В связи с календарной реформой были внесены изменения в литургический год, унифицировавшие цикл праздников. По указанию папы Григория XIII был составлен Римский Мартиролог (1-е полное изд.- 1583), в значительной степени основанный на самом распространенном в средние века каролингском Мартирологе Узуарда. Дальнейшую работу над текстом Римского Мартиролога и комментариями к нему выполнил кард. Цезарь Бароний (1538-1607), специалист по церковной истории (Мартиролог с комментариями был опубликован в 1587; дополненное издание подготовил папа Бенедикт XIV (1740-1758)). При папе Павле V пересмотру подвергся литургический календарь, в к-рый входили праздники, обязательные для всей Римско-католической Церкви: были изъяты дни памяти многих католич. святых XIII-XV вв. ( Антония Падуанского , Николая Толентинского , Франциска из Паолы, Бернардина Сиенского, Елизаветы Тюрингской), а также праздники недавнего происхождения (стигматов св. Франциска Ассизского, Крови и Ран Христовых); эти праздники продолжали отмечать в отдельных диоцезах и религ. орденах. «Corpus iuris canonici» Несмотря на то что решениями Тридентского Собора реформа церковного права не была предусмотрена, папа Пий IV санкционировал ревизию канонических правовых сводов и создание офиц. корпуса общецерковного законодательства. По заданию папы Римского Пия V специальная комиссия кардиналов, канонистов и теологов (Correctores Romani) в 1566-1580 гг. подготовила новую редакцию Декрета Грациана (см. в ст. Грациан ) и сводов декретального права на основе изданий франц. лиценциата рим. и канонического права Ж. Шаппюи . Папа Римский Григорий XIII буллой «Cum pro munere» от 1 июля 1580 г. одобрил публикацию правовых сводов (Декрет Грациана, Декреталии Григория IX , «Liber Sextus», «Clementinae» , «Extravagantes Ioannis XXII», «Extravagantes communes»), к-рые были выпущены в 3 томах и составили т. н. рим. издание «Corpus iuris canonici». Буллой «Emendationem» от 2 июня 1582 г. оно было признано офиц. правовым сводом Римско-католической Церкви. Своды были снабжены ординарными глоссами. При подготовке издания тексты сводов сверялись с древними рукописями, в нек-рые каноны были внесены изменения и примечания, отражавшие решения Тридентского Собора, однако систематизация канонов, в т. ч. исключение устаревших и недействующих канонических норм, не проводилась, в результате чего этот свод остался малопригодным для практического употребления. Контроль над книгопечатанием

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Екатерина (Екатерининское, Верхневятское). Церковь Екатерины. Трифоновская часовня /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Екатерины Александрийской Год постройки:приблизительно 1580. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Верхнекамский район, урочище Екатерина. Координаты: 59.375728, 52.14559 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Выезд из Кирса по ул.Ленина на северо-запад, через п.Торф. От ж/д переезда в Кирсе примерно 7км. В настоящее время - территория садоводческого товарищества. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью К древнейшей в Верхнекамье и даже во всей вятской земле следует отнести Екатерининскую пустынь, основанную в 1582 году священником Павлом и старцем Гурием во имя святой великомученицы Екатерины на том месте, где за два года до этого останавливался преподобный Трифон, шедший из владений Строгановых. По дороге в город Хлынов через Кайгород, говорится в его жизнеописании, одолеваемый жаждой Трифон испил воды вятской, показавшейся ему «яко мед сладкою». В знак благодарности к всевышнему, сложил он из валявшихся поблизости ветвей и сучков шалашик. Обосновавшись на святом месте, Гурий пешком отправился в белокаменную столицу с челобитной к самому царю, с целью отвода новой обители земель по берегам реки Вятки. Выслушав ходока, Федор Иванович в грамоте от 1 декабря 1595 года от Рождества Христова дает вятскому городовому приказчику Федору Рязанцеву следующие указания: «Били челом с Вятки, Слободского из дикого из пустого места, из новой пустыни Преображенского монастыря строитель черный священник Павел, да старец Гурий с братьею, и сказали в 90 де году (1582 от Р.Х.) поставили они на Вятском волоку, в пустом месте, на лесу, в дичи, церковь Преображения Спасова и великия Христовы мученицы Екатерины и монастырь устроили, и трудников собрали 10 человек, а жалованные руги, денег и хлеба, и пашни, и иных никаких угодий нет, питаются они, о Христе прося милостыни…»

http://sobory.ru/article/?object=38633

Мы тем более считаем себя вправе поступить таким образом, что Преподобный Иов и Иосафат Кунцевич во первых были современники. Первый из них, родившийся около 1551 года, скончался на сотом году жизни, в 1651 году, а второй убит Полочанами сорока трех лет от роду в 1623 году, следовательно, как родился, так и умер в течение жизни преподобного, и оба они жили и действовали на Западе России в период самого лютого господства унии и латино-униатского преобладания в Литве и на Волыни, так что, заговоривши об одном, до самой исторической необходимости, нельзя умолчать в тоже время о другом. Во-вторых, как Иов, так и Иосафат были земляки, как по месту рождения, так и по месту служения своего. Иосафат родился во Владимире-Волынском в 1580 году и здесь проводил первые годы юности своей, когда преподобный Иов состоял уже игуменом ближайшего к г. Владимиру Честно-Крестского монастыря в г. Дубне, той же Волынской области, куда переведен был из угорницкого галицийского монастыря, по просьбе князя Константина Острожского около 1582 года. К тому же и самое место рождения преподобного Иова в Покутской области в Галиции не менее родственно Волыни, как и самый город, Владимир-Волынский, место рождения Иосафата. Это та самая область, которая, по первому разделу Польши в 1773 году, отошла к Австрии и в настоящее время составляет так называемый Колотыйский Повет между Днестром и Молдовой. Там и доселе уцелели остатки древнего Угорницкого Преображенского монастыря, что ныне селение Угерники, в котором преподобный принял монашество на 12-м году жизни и где, потом возведен в сан иеромонаха (около 1580 г.) и принял схиму (1581 г.) с именем Иоанна, которым наречен был во святом крещении. Кому же неизвестно, что Галиция и Волынь и издревле составляли одно, как по народности, так и по вере. Тем более это было во времена Иова, когда Волынь и Галиция были под одною властью Речи-посполитой, и в особенности, когда преподобный жил и действовал в монастыре Почаевском, откуда с высот Почаевских Галиция и теперь открывается даже простому, не вооруженному глазу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Княгиня Анна Свирская завещала на виленский Пречистенский собор свой дом в Вильне, на Троицкий монастырь в том же городе десять коп грошей и столько же на прочие виленские церкви (1588) . Между тем раздача православных монастырей людям светским и иногда духовным продолжалась по-прежнему, если даже не усиливалась. Король Стефан Баторий раздал монастыри: а) Спасский во Владимире — земянину своему Михаилу Оранскому и его детям без обязательства вступать в духовный сан (1578 и 1580) ; б) Варваринский женский в Пинске, находившийся дотоле в пожизненном управлении земянки Софии Воловичевой-Кирдеевой, другой земянке, Раине Воиновой (1580); в) Уневский в городе Львове — дворянину Василию Балабану (1581); г) Брацлавский на озере Неспеши, который держал дотоле Семен Волович, дворянину Ждану Левоновичу с условием, чтобы он принял духовный сан (1581); д) Пречистенский женский в Луцке, на Святой горе,— Феодоре Боговитиновне-Загоровской (1583); е) мстиславский Пустынский — поповскому сыну Матфею Евпатьевичу, с согласия Полоцкого архиепископа Феофана—Богдана, которому монастырь этот прежде был пожалован (1585); ж) кобринский Спасский — дворянину Ивану Гоголю под условием, чтобы он принял духовный сан (1586). Король Сигизмунд III пожаловал мстиславский Онуфриевский монастырь князю Богдану Озерецкому-Друцкому, изъявившему желание принять духовный сан (1588), а мстиславский Нагорный — местному протоиерею Ивану Ипатьевичу в пожизненное управление (1589). Следует присовокупить, что не одни архиереи имели в своем управлении по нескольку монастырей, а иногда и архимандриты. Так, архимандрит Михаил Рагоза, управлявший с 1579 г. минским Вознесенским монастырем, получил еще от слуцких князей в пожизненное управление слуцкий Троицкий монастырь в 1582 г. и слуцкий Мороцкий в 1589 г., мая 20 . Вести о нестроениях в Западнорусской Церкви, без сомнения, не раз доходили до ее верховного пастыря, Вселенского патриарха,— наконец, он увидел их и собственными очами. До 1588 г. ни один из Цареградских патриархов не посетил Русской Церкви, хотя под властию их она находилась уже ровно шесть столетий.

http://sedmitza.ru/lib/text/436059/

светских лиц, приказал, чтобы светские чиновники не вмешивались в церковные доходы и суды, подтвердил компетенцию духовных судов на расторжение браков. В 1586 г. О. вместе с виленскими мещанами обратился к королю в связи с тем, что в Вильно и др. городах католики препятствовали православным совершать богослужения по старому календарю и принуждали к переходу на новый. 12 дек. 1586 г. Стефан Баторий дал О. грамоту о свободном использовании православными в Великом княжестве Литовском греч. (юлианского) календаря. В 1589 г. О. и все высшее правосл. духовенство писали кор. Сигизмунду III о том, что церковные имения приходят в запустение вслед. практики передачи их в управление светским лицам после смерти епископа, архимандрита или к.-л. др. духовного владельца. О. просил, чтобы в этих случах церковные имения поступали в управление епархиального клироса . Клирошане соборной церкви должны были принимать имения по описи, собирать с них доходы и передавать новоназначенному епископу или др. духовному лицу. 25 апр. 1589 г. кор. Сигизмунд своей грамотой удовлетворил эту просьбу. В грамоте говорилось о том, что король считает своим долгом сохранять неприкосновенными права рус. духовенства так же, как и римско-католического. О. участвовал в сделках и тяжбах, связанных с имениями митрополичьей кафедры в Киевском воеводстве. 30 мая 1580 г. через наместника Богуша Гулькевича-Глебовского митрополит выкупил поселки Филимоновщина и Багриново (21 сент. того же года О. пожаловал Багриново Гулькевичу-Глебовскому). 1 февр. 1582 г. митрополит разрешил конфликт между Гулькевичем-Глебовским и Ярошем Васильевичем о митрополичьем с. Михалки. 28 марта 1582 г. предъявил иск земянину И. Сущанскому-Проскуре за захват урочища в митрополичьем с. Колинцы (ныне Коленцы) на р. Тетерев. 18 июля 1583 г. О. предъявил иск С. Рожновскому за захват земель в с. Ховмы в долине Десны, принадлежавших киевскому Выдубицкому во имя архангела Михаила мужскому монастырю, в 1585 г. добивался сохранения права на сбор пошлин с продажи зерна.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

Скачать epub pdf 39. Борис Федорович Годунов (в иночестве Боголеп), царь и великий князь всей Руси потомок татарского мурзы Чета, сын царедворца Федора Ивановича Годунова от брака со Степанидой Ивановной (в иночестве Снандулия), известной только по имени. Родился (где – неизвестно) около 1551 г.; взращенный в хоромах царя Ивана IV Грозного, состоял при втором саадаке (приборе вооружения луком и стрелами) царском в походе до Серпухова в 1570 г.; был дружкой невесты на третьей свадьбе Ивана IV в 1571 г.; находился рындой при царевичах Иване и Федоре в шведском походе 1572 г.; сделан царским кравчим (шенком) и выиграл местническую тяжбу с боярином Василием Ивановичем Сицким в 1578 г.; сопровождал царя в Новгород и Псков в 1579 г.; пожалован саном боярским и на седьмой свадьбе царя Ивана IV был дружкой невесты в 1580 г.; подвергался большой опасности, засторонивая собою цесаревича Ивана от остня родительского (см. 99), и сильно изранен царем 15 ноября 1581 г.; больной и лечимый Строгановым, «купецкого чина человеком», посещен и обласкан царем в 1582 г.; по завещанию Ивана IV назначен 10 марта в состав пятичленной думы при молодом Федоре I, зяте своем, которым 31 мая, в день коронования Федора, возведен в сан конюшего с званиями ближнего великого боярина, наместника царств Казанского и Астраханского в 1584 г.; примирился с князьями Шуйскими, врагами своими, и назвался сыном князю Ивану Федоровичу Мстиславскому, первейшему боярину, которого он признал своим отцом в 1585 г.; сведав о замысле на свою жизнь и участие в нем старца князя Мстиславского, устроил невольное пострижение названного старца в монахи в 1586 г.; влиянием своим положил начало измерения и переписи земель, по крайней мере в Двинской области и на Волге, и 1587 г.; от излишней набожности потерял сына, пока единственного, велев его, больного, носить зимой в церковь (Василия Блаженного) и там поить святой водой, в 1588 г.; убедил царя Федора I учредить на Руси патриаршество в 1589 г.; находился при царе ближним, или дворцовым, воеводой в шведском походе 1590 г.; разбил под самой Москвой (на месте, где теперь Донской монастырь) Казы-Гирея, хана крымского, и награжден саном слуги, важнейшим боярского, 4 июля 1591 г.; именуясь в наказах послам «начальным человеком в земле (русской), ему приказанной», жестоко отомстил обвинявшим его в приводе, будто бы, Казы-Гирея к Москве в 1592 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Становление системы К. п. в Риме было связано с образовательной деятельностью ордена иезуитов , разработавших особую программу обучения (см. Ratio studiorum ), важное место в к-рой занимало совместное проживание студентов и соблюдение строгого распорядка дня. В 1551 г. по инициативе Игнатия Лойолы была основана Римская коллегия (Collegium Romanum, или «Бесплатная школа грамматики, гуманитарных наук и христианского вероучения» (итал. Scuola di grammatica, d " umanità e dottrina cristiana)). В 1553 г. в Римской коллегии учредили теологический и философский фак-ты; в 1556 г. коллегия получила статус ун-та (ныне Григорианский ун-т). Римская коллегия с самого начала имела интернациональный характер, как и Римская семинария (Seminario Romano), основанная 1 февр. 1565 г. папой Римским Пием IV как пример реализации решений Тридентского Собора (1545-1563) о создании диоцезальных ДС. Римская семинария также была передана под управление ордену иезуитов. Первый устав семинарии составил генеральный настоятель ордена Диего Лайнес ; непосредственное участие в организации Римской семинарии принимал кард. Карло Борромео . 31 авг. 1552 г. по инициативе Лойолы и кард. Джованни Мороне папа Римский Юлий III буллой «Dum sollicita» учредил Германскую коллегию (Германикум; Collegium Germanicum) - 1-ю национальную папскую коллегию в Риме, созданную для подготовки студентов из немецкоязычных стран; в деятельности Германской коллегии особое внимание уделялось борьбе с Реформацией и протестант. влиянием. В 1580 г. папа Римский Григорий XIII объединил Германскую коллегию с созданной в 1578 г. по инициативе иезуита С. Санто Венгерской коллегией (Collegium Hungaricum) в единую Германо-Венгерскую папскую коллегию (Pontificium Collegium Germanicum et Hungaricum). Студенты Германо-Венгерской коллегии как правило обучались в папском Григорианском ун-те, в наст. время часть студентов учится и в др. папских университетах. В 1578 г. кард. Уильям Аллен отправил в Рим некоторых студентов из организованной им для англ. католиков семинарии в Дуэ (Сев. Франция); в 1579 г. папа Григорий XIII учредил в Риме, на базе построенного в XIV в. приюта для англ. паломников, Английскую коллегию (Collegium Anglorum). По образцу Германо-Венгерской и Английской коллегий Григорий XIII создал Греческую коллегию свт. Афанасия (для подготовки католических клириков визант. обряда; 1577), Польскую (1582-1584) и Маронитскую (для подготовки клириков Маронитской католической Церкви ; 1584) коллегии. Позднее были открыты Шотландская (1600) и Ирландская (1628) папские коллегии. В 1627 г. для подготовки клириков-миссионеров из разных стран папа Римский Урбан VIII основал коллегию Конгрегации пропаганды веры (Collegium Urbanum; в 1962 преобразована в папский Урбанианский ун-т).

http://pravenc.ru/text/1841750.html

Череменецкий монастырь – памятник единения Руси. В 1471 г. произошла битва при р. Шелонь, в которой московский князь Иван III разбил новгородское ополчение. Вскоре новгородские земли вошли в состав Московского княжества. В это время Ивану III становится известно о явлении на Череменецком оз. иконы с ликом его небесного покровителя, св. апостола Иоанна Богослова. По преданию, она открылась пастуху Мокию, крестьянину из окрестной д. Русыни (ныне Батецкого р-на Новгородской области). Икона светилась «лучезарным сиянием». Образ Иоанна Богослова стал особенно почитаем на Руси с XIII в., когда с его помощью были спасены от разорения пригороды Рязани во время Батыева нашествия. Явление иконы было воспринято великим князем как благословение его объединительной миссии. Вскоре на Череменецком оз. был основан мужской монастырь и при нем храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Традиция относит явление иконы к 1476 г. Монастырь и Богословская церковь, еще деревянная, впервые упоминаются в Писцовой книге Шелонской пятины 1498 г. как относящиеся к Петровскому погосту. Следующие сведения отражают состояние Череменецкого монастыря спустя сто лет с момента его основания. В Писцовых книгах Шелонской пятины 1581–1582 гг. указывается, что в монастыре было две церкви – каменная (Богословская) и деревянная (Рождества Пресвятой Богородицы), 16 келий, конюшня, четыре житницы, мельница конная, ограда и, наконец, деревни и земли на трех погостах: Петровском, Дремяцком и Передольском. Бедствия, постигшие Полужье в конце XVI в., не обошли и Череменецкий монастырь. В 1580 гг. он был «зжен и воеван литовскими людишками». Монахи частью погибли, частью были уведены в плен. В обители остались лишь «черный поп» Закхия да два старца. Сожжены были все 16 келий. Но церкви и хозяйственные постройки уцелели. Второе разорение монастыря случилось уже в конце XVII в., когда по челобитной двух пришлых старцев, Симона и Прохора, его приписали к новгородскому Вяжицкому Никольскому монастырю. Вяжицкий архимандрит буквально разграбил Череменецкую обитель, перевезя к себе монастырскую казну, хлебные припасы, библиотеку, церковную утварь, уведя монастырских крестьян, а лошадей и скот распродав. Лишь ходатайство окрестных помещиков: Елагиных, Неплюевых и других – к самому патриарху Иоакиму остановили грабеж и вернули Череменецкому монастырю прежнюю самостоятельность, но без возвращения вывезенных ценностей. Впрочем, и сами местные помещики, бывало, норовили захватить самовольно часть монастырских угодий, из-за чего у монастыря с ними случались затяжные тяжбы.

http://sobory.ru/article/?object=00129

Яннарас подчеркивает неотъемлемость нашего личностного бытия от свободы. 1560 «Личность означает свободу», 1561 причем фактически «безграничную», 1562 представляющую собой «возможность бытийного ответа (положительного или отрицательного) на призыв Бога». 1563 Человек обладает свободой принять или отвергнуть «Божественный призыв к личному отношению и общению». 1564 В этом общении человека с Богом Сам Бог «с последней серьезностью относится к человеческой свободе». 1565 Наше «я», говорит Яннарас, должно «активно встречать личную инаковость Творца, и понятно, что эта связь-встреча не вымогается, она лишь приобретается, это лишь факт свободы». 1566 Свобода личности увязывается Яннарасом с ее способностью к любви и уникальной инаковостью. «Изначальные элементы, которыми мы обозначаем личностное существование человека – его инаковость и свобода». 1567 Любовь, согласно Яннарасу, «есть высшее проявление свободы, достовернейшее свидетельство лично­стного существования» 1568 и «экзистенциальная предпосылка свободы». 1569 И наоборот, только свобода позволяет «реализовать свою жизнь как любовь» – «образ Божественного бытия». 1570 А уникальность и «инаковость личности не только феноменологические; они заключа­ются в свободном определении самим субъектом своего способа существования». 1571 Согласно Яннарасу, «любовная, жертвенная самоотдача есть способ бытия личности». 1572 «Личность» для Яннараса есть, «прежде всего, эротическая категория, а «эрос» – прежде всего категория личностная». 1573 Общение и личность Христос Яннарас говорит о любви между тремя Личностями Троицы как об «эросе троичного общения». 1574 Бог познается как «общение Личностей». 1575 И человеческую личность мы познаем «только в со­бытии отношения», 1576 ибо «личность предполагает… отношение». 1577 Цель человека состоит в общении, которое есть «образ троичного Бога в человеческой природе». 1578 Согласно лингвистическому анализу Яннараса, само «именование «личность – πρσωπον» указывает на акт обращенности», «соотнесенности», 1579 «когда человек обращает свое лицо в направлении кого-то или чего-то, проявляя заинтересованность в установлении отношения». 1580 Близость человека и Бога – «это близость не по при­роде, а по месту, то есть личная близость: близость отношения», 1581 «отношения личного Бога с личностью человека». 1582 И даже мир тварный есть «непрестанный и дей­ственный призыв к личному отношению с личным Богом-Сло­вом через слово творений». 1583

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Положение И. особенно ухудшилось, после того как в кон. 1580 г. умер его влиятельный родственник луцкий староста Александр Жоравницкий и новым старостой стал личный враг Луцкого епископа кн. Александр Пронский. Последний в 1582 г. наложил на И. ряд взысканий, отнял часть имений. Тогда И. увеличил поборы с приходского духовенства. 25 апр. 1583 г. в суд поступила жалоба от луцкого духовенства в связи с тем, что И. запечатал 8 приходских церквей Луцка, сохранив богослужение только в кафедральном соборе в Луцком замке, и потребовал от духовенства внести плату за снятие печатей и открытие храмов для богослужения. В авг. 1583 г. произошло очередное вооруженное столкновение И. с луцким старостой из-за Жидичинского мон-ря, вслед. к-рого епископ был изгнан из обители. Кн. Пронский разрушил устроенное И. на территории обители укрепление (фольварок), в мае 1584 г. велел выбросить из могил на прицерковном кладбище останки его родственников, как писал об этом И. в жалобе, направленной во Владимирский гродский суд. Впосл. И. жаловался на то, что в нояб. 1583 г. кн. Пронский отнял у него Пречистенский Святогорский муж. мон-рь в предместье Луцка Хмельник, сразу же переданный Феодоре Яновой Загоровской. Она устроила там жен. обитель, изгнав игум. Матфея, к-рого обвинила в хищении церковного имущества. Когда сторонники И. во главе с бывш. игум. Матфеем попытались 3 янв. 1584 г. вернуть монастырь, произошло столкновение, игум. Матфей был убит. Заявление И. осталось без последствий. За очередное вооруженное нападение на Жидичинский мон-рь, нанесение ран и увечий монастырским слугам и братии решением короля от 18 февр. 1585 г. И. и его сын королевский секретарь Василий (вскоре был убит) были приговорены к банниции (лишению прав). Указом от 21 марта 1585 г. король отсрочил исполнение приговора на 6 месяцев в связи с тем, что И. обязался вернуть в Жидичин все похищенные вещи. И. умер до приведения приговора в исполнение. 17 сент. 1585 г. на ставшую вакантной Луцкую кафедру был назначен еп. Кирилл (Терлецкий) . После смерти И. его невестка Анна Василева Борзобогатая и ее сыновья Константин и Василий забрали из луцкого кафедрального собора 16 грамот, подтверждавших имения кафедры, пергаменное Евангелие и драгоценную утварь. Часть похищенного была отобрана у родственников И. и возвращена в собор еп. Кириллом.

http://pravenc.ru/text/578298.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010