Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ V Дау († 7.10.1592, обл. Хауран, Сирия), патриарх Антиохийский (с 1581). Согласно одной из рукописей, происходил из с. Сафита под Тартусом, согласно другой - был сыном свящ. Исхака из Дамаска. До избрания на Патриаршество носил имя Дорофей. Занимал кафедру митрополита Триполи (в этом сане впервые упом. в колофоне ркп. из мон-ря Хаматура, 1574). После смерти Антиохийского патриарха Иоакима IV ибн Джумы (1576) Дорофей наряду с митрополитами Макарием Евхаитским и Григорием Халебским выдвигался кандидатом на патриарший престол. После того как Григорий отказался от престола в пользу Макария ( Михаил VII ), Дорофею пришлось сделать то же. В патриаршество Михаила Дорофей играл видную роль на правосл. Востоке. В кон. 1578 - нач. 1579 г. он, как экзарх К-польского патриарха Иеремии II , выступал третейским судьей в конфликте Иерусалимского патриарха Германа , монахов лавры св. Саввы Освященного и митр. Иоакима Вифлеемского. От этого времени сохранилась рукопись, переписанная Дорофеем в Архангельском мон-ре Иерусалима (СПбФИВ РАН С 869; янв.-март 1579); в колофонах Дорофей упоминает своих спутников священников Ису и Михаила, впосл. занимавших заметное место в его окружении. Приблизительно в нач. 1581 г. произошел конфликт между патриархом Михаилом и христ. общиной Дамаска, под давлением к-рой патриарх отрекся от престола и покинул Дамаск. Дамасские христиане призвали митр. Дорофея и провозгласили его патриархом с именем Иоаким (ранее 25 мая 1581 - Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 4. P. 257). Однако вскоре Михаил отказался от своего отречения и совместно с верными ему епископами предал анафеме И. и его сторонников (по сведениям ряда хронистов, отлучение, наложенное Михаилом на дамасских христиан, предшествовало избранию И.). В свою очередь И. вместе с примкнувшей к нему частью клира отлучил Михаила. Антиохийский Патриархат был ввергнут в смуту: юж. епархии поддержали И., северные - Михаила. Конфликт сопровождался сильнейшим взаимным ожесточением. Позднейшие хронисты, не приводя подробностей, пишут об убийствах нек-рых именитых христиан.

http://pravenc.ru/text/468921.html

Αθναι, 1980. Τ. 51. N 1. S. 186-190; Amato A. Il sacramento della penitenze nelle «Riposte» del patriarca Geremia II ai teologi luterani di Tübingen (1576, 1579, 1581)//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 1979. Τ. 11. N 2. Σ. 289-316; Travis J. Orthodox-Lutheran Relations: Their Historical Beginnings//GOTR. 1984. Vol. 29. P. 303-325; Kowalchuk A. D. The Correspondence of Patriarch Jeremias Tranos with the Lutheran Scholars of Tubingen as it Relates to East-West Christian Relations//The Patristic and Byzantine Review. Kingston, 1985. Vol. 4. P. 202-208; Tsirpanlis C. A Prosopography of Jeremias Tranos (1536-1595) and His Place in the History of the Eastern Church//Ibid. P. 155-174; Zoppi J. J. The Correspondence of 1573-1581 between Lutheran Theologians at Tubingen and the Eastern Orthodox Patriarchate of Constantinople, and the Dispute concerning Sacred Tradition//Ibid. P. 175-195; Moroziuk R. P. The Role of Patriarch Jeremias II Tranos in the Reformation of Kievan Metropolia//Ibid. 1986. Vol. 5. P. 104-128; Wendebourg D. Reformation und Orthodoxie: Der ökumenische Briefwechsel zwischen der Leitung der Württembergischen Kirche und Patriarch Jeremias II. von Konstantinopel in den Jahren 1575-1581. Gött., 1986; Podskalsky G. Die Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft, 1453-1821. Münch., 1988. S. 103-107 et passim; idem. Die Einstellung des Ökumenischen Patriarchen (Jeremias II) zur Erhebung des Moskauer Patriarchats (1589)//OCP. 1989. Vol. 55. N 2. P. 421-437; Флоря Б. Н. Вост. патриархи и западнорус. церковь//Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII вв. М., 1996. Ч. 1. С. 117-130; Stiernon D. Jérémie II, patriarche de Constantinople//DHGE. T. 27. Col. 995-1001; Hannick Ch., Todt K.-P. Jérémie II Tranos//TByz. 2002. T. 2. P. 551-615; Гронек А. Портрет К-польского патриарха Иеремии II из музея Ягеллонского ун-та в Кракове//Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 136-148. Н. Е. Новиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293660.html

ч. Н. явился на Ее зов из основанного им Мирожского мон-ря. Сюжет имеет 2 композиционных варианта. На чудотворной иконе, которая по сохранившейся живописи может считаться памятником нач. XVII в. (передана представителями ФРГ 7 сент. 2001 и поставлена в Троицком соборе Пскова - некогда находилась в Покровской от Пролома ц. и считалось, что была написана вскоре после 1581, см.: Окулич-Казарин. 2001. С. 129-130; полная надпись приведена: Василёв И. И. Ист.-стат. указатель г. Пскова. СПб., 1899. С. 104-105), отдельные районы города показаны в традициях древнерус. иконописи XVI-XVII вв.: расположенные друг над другом и разделенные ландшафтными участками «грады»-укрепления. К ней восходят совр. иконы, напр. в псковской ц. во имя свт. Василия Великого на Горке. Др. вариант представлен иконами кон. XVII - XVIII в. из храмов Пскова, связанных с событиями осады 1581 г. На них город изображен в перспективе, по принципам европ. картографии; образцом краеведы и исследователи считают план 1694 г., а одного из его создателей - автором иконы-протографа этой редакции. Это икона, известная в краеведческой лит-ре под именем «Сретение Богородицы», до 1910 г. находившаяся в часовне Владычного Креста ( Окулич-Казарин. 2001. С. 86-88), согласно надписям на ней, была «возобновлена» 6 сент. 1784 г., т. е. переписана по старым контурам «из стараго изображения» на средства инженер-майорши А. С. Румянцевой. Плохая сохранность ее живописи к 3-й четв. XVIII в. была связана с тем, что именно с этой большого размера иконой (ок. 487×210 см) жители города шли в крестный ход навстречу чудотворной иконе Успения Пресв. Богородицы из Псково-Печерского мон-ря в память событий 20 авг. 1581 г. С 1910 г. икона находилась в Троицком кафедральном соборе Пскова (ныне в ПИАМ). Ее повторением является икона из Гостиного двора, некогда укрепленная там близ лавки купца И. И. Жигилевича (40×40 см, 1762, ныне в собр. ПИАМ, см.: Там же. С. 102. Рис. 11). Н. вместе с др. святыми - покровителями города - с Псковскими князьями, преподобными и блаженными стоит в молитвенном обращении к Богородице.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

м-ря), 264 (житие Зосимы и Савватия), 402 (Лев филолог черноризец); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.», I, 3 (дело 1651 г. Посол. Приказа Новгор. четверти о посылке митроп. Никона в Соловец. м-рь для привезения оттуда мощей св. Филиппа); “Извлеч. из отчета Об.-Прок.», 1844 г., 10 (посещение В. Кн. Конст. Никол. и его дар – дарохранительница), 1846 г., 8 (устройство гавани); 1850 г., 12 (перемена флагов); 1854 г., 9 (осада англичан); 1857 г., 13 (разрешено устрой. двух церквей); 1858 г, 11 (разрешено отпустить 6.000 дерев из казен. участка); 1861 г., 20 (пожаловано 2.000 р. на обновление иконостаса, устроен. Петром I); “Арханг. губ. вед.», 1848 г., 7 (тарханная грам. ц. Алексея Мих.); 1852 г., 42 (юридич. акты XVII в.); 1854 г., 27–30 (поездка в Соловец. м-рь); “Акты Арх. Эксп.», I, 62 (Ж. Новгор. гр. 1459 г. на Соловец., Анзер. и др. остр.), 212 (Отписка 1547 г. Вас. Юрьева и Ишука Бухарина о богомолении за Государя по случаю Казан. похода с присылкою милостынных денег), 221 (1548 г. устав. гр. иг. Филиппа Колычева), 213 (Окруж. гр. 1547 г. митр. Макария об установ. праздн. новым русс. святым), 239 (Собор. гр. в Солов. мон. о заточении быв. Троиц. игум. Артемия), 258 (Устав. гр. 1561 г. крестьянам Бежец. Верха, села Пузырева), 268 (Устав. гр. 1564 г. м-ря крестьянам Сумской волости), 295 (Цар. гр. 1576 г. Новгор. дьякам о произвед. розыска по жалобе Вяжиц. игум. Сильвестра на притесн. его Солов. игум. Варламом и старцем Паисием в рыбной ловле), 297 (Богом. гр. 1577 г. по случаю царскаго похода в Ливонию), 301 (Ц. гр. 1578 г. о постр. острога и приведении его в оборон. положение, на случай нападения шведов), 301 (Богом. гр. 1579 г. по случаю нашествия Стеф. Батория), 306 (тоже 1580 г.), 308 (Собор. приговор 1581 г.; игум. Варлаам), 310 (Ц. гр. 1581 г. Киприану Оничкову об обережении м-ря от шведов), 311 (Богом. гр. 1581 г. по случ. войны с Польшей и Швецией), 321 (Ц. гр. 1584 г. о соблюдении монаст. благочиния), 323 (Ц. гр. 1584 г. об освобождении от пошлин и повинн.), 345 (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«Дошедшие до нас сведения показывают, что сам Варлаам не принадлежал к числу агиографов-профессионалов, но не лишен был литературных способностей» 38 . Созванный митрополитом Антонием (1572–1581) Собор причислил к лику святых преподобную Евфросинию Суздальскую (†1250; память 25 сентября). Как иерарх, он участвовал в местной канонизации родственника святителя Макария, преподобного Иосифа Волоцкого 39 . В рукописном Обиходнике Иосифо-Волоколамского монастыря XVI века имеется сведение, что 20 декабря 1578 года Собор при участии всех русских архиереев уложил «праздновати и пети в обители Пречистые Богородици началнику святыя обители сея, преподобному отцу нашему игумену Иосифу, еже есть близ города Волоколамскаго... доколе и монастырь Пречистыа стоит» 40 . О епископе Варлааме говорится: «О нем свидетельство в житии преподобныя княжны Евфросинии Суждальския чудотворицы, и на покровах шитых святителей и чудотворцев Иоанна и Феодора епископов Суждальских» 41 . Это позволяет предположить, что старанием святителя Варлаама были изготовлены названные покрова на гробницы святых иерархов, предшественников епископа Варлаама. В 1581 году город Псков, дом Пресвятой Троицы, выдержал героическую осаду польских войск во главе с королем Стефаном Баторием. Узнав об отходе вражеских войск, которые не смогли взять Псков, царь Иоанн Грозный воздал хвалу Богу. «Пресвещенному же Митрополиту в царьствующем граде Москве повеле повседневъныя молебны пети, такоже и во всех архиепискупях и епискупях сицевое молебное совершающе» 42 . В начале 1582 года последовало заключение Ям-Запольского мира с Речью Посполитой. Его заключению предшествовала пребывание в 1581 году в Московской Руси иезуита Антонио Поссевино, который выполнял посреднические функции при заключении мира с Речью Посполитой. Известен его конфессиональный диспут с царем Иоанном Грозным. При этом монах-иезуит отмечал: «Великий князь вызвал шесть епископов, на считая Митрополита, как для Богослужения, так и для беседы со мной о религии» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Крест в металлической оправе и с металлической ручкой. На боку креста на металле подпись: «Старанием Преосвященного Христофора Сулимы Епископа Слободского, Украинского, Харьковского и Кавалера, 1810 года Мая, весу 1 ф. 48 зол.». Длина (без ручки) 27 см, перекр. 15 см, толщ. 2 ½ см. 9) Дарохранительница из плохого серебра; нижняя часть имеет вид параллелограма, верхняя меньшего параллелограмма, поверх которого усеченная крыша; сверху последний купол, увенчаный крестом. По крышке нижнего ящика идет следующая надпись: «во гроб плотски во аде же с душею яко Бог в ран же с разбойником и на престоле был еси Христе со отцом и духом вся исполняя неописаны». XVIII в. 10-11) Два серебряных подсвечника, с широким основанием, на которых высоким рельефом херувимские головки и фрукты. Ножкой подсвечника служит ангел, литая фигура в виде кариатиды, поддерживающая на голове самый подсвечник. Хитон на левой ноге ангела оставляет одну ногу открытой; рукова хитона загнуты. Фигура в общем уродлива, грубовата, работа этой фигуры не соответствует работе подножия. По нижнему краю основания надпись: «Сии подсвечники сделаны 1756 года, мца марта 7 дня в битность архимандрита Рафаила Макринскаго, весу в ных десять фунтов и сорок золотников. За работу дано 50 рублей за денег суммы жалованой». На другом подсвечнике надпись: «Ея Императорскаго Велычества Благочестивейшия Самодержавнейшия Велыкия горины-нашея Императрицы Елисаветы Петровны». 12-13) Два серебряных блюда; у одного края имеют характерный рельефный орнамент в виде завитков с насечками и чешуйками; другое более тяжеловесное, массивное, имеет на дне углубления - медальон какие-то, по-видимому, лунные исчесления; в круге и в полукруге цифры, гравировкою надпись: «Казенное блюдо, крутицкаго дому». Оба сосуда XVIII в. диам. - 35 см. «В библиотеке монастыря имелись следующие редкие книги: Библия - Островской печати 1581 года, Маргарит Иоанна Златоутого 1596 г., Октонхи Московской печати 1636, 1683 г. и др, Евангелие Московской печати 1636 г., Требник Петра Могилы 1646 г., Апостол Львовской печати 1666 г., Ирмолог Московской печати 1682 г., Триод постная Киевской печати 1648 г., Триод цветная Львовской печати 1664 г., тоже Московской печати 1648 г., Евангелие учительное Московской печати 1652 г., Евангелие Московской печати 1735 г., «Трубы словес» - Лазаря Борановича и мног. Другие книги».

http://sobory.ru/article/?object=14144

В 1948 г. образ реставрировался Н. А. Барановым. После того, как с него был снят оклад, оказалось, что изображение Николы покрыто темной олифой и поздними записями. После расчистки иконы было установлено, что сохранившаяся на ней живопись может быть датирована лишь XVI в., но никак не раньше. Это противоречило семейной легенде Воейковых и поэтому в 1955 г. икону обследовали вновь. Выяснилось, что под плотными слоями живописи XVI в., в тех местах, где она частично утрачена (на одеждах Николы), прослеживаются едва заметные контуры нижнего более раннего красочного слоя. Это дало основание предположить, что сама икона гораздо старше сохранившейся на ней живописи XVI в. Судя по всему, во время реставрации иконы в XVI в. иконописец писал по плохо сохранившимся (или счищенным) старым контурам. Возможно, тогда же икона была обложена золотым окладом, для чего доску иконы с боков надставили. Действительно, после того, как с иконы был снят золотой оклад XVI в., на доске были обнаружены залевкашенные следы от гвоздей и самые медные гвозди от какого-то более раннего оклада. Все это подтвердило первоначальную догадку, что доска иконы древнее XVI в. Исследователи повнимательнее присмотрелись к ней и здесь их ждало небольшое открытие. На обратной стороне иконы под ветхой бархатной оболочкой была обнаружена надпись скорописью XVII в. черными чернилами: «Лета 7156 (1648. – Авт.)-го году молился сему образу чудотворцу Николе Семен Иванович Воейков. А взял после смерти брата своего Дмитрея Еуфимевича Воейкова. А прежде иво Дмитреева моленя и отца иво думного дворенина Ефима прозвище Баима Василевича Воейкова». Эта надпись 1648 г. на иконе подтвердила семейное предание Воейковых и то, что уже в XVI в. она считалась фамильной реликвией. (Вкладная книга Троицкого монастыря 1673 г. фиксирует вклады Баима Васильевича Воейкова, сделанные в 1577–1581 гг.) 931 . О древности иконы говорили и искусствоведческие наблюдения. Сравнение иконографии данной иконы с изображениями Николы Можайского на других образах XV–XVII вв. показало, что данное изображение Николы тяготеет к ранним иконам XV в., а не к поздним. Все это привело специалистов к выводу, что перед нами та самая родовая икона Воейковых, которой, согласно устному семейному преданию, благословил при крещении Сергий Радонежский их пращура 932 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первым делом его в этом отношены было то, что после покорения Новгорода в 1478 году, он раздал тамошние церковные имения детям боярским 237 . Затем мысль свою касательно церковных имений предложит он собору 1500 года, на котором председательствовал митрополит Симон. Но собор, защищая права духовенства, отвечал царю: «Не смеем отдать церковного стяжания, ибо оно есть Божие и неприкосновенно» 238 . После такого ответа Иоанн III уже не возобновлял своих требований. Но Иоанн IV продолжал мысль деда своего о недвижимых церковных имениях. Грамотой 1531 года он запретил вотчинникам «спускать родовые вотчины на сторону» и не позволял ни продавать их, ни закладывать, ни отдавать на помин души в монастыри 239 . Чтобы придать более силы своему постановлению, он прикровенно высказал свою мысль о церковных поместьях на соборе 1551 года. Собор, не отнимая у духовенства права на владение поместьями, ограничил, однако, право на приобретение их. Было постановлено, чтобы ни монастыри, ни епископы впредь не покупали деревень без воли государя, а имения, уже укреплённые за церквями в малолетство царя, были возвращены ему 240 . Наконец в 1572 и 1581 годах положено было впредь не принимать вотчин в монастыри, но взамен того брать деньги по цене сёл, но прежних вотчин «не выпускать» 241 . С тех пор мысль об ограничении прав духовенства на приобретение вотчин была постоянной государственной мыслью. Подобно отцу своему, Фёдор Иоаннович запретил вотчинникам жаловать в монастыри поместья на помин души 242 . Правда, царь Михаил Фёдорович, по совету отца своего патриарха Филарета Никитича, только установил лучший порядок управления монастырскими имениями, но не лишал монастыри самых имений 243 , равно как и прав на приобретение новых вотчин 244 . Тем не менее, царь Алексей Михайлович в 1648 году повелел сделать выписку о вотчинных землях, приобретённых духовными лицами, церквями и монастырями с 1580 по 1648 год и, рассмотрев эту выписку 245 , подтвердил прежние постановления государей об ограничении права церквей и монастырей на приобретение недвижимых имений, и такой закон внесён был потом в саму книгу уложения 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Оп. 2). Тогда же происходило взаимное одаривание царя и патриарха. Приемы проходили и на Патриаршем дворе. И. молитвенно участвовал во всех значительных событиях в царской семье. В 1648 г. он венчал царя Алексея Михайловича и М. И. Милославскую, приветствовал новобрачных речью (текст см.: Сазонова Л. И. Лит. культура России: Раннее Новое время. М., 2006. С. 154). В день венчания И. отправил в епархии богомольные грамоты (ААЭ. Т. 4. С. 36, 23). 23 окт. 1648 г. И. послал в епархии богомольные грамоты в связи с рождением в царской семье первенца - царевича Димитрия Алексеевича (Там же. С. 43-44, 31). На крещение младенца царь подарил И. 2 серебряных кубка, драгоценные ткани и др. предметы на 208 р. 18 февр. 1650 г. И. отправил в епархии богомольные грамоты по случаю рождения царевны Евдокии Алексеевны (Там же. С. 65, 44). И. вступил на общерусскую кафедру в условиях растущего протеста светских сословий (дворян и горожан) против привилегий Церкви. В 1641 г. дети боярские обратились к царю с челобитьем об отмене судебных привилегий Церкви по делам о беглых крестьянах, и это требование было удовлетворено. На Земском соборе 1642 г., где обсуждался вопрос о войне с Османской империей, горожане и дети боярские предлагали собрать средства на войну с вотчин епископов и монастырей, позднее «всяких чинов выборные люди» ходатайствовали об «отписании на государя» всех городских слобод с торгово-ремесленным населением, большая часть которых принадлежала Церкви. В челобитной 9 нояб. 1648 г. «все выборные люди всея земли» предлагали отобрать у Церкви и раздать детям боярским все земли, приобретенные после принятия Уложения 1649 г. Враждебность светских сословий ослабляла позиции духовенства и давала возможность светской власти решать за счет Церкви собственные задачи. Нуждаясь в средствах на предполагаемую войну с Крымским ханством, правительство в 1645 г. лишило патриарший дом и мон-ри права на беспошлинную торговлю. Саккос патриарха Московского и всея Руси Иосифа. 1642–1652 гг. (ГММК) Саккос патриарха Московского и всея Руси Иосифа.

http://pravenc.ru/text/578453.html

с 1480 по 1485 (с 1480 по 1494) † неизвест. Иосиф (Болгаринович) епископ, рукоположен с 1494 по 30.05.1498 избран митр. Киевским и всея Руси, с сохранением Смоленской епархии; † 1501 Иосиф (Солтан) епископ, упоминается с 1502 по 1509 митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Варсонофий (Ходыкин) епископ с 1509 по 1514 лишен кафедры и сослан после взятия Смоленска Василием III, заточен; † неизвест. Смоленская и Брянская С 1515 года Иосиф епископ, рукоположен с 15.02.1515 † 22.06.1532 (1522) Савва (Слепушкин) епископ, рукоположен с 20.02.1536 по 1538 † неизвест. Гурий (Заболоцкий) епископ, рукоположен с 16.03.1539 по март 1555 на покое: † неизвест. Симеон епископ, рукоположен с 17.03.1555 † 28.07.1567 Феофил (Филофей) епископ, упоминается в 1568,1569 † неизвест. Сильвестр епископ, рукоположен с 1572 архиепископ с 1589 до 1592 † неизвест. Феодосий архиепископ, рукоположен с 6.03.1592 † возможно, январь 1605 Сергий архиепископ, упоминается с 1609 по 1611 взят поляками в плен † после 1616 (1619) Смоленская и Черниговская С 1628 года Исаия (Копинский) архиепископ, бывший еп. Перемышльский и Самборский с 1628 епархией не управлял с 18.11.1631 митр, Киевский, Галицкий и всея Руси Авраамий архиепископ, рукоположен с 1632 по 1648 переименован архиеп. Смоленский и Дорогобужский Смоленская и Дорогобужская С 1648 года Авраамий архиепископ, бывший архиеп. Смоленский и Черниговский с 1648 по 1653 † неизвест. Лаврентий архиепископ Тверской и Кашинский с марта 1655 по декабрь 1655 временно управлял с 13.03.1656 рукоположен во еп. Полоцкого и Витебского с июня 1657 до 1658 временно управлял Филарет архиепископ, бывший архиеп. Суздальский и Тарусский с 1658 по 1671 на покое: † 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), архиепископ, рукоположен с 9.04.1671 по 1676 митр. Сарский и Подонский Симеон (Милюков) архиепископ, рукоположен с 9.04.1676 митрополит с 1.09.1681 † 4.01.1699 Сильвестр (Черницкий) митрополит, рукоположен с 25.03.1699 † 5.06.1706 Сильвестр (Крайский) митрополит, бывший архиеп. Холмогорский и Важеский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010