Антоний (Радиловский) в 1537-1549 гг. являлся коадъютором еп. Лаврентия, по желанию последнего стал его преемником на Перемышльской кафедре, которой управлял более 30 лет. Он частично возвратил кафедре имения, утерянные ранее, и приобрел новые, в 1546 г. добился освобождения самборского духовенства от уплаты некоторых податей. Он получил от кор. Сигизмунда II привилей о подсудности его и последующих Перемышльских епископов исключительно королю или королевским комиссарам (1553), добился от короля запрещения польск. шляхтичам в Саноцкой земле препятствовать своим правосл. подданным в отправлении богослужений. В результате судебного процесса Антония с католич. Перемышльским епископом правосл. кафедра перестала выплачивать десятину с церковных имений в пользу католич. еп-ства. Еп. Антоний получил разрешение на строительство церквей: в Нов. Самборе, в имении католических епископов г. Радымно, в Перемышле. При храмах строились дома для священников, на церковной земле Владыче были построены дома для клирошан. Архиерей поддерживал «русских» ремесленников в Перемышле, предоставив им церковные земли; возобновил работу школы в Перемышле (1548), создал училище в Саноке (1551). Еп. Антоний основал церковные братства : при ц. Св. Троицы в Судовой Вишне (1563) и при перемышльском кафедральном соборе (известно с 1571), также было образовано братство при Крестовоздвиженской ц. в Дрогобыче (известно с 1556; с 1589 упом. братства при дрогобычских церквах св. Юра и вмц. Параскевы). В 1578 г. архиерей добился назначения своим преемником племянника Ивана Радиловского, однако в 1581 г. уступил епархию Стефану Брылинскому (в монашестве Арсений). При еп. Арсении (Брылинском; 1585/1586 - нач. 1591) епархия пришла в упадок. В 1581 г. галицкие правосл. дворяне в письме митр. Онисифору (Девочке) сообщали о том, что П. е. отдана тиуну Стефану Брылинскому, подданному перемышльского старосты. Староста распоряжался имениями кафедры, и Брылинский ему не противоречил. Кроме того, номинированный епископ был человеком, «не ученым в Слове Божьем». Несмотря на то что шляхтичи просили не рукополагать Брылинского во епископа, он был хиротонисан. После кончины еп. Арсения в 1591 г. митр. Михаил (Рагоза) поручил Львовскому еп. Гедеону (Балабану) провести ревизию П. е. По донесению еп. Гедеона, дела в епархии были в полном расстройстве: священнослужители не слушались епископа, не приезжали к нему, не брали св. миро, совершали беззаконные браки, среди священнослужителей было много двоеженцев. При еп. Арсении восстановили Спасскую ц. за Старым городом.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Денежные поступления от вкладчиков составляли значительную часть бюджета И. В. м. (в 1573 - 1167 р. из 1555; в 1581 - 1756 из 3054 р.). В структуре монастырских доходов роль вкладов постепенно снижалась: в 1573 г. вклады составляли 80% всех доходов, в 1575/76 г.- 66, в 1579/80 г.- 63, в 1588/89 г.- 54%. По неполным оценкам, в XVI в. И. В. м. получил денежных вкладов более 30 861 р. (Там же. С. 107; Щепетов. 1946. С. 94, 95). Евангелие от Луки. Апостол. XVI в. Вклад архим. Симонова мон-ря Алексия (Ступишина) в Иосифов Волоколамский мон-рь (РГБ. Вол. 73. Л. 26 об.– 27) Евангелие от Луки. Апостол. XVI в. Вклад архим. Симонова мон-ря Алексия (Ступишина) в Иосифов Волоколамский мон-рь (РГБ. Вол. 73. Л. 26 об.– 27) На протяжении XVI в. И. В. м. пользовался покровительством московских самодержцев. В 1515-1533 гг. вел. кн. Василий III неоднократно посещал обитель и делал щедрые вклады землями, деньгами и зерном. В 1542-1581 гг. царь Иоанн IV ездил на богомолье в И. В. м. и передал в качестве вкладов и милостыни более 8 тыс. р. Всего насчитывается не менее 30 вкладов царя в обитель, в т. ч. «по душам» погибших в войне с Литвой воинов (более 100 р.), Малюты Скуратова (Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского) (250 р.), убиенного царевича Иоанна Иоанновича (1243 р.), опальных (4 тыс. р.) ( Штайндорф. 2002. 8. С. 90-100). Царь Феодор Иоаннович пожертвовал И. В. м. более 1050 р. Покровительствовал мон-рю и Борис Феодорович Годунов: в 1583/84 г., еще будучи боярином, он передал в обитель в качестве вклада по казненным в опале «князе Борисе Давыдовиче Тулупове, да по его матери княгине Анне, да по Федоре, да по Василье по Ивановичех по Умных на вечной поминок и на кормы» с. Неверово Старицкого у. (АФЗХ. Ч. 2. 374, 375, 379, 380). Зимой 1599 г. царь Борис Годунов с сыном Федором был в монастыре на богомолье. Всего его вклады составили более 3,1 тыс. р. И. В. м. получал земельные и денежные пожалования и от удельных князей Юрия Дмитровского, Дмитрия Углицкого, Андрея Старицкого и его сына Владимира Андреевича.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Память святого Николы, юродивого Псковского (†1576 г.) – 28 февраля (13 марта). 1581 г. Ноябрь. Поляки осаждают Псково-Печерский монастырь. Мужественно отражают нападение стрельцы и иноки под начальством Юрия Нечаева. Замойский, пораженный стойкостью обители, посылает инокам икону Благовещения и ласковую грамоту, уговаривая их сдаться. Старец Патермуфий, облекшись в схимническое одеяние, дает посланцу Замойского ответ монахов: «Не хотим жалованья от короля и не страшимся угроз его, не принимаем и льстивого ласкательства канцлера. Но умрем в дому Пречистыя по своему иноческому обещанию и по крестному целованию за отчину своего государя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси. Как одного меня видите, так все мы готовы умереть.» 1581 г. День Рождества Пресвятой Богородицы. Полчища поляков и литовцев штурмуют Псков, защищаемый мужественным воеводой кн. Иваном Петровичем Шуйским. Бодр дух осажденных. Инок Покровского монастыря дряхлый слепец Дорофей видел явление Богородицы в сопутствии святых князей: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, блаженного Николы Салоса и других прославленных во Пскове святых. Гневалась Владычица на град, но святые вымолили ее прощение. «Старче! – слышал голос Дорофей. – Иди скорее, возвести боголюбивым воеводам, печерскому игумену и всему народу, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога; завтра пусть стерегут это место, пусть поставят здесь пушки и направят их на шатры королевские. Всему народу вели плакаться о грехах своих и Я буду молить Сына Моего и Бога за ваши согрешения " … Приступ отбит на месте, указанном в видении. Воздавая хвалу Богу в храме святой Троицы, князь Шуйский говорит воинам и народу: «Вот, братие, миновал для нас первый день печали и веселия, трудов и мужества. Совершим, как начали. Сильные враги наши пали, а мы, немощные, препоясались силою. Гордый исполин лишился хлеба, а мы, алчущие милосердия Божия, исполнились благ. Будем готовы умереть за веру Христову. Как начали, так и довершим, с Богом, без всякой хитрости.» Враги вскоре сняли осаду, не возобновив приступов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

На юж. стене диаконника Троицкого собора Клопского мон-ря, там, где был придел во имя М., помещена композиция с изображением святого в молении на фоне своей обители. Датировка росписи 1-й четв. XVIII в. основана на сведениях из описи Клопского мон-ря 1727 г. (в описи 1695 упоминания нет): «А та соборная церковь и пределъ Михаила Клопскаго подписаны настенным письмом» (Опись имущества Клопского мон-ря 1727 г. 2013. С. 173). До настоящего времени роспись плохо сохранилась; нижняя часть фигуры М. утрачена. Он изображен в 3/4-ном повороте в молении Св. Троице в облаках над мон-рем. Постройки обители воспроизведены достаточно точно и подробно: Троицкий собор (приделы и пощипковое покрытие), за ним Никольская церковь с трапезной, деревянные кельи, амбары, башни и монастырская ограда. Иконы с изображением М. на фоне мон-ря могут восходить к этой росписи. В описи Клопского м-ря 1581/82 гг. в старой Троицкой ц. упоминается «надъ чюдотворцом рака резана, образ преподобнаго Михаила Клопскаго чюдотворца, золочена, да приволока на нёмъ камка узорчата на таусинной земле, шолк жолт, а опушка у приволоки камка зелена» (Опись имущества Троицкого Клопского м-ря 1581/82 г. 2013. С. 148). В описи Новгорода 1617 г. отмечена «рака древяна резная позолочена, покрыта покровом, а на раке вырезан образ Михаила Клопскаго чюдотворца, а мощи лежат под спудом » (Описи Новгорода 1617 г. 1984. С. 95). Единственная, сохранившаяся до наст. времени рельефная фигура М. датируется О. В. Клюкановой 1569 г. (ГРМ; см.: Русские мон-ри. 1997), в описи Клопского мон-ря 1695 г. она не упоминается. Рельеф представляет собой деревянную фигуру в подряснике, мантии, схиме с куколем, опущенным на плечи. Наиболее детально вырезаны лик и руки. У святого широкие скулы, большие миндалевидные глаза, широкий нос (частично утрачен), длинная борода. Мастерски вырезана правая рука: резчик пластично передает сложную форму кисти в жесте благословения, детально проработав каждую фалангу пальцев; левая рука, со свитком, показана обобщенно. Одежда проработана графично, отдельными линиями. Раскраска сохранилась фрагментарно.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

В древнейшей из описей Клопского мон-ря (1581/82) в перечне икон, находившихся «в старой церкви», упоминается неск. икон с изображением святого, в т. ч. единоличный образ над ракой М.: «…над чюдотворцом рака резана, образ преподобнаго Михаила Клопского чюдотворца, золочена… Да образ «Верую во Единаго Бога» дву пядей, поля обложены серебром и затворы обложены, а на них писаны Михаил Kлonckiй да Алексан Cbupckiй, а ве(н)цы у них сканы» (Опись имущества Троицкого Клопского монастыря 1581/82 г. 2013. С. 148-149). В описи Клопского монастыря (1695) вновь повторяется запись об единоличном образе М. над ракой («…в головах у чюдотворца Михаила образ в киоте» - Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1695 г. 2013. С. 155). Появляются описания новых икон: «А в храме Пречистыя и Живоначальныя Троицы Божия милосердия… Образ местной Михаила Клопского писан на золоте, венец и гривенка серебряные же золочены» (Там же. С. 154) . Еще одна, запрестольная выносная икона с образом преподобного находилась в алтаре собора мон-ря: «За престолом выносные две Богородицы Знамение… А другая Богородица писана на золоте; у тое Богородицы на другой строне святыи Михаил Клопский да Федор Стратилат» (Там же. С. 156). В описи мон-ря 1727 г. сохраняются сведения об упоминавшихся ранее иконах и появляется описание икон Никольской ц.: «В том же монастыре церковь каменная с трапезою во имя Николая чудотворца. По правую сторону царских дверей: образ Отечества… образ Николая чудотворца в житии, образ Михаила Клопскаго писан краски, венец и цата сребряные резные, так же и в верху у Троицы три венчика малых гладких золоченых. Пред тем образом лампада медная с кистью» (Опись имущества Клопского мон-ря 1727 г. 2013. С. 175). Единоличная иконография М. представлена в 2 типах изображения: преподобный в 3/4-ном развороте в молении к Спасителю или к Св. Троице в небесном или в «облачном» сегменте и прямоличный образ святого. Самая ранняя из сохранившихся единоличных икон М. относится к 1-й четв. XVII в. (ГМИР; см.: Русское искусство из собр.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

Последние митрополиты в Царствование Грозного, Кирилл и Антоний, устрашенные трагической судьбой своего предшественника, не выступали с обличениями неистовств царя и его зверств. Первый из них управлял церковью в течение 3-х с лишком лет (1568–1572), последний – 9 лет (1572–1581). Влияние церковной власти в такой мере упало, что царь, получив разрешение на четвертый брак, не исполнил наложенной на него епитимьи, а затем женился еще три раза, уже не спрашивая на то разрешения. Преемником Антония был Дионисий, игумен Хутынского монастыря (1581). Митр. Дионисий считался в свое время человеком очень умным и образованным, почему и назван в летописи «премудрым грамматиком». Но ему не удалось поднять ослабевшее значение духовной власти. Вместе с Шуйским, врагами Годунова, он стал ходатайствовать перед царем Феодором Иоанновичем о разводе его с неплодной царицей Ириной, сестрой Годунова. Годунов успел вовремя остановить ходатайство и обвинить перед царем митрополита. Дионисий был низложен (1587) и на его место был возведен Ростовский архиепископ Иов. Он был последним митрополитом и первым патриархом в нашей истории. Вместе с ним опять началось возвышение духовной власти, и иерархия снова приобрела то влияние, церковное и гражданское, каким сильна была прежде. Церковная власть и права митрополитов. Органы митрополичьей власти. Государственное значение митрополитов Целостность русской жизни держалась в средние века не мирским правительством, не князьями и полководцами, а святителями стольного града. Более 300 лет России не было, как единой державы, но была Россия как единая митрополия, да и впоследствии, до времени Петра Первого, единство России, как религиозного общества, было гораздо действительнее, надежнее и крепче, нежели ее единство, колебавшееся то самозванцами, то междуцарствиями. Еще более замечательно то явление, что выразители, или, точнее, виновники духовного и бытового единства русской жизни, святители-митрополиты, сложившее затем и ее политическую цельность, не были расчетливыми политиками XVII века; нет, это были, прежде всего и по-преимуществу, подвижники личного спасения, заботившиеся не об отдаленном будущем, (хотя иногда и прозиравшие в него через озарение свыше), но о том, чтобы «в день сей без греха сохранитися нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Княгиня Анна Свирская завещала на виленский Пречистенский собор свой дом в Вильне, на Троицкий монастырь в том же городе десять коп грошей и столько же на прочие виленские церкви (1588) . Между тем раздача православных монастырей людям светским и иногда духовным продолжалась по-прежнему, если даже не усиливалась. Король Стефан Баторий раздал монастыри: а) Спасский во Владимире — земянину своему Михаилу Оранскому и его детям без обязательства вступать в духовный сан (1578 и 1580) ; б) Варваринский женский в Пинске, находившийся дотоле в пожизненном управлении земянки Софии Воловичевой-Кирдеевой, другой земянке, Раине Воиновой (1580); в) Уневский в городе Львове — дворянину Василию Балабану (1581); г) Брацлавский на озере Неспеши, который держал дотоле Семен Волович, дворянину Ждану Левоновичу с условием, чтобы он принял духовный сан (1581); д) Пречистенский женский в Луцке, на Святой горе,— Феодоре Боговитиновне-Загоровской (1583); е) мстиславский Пустынский — поповскому сыну Матфею Евпатьевичу, с согласия Полоцкого архиепископа Феофана—Богдана, которому монастырь этот прежде был пожалован (1585); ж) кобринский Спасский — дворянину Ивану Гоголю под условием, чтобы он принял духовный сан (1586). Король Сигизмунд III пожаловал мстиславский Онуфриевский монастырь князю Богдану Озерецкому-Друцкому, изъявившему желание принять духовный сан (1588), а мстиславский Нагорный — местному протоиерею Ивану Ипатьевичу в пожизненное управление (1589). Следует присовокупить, что не одни архиереи имели в своем управлении по нескольку монастырей, а иногда и архимандриты. Так, архимандрит Михаил Рагоза, управлявший с 1579 г. минским Вознесенским монастырем, получил еще от слуцких князей в пожизненное управление слуцкий Троицкий монастырь в 1582 г. и слуцкий Мороцкий в 1589 г., мая 20 . Вести о нестроениях в Западнорусской Церкви, без сомнения, не раз доходили до ее верховного пастыря, Вселенского патриарха,— наконец, он увидел их и собственными очами. До 1588 г. ни один из Цареградских патриархов не посетил Русской Церкви, хотя под властию их она находилась уже ровно шесть столетий.

http://sedmitza.ru/lib/text/436059/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Никандр Пустынножитель, Псковский Чудотворец (+ 1581) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 сент. в день преставления, 29 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Никандр, в миру Никон, родился в 1507 г. в благочестивой семье села Виделебья в Псковском краю. Отец его, Филипп, умер рано, старший брат Арсений ушел в монахи, и Никон жил вдвоем с матерью своей Анастасией. Когда ему минуло 17 лет, он уговорил мать свою раздать имущество бедным и церквам и поступить в монастырь, а сам пошел на поклонение святыням Псковского края. Его влекла к себе жизнь иноческая, особенно же пример прпп. Евфросина Спасоелеазарского (память его 15 мая) и Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.). Вернувшись с богомолья, он поступил на службу к псковскому купцу Филиппу и, живя у него, обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил смиренного и богобоязненного юношу. Но один благочестивый горожанин, Феодор Ситник, указал Никону в глухом лесу уединенную пустынь, огражденную мшистыми болотами, и они ушли туда вдвоем подвизаться. Однажды, придя во Псков к литургии, Никон услышал в церкви голос: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!» В сильной радости поспешил Никон обратно в свою пустынь, указанную ему теперь Самим Богом. По дороге его встретил блаженный Николай Псковский (память его 28 февр.) и предупредил о всех ожидающих его трудностях. Прожил он здесь 15 лет, но, когда о нем узнали люди, он ушел в Крыпецкий монастырь прп. Саввы и там постригся с наречением ему имени Никандр. Феодор и Филипп поступили в тот же монастырь и скончались в нем иноками Феодосией и Филаретом. Об иноческой жизни прп. Никандр говорил так: «Пшеничному полю подобно иноческое житие. Оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежности».

http://sedmitza.ru/lib/text/437681/

Произошло это, согласно наиболее распространённой версии, в том же 1581 (с уточнением Н.Н. Дурново - в октябре Вместе с тем, Е.В. Липаков утверждал, что: «Называемая в литературе дата смерти - тот же 1581 год - не подтверждается документами и другими «Вполне вероятно, - указывал он, не ссылаясь, однако, на источники, - что на самом деле архиепископ Иеремия прожил на покое значительно Главным событием, которое произошло в период архиерейства Иеремии, по общему признанию, стало явление и обретение в 1579 г. Казанской иконы Божией Матери. Он является одним из основных персонажей «Повести...». Многие описанные в «Повести...» события, что вполне объяснимо, происходили при личном участии правящего архиерея и с его благословения, но, тем не менее, архиепископ Иеремия «затеняется» здесь фигурами Матроны и будущего митрополита Казанского и Астраханского Гермогена (Ермогена) - «тогда в чину поповсте, святаго Николы, иже зовется с которыми связываются: с первой - непосредственно чудесное явление и поиски иконы, а со вторым - её общественное представление (организация крестного хода, перенесение иконы) и первые свидетельства чудодейства явленного (обретённого) образа. Так, архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия стал непосредственным свидетелем «чюда 4-го»: «Некогда оубо отроча, - сообщалось в " Повести... " , - материею своею принесено в церковь, слепо очима; мати же его стояше пред образом Богородицы, с плачем моляшеся о прозрении отрачате. Отроча же внезапу нача руками осязати по лицу матерь свою. Народи же убо вси молишеся Пречистыя образу: архиепископ же стояше на месте своем, зряше на отроча и виде сие, яко отроча матерь свою рукама осязаше. И повеле принести яблоко красно и показати отрочати. Отроча же и яблоко нача хватати: и вси истину увидевше, яко прозре отроча; и славу воздаша Христу Богу и Пречистой Его Матери Владычицы нашея Богородицы, творяще дивная Помимо прочего, весьма любопытным является то обстоятельство, что данное чудо описано с такой лишней подробностью, как цвет яблока. На наш взгляд, это также может служить одним из косвенных свидетельств того, что её, с наибольшей вероятностью, мог знать и пересказать сам непосредственный участник события, каковым, при отсутствии упоминания о другом «самовидце» - будущем митрополите Гермогене (Ермогене), и являлся архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

851 И всяких наемных людей 60 000, а своих у него людей собрано 40 000... – Численность королевской армии преувеличена автором «Повести». 853 Король же литовский Степан... начата полки розряжати, коим его великим паном и гетманом в коем полку воиводами быти. – В походе Стефана Батория на Псков командные должности занимали известные польские, литовские, венгерские военачальники, многие из них уже проявили себя в русских походах прошлых лет. Среди них особое место занимала семья Радзивиллов, крупных литовских магнатов: Николай Радзивилл – воевода виленский, великий гетман литовский (с 1578 г.), пользовавшийся большим политическим авторитетом; Христоф Радзивилл, сын Николая, – участник всех войн Батория, за воинские таланты получил прозвище «Гром», стал впоследствии великим гетманом литовским, во время осады был гетманом надворным, кастеляном Трокским; его брат – Николай Радзивилл был воеводой Новогрудским. В походе участвовали также Николай Христоф Радзивилл, великий маршалок Литовского княжества, и Альберт Радзивилл (в «Повести» он назван Онбрихтъ Радив), надворный маршалок литовский. Николай Сапега выполнял ответственные дипломатические поручения, участвовал в посольствах к Ивану Грозному. Ян Дорогостайский проявил себя во время полоцкого похода и командовал гарнизоном Полоцка после взятия города. Филон Кмита – весьма успешно действовал под Смоленском в 1579 г., был начальником гарнизона в Великих Луках, в 1580– 1581 гг. им и Николаем Радзивиллом Младшим были завоеваны Холм, Русса. Евстафий Волович в разное время был подканцлером литовским, кастеляном Трокским, Виленским. Ян Кишка (в «Повести» ошибочно Ян Тишка) – жмудский староста, королевский кравчий, часто выполнял посольские поручения, в частности вел переговоры с московскими послами под Великими Луками. 854 В болшом полку поставляет пана канцлра, гетмана великого польского... – Великим гетманом был назначен в 1581 г. Ян Замойский (1541–1605). Он пользовался большой известностью на родине и в Западной Европе, имел репутацию хорошего администратора, славился образованностью, красноречием, бескорыстием. Был инициатором походов на русское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010