1647–1648 гг. Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент росписи Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире. 1647–1648 гг. Ко 2-й пол. XVI в. относят и небольшой расчищенный образ К. из записанного в XIX в. поясного деисусного чина (ГТГ) - фрагмент изображения с полей большой иконы, по мнению В. И. Антоновой и Н. Е. Мнёвой ( Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 528. С. 139). На рубеже XVI и XVII вв. была изготовлена уже упоминавшаяся дробница на пелене из Благовещенского собора с воспроизведением заказанной К. иконы «Спас митрополита Киприана». Неустойчивость почитания К. отражена в богослужебных уставах Успенского собора: в «Сказании действенных чинов» (1621) под 27 мая отмечен день перенесения мощей митрополитов К., Фотия и Ионы, названных «новыми чудотворцами», но богослужение «с полиелеосом» в их честь оставлено на «произволение настоятеля» ( Голубцов. Чиновники Московские. С. 54). В более поздних соборных уставах день перенесения мощей 3 митрополитов, как и день преставления К. (16 сент.), уже отсутствует ( Голубинский. Канонизация святых. С. 193-194, 420-421, 426, 559-560). В XVII в. образ К. встречается, как правило, в составе иконографических программ исторического содержания, основанных на идее иерархического преемства Московских святителей. В росписи патриаршей (бывш. митрополичьей) домовой ц. в честь Положения ризы Пресв. Богородицы (1644) в Московском Кремле, выполненной по заказу патриарха Иосифа мастерами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым, на сев.-зап. столбе среди фигур 8 рус. митрополитов (аналогичные изображения могли входить в состав более ранней росписи) К. в саккосе и архиерейской шапке, с длинной заостряющейся бородой изображен в нижнем ярусе на вост. грани по соседству с митр. Фотием ( Саликова. 1980. С. 150-151; Соколова И. М. Церковь Ризположения: Путев. М., 2002. С. 90-91). Так же святитель изображен на вост. грани столба и во 2-м ряду на сев.-зап. столбе Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире (1647-1648), расписанного московскими мастерами под рук.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Владислава IV Вазы правосл. грек Александр Мозелла. В 1641 г. благодаря его настойчивости был получен привилей на строительство при монастыре и братстве 2-этажного каменного здания. На эти цели Мозелла, ставший его архитектором, выделил 41 тыс. злотых. В 1647 г. в этом здании были размещены кельи, б-ка, госпиталь, школа и типография, которую братству в 1635 г. подарил странствующий печатник Сильвестр. В типографии были напечатаны первые в Луцке правосл. книги «Лямент...» и «Еликидион...». В 1640 г. «убогому монастырови… братства Луцкого» удалось выпустить небольшую кн. «Апостолы и Евангелия», перепечатанную с одноименного издания Павла Лютковича. В ней содержалась хвалебная характеристика деятельности еп. Афанасия (Пузыны) ( Исаевич. 1981. С. 95-96). Крупные денежные пожертвования во 2-й трети XVII в. позволили организовать на территории Л. м. типографское дело и собрать большую б-ку из рукописных и печатных книг. Часть книг была пожертвована мон-рю членами Луцкого братства. Уже в XVII в. в б-ке имелись богослужебные и полемические книги не только местной, но и виленской и московской печати. В 1-й пол.- сер. XVII в. обитель возглавляли: иером. Митрофан (Дементьянович; 1626-1628), Елисей (1628), Исакий (Абрамовский; 1630-1634), Леонтий (Шитик-Залесский; 1639-1648), Мелетий (1648), Александр (Мокосий-Дениско; 1649-1651), Антоний (Адамовский; 1650-1651), Самуил (Шикевич; 1652-1653), Савва (Попель; 1654). До 1648 г. в источниках содержатся упоминания о 40 монахах Братского мон-ря. В протоколах заседаний Луцкого братства зафиксированы выборы игуменов Л. м. во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.: в 1655 г. избран Лука, в 1667 г. отменены выборы о. Якубовича, в 1677 г. вместо о. Леонтия Рыбчинского избран о. Афанасий Сокальский, в 1695 г. избран о. Феодосий Падальський, в 1713 г.- о. Иов (Кондзелевич) . В этот период Л. м. фактически вновь перешел в юрисдикцию Луцко-Острожского епископа. После перехода Л. м. в унию, вероятно ок 1720 г., обитель получили василиане, игумен стал именоваться «супериором».

http://pravenc.ru/text/2110932.html

38 . Fawor Niebiesky pod czas szczQsliwey Elekcyiey na krölewsmwo polskie Pana naszcgo milosciwego Jana Kazi- mierza Kr. Szw. miastu Lublinu czasu gwahownego niebes- peczeiismwa od swawolnych kozaköw cudownyin sposobem roku 1648 die 10 Novembr. pokazany. 1648. w Lublinie. 39 . Relamion oder aussführliche Beschreibung von der Jämmerlichen und Erbärmlichen Versmörung und Einäscherung so веу Eroberung der schoenen Stadt Lublin von der Mosco- wimern und Cosacken barbarischer Weise. Lublin, MDCLVI. 40 . Planmus Poloniae super ingenmi suorum clade a Cosacis rebellibus illata рег Simonem Dominicum Wachowsk conscriplus anno D. 1649. 41 . Gründliche und denckwlirdige Relamion der neulichen Kosacken-Unruben wider die Krön Polen иптег Commando Gen. Chmielnicki als gen. Hauptmann Polloraik-Kosaku Obrismen und Krzywanos als vornemsmen Нäиртегп der Kosacken, nach bewussmen und zum mheil selbsm erfahrnen Umbstän- den ktirtzlich verfassem durch einen namhafmen officier jedoch dabei des Friedens Liebhaber. 1649 42 . Odmiana posmanowienia niesmamecznej sfery kozackiey z wzruszeniem pokoiu od miesia.ca Stycznia 1651 do Wrzesnia 1651 widziana y z dokonczeniem wieku nieodmien- пеу pamfaci Jasnie Oswicconego niegdv Xiazccia Imci Jeremiego Michala Korybuta Wiszniowieckiego przez urodz. Jana Biakobockiego, wydana w Krakowie 1653. 43 . Brat Tatar albo Liga wilcza ze psem na gospodarza do czasöw merazniejszych stosuja.ca w roku 1651 miesiaca Listopada, wydana przez Jana Bialobockiego. 44 . Piesn o pomrzebie z Tatary i Kozakami pod Beresmeezkiem, 30 Junii 1651. 45 . Dyskurs jednego mitosnika ojczyzny naszey w ktörym sie pokazuie dowodnio ze zwieczna hanbit mego zacnego krölewsmwa Pan Bög, skaral woysko nasze pomezne mego roku.1648. 46 . Пеиег polnischer Florus das ist richmige und glaubwürdige Erzehlung der blumigen Kriege so die jezmherrsebende Majesmäm in Polen – Koenig Johannes Casimirus von Anbeginn seiner Regierung biss auf gegenwärmigen Tag wiewol zu verschiedenen Zeimen mit den Cossacken, Тагтагеп, Russen, Szweden, Chur–Brarderburgischen und Siebenbürgern geführm. Nürnberg,1666.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

И царь в 1648 году прислал с этим священником святые вещи. Вот список святых вещей, присланных в 1648 году в Недригайловскую Покровскую церковь , который приложен был к царской грамоте от 25 октября 1677 года. «Роспись что в прошлом 156 году, по указу великого Государя, послано с Москвы в Недригайлов в Покровскую церковь образов и церковные утвари всякие: одиннадцать икон, двери царские, святые евангелия листы, образ местной Покрова Пресвятой Богородицы на престоле, двери северные, крест осеняльный, хоругв и образов различных праздников святых, две свечи поставные деревянные с насвечниками, писаны золотом, сосуды церковные оловянные, чаша водосвятная, кадило медное, укропник, два колокола весом в два пуда семнадцать гривенок, книг печатных, евангелие напрестольное, обложенное бархатом, апостол, потребник, служебник, триоди постная и цветная, шестероднев, минея общая, псалтирь следованная и меньшая, часовник, ризы миткальные, стихарь полотняный, поручи, на сосуды церковные воздух, индития, срачица, литон, антиминс, на жертвенник срачица, царских дверей запона, 5 фунтов ладану, вино вина церковного, для миропомазания масло деревянное». Нет сомнения, что тогда же священник Алексей Васильев испросил у Царя для себя и причетника Димитрия Алексеева, (который мог быть его сыном) пахатную землю, на которую царская грамота последовала 5 октября 1648 года и которая отведена была 28 июля 1649 года недригайловским головою Димитрием Киреевым, «по Государеву Цареву и великого Князя указу и по памяти путивльского воеводы Никифора Юрьева Плещеева». После того, как в 1668 году Недригайловский храм ограблен был шайками изменников гетмана Брюховецкого, Царь Алексей Михайлович предписывал грамотою от 25 октября 1669 года воеводе, князю Григорию Ромодановскому отыскать, если возможно, разграбленную утварь, и чего нельзя отыскать, то вновь купить для храма Недригайловского на счёт Севских таможенных доходов. Вероятно, вследствие сей царской воли поступило в Покровский храм евангелие, обложенное бархатом и печатанное в Москве 1657 года, которое сохраняется и ныне в Покровском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1517 году Лютер открыто выступил против Римской Церкви. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. Для поддержания роскоши своего двора папа Лев Х под предлогом обновления церкви святого Петра объявил продажу индульгенций 31 . Продавцом индульгенций в Германии явился грубый монах-доминиканец Тецель. Как рыночный торговец, он стал расхваливать свой товар, доставляющий как обязательное спасение грешникам на земле, так и освобождение душ умерших от мук чистилища. Лютер возмутился таким кощунством над отпущением грехов и к дверям виттенбергского храма прибил 95 тезисов против такого грубого способа спасения человеческих душ. Он коснулся и самой основы индульгенций – учения о сверхдолжных заслугах и чистилище 32 . Тезисы Лютера в две недели облетели всю Германию и вызвали к нему общее сочувствие. Папа не обратил на это внимание, считая это обычным в то время спором между монахами. Лютер же на первых порах не затрагивал папского авторитета. Он думал, что именем папы прикрываются многие злоупотребления, и что папа никоим образом не будет брать их под свою защиту. Когда же, по доносу латинских богословов, из Рима последовала папская булла с отлучением Лютера, как еретика, от Церкви, Лютер окончательно разорвал с Римской Церковью. Он назвал Римско-Католическую Церковь «вертепом разбойников», а папскую буллу – буллой антихриста и торжественно её сжег (1520 г.). Это было началом Реформации в её собственном смысле слова. 128 лет (1520–1648 гг.) шла в Германии религиозная борьба, закончившаяся Вестфальским миром (1648 г.). По Вестфальскому миру (1648 г.) последователи Лютера получили полную свободу вероисповедания и одинаковые права с католиками. Кроме названия по имени организатора своей Церкви, лютеране называются еще протестантами. Это название стало даваться им с 1529 года, когда сторонники Реформации подали письменный протест против дискриминационных мер, направленных против них католиками. 1.1. Особенности вероучения и церковного устройства лютеран По вероучению и устройству своей Церкви лютеранство гораздо дальше стоит от Православия, чем католицизм. Основные положения протестантства выражаются в учении об оправдании верой и источниках христианского вероучения. Все остальные являются как бы выводами из этих положений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь в приходе св. Георгия в Галате была известна составителям списков 1593–1683 годов, но не упомянута в позднейших каталогах: в 1660 г. церковь сгорела и в 1661 г. восстановлена, но вскоре же была разрушена по распоряжению великого визиря Ахмеда паши, вместе с некоторыми другими храмами Города и Галаты, причем местности, на которых они были расположены, были куплены иудеями и мусульманами 161 . Впоследствии не было даже известно и местоположение этой церкви 162 . Храм прихода Богородицы Милостивой в Галате, известный из прежних каталогов, не указан лишь в списке начала XVIII в., так как судьба этого храма была тожественна с судьбою церкви св. Георгия: в 1660 г. храм сгорел, был потом восстановлен, а в конце XVII в. снова разорен по распоряжению великого визиря. Павел Алеппский говорит, что церковь была во имя Богоматери Милостивой и св. Иоанна Богослова и имела три большие иконы, изображавшие Откровение св. Иоанна. Храм в приходе св. Димитрия Фессалоникского в Галате был известен Коробейникову и Патераки, не отмечен в списке 1648 г. и вновь выступает в списках Смита и Дюканжа, так как он лишь в конце XVII в. был восстановлен после пожара. Однако, в список начала XVIII в. храм опять не был внесен, так как он еще раз сгорел во время пожара 25-го апреля 1696 г. В последующее время он совсем не был восстановлен. Ныне неизвестно и его местоположение. По сообщению Павла Алеппского, в этом храме по стене были изображения сотворения мира на текст псалма: «Хвалите Господа с небес»... Храм в приходе Богородицы Кафатианской в Галате, в честь Успения, не указан только в каталоге 1648 г. Его восстановление после пожара 1696 г. относится к 1698 г. и состоялось при материальном содействии молдавского господаря Николая Александра Маврокордата 163 . В 1734 г. храм был капитально обновлен. В 1771 г. сгорели ограда и двор при храме, которые вскоре и были восстановлены. Приход св. Иоанна Камена указан в списках Коробейникова 38) и Патераки 52), равно и Смита 164 и Дюканжа 165 , но в каталоге 1648 г. не отмечен. В 1696 г. храм сгорел и был восстановлен в 1699 г. при участии живших в Галате выходцев с о. Хиоса, часто посещавших прежний храм Камена. Храм был посвящен Усекновению главы св. Иоанна Предтечи и стал называться храмом Хиосцев (τν Χων). С таким именем он указан и в списке начала XVIII в. В 1731 г. храм вторично сгорел и вновь был построен в 1734 г. В 1771 г. храм Хиосцев сгорел в третий раз и был восстановлен в 1773 г. В последующее время вплоть до конца XIX в. храм неоднократно ремонтировался и украшался 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

В янв. 1648 г. в К-поле прошел Собор с участием И., К-польского и Иерусалимского патриархов и мн. архиереев. Еп. Иоасаф и его сторонники вновь были преданы анафеме. В марте к этому решению присоединился Антиохийский патриарх Макарий III. В июне 1648 г. еп. Иоасаф дал письменное обязательство более не служить в Джувании. Однако в сент. 1649 г. сподвижник Иоасафа иером. Нектарий (впосл. Иерусалимский патриарх) предлагал И. отступное за разрешение богослужений на подворье. Не добившись успеха, Нектарий отправился за помощью к К-польскому патриарху Парфению II (2-е Патриаршество, 1648-1651). Др. посланец Иоасафа, Климент, был направлен к молдав. кн. Василию. Нектарию и Клименту удалось заручиться поддержкой Василия Лупу. Пользуясь своим непререкаемым авторитетом среди православных Османской империи, Василий принудил К-польских патриархов Парфения II и его преемника Иоанникия II (2-е Патриаршество, 1651-1652) предоставить грамоты мон-рю в поддержку требований синаитов. Одновременно он отправил ряд угрожающих посланий И. (от 1650 и 8 авг. 1651), в последнем требовал вернуть молдав. милостыню, дарованную Александрийскому престолу, и обещал употребить свое влияние на османские власти, с тем чтобы они заставили И. пойти на уступки синаитам. И. получил это послание в апр. 1652 г., и уже через неск. дней синаиты призвали его на суд у егип. паши, предъявив патриарху множество обвинений. Нек-рое время И. скрывался в мон-ре св. Саввы в Александрии. Османские власти по разным поводам взыскали с Патриархии свыше 1 тыс. пиастров. Синаиты возобновили богослужение на подворье. 19 авг. И. и нек-рые из его приближенных были брошены в тюрьму и избиты. Патриарх сумел освободиться через 6 дней, пообещав егип. паше 2 тыс. пиастров. После свержения Василия Лупу с молдавского престола (в 1-й раз - 13 апр., затем - 16 июня 1653) синаиты лишились главного покровителя. 3 июня 1653 г. кадиаскер (верховный судья) Египта постановил обратить церковь на подворье синаитов в мечеть под тем предлогом, что ранее на этом месте стояла мусульм. культовая постройка. В церковных кругах правосл. Востока высказывались подозрения, что решение мусульм. властей было инспирировано И., хотя патриарх неоднократно опровергал эти слухи. В нояб. 1653 г. он отлучил синайского иером. Нектария по обвинению в намерении ехать в К-поль и добиваться его низложения.

http://pravenc.ru/text/577954.html

384 Объявление игум. Афанасия: «Сапегою отослан (Луба) в Брест-Литовский Симеоновский монастырь к нему, Афанасию, учиться русской грамоте, по польски и по латыни, где находился семь лет» (Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 3). Поскольку после того до сентября 1644 г. Луба жил в Бресте «в езуитском монастыре больше 15 лет» (Соловьев С. История России с древнейших времен: В 29 т. М., 1851–1879. Т. 9 (далее – Соловьев С. История России. -Ред.), то оказывается, что Филипповичу Луба отдан был в 1622 г. См. переписку между Россией и Польшей в 1613–1644 гг. (Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1862. Кн. 4 (далее – Чт. ОИДР. -Ред.)). 387 Краткое описание жития св. Афанасия Филиповича, игумена Брестского, преподобномученика нового (Виленские епархиальные ведомости. 1864. 1). В конце жития сказано: «сочинено 1648 г.». В Синод. ркп. «о смерти славной памяти небожчика о. Афанасия Филиповича, игумена Берестейскаго православнаго, – повесть чрез послушников его списана, року 1648, сталой» (Указатель Синодальной Ризницы). 388 «Каждый может понять, писал преподобный, что если бы Луба был сын Мниш- ковой, то Мнишковы дали бы знать о своем участии. Прежде того из уст покойного Сапеги слышал я, будучи учителем, следующее: я просил ковра обить над кроватию его (Лубы); он с гневом громко сказал: это на что? Кто его знает, кто он таков? И едва приказал купить коврик и одеяло» (Соловьев С. История России. Т. 9). 389 Житие: «св. Афанасий потерпел на теле раны, укоризны, верыги в темницах, из коих первая была в Варшаве, вторую определили в Кракове». 391 Прошение к царю 1659 г. (Чт. ОИДР. 1848. 8). Первый универсал Хмельницкого, вызвавший к войне с ляхами, написан 28 мая 1648 г. (Акты Западной России. Т. V. 23). 392 Житие св. Афанасия (Литовские епархиальные ведомости. 1864). Славянский список жития, доставленный сочинителю, несколько разнится в словах от напечатанного текста. 395 Описание жития св. преподобномученика Макария Овручского. В нем много сведений о Каневской жизни прп. Макария, но показания хронологические неверны. Ошибки повторены даже во 2 изд. Словаря святых (Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, мест- но чтимых/Изд. 2, исправленное и дополненное. СПб., 1862).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С началом Украинской национальной революции 1648-1676 годов против Речи Посполитой Бердичевщина оказалась в водовороте её событий: повстанцы захватывали имения, убивали польскую шляхту, опустошали католические храмы. В июне 1648 года отряды под предводительством Максима Кривоноса, соратника гетмана Богдана Хмельницкого, осадили соседний с Бердичевом городок Махновку (в советский период городок назывался Комсомольское), в котором закрылись 500 шляхтичей с семьями и три хоругви польских войск: две — самого Януша Тышкевича, во главе которых стоял ротмистр Стефан Лев, а одна — уездная Киевского воеводства. После затяжных боев украинские повстанцы одержали победу над польскими войсками. А 18 июля 1648 года отряды Максима Кривоноса штурмом берут бердичевскую крепость и почти полностью ее разрушают, разоряют католический храм. Януш Тышкевич покинул свои владения и вместе с польскими войсками отступил на запад. Покинули Бердичев и монахи, которые унесли с собой икону Божьей Матери и вывезли ее во Львов. В течение следующих десятилетий икона находилась здесь в монастыре сестер кармелиток босых (до 1721 года). Потеря имений и поражения в боях, вероятно, ускорили смерть Януша Тышкевича, который умер в Люблине в 1649 году. Здесь его и похоронили в костеле отцов Кармелитов Босых. В 1717 году Люблинский трибунал поставил точку в длительной борьбе между Тышкевичами и Завишами с одной стороны, и орденом кармелитов — с другой, о правах на владение бердичевским замком. В этом году издан декрет, которым приказано владельцам Бердичева отдать монахам отобранную собственность и возместить нанесенный ущерб. Монахи возвращаются в Бердичев и начинают восстановление замка, который был разрушен во времена Хмельнитчины: укрепили стены, увеличили количество пушек. В 1721 году они вернули в Бердичев со Львова чудотворный образ Матери Божьей. Икона Матери Божьей, которая находилась в храме, пользовалась большим уважением среди населения Бердичева и округи. Римско-католическая церковь так же, как и православная, очень осторожна в признании чудес, нетленных мощей, канонизации святых. Поэтому по поручению Рима создали теологическую комиссию, приглашенную епископом киевским и черниговским Самуилом Ожгою. Комиссия провела исследовательскую работу в утверждении правдивости милостей иконы Матери Божьей Бердичевской. В общем итоге, работа комиссии продолжалась 4 года. В результате проведенных епископской комиссией исследований признали истинными милости, в том числе 14 воскрешений из мертвых, 10 исцелений от различных увечий, 19 случаев возвращения зрения, 14 исцелений умирающих, 112 неожиданных излечений от тяжелых болезней, а остальные милостей касалась спасения от различных опасностей (другие милости — это спасения от происков дьявола, злобных сектантских влияний, от огня, паводков, заразных болезней, возвращение похищенного или утерянного имущества). Проверку осуществляли с применением известных в то время научных методов.

http://pravicon.com/info-4047

84 Филарет, патриарх (ок. 1554–1633) – Федор Никитич Романов, племянник царицы Анастасии Романовны, двоюродный брат царя Федора Иоанновича, отец царя Михаила Федоровича. В 1600 г. царем Борисом Годуновым сослан и пострижен в Антониев Сийский монастырь. При Лжедмитрии I возвращен и поставлен митрополитом ростовским. Участвовал в его свержении. В октябре 1608 г. захвачен в Ростове отрядом Лжедмитрия II и отправлен в Тушинский лагерь, где наречен «патриархом». В сентябре 1610 г. возглавил «Великое посольство» под Смоленск, осажденный польскими войсками, отказался санкционировать условия договора с королем Сигизмундом III, арестован поляками и до сентября 1619 г. – в плену в Польше. После возвращения, в царствование сына Михаила фактически правитель. 85 Морозов Борис Иванович (1590–1661) – государственный, деятель. «Дядька» (воспитатель) царя Алексея Михайловича, руководил приказами Большой Казны, Стрелецким, Аптекарским, Новой Четью. До 1648 г. фактический правитель государства. Во время восстания в Москве в 1648 г. царь, спасая его от гибели, отправил в ссылку, но вскоре вернул, после чего Б. И. Морозов не играл существенной роли в управлении. Женат на Анне Ильиничне Милославской, сестре царицы. 86 Одоевский Никита Иванович (ум. 1689) – русский государственный и военный деятель, князь. В 1646–1647 гг. главный воевода на южных границах страны; руководил подготовкой Соборного уложения (1649 г.). Участвовал в русско-польской войне 1654–1667 гг., неоднократно возглавлял посольства. При царе Федоре Алексеевиче фактический руководитель внешней политики государства 87 Боярская Дума – развилась из боярского совета при великих князьях; высший государственный орган с XV в. при великих князьях, а затем при царях, осуществлявший законодательные, судебные и военно-административные функции. В Думу входили думные чины – бояре, окольничие, с начала XVI в. – думные дворяне. Упразднен в 1711 г. с образованием Сената. 88 Никон (в миру Никита Минов, 1605–1682) – церковный и политический деятель, патриарх. Родился в семье крестьянина; будучи священником, имел приход в Москве. Потеряв трех детей, принял монашество в Анзерском ските на Белом море. С 1643 г. игумен Кожеозерского монастыря, в 1646 г. сблизился с царем Алексеем Михайловичем, стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, в 1648 г. – митрополит новгородский, а с 1652 г. – патриарх; провел реформу церкви, приведшую к ее расколу. Добиваясь независимости церковной власти от светской, вступил в конфликт с царем Алексеем Михайловичем; на Соборе в 1666 г. лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь, с 1676 г. – в Кирилловом монастыре, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010