Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Цезарь Бароний. Гравюра. XVII в. [лат. Baronius, итал. Baronio] Цезарь (31.10.1538, Сора, совр. обл. Лацио, Италия - 3.06.1607, Рим), мон.-ораторианин, кард., историк Церкви. Происходил из знатной семьи. Получил начальное образование в Вероли, изучал богословие и философию в Неаполе, право в Риме. Против воли отца вступил в 19 лет в духовную конгрегацию ораториан , основанную в 1558 г. католич. св. Филиппом Нери , преемником к-рого впосл. он стал (1595). В 1564 г. Б. был рукоположен во пресвитера. С 1594 г. духовник папы Климента VIII , с 1596 г. кардинал, в 1597 г. стал библиотекарем-префектом Ватиканской б-ки . В 1605 г. рассматривался как один из претендентов на папский престол после смерти Климента VIII и чуть позднее Льва XI . Б. известен прежде всего своей издательской деятельностью. В 1580 г. им было издано Житие св. Амвросия Медиоланского. Участвовал в подготовке реформы календаря, проведенной Григорием XIII (1582), в 1582-1586 гг. Б. работал над изданием Римского мартиролога. Из-за ошибок как составителя, так и работников типографии только 3-е издание мартиролога (янв. 1584) получило папское одобрение. Наибольшей популярностью пользовалось пересмотренное и дополненное издание 1586 г. (Martyrologium cum notationibus Baronii ex typografia Dominici Basae. R., 1586), к-рое впосл. неоднократно дорабатывалось. В 1559-1574 гг. протестант. богословами были изданы «Магдебургские центурии» , церковно-историческая компиляция, написанная с позиций сторонников Реформации , где каждый из 13 томов был посвящен одному веку. Б. была поручена подготовка исследования, к-рое с позиций католич. Церкви должно было противостоять «Центуриям». Работа над 12-томными «Церковными анналами» (Annales ecclesiastici a Christo nato. R., 1588-1607), где повествование велось по годам от Р. Х., заняла у Б. ок. 30 лет. Имея возможность работать в архивах и в Ватиканской б-ке, он привлек большое количество документов по истории Зап. и Вост. Церквей, как опубликованных, так и рукописных, включая ранее неизвестные. В своем сочинении Б. попытался критически представить материалы источников. Кроме того, им впервые были использованы археологические данные, в частности результаты раскопок рим. катакомб, предпринятых в 1578 г. В 12-м томе, появившемся в год его смерти, Б. удалось довести изложение событий до 1198 г. Несмотря на то что уже современниками в «Церковных анналах» было замечено много неточностей (гл. обр. в переводах греч. источников), труд Б. получил высокую оценку и католиков, и протестантов. Обе конфессии почитают Б. как «отца церковной истории».

http://pravenc.ru/text/77578.html

В XVI в. в Германии (как в католич., так и в протестант. землях) и в Австрии составлялись сборники лат. Г. Известны печатные издания с музыкой нем. композиторов, выпущенные в Виттенберге в 40-х гг. XVI в. для лютеран. церквей (см. ниже, в разд. о протестант. Г.). Неск. позднее был напечатан Гимнарий К. Альдера (Hymni sacri. Bern, 1553). Сохранились также рукописные источники, включающие циклы В. Перкхаймера (1564), Б. Дуциса (гейдельбергский цикл), Я. де Керле (Augsburg. Staats- und Stadtbibl. 27, ок. 1577), а также отдельные произведения Б. Аммона и Я. Вата. В указанном сборнике произведений Керле, составленном для Аугсбурга, в отличие от его же печатного издания Г. для Орвието (1580) проявились литургические особенности, характерные для Германии и др. стран к северу от Альп: для разных Богородичных праздников употребляются различные Г.; менее чем 1/5 состава совпадает с итал. репертуаром. В сборнике, составленном О. ди Лассо в 1580/81 г. для баварского двора в Мюнхене, в соответствии с тенденциями, характерными для католич. богослужения периода Контрреформации , использованы тексты и мелодии не местной, а рим. традиции. Во 2-й пол. XVI в. в Италии были опубликованы циклы (каждый из к-рых насчитывал не менее 30 Г.) Керле (1558, 15602), Дж. Контино (1561), Д. Ортиса (1565), П. Аретино (1565), М. Варотто (1568), Т. Л. де Виктории (1581), И. Сабино (1582), Ф. Герреро (1584), Дж. Азолы (1585), Дж. П. да Палестрины (1589), в к-рых число голосов могло доходить до 6, иногда использовалась полифоническая форма канона. Поздние итал. полифонические циклы Г., продолжающие традиции нач. XVI в., датируются 90-ми гг. XVI - нач. XVII в.- это произведения Ж. де Верта, П. Понтио, Орфео Векки, К. Порты, Орацио Векки, Дж. Каваччо, М. А. Индженьери, Дж. Джакобби, Ф. Витали. В Германии и сопредельных странах в кон. XVI - нач. XVII в. циклы Г. писали Л. Шрётер (1587), Й. Фебюре, Ч. де Дзакария, Б. Гезий (1595), М. Преториус (1611), К. Кифферер (1613), во Франции - Ф. Галле (1586), Ш. д " Эльфер (1600), Ж. де Бурнонвиль (1612), в Англии - У. Бёрд, Дж. Шеппард и Т. Таллис.

http://pravenc.ru/text/165007.html

1576 г. К., как и мн. др. кальвинисты, вынужден был покинуть Гейдельберг, перешедший во владение Людвига VI (1576-1583), ревностного лютеранина, желавшего сделать Гейдельбергский ун-т целиком лютеранским, и поселился в Базеле, где продолжил обучение на теологическом фак-те местного ун-та. Пребывание К. в Базеле было недолгим: по неизвестным причинам осенью 1577 г. он переехал в Мидделбург, где стал местным торговым агентом Лондонской компании купцов (Company of Merchant Adventurers of London). Помимо исполнения своих прямых обязанностей К. мог тайно координировать религ. деятельность купцов, большая часть которых сочувственно относилась к пуританизму и поддерживала нидерландских протестантов в их борьбе с католицизмом (ср.: Cartwright. Opusc. P. 48). Возможно, в назначении К. принимал участие его высокопоставленный покровитель и сторонник пуританизма Уильям Дейвисон († 1608), бывший в это время послом кор. Елизаветы в Нидерландах. Наличие постоянной и хорошо оплачиваемой работы позволило К. в нач. 1578 г. вступить в брак. Его супругой стала сестра известного пуританина Джона Стабба († 1590) Элис Стабб († ок. 1617); в браке с ней у К. родились 3 дочери и сын ( Collinson. 2004. P. 413). При поддержке Дейвисона в Антверпене была создана протестантская община англ. купцов, формально бывшая частью Церкви Англии, а в действительности организованная по пуританским принципам. Первым проповедником общины стал Траверс, к-рый в мае 1578 г. был единогласно избран общиной и поставлен пресвитером протестант. пасторами Антверпена без хиротонии от епископа. В июле 1580 г. Траверс вынужден был на неопределенное время покинуть Нидерланды и вернуться в Англию. Вскоре исполнять вместо него обязанности проповедника стал переселившийся из Мидделбурга в Антверпен К. Хотя кор. Елизавета и ее представители в Нидерландах выражали недовольство публичным служением К. среди англичан, он пользовался поддержкой купечества и успешно продолжал деятельность проповедника в Антверпене до кон. 1582 г. Не желая вызывать гнев англ.

http://pravenc.ru/text/1681191.html

В 1582 г. Михаил ездил в К-поль, где получил признание патриарха Иеремии II, а также фирман султана, подтверждавший его полномочия. Однако жители Дамаска, подкупив местные османские власти, проигнорировали султанское повеление и не приняли Михаила. И. сумел привлечь на свою сторону Иерусалимского и Александрийского патриархов, с к-рыми должен был поддерживать тесные отношения со времен своего пребывания в Иерусалиме в 1579 г., и задействовал связи с к-польскими греками. В результате Высокая Порта по ходатайству 3 патриархов издала 25 июня 1583 г. указ о высылке Михаила из Сирии. Михаил снова отправился в К-поль, однако уже не нашел там поддержки. Свящ. Синод К-польской Церкви предложил ему окончательно отречься от престола. По одним данным, Михаил умер на обратном пути на о-ве Родос ок. 1583/84 г., по другим - дожил до кон. 1592 г., однако отказался от дальнейшей борьбы за престол. Т. о., к 1584 г. И. остался единственным законным Антиохийским патриархом. Борьба претендентов за Патриарший престол сильно разорила христиан Сирии, Церковь была обременена долгами. И., очевидно, пообещал османским властям за поддержку больше, чем мог заплатить. Уже в 1583 г. он вынужден был скрываться от дамасского паши, требовавшего с него денежных выплат, в долине Бекаа, слабо контролируемой османской администрацией. Противостояние патриархов совпало с активным проникновением в посл. трети XVI в. на Ближ. Восток католических миссий, стимулировавших дальнейшее сближение с Римом маронитов и призывавших к тому же православных и монофизитов (миссии Ж. Б. Элиано в 1578-1579 и 1580-1582). Раскол в Антиохийской Церкви вызвал живейший интерес в Риме, т. к. давал возможность привлечь к унии хотя бы одного из патриархов-соперников. В 1583 г. папа Григорий XIII направил на Восток посольство во главе с иезуитом Леонардом Абелем, титулярным еп. Сидонским, которому предписывалось провести переговоры с лидерами Вост. Церквей и склонить их к унии на условии признания Ферраро-Флорентийского Собора и реформы календаря 1582 г.

http://pravenc.ru/text/468921.html

Основными методами проведения Реформации на местах были церковные синоды - собрания священников диоцеза, к-рые должен был проводить суперинтендант 2 раза в год для наставления пасторов в лютеран. учении и для решения актуальных вопросов, и т. н. визитации - суперинтендант в сопровождении светского главы лена (ленсгерра) объезжал свой диоцез и составлял подробную опись имущества церкви. Первый известный в Н. синод был проведен суперинтендантом Й. Скьеллерупом (1557-1582) в Бергене в 1569 г.; было решено удалить все изображения святых из церквей города. В 1573 г. состоялись первые синоды в Осло и Ставангере. В ходе визитаций упразднялись монастыри, конфисковывались изображения святых, алтари и признанные не соответствующими новому учению предметы культа католич. Церкви, контролировалась работа пасторов, подвергались цензуре проповеди, с которыми они обращались к пастве. Новоназначенные суперинтенданты должны были провести сначала генеральную визитацию своих диоцезов, а затем совершать ежегодные визитации. Однако в условиях Н. это требование не соблюдалось. Первые визитации в Н. провел суперинтендант Тронхейма Х. Гос (1549-1578) в 50-х гг. XVI в. В 1587 и 1589 гг. при адм. поддержке ленсгерра Тронхейма К. Фриса (1583-1589) были проведены генеральные визитации Тронхеймского диоцеза. По результатам последней был составлен «Тронхеймский реформат», ставший важнейшим источником сведений по экономической и адм. истории церкви в Северной Н. Сохранились также визитационные книги за 1574-1597 гг., составленные суперинтендантом Осло Й. Нильссёном (1580-1600; с 1573 помощник своего предшественника и тестя Ф. Берга (1548-1580)). Н. во 2-й пол. XVI-XVII в. Приходский пастор Э. И. Нурдал. Портрет. 1641 г. Худож. Э. Фигеншоу (церковь в Лейкангере) Приходский пастор Э. И. Нурдал. Портрет. 1641 г. Худож. Э. Фигеншоу (церковь в Лейкангере) В адм. отношении Н. была разделена на 5 замковых ленов с центрами в Акерсхусе, Бохусе, Бергене, Тронхейме и Вардё во главе с ленсгеррами. Ленсгеррам были подчинены ленсманы ок.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Феодосий II Новгородский , епископы Крутицкий Савва (Чёрный) , Смоленский Гурий (Заболотский) , Суздальский Трифон (Ступишин) , Акакий Тверской ). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 года; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 года царь Иоанн IV посетил Пешношский монастырь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, " там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря " . 3 (или 7) февраля 1555 года архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова монастыря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского Успенского монастыря. Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова монастыря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин) (1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В 1563 году на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин) . Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась иосифлянами, была Крутицкая (Сарская и Подонская) ; Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного) (1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын) , в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион . Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп. Герману (Садыреву-Полеву) возглавить Церковь, но тот отказался одобрить опричные порядки и в ноябре 1567 году был убит.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛМЕЙДА [португ. Almeida] Луиш ди (1525, Лиссабон - окт. 1586, Амакуса, Япония), португ. иезуит-миссионер в Японии. Род. в семье крещеных евреев. В Лиссабоне изучал медицинские науки. В 1550 г. отправился на Восток (предположительно в Индию), собираясь заняться коммерцией и практической медициной. Во время морского путешествия познакомился с группой иезуитов-миссионеров, к-рые произвели на него неизгладимое впечатление заботливым попечением о больных согражданах. В 1555 г. коммерческие дела привели его в Японию. Здесь в княжестве Бунго с согласия местного даймё (князя) в г. Фунай (совр. Оита) А. основал приют для детей-сирот. В 1557 г. на собственные средства построил больницу, при к-рой чуть позже был открыт лепрозорий. Тогда же А. вступил в качестве послушника в Общество Иисуса (см. Иезуиты ). В 1559 г. открыл и руководил работой больницы для япон. знати, где бесплатно ухаживали за пациентами. За неполный год им было исцелено свыше 200 чел., что сделало больницу знаменитой. С дек. 1561 г. А. стал заведовать хирургической школой в Кагосиме. Тогда же он активно приступил и к собственно катехизаторской деятельности, посетив с этой целью 7 княжеств юж. областей страны. В 1580 г. в Макао А. принял сан священника (по др. источникам - в 1582). Лит.: Фрэссинэ Э. Первый период христианства в Японии/Пер. с франц. В. Тихомировой; примеч. Л. А. Тихомирова. Серг. П., 1905; Boxer C. R. The Christian century in Japan, 1549-1650. Berkeley, 1951; Cary O. A History of Christianity in Japan: Roman Catholic, Creek Orthodox and Promesmanm Missions. Rutland; Tokyo, 1987. Vol. 1; Kirishitan: Early Christianity in Japan/Ed. John C. Kyoto, 1994. (Japanese Religions; Vol. 19); Texeira M. Luis de Almeida medico, commerciante e missionário//Boletim Ecclesiástico da Diocese de Macau. Macao, 1970. P. 521-582. О. В. Шаталов Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/114946.html

Ко времени Стоглавого Собора 1551 г. постриженики Волоколамской обители занимали 5 из 10 рус. архиерейских кафедр (Новгородский архиеп. Феодосий, епископы Савва Крутицкий, Гурий Смоленский, Трифон Суздальский, Акакий Тверской). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 г.; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 г. царь Иоанн IV посетил Пешношский мон-рь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, «там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря» ( Зимин. 1977. С. 307). 3 (или 7) февр. 1555 г. архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова мон-ря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова мон-ря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин ; 1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В период архиепископства Иеремии произошло обретение Казанской иконы Божией Матери . В 1563 г. на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин). Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась И., была Крутицкая (Сарская и Подонская); Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного; 1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын), в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион. Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп.

http://pravenc.ru/text/673717.html

В 1589 г. О. защитил митрополичьих подданных от притеснений земянина Киевского у. Николая Макаровича, с 11 мая этого же года судился с польск. шляхтичем Щасним Харленским за наезд на имение Унин. Ок. 1588 г. митрополит подал судебный иск против панов Дзядков, захвативших часть владений Выдубицкого мон-ря. О. также вел тяжбы об имениях в Великом княжестве Литовском. 19 июня 1579 г. он заключил соглашение с королевским секретарем Матвеем Ивановичем Протасовичем-Островским по владению имениями Шешоли, Крошты и Вака (дело продолжилось в 1580-1581). 18 мая 1589 г. митрополит судился с писарем Великого княжества Литовского, виленским подкоморием Николаем Ясинским о митрополичьем имении Шешоли. В 1581 и 1582 гг. О. вызвал на митрополичий суд в Киев кн. А. М. Курбского по делу о разводе последнего с Марией Гольшанской; князь не явился в суд, «посланцев... до себе не пускает и бити их кажет», так что митрополит был вынужден передать дело в королевский суд. 1 апр. 1588 г. О. составил иск во владимирском суде по делу «княжки» Маруши Збаражской с кнж. Екатериной Чарторыйской. В 1583 г. по благословению О. в типографии Мамоничей в Вильно был издан Служебник (переизд. в 1598 в Вильно, в 1602 в Москве). Перу О. принадлежит «Поучение святительское новопоставленному иерею» (при рукоположении во иерея Афанасия 27 февр. 1583). Сохранилась ставленая грамота О. священнику Спасской ц. в г. Кричеве Роману Стратоновичу (1587). Протестант П. Одерборн, с 1577 г. служивший проповедником в лютеран. кирхе в Вильно, оставил свидетельство о служении О. в виленском Пречистенском соборе. 15 июля 1589 г. в Вильно на обратном пути из Москвы прибыл К-польский патриарх Иеремия II. В городе к этому времени уже находились О., епископы и значительная часть священнослужителей. Кор. Сигизмунд III по просьбе кн. Острожского дал патриарху универсал, к-рым подчинил ему всех духовных лиц правосл. вероисповедания и предоставил свободу суда в делах Западнорусской митрополии. 21 июля патриарх издал окружную грамоту ко всем западнорус.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

571 Recollecti fratres, т.е. «состоящие в духовном общении», – конгрегации внутри ряда орденов, в т.ч. францисканцев, августинцев, цистерцианцев, которые соблюдают строгий устав монашеской жизни. 572 Ordo fratrum praedicatorum – братьев–проповедников – основан Домиником де Гусманом в Тулузе в 1214 г. Устав ордена, сочетавший августинские правила и некоторые положения устава премонстрантов, был утвержден папой Гонорием III в 1216 г. На первом генеральном капитуле в Болонье в 1220 г. орден объявляется нищенствующим: Доминик вводит постановление о совершенной нищете, в соответствии с которым не только орденские братья не могут иметь никакого имущества, но и орден в целом не должен иметь прав собственности ни на монастыри, в которых живут монахи, ни на огороды, ни на что–либо другое (это постановление, как не соблюдаемое вполне, отменено папой Мартином V в 1425 г.). Сборник статутов ордена издал его третий генерал Раймунд де Пеньяфорт в 1238 г. 573 Образован папой Иннокентием IV в 1256 г. путем объединения итальянских общин, живших по указаниям блаж. Августина, – тосканских эремитов, бритинианцев и др., – на основе т.н. «Правил св. Августина»; устав был расширен в 1580 г.; в 1567 г. папа Пий V причислил августинцев к числу нищенствующих орденов; Фома де Хесус (ум. 1582) основал в Португалии орден босых августинцев, отличавшийся строгостью жизни и постничеством, особый устав которого утвердил Григорий XV в 1622 г.; в 1845 г. Эммануэль д’Альзон основал ветвь ордена под названием августинцев–ассумпционистов, или августинцев Успения Божией Матери. 574 Оставив в стороне предание о том, что основателем ордена был еще ветхозаветный пророк Илия, укажем, что ок. 1156 г. Бертольд Калабрийский основал общину отшельников у источника Илии–пророка на г. Кармил; строгий устав ордена написал в 1209 г. иерусалимский католический патриарх Альбрехт, а в 1224 г. этот устав был утвержден папой Гонорием III; с 1245 г. кармелиты именуют себя «Орденом братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель»; в 1247 г. от папы Иннокентия IV орден получил менее строгий устав и вошел в состав нищенствующих орденов; смягчение устава происходило также в 1431 г. при папе Евгении IV и в 1459 гг. при Пие II (тогда орден раскололся на обсервантов, или босоногих, желавших соблюдать прежний устав, и конвентуалов, или обутых, живших по более мягким уставам), а в дальнейшем в структуре ордена возникли еще несколько отделений с особыми уставами и генералами, подчинявшихся непосредственно Риму, в частности – « Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель», основанный в 16 в. Терезой Авильской и Хуаном де ла Крус.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010