Протестантское религиозное движение, поднятые им богословские, исторические и экзегетические вопросы, особенно резкие выходки против католической Церкви, ее учения, Библии и ее католической экзегетики, не остались без ответа со стороны католических богословов. Усиленное развитие экзегетической и вообще библейской науки в протестантстве произвело благодетельное соревнование и в католичестве, с тем счастливым в последнем преимуществом, что руководясь непреклонно авторитетом церковного предания, католические богословы не доходили до тех отрицательных направлений, которые помрачили и доселе омрачают репутацию протестантизма. Наиболее видные труды католических богословов XVI века принадлежат следующим лицам: Сикст Сиенский (1520–1569 г.) опубликовал (в 1566 г., повторено в 1591, 1742 гг.) свою Bibliotheca sancta, вызывающую общее изумление, по своей обширной эрудиции, и доселе. Здесь изложен исагогический материал и перечислены все толковники, охарактеризованы их направления и даны литературные, библиологические сведения о них. Андрей Мазий (в 1574 г.) издал полиглоттный комментарий на книгу Иисуса Навина. Мальдонат (в 1610 г.) издал комментарий на пророческие книги, и доселе нередко цитуемый протестантскими богословами за его серьезную ученость и глубокое богословское понимание священного текста. Как лучший на Иезекииля, воспроизведен Минем в Cursus Completus. Фламиний Нобилий, один из издателей Антверпенской полиглотты, издал текст LXX и снабдил его латинским переводом и обширным критическим аппаратом (в 1588 г.). Это издание ценно и для русских богословов, желающих научно исследовать перевод LXX. Арий Монтан, также издатель Антверпенской полиглотты (1572 г.), снабдивший ее таргумами, составил ученые толкования на Псалмы, Исайю и малых пророков (1571, 1582, 1599, 1605 гг.). Из XVII столетия ценны труды следующих богословов. Серарий, признанный у Барония «светом Германской Церкви», составил толкования на исторические книги (1609–1617 гг.). Лука Бругенский, издавший много критических работ о тексте Вульгаты и ее вариантах и изданиях (1580–1583, 1603–1616 гг.), участвовал в Антверпенской полиглотте. Беллярмин, популярный у католиков богослов, объяснял Псалтирь (1611 г.). Корнелий а Ляпиде издал обширный комментарий в отечески-назидательном духе на все ветхозаветные книги, кроме Иова и Псалтири, многократно по своей назидательности переиздававшийся и в новое время (1681,1854–1860,1868 гг.) и охотно цитуемый в гомилетически-назидательнои экзегетике и доселе. Де-ла-Гайе издал, под заглавием: Biblia magna и maxima, катэну из западных позднейших толковников (1643, 1660 г.). Боссюет, блестящий проповедник своего времени, издал толкования на Псалтирь (1670), учительные книги (1693) и отделы Исаии (7,14), отличающиеся глубокомыслием и остроумием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Однажды в истории Маккавейского времени, именно – в повествовании о победе Иуды Маккавея над Георгием, упоминается о прославлении и благодарении Господа небесного, что Он благ и что во век милость Его 1577 , – из чего можно, конечно, заключать, что в то время существовали и находились в богослужебном употреблении некоторые из псалмов, содержащих в себе славословие: «славьте Господа, ибо Он благ, ибо в век милость Его»; но употребление священных песней с такого рода славословием, известное уже во времена пророка Иеремии (33:11), вместе с употреблением других сродных с ними хвалебных песней: «аллилуиа», составляло между прочим отличительную особенность торжества закладки второго храма Иерусалимского 1578 и вообще является обыкновенным и господствующим в богослужении во времена написания книг Ездры и Паралипоменон 1579 . Таким образом, если нельзя отрицать, что псалмы с славословием: «славьте Господа " … известны были и находились в богослужебном употреблении во времена Маккавеев, то в тоже время мы должны признать, что подобного рода псалмы, вместе с псалмами: «аллилуиа», существовали уже во времена написания книг Паралипоменон и Ездры и след по своему происхождению восходит к первому времени по возвращении Иудеев из плена Вавилонского. Правда из указанных нами свидетельств кн. Паралипоменон и Ездры, также как и 1 кн. Маккав., не видно, какие именно хвалебные псалмы разумеются в них, а потому одни эти свидетельства, конечно, не дают еще основания выведенное из них заключение относительно времени происхождения подобного рода псалмов прилагать непременно к псалмам этого рода, сохранившимся до нас в Псалтири; но мы имеем на это несомненные основания частью в содержании некоторых из этих псалмов, частью во внешних свидетельствах вполне вероятного древнего предания. Так содержание Псалма 106-го, при очевидной внутренней его связи и внешнем сопоставлении с предшествующим псалмом 1580 , заключающимся молитвою к Господу об избавлении от плена и рассеяния между народами, с обещанием славить святое имя Его 1581 , не оставляет никакого сомнения в том, что это хвалебно-благодарственная песнь возвратившихся из плена, «которых избавил Господь от угнетения и рабства от руки врага и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря 1582 , – вероятно воспетая ими вскоре по возвращении в отечество, может быть при первом же всенародном собрании (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Такая же судьба ожидала бывшие княжеские вотчины, попавшие в руки Церкви путем купли или заклада. Сложнее было с княжескими землями, данными в монастыри согласно воле вкладчика на поминовение. Окончательное решение об их дальнейшей судьбе в каждом конкретном случае представлялось на усмотрение царя. Правительству не удалось добиться санкции Собора на полную отмену тарханов. Собор 1580 г., по существу, зафиксировал сложившийся к январю земельный статус Церкви. Включение в приговорную грамоту 15 января 1580 г. пунктов о возможности изъятия княжеских и закладных земель было вызвано наступившими экономическими трудностями в государстве. Одновременно царь осуществлял «перебор» церковных земель. В дошедших до нас сотных, послушных и других грамотах неоднократно упоминается, что Иван IV в 60–70-х гг. изымал у монастырей те или иные села, деревни, давая взамен им другие. Попутно следует отметить, что к концу 70-х гг. выработался такой порядок, согласно которому на документе, принятом церковным Собором, должны были стоять подписи всех присутствующих владык и настоятелей монастырей. Отсутствие подписей некоторых церковных иерархов на приговорной грамоте 1580 г. позволяет думать о существовании на Соборе оппозиции. В последующие 1581–1582 гг. произошла отмена тарханов в том значении, которое приписывалось постановлению 1584 г. Начиная с 1581–1582 гг. правительство ежегодно собирает основные налоги с ранее «отарханенных» земель. В это время увеличивается число налогов, взимаемых государством с Церкви. Отмена тарханов была проведена указным порядком по царскому повелению. После января 1580 г. выдача тарханных грамот монастырям с освобождением от основных поземельных налогов почти полностью исчезает из практики московского правительства. Соборно отмена тарханов была оформлена в июле 1584 г., уже после смерти Грозного. Имя митрополита Антония встречается в записках иностранцев. Цесарский посол Даниил принц фон Бухау дважды был в Москве: в 1576 и 1578 годах 712 . В составленных им записках он писал: «Тех из наших земляков, которые переходят в их веру, они перекрещивают, как бы крещенных не надлежащим образом. Причину этого они приводят следующую: что крещение есть погружение (mersio), а не обливание (aspersio), о чем еще во время Киприяна был спор. Так как таковым Великий князь дарит несколько денег и платье, то часто люди легкомысленные за маленькую прибыль позволяют повторить на себе крещение, и тем нашей вере причиняют немалое поношение» 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 1581 г. рус. царь Иоанн IV Васильевич Грозный обратился к Г. с просьбой о посредничестве в заключении мира между Русским гос-вом и Великим княжеством Литовским. В Москву был послан Поссевино, уполномоченный также вести переговоры о заключении унии. После подписания Ям-Запольского мира Поссевино прибыл в Москву, где с разрешения Иоанна Грозного провел (21, 23 февр. и 4 марта) публичные диспуты о вере, после одного из к-рых в порыве ярости царь чуть не убил папского легата. Миссия Поссевино была завершена, не принеся никаких результатов в переговорах об унии. Следуя программе Собора по возрождению католич. духовности, папа поддерживал деятельность иезуитов, капуцинов и др. орденов. В 1575 г. буллой «Copiosus» Г. утвердил орден ораториан , а в 1579 г. провел реорганизацию зап. ветви ордена василиан (булла «Benedictus Dominus»). В 1580 г. папа одобрил реформу ордена кармелитов , проведенную Терезой Авильской , в результате к-рой выделилась ветвь босоногих кармелиток и кармелитов. Г. поручил Ц. Баронию отредактировать и подготовить к публикации Римский Мартиролог. В 1582 г. было опубликовано офиц. утвержденное Г. (буллой «Cum pro munere pastorali») собрание законов католич. Церкви «Corpus juris canonici», действовавшее до 1917 г. В процессе подготовки 4-томного издания проводились разыскание и сличение древних рукописей Декрета Грациана и сводов декретального права с целью устранения ошибок и разночтений. В 1582 г. папа провел реформу календаря. О ее необходимости было объявлено уже на Тридентском Соборе: из-за погрешности юлианского календаря дата 21 марта, традиционно считавшаяся ранней границей пасхального полнолуния, постепенно отступала от астрономического весеннего равноденствия и к 1545 г., когда открылся Собор, отставала от него на 10 дней. Для подготовки реформы была организована особая комиссия, окончательный проект (составленный астрономом Л. Лилио) получил одобрение мн. европ. ун-тов. Было предложено удалить 10 дней, накопившихся при следовании юлианскому календарю со времени Никейского Собора (325), и во избежание их накопления в дальнейшем каждые 400 лет пропускать по 3 високоса; для этого годы кратные 100, но не кратные 400 принимались за обычные вместо високосных (1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - обычные годы; 1600, 2000 и 2400 - високосные). Т. о., граница пасхального года, 21 марта, вновь, как и в IV в., возвращалась в точку весеннего равноденствия. Одновременно с этим коррекции подвергся и способ определения полнолуний (см. статьи Календарь , Пасхалия ). Новый календарь, к-рый получил по имени Г. название «григорианский», был введен в действие буллой от 24 февр. 1582 г. «Inter gravissimas». После 4 окт. того года всем христианам предписывалось считать сразу 15 окт. В 1583 г. папа направил посольство К-польскому патриарху Иеремии II с дарами и предложением перейти на новый календарь. В кон. 1583 г. на Соборе в К-поле это предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

http://pravenc.ru/text/166771.html

В окт. 1578 г. рус. войска в Ливонии потерпели серьезное поражение под Венденом (Цесисом) от польско-швед. войск. В авг. 1579 г. войска Батория взяли Полоцк, в следующем году они вступили на территорию Новгородской земли, в нач. авг. 1580 г. были взяты Вел. Луки. В королевской ставке стали возникать планы оторвать от Русского государства весь северо-запад с его главными центрами - Новгородом и Псковом. В Новгород была послана грамота, призывавшая жителей города поднять восстание против «тирана», а захват Пскова стал целью нового похода Батория, в авг. 1581 г. осадившего город. Сохранились свидетельства, что на «соборе», созванном царем зимой 1580/81 г., дети боярские заявили, что они не в состоянии продолжать войну. Эти крайне неблагоприятные для царя события совпали по времени с личной драмой: 19 нояб. 1581 г. в Александровой слободе скончался старший сын царя, наследник Иоанн Иоаннович , избитый незадолго до этого И. В. в порыве гнева. В тяжелой ситуации, сложившейся внутри гос-ва, царь пытался искать помощь даже в Риме. Обещая в будущем папе союз против османов, И. В. просил его содействовать заключению мира между Россией и Речью Посполитой. Папский посредник иезуит Антоний Поссевино прибыл в Москву, когда уже началась осада Пскова. Героическая оборона города сорвала планы политиков Речи Посполитой, но в стране, истощенной войной, не было сил на то, чтобы отбросить от Пскова польско-литовскую армию и добиться победного окончания войны. Пока шла осада Пскова, Русское гос-во потерпело еще одно поражение. Бросив все силы на борьбу с Баторием, И. В. увел к Пскову войска из Ливонии, и этим воспользовались шведы. 6 сент. 1581 г. швед. армия взяла штурмом Нарву, и Россия утратила свой порт на Балтике. Затем шведы заняли лежавшие на др. берегу р. Наровы новгородские пригороды. Царь Иоанн IV. Гравюра с рис. М. М. Зеленского. 3-я четв. XIX в. (РГБИ) Царь Иоанн IV. Гравюра с рис. М. М. Зеленского. 3-я четв. XIX в. (РГБИ) 15 янв. 1582 г. близ Яма Запольского при посредничестве Поссевино было заключено перемирие на 10 лет. Речь Посполита вернула занятые польско-литов. войсками рус. города в Новгородской и Псковской землях, а Россия уступила все земли в Ливонии, находившиеся ко времени заключения договора под рус. властью. Вопрос о ливонских землях, занятых шведами, в договоре был обойден молчанием. И. В. рассчитывал, заключив мир с Баторием, отвоевать у шведов Нарву. Но планы эти осуществить не удалось. В Казанском крае началось широкое восстание марийцев, которое сумели подавить лишь после смерти И. В. Уже осенью 1582 г. царь был вынужден отправить в Поволжье большое войско. В авг. 1583 г. на р. Плюссе было заключено перемирие со Швецией на 3 года, по условиям к-рого Швеции отошли не только земли в Ливонии, но и рус. земли, занятые шведами в последние годы Ливонской войны.

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

(Крышка серебряной раки, работы Гаврилы Овдокимова и других мастеров под его руководством, 17 век, Москва 1644 г. Серебро, ковка, чеканка, золочение, драгоценные камни. 214.5 × 80.7 см) А вот два интересных покрова на раку, вышитые руками цариц (с помощью мастеровых) и поднесенных в дар монастырю: Москва. 1582. Преп. Александр Свирский. Мастерская Ирины Годуновой. Шитый покров. Москва. 1582 г. 229 х 108. Из Александро — Свирского монастыря. ГРМ. Спб. XVI в. (Покров на раку преподобного Александра Свирского. 1644. Москва. Вклад царя Михаила Федоровича) Вот еще несколько интересных святынь из Свирского монастыря: (Преподобный Александр Свирский Мастерская Александрова Свирского монастыря. Середина XVI в.) «Преподобный Александр Свирский в молении перед Богоматерью», пелена 1580 г. Напрестольный крест. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. (Считается одним из самых древнейших на Руси). На нижнем перекрестье также в медальоне помещен образ основателя монастыря Александра Свирского. Крест сделан из серебра, покрыт голубой эмалью. По краям заметны следы от креплений для жемчужного обрамления, которое не сохранилось. На рукояти указана дата создания креста — 1576. Крест выполнили в мастерской монастыря монахи, которые были хорошо знакомы с техникой чеканки, филиграни, эмалирования, умели обращаться с золотом и драгоценными камнями. (Рака преп. Александра Свирского. Фото Прокудина-Горского) Царь Федор Иоаннович пожаловал монастырю колокол весом в 96 пудов. И это не единственный колокол подаренный царями: «…Да на трапезе часы боевые, а колокол часовой пудов вдевять; данье гдря цря и великого кнзя Михаила Федоровича всеа Руссии; а прислан де тот колокол по гдреву указу из великого Нова города». (А упоминание о часах монастыря и вовсе встречается в документах 1646 и 1660 годов: «…часы боевые с перечасьем и с указным колесом…»). Колоколов (изделий весьма дорогих) к 1628 году находилось в монастыре уже восемь: «…Да в мнтреж на колокольнице колокол благовестной болшой весом двесте одинадцать пуд; данье цря и великого князя Бориса Феодоровича всея Руссии. Да под тем другой колокол весом девяносто шесть пуд; данье блженные памяти цря и великаго кнзя Федора Ивановича всеа Руссии. Да два колокола по смете пудов по сто; данье Олонецкого погоста крестьянина Карпа Костина. Да четыре колокола менших зазвонных по смете пудов всорок…»Впоследствии их стало еще больше, и все они были уникальны…Богатейшие и знатнейшие роды присылали сюда дары и пожертвования, прося монахов молиться за них. Сведения о дарителях аккуратно заносились монахами в «Переписные книги» (Ныне основная часть монастырского архива разделена между Национальной публичной библиотекой, библиотекой РАН и несколькими историческими архивами Петербурга).

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Станиславом Гозием (1561-1579) возможность возвращения Швеции в лоно католич. Церкви. В 1573 г. сын низложенного кор. Эрика XIV был отослан в Польшу к иезуитам . В 1575 г. И. снял для сохранившихся в Швеции католич. мон-рей запрет на прием новых послушников. И. и Екатерина покровительствовали Вадстенскому бригиттскому жен. аббатству, в 1580 г. реформированному папским легатом Антонио Поссевино . Аббатиса Катарина Бенгтсдоттер (ум. 1593) пользовалась расположением королевской четы; в 1580 г. в аббатстве было 20 сестер. В 1576 г. был издан новый литургический сб. «Красная книга» (Röda boken), созданный по образцу Римского Миссала, но содержавший текст литургии как на лат., так и на швед. языке. В этом же году Петр Фехт, посланный И. в Рим для переговоров с папой, погиб во время кораблекрушения у о-ва Борнхольм. Нововведения были приняты на риксдаге 1577 г., несмотря на противодействие со стороны герц. Карла, брата И., и сторонников крайнего протестантизма; риксдаг 1582 г. утвердил использование новой литургии во всех областях королевства. Однако полное воссоединение с Римом так и не произошло, поскольку И. не был намерен возвращать папе полноту власти над церковью. По этой причине результатом миссии Поссевино в Швецию стал лишь рост негодования протестантов. При протекции Екатерины Ягеллонки норвеж. иезуит Лаврентий Николаи в 1583 г. создал в бывш. францисканском мон-ре католич. школу, к-рую впосл. закрыли и разрушили протестанты. В конце жизни даже лояльный к И. архиеп. Лаврентий Готус выступил против появления иезуитов в королевстве. В 1583 г. скончалась Екатерина Ягеллонка; 2-я супруга И., Гунилла Бьельке, была протестанткой, она обладала таким же влиянием на короля, как и ее предшественница. В 1590 г. по ее просьбе И. выпустил из тюрьмы неск. оппозиционеров. После смерти И. Уппсальский Собор, созванный герц. Карлом 5 мая 1593 г., упразднил новую литургию и принял Аугсбургское исповедание . В 1594 г. Вадстенский мон-рь был разрушен герц. Карлом; аббатиса и большинство монахинь вынуждены были в следующем году покинуть Швецию и отправиться в г.

http://pravenc.ru/text/469788.html

Среди них – двенадцать надгробных покровов и большой походный иконостас. Следует обратить внимание, что произведения, выполненные уже в Новодевичьем монастыре, куда Ирина с именем Александры постриглась в 1598 г. после смерти царя Федора, не имеют резких отличий от выполненных в период ее мирской жизни. Это еще раз подтверждает вывод о переводе в монастырь при постриге высокопоставленных особ и части их мастериц. Как и на предыдущих этапах работы дворцовых светлиц, здесь выявляется несколько художественных направлений, свидетельствующих о привлечении разных знаменщиков, причем одновременно. Так, покровы « Александр Свирский » 1582 г. 166 , «Никон Радонежский» 1586 г. 167 и «Сергий Радонежский» 1580-х гг. 168 с довольно мягкими чертами умеренно моделированных, спокойных ликов мало отличаются от произведений мастерской 1570–1580-х гг., связанных с именами других представителей царской семьи. Покровы же «Варлаам Хутынский» 1579 г. 169 и «Василий Блаженный» 1589 г. (ил. 16) 170 с их напряженными, выразительными ликами, с характерными изогнутыми бровями несут на себе влияние образов, созданных в мастерской княгини Евфросинии Старицкой. Возможно, после смерти княгини во дворец были взяты не только ее мастерицы, но и знаменщик. В других произведениях царицыной светлицы чувствуется художник так называемой «годуновской» живописной школы. Примером служит покров «Авраамий Ростовский» 1592–1593 гг. 171 , а также хранящийся в Музеях Московского Кремля покров «Зосима Соловецкий» (кат. 58). На нем нет вкладной надписи, но художественный образ, особенная четкость рисунка, разработанность складок одежд, технологические приемы, узор на нимбе в виде растительной рельефной гирлянды характерны для светлицы царицы Ирины Федоровны. Наиболее монументальным ее произведением является большой походный четырехъярусный иконостас, выполненный в 1592 г. (ил. 17) и, как известно, используемый впоследствии, в 1653–1654 гг., в качестве «тафтяной церкви» в смоленском походе царя Алексея Михайловича 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Сохранились произведения царицыных светлиц, выполненные при седьмой жене Ивана Грозного Марии Нагой (1580–1584). Наиболее значительное из них – покров «Сергий Радонежский» 1581 г. (ил. 15) 151 . Повторяя как образец покров великой княгини Соломонии 1525 г., он вместе с тем является характерным памятником второй половины XVI в. В личном, шитом тщательно «по форме» мелкими стежками, появились легкие притенения, подчеркивающие морщины и суставы рук, нимб украшен растительным жемчужным узором с драгоценными камнями. К царицыным светлицам 1580-х гг. мы относим также хоругвь, на одной стороне которой изображен покровитель Грозного – Иоанн Предтеча в образе Ангела Пустыни, па другой – «Явление Богоматери и Николы пономарю Юрышу» 152 , что отвечает месту вклада – Тихвинскому Николо-Беседному монастырю, ктитором которого был Иван Грозный 153 . Тонкое шитье ликов почти без оттенений сочетается здесь с развитым золотным шитьем, где яркие цветные прикрепы создают разнообразные узоры. Четкий, изящный рисунок свидетельствует об искусных вышивальщицах и художниках придворного круга. С рождением у царицы Марии Федоровны 19 октября 1582 г. сына Дмитрия связано создание двух пелен с изображением Богоматери Иерусалимской, празднование которой отмечается в этот день. Одна из пелен, как свидетельствует надпись на ней, была вложена царицей в 1583 г. в Преображенский собор Углича, пожалованного Грозным в удел Дмитрию. На каймах ее изображены Троица, Сергий Радонежский и патрональные святые царя и его сына (Иоанн Предтеча и Димитрий Солунский). Пелена плохо сохранилась 154 . Вторая пелена не имеет вкладной надписи, однако необычайно красивый рисунок и искусное шитье в сочетании с изображением на пелене и ее предназначением в Троице-Сергиев монастырь дают основание относить ее к царицыной светлице 155 . Изящно склоненное округлое лицо с огромными глазами под густыми, соболиными, бровями, длинная стройная шея и тонкие пальцы придают образу Марии неповторимое очарование. А шитый золотом рельефный растительный орнамент на каймах подчеркивает драгоценность и значимость пелены.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В это же время готовилось обращение папы к Западнорусским епископам. Ему придавалось важное значение в деле подготовки унии. Поссевино писал в Рим, что успеху переговоров, которые последуют за таким обращением, будет способствовать великий канцлер и гетман коронный Ян Замойский. Письма не были отправлены, по-видимому, потому, что политикам Римской курии казалось, что удастся добиться соглашения с Константинопольским патр. Иеремией II, и идея локальной унии Западнорусской Церкви с Римом временно потеряла свою привлекательность (Chodynicki. Ko?sci?o³ prawos³awny. S. 226–229, 233–234, 243–251; Halecki. From Florence to Brest. P. 206–211; Krajcar J. Konstantin Basil Ostrogski and Rome in 1582–1584//Orientalia christiana periodica. 1969. V. 35. 1). Митр. Макарий обошел молчанием одну из главных работ кружка, собравшегося вокруг Курбского,— создание «Нового Маргарита», сборника заново переведенных с греческого или ранее в славянской традиции неизвестных сочинений свт. Иоанна Златоуста. Распространение сборника, по убеждению Курбского, должно было помешать еретикам использовать в своих целях авторитет Иоанна Златоуста, ссылаясь на приписываемые ему сочинения. Характеристику деятельности А. М. Курбского с учетом результатов новейших исследований см.: Гладкий А. И., Чеханович А. А. Курбский Андрей Михайлович//Словарь книжников и книжности. Вып. 2. Ч. 1. С. 494–503. Кроме ученых кружков в Вильно, Остроге и Львове, в контакте с которыми находился Курбский и его окружение, в западнорусском православном мире существовали и другие центры, где возникали памятники полемической литературы, отстаивавшие православные духовные традиции. В одном из таких центров в кон. 70-х гг. XVI в. было составлено целое собрание антииудейских, антилатинских и антипротестантских сочинений с добавлением выписок «с кронику полскаго о Махмете». С разной степенью полноты это собрание отразилось в сборнике, переписанном в 1580 г. в Супрасльском монастыре и в сборнике нач. XVII в. из киевского Михайловского монастыря (Попов А. Обличительные списания против жидов и латинян по рукописи имп. Публичной библиотеки 1580 г.//Чтения в ОИДР. 1879. Кн. 1; Петров Н. И. Западнорусские полемические сочинения XVI в.//Труды Киевской Духовной Академии. 1894. Февраль). К 70-м гг. XVI в. относится и составление сборника полемических сочинений, защищающих православие от иноверия, игум. Иовом — иноком Дубенского монастыря, будущим игуменом Почаевской лавры (Пчела почаевская. Изборник назидательных поучений и статей, составленных и сочиненных преподобным Иовом, игуменом лавры Почаевской (1581–1651). Почаев, 1884; Петров Н. И. Преподобный Иов Железо, игумен Почаевский, как духовный писатель//Странник. 1883. 9).

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010