Первое письменное свидетельство о существовании православной школы в Остроге находится в письме иезуита Антония Поссевина, который в 1581 г. писал Папе Римскому: «Князья русские, как Слуцкий и Острожский, имеют свои типографии и школы, которыми далеко и широко распространяется схизма (так католики называли православное вероучение. —Авт.)». Таким образом, в 1581 г. Острожская школа не только уже существовала, но и успела проявить себя в деле защиты Православия в юго-западном крае. Вероятно, школа была открыта в связи с основанием в Остроге типографии в 1576—1580 гг. Учреждая школу в Остроге, защитник Православия князь К. К. Острожский сделал первую в западной России попытку привлечь на служение православной вере и Церкви греческую и латинскую науку. Первым ректором школы был Даниил Герасимович Смотрицкий, а первыми учителями — «греческие дидаскалы» (т. е. учителя. — Ред.), за которыми К. К. Острожский посылал к Патриарху Константинопольскому уже после основания училища. Помимо приезжих греков, К. К. Острожский мог иметь учителей из греков, живших в Остроге и населявших там целую улицу. Здесь сначала преподавались славянский и греческий языки, позднее начали изучать и латынь. В школе собралось довольно много русских юношей из родовитых семей и людей простого звания. Вот что писал автор «Перестроги» о деятельности Острожской школы в период ее расцвета: «Зачим Православие наше начало было просиявати яко солнце; люди ученые почали были в церкви Божией показоватися, учители и строители церкви Божией и книги друкованые (печатные) почали множитися: що бачучи (что видя) Святейший Патриарх, тым частей призирати почал и дидаскалы мудрыми обсылал». Питомцы Острожской школы вели успешную борьбу против униатского влияния на Волыни. Так, в ответ на антиправославные сочинения иезуита В. Замойского они в 1588 г. напечатали в Остроге две книги: «Исповедание об исхождении Святого Духа» и «История о листрийском (греч. — разбойничьем. — Авт.) или Флорентийском соборе, вкратце, но справедливо написанная». В том же 1588 г. острожский священник Василий напечатал в защиту Православия сочинение «О единой истинной православной вере и о Святой Соборной Апостольской Церкви».

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

1550 как Никандрова Городноезерская Воскресенская муж. пуст., документально известен с 1581, упразднен в 1764, возобновлен как женский в 2012), Антониев Леохновский Преображенский (мужской, в дер. Леохново Старорусского р-на; основан во 2-й пол. XVI в. (не позднее 1587), в нач. XVII в. разорен шведами, восстановлен после освобождения в 1617 Новгородской земли от швед. оккупации, упразднен в 1764, возобновлен в 2012), Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери (мужской, на одном из островов Валдайского оз., в 3 км от г. Валдая; основан в 1653, в 1919 официально закрыт, образована Иверская трудовая артель (в которой трудилась братия мон-ря), артель ликвидирована в 1927, мон-рь возобновлен в 1991). Прекратившие существование к кон. XVI в. Антониев на Боженке - Храминогорский (мужской, на левом берегу Волхова, напротив совр. дер. Змейско Новгородского р-на; упом. с 1499, упразднен к 1592), Борисоглебский с Загзенья (на Гзени) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода, напротив Антониева мон-ря; известен с 1386, к 1582 запустел, упом. как топографическая единица в описи 1615), Введения Пресв. Богородицы «с Мояты» (мужской, ныне дер. Маята Парфинского р-на; упом. в 1495), Преображенский Рождественско-Богородицкий (мужской, на правом берегу Волхова, в окрестностях микрорайона Кречевицы Вел. Новгорода; основан ок. 1485, упом. под 1555, к 1582 не существовал), Карихов (Кириков) Леонтиевский (мужской, на территории совр. Новгородского р-на; основан не позднее 1492(?)), Пятницкий Космодамиановский (мужской, близ Новгорода, на территории совр. Новгородского р-на; упом. в 1577-1589), Николаевский Сопинский (мужской, ныне дер. Сопины Боровичского р-на; упом. в 1581). Прекратившие существование в XVII в. Пантелеимонов (мужской, ныне территория музея деревянного зодчества «Витославлицы» в Вел. Новгороде; основан кн. Изяславом Мстиславичем, по наиболее обоснованной версии в 1134, в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю), Шилов Покровский (мужской, ныне урочище Дубенка (Шиловка) в Новгородском р-не; основан в 1310 мон.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Преподобный получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе». Церковь была построена на том месте, которое указал Ангел, перекрестив его три раза. В том же 1508 г. была построена деревянная, а в 1526 г. — каменная церковь Живоначальной Троицы. Так в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, был основан монастырь и очень быстро приобрел известность. В 1581 г. монастырь был разорен шведами, в 1613 г. — литовцами. С 1764 до 1783 гг. здесь жили викарии с.-петербургской епархии, именовавшиеся епископами олонецкими и каргопольскими. О первых временах существования Александро-Свирской обители сохранилось весьма немного сведений. В 1581 г. монастырь был разорен шведами, в 1613 г. — литовцами, да еще пожар в конце 1784 года истребили и повредили много драгоценных памятников, документов и книг, хранивших информацию о монастыре, особенно о его первоначальной истории. В конце жизни Преподобный Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, он сел отдохнуть в келье и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». В предсении кельи, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и Преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель. Так было заложено самое древнее строение монастыря — каменная церковь Покрова Божией Матери (1533), выполненная в новгородском стиле вместе с трапезной и звонницей. Здание церкви Покрова построено Преподобным на пожертвования царя Василия III. Преподобный Александр преставился в 85 лет 30 августа 1533 года. Еще при жизни преподобный указал хоронить его не в обители, а в пустыньке у церкви Преображения Господня. Известие о кончине Преподобного Александра Свирского было включено в ряд важнейших событий в Новгородский летописный свод 1539 года. Был причислен к лику Святых уже через 14 лет после своей кончины, что за всю историю Православия встречалось крайне редко.

http://sobory.ru/article/?object=00119

В кладовой показывают камень около 30 ф. весом, которым, по преданию, поляки ломали церковную дверь в 1581 году. На церковном кладбище погребен один из псковских губернаторов, д. с. с. Алексеев, умерший в 1798 г. Тут же находятся могилы старинных псковских дворян Окуневых, но без надписей. Никитский монастырь упразднили при церковной реформе 1764 года, а его каменный храм стал приходским. К церкви примыкало Никитское кладбище. В октябре 1798 года на нем похоронили псковского губернатора Иллариона Спиридоновича Алексеева. У Никитского кладбища кончалась вторая трамвайная линия, тянувшаяся от Торговой площади. Ее устроили в 1914 году. В советское время церковь была закрыта. К сожалению, детальное исследование церкви проведено не было. В путеводителе по Пскову 1929 года церковь Никиты Гусятника названа «одной из наиболее красивых псковских церквей». Церковь была разрушена во время Великой Отечественной войны. Храм разбомбили, а кладбище скрылось под асфальтом на повороте с Вокзальной улицы к Рижскому мосту. Немецкие варвары не пощадили этого скромного, но сказочно-поэтического памятника. От Никитской церкви выше поверхности земли не осталось даже следов. Старожилы указывают лишь место церкви: на углу б. Западной (ныне отсутствует) и Горной - ныне ул. 128 Стрелковой Дивизии. Церковь Никиты являлась наиболее хорошо сохранившимся образцом псковского бесстолпного храма. Переделана была только ее крыша и верхние окончания ее стен, в остальном она оставалась почти совершенно не тронутой со всей ее орнаментацией, главкой древней формы и трехпролетной звонничкой над входом в притвор. http://pleskov60.ru/cerkov-nikity-s-polia.html Церковь находится в полуверсте от Великих ворот, на берегу реки Великой (ныне располагалась бы на 200 м левее памятника воинам-освободителям г.Пскова «Танк»). Прежде здесь был Никитский мужской монастырь, «что в поле». Церковь сооружена в 1470 году. В историческом отношении замечательна тем, что в 1581 г. возле неё, во время осады, помещался казачий штаб Стефана Батория. С её колокольни Баторий наблюдал за штурмом Пскова. Надо полагать, что колокольня того времени была иная, ибо с нынешней звонницы смотреть на город неудобно, тем более, что она стоит к нему боком.

http://sobory.ru/article/?object=40284

84 «По Ионе же, первом Игумене обители Печерския, бе некий другий Игумен. И сей, невемы откуду вину прием, написал в поминании церковном инока Марка, Печерского монастыря старца (Стр. 2 на обороте). Здесь, разумеется, не тот Иона, который основал монастырь и был строителем его: это Игумен Иона, первый из Игуменов; он был настоятелем после трех строителей, как видно будет далее. 85 «Игумену Дорофею, восхотевшу гробницу большу соделати, обретоша гроб оного старца Марка весь распадшися, кости же его с составами и с ризами и с куколем корением земным обрастоша, и извиваясь около его, яко воилуком толстым обвит: и все состава его с головою вкупе, неразседшеся пребыша», – (Стр. 3). 86 Замечательно: преподобный Марк, молитвенными своими подвигами и слезами, положивший начало Печерской обители, к большему его прославлению, по неведению, исключен был из списка мертвых (в поминаньи) Преподобным Корнилием; равным образом и Корнилий Преподобный, утвердивший и прославивший сию обитель, исключен был из списка живых, также по неведению, царем земным и от тленного сего жития предпослан к Царю Небесному, для вечной славы. Дивны суды твоя Господи! 104 Описан, мон. 1832 г. стр. 33. Коляска эта и теперь хранится в обители, хотя от времени очень обветшала. 108 Летоп. мон. стр. 55, обор. и Празд. в Печер. трехсотлетия чудес, защ. при осаде в 1581 г. Псков 1882 г. стр. 32. примеч. 24. 109 Пушечное ядро, пущенное неприятелем 24 Октября 1581 г. в город, пало на то самое место, где стояла икона, и так тихо, что не повредило никого из стоявших там на стене и не разорвалось и ,,паде, по замечанию летописца, яко повинное“, что удивило многих. 110 По мнению придворного художника, Г. Мартынова, бывшего в Псково-Печерском монастыре в 1857 году, по поручению ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, равно и по отзывам других лиц, хорошо знакомых с историею и самым искусством живописи – эта икона была писана в конце 11 или в начале 12 века; но в 1866 году, при Архиепископ Феогност, обновлена живописью.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

м-ря Силь­вестра Тваровского 1680 г.), 18, IX (жалов. гр. 1660 г. архим. Успенно-пречист. Богородицы Ка­невского м-ря Иову Зайончьковскому с братиею на местеч. Бубново и Межиричку), 50, (ди­плом, выданный королем Иоанном III в 1681 г. Сильвестру Тваровскому на звание Овруц. архим.), 60, XXXI (привилегия 1682 г. на право бес­пошлинного привоза соли), 62, XXXII (уни­версал 1682 г. короля Uoahha III к дворянам о небеспокойстве Сильвестра Тваровского в управл. Овруц. архимандриею и о неподдержании притязаний на архимандрию Иннокентия Монастыр­ского), 65, XXXIII (письмо короля Uoahha III архим. Киево-Печер. лавры Гизелю о возвращении Овруцкому м-рю утвари и документов); “Сборник летоп. юж. и зап. России”, 4 (в 1577 г. казаки погребли в Каневском м-ре тело гетмана Под­ковы). 1851 . Онуфриевский – Мстиславский, мужской, ныне погост Онуфриев, Могилевской губ., Чериковского у., в 40 вер. к сев.-вост. от Черикова и неда­леко от границ Мстиславского у., при рч. Черной Натопе (в старину Напоть). В жалов. грамоте 1443 г. Мстиславского кн. Юрия Семеоновича читаем: «посмо­трели есмо на лист отца нашего, кн. Семена Лингвеня, што поставил церковь во имя св. Онофрея на реце Напоте, и м-ръ устроил общежительный и подавал люди к тому монастыру . . .» Известно, что Семеон Ольгердович получил во владение княж. Мстиславское в 1380 г., а м-рь построил, как полагают, после 1407 г., т. е. после возвращения своего из Новгорода. У преосв. Макария год смерти кн. Симеона Лингвена пока­зан в 1399 г., следоват., и м-рь начал свое существование в конце XIV ст. Король Сигизмунд Август II отдал м-рь в пожизненное владение Мстислав. хорунжему Богд. Селицкому; в 1581 г. передан во владение Полотск. архиеп. Феофану, в 1594 г. отдан Льву Сапеге, а в 1601 г. присоединен к унии. Мака­рий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; V, 37, 57, 67; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 12 (архиеп. Феофан); “Могилев. губ. в.”, 1848 г., 47 (род кн. Мстислав­ских); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 506 (под именем Анофреевский); “Акты к ист. Ю. и З. Р.”, 211 (Ж. гр. 1594 г. Льву Сапеге); II, 9 (Ж. гр. 1601 г. униат. игум. Черейскому Исаии на м-рь с условием, чтобы он находился в еди- нении с католич. церковью); “Акты Зап. Р.”, I, 43 (Ж. гр. 1443 г. Мст. кн. Юрия Сем. на от­чины), 68 (Ж. гр. 1468 г. Мст. кн. Иоанна Юрьев. на оз. Гостин), 82 (Ж. гр. 1483 г. кн. Иоанна Юрьев. на отчины); II, 45 (Челобит. 1508 г. кн. Конст. Острожского об уплате дол­гов его, сделан. во время Смолен. похода; упомин. архим. м-ря Варсонофий), 94 (Ж. грам. 1515 г. на ез на р. Соже; архим. Филарет), 132 (Ж. гр. 1525 г. на бобров. гоны на р. Соже); III, 127 (Ж. гр. 1581 г. Полоц. архиеп. Фео­фану о предоставл. ему в управл. м-рем); IV, 8 (Ж. гр. 1588 г. кн. Богд. Озерецкому Друцкому о предоставл. ему м-ря в пожизн. управл.); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 448, (список м-рей, обращенных в унию).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С другой стороны, Псково-Печерский монастырь, столько известный и славный на северо-западе России, остается малоизвестным для других краёв отечества. Знаменитейшие русские монастыри: Киево-Печерский, Троице-Сергиевский, Соловецкий и др. известны почти всякому, – и в каждой русской местности найдется человек, который ходил на поклонение святыне того, или другого из них. Между тем, Псково-Печерский монастырь, за пределами и ближайших ко Пскову губерний, известен очень не многим: большая часть не знает даже о существовании его, тогда как эта обитель, по своим великим заслугам, по своей чудотворной святыне, равно заслуживает внимание и уважение каждого, и, по справедливости, должна стоять на ряду первых русских монастырей во мнении всякого православного сына России. Желание дать, по возможности, полное и верное понятие о Псково-Печерском монастыре, засвидетельствовать пред всеми Божие благоволение к этой обители, открывшееся в судьбах её, и чрез то сделать известным святое место далее тех пределов, которыми, до сих пор, ограничивалась его известность, – это искреннее желание было побуждением к настоящему труду и вместе – целию труда. Сообразно предположенной цели историческое описание Псково-Печерского монастыря делится на две части: в первой – раскрывается прошедшая судьба его, во второй – изображается состояние его в настоящее время. Часть первая. История Псково-Печерского монастыря Соответственно тому, как изменялась судьба Псково-Печерского монастыря в продолжение четырехсотлетнего существования его, история его делится на три периода: Первый период: от начала Псково-Печерского монастыря до нашествия Батория на Россию (1470–1581). Второй – от нашествия Батория до присоединения Лифляндии к России (1581–1721). Третий – от присоединения Лифляндии до настоящего времени (1721–1892). Пособия для составления истории Псково-Печерского монастыря: 1) лучшее и почти единственное для первой половины истории – это монастырская летопись, полууставом списанная Иеродиаконом Питиримом в 1692 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Когда же письмо бывало написано — « На этом заканчиваю свои каракули… с самыми нежными приветами вам » — великая княгиня ставит под ним размашистую подпись « Элла » или « Елизавета », и возвращается к своим повседневным делам, одно из которых она только что закончила. Письмо вел.кн. Александру Михайловичу от 9 июля 1887. Петергоф. ГАРФ. Ф. 645. Оп. 1. Д. 124. Л. 5-6 об. Орфография соблюдена. См. статью П.В. Волошун « Соловецкий монастырь глазами святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны ». В старославянском начертании. « Прости, пожалуйста, что пишу на такой бумаге, но мы в городе всего несколько часов, и я не могу найти свою бумагу, и прости также, что не пользуюсь своей печатью ». Письмо имп. Марии Федоровне от 26 июня 1886. Петербург. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1580. Л. 65-68 об. Англ.яз.  //Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С.71. В частности поздние письма Императору Николаю II, где дата была написана в конце, словно великая княгиня торопилась и забыла о формальностях, дописав их в самом конце послания. Это может свидетельствовать против выдвинутой версии, будто Елизавета Федоровна сама уничтожила письма и дневниковые записи, тогда как относилась к ним со всей тщательностью. « Если это письмо поспеет к 30-му, передай, пожалуйста, Саше от нас троих горячий привет и самые искренние пожелания в этот день ». Письмо имп. Марии Федоровне от 27 августа 1885. Ильинское. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1581. Л. 44-48. Англ.яз.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С. 64. Письмо имп. Марии Федоровне от 8 июля 1889. Ильинское. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1581. Л. 33-36.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С.132. Письмо вел.кн. Георгию Александровичу от 6 октября 1886. Ильинское. ГАРФ. Ф. 675. Оп. 1. Д. 66. Л. 7-8 об.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С. 79.

http://pravmir.ru/pisma-velikoj-knyagini...

И повеле митрополит отец наш Филипп новый исповедник, двери затворити: в церковь не повеле пустити. И посла ко дверем клирика своего, и повеле государя царя пред народом обличати: «Не подобает благочестивым царем неверных обычаев перенимати. Поверг[ни] бесерменскую веру наземь, да внидеши в церковь». И слыша то государь царь, и напол[нися] яростию, и поверг тафью драгую с кам[ением и жем]чюгом на землю . И не приим от такова Светильника благословения, и с ярости мало глаголаху з бояры, мочно б ему, государю, было. И ту повеле святому отдати. Тутоже взяти занеже невозможно: хотяше ему божественую Литоргию служити, и оболчен во всем святительском сане. И по окончании божественней Литоргии взыде на степе[нь] святительскую и нача разоблачатися. И повеле государь царь слугам своим его яти, и повеле в Богоявленском монастыре посадити под железную шапку. И святый Филипп, новый исповедник, молитвою сведе с себя такую тягость, и ничим не вредим бысть. И повеле государь царь сослати в ссылку во Тверь, и тамо мученеческий конец прият, и к Богу добре отиде. Видите, братия и отцы, како за такая обличения пострада, та отец наречеся новый исповедник [чюдесы] многия сотвори, и нам образ показа что нам отнюдь не под[обает] 636 . Всероссийский митрополит Кирилл III (1568–1572) Последние три митрополита XVI в. – святители Кирилл III, Антоний (1572–1581) и Дионисий (1581–1586) – стояли во главе Церкви в не менее сложную эпоху, чем оба их предшественника: Афанасий (1564–1566) и святой Филипп (1566–1568; † 1569). Это была вторая половина правления Иоанна Грозного, отличавшаяся суровостью исторических событий, в отличие от первоначального времени его царствования. Но одновременно это были годы, приведшие Русскую Церковь к патриаршему возглавлению. Названным трем митрополитам церковная историография уделяет мало внимания, незаслуженно принижая их достоинство и значение, оценивая их совокупно. О них говорят обычно о всех вместе и традиционно очень кратко. А.Н. Муравьев († 1874) писал, что они «скользнули, как тени, во мраке последних, ужасных лет Иоанна» 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В том-же 157 8 / 9 (7087) году был получен еще вклад от Гавриила Алексеева сына «псковского сведенца, а московского жильца Трусисоломы», который пожертвовал свою лавку каменную («под ней погреб») «в суконном ряду Московском на Москве в Китае городе да загородной двор с огородом за Москвою за болотом» 1249 . Всего в 1579 (7087) году приобретено по 10 крепостям. В течении следующего года после того, как (15 января 1580 года) состоялся известный приговор 1250 , запрещавший вотчинникам давать свои вотчины в монастыри, а монастырям – покупать земли или держать их в закладе 1251 , быстрый рост монастырских владений приостановился лишь на непродолжительное время. В самый год издания указа (7088-й) и в следующий (7089-й) не смотря на то, что в числе лиц, подписавших соборный приговор, значится имя игумена Козьмы 1252 , он все-таки нашел возможным увеличивать кирилловские земли. Уже в январь 1580 года монастырь получил, но челобитной игумена Козьмы от самого-же Ивана Грозного (взамен неудобного соляного анбара, расположенного на Волге в Угличе и подвергавшегося ежегодно весною наводнение) «место пустое на Угличе на посаде у Егорья Великого на площади», длиною 15 сажень, а поперег 7 сажень 1253 . В 7089 году (т. е. с сентября 1580 года) брани удалось получить даже земельный вклад от Афанасия Филиппова сына Горлищева, который передал ей двор свой (стоимостью в 50 рублей) в Ярославль на посаде и Спасском приходе на берегу над прудом и над рекою Которостью («а назади огород с хоромами») 1254 . Но главные приобретения совершались посредством купчих и по прежнему состояли из соляных участков и промыслов на северном побережье. В 1581 году для монастыря скупал такие участки в Неноксе слуга Андрей Семенов Фуников. Им было куплено здесь 1) 18 февраля 1581 (7089) года у Павла Онаньина Тарьянина анбар его в Неноксе над озером «на подклете и на подрубе с мосты и з засеки» и проч. за 15 рублей «московским числох» 1255 ; 2) 3 июня того-же года у Агафоника Гуляя Степанова сына Будаева – 13-ой сугреб 1256 росолу в Неноксе на наволоке, в Глубокой варнице и участки к нему в црене, дугах, колодезе и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010