Аминь. Письмо священнику с. Виджи о. Ал. Федорову 4 В ответ на возражение наставника федосеевцев с. Белебелки Федора Захарова по поводу беседы о старообрядчестве в церкви с. Белебелки 25 августа 1908 года Наставник старообрядцев из с. Белебелки написал мне письмо по поводу моей беседы 25 августа в церкви с. Белебелки о старообрядцах, поэтому прошу Вас при случае объяснить этому Феодору Захарову и всем прочим интересующимся данным вопросом нижеследующее. 1) Я говорил, что старообрядцы в одного и Того же Господа Иисуса Христа веруют, в Которого и мы православные христиане веруем. А Ф. Захаров возражает: нет, православные веруют в другого – в Иисуса, а не в Исуса, родившегося не в 5500 год по сотворении мира, а 8 лет спустя, и не в плоть пришедша, по Апостолу, а во плоти пришедша. Но пусть он прочитает в книге Никона Черногорца листы 21, 24 и 26, – там Господь наш называется Иисусом; или еще в книге Святого Симеона Солунского на 84 листе: «Оттуду и во осьмом дни имя приемлет убо младенец, якоже и Спас спасительное Иисус назван». Затем в Острожской Библии , печатанной в 1581 году, в конце её пишется: «сущия же богоприятныя и душеправительныя книги ветхаго и новаго завета напечаташася мною грешным Иоанном Федоровым сыном с Москвы, в богохранимом граде Острозе в лето от создания мира 7089-е, от воплощения же Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1581 месяца августа в 12 день». При вычислении 1581 из 7089 получится 5508 год от создания мира. В книге Кирилловой на обороте 500 листа 9-е послание Константина князя Острожского закончено так: «и сподобит подвигом добрым подвизатися течение скончати и веру невредимо соблюсти и вечных благ наследниками быти. Аминь. 2) Я говорил, что диавол позавидовал былому на Руси нашему общему миру и согласию, да единодушной ревности о душевном спасении, и посеял раздор из-за старых обрядов, ради чего отпали от Церкви старообрядцы в раскол. А Ф. Захаров переворачивает это все на нашу Православную Церковь и говорит, что она отпала во власть антихриста, о чем-де и говорилось в книгах раньше много про 1666 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Чтобы попасть внутрь крепости, надо пройти обратно вдоль крепостной стены до входных ворот. Почти на середине пути, до XIX века, здесь вместо Михайловской церкви стояла Брусовая башня. Через несколько шагов в углублении видно застрявшее металлическое ядро, а рядом следы большой пробоины. В 1581 году на этом месте прошли ожесточённые сражения между защитниками крепости и неприятельскими войсками Стефана Батория. На территории монастыря внутреннее устройство крепостной стены и другие сооружения хорошо просматриваются с верхней ровной площадки, куда попадают сразу после входа. Стена имеет деревянную крышу, которая защищала воинов от вражеских стрел, а переходы облегчали сообщение между башнями. Слева видны Никольская церковь и звонница. Сложены они из местного плитняка. Их устроителем был монастырский зодчий, участник Ливонской войны Павел Заболотский. Никольская церковь построена в 1565 году, а звонница несколько позже, после 1581 года. Здание храма украшают каменный кружевной узор на барабане купола, поясок на алтарной абсиде и надоконные каменные бровки. Интересен каменный узор и на фронтоне звонницы. Украшением здания является также прекрасное крыльцо выполненное в " псковском " стиле. Под ним находятся каменные палаты, в которых хранилось оружие стрельцов, пушкарей и других ратных людей, оборонявших монастырь. Под алтарём церкви была пороховая казна. Первоначальное покрытие церкви и наружная окраска отличались от современных: покрытие было восьмискатным, а побелка нежного бледно-розового цвета. Такой чистотой тона славились псковские и новгородские церкви. В храме установлен древний резной образ святителя Николая Чудотворца, предположительно XVI века. Никольская башня сообщается с церковью и вместе с ней служила укрытием для защитников крепости во время вражеских нападений. Запиралась она тремя железными воротами (ныне не сохранившимися). Два нижних колокола на звоннице были отбиты из обоза войска Стефана Батория в 1581 году. Несколько дальше храма Николая Чудотворца стоит Михаиловская церковь, памятник архитектуры XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=00282

После того как весной 1581 г. Варлаам оставил настоятельство в Соловецком мон-ре, «братья послали бити челом ко государю, а просити игумена Иякова в Соловки на игуменство, и государь игумена Иякова на Соловки дал». И. был поставлен игуменом в Москве митр. Дионисием (занимал кафедру с февр. 1581), вернулся на Соловки в 1581/82 (7090) г. ( Корецкий. 1981. С. 240; Новикова. 2001. С. 252-253). Согласно «Сказанию вкратце», «в лето 7079-го (1570/71) били челом соловьяне государю о игумене в Соловецкой монастырь. И государь указал игумена выбрать из братии, и выбрали бывшаго Палеостровскаго игумена Иакова, ученика Филиппова» ( Лобакова. 2004. С. 173). Эта дата неверна, т. к. о времени фактического вступления И. в должность настоятеля свидетельствует отводная книга передачи имущества от Варлаама к И., датированная 5 мая 1582 г. (СПбИИ РАН. Колл. 2. Оп. 1. 124). Начало игуменства И. пришлось на последние годы Ливонской войны, период активного натиска шведов на севернорус. земли. Как говорится в Соловецком летописце кон. XVI в., сразу после приезда И. «от государя с Москвы» на Соловках «начят делати... город каменой, а в Сумъской волости поставили острог» ( Корецкий. 1981. С. 240; Новикова. 2001. С. 253). Масштабные строительные работы продолжались до 1594 г. Взамен деревянного острога, окружавшего мон-рь с 1578/79 г., были возведены мощные каменные стены и башни. В 1590 г. в крепости впервые был размещен постоянный гарнизон во главе с присланным из Москвы воеводой И. М. Яхонтовым - «100 человек московских стрельцов» и «500 человек каргопольских ратных людей», к-рые поздней осенью с Соловков отправились в Шую ( Корецкий. 1981. С. 242; Новикова. 2001. С. 254). В том же году на Соловки были присланы из Москвы неск. пленных поляков или литовцев («пан Савастьян Кобельской, а с ним 5 человек литвы» - Там же). После того как Сумской острог успешно выдержал в 1592 г. осаду шведов, правительство выделило средства на возведение острога в Кеми. И. обращался к царям Иоанну IV Васильевичу и Феодору Иоанновичу с просьбами о предоставлении монастырю льгот и средств на содержание острогов и гарнизона.

http://pravenc.ru/text/200179.html

Соседнею с Бежецкою пятиною по реке Мсте была пятина Деревская, лежавшая на юго-восток от Новгорода между озером Ильменем и реками Мстою и Ловатью. В этой пятине по описанию ее, составленному около 1495 г., упоминаются монастыри: Спасский при озере Селигере, тут жил один игумен; Рождество-Богородицкий в Молвятицком погосте (ныне Деманского уезда) с двенадцатью кельями; Введенский на реке Мояте во Влажинском погосте (в сорока верстах от Новгорода); Рождество-Богородицкий в Усть-Волмском погосте (ныне Крестецкого уезда); Успенский в городке Демани (ныне Деманск) и Петровский от Белого Костра. По описанию той же пятины 1581–1582 гг., в ней существовали еще монастыри: Вознесенский или Воскресенский под Лютовою горою, на реке Нише с двенадцатью кельями, Никольский на озере Едрове с четырьмя кельями, Спасский на озере Городолюбле с семью кельями и Никольский на озере Боровне также с семью кельями . Третья пятина — Шелонская, простиравшаяся на юг, юго-запад и северо-запад от Новгорода между реками Ловатью и Лугой, хотя по объему была несколько менее как Бежецкой, так и Деревской пятины, но заключала в себе более монастырей, нежели каждая из них. Только почти все эти монастыри были разорены и опустошены войском Батория пред тем самым временем, как составлено (1581–1582) описание их и всей Шелонской пятины, до нас дошедшее. В первом погосте Шелонской пятины — Паозерском, ближайшем к Новгороду, находился монастырь Николаевский Перекомский, или Перекопский. Основателем его был преподобный Ефрем, который, постригшись в обители преподобного Саввы Вишерского, провел под руководством его 25 лет, а вскоре после его кончины (1462) удалился на западный берег озера Ильменя к устью реки Веренды и на берегу речки Черной поставил себе келью. С умножением числа братий он принял на себя сан священства и игуменства, построил храм Богоявления и каменный во имя святителя Николая, а чтобы доставить своей обители чистую воду, перекопал местность и провел проток из Веренды в озеро, отчего и названа обитель Перекопскою. В начале XVI в. она перенесена на другое, более возвышенное, место неподалеку от прежнего. С 1581 г., после разорения ее литовцами в ней жили только два старца, а 13 келий оставались пусты и церкви стояли без служения. Но вскоре за тем (около 1585 г.) монастырю этому выдавалась годовая руга на игумена и 18 человек братии. В том же, вероятно, погосте существовали еще два монастыря Шелонской пятины в окрестностях самого Новгорода, получавшие ругу: женский Николаевский, что в Голинах, и мужеский Пятницкий Козмодемьянский на Иваньгородской дороге, в котором числилось кроме игумена 15 старцев .

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

неоднократно переиздававшийся и переводившийся на др. языки. В этом сочинении Д.-М. выдвинул тезис - истинная Церковь должна объединять все христ. Церкви, несмотря на доктринальные разногласия, существующие между ними. Считается, что Д.-М., писавшему под псевд. Юний Брут (лат. Junius Brutus) в соавторстве с Ланге, принадлежит трактат «Vindiciae contra tyrannos» (Иск против тиранов, 1579; в 1581 переизд. на франц. языке - «De la puissance légitime du prince sur le peuple et du peuple sur le prince»), где отстаивались право и долг подданных восставать против правителей, злоупотреблявших властью. В 1581 г. в Нидерландах было опубликовано апологетическое христ. соч. Д.-М. «De la vérité de la religion chrestienne, contre les athées, épicuriens, payens, juifs, mahumédistes et autres infidèles» (Об истинности христианской религии, против атеистов, эпикурейцев, язычников, евреев, магометан и прочих неверных), в к-ром автор-протестант не сделал критических выпадов против Римско-католической Церкви. Д.-М. принадлежит авторство многочисленных политических документов, речей и писем Генриха Наваррского (напр., «Lettre aux trois États de ce royaume», где обещалась свобода вероисповедания католикам и гарантировались права протестантов), а также трактатов против Католической лиги, где он, отстаивая идею, что религия определила его верность королю-протестанту, настаивал на разделении религ. и политической составляющих в борьбе с лигой, стремясь представить конфликт как исключительно политический (см., напр.: Discours sur le droit prétendu par ceux de Guise sur la couronne de France. S. l., 1585; Déclaration et protestation du roy de Navarre, de M. le prince de Condé et M. le duc de Montmorency sur la paix faicte avec ceux de la maison de Lorraine, chef et principaux autheurs de la Ligue au préjudice de la maison de France. Ortès, 1585). С переходом в 1581 г. г. Монтобан к гугенотам Д.-М. был назначен его правителем. При посредничестве Д.-М. кальвинист. консистории признали Генриха Наваррского главой протестант.

http://pravenc.ru/text/180828.html

К=Прф + Ц 1, л. 1 «И не точию блудникомъ мира сего, или лихоимцемъ, или хищникомъ, или идолослужителемъ, понеже должни есте убо от мира сего изыити. Нын же писахъ вамъ не примшатися, аще нкий братъ именуемъ будет блудникъ или лихоимецъ, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищникъ, – с таковыми ниже ясти» (Библия 1581, л. 34). «...или не всте, яко неправедницы Царства Божиа не наслдят, не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужителе, ни прелюбоде, ни сквернителе, ни малакия, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадителе, ни хищницы Царствиа Божиа не наслдятъ» (Библия 1581, л. 34). «И идутъ сии в муку вчную, праведници же в животь вчный» (Библия 1581, л. 14об.). «И не всяко блудникомъ мира сего или лихоимцем, или хищником, или идолослужителем, понеже должни есте от мира сего изыти. Нын же писахъ вамъ не примшатися, аще нкий братъ именуем будет блудникъ или лихоимецъ, или идолослужитель,//или клеветникъ, или досадитель, или пияница, или хищникь, – с таковымъ ниже ясти» (Апостол 1655, л. 158об.–159). «...или не всте, яко неправедницы Царствия Божия не наслдятъ, не лстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбоди, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадатели, ни хищницы Царствия Божия не наслдятъ» (Апостол 1655, л. 159об.). «И идутъ сии в муку вечную; праведницы же в животъ вчный» (Евангелие 1657, л. 194). К=2Прф + Р 22, л. 155 «О себ же не похвалюся , токмо о немощехь моих ( 2Кор. 12:5 ). Аще бо въсхощу похвалитися, не буду безуменъ, истину бо реку; щажду же, еда не како кто възнепщует о мн паче, еже видитъ мя, или слышитъ что от Мене ( 2Кор. 12:6 ). И за премногая откровенна да не превозношуся, дастъ ми ся пакостникъ плоти, аггелъ сатанинъ, да ми пакости детъ, да не превозношуся о семъ ( 2Кор. 12:7 ). Трикраты Господа молихъ, да отступитъ от Мене ( 2Кор. 12:8 ), и рече ми: „Довлть ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи съвершается “. Сладц убо похвалюся паче в немощехъ моихъ, да вселится в мя сила Христова ( 2Кор 12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Вероятно после св. Филиппа, при выборе кандидатов на митрополичью кафедру, Иван Васильевич руководился специально тем соображением, чтобы не пускать на этот пост людей родовитых, которые могли бы смотреть на его политику под углом зрения старых аристократических традиций. Так или иначе, но три следовавшие один за другим митрополита конца царствования Грозного уже наложили печать на уста свои и предоставили царю «творить елика хощет». Через два дня по низвержении Филиппа, 11-го ноября 1568 г. был поставлен на его место Троицкий архимандрит Кирилл. Кирилл IV (1568–1572 гг.) При нем ужасы опричнины достигли страшных размеров почти междоусобной войны: разорялись и опустошались по подозрению в измене целые города. Особенно пострадал в 1570 году Новгород, где подвергся специальному поруганию известный нам архиепископ Пимен. Сбылось пророчество св. Филиппа. Митр. Кирилл скончался 8-го февраля 1572 г. Пред собором явившихся для поставления нового митрополита епископов, царь держал лицемерно-смиренную речь, прося дать ему прощение и разрешение на четвертый брак. Эту щекотливую задачу собор не нашел возможным решить иначе, как только в положительном смысле и успокоил свою совесть лишь наложением на царя трехлетней епитимии. Из случайных летописных заметок узнаем, что Иван Васильевич действительно начал исполнять епитимию, но потом нарушил ее и, уже не обременяя совести церковных иерархов, развелся с четвертой женой, женился на пятой, затем на шестой и седьмой, как бы радуясь тому, что, раз переступив запретную черту, он, наконец, эмансипировался от стеснительных уз канонической совестливости... Вероятно, сообразуясь с обстоятельствами времени, на митрополию после Кирилла избран был в мае 1572 г. кандидат тишайший и смиреннейший, каковым оказался полоцкий архиепископ Антоний. Антоний (1572–1581 гг.) При нем по приказу царя собирались два собора (в 1573 и 1580 гг.), на которых, согласно с желанием светской власти, были решительно ограничены имущественно владельческие права церкви. Не заявив себя ничем другим, митр. Антоний скончался в начале 1581 г. В феврале этого года митрополитом поставлен был Хутынский архимандрит Дионисий. Дионисий (1581–1587 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Послание Апостола Павла к Филиппийцам Источник Тексты библейских источников Характер меж-текстовой связи «Мн бо еже жити – Христос, и еж умрета – приобртение есть» (Библия 1581, л. 48). «Мне бо еже жити – Христосъ,//и еже умрети – приобретение есть» (Апостол 1655, л. 218–218об.). «Мне убо еже жити – Христос, а умрети – приобретение есть». 13, л. 260 Первое Послание Апостола Павла к Фессалоникийцам Источник Тексты библейских источников Характер меж-текстовой связи «Утшение бо наше не от прелести, ни от нечистоты, ни лестию; но. яко же искусихомся от Бога, врни быти, прияти благовствование, тако глаголемъ, не аки человкомъ угажающе, но Богу, искусившему сердца наша» (Библия 1581, л. 51об.). «Утшение бо наше не от прелести, ни от нечистоты, ниже лестию, но, яко же искусихомся от Бога, врни быти, прияти благовствование, сице глаголемъ, не яко человкомъ угаждающе, но Богу, искушающему сердца нашя» ( Василий Великий 1594, л. 138). «Утшение бо и привтъ нашъ не от прелести, ни от нечистоты, ни лестию; но, яко же искусихомся от Бога, врни быти, прияти благовствование, тако глаголемъ, не аки человекомъ угажающе, но Богу, искусившему сердца наша» (Апостол 1655, л. 235). «Не от прелести, ни от нечистоты, ниже лестию сице глаголемъ, не яко человком угождающе, но Богу, искушающему сердца наша». 14, л. 44 Первое Послание Апостола Павла к Тимофею Источник Тексты библейских источников Характер меж-текстовой связи «Молю убо прежде всхъ творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человки, за царя и за вся, иже въ власти суть, да тихо и безмолвно житие поживемъ въ всякомь благоврии и чистоте» (Библия 1581, л. 54об.). «Не забываем и реченое апостолом, иже заповда молитися первие за царя и всех, иже во власти сущих, яко да дастъ вамъ Господь тихо, мирно и безмятежно житие; яко да и мы поживемъ во всяком благоврии и чистоте». 5, л. 26 «Молю убо прежде всхъ творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человки, за царя и за вся, иже во власти сутъ, да тихое и безмолвное житие поживемъ во всякомъ благоврии и чистоте» (Апостол 1655, л. 248об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

2) «Повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря, взятая из древних летописцев, обретающихся в книгохранительнице оного монастыря», несколько раз перепечатанная. 3) Описание Псково-Печерского Монастыря, напечатанное в Дерпте 1832 года. 4) История княжества Псковского, напечатанная в Киеве 1831 года. 5) Псковская летопись. 6) Рукописные «записки или замечания о Псково-Печерском монастыре, выбранные из разных источников монастырских по распоряжению Евгения I Архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского, впоследствии Митрополита Киевского, 1821 года месяца Мая 18 дня». 7) «Трехсотлетий юбилей славной защиты Пскова во время осады его Польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. Речь, по сему случаю сказанная Псковским и Порховским Епископом Павлом в Троицком кафедральном соборе, пред благодарственным молебствием, 8 Сентября1881 года». Псков 1881 г. 8) «Празднование в Печерах, 8 Ноября 1881 года, трехсотлетия чудесной защиты Псково-Печерского монастыря при осаде его войсками Польского короля Стефана Батория 1581 года. Речь, по сему случаю сказанная Епископом Псковским и Порховским Павлом в Михайло-Архангельской церкви того монастыря после литургии пред панихидою». Псков 1882 года. Период первый. История постепенного устроения Псково-Печерского монастыря (1470–1581) События, предшествовавшие основанию монастыря, и неизвестная обитель Место, где стоите теперь Псково-Печерский монастырь – и ближайшие окрестности его, – всё это некогда покрыто было непроходимыми лесами. Крутые горы и глубокие овраги, окружающие монастырь, служили тогда приютом диких зверей, в таком множестве наполнявших эти пустынные места, что для ловли их, за 20 верст, приходили сюда Изборские звероловы. В этой-то дикой пустыне, среди гор и лесов, в соседстве с дикими зверями, поселились некоторые благочестивые мужи, удалившиеся от мира для спасения души. Местом своих благочестивых подвигов они избрали одну из тех гор, среди которых расположен теперь монастырь. Гору эту издавна называют святою. В ней нашли они пещеры, служившие для них и жилищем, и вместе храмом, где совершали они богослужение. Добровольные изгнанники мира, они заживо погребли себя в этих пещерах, как бы в могилах, их же руками отчасти после ископанных. Ещё живя на земле, они уже не принадлежали ей, и, до отшествия на небо, жили подобно небожителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

был первым собором в Москве в царствование Иоанна Васильевича по вопросу о церковных имуществах. Испытывая сильную нужду в деньгах на ведение войн и государственные расходы, царь Иоанн Васильевич не раз подминал вопрос о церковных имуществах, который и предлагал на соборное обсуждение. Созванный по этому поводу собор под председательством митрополита Антония постановил: в большие монастыри, где вотчин много, впредь вотчин не жертвовать и не записывать за монастырями, за малыми же, где земель мало, вотчины записывать не иначе, как с доклада государю и по приговору боярскому. Собор 1581 г. был вторым собором о церковных имуществах, под председательством митрополита Антония и в присутствии царя Иоанна Васильевича. На этом соборе было определено: 1) те вотчины, какие доселе состоят при домах и монастырях, не отнимать и никому не выкупать; 2) впредь вотчин на помин души не раздавать, а делать за них вклады деньгами; 3) новых земель митрополиту, владыкам и монастырям не приобретать и под залог их не принимать. Соборная грамота была утверждена печатью государя, печатями и подписью митрополита, владык, настоятелей и старцев, бывших на соборе. Собор 1584 г. созван был, по воцарении Феодора Иоанновича, в Москве, под председательством митрополита Дионисия, по тем же самым побуждениям и с той же целью, как и собор 1581 г. Обдумывая средства, как бы пособить государству в его нуждах, собор прежде всего подтвердил все постановления собора 1581 г. относительно церковных вотчин, затем определил: 1) отселе (с 1-го сентября) остановить на время действие тарханных грамот 351 , ради оскудения воинского чина, до государева указа, пока земля не поустроится и платить царские подати и земские сборы со всяких тарханных земель и церковных, и боярских, и княжеских наравне со всеми земскими и служилыми людьми; 2) платить оброк, впредь до государева указа и за право торговли, как всяким людям, так и имеющим тарханы (следовательно и церковным), чтобы государевой казне убытку не было; 3) людей торговых, с которых идут царские дани, в закладчиках у себя не держать никому, ни из духовных лиц, ни из мирских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010