Приход свв. Феодора Стратилата и Феодора Тирона, известный по всем спискам, остался неизвестен Smith’y и Ducange’y. Ныне храм свв. Феодоров находится в приходе Бланка. Приход Богоматери Надежды в Контоскали известен всем спискам, кроме каталога 1648 г. Нет о нем указания и у Smimh’a, который отметил, что «семь церквей в Контоскалии» погибли во время бывшего 12 лет тому назад пожара 157 . В Контоскали был и другой храм – св. Николая, который не отмечен в списках 1648 г. и начала XVIII в., но был известен Коробейникову и Патераки. В Контоскали, наконец, существовал и храм св. Кириаки, также известный Коробейникову и Патераки, но не отмеченный в списках 1648 г. и начала XVIII в. Нет его и в списке Дюканжа. В свою очередь, Павел Алеппский указал в Кум-капу (Кондоскали) церкви св. Иоанна Крестителя, св. Николая, св. Кириаки и Богоматери и отметил, что «во всех этих церквах были новые полиелеи и колокола [σμβολα]». Из церквей в окрестностях Города и в селах списки называют, прежде всего, храм св. Параскевы в Хаскиой, известный и из предшествующих списков. Храм тожествен с церковью св. Параскевы в Ареовинде 158 . В 1752 г. храм св. Параскевы был восстановлен на иждивении унгровлахийского господаря Константина Бранкована. В Татаулах или Татавлах существовал храм св. Димитрия, отмеченный в трех списках и известный еще Патераки. Время основания этого храма не определено и в одном специальном наследовании о Татавлах – по недостатку точных данных 159 . Полное восстановление его относится к 1726 году. Приход Богоматери Хрисопиги, в честь Благовещения, находился в Галате, как это было отмечено еще Коробейниковым и Патераки. В 1660 г. церковь сгорела, но вскоре была восстановлена. В самом конце XVII в. иерусалимский патриарх Досифей купил в пользу Гроба Господня церковь Хрисопиги, вместе с келлиями, двором, зданиями и стеной, заплатив за все 3.970 гросиев 160 . По этой, вероятно, причине церковь и не упомянута в списке начала XVIII в., равно о ней не говорят Смит и Дюканж. Эта церковь была великолепна по живописи и имела два больших подсвечника из желтой меди венецианской работы (Павел Алеппский).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

475 Начат печатанием 1-го Января 1607-го года; окончен печатанием 25-го Апреля 1610-го года. Приготовлен к печати монахом Чудова монастыря, последующим известным головщиком Троицко-Сергиева монастыря, Логгином Шишеловским. Не совсем справедливо осужден и в 1633-и году сожжен патр. Филаретом (Акт. Экспед. 476 Первое издание 1633-го года начато печатанием 17-го Декабря 1630-го года, окончено печатанием 20-го Февраля 1633-го года. Второе издание, представляющее собою простую перепечатку первого, начато 17-го Марта 1633-го года, окончено 30-го Сентября того же 1633-го года (неправильно иными относится к 1634-му году). 477 Устав напечатан в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографическою Комиссией, Спб., 1876, coll. 1–156 (Заметка 1634-го года под 12-м Февраля. – col. 54). 479 Святцы с летописью, напечатанные не при какой-либо богослужебной книге, а сами по себе, отдельной иди особой книгой, суть такие святцы, в которых сообщаются краткие биографические сведения о святых (в старое время у нас назывались летописью всякие исторические, пространные и краткие, сведения: запись на стене церкви о времени ее построения – летопись; запись на книге о времени и месте ее написания – летопись). Святцы 1646-го года начаты печатанием 21-го Сентября 1646 года, окончены печатанием 6-го Декабря того же 1646-го года. Святцы 1648-го, тождественные с святцами 1646-го года или представляющие их перепечатку, начаты печатанием 14-го Июля 1648-го года, окончены печатанием 14-го Ноября того же 1648-го года. 480 Святцы других богослужебных книг: евангелий, апостолов, служебников, требников, следованных псалтирей вообще значительно сокращеннее святцев, находящихся в уставах. 482 Служебник 1656-го года окончен печатанием 31-го июля сего года, а что касается до служебника 1658-го года, то на экземпляре его, находящемся в Типографской библиотеке, которым мы пользовались, выход его глухо обозначен «в лето от воплощения Божия Слова 1658 третье издадеся» (после оглавления грамоты патр. Паисия и перед самою грамотою, на особом белом листе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Одним из проектов Петра Могилы, наряду с написанием Катехизиса, или «Православного исповедания веры», было издать перевод с греческого на славянский язык житий, написанных Симеоном Метафрастом . Осуществить этот проект Петр (Могила) не успел. В 2005 г. Петр Могила был канонизирован Русской православной церковью. 524 Иннокентий Гизель (1600–08.11.1683) – духовный писатель. Игумен Новопечерского Дятловецкого Спасо-Преображенского монастыря (1646–1648), Киевского Братского Богоявленского монастыря (1648–1650), Киевского Кирилловского монастыря (1650–1652), Киево-Никольского монастыря (1652–1654), архимандрит Киево-Печерской лавры (1654–1683), ректор Киево-Могилянской коллегии (1648–1650). Иннокентий Гизель был одним из лидеров украинского духовенства. С одной стороны, Иннокентий Гизель признавал решения Переяславской рады о присоединении Гетманства и Запорожского войска к России, являлся одним из самых ярых сторонников России среди украинского православного духовенства, с другой – ревностно выступал за автономию Киевской митрополии и сохранение митрополии в юрисдикции Константинопольского патриарха. Был автором философского курса «Opus totius philosophiae», полемических сочинений, традиционно ему приписываются такие сочинения, как «Мир с Богом человеку» и «Синопсис». Через год после его кончины в Успенском соборе Киево-Печерской лавры Димитрий Ростовский произнес торжественную проповедь «Пирамис албо столп во блаженной памяти преставленнаго высоце в Богу превелебнаго его милости господина отца Иннокентия Гизеля, архимандрита святой великой чудотворной лавры Печерской Киевской, ку вечной памяти в год по погребении его при соборной понахиде. проповедию слова Божого поставленный року 1685 месяца февруария в 24». Намереваясь создать корпус житий святых. Иннокентий Гизель обращался в Москву с просьбой прислать в Киев для этой работы Великие Четьи Минеи митрополита Макария. Эта просьба была удовлетворена только тогда, когда над «Книгами житий святых» работал уже Димитрий Ростовский . 525 Симеон Метафраст – византийский писатель, государственный деятель. Жил во второй половине X в. Известен собранной им коллекцией житий («Греческая патрология·), которые он литературно обработал и подверг исторической критике. День памяти – 9 февраля. 526 Равное есть зло – и еже глаголати неподобающая... лишает благочестивых пользы – Цитата из «Жития и страдания святого священномученика Автонома». Память – 12 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XVII в. на юж. стене собора находился деревянный киот с образом Успения Богородицы («стенное письмо»), в «офицерской описи» 1763 г. сообщается о киотах с 3 сторон храма - с 2 иконами Успения и образом мч. Авраамия Болгарского. Вероятно, во 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. к собору были пристроены приделы: сев. в честь Благовещения Пресв. Богородицы и юж. в честь Рождества Христова. Захоронения княгинь и княжон, находившиеся в XIII в. в вост. частях галереи, окружавшей собор, в XVII в. оказались в приделах. Во 2-й пол. XVII в. в Благовещенском приделе, на правой стороне у царских врат, почивали мощи мч. Авраамия (в закрытой деревянной гробнице, верхняя доска к-рой была украшена изображением святого). В 1711 г. мощи переложили в деревянную раку и установили «на вскрытии у северной стороны правого столба» храма. В 1796-1806 гг. для святыни была изготовлена серебряная рака, к-рую установили у юго-зап. столпа храма под деревянным вызолоченным балдахином. Во время пожара 12 июля 1855 г. мощи мч. Авраамия перенесли в кафедральный Успенский собор, 17 июля крестным ходом их вернули во В. К. м. В 1865 г. для них была изготовлена из латуни новая рака, в 1897 г. над мощами установили деревянную резную позолоченную сень. В шкафу у раки хранились железные вериги и цепи, по преданию принадлежавшие святому. По указу Синода 22 апр. 1916 г. ежегодно 25 сент. мощи должны были переносить из собора, в к-ром до весны прекращались богослужения, в юж. придел теплой Казанской ц. Обратно святыню переносили в 4-ю неделю по Пасхе, а в случае ранней Пасхи - 11 мая. Нерукотворный образ Спасителя. Мастер Марк Матвеев. Роспись собора в честь Успения Пресв. Богородицы. 1647–1648 гг. Нерукотворный образ Спасителя. Мастер Марк Матвеев. Роспись собора в честь Успения Пресв. Богородицы. 1647–1648 гг. В 1647-1648 гг. Успенский собор был расписан по заказу Патриарха Иосифа артелью под рук. «государева иконописца» Марка Матвеева. После пожара 1855 г. фрески в нек-рых местах были промыты и поправлены владимирским иконописцем Иваном Перфиловым, в 1866 г.

http://pravenc.ru/text/154985.html

И вновь молю великое твое царствие, как прежде принял меня, так да примешь и возлюбленных моих чад, к тебе приходящих, и да облагодетельствуешь их своей обильно дающей десницей, дабы они могли придти к нашей обители и нам стало бы ведомо о вашем здравии и мы возвеселились бы духовно о благоденствии вашем, нашего нового ктитора и благодетеля, и твое поклоняемое имя вместе с прочими, кого ты приказал (поминать), беспрестанно поминали бы вечером, утром и в полдень вместе с благочестивейшими царями блаженными ктиторами. Всесильный же Христос бог да утвердит, возвеличит и укрепит могучее богом венчанное твое царствие до глубокой старости и в великом мире по молитвам пресвятой Богородицы и всех святых, аминь. 1648 года месяца июня 15». Привоз в Москву главы св. Григория Богослова В первой половине 1653 г, в Москве появилась одна из важнейших святынь Византии и всего Христианского Востока – глава св. Григория Богослова . Ее доставил сюда касторийский купец Спиридон Кирьяков – лишь ему доверил эту драгоценную ношу обладавший ею иеромонах Григорий, игумен пелопоннесского монастыря Богоматери Фанеромени Езеру. Вместе с реликвией были привезены три документа, в которых излагалась ее история и содержались два свидетельства ее подлинности 17 . Первое свидетельство было составлено 20 июля 1648 г. на Крите. Его появление связано с начальным периодом длившейся 25 лет Критской войны (1645–1669 гг.), когда турки в результате нескольких попыток овладели 29 августа 1645 г. важнейшей западной крепостью венецианцев – Ханией. В руки завоевателей попало все имущество христианских церквей и монастырей, в том числе – сокровища Троицкого монастыря, где, среди прочих реликвий, находилась и глава св. Григория Богослова . Она оказалась у капитана Шабан-реиза, который, зная о ее особом почитании христианами, решил продать им ее и потребовал у находившихся в городе православных священников грамоту, подтверждающую подлинность захваченной им святыни. Вскоре после этого в Константинополе турецкий капитан нашел покупателя – пелопоннесского иеромонаха Григория, которому вместе с главой св. Григория Богослова передал и составленную в 1648 г. на Крите свидетельствованную грамоту. С этого документа одним их лучших писцов Константинопольской патриархии была снята копия, которая и была прислана затем в 1653 г. в русскую столицу. Приводим текст этой грамоты в переводе с греческого 18 : Копия рекомендательной и свидетельствованной грамоты о св. мощах, принесенных с острова Крита сюда, в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Иоасаф кроме пролога хотел издать и четьи минеи; их выписали было вместе с прологами из кириллова монастыря в 1640 г. (акт. эксп. 3, 296). Но без сомнения увидели, что этот труд слишком не по силам. 326 См. у Строева опис. книг Толстого послесловие служебной минее на декабрь 1620 г., стр. 161; в опис. книг Царского послесловия в минее на январь и февраль, стр. 86. 87; послесловие к апостолу 1623 г., в дополнении стр. 41. 327 В послесловии к требнику 1639 г.: «молим же вы… аще что узрите в них нашим забвением или неведением просто что и неисправлено или погрешно от неразумия; то простите нас грешных». Подобное в послесловии к уставу 1640 г. В послесловии к псалтыри 1641 г.: «мы грубии и неразумнии… прощения просим… аще вникнувшее обрящите в ней неукрашение в словесех или погрешение в речех или неудобрение в деле…да исправите, молимся». 328 Иоасаф скончался 28 октяб. 1640 г. Выход. книга м. 1844 с указателем. До 27 марта 1642 г. когда Патриархом поставлен был Иосиф (Дворц. Зап. 1, 230), печатали частью указанное Патр. Иоасафом, частью и по своему усмотрению: в 1641 г. изд. Маргарит; Служебник, Часовник, Пролог, Устав, Каноник, Службу Свят. Николаю; в 1642 – Потребник. При жизни Патр. Иоасафа в М. издано до 20 книг. См. Сахарова лет. книг стр. 124 СПб. 1849 г. Канонник 1641 г. взят из следованной Псалтыри, наполненной канонами. Содержание у Сахарова 394. 329 При нем в первый раз изданы (в Москве): соборник (12 слов) 1642 г., книга кириллова 1644 г., служба и житие преподобного Сергия и Никона 1646 г., лествица 1647 г., Соборник очень многих слов 1647 г., святцы 1648 г., о вере единой 1648 г., грамматика 1648 г., собрание артикулов веры 1649 г., Феофилакт 1649 г., кормчая книга 1650 г., Ефрем Сирин 1650 г., учительное евангелие 1650 г. Во втором издании Пролога, начатом с 1 части, помещены согласно с волей Царя жития русских Святых, Синаксари, Триоди. Пролог издан 1642–1643 г. Итак, единственная молитвенная книга, изданная в первый раз при Иосифе, была книга Святцы 1642 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1648 г. первым настоятелем обители стал Досифей, «муж добродетелми украшен», келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря. В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская ц. (1648). Строительные работы финансировались из царской казны. Первоначально мон-рь именовался Преображенским, содержался Ртищевым (ДРВ. Ч. 18. С. 157). Открытие уч-ща и наименование храма во имя ап. Андрея относится к кон. нояб. 1652 г. Иером. Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в к-рых назвал мон-рь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна» (автограф Епифания в сб. сочинений Евфимия Чудовского 70-х гг. XVII в.- ГИМ. Син. 369, вклейка к л. 3). Мон-рь был ружным, состоял на хлебном денежном окладе гос. казны. До 70-х гг. XVII в. к А. м. были приписаны Донской иконы Божией Матери мон-рь в Москве, Марчуковская [Марчуговская] Зосимо-Савватиевская пуст. и др.; в 1682 г. сам А. м. был приписан к Заиконоспасскому московскому мон-рю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском мон-ре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия . В «Привилегии на академию» 1685 г., составленной для царевны Софии Алексеевны , говорится, что Андреевский мон-рь «придается» академии на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения» (ДРВ. Ч. 6. С. 404). Наряду с рус. иноками в А. м. селились монахи из укр., белорус., литов. и др. правосл. мон-рей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных» (ДРВ. Ч. 18. С. 154). В 1650 г. в мон-ре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) , вместе составившие «Лексикон славяно-латинский». Перейдя в 1651 г. в Чудов Алексиевский мон-рь , Епифаний продолжал поддерживать связь с андреевской братией, в числе к-рой упоминается переводчик Исаия. В 1652 г. в А. м. поселились киевские певчие («вспеваки») с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало 60 чел., ученых старцев было не более 10-15; когда открылась Славяно-греко-латинская академия, они переселились в Заиконоспасский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/115196.html

Из отмеченных в 1156 Богородичных праздников русскаго происхождения не показано Явление иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы под 26 июяя. 1151. Святцы , в восьмушку, 132 л., полууставом конца XVIII в., в дощатом с тисненою кожею переплете с застежкою. Состав: 1) месяцеслов (1–93 об.). Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, здесь не показаны те же, что в 1156, за исключением памяти великаго князя Феодора Ярославича, и, сверх того, – память Корнилия Комельского под 19 мая. Из не отмеченных в оовременном Церковном Уставе памятей русских святых в святцах рукописи показаны те же, что в 1156, за исключением следующих памятей: Александра Ошевенского под 20 апреля, Иоанна Углицкаго князя под 19 мая, Димитрия Прилуцкаго под 3 июня, Александра Куштского под 10 июня и Андроника Московского под 13 июня. Славянские святые отмечены те же, что в 1156. Из отмеченных в 1156 Богородичных праздников русского происхождения не показано празднество Казанской Божией Матери под 22 октября; 2) Индиктион и Зрячая Пасхалия (93 об.–116) и 3) Лунное течение (116 об.–132). 1152. Святцы , с краткими житиями некоторых святых и с Зрячею Пасхалиею, в восьмушку, без начала, 94 л., полууставом конца XVIII в., без переплета; 94 лист чистый. Из послесловия на лл. 92 об.–93 видно, что рукопись – список с печатнаго московского издания 1648 г. В послесловии ошибочно сказано: «в лето великого князя Михаила Феодоровича» вместо: Алексея Михаиловича. См. Каратаев: «Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами, т. I, с 1491 г. по 1652 г.». Спб. 1885, 645. Рукопись начинается 4 октября. Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых нет тех же, что и в 1156. Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых показаны те же, что и в 1156; не показано только под 3-м июня Сретение образа Димитрия Прилуцкаго; сверх того, отмечены: под 27-м ноября Всеволод князь Псковской («Московский чудотворец») и под 28-м ноября Феодор архиепископ Ростовский («Новогородский чудотворец»). Богородичные праздники русского происхождения и славянские святые (за исключением Иоакима Сардипольского) отмечены те же, что в 1156. Пасхалия начинается 7289 (1781) годом, оканчивается 7363 (1855); в печатных же московских святцах 1648 г. Пасхалия начинается 7157 (1649) годом. На лл. 79–92 об. статья: «От завещаний Божественых апостол и от жительства святых отец предание како подобает иноком и християном жити». Начало: «Повелеваем всякому християнину по Святей Пасце ту всю седмицу от недели и паки до недели Фомины ясти сыр и рыбу и питие пити а мирстии ядят мяса, в среду и пяток заравно яко и в прочая дни». Здесь излагаются правила о соблюдении постов и праздников. Эта статья имеет значительныя отличия от Устава о христианском житии, изданнаго в единоверческом Малом Домашнем Уставе московской печати 1901 года. Этой статьи нет в печатных московских святцах 1648 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свт. Димитрий существенно сократил текст пространной редакции, представленный в ВМЧ митр. Макария, отдав предпочтение исторической стороне жизнеописания: «Виждь, читателю любезный, яко сего святаго Нифонта житие особная в Четиях обретается немалая книга. Не все убо зде житие положися величества ради истории, но мало от многих списася, яко точию на едино чтение довлети. Хотящь же уведати все до больших Четий Миней Макария митрополита Московского отсылается» (Жит. Ниф. ЛАИ УрГУ. XI. 74 р/1648. XVIII в. Л. 312). Ростовский митрополит внес также существенные изменения в стиль и язык Жития, переработав пространный текст в удобный для проповеди рассказ о великом милосердии Божием к раскаявшимся грешникам: «К сему же, да и мы, грешные, имамы образ, еже не отчаятися нам, во многия беззакония погруженным, но да исправим [ся] покаянием, яко же и сей, о коль исправил есть себе добре…» (ЛАИ УрГУ. XI. 74 р/1648. Л. 312). На основе Жития Нифонта в редакции свт. Дмитрия Ростовского «в посаде Пучеже» в 1857 г. был составлен «Акафист прп. Нифонту, еп. Констанции, града Кипрскаго» (нач.: «Избранный Христом, Сыном Божиим, на прославление Неизреченнаго Его Милосердия…»), сочинителем к-рого был П. И. Серебренников (РГБ. Троиц. II/268. Л. 386 об.- 393 об.). О душеполезности Жития Н. говорят мн. выписки из этого текста, а также записи и пометы на книгах, напр., «О, сколь сия книга душеполезна, исполнена умиления и покаяния душевнаго!..» (РГБ. Ф. 199. 694. XVIII в. Л. 1). Ист.: РГБ. Ф. 178. 1832. Кон. XII - нач. XIII в. Л. 1-33; ГИМ. Муз. 340. 2-я четв. XVI в. Л. 1-163 (350 миниатюр); БАН. 34.6.61. четв. XVI в. Л. 1 - 193 + 8 (384 + I миниатюры); РНБ. ОЛДП (из собр. П. П. Вяземского) Q 17. XVI в. Л. 1-432 об. (396 миниатюр); Житие Нифонта/Ред. свт. Димитрий Ростовский; ЛАИ ИГНИ УрФУ. XI. 74 р/1648. Л. 310 об.- 333; Житие св. Нифонта, лицевое XVI в.// Щепкин В. Н. Описание памятников: Имп. Рос. исторический музей им. Имп. Александра III. М., 1903. Вып. 2. Лит.: Свирин А. Н. Древнерус. миниатюра.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

89 Макарий, патриарх Антиохийский – араб из Алеппо (Сирия). С 1636 г. – митрополит алеппский, с 1648 г. – патриарх Макарий III. На Московском поместном соборе 1656 г. поддержал Никона в его церковной реформе. Присутствовал на Соборе 1666 г., осудившем Никона. 90 Хованский Иван Андреевич – князь из рода Гедиминовичей, военный и политический деятель; был воеводой в Туле, Вязьме, Могилеве, Пскове, Новгороде и т. д. В 1659 г. – боярин. После разгрома восстания в Москве в 1662 г. руководил следственной комиссией. Во время Московского восстания 1682 г. – глава Стрелецкого приказа, пытался захватить власть и казнен по велению царевны Софьи (1682 г.). 91 Милославский Илья Данилович (ум. 1668) – боярин, князь; посланник в Константинополе (1643) и в Голландии (1648). После восстания в Москве в 1648 г. играл важную роль в управлении страной. Отец царицы Марии Ильиничны. 92 Савва, преподобный (ум. 1406) – ученик Сергия Радонежского, в обители которого был затем игуменом; около 1380 г. основал Сторожевский рождества Богородицы монастырь близ Звенигорода, где был настоятелем более 30 лет. Монастырь пользовался покровительством царей Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Канонизирован православной церковью. 93 Мейерберг Августин (1622–1698) – австрийский дипломат. В 1661–1662 гг. состоял в посольстве от имени императора Леопольда I для посредничества между Россией и Польшей. Оставил записки «Путешествие в Московию». 94 Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1606–1680) – государственный и военный деятель, дипломат. С 1622 г. на военной службе в Пскове. В 1642 г. глава дипломатической миссии в Молдавию; с 1654 г. участвовал в русско-польской, а затем в русско-шведской войне (1656–1658 гг.). В 1658 г. вел успешные переговоры со шведами, завершившиеся Валиесарским договором, произведён в думные дворяне; участвовал в переговорах с Речью Посполитой и в подписании Андрусовского перемирия (1667 г.), за что пожалован в бояре и поставлен во главе Посольского приказа. Участвовал в составлении Новоторгового устава (1667 г.); основал верфи на Западной Двине и Оке, мануфактуры; был инициатором устройства почты между Москвой, Ригой и Вильно (Вильнюс). В 1672 г. постригся под именем Антония в Крыпецком монастыре близ Пскова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010