовом. А подписался в доме моем 1632 года месяца февраля 12 дня ему же имя личбою: осьмы, третий, пятидесятый, первый, трехсотый, десятый, осьмый». Имя писца по численным славянским литерам означает Игнатий Санкевич. Даритель евангелия, говорит нам, что а) в 1631 г. сгорел Троицкий храм; б) после пожара прихожане и священник отец Михаил строят новый храм. Когда же построен был храм сгоревший в 1631 г.? При недостатке письменных документов дороги показания старожилов. И двое старожилов Троицкого прихода особенно заслуживают вероятие. Это Антон Пуковский и Роман Коваленко. Первый из них сын церковника Григория Пуковского, исключенного с семейством по разбору 1784 г. из духовного сословия в гражданское ведомство, как это видно из ревизской сказки 1795 года, хранящейся в церкви, а второй сын Антона Коваленко, бывшего 30 лет в должности церковного ктитора. По единогласному показанию их, первый известный им Троицкий храм, после которого ныне существующий есть уже четвертый, существовал не более 12 лет, был построен в виде небольшой храмины с небольшим куполом, об одной главе, покрыт был соломой и сгорел от последовавшего вблизи его пожара, святыня и все имущество перенесены были в Преображенский храм. Так говорит об этом и помещик Михаил Михайлович Сливицкий, слышавший от своих родных подробные о том рассказы.

http://sobory.ru/article/?object=52640

Загорново. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Построена по проекту Джозуэ Жилярди (дяди Доменико Жилярди) с некоторым упрощением авторского замысла; вторая известная реализация того же проекта - церковь Николая Чудотворца (окончена в 1811) в с. Озерецкое. Подробнее см.: Чекмарёв А.В. Ранее неизвестные произведения семьи Жилярди в России //Русская усадьба. Вып. 17 (33) Спб., 2012. С 192-247. Карта и ближайшие объекты В 1631 г. в селе существовала деревянная Михаило-Архангельская церковь. В 1791 г. ее сменила новая деревянная церковь, которая в 1804 г. сгорела, в 1805 г. тщанием кн. П. М. Волконского сооружена существующая каменная церковь. В 1904 г. на средства старосты Благова вместо старой низкой колокольни возвели трехъярусную, с двумя рядами кокошников и луковичного главою на верху. Храм остается действующим по сей день. Церкви Архангельского, что на Дорках, погоста известны с 1631 г. Существующий храм в стиле провинциального кладссицизма построен в 1805 г. на средства кн.П.М.Волконского. В 1870-х гг. сооружена эклектичная трапезная с приделами Иерусалимской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В 1904 г. стараниями церковного старосты В.В.Благова вместо старой обветшавшей по проекту архитектора К.К.Альбрехта выстроена эффектная трехъярусная колокольня в " русском " стиле. В советское время храм не закрывался. Церковь Архангела Михаила в с.Загорново Раменского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 17 марта 2015 г. Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела на погосте Архангельском, на речке Дорке. Московского уезда, в дворцовой Раменской волости, в XVI ст. находился погост, на котором издревле существовала церковь Михаила Архангела, разоренная в начале XVII ст. В писцовых книгах Приказа Большого Дворца 1631 – 33 гг. говорится: «в волости Раменнице был погост, а на погосте церковь Михаила Архангела, и той церкви на том месте нет», пашни к той церкви пустошь, что была деревня Григорьевская, а в ней пашни перелогом и лесом поросло 15 чети в поле, сена по реке Дорке 50 копен, лесу пашенного 5 десятин, а непашенного 8 десятин и та земля отписана на великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея России».

http://sobory.ru/article/?object=14140

7 янв. 1629 г. архим. Петр издал грамоту, в к-рой требовал от братии более торжественно и величественно совершать богослужения в обители. В частности, вменялось в обязанность произносить проповеди за богослужением (архим. Петр написал в 1632 подборку проповедей «Крест Христа Спасителя и каждого человека»). Также в Киево-Печерский мон-рь по образцу католич. Церкви была введена традиция совершения великопостных пассий. В 1629 г. по благословению архим. Петра в Киево-Печерской типографии вышло исправленное издание Служебника, к-рое впервые сопровождалось изъяснением Божественной литургии для священников. В 1633 г. свт. Петр (Могила) ввел в обиход типографии Киево-Печерского мон-ря латино-польские шрифты. Прежде книги в монастырской типографии издавались только на церковнослав. языке кириллическим шрифтом. В 1631 г. он основал скитской Голосеевский в честь Покрова Пресв. Богородицы монастырь с храмом вмч. Иоанна Нового Сочавского (покровителя молдав. господарей рода Могил), передав этой обители частицу мощей святого. Заботясь об авторитете Киево-Печерского монастыря, архим. Петр ввел в титулатуру печерского архимандрита слово «Великий». О значимости монастыря в эти годы свидетельствует большое количество благотворителей; печерский инок Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» 1638 г. насчитывал ок. 190 имен жертвователей. К числу важнейших начинаний архим. Петра относится организация в Киево-Печерском мон-ре школы и активная поддержка Киевского братства. 11 марта 1631 г. он вступил в число его членов, признавался старшим братчиком, опекуном и ктитором братства. 15 июня архим. Петр составил декларацию по поводу своего намерения создать в Киево-Печерском монастыре духовную школу и пригласить в качестве преподавателей из Львова 2 ученых иноков - иером. Исаию (Трофимовича-Козловского) и мон. Сильвестра (Косова) . Осенью 1631 г. в новооткрытую школу было набрано ок. 100 учеников. Иером. Исаия стал ректором школы, мон. Сильвестр - ее префектом. При создании Киево-Печерской школы архим. Петр ориентировался на европ. (прежде всего польские) образцы. За основу обучения было положено преподавание лат. и польск. языков. О др. предметах, которые изучали в школе («свободные науки» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, музыка, геометрия, астрономия и теология), можно судить, напр., на основании панегирика, в 1632 г. поднесенного ее учениками свт. Петру.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Таков же был епископ Луцкий Исаакий Борисович, долго живший на Афоне пред тем, как он был хиротонисован патр. Феофаном в 1620 г. в епископа Луцкого. Иерархи первого после Брестской унии поколения, выносившие «на своем горбу» бесправие православия, естественно, при случае воздыхали о той или иной защите их православной Москвой. В этом они следовали за частью народа, который просто бежал, особенно, из Киевщины, и переселялся в «Московщину». Отражая эту народную тоску по религиозной свободе, и первые не признанные польским правительством митрополиты, Иов Борецкий (1619–1631 гг.) и Исаия Копинский (1631–1633 гг.), готовы были перейти под протекторат православной Москвы. В 1624–25 г. митр. Иов, солидаризируясь с этой православной тягой части казачества к Москве, сам писал в Москву и выражал готовность вместе с своим православным народом присоединиться к северному братскому государству. И даже позднее, преемник Иова с 1631 г. митр. Исаия Копинский писал в Москву, по занятии митрополичьего звания, жалуясь на угнетенное положение православия в Польше: «благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, вси от восточного православия на Запад уклонишася. Едва кто от худых и неславных при благочестии и правой вере обретается». Восстановление православной иерархии патр. Феофаном Этот план, конечно тайно, подготовлялся издавна. Но вот настал благоприятный момент, когда КПльский патриарх послал своего помощника, патриарха Антиохийского Феофана, сначала с особой миссией в Москву. Православным в Польше, конечно, было известно, что патр. Феофан, проезжавший через Киевщину в Москву для сбора милостыни и участвовавший там в церемонии возведения на патриарший трон освобожденного из польского плена митр. Филарета (1619 г.), имеет большие полномочия от Вселенского патриарха также и на устройство православной церкви в Польше. Патр. Феофан получил от правительства разрешение посетить православные монастыри, церкви и братства в разных городах, как это было ни неприятно для униатской стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

2) В рукописях также имеются рассказы о чудесах Сергия, относящихся к 1558 г.: Предисловие, помеченное 20 июня 1558 г., в котором повествуется о решении царя Ивана Грозного и священного собора создать новую, «великую» церковь Святой Троицы в Сергиевом монастыре; чудо с исцелением ноги у москвича Григория 24 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты у москвички Натальи 26 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты в тот же день у некоего Артемия из Можайска; чудо с исцелением скорченных ног у Евсевия из Александровы Слободы, случившееся 1 августа 1558 г. РГБ, ф. 236 (Собр. А. Н. Попова), 94 (л. 403—405 об.) — первой четверти XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под горкой — Дианова и Костюхина, 772 (1610 г.). РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 321 (л. 605—609 об.) — 30–е годы XVII в. Филиграни: 1) Щит под короной с полосами — Дианова и Костюхина, 1060 (1634 г.); 2) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и DO — Дианова и Костюхина, 693 (1638 г.), Гераклитов, 806 (1631—1633 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под полумесяцем — типа: Дианова и Костюхина, 741 (1634 г.). Текст опубликован (по списку ОИДР–321): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. II. С. 166—171. Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века В основу редакции был положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуда о победе над литовцами у Опочки. 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. Библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 699 (л. 36—247) — конец 20–х — начало 30–х годов XVII в. Почерк троицкого книгописца Германа Тулупова. Филиграни: Гербовый щит с полосой под короной (четыре варианта): а) Гераклитов, 231 (1628—1630 гг.); б) Гераклитов, 234, 235 (1628—1630 гг.), Дианова и Костюхина, 1059 (1630—1631 гг.); в) Гераклитов, 230 (1628—1630 гг.), 238 (1631 г.), Дианова и Костюхина, 1058 (1630 г.) — этот знак является основным в рукописи Троиц. 676, 1630 г., и в небольшом количестве встречается в Троиц. 727, 1632 г.; г) Гераклитов, 232 (1628—1630 гг.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

(А. 3. Р. IV 226). В противодействие им и для охраны православной церкви м. Иов собирал соборы в Киеве в 1628 и 1629 гг. 671 На соборе 1628 г., между прочим, постановлено было, чтобы никто из русских грековосточного исповедания не издавал сочинений о догматах веры без рассмотрения и разрешения духовных властей. 672 М. Иов не имел утешения служить в софийском соборе, захваченном униатами, и совершал богослужение в своем монастыре и в успенской церкви на Подоле. Скончался 2-го марта 1631 г. 673 Относительно избрания преемника Иову сохранилось письмо короля Сигизмунда III к киевскому воеводе Тышкевичу от 23-го июня 1631 г., которому он поручал препятствовать избранию на киевскую митрополию слуцкого протопопа Андрея Мужиловского. Из других указаний видно, что Мужиловский принял в это время монашество, наименован Антонием и жил в Лавре. 674 М. Исаия Копинский В преемники Иову избран был смоленский архиепископ Исаия Копинский. После обучения в острожских школах он получил пострижение в Киево-печерской лавре, где и подвизался около 16 лет при пещере преп. Антония, и там то, вероятно, написал свою «Духовную Лествицу»; с 1615 г. был настоятелем новооснованного братского Богоявленского монастыря; но вскоре сделался игуменом Межигорского монастыря, из которого управлял еще двумя другими обителями, основанными во владениях князей Вишневецких на восточной стороне Днепра – Густынским (под г. Прилуком) и Ладинским Подгорским, а затем, по желанию старостины овручской, княгини Вишневецкой, в 1619 г. положил основание и еще нового монастыря Лубенского-Мгарского. 675 В 1620 г. он посвящен был патриархом Феофаном в епископа перемышльского, но не жил в епархии, где кафедра его занята была униатским епископом. После того (но в котором году неизвестно) он перемещен был на кафедру смоленской и черниговской архиепископии, в которой также был уже униатский архиепископ. Исаия жил, вероятно, в своих заднепровских монастырях и там посвящал ставлеников для своей епархии. В 1628 г. присутствовал на соборе западно-русских епископов по делу отступника от православия, бывшего полоцкого архиепископа Мелетия Смотрицкого; а в 1631 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1896-1900 гг. старые колокольни были разобраны и построена новая большая колокольня, также храм в это же время был заново расписан. Благовещенская церковь была закрыта в 1930 году. Все имущество церкви было конфисковано властями или расхищено. В 1934 году взорвали колокольню. До нашего времени не дошло ни одной фотографии этого сооружения, зато сохранился архитектурный чертеж. В здании церкви долгое время был склад, потом располагался клуб. В 1980-х гг. местные власти предприняли попытку отреставрировать храм, но 1988 году произошел сильный пожар, который разрушил все, что еще оставалось целым. До 1996 года храм стоял без окон, без дверей, без крыши. Церковная община при храме была зарегистрирована в 1991 году. Регулярные богослужения и реставрация храма начались в 1996 году. Была сделана крыша, вставлены оконные рамы и двери, храм был оштукатурен внутри и снаружи, проведено отопление, восстановлена ограда. В настоящее время из четырех приделов храма действуют два. Правый Алексеевский придел полностью восстановлен и освящен, главный Благовещенский в стадии реставрации. В иконостасе Алексеевского придела находится почитаемая святыня храма – икона прп. Алексия человека Божия, с частицей его мощей. http://www.podolskoe.ru/polivanovo/main.htm Церковь Благовещения, входящая в архитектурный ансамбль усадьбы " Поливаново " является объектом культурного значения федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176) Кирилл Аминов 3 февраля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Поливанове. Благовещенская церковь в селе Поливанове была построена около 1631 г. деревянная с приделом св. Николая чудотворца. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1631 г. написано: «По сыску и по дозору Давыдовой пустыни игумена Антония и Даниловского монастыря келаря старца Тихона да старосты поповского Никольского попа, новоприбылая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да в приделе Николы чудотворца в селе Поливанове, дани по новому окладу 9 денег, десятильничих и по наказу гривна, и 18 февраля за нынешний 1631 г. те деньги взяты». За последующие годы в тех же окладных книгах Патриаршего приказа за 1635 г. писалось: «церковь… в вотчине вдовы Марьи Владимировой жены Поливанова, дани 12 алтын 3 деньги, заезда гривна».

http://sobory.ru/article/?object=05116

Из описей XVI и XVII столетий сохранились за следующие годы: 1564 конец описи, 1575 без первого листа, 1585, составленная после 1591 г. без начала и конца, 1631, 1642, 1647, 1663 без начала, 1680, 1683 и 1688 г. Некоторые из них отличаются полнотою и подробностью, напр., в описях 1564 и 1575 годов показывается число служителей и мастеровых по каждому роду занятий их, число деревень, принадлежащих монастырю, и в них – тяглых вытей, количество получаемого с каждой выти в год дохода деньгами, хлебом, маслом, яйцами, холстом; а некоторые, напр., 1631 и 1639 г., в сравнении с теми довольно кратки. Кроме объяснения бытовой стороны монастыря и близкой к монастырю полосы населения и усердия этого населения к монастырю, описи представляют большой интерес своим безъискусственным, соответствующим времени складом речи; своими старинными своеобразными словами и выражениями. б) Приходорасходные книги От XVI столетия сохранились неполные приходные и расходные тетради 1561, 1564, 1565, 1586, 1587, 1588, 1589, 1590 и 1591 годов. Из оных за некоторые годы нет приходных, а за некоторые – расходных тетрадей. От XVII столетия сохранились: полные приходорасходные книги за 1606, 1618, 1627, 1635, 1636, 1637, 1639, 1651, 1653, 1656, 1668, 1669, 1681 и 1688 годы, неполные и отрывки приходных или расходных тетрадей за 20 разных годов за несколько годов полные или в отрывках книги житничные, хлебные (харчевые), конюшенные, приходорасходные денежные тетради монастырского волостного старосты за 1686 и 1687 годы и запись вкладов боярина Якова Васильевича Нелединского и жены его 1663 – 1693 годов. Приходные и расходные книги заключают в себе по нескольку разных отделов. Отделы большей части приходных книг: 1. книги денежные, в них записывались вклады от усердствующих лиц как деньгами, так и разными предметами, деньги, вырученные от продажи хозяйственных предметов, свеч восковых и меду для панихид, деньги, поступавшие в уплату по кабалам и разные мелочные поступления; 2. оброчные, – по ним сбирались с крестьян, не работавших на монастырь, большой оброк (в конце XVI и в начале XVII стол., по 40 алт. с выти) и пашенный (малый) оброк (по 13 алт. с выти);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

обр. богатая пластика большого ордера с чрезвычайно активными раскреповками в антаблементе. Среди многочисленных построек в чертозе (картузианском монастыре) Сан-Мартино в Неаполе (1623-1656) выделяются фасад церкви (проект 1636) и Большой клуатр (1623-1631) с порталами и бюстами картузианских святых. В Санта-Мария-Маджоре-алла-Пьетра-санта (1653-1675) Фандзаго вновь обращается к центрической композиции, используя план в форме равноконечного креста и подчеркивая цельность внутреннего пространства плоским гигантским ордером. Примером классицизации принципов римского барокко могут служить работы Луиджи Ванвителли в Неаполе. Ванвителли, значительную часть жизни проработавший в Риме и до конца своих дней занимавший должность главного архитектора собора св. Петра, соединил в неаполитанских произведениях римский масштаб, тяготение к чистоте языка классических архитектурных форм, уравновешенность композиций и некоторые приемы трактовки объемов и плоскостей, характерные для барокко, а также влияние франц. классицизма XVII-XVIII вв. Эти черты соединились и в неаполитанской ц. Сантиссима-Аннунциата-Маджоре (1760-1782) с вогнутым фасадом, представляющим собой академизированную версию рим. церковных фасадов, восходящих в общих чертах к церквам Иль-Джезу и Мадонна-деи-Монти Джакомо делла Порта. Интерьер, состоящий из нефа, 6 боковых капелл, трансепта и просторного, увенчанного куполом средокрестия, представляет собой одно из самых торжественных и гармоничных храмовых пространств позднего итал. барокко. Цилиндрический кассетированный свод и несущие прямой антаблемент сдвоенные коринфские колонны, отмечающие торцы стен боковых капелл, напоминают Палатинскую капеллу (освящена в 1784) в Королевском дворце в Казерте (1752-1774) того же Ванвителли. Большой клуатр чертозы Сан-Мартино в Неаполе. 1623–1631 гг. В церковной архитектуре Сицилии XVII в. начался с продолжения традиций, восходящих к поздней манере Микеланджело, которую в кон. XVI в. в Мессину принесли Джакомо дель Дука (сицилиец, сотрудничавший в Риме с Микеланджело) и Камилло Камиллиани, а также с интерпретации образцов ренессансной архитектуры Рима.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

4) РНБ, F.IV.244 (л. 782 об. – 789) – последняя четверть XVII в. Филиграни: Герб Амстердама и литеры PL-Чepчuлль, 13 (1675 г.); Герб Амстердама и литеры СН – Черчилль, 18 (1682 г.). 5) Санкт-Петербургское отделение Института российской истории РАН, ф. 238 (Колл. Н. П. Лихачева), оп. 1, 513 (л. 277 об. – 281) – 1711 г. 314 Летописно-хронографический сборник, составленный в конце 30-х – 40-х годах XVII в., содержит под 6900 г. краткое житие Сергия Радонежского (без заголовка). Текст является сокращением повести Никоновской летописи (ее Троицкой редакции), но в начале читается о распоряжении митрополита Киприана погрести Сергия в церкви Троицы, что выписано из Похвального слова Сергию Епифания Премудрого . В конце имеется отсылка, в которой говорится, что об остальных деяниях Сергия «писано в книзе жития его и в большом летопис-це» – т. е. в Пространном житии Сергия и в Никоновской летописи 315 . 1) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 754 (л. 243–248 об.) – 40-е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под листьями – типа: Гераклитов, 922 (1639 г.); Кувшин под трилистником, на тулове литеры ID – Тромонин, 470, 471 (1636 г.); Голова шута – типа: Гераклитов, 1175 (1635 г.); Гербовый щит с лилией – Хивуд, 1664 (1646 г.); Столбы с буквами RO и D – Лауцявичюс, 3797 (1640 г.); Кувшин под полумесяцем – типа: 944 (1631–1633 гг.); Кувшин под лилией – типа: Гераклитов, 750 (1631–1633 гг.). 2) РНБ, F.XVII.17 (л. 385–387 об.) – 50-е годы XVII в. (Хронограф Арсения Суханова) . Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами – Гераклитов, 1312 (1651 г.); Голова шута с косичкой и 5 бубенцами – типа: Дианова и Костюхина, 329 (1658 г.); Голова шута с 5 бубенцами, небольшого размера – Гераклитов, 1415 (1651 г.), Дианова и Костюхина, 313 (1653 г.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка из букв W и K – Гераклитов, 1314 (1658 г.). Текст на л. 1 и многочисленные пометы и вставки на полях рукописи принадлежат Арсению Суханову – известному церковному и политическому деятелю и путешественнику XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010