Первое письменное свидетельство о существовании православной школы в Остроге находится в письме иезуита Антония Поссевина, который в 1581 г. писал Папе Римскому: «Князья русские, как Слуцкий и Острожский, имеют свои типографии и школы, которыми далеко и широко распространяется схизма (так католики называли православное вероучение. —Авт.)». Таким образом, в 1581 г. Острожская школа не только уже существовала, но и успела проявить себя в деле защиты Православия в юго-западном крае. Вероятно, школа была открыта в связи с основанием в Остроге типографии в 1576—1580 гг. Учреждая школу в Остроге, защитник Православия князь К. К. Острожский сделал первую в западной России попытку привлечь на служение православной вере и Церкви греческую и латинскую науку. Первым ректором школы был Даниил Герасимович Смотрицкий, а первыми учителями — «греческие дидаскалы» (т. е. учителя. — Ред.), за которыми К. К. Острожский посылал к Патриарху Константинопольскому уже после основания училища. Помимо приезжих греков, К. К. Острожский мог иметь учителей из греков, живших в Остроге и населявших там целую улицу. Здесь сначала преподавались славянский и греческий языки, позднее начали изучать и латынь. В школе собралось довольно много русских юношей из родовитых семей и людей простого звания. Вот что писал автор «Перестроги» о деятельности Острожской школы в период ее расцвета: «Зачим Православие наше начало было просиявати яко солнце; люди ученые почали были в церкви Божией показоватися, учители и строители церкви Божией и книги друкованые (печатные) почали множитися: що бачучи (что видя) Святейший Патриарх, тым частей призирати почал и дидаскалы мудрыми обсылал». Питомцы Острожской школы вели успешную борьбу против униатского влияния на Волыни. Так, в ответ на антиправославные сочинения иезуита В. Замойского они в 1588 г. напечатали в Остроге две книги: «Исповедание об исхождении Святого Духа» и «История о листрийском (греч. — разбойничьем. — Авт.) или Флорентийском соборе, вкратце, но справедливо написанная». В том же 1588 г. острожский священник Василий напечатал в защиту Православия сочинение «О единой истинной православной вере и о Святой Соборной Апостольской Церкви». |
1550 как Никандрова Городноезерская Воскресенская муж. пуст., документально известен с 1581, упразднен в 1764, возобновлен как женский в 2012), Антониев Леохновский Преображенский (мужской, в дер. Леохново Старорусского р-на; основан во 2-й пол. XVI в. (не позднее 1587), в нач. XVII в. разорен шведами, восстановлен после освобождения в 1617 Новгородской земли от швед. оккупации, упразднен в 1764, возобновлен в 2012), Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери (мужской, на одном из островов Валдайского оз., в 3 км от г. Валдая; основан в 1653, в 1919 официально закрыт, образована Иверская трудовая артель (в которой трудилась братия мон-ря), артель ликвидирована в 1927, мон-рь возобновлен в 1991). Прекратившие существование к кон. XVI в. Антониев на Боженке - Храминогорский (мужской, на левом берегу Волхова, напротив совр. дер. Змейско Новгородского р-на; упом. с 1499, упразднен к 1592), Борисоглебский с Загзенья (на Гзени) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода, напротив Антониева мон-ря; известен с 1386, к 1582 запустел, упом. как топографическая единица в описи 1615), Введения Пресв. Богородицы «с Мояты» (мужской, ныне дер. Маята Парфинского р-на; упом. в 1495), Преображенский Рождественско-Богородицкий (мужской, на правом берегу Волхова, в окрестностях микрорайона Кречевицы Вел. Новгорода; основан ок. 1485, упом. под 1555, к 1582 не существовал), Карихов (Кириков) Леонтиевский (мужской, на территории совр. Новгородского р-на; основан не позднее 1492(?)), Пятницкий Космодамиановский (мужской, близ Новгорода, на территории совр. Новгородского р-на; упом. в 1577-1589), Николаевский Сопинский (мужской, ныне дер. Сопины Боровичского р-на; упом. в 1581). Прекратившие существование в XVII в. Пантелеимонов (мужской, ныне территория музея деревянного зодчества «Витославлицы» в Вел. Новгороде; основан кн. Изяславом Мстиславичем, по наиболее обоснованной версии в 1134, в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю), Шилов Покровский (мужской, ныне урочище Дубенка (Шиловка) в Новгородском р-не; основан в 1310 мон. |
Преподобный получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе». Церковь была построена на том месте, которое указал Ангел, перекрестив его три раза. В том же 1508 г. была построена деревянная, а в 1526 г. — каменная церковь Живоначальной Троицы. Так в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, был основан монастырь и очень быстро приобрел известность. В 1581 г. монастырь был разорен шведами, в 1613 г. — литовцами. С 1764 до 1783 гг. здесь жили викарии с.-петербургской епархии, именовавшиеся епископами олонецкими и каргопольскими. О первых временах существования Александро-Свирской обители сохранилось весьма немного сведений. В 1581 г. монастырь был разорен шведами, в 1613 г. — литовцами, да еще пожар в конце 1784 года истребили и повредили много драгоценных памятников, документов и книг, хранивших информацию о монастыре, особенно о его первоначальной истории. В конце жизни Преподобный Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, он сел отдохнуть в келье и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». В предсении кельи, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и Преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель. Так было заложено самое древнее строение монастыря — каменная церковь Покрова Божией Матери (1533), выполненная в новгородском стиле вместе с трапезной и звонницей. Здание церкви Покрова построено Преподобным на пожертвования царя Василия III. Преподобный Александр преставился в 85 лет 30 августа 1533 года. Еще при жизни преподобный указал хоронить его не в обители, а в пустыньке у церкви Преображения Господня. Известие о кончине Преподобного Александра Свирского было включено в ряд важнейших событий в Новгородский летописный свод 1539 года. Был причислен к лику Святых уже через 14 лет после своей кончины, что за всю историю Православия встречалось крайне редко. |
В кладовой показывают камень около 30 ф. весом, которым, по преданию, поляки ломали церковную дверь в 1581 году. На церковном кладбище погребен один из псковских губернаторов, д. с. с. Алексеев, умерший в 1798 г. Тут же находятся могилы старинных псковских дворян Окуневых, но без надписей. Никитский монастырь упразднили при церковной реформе 1764 года, а его каменный храм стал приходским. К церкви примыкало Никитское кладбище. В октябре 1798 года на нем похоронили псковского губернатора Иллариона Спиридоновича Алексеева. У Никитского кладбища кончалась вторая трамвайная линия, тянувшаяся от Торговой площади. Ее устроили в 1914 году. В советское время церковь была закрыта. К сожалению, детальное исследование церкви проведено не было. В путеводителе по Пскову 1929 года церковь Никиты Гусятника названа «одной из наиболее красивых псковских церквей». Церковь была разрушена во время Великой Отечественной войны. Храм разбомбили, а кладбище скрылось под асфальтом на повороте с Вокзальной улицы к Рижскому мосту. Немецкие варвары не пощадили этого скромного, но сказочно-поэтического памятника. От Никитской церкви выше поверхности земли не осталось даже следов. Старожилы указывают лишь место церкви: на углу б. Западной (ныне отсутствует) и Горной - ныне ул. 128 Стрелковой Дивизии. Церковь Никиты являлась наиболее хорошо сохранившимся образцом псковского бесстолпного храма. Переделана была только ее крыша и верхние окончания ее стен, в остальном она оставалась почти совершенно не тронутой со всей ее орнаментацией, главкой древней формы и трехпролетной звонничкой над входом в притвор. http://pleskov60.ru/cerkov-nikity-s-polia.html Церковь находится в полуверсте от Великих ворот, на берегу реки Великой (ныне располагалась бы на 200 м левее памятника воинам-освободителям г.Пскова «Танк»). Прежде здесь был Никитский мужской монастырь, «что в поле». Церковь сооружена в 1470 году. В историческом отношении замечательна тем, что в 1581 г. возле неё, во время осады, помещался казачий штаб Стефана Батория. С её колокольни Баторий наблюдал за штурмом Пскова. Надо полагать, что колокольня того времени была иная, ибо с нынешней звонницы смотреть на город неудобно, тем более, что она стоит к нему боком. |
84 «По Ионе же, первом Игумене обители Печерския, бе некий другий Игумен. И сей, невемы откуду вину прием, написал в поминании церковном инока Марка, Печерского монастыря старца (Стр. 2 на обороте). Здесь, разумеется, не тот Иона, который основал монастырь и был строителем его: это Игумен Иона, первый из Игуменов; он был настоятелем после трех строителей, как видно будет далее. 85 «Игумену Дорофею, восхотевшу гробницу большу соделати, обретоша гроб оного старца Марка весь распадшися, кости же его с составами и с ризами и с куколем корением земным обрастоша, и извиваясь около его, яко воилуком толстым обвит: и все состава его с головою вкупе, неразседшеся пребыша», – (Стр. 3). 86 Замечательно: преподобный Марк, молитвенными своими подвигами и слезами, положивший начало Печерской обители, к большему его прославлению, по неведению, исключен был из списка мертвых (в поминаньи) Преподобным Корнилием; равным образом и Корнилий Преподобный, утвердивший и прославивший сию обитель, исключен был из списка живых, также по неведению, царем земным и от тленного сего жития предпослан к Царю Небесному, для вечной славы. Дивны суды твоя Господи! 104 Описан, мон. 1832 г. стр. 33. Коляска эта и теперь хранится в обители, хотя от времени очень обветшала. 108 Летоп. мон. стр. 55, обор. и Празд. в Печер. трехсотлетия чудес, защ. при осаде в 1581 г. Псков 1882 г. стр. 32. примеч. 24. 109 Пушечное ядро, пущенное неприятелем 24 Октября 1581 г. в город, пало на то самое место, где стояла икона, и так тихо, что не повредило никого из стоявших там на стене и не разорвалось и ,,паде, по замечанию летописца, яко повинное“, что удивило многих. 110 По мнению придворного художника, Г. Мартынова, бывшего в Псково-Печерском монастыре в 1857 году, по поручению ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, равно и по отзывам других лиц, хорошо знакомых с историею и самым искусством живописи – эта икона была писана в конце 11 или в начале 12 века; но в 1866 году, при Архиепископ Феогност, обновлена живописью. |
м-ря Сильвестра Тваровского 1680 г.), 18, IX (жалов. гр. 1660 г. архим. Успенно-пречист. Богородицы Каневского м-ря Иову Зайончьковскому с братиею на местеч. Бубново и Межиричку), 50, (диплом, выданный королем Иоанном III в 1681 г. Сильвестру Тваровскому на звание Овруц. архим.), 60, XXXI (привилегия 1682 г. на право беспошлинного привоза соли), 62, XXXII (универсал 1682 г. короля Uoahha III к дворянам о небеспокойстве Сильвестра Тваровского в управл. Овруц. архимандриею и о неподдержании притязаний на архимандрию Иннокентия Монастырского), 65, XXXIII (письмо короля Uoahha III архим. Киево-Печер. лавры Гизелю о возвращении Овруцкому м-рю утвари и документов); “Сборник летоп. юж. и зап. России”, 4 (в 1577 г. казаки погребли в Каневском м-ре тело гетмана Подковы). 1851 . Онуфриевский – Мстиславский, мужской, ныне погост Онуфриев, Могилевской губ., Чериковского у., в 40 вер. к сев.-вост. от Черикова и недалеко от границ Мстиславского у., при рч. Черной Натопе (в старину Напоть). В жалов. грамоте 1443 г. Мстиславского кн. Юрия Семеоновича читаем: «посмотрели есмо на лист отца нашего, кн. Семена Лингвеня, што поставил церковь во имя св. Онофрея на реце Напоте, и м-ръ устроил общежительный и подавал люди к тому монастыру . . .» Известно, что Семеон Ольгердович получил во владение княж. Мстиславское в 1380 г., а м-рь построил, как полагают, после 1407 г., т. е. после возвращения своего из Новгорода. У преосв. Макария год смерти кн. Симеона Лингвена показан в 1399 г., следоват., и м-рь начал свое существование в конце XIV ст. Король Сигизмунд Август II отдал м-рь в пожизненное владение Мстислав. хорунжему Богд. Селицкому; в 1581 г. передан во владение Полотск. архиеп. Феофану, в 1594 г. отдан Льву Сапеге, а в 1601 г. присоединен к унии. Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; V, 37, 57, 67; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 12 (архиеп. Феофан); “Могилев. губ. в.”, 1848 г., 47 (род кн. Мстиславских); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 506 (под именем Анофреевский); “Акты к ист. Ю. и З. Р.”, 211 (Ж. гр. 1594 г. Льву Сапеге); II, 9 (Ж. гр. 1601 г. униат. игум. Черейскому Исаии на м-рь с условием, чтобы он находился в еди- нении с католич. церковью); “Акты Зап. Р.”, I, 43 (Ж. гр. 1443 г. Мст. кн. Юрия Сем. на отчины), 68 (Ж. гр. 1468 г. Мст. кн. Иоанна Юрьев. на оз. Гостин), 82 (Ж. гр. 1483 г. кн. Иоанна Юрьев. на отчины); II, 45 (Челобит. 1508 г. кн. Конст. Острожского об уплате долгов его, сделан. во время Смолен. похода; упомин. архим. м-ря Варсонофий), 94 (Ж. грам. 1515 г. на ез на р. Соже; архим. Филарет), 132 (Ж. гр. 1525 г. на бобров. гоны на р. Соже); III, 127 (Ж. гр. 1581 г. Полоц. архиеп. Феофану о предоставл. ему в управл. м-рем); IV, 8 (Ж. гр. 1588 г. кн. Богд. Озерецкому Друцкому о предоставл. ему м-ря в пожизн. управл.); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 448, (список м-рей, обращенных в унию). |
С другой стороны, Псково-Печерский монастырь, столько известный и славный на северо-западе России, остается малоизвестным для других краёв отечества. Знаменитейшие русские монастыри: Киево-Печерский, Троице-Сергиевский, Соловецкий и др. известны почти всякому, – и в каждой русской местности найдется человек, который ходил на поклонение святыне того, или другого из них. Между тем, Псково-Печерский монастырь, за пределами и ближайших ко Пскову губерний, известен очень не многим: большая часть не знает даже о существовании его, тогда как эта обитель, по своим великим заслугам, по своей чудотворной святыне, равно заслуживает внимание и уважение каждого, и, по справедливости, должна стоять на ряду первых русских монастырей во мнении всякого православного сына России. Желание дать, по возможности, полное и верное понятие о Псково-Печерском монастыре, засвидетельствовать пред всеми Божие благоволение к этой обители, открывшееся в судьбах её, и чрез то сделать известным святое место далее тех пределов, которыми, до сих пор, ограничивалась его известность, – это искреннее желание было побуждением к настоящему труду и вместе – целию труда. Сообразно предположенной цели историческое описание Псково-Печерского монастыря делится на две части: в первой – раскрывается прошедшая судьба его, во второй – изображается состояние его в настоящее время. Часть первая. История Псково-Печерского монастыря Соответственно тому, как изменялась судьба Псково-Печерского монастыря в продолжение четырехсотлетнего существования его, история его делится на три периода: Первый период: от начала Псково-Печерского монастыря до нашествия Батория на Россию (1470–1581). Второй – от нашествия Батория до присоединения Лифляндии к России (1581–1721). Третий – от присоединения Лифляндии до настоящего времени (1721–1892). Пособия для составления истории Псково-Печерского монастыря: 1) лучшее и почти единственное для первой половины истории – это монастырская летопись, полууставом списанная Иеродиаконом Питиримом в 1692 году. |
Когда же письмо бывало написано — « На этом заканчиваю свои каракули… с самыми нежными приветами вам » — великая княгиня ставит под ним размашистую подпись « Элла » или « Елизавета », и возвращается к своим повседневным делам, одно из которых она только что закончила. Письмо вел.кн. Александру Михайловичу от 9 июля 1887. Петергоф. ГАРФ. Ф. 645. Оп. 1. Д. 124. Л. 5-6 об. Орфография соблюдена. См. статью П.В. Волошун « Соловецкий монастырь глазами святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны ». В старославянском начертании. « Прости, пожалуйста, что пишу на такой бумаге, но мы в городе всего несколько часов, и я не могу найти свою бумагу, и прости также, что не пользуюсь своей печатью ». Письмо имп. Марии Федоровне от 26 июня 1886. Петербург. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1580. Л. 65-68 об. Англ.яз. //Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С.71. В частности поздние письма Императору Николаю II, где дата была написана в конце, словно великая княгиня торопилась и забыла о формальностях, дописав их в самом конце послания. Это может свидетельствовать против выдвинутой версии, будто Елизавета Федоровна сама уничтожила письма и дневниковые записи, тогда как относилась к ним со всей тщательностью. « Если это письмо поспеет к 30-му, передай, пожалуйста, Саше от нас троих горячий привет и самые искренние пожелания в этот день ». Письмо имп. Марии Федоровне от 27 августа 1885. Ильинское. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1581. Л. 44-48. Англ.яз.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С. 64. Письмо имп. Марии Федоровне от 8 июля 1889. Ильинское. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1581. Л. 33-36.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С.132. Письмо вел.кн. Георгию Александровичу от 6 октября 1886. Ильинское. ГАРФ. Ф. 675. Оп. 1. Д. 66. Л. 7-8 об.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С. 79. |
И повеле митрополит отец наш Филипп новый исповедник, двери затворити: в церковь не повеле пустити. И посла ко дверем клирика своего, и повеле государя царя пред народом обличати: «Не подобает благочестивым царем неверных обычаев перенимати. Поверг[ни] бесерменскую веру наземь, да внидеши в церковь». И слыша то государь царь, и напол[нися] яростию, и поверг тафью драгую с кам[ением и жем]чюгом на землю . И не приим от такова Светильника благословения, и с ярости мало глаголаху з бояры, мочно б ему, государю, было. И ту повеле святому отдати. Тутоже взяти занеже невозможно: хотяше ему божественую Литоргию служити, и оболчен во всем святительском сане. И по окончании божественней Литоргии взыде на степе[нь] святительскую и нача разоблачатися. И повеле государь царь слугам своим его яти, и повеле в Богоявленском монастыре посадити под железную шапку. И святый Филипп, новый исповедник, молитвою сведе с себя такую тягость, и ничим не вредим бысть. И повеле государь царь сослати в ссылку во Тверь, и тамо мученеческий конец прият, и к Богу добре отиде. Видите, братия и отцы, како за такая обличения пострада, та отец наречеся новый исповедник [чюдесы] многия сотвори, и нам образ показа что нам отнюдь не под[обает] 636 . Всероссийский митрополит Кирилл III (1568–1572) Последние три митрополита XVI в. – святители Кирилл III, Антоний (1572–1581) и Дионисий (1581–1586) – стояли во главе Церкви в не менее сложную эпоху, чем оба их предшественника: Афанасий (1564–1566) и святой Филипп (1566–1568; † 1569). Это была вторая половина правления Иоанна Грозного, отличавшаяся суровостью исторических событий, в отличие от первоначального времени его царствования. Но одновременно это были годы, приведшие Русскую Церковь к патриаршему возглавлению. Названным трем митрополитам церковная историография уделяет мало внимания, незаслуженно принижая их достоинство и значение, оценивая их совокупно. О них говорят обычно о всех вместе и традиционно очень кратко. А.Н. Муравьев († 1874) писал, что они «скользнули, как тени, во мраке последних, ужасных лет Иоанна» 637 . |
В том-же 157 8 / 9 (7087) году был получен еще вклад от Гавриила Алексеева сына «псковского сведенца, а московского жильца Трусисоломы», который пожертвовал свою лавку каменную («под ней погреб») «в суконном ряду Московском на Москве в Китае городе да загородной двор с огородом за Москвою за болотом» 1249 . Всего в 1579 (7087) году приобретено по 10 крепостям. В течении следующего года после того, как (15 января 1580 года) состоялся известный приговор 1250 , запрещавший вотчинникам давать свои вотчины в монастыри, а монастырям – покупать земли или держать их в закладе 1251 , быстрый рост монастырских владений приостановился лишь на непродолжительное время. В самый год издания указа (7088-й) и в следующий (7089-й) не смотря на то, что в числе лиц, подписавших соборный приговор, значится имя игумена Козьмы 1252 , он все-таки нашел возможным увеличивать кирилловские земли. Уже в январь 1580 года монастырь получил, но челобитной игумена Козьмы от самого-же Ивана Грозного (взамен неудобного соляного анбара, расположенного на Волге в Угличе и подвергавшегося ежегодно весною наводнение) «место пустое на Угличе на посаде у Егорья Великого на площади», длиною 15 сажень, а поперег 7 сажень 1253 . В 7089 году (т. е. с сентября 1580 года) брани удалось получить даже земельный вклад от Афанасия Филиппова сына Горлищева, который передал ей двор свой (стоимостью в 50 рублей) в Ярославль на посаде и Спасском приходе на берегу над прудом и над рекою Которостью («а назади огород с хоромами») 1254 . Но главные приобретения совершались посредством купчих и по прежнему состояли из соляных участков и промыслов на северном побережье. В 1581 году для монастыря скупал такие участки в Неноксе слуга Андрей Семенов Фуников. Им было куплено здесь 1) 18 февраля 1581 (7089) года у Павла Онаньина Тарьянина анбар его в Неноксе над озером «на подклете и на подрубе с мосты и з засеки» и проч. за 15 рублей «московским числох» 1255 ; 2) 3 июня того-же года у Агафоника Гуляя Степанова сына Будаева – 13-ой сугреб 1256 росолу в Неноксе на наволоке, в Глубокой варнице и участки к нему в црене, дугах, колодезе и проч. |
| |