прекращается слово Его в род Таким образом, греч. рукописи, в которых эта фраза содержится, хранят или древнее чтение LXX, по какой-либо причине выпавшее из основных списков, или поправку, сделанную, вероятно, в антиохийской школе, которая была не менее, чем александрийская, знакома с евр. экзегетической традицией. Греч. текст позволяет видеть, как понял толковник или редактор скупое изречение оригинала: существует некое «слово» (μα), которое возобновляется «из рода в род» (π γενες ες γενεν), и страшно даже подумать, будто Бог «окончил» (συνετλεσε) его. 1578 См.: Киреева Н.А. Аскетизм в культуре иудаизма греко-римского периода: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2009. С. 199. 1579 Эти воззрения имели долгий срок, судя по тому, что утверждает Коран (3.183): только «о жертве, огнем поятой» , иудеи готовы были признать нового пророка. 1580 Греч. γειρον προφητεας τς π’ νματ σου пророчества, что от имени соотв. евр. пророчества Твои да будут Возможно употребление этого глг. в значении возобновления чего-либо, напр. его не ( Ис 33:16 ). Этим объясняется тот пер., который был избран внуком автора для данного ст. 1582 Horbury W. Monarchy and Messianism in the Greek Pentateuch//The Septuagint and Messianism. P. 93. 1584 Вопреки Шаперу, согласно которому «переводчик сильнее, чем в МТ, подчеркивает культовый аспект общества... что отвечает политической и религиозной ситуации послепленного Израиля, лишенного царства при усилении значения иерусалимского храмового жречества и первосвященства» (Septuaginta Deutsch, ad loc). 1586 О полемике по поводу Гекатея и псевдо-Гекатея см.: Чериковер. Эллинистическая цивилизация и евреи. С. 90, прим. 45. 1587 Сам принцип выделения Кумранской общины был связан с верностью части первосвященнической династии Садока, вставшей в оппозицию эллинизированным столичным властям. По уставу кумранитов «лишь сыны Аарона властвуют над судом и имуществом, и по их слову выходит жребий для всякого разряда людей общины» (1QSIX. 7). Но в идеальном царстве Мессии священники занимают место его духовных наставников, не имея политической власти: «Как они научат его, так будет он судить; и как они повелят...» (4Q161, frs. 8–10. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

С введением протестант. законодательства в Трансильвании (1557) инициатива распространения среди румын идей Реформации исходила уже от центральной власти, представленной кальвинистами. Напр., трансильванский кн. Янош II Жигмонд Запольяи на практике воплотил идею создания румынско-кальвинист. епископата для правосл. клириков, перешедших в кальвинизм. В последние 3 десятилетия XVI в., когда Трансильванией управляли князья-католики из семьи Батори, процесс обращения румын в кальвинист. веру замедлился, однако все равно имел место благодаря решениям гос. собрания, состоявшего по бóльшей части из приверженцев Реформации. Также на гос. уровне стала осуществляться переводческо-издательская деятельность: среди наиболее важных реализованных проектов этого периода были переводы на румын. язык книг Бытие и Исход (Palia de la Oratie. 1580/1582) на основе венг. издания Пятикнижия, выполненного Г. Хельтаи в Клуже (1551), и румын. издание Псалтири (Брашов, 1570/1573) - 1-й книги на румын. языке, отпечатанной на латинице. После Тридцатилетней войны (1618-1648) Трансильвания стала приобретать статус «бастиона» Реформации. Трансильванские князья взяли под свой патронаж обращение румын в кальвинизм, стремясь трансформировать правосл. иерархию в состав венгерского реформатского еп-ства ( Dumitran. 2015) (см. также ст. Трансильванская митрополия ). Трансильвания в составе монархии Габсбургов (кон. XVII в.- 1848 г.). Новая война с турками (1683-1699) была начата Свящ. Римской империей и Речью Посполитой, к-рые в 1684 г. организовали Священную Лигу с Папским гос-вом, Венецией, а затем - и с Московским царством (Вечный мир, 26 апр. (6 мая) 1686). Окончание войны было ознаменовано освобождением Центр. Европы из-под власти турок: победы союзников под Веной (12 сент. 1683), под Будой (2 сент. 1686) и под Мохачем (12 авг. 1687) вынудили турок уйти за Дунай (1688) и перейти к обороне (The Cambridge History of Turkey. 2006. P. 50-52). В условиях контрнаступления христ. гос-в, желавших приобщиться к разделу территориального наследства отступающей Османской империи, перед монархией Габсбургов открылась перспектива притязаний на территории, к-рые относились к венг. короне, в т. ч. на Трансильванию ( Pop. 2016. Vol. 2. P. 345-346).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Итак, когда душа человеческая чистым оком своим устремляется к созерцанию Бога, неприступного в свете Своем, принимая от Него лучи невещественного света Его, тогда духовным чувством своим ощущает тонкую, невещественную и сладостную теплоту этих лучей – Его Божественных энергий. Это ощущение теплоты помогает разуму сосредотачивать свое внимание на Боге. Так что, «если хочешь избавиться от забвения и пленения, то не иначе можешь того достигнуть, как стяжавши в себе духовный огонь, ибо только от его теплоты исчезают забвение и пленение. Приобретается же огнь сей стремлением к Богу». 1577 Теплота этого огня имеет невещественный характер и действие: «она не сожигает, напротив того, орошает приятно и прохлаждает»; 1578 «она отрешена от плоти, и в теле не производит заметных изменений, и свидетельствуется тонким сладким чувством». 1579 Правда, на стадии превосхождения человеком своего естества, когда «душа неистовствует и как бы сотрясается неудержимой любовью к единому Желанному, вместе с ней волнуется и сердце, духовной пляской выдавая общение с благодатью». 1580 В этом состоянии дух человеческий поставляется вне всего вещественного и чувственного и бывает весь «охваченным неудержимой радостью подобно напоенному вином». 1581 Но опять же, это ощущение не чувственное, а особое, сверхчувственное, 1582 которым только и возможно познавать и чувствовать то, чего не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку ( 1Кор. 2:9 ). Да «и как может быть и называться чувством такое чувство, которое не знает, что такое есть, каково и где есть то, в чем оно пребывает, и узнать то или понять совершенно не может»? 1583 На душевном уровне чувства претерпевают изменения сообразно изменениям чувств духовных, но не по функционированию своему, а по качеству своего функционирования. Чувства, связанные с познавательными процессами, под действием благодати возвращают себе прежде свойственные им здравые проявления. Греховное любопытство заменяется здоровым чувством интереса и любознательности, основывающихся на любви к истине, а не на каких-либо сторонних побуждениях. Познание истины сопровождается глубоким чувством убежденности, которое возникает вследствие ощущения сердцем сладости и мирности сопутствуемых истине. 1584 Ощущение этой неизреченной сладости, которая лучше меда ( Пс. 118:103 ), формируя вкус к истине, порождает неутолимую жажду истины и такое чувство убежденности в ней, что является готовность отдать за нее все из того, что имеется в этом тленном мире. Вместе с оживлением чувства истины, оживает и способность узнавать одним ощущением сердечным свойства и качества вещей. В результате чего является способность по одному чутью узнавать друга или врага, нужный предмет или ненужный, правильность мыслей или их неправильность, правдивость слов или их лживость и т.д. Способность предчувствовать получает правильность свою, вследствие чистоты сердечной, умеющей по-своему видеть то, что невидимо для рассудка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Человек праведный через смерть ничего не теряет и ничего особенного не терпит, но что должно было приключиться ему по естественной необходимости, то принял он по злобе врага не без награды в вечной жизни, и тот долг человеческой смерти, который надлежало ему отдать по непреложному закону земного нашего существования, он отдает, приобретая притом обильнейший плод за свое страдание и мзду великого воздаяния. Преп. Ефрем Сирин говорит, что праведные люди, которые бывают преданы скорбям и страданиям для испытания, если будут мужественно терпеть с покорностью Отцу Небесному, без Него же ничто с нами не бывает, то в день Суда приобретут одинаковое с мучениками дерзновение перед Богом; и чем больше претерпят нападений от бесов и людей, до конца сохраняя упование, тем большую приобретут себе славу у Бога и жребий со святыми 1579 . Это, однако, не обезвиняет злодеев. Нечестивый и беззаконный человек не останется без наказания оттого, что своим злодеянием не мог повредить праведнику. Ибо терпение и добродетель праведника привлекает награду не тому, кто был причиной его страданий и смерти, но тому, кто терпеливо перенес их. Несомненно, что тот злодей заслуженно понесет наказание (от Бога) за свою жестокость, по которой он хотел сделать зло, несмотря на то, что пострадавший не потерпел никакого существенного зла, терпеливо перенося искушения и страдания, и все нанесенное ему с злым намерением обратив себе во благо и в преумножение блаженства в будущей жизни 1580 . «Ужасное дело, – говорит преп. Нил Синайский , – отважиться поднять руку против Бога; оскорбление (страдание) же, причиненное святым, без сомнения, есть оскорбление Бога» 1581 . Чем большим подвергаются праведные скорбным испытаниям, тем чище становится душа и многоценнейшие ожидают их награды от Праведного Судии. Во все времена скорби – награда святых. Поэтому да не ослабевают души верных Господу христиан. «Еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит» ( Евр.10:37 ) 1582 . Терпение нужно иметь, говорит апостол, чтобы исполнить волю Божию, понести свой крест скорбей, получить обещанное великое воздаяние ( Евр.10:36, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Ной - избавитель от потопа. Блажен, иже имеет племя в Сионе и южики во Иерусалиме [Исаии. 31, 9]. Запись 1580 Веселюсь и восхищаюсь бесконечным совершенством Божества, веселюсь и восхищаюсь, что Божество в трех Лицах и каждое Лице самоипостасно и есть Бог всесовершенный - един в трех: что всемогущ Отец, всемогущ Сын, всемогущ и Дух Святый. Вездесущ Отец, также Сын, также Дух Святый; жизнь Отец, жизнь Сын, жизнь и Дух Святый; любовь Отец, любовь Сын, любовь и Дух Святый. Радуюсь о Боге Отце, радуюсь о Боге Сыне, радуюсь о Боге Духе Святом - едином Божестве, едином естестве и силе - едином, любящем нас Боге Спасителе. Радуюсь, что каждому из трех Лиц Божества, как Богу, усвояются и особенные господственные действия: Отцу измышление и благоволение, Сыну осуществление Отеческой мысли и благоволения, Духу Святому совершение, оживление и внедрение. Запись 1581 Диавол иногда действует в голове как беспокойный совопросник о непостижимом, как дерзкий посягатель на неприступные тайны трех Лиц Божества, на их взаимные отношения. С благоговением и крайне осторожно нужно мыслить о троичности Божества. Запись 1582 Молитва, как внешний воздух тело, освежает душу и оживляет ее: - в ней бодрее и веселее чувствуешь себя, подобно тому, как, прогулявшись на свежем воздухе, чувствуешь себя и физически и душевно бодрее и свежее. Запись 1583 Вся, елика имать Отец, Моя суть [Иоан. 16, 15]. Вся, елика имать Дух, также Его суть, кроме исхождения; равно говори и о Сыне и об Отце, только отдели личные свойства. По причине Их единосущия - общение свойств. Запись 1584 Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом чем более будете принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя. Записи 1585-1594 Святителю Отче Николае, моли Бога о нас. На каком основании мы просим молитв за себя святых, и действительно ли они молят за нас, и действенна ли их молитва за нас? Сам Бог прямо изъявил Свою волю некоторым людям, не имевшим к Нему близости, людям грешным по преимуществу, чтобы они просили о себе помолиться людей Божиих; наприм., Авимелеху, взявшему жену Авраамову, было повелено просить Авраама, чтобы он помолился об нем; Иов молился, по явному откровению воли Божией, о друзьях своих; молились Моисей, Самуил, Илия, все пророки; Сам Господь, по человеческому естеству Своему, молился Отцу Небесному о Петре и всех учениках.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1578) 51 . К приношениям, кроме частных лиц духовного и светского звания, приглашаются и места, особенно церкви, которые по согласию причта, церковного старосты и прихожан могут делать приношения из годовых остатков церковной кошельковой суммы, из доходов от зданий и земель, церквям принадлежащих, и из доходов других источников, где какие есть (– ст. 1579). О получении приношений в попечительство благотворители извещаются квитанциями за подписью попечителя и казначея (– ст. 1566) и за печатью попечительства или объявлением в ведомостях, или тем и другим способом вместе, смотря по надобности и удобству (– ст. 1580). 2) Попечительство наблюдает за сбором кружечным на призрение духовенства епархии, чтобы этот сбор производился тщательно и был исправно доставляем (– ст. 1590 п. 2). Попечительство и сотрудники обязываются наблюдать, чтобы кружки на вспоможение беспомощных из духовного звания были заведены во всех церквях, кроме монастырей, и чтобы в них делался сбор во все главнейшие и в храмовые праздники, а где можно с пользой, и во все воскресные дни и кроме того при таких богослужениях, при которых благотворительность охотно себя оказывает, как напр., при крещении, при браковенчании, при погребении (– ст. 1581 и 1582). Деньги из сих кружек высыпаются по окончании каждого месяца, или по наполнении кружки, в присутствии причта и старосты, и тогда же записываются, и сия записка, подписанная причтом и старостой, хранится вместе с деньгами в церкви, а по окончании года вместе с ними в подлиннике представляются в попечительство (– ст. 1583). 3) Вообще, попечительство заботится о целости, увеличении: и наилучшем употреблении доходов сего заведения (– ст. 1590 п. 3); принимает по окончании года препровождаемые из Консистории штрафные деньги, взыскиваемая до духовному ведомству, для употребления по назначению (– ст. 1585); принимает половину доходов от мест священно- церковнослужительских, остававшихся более или менее продолжительное время праздными, и пр. (Выс. утвержд. 1873 года 24 марта времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Фрача дает детальный обзор подлинных сочинений, которые он приписывает Леонтию Византийскому . в) с Леонтием Схоластиком (Псевдо-Леонтием, CPG 6823), автором сочинения De sectis («О сектах»). По мнению Лоофса, сочинение О сектах – это не что иное, как переработка одного их поздних трактатов Леонтия Византийского 1580 . Биографические отождествления Вместе с Б. Дейли автор предполагает, что Леонтий, автор Corpus Leontianum, состоящего из трактатов: Contra Nestorianos et Eutychianos, Epilysis, Capita Triginta, Contra Aphthartodocetas, Deprehensio et Triumphus super Nestorianos 1581 , тождественен Леонтию – участнику Собеседования с севирианами (Collatio cum Severianis) 532 г. в Константинополе, а также богослову и монаху, участвовавшему в Константинопольском соборе 536 г., и Леонтию-оригенисту из Vita Sabae («Жития св. Саввы») Кирилла Скифопольского . Раздел II. Христология Леонтия Византийского и его вклад в решение халкидонской проблемы Автор ставит перед своим исследованием две задачи: 1) анализ халкидонской антисевирианской терминологии, которую Леонтий использует для своих концепций и формулировок, и уяснение вклада Леонтия в решение халкидонской проблемы; 2) анализ целостного образа Богочеловечества и сотериологической миссии Иисуса Христа в антиюлианистской полемике Леонтия. Автор также стремится показать, что в трех произведениях Леонтия – Contra Nestorianos et Eutychianos, Epilysis и Capita Triginta – преобладают рациональные богословские аргументы и доказательства (ratio theologica), а в трактате Contra Aphthartodocetas – библейские и святоотеческие. Халкидонская и антисевирианская терминология Леонтия Севир бросил серьезный вызов византийским богословам халкидонитам, последствия которого сказались в ходе восстановлении Православия при императоре Юстине (518–527 гг.). После принципиального отрицания одноприродной ( μα φσις) христологии севириам ского толка и возвращения в политике имперской Церкви к исповеданию «одной ипостаси в двух природах» перед богословием встала новая задача – показать, как следует понимать и утверждать во Христе «одного и Того же, совершенного в Божестве и совершенного и человечестве» 1582 , то есть единство по ипостаси и двойство по природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Кроме того, решил уделить внимание Баторий и запорожским казакам. В 1576 году был издан Универсал, который включил их в реестр в количестве 6 000 человек. Не вошедшие в него превращались в сословие людей Речи Посполитой и лишались казачьего положения, а впоследствии ушли в Запорожье и основали Запорожскую Сечь. Занесенные же в реестр днепровские казаки были сведены в шесть полков, во главе которых был поставлен старшина и им даровались знамя, бунчук, печать с войсковым гербом. Не были предоставлены только пушки, которые казаки должны были добывать у турок. При этом, чтобы обезопасить себя со стороны Крыма и Турции, Баторий запретил им нападать на Крым и турецкие владении, и использовал казацкие отряды для набегов на московские земли Важным были преобразования в артиллерии и инженерных подразделениях, а также появление в армии Батория боевых ракет. Их использовали, в том числе, во время осады Полоцка в 1579 г. Помимо этого, король создал хорошую разведывательную службу, примером чего стало неожиданное нападение на Великие Луки во время кампании 1580 года Надгробие Стефана Батория. Открытые источники интернет. Нельзя забывать и о том, что именно при Батории начали активно использоваться технологии информационного воздействия на противника. При королевском войске была организована полевая типография, в которой печатались бюллетени, информирующие о ходе войны, об успехах армии, а также призывы к местному населению, зачастую содержащие откровенную дезинформацию. Все это в своей совокупности и позволило королю РП успешно вести военные действия на восточном направлении, вплоть до осады Пскова, которая началась в августе 1581. Однако стойкость русского гарнизона, который за 143 дней отбил все штурмы, заставила Батория отступить, оказав на его войска деморализующее воздействие. Невозможность армии короля идти дальше поставила крест на его планах по покорению Смоленска, Северской земли и Новгорода. Стороны были вынуждены начать переговоры о мире, которые закончились подписанием Ям-Запольского мирного договора в январе 1582 года, по которому Русское царство отказывалось от значительной части Ливонии, но возвращало себе Великие Луки, Невель, Заволочье и Холм. При этом Баторий покидал псковскую землю, но оставлял за собой Полоцк и Велиж, а военные действия прекращались на 10 лет Это не означало, что король РП отказался от своих планов на восточном направлении, однако их реализации помешала его смерть в декабре 1586 года по причинам, которые сегодня точно не установлены. Примечательно, что вскрытие тела Батория считается первым таким медицинским актом, задокументированным на территории Восточной Европы.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/16/stefan...

Благотворительность Марии Павловны осуществлялась в различных направлениях: в первую очередь – преодоление нищеты, затем – поощрение наук, искусств, культуры и развитие общества. Так, она поддерживала рабочие мастерские для взрослых, прядильни для пожилых бедных женщин, уход за роженицами. Население обязано Марии Павловне множеством фонтанов, сооруженных в Веймаре. Первая сберегательная касса в Веймаре была открыта в день рождения Марии Павловны 16 февраля 1821 г. Это было новшество, особо поддерживаемое великой герцогиней. Одновременно Мария Павловна помогала отдельным людям, оставаясь по большей части «неизвестной дарительницей» 1580 . Вот что сказал проповедник главной церкви Веймара по поводу кончины Марии Павловны: «О, сколь много городов, деревень и домов следует нам посетить; к какому множеству одров болящих, голодающих, мерзнущих, нагих, обездоленных, покинутых должно нам приступить: засвидетельствуем же и поведаем о многолетних деяниях, советах и заботах материнского сердца почившей попечительницы страны, предпринятых ею ради устранения, смягчения и уменьшения нищеты человеческой» 1581 . Стиль работы великой княгини характеризуется следующим образом: «Никто и никогда не сталкивался с промедлением или упущением. Ответы на обращения, предложения, отчеты организаций следовали с быстротой и пунктуальностью, которые могли бы взять себе за образец иные администрации, и были так ясны и определенны, что не понять их вряд ли было возможно» 1582 . В интересах науки Мария Павловна учредила литературные вечера, происходившие во дворце, на которых делали доклады различные веймарские ученые и профессора Йенского университета. Это никоим образом не было простым времяпрепровождением; напротив, Мария Павловна таким образом заботилась как о собственном образовании, так и об образовании других 1583 . «Наверное, ее придворные дамы часто втайне вздыхали, когда их венценосная госпожа требовала, чтобы они на следующий день по памяти записывали ученые доклады» 1584 . Православный сербский епископ Никанор подчеркивает в предисловии к своей книге, посвященной веймарскому и висбаденскому храмам, что Мария Павловна была большим другом сербской литературы и высокой покровительницей первой книги известного сербского ученого Вука Караджича. В одном из двух экземпляров книги, хранящейся в Веймарской национальной библиотеке, можно найти автограф духовного автора: «Венок, возлагаемый на могилу высокочтимой почившей великой княгини Марии Павловны, великой герцогини Саксонии, Веймара и Эйзенаха, с глубокой благодарностью. Смиренный молитвенник епископ Никанор. Веймар, 2.7.1897».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

10. Но «Никто не знает, кто есть Отец, кроме Сына, и кто есть Сын, кроме Отца [, ведь никто не знает Отца, кроме Сына, и Сына, кроме Отца 1579 ], 1580 и того, кому Сын откроет, 1581 – и, таким образом, Христос проповедовал неизвестного Бога». Ведь в этом изречении находят поддержку и другие еретики, утверждая при споре, что Творец известен всем: и Израилю благодаря дружеским отношениям, и язычникам по природе. 1582 А как же Он Сам свидетельствует, что Он не познан ни Израилем – Израиль же не познал Меня, и народ Мой Меня не понял, 1583 – ни язычниками? 11. Ибо говорит: Вот, нет никого и из язычников. 1584 Поэтому и их счел каплями из ведра, 1585 и Сион – как бы сторожевой башней, оставленной в винограднике. 1586 Что же, смотри, подтверждаются ли пророческие слова, порицающие незнание людьми Бога, которое существовало вплоть до Сына. В самом деле, Он потому и прибавил, что Отец будет познан тем, кому откроет Сын, что Он Сам был Тем, о Ком было возвещено, что Он поставлен Отцом в свет 1587 язычникам, 1588 подлежащим, конечно, просвещению относительно Бога, а также – Израилю, посредством, конечно, более полного познания Бога. 12. Итак, свидетельства, подходящие для Творца, не принесут пользы при доказательстве иного бога, так как те, которые не подходят для Творца, смогут принести пользу при доказательстве иного бога. И если обратишь внимание на следующие слова: Блаженны очи, которые видят то, что вы видите: ибо говорю вам, что пророки не видели то, что вы видите, 1589 – то они связаны по смыслу со сказанным выше: никто, как следовало, Бога не познал, потому что и пророки не видели то, что стало видимым при Христе. 13. В самом деле, если Христос был бы не моим, то Он бы не поместил в этом месте упоминание о пророках. Ибо что удивительного, если они не видели деяний неизвестного бога, открытого после стольких веков, если они не сподобились узреть то, чего никогда не предсказывали? 1590 В чем же заключалось бы счастье тех, которые тогда видели [то, которое другие заслуженно увидеть не могли], 1591 разве только это – те, которые могли увидеть деяния своего Бога, даже предсказанные ими, однако, не видели? 1592 Ибо в этом будет состоять счастье их, ведь они видели то, что другие только предсказывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010