Блаженны чрез Нее все жены: род их не подлежит более клятве и даже превосходит славою Ангелов. Ева уврачевана; проходится молчанием жена Египетская; погребена Далида; забыта Иезавель; не вспоминается более Иродиада. Теперь лик жен возбуждает удивление. Сарра прославляется как нива, произрастившая народы; Ревекка почитается как мудрая виновница благословения; Лия величается как матерь предка (Господня) по плоти; Деввора похваляется как военачальница, вопреки немощи пола своего; Елисавета ублажается как ощутившая в себе играние Предтечи и исполнившая благодати; (ублажается же) и Мария как матерь, потому что родила Восхотевшего родиться; раба, потому что в Ней исповедуется природа и возвещается благодать; облако, потому что зачала от Духа Святого бесстрастно от Нее Родившегося; чертог, потому что Бог Слово пребывал в Ней, как в чертоге брачном, кивот, потому что не закон носила, но во чреве имела Законодателя. И так воззовем к Ней: благословена Ты в женах; Ты одна уврачевала печаль Евы; одна отерла слезы рыдающей; одна понесла цену искупления мира; одна получила для сохранения сокровище, драгоценнейшее жемчуга; одна прияла во чреве без вожделения и родила без болезни; одна родила Еммануила, как Он Сам восхотел. Благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего; плод, но не семя; цвет, но не страсть; сияние, но не тварь; сопрестольный, но не меньший; солнце, а не прах; поклоняемый, а не сотворенный; цена избавления, а не долг. Благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. Но выше всех похвал глас Пророка: се Дева во чреве зачнет – сказал о чуде, но умолчал об образе исполнения. И родит Сына: возвестил рождение (от Девы), но не открыл способа. И нарекут Ему имя Еммануил: прорек таинство и возгремел именем (Еммануила), еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис. 7, 14 ; сн. Мф. 1, 23 ); проповедал Бога рождающимся и заградил уста иудеям. С нами Бог – и заблуждение уничтожено. С нами Бог – и обрезание упразднено. С нами Бог – и демоны бегут. С нами Бог – и диавол посрамлен. С нами Бог – и цари благочествуют. С нами Бог – и церкви учащаются. С нами Бог – и смерть стала сном. С нами Бог – и мертвые, торжествуя свободу, вопиют: ни Ангел, ниже ходатай, но Сам Бог пришел и спас нас ( Ис. 63, 9 ): Ему слава во веки веков. Аминь. ПОХВАЛЫ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ святителя Андрея, архиепископа Критского

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Козлове – « церковь запустела изстари», в Богородицком – «стояла без пения». Стан Песей – три прихода в селах Зачатенском, Носове и погосте Песье Луке; в Тархове и Никольском церкви запустели. Стан Верхоусецкий – четыре церкви в с. Деревеньках, Курышине и Троицком; в Иванове – один придел стоял без пения, в Демьянцове – прежде был; погост Георгиевский с церковью запустел. Стан Порецкий – одна церковь в с. Власьеве и две в погостах Ганьковском вражке и на Кутьме. Стан Пурский – 1 церковь в селе Протасьеве; стан Согильский – четыре церкви; стан Сотемский – с 9-ю приходами, одна церковь запустела. Стан Луцкий – с 4-я приходами, один храм уничтожился. Стан Утемский – с тремя приходами, в селе Лаврентьеве – прежде был храм. Стан Рождественский – с четырьмя церквами, в селе Покровском стояла без пения; в Роменском стану указана одна церковь – в селе Воскресенском; в Холмецком тоже одна – в Шепецком яме; стан Лохоцкий – с 7-ю приходами и Никольским монастырем, в селе Новом Никольская церковь стояла без пения, в Рыжневе и Космодемьянском прежде были храмы, теперь нет. Стан Пехловский – в с. Погорелове церковь осталась, в Пожирове храм уничтожился, в стане Якимовском из 8 храмов один стоял без пения, другой совсем упразднен; стан Назорной – на лицо было пять церквей, три церкви упразднены, а два придела стояли без пения; стан Вексицкий – три церкви на лицо, два храма упразднено и один стоял без пения. Стан Подольной; в стане Филимонове – Рождественский монастырь на р. Ворсме; стан Верхоусецкий – одна церковь , погосты Егорьевский, Васильевский, на р. Ворсме погост в Якимовском. Стан Рождественский – с двумя церквами; в Лохоцком стане – одна церковь на Никольском погосте; в Пегловском стане храм упразднился; в Назорском стане на р. Копыре стояла церковь Георгия Страстотерпца; в Ростовском уезде в вотчинах ростовского Борисоглебского монастыря было в разных станах 17 церквей, 5 церквей в вотчинах Троице-Сергиева монастыря.... Список церковных земель и церквей ростовского уезда уцелел не весь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Не спрашивайте Церковь: какое Писание истинно, или какое Предание истинно, какой собор истинен, какое дело угодно Богу, ибо Господь Иисус Христос знает Свое достояние, и Церковь, в которой живет Он, знает внутренним знанием и не может не знать своих проявлений. Священным Писанием называется собрание ветхозаветных и новозаветных книг, которые Церковь признает своими. Но нет предела писанию, ибо всякое писание, которое Церковь признает своим, есть Священное Писание. Таковы, по преимуществу, исповедания соборов и особенно Никео-Константинопольского. Пребывает до нашего времени Священное Писание и, если угодно Богу, будет еще Священное Писание. Но не было и не будет никогда в Церкви никакого противоречия, ни в писании, ни в предании, ни в деле; ибо во всех трех единый и неизменный Христос. 6. Исповедь, молитва и дела К аждое действие Церкви, направляемое Духом Святым, духом жизни и истины, представляет совокупность всех его даров — веры, надежды и любви; ибо в Писании проявляется не одна вера, но и надежда Церкви, и любовь Божия, и в деле богоугодном проявляется не любовь одна, но и вера, и надежда, и благодать, и в живом предании Церкви, ожидающей венца и совершения своего от Бога во Христе проявляется не надежда одна, но вера и любовь. Дары Святого Духа неразрывно соединены в одном святом и живом единстве: но как богоугодное дело наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит как богоугодная молитва наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит и неложно называется исповеданием Церкви исповеданием или Символом Веры. Поэтому должно понимать, что исповедание, и молитва, и дело суть ничто сами по себе, но разве как внешнее проявление внутреннего духа. Поэтому еще не угоден Богу ни молящийся, ни творящий дела, ни исповедающий исповедание Церкви, но тот, кто творит, и исповедует, и молится по живущему в нем духу Христову. Не у всех одна вера, или одна надежда, или одна любовь, ибо ты можешь любить плоть, надеяться на мир и исповедовать ложь; можешь также любить, надеяться и веровать не вполне, а отчасти; и Церковь называет твою надежду надеждой, твою любовь любовью, твою веру верой, ибо ты их так называешь, и она с тобой о словах спорить не будет; сама же она называет любовь, и веру, и надежду дарами Духа Святого и знает, что они истинны и совершенны. 7. Символ веры

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=40

(127) Схолия. Так перестаньте же, повинуясь учителю, опираться на тростниковый посох. Вот ведь он ясно сказал, что «посредством выражения «воплощенная» вводится и совершенство в человечестве, и обозначение подобной нам сущности», и что «все в целом» не есть одна природа – а если не одна, то всякому понятно, что две. (128) Святого Иоанна Златоуста из слова на Лазаря: Олово причастно свинцу и серебру: серебру видом; свинцу же естеством. Так и Христос, Бог и человек, сохраняет в Самом Себе две природы, и как сохраняет в Себе природы, так и Сам существует в них, не будучи чем-то иным помимо них 136 . (129) Его же из послания к Кесарию монашествующему: Так и здесь, когда Божественная Его природа созидала одного Сына, она сотворила обоих одним лицом, познаваемым, однако, неслитно и нераздельно, не в одной лишь природе, но в двух совершенных. Ибо где неслитность в одной [природе]? Где нераздельность? Как можно было бы тогда говорить о соединении? Ибо соединяться и разделяться с самим собой невозможно. Что за преисподняя изрыгнула это, говорить о единой природе во Христе по соединении? Ведь они либо, удерживая Божественную природу, отрекаются от человеческой, то есть от нашего спасения, либо, оставляя человеческую, отказываются от Божественной – потому что пусть скажут, которая потеряла свое? Ведь пока сохраняется соединение, то, конечно, необходимо, чтобы сохранялись и свойства соединения, – потому что иначе это было бы не соединение, но слияние и исчезновение природ 137 . Иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина о сложной природе против акефалов (1) Одна сложная природа возникает из разных природ, когда при соединении природ получается нечто иное помимо соединившихся природ. И получающееся не есть и не называется в собственном смысле ни тем, ни этим, но другим. Например, из четырех стихий, то есть огня, воздуха, воды и земли составляется тело соединением и сорастворением всех четырех, и получающееся тело не есть и не называется ни огонь, ни воздух, ни вода, ни земля, но из них нечто иное помимо них. Подобно и от лошади и осла рождается мул, и он не есть ни лошадь, ни осел, и не называется так, но есть нечто иное помимо них. Господь же наш Иисус Христос, будучи из Божества и человечества, есть и в Божестве и в человечестве, и есть и называется совершенный Бог и совершенный человек, и всецело Бог, и всецело человек, чего в сложной природе найти нельзя – ведь все тело не есть огонь, и не все оно воздух, так же как и не земля или вода, и мул не есть всецело лошадь, ни всецело осел, и не совершенная лошадь, ни совершенный осел, а Христос, как я сказал, есть совершенный Бог и совершенный человек и всецело Бог и всецело человек. Поэтому Он не одна сложная природа, но одна ипостась, в двух природах познаваемая, и две природы в одной сложной ипостаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

1692–1693. Две книги Правила святых Отец и святых Апостол письменные, в десть. 1694–1696. Три книги Василия Великого , одна в них в полдесть, письменные. 1697. Книга Дионисия Ареопагита , в десть, письменная. 1698. Книга Феодора Едесского, в десть, письменная. 1699. Книга Феодора Студийского, в десть, письменная. 1700–1701. Две книги Максима Грека, письменные, в десть. 1702–1716. Пятнадцать книг Соборников, пять книг в них в десть. 1717–1719. Три книги Прологов, один в них в полдесть, письменные. 1720. Книга Григория Синаита, в десть, письменная. 1721–1723. Три книги Григория Богослова , в десть, письменные. 1724–1725. Две книги Псалтырей толковых, в десть, одна расплетена на четверо. 1726. Книга Псалтыри, пять кафизм, первой половины, в десть. 1727. Псалтырь толковая, в полдесть, расплетена на четверо. 1728. Книга Царственная, в десть, ветха, печатная 333 . 1729–1731. Три книги Златоуст, одна в них в полдесть, письменные. 1732–1733. Две книги Александрово житие, в полдесть, письменные. 1734–1735. Две книги подлинника, в полдесть, в тетрадях. 1736. Книга Уложение Макария митрополита, в полдесть, в вишневом сукне. 1737–1738. Две книги Патерик Печерский, одна в тетрадях, обе в полдесть, письменные. 1739. Книга Исака Сирина, в полдесть. 1740. Книга Симеона Нового, в полдесть. 1741. Книга Марка Афинейского, в полдесть. 1742. Книга Григорий Амиритцкий, в полдесть. 1743. Книга Кирилла Туровского , в полдесть. 1744. Книга Царское уложение, в полдесть. 1745. Книга Гранограф, в полдесть. 1746–1747. Две книги о Божестве, одна в четверть, Литовская. 1748. Книга Шестодневец, в тетрадях, в полдесть, ветха. 1749. Книга Торжественник, в десть, письменный. 1750. Книга Греческая царственная, в полдесть, письменная. 1751. Книга Палея, в полдесть, письменная. 1752. Книга Григория Папы Римского, в полдесть. 1753. Книга о чудесах пресвятой Богородицы, в полдесть, письменная, 1754. Книга Иоанна Дамаскина , в полдесть, письменная. 1755. Книга Измарагд, в полдесть, письменная. 1756. Книга Кассияна Римлянина, в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Богородицы, а по сторонам – по 5 икон пророков со свитками в руках; в верхнем – в средине – распятие с предстоящими Богоматерью и И. Богословом и апостолы. На северной стене выше иконы св. Николая – образ св. Алексия митрополита. На северной входной двери, внутри храма, помещен большой образ Печерской Богоматери в серебряно-золоченом окладе. На обоих столпах посредине храма – одна против другой – писанные на полотне иконы Страшного Суда и Всех Святых, принадлежащие кисти иконописца XVII в. Бориса Давыдова. Обе они в рамах. Пред местными иконами Положения ризы, Владимирской Б. Матери, Пресвятой Троицы и Богоматери с Предвечным Младенцем, вместо подсвечников, стоят 4 деревянных столпа 55 . На них ставки литые, восковые, расписанные красками. На этих ставках накладки с трубками, – на трех оловянные, гладкие, а верха у них лощатые. На одной из них 7 трубочек малых и одна большая с блюдечком и подзором, на другой малых четыре и одна большая с блюдечком; на третьей – 5 малых и одна большая, без блюдечка; на четвертом столпе накладка серебряная – гладкая, а вокруг нее надпись резная, позолоченная со словами: 7157, а верх на ней также лощатый, через место порезанный. На ней 6 трубочек сквозных малых, а одна большая – гладкая, глухая, с блюдечком. Над всеми четырьмя столпами, имеющими вышину каждый по пяти четвертей, находятся поддоны круглые, литые, зеленой меди, и под ними по три левика медных, литых. Узловатая надпись свидетельствует о времени устройства этих столпов или «поставных тощих свечей» при патриархе Иосифе. Посредине храма висит старинное паникадило из спрудной меди с двуглавым орлом на верху, которое, как было сказано раньше, было починено в 1628 году старостою котельных дел Сверчковым. Лестница о 26-ти ступенях ведет от входной южной двери в Ризположенскую церковь вверху, в довольно обширную часовню Печерской В. Матери. Образ ее находится во впадине стены, при чем предстоящими Богоматери, кроме святителей Петра и Алексия, представлены далее по сторонам святители Иона и Филипп и преподобные Антоний и Феодосий печерские . Для доступа к сему образу устроена чугунная лестница с двумя входами. Другие изображения, писанные на стене в сей часовне: Спасителя в терновом венце и с стростию в руке, Богородицы «Умиление», св. Николая, Боголюбской Б. Матери с тропарем и кондаком иконе с датою времени и места явления оной Князю Андрею Бого- любскому, Скорбящей Б. Матери, великомученицы Екатерины, св. мученицы Царицы Александры, св. благовер. князя Александра Невского, св. Стефана Пермского, св. мучеников Гурия, Самона и Авива, Всемилостивого Спаса, св. Марии Магдалины при кресте, св. равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги и на особом аналое – писанная на доске икона св. муч. Гурия, Самона и Авива.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Говорим же, что каждое из этих трех лиц имеет совершенную ипостась, для того, чтобы нам не принять совершенной природы за одну, сложенную из трех несовершенных, но за единую простую сущность в трех совершенных ипостасях, которая выше и впереди совершенства. Ибо все составляемое из несовершенного необходимо есть сложно, но из совершенных ипостасей не может произойти сложение; почему мы и не говорим, что вид из ипостасей, но — в ипостасях. Из несовершенного сказали, т.е., из того, что не представляет собою целого вида той вещи, которая из него составляется, — так камень, дерево и железо — сами в себе совершенны по своей природе, но в отношении к дому, который из них строится, каждое несовершенно, потому что каждое, отдельно взятое, не есть дом 29 . Итак, мы называем ипостаси (Св. Троицы) совершенными, чтобы не ввести сложности в Божеское естество, ибо сложение — начало раздора. И опять говорим, что три ипостаси находятся одна в другой взаимно, чтобы не ввести множества и толпы богов. Исповедуя три ипостаси, признаем несложность и неслитность (в Божестве); а исповедуя, что эти ипостаси единосущны одна другой, и признавая в них тождество воли, действия, силы, власти и, если можно сказать, движения, мы признаем их нераздельность и то, что Бог есть един; ибо Бог, Слово и Дух Его истинно один Бог 30 . О различии трех ипостасей; и о деле, и уме, и мысли . Надобно знать, что иное есть рассматривать предмет на самом деле, и иное — умом и мыслию. Так, мы на самом деле видим различие неделимых во всех тварях: на самом деле Петр представляется отличным от Павла. Но общность, связь и единство созерцаются умом и мыслью; так мы умом постигаем, что Петр и Павел одной и той же природы, имеют одно общее естество. Ибо каждый из них — животное разумное, смертное; и каждый есть плоть, одушевленная душою, как разумной, так и одаренной рассудительностью. Итак, эта общая природа постигается умом; ибо ипостаси не существуют одна в другой, но каждая особо и порознь, т.е. сама по себе, и каждая имеет много такого, чем одна от другой отличается. Ибо они и местом отделяются, и временем различаются, и отличаются умом, силой, видом или образом, нравом, темпераментом, достоинством, поведением и всеми характеристическими свойствами; более же всего тем, что существуют не одна в другой, но отдельно; поэтому и говорится: два, три человека и многие 31 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Каким образом исполнилось обещание Господа разбойнику: «сегодня со Мой будешь в Раю» ( Лк.23:43 )? Ведь Христос после Креста сошёл в ад, чтобы освободить мёртвых. Нужно было и разбойнику сойти во ад, как подчинённому закону природы. Разъяснение Некоторые так читают: «Истинно говорю тебе сегодня» и ставят запятую, потом же продолжают: «со Мной будешь в Раю». Как если бы говорил кто, что истинно говорю тебе сегодня, находясь на кресте, – будешь со мною в Раю.    Если же следует читать так, как обычно принято, [и тогда] никакого нет противоречия. Ведь Спаситель наш непостижимым Своим божеством не в аде только оказался, но и в Раю вместе с разбойником, и в аду, и вместе с Отцом, и во гробе, как всё наполняющий. Недоумение L Почему Матфей повествует, что воскресение [произошло] «по прошествии субботы» ( Мф.28:1 ), Марк – что «ранним утром по восходе солнца» ( Мк.16:2 ), Лука – «ранним утром» ( Лк.24:1 ), Иоанн – «ещё в темноте» ( Ин.20:1 )?    И как Иоанн об одной женщине говорит, Лука и Марк – о трёх, Матфей – о двух, которые пришли ко гробу Господа? И имена их по-разному передают. Лука, упоминая о трёх, одну из них Иоанной называет, Марк же, также вспомнив трёх, говорит, что одна из них – Саломия. Разъяснение   Мы находим, что часто встречаются одинаковые имена в Божественном Писании, как и в этот раз [это] случилось. Поэтому и сестра Богородицы тем же самым названа именем ( Ин.19:25 ), и Мария Иакова. [Также] случилось, что и Магдалина не одна была и не двое [их], но трое, из которых одна от семерых демонов была очищена ( Мк.16:9 ), вместе с которой и прочие, вместе с Иоанной и Саломией, многообразно Спасителем будучи облагодетельствованы, в разное время ко гробу Господа устремились. Вероятно, поэтому и Мария Иакова, сына Алфеева [не одна была], но ещё и другая Мария [так] называемая, мать Иаков Зеведеева. Поэтому следует исследовать различие видений,[бывших им].   Без всякого противоречия изложено Матфеем, что одна из Магдалин, Мария, вместе с иной Марией по прошествии субботы, когда наступила середина ночи, вбежали внутрь гроба, который был двухчастным, по образу пещеры Авраама ( Быт. 23:9 ) 21 , и, оказавшись во внешнем помещении, увидели ангела, в тот же час камень [от двери гроба] отвалившего, когда восстал уже из гроба Христос.  Поэтому написано: «и вот произошло великое землетрясение» ( Мф.28:2 ) – одновременно с его явлением. Затем [они], услышав от ангела то, что услышали, и, идя возвестить ученикам, увидели Господа и поклонились ногам Его и устремились к ученикам. В это же время стражники возвестили в городе о случившемся ( Мф. 28:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Что же касается собственно до Русских, заехавших на житье и приезжающих на службу временно, то число их в сравнении с туземцами очень незначительно; и, по последним сведениям, их считалось не более 12000 обоего пола. 8) Все вышеозначенные народы в духовном отношении могут быть разделены: на недавно обращенных, новообращающихся и не обращенных или язычников. Под именем первых разумеются все те племена и народы, от обращенных коих в христианство прошло не более полутора столетия, и которые потому еще не утвердились в принятой ими вере, и, следовательно, требуют особенного о них попечений и заботы со стороны духовенства: таковы суть Якуты, Тунгусы, Камчадалы, Курильцы, Алеуты, Кадьякцы и другие, а новообращающиеся и необращенные суть: Чукчи, Коряки, Колоши и народы, обитающие в Америке и в Азии между Камчаткой и рекой Анадыром. 9) Народонаселение густо только в Якутском округе и отчасти в Вилюйском и Олекминском, а в прочих местах Якутской области, равно как в Камчатке и Америке чем севернее или далее от главного места, тем жителей менее и реже, а в полярных местах иногда на пространстве нескольких сот верст не встречается и следа человеческого, а между тем священники по обязанности своей должны проезжать сии пространства для посещения нескольких семейств, и ехать не иначе как зимой. 10) В Камчатской епархии, не исключая и Якутского округа, нет церкви, которая была бы ближе 70 верст от ближайшей церкви, и таковых только 4 по всей епархии, две в Якутской и столько же в Камчатской области, а все прочие церкви отстоять одна от другой от 90 до 600 верст; а от главных мест иногда не на одну тысячу, так, напр. в Якутском округе 12 церквей, из них дальняя Оймеконская отстоит от Якутска в 1000 верстах и от ближайшей церкви в 600 верстах. В Вилюйском округе 3 церкви, отстоящие одна от другой на 200 верст. В Колымском округе тоже 3 церкви, и одна от другой находятся в расстоянии от 400 до 500 верст, а от Якутска от 3500 до 4400 верст. В Камчатской области, не говоря о Гижигинской церкви, отстоящей от ближайшей церкви Ямской в 850 верстах, прочие церкви отстоят одна от другой от 190 до 350 вер., а в Америке церкви отделяются одна от другой, можно сказать, уже не. сотнями верст, а тысячами, ибо, например, Ситхинскую и Кадьякскую церквами расстояние прямым путем хотя и не более 1000 верст, но так как сообщение между ними не иначе как морем; то плавание зависит от ветров; и потому были примеры, что из Ситхи в Кадьяк, вместо 4–5 дней, плавали от 15 до 28 дней, а Атхинская церковь от ближайшей к ней Уналашкинской отстоит хотя не более 800 верст, но чтобы Атхинскому священнику видаться с Уналашкинским или другим священником, например для, исповеди, ему при нынешнем способе сообщения надобно оставить свою церковь почти на целый год. Только Кадьякский священник с Кенайским миссионером, а также миссионеры Нушегакские и Кенайские могут видеться между собой в течение 2–3 месяцев отсутствуя от церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Во всех этих церквах одна Глава – Иисус Христос. Все истинные христиане, по учению апостола Павла, представляют одно тело, один дух подобно тому как один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Еф.4:4–5 ); для всех истинных христиан, хотя бы они были по месту и времени и в разных церквах, одни таинства, установленные Господом, одни пастыри преемственные от св. Апостолов и учители, одно учение и законы. Апостол Павел учил, что в разных церквах должны быть не только одна вера и таинства, но даже такие правила, как вести себя в храме ( 1Кор.14:33 ), как собирать милостыню ( 1Кор.16:1 ). Так думают все православные христиане. Для Церкви нет различия в людях по их происхождении, русские ли они, греки, болгары. Во Христе нет различия, по слову Апостола, между Иудеем и Эллином ( Кол.3:11 ). Важно только, чтобы эти люди были собраны во имя Христа имели одну веру, исповеданную апостолами, одни освящающие средства, руководились одними пастырями, под главенством Христа, управлялись одними законами, и где бы эти люди ни находились, они составляют истинную Церковь Христову и получают спасение. Но всегда были и теперь есть, к сожалению, люди, которые, хотя и называют себя христианами, но свое спасение полагают – не в Церкви Христовой, а в самих себе, отделяются от Церкви и составляют как бы свою церковь . (Таковы, напр., наши штундисты, раскольники и др.). Справедливо ли они поступают? О нет, братие! Церковь, как мы видели, одна на земле; а в ихнем обществе нет ничего одинакового с Церковью Христовою. У них не одна с нами вера во Христа, не одни пастыри, не одни таинства, не одни и законы жизни Церковной. Отступивши от единства тела – Церкви, они отделились и от Главы – Христа, а потому без Христа и не найдут спасения, хотя ищут его и называют себя христианами. Правда, они прилагают в себе следующие слова Спасителя: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Но эти отступники от Церкви прилагать к себе не могут. Можно ли собираться во имя Христа и не слушать Его, отступить от Церкви, которая есть, по Апостолу, тело Христа? Это похоже было бы на то, как если бы кто-нибудь изменил государству своему и просил бы милости во имя Царя своего: такой напрасно произносил бы имя царское.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010