Такие радостные события в царской семье, как рождение сына у царя, дали повод с шестидесятых годов XVII в. духовенству Благовещенского собора и других дворцовых соборов и церквей обращаться к царю с челобитною о даче им по сему случаю подарков сукнами или другими товарами. Так, 17 ноября 1667 г. «для всемирной радости» – для рождения государя царевича и великих князей Симеона и Иоанна Алексеевич ей, по челобитной ключаря Благовещенского собора, дано было ему сукна кармазину, да 8 арш. камки синего цвета, а священникам и дьяконам по 12 р. деньгами и, кроме того, по 12 арш. кармазину, 2 псаломщикам по 4 арш. по 7 вершков кармазину, 2 пономарям и 5 сторожам по 4 арш. полукармазину 1577 . По случаю «пресветлой всемирной радости» первого бракосочетания царя Феодора Алексеевича, велено было выдать всем причтам дворцовых церквей сукна на бобровые однорядки. Но так как этих сукон оказалось недостаточно в казенном приказе, то было выдано разными товарами, как то: мехами бельими, дорогами, тафтами» 1578 . Соборные дьякона, кроме общих всему причту годовых, праздничных и радостных сукон, получали еще ежегодно до 1652 г. включительно так называемые «кликальные» сукна за произнесение царского многолетия в навечерие Рождества и Богоявления и, обыкновенно, в присутствии самого царя. Этот обычай выдавать дьяконам Благовещенского собора кликальныя сукна существовал еще в XVI в. Так, в 1585 г. диакону сего собора Феодулу за кликанье в навечерие обоих праздников дано было 2 добрых сукна по 2 р. каждое 1579 . Кликальные сукна выдавались, обыкновенно, по челобитной дьяконов и по памятям из приказа большого дворца и по выписям за пометою дьяков казенного приказа 1580 . Первая запись о выдаче кликальных сукон дьяконам Благовещенского собора в XVII веке сохранилась в расходной книге 1613 г., в которой было указано, что, по подписной челобитной дьяконов сего собора им дано было в сем году за кликанье сукна в 2 р. 1581 Нередко, впрочем, дьякона Благовещенского собора, вместо сукон, получали за кликанье деньгами. Так, напр., в 1630 г. 1582 и 1633 г. 1583 дано было им деньгами по 2 р. 1652 год был последним годом, когда царь Алексей Михайлович слушал царские часы в навечерие Богоявления «в столовой избе» 1584 . Со следующего года царь Алексей Михайлович и его преемники слушали эти часы или в Успенском соборе, или в одной из верховых церквей, а потому уже не требовалось присутствия здесь дьяконов Благовещенского собора, хотя каждому дьякону сего собора выдавалось за кликанье по 4 р. деньгами ежегодно до 1700 года, когда Петр I отменил эту выдачу (Забел. Матер, ч. 2, 466 стр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Он же отдал в городе Полоцке все православные монастыри и церкви иезуитам (католическим монахам). Иезуиты скоро забрали в свои руки школы и в детях русских бояр воспитывали отвращение ко всему православному и русскую веру называли хлопской верой (то есть верой простонародья). Плоды такого воспитания скоро обнаружились. Большинство перешло в латинство. Но против козней латинства восстал богатый и могущественный князь Константин Острожский особенно в то время, когда в 1582 году папа Григорий XIII ввёл вместо старого никейского календаря свой новый, называемый теперь григорианским. Князь Острожский по этому поводу написал письмо к восточным патриархам, прося совета, что делать, и получил ответ от патриархов Константинопольского и Александрийского твёрдо держаться старого календаря 22 . Принять календарь польский, по разумению русского народа, значит отречься от своей веры и сделаться поляком. Православный народ видел в этом шаг не только к унии, но к настоящему латинству. Для противодействия католической пропаганде во многих городах заводились братства, учреждались на братские деньги школы, типографии, издавались в защиту православия сочинения. Важным памятником ревности к вере князя Острожского осталась напечатанная в 1580–1581 годах Острожская Библия , которая была первым печатным изданием Библии в России; появились и другие книги в Остроге, Львове и Вильне. Восточные патриархи утверждали открытие братств своими грамотами. От них патриархи могли знать о всём, что делается на Руси. Из отпора против принятия нового календаря папистам стало ясно, что единственная их надежда на успех будет завесить от расположения к унии высшего православного западнорусского духовенства, именно митрополита и епископов. Польское правительство, особенно с воцарением Сигизмунда III, всячески помогало иезуитам и епископские места предоставляло, по их указанию, таким лицам, которые могли быть для них, и оказались впоследствии, послушными орудиями. Таковы были в особенности киевский митрополит Онисифор Девочка, епископ луцкий Кирилл Терлецкий и Игнатий Поцей, епископ владимирский на Волыни 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Начиная с эпохи Средневековья и до наших дней, верующих призывали благоговейно участвовать в литургии. У Е. Попова мы находим такое объяснение: посещать только воскресную литургию и пропускать все другие службы есть грех против четвертой заповеди. Истинно благочестивые христиане присутствуют на всех службах в течение недели, а если в какой-то день они не бывают на литургии, то чувствуют себя гораздо хуже, чем в другие дни. А пропускать воскресную литургию является таким тяжелым грехом, что на основании 80-го канона IV Вселенского собора можно отлучить от Церкви человека, который не присутствует на воскресной литургии три воскресенья подряд. Участвовать в божественной службе (всенощная и литургия) каждое воскресенье строго обязательно. А в случае действительной невозможности прийти в церковь нужно и издалека, в духе, мысленно участвовать в совершении службы, зажигая лампаду или свечу и осеняя себя крестным знамением, когда церковные колокола возвещают о «совершении тайны Тела и Крови Христовой» 1579 . Объяснения литургии Киевская школа следует прежде всего объяснениям Николая Кавасилы и его «воспоминающей» интерпретации, согласно которой в процессе совершения литургии вновь и вновь происходит воспроизведение жизни Иисуса Христа от Рождества до Его Страстей, а в причащении он ввдит символ Воскресения. В таком же ключе написана Новая Скрижаль архиепископа Василия Румовского-Краснопевцова 1580 . Аналогичные истолкования можно найти и в литургических учебниках той эпохи, а также у Ивана Дмитриевского и в знаменитых Размышлениях о Божественной литургии Н. В. Гоголя 1581 . Большая часть литургических комментариев XIX века восходит к «исторической школе». Можно сказать, что «наилучшее истолкование литургии – историческое» ( Александр Катанский ); и, действительно, этот метод способствовал научным изысканиям, хотя духовная интерпретация требовала возвращения к более широкому видению. Итак, современные авторы способствовали развитию «литургического богословия» и следовали древней «теофанической» традиции, в соответствии с которой литургия – это раскрытие и разъяснение догм. Это направление будет представлено эмигрантскими авторами 1582 . Проповедь истины

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Но вся эта перемена не отразилась на иерархическом пололожении константинопольского епископа, который по-прежнему оставался суффраганом ираклийского митрополита. У императора Александр, по-видимому, не пользовался никаким влиянием. Требование Константина к нему принять в церковное общение Ария и молитва Александра, как мы уже говорили в своем месте, легенда. Александр умер раньше Ария. Во всяком случае на тирском соборе 335 года в качестве константинопольского епископа выступал уже Павел 1579 , причем высказался здесь за смещение Афанасия. Однако он правил не долго. Из-за догматического разногласия против него возымел вражду Евсевий никомидийский и Феодор ираклийский. Последними была принесена жалоба на неправильности, допущенные при его избрании и посвящении, причем с разоблачениями против него выступил подчиненный ему пресвитер Македоний. Дело Павла было предложено константинопольскому собору 336 года 1580 . Он был низложен и отправлен императором в ссылку в Понт 1581 . Подобно тому, как это было в Александрии во время ссылки Афанасия в Трир, кафедра Павла не была замещена. Временно, по-видимому, было учреждено в Константинополе местоблюстительство в лице старшего пресвитера константинопольского клира Македония. Возможно, это было сделано по инициативе Евсевия никомидийского, желавшего таким способом при дворе Константина сохранить полную свободу действий 1582 . В таком положении были дела в Константинополе до смерти Константина Великого . По инициативе Константина II на конференции братьев – императоров в Виминации было постановлено возвратить на родину всех сосланных Константином епископов, в том числе и Павла 1583 . Тот же съезд братьев в Виминации важен в истории Константинополя также и в другом отношении. Как известно, по завещанию Константина Иллирик с диэцезом Фракией и городом Константинополем составлял удел императорского племянника Далмация. Смерть последнего выдвинула вопрос о дальнейшей судьбе его владения. Дело это рассматривалось в Виминации и было решено в том смысле, что западная часть Иллирика должна была отойти к Констансу, а восточная – с диэцезом Фракией и Константинополем – к Констанцию 1584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Краковская академия, не подозревая, какого соперника она будет иметь в иезуитах, охотно позволила им учреждение школы в Кракове, уступила им свои храмы св. Варвары и св. Стефана, а также дозволила им учреждать школы в других местах, где уже были ее колонии, и снабжала их лучшими профессорами. Бывшие до тех пор чужеземцами в Польше, иезуиты стали в ней прочной ногой, когда ряды их пополнились туземными, и притом лучшими, силами. Но вскоре оказалось, что академия и иезуиты преследуют совершенно различные цели, и академии пришлось считаться, но трудно было бороться, с иезуитами. Убогая средствами, но преданная науке и гордая своею ученостью, не преклоняя главы пред сильными мира, академия имела на своей стороне одни полусгнившие привилегии: а иезуиты, гораздо вернее рассчитывая на живое значение благоприятствующего им короля и большей части народа, быстро рассчитав свои силы, решились унизить академию в глазах поляков и забрать исключительно в свои руки кормило народного воспитания. Но об этой борьбе мы скажем после. В то же время, как Протасевич ввел иезуитов в Вильну, перемышльский епископ Валентий Гербурт решился вызвать их в Червонную Русь. Но его упредила в этом София Одровонж Косткова и дочь ее Анна, княжна Острожская, учредив в 1571 г. иезуитскую коллегию в Ярославе и снабдив ее имениями и доходами. Ярославский коллегиум был одним из богатейших во всей Польше. 171 Вскоре после того иезуиты открыли школы в Львове, Перемышле и Станиславове. В 1580 г. Скарга водворил иезуитов в Полоцке. Король Стефан Баторий учредил там иезуитскую коллегию и наделил ее имениями, отнятыми у православных монастырей. 172 Белорусская шляхта неохотно встретила их и, на избирательном сейме 1587 г., домогалась удаления их из Полоцка. Главным неприятелем их был Николай Монкид Дорогостайский, воевода полоцкий, кальвинист, умерший в 1597 году. В короткое время открыты были иезуитские колонии в Риге, Несвиже (1582) и Дерпте. Между прибывшими в Литву иезуитами находился Антоний Поссевин, один из самых образованных членов этой корпорации. В 1578 г. папа Григорий XIII назначил его апостолическим легатом и своим викарием в России, Литве и во всех северных странах Европы. Главное внимание его обращено было на Россию. Случай к выполнению предписанного ему плана представился скоро. Во время войны между Россией и Польшей, Иоанн IV обратился к посредничеству Папы, обещая принять участие в союзе европейских государей против Турции, если Папа поможет ему заключить выгодный мир с Баторием. Поссевину поручено было устроить это важное политическое дело и, в секретной инструкции, указан был способ, как действовать, чтобы привести Россию к духовному союзу с католической церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Омыв руки свои, священник идет к средине алтаря, над которым, держа руки соединенными и немного наклонившись, читает тайно: Прими, Святая Троица, это приношение, которое мы приносим Тебе в воспоминание страдания, воскресения и вознесения Иисуса Христа Господа нашего, и в честь блаженной Марии Приснодевы, и блаженного Иоанна Крестителя, и святых апостолов Петра и Павла, и этих 1580 и всех святых, да послужит оно им в честь, а нам во спасение, и да сподобятся ходатайствовать за нас на небесах те, которых память мы совершаем на земле, через того же Христа, Господа нашего. Аминь. Потом священник целует алтарь, обращается к народу, распростирает руки, соединяет их и говорит несколько возвышенным голосом: Молитесь, братия (доканчивает круг, обращаясь к средине алтаря от правой стороны престола и продолжая тайно), чтобы мое и ваше жертвоприношение было благоприятно перед Богом Отцом всемогущим. Клирик или окружающие отвечают: Да приимет Господь жертвоприношение от рук твоих 1581 в хвалу и славу имени Своего, равно на пользу нашу и всей Церкви своей святой. Священник тихим голосом говорит: Аминь. Потом, с распростертыми руками, прямо, без возгласа: помолимся – читает тайные молитвы или тайную молитву (Secretara), если следует читать одну (например, в день Вознесения Господня): Прими, Господи, дары, которые мы приносим в честь (pro) славного Вознесения Сына Твоего, и милостиво даруй, чтобы нам избавиться от настоящих опасностей и достигнуть жизни вечной, через того же Господа нашего Иисуса Христа, Который с Тобой живет и царствует в единстве Святого Духа, как Бог, (громко и нараспев) во все веки веков 1582 . Отвечают нараспев: Аминь. По окончании тайных молитв священник, не обращаясь к народу, возглашает нараспев: Господь с вами. Отвечают нараспев: И с духом твоим. Священник, распростерши руки и поднявши их до груди, говорит нараспев: Горé сердца. Отвечают нараспев: Имеем к Господу. Священник, соединив руки, говорит нараспев: Будем благодарить Господа (подняв глаза к небу, продолжает), Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если же в монастыре не будет этих трех монахинь, но найдутся только две достойные игуменства, достаточно и их; только эти две записываются, а последующее совершается так, как сказано. Если же (чего боится царство мое) в монастыре окажется налицо одна достойная этого предстоятельства, тогда попечительница монастыря находит в другом монастыре вторую монахиню, благочестивую и способную к игуменству, и когда, таким образом, опять будут записаны эти две – оказавшаяся в своем монастыре и приведенная из чужого, должно соблюдаться в последовательном порядке то, что написано, и та, которая понравится попечительнице и явлена достойной, поставляется в игуменство». 1580 Принципы, высказанные Атталиотом и императрицей Ириной в рекомендованных ими способах избрания в игуменскую должность, находились в основе предписаний и других уставов относительно порядка определения на настоятельство и имели широкое приложение к действительности. Так, составители уставов самым настоятельным образом предписывали избирать игуменов для монастырей из среды собственной их братии. Лев в своем типике, написанном для монастыря Богородицы в Арее, прямо постановил, чтобы так называемый чужепостриженник ( ξενοκουρτης) никогда не возвышался до игуменской власти в его обители и не священнодействовал в монастырском храме Пресвятой Богородицы, даже если бы он был выходцем из монастырей соседнего города Навплии. 1581 Св. Афанасий Афонский также очень ревностно отстаивал самобытность своей лавры в рассматриваемом отношении. В хрисовуле, данном по его просьбе монастырю Никифором Фокой, было между прочим сказано, чтобы никто из чужого монастыря никоим образом и никогда не был игуменом в Афонской лавре. 1582 Сам Афанасий в своем завещании заповедал, чтобы «игумен лавры поставлялся не из внешних, а из живущих в ней братий». 1583 А в типике, говоря об избрании игумена, он напомнил братьям об узаконении Никифора Фоки и со своей стороны сделал постановление, чтобы игуменская власть в лавре никогда не вручалась чужому монаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Скачать epub pdf 125. Мария Григорьевна, царица жена царя Бориса Федоровича Годунова, дочь известного Григорья Лукьяновича Малюты Скуратова-Вельского, главы опричников, изверга-любимца царя Ивана IV Грозного. Год ее рождения не известен. Вышла за Бориса в ранней молодости последнего, потому что женою его, еще нечиновного 19-летнего юноши, упоминается она впервые на третьей свадьбе царя Грозного с Марфой Собакиной 28 октября 1571 г., а потом и на седьмой, с Марьей Нагой, в сентябре 1580 г. – оба раза в почетной должности «царицыной свахи». Дала жизнь дочери Ксении в 1582 г., сыну, по имени неизвестному, в 1587 г., другому сыну, Федору (впоследствии царь) в 1589 г. Первое многолетие ей как царице возглашено 26 февраля, а торжественный въезд ее как царицы в Москву из Новодевичьего монастыря совершился 30 апреля 1598 г.; по смерти царя Бориса принимала присягу на имя свое и царя-сына в апреле 1605 г.; с появлением в Москве так называемого Лжедмитрия I выведена с детьми московскою чернью из царского дворца в старый кремлевский дом Борисов 1 июня и там удушена с сыном 10 июня 1606 г. Тело ее, погребенное первоначально в московском Варсонофьевском монастыре (ныне церковь Вознесения, между Сретенкой и Рождественкой), перенесено в Троице-Сергиев монастырь в сентябре 1607 г. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Вместе с Богом и в Нем также от вечности существует другое лицо, – это разум (Ratio), премудрость Божия, Которая в деятельности выразилась как Слово, Слово Божие 1563 . Прежде всех век Бог родил из своего чрева Слово 1564 ; это Слово есть перворожденный, единородный Сын Божий, второе после Бога Отца Лицо, Бог от Бога, Дух от Духа, Творец и Производитель всего реального 1565 , существо высочайшее и всемогущее 1566 . Сын Божий равен и единосущен Отцу 1567 , есть совершенный образ Его, истинный Бог 1568 . И как Бог есть Дух, так и Сын есть Дух; подобно тому, как Бог Отец не бестелесен, так и единородный Сын Его имеет тело 1569 . Между Отцом и Сыном существует тесное отношение: Слово всегда пребывало в Отце, никогда от Него не отделялось, не различествовало от Него 1570 . Это, однако ж, не значит, чтобы лицо Сына сливалось с лицом Отца в одно лицо, – Сын отличен от Отца, живет особенною самостоятельною жизнью 1571 ; но – с другой стороны – нельзя и различать эти два лица до такой степени, чтобы Отец и Сын были особыми богами в том смысле, чтобы было два бога; между Ними различие не в сущности, но только в лице 1572 : Сын и Отец – это только два божественные лица одного существа Божия 1573 , лицо Отца – первоосновы и виновника всего 1574 , и лицо Сына – наместника (vicarius) Отца, Который один знает Отца и всецело творит и выполняет Его волю 1575 . Дух Святый исходит от Отца чрез Сына; Он – третье божественное лицо, отличное от Отца и Сына: «иной Отец, иной Сын и иной Дух Святый» 1576 . И как между Отцом и Сыном существует тесное отношение, подобное тому, какое находится между деревом и корнем, ручьем и источником, лучом и солнцем; так и между Отцом, Сыном и Св. Духом существует неразрывное единство, аналогию которого могут представлять корень, дерево и плод, источник, ручей и река, солнце, луч и свет 1577 , – единство троичности (unitas trinitatis) 1578 . Таким образом, единый по существу Бог троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух. Они составляют три – не по достоинству, а по степени, не по сущности, но по образу (бытия), не по власти, но по личным особенностям 1579 ; они составляют едино: один Отец по отношению к Сыну и Святому Духу составляет неточное начало 1580 . Взаимное отношение между лицами Св. Троицы, отношение единства троичности, можно выразить в такой форме: Отец есть всецелая сущность (tota substantia), Сын есть предвечное рождение от Отца (derivatio et portio), Его сущности, Дух Святый – предвечное исхождение от Отца чрез Сына; Сын составляет вторую, Дух Святый – третью степень одного и того же Божества, – троичность в единосущии 1581 . Взаимное отличие одного лица Св. Троицы от другого то, что Отец рождает, Сын рождается, Дух Святый посылается 1582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

То човек могао само уз било неопходно руководство душа на дугам путу ка Истини могла слободним скренути с пута у промислом он могао поуздано из савршенства у из у и из непотпуног у из у 1568 . он могао испунити себе сваком само уз благодатно – Божанства 1569 . о човеку до грехопада Бог показао на неколико начина. Он човека ради створио настанио га у 1570 , где га сва природа, свим и силама благонаклоно помагала у и растом у човека савршана у меру раста Христове, у човека христолика, ради чега и био саздан по лику 1571 . Бог човека ради засадио усред дрво живота 1572 , од би рода човек, по благодати, остао и телом безболестан и бесмртан. Бог се нашим их непосредних беседио с учио их истини давао им на мудрост на мудрост, благодат на благодат 1573 . Ради човековог у добру и духовног као и ради телесног Бог дао човеку заповест да не са дрвета добра и зла 1574 . ове заповести човек имао да се утврди у послушности као и закону, и тиме занавек практички да призна за закон, идеал и мерило и целокупне животне делатности. 44. о човеку после пада 1 . По великом свом Бог престао да о човеку ни после пада. Шта више, и у казни за грех: смрти, огледа се о палом човеку, се пресеца човеково бесконачно и зла и непрекидно у мучним, тешким и проклетим условима живота, створио грехопад. Законодавац греха, вели свети Кирил и у казни Пошто Он, заповест, са преступавшем заповести смрт, и пошто преступник потпао под ову казну, то Он и удешава тако да сама казна служи на смрт разорава ову животну природу нашу, и на начин, с стране зла, а с друге – човека од болести, га напора и труда, пресеца и бриге, и чини телесним. Ето каквим разблажио саму казну“ 1575 . Сама казна на смрт прелази у вели свети Богослов , смрт (το διακοπνοα την μαρταν), да зло не би постало бесмртно (να μ θνατον ητ κακν). 1576 о палим огледа се у томе што им Бог све што потребно за живота, 1577 што се брине о свима и свакоме, 1578 што 1579 срца, 1580 душе, 1581 трудбеницима, 1582 границе животу и раду свакога човека, 1583 брижно прати живот свакога човека од утробе материне до гроба, 1584 стара се о сваком човеку са више него 1585 располаже свима у животу 1586 чини добра свима без разлике, 1587 нарочито помаже праведнике, 1588 их штитом милости 1589 дакле, да нема ни човека о коме Бог не А ако се Бог и не стара о свима на исти начин, и то велики знак промисла, Он промисао према користи свакога“ 1590 . о палим огледа се нарочито у томе што Господ свакоме човеку га крили и чува, га од зла не слободу се моли Богу за и верно га као сапутник прати кроз живот 1591 . По светих Отаца, „служе Богу у делима божанског промисла“ 1592 . припомажу у добру, вери и побожности, и их на путу 1593 . Xpahumeлie cnacehiя благочестивыхъ Ангели“ 1594 . „Велико душа, свака од од самога има 1595 . Нарочито и то важи о су им у подвигу неопходни као наставници, молитвеници и заступници пред Богом 1596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010