—283— Помощник библиотекаря продолжал пополнять указатели к журналам иностранным и русским. В распоряжении Совета и Правления Академии было 13 премий: одна в 654 р. из процентов с капитала, пожертвованного покойным митрополитом Московским Филаретом по случаю исполнившегося в 1864 году пятидесятилетия Московской Духовной Академии, одна премия в 500 р. и одна в 250 р. из процентов с капитала, поступившего по завещанию покойного митрополита Макария за лучшие сочинения наставников Академии; две премии по 300 рублей каждая из процентов с того же капитала за лучшие магистерские сочинения кандидатов Академии; одна премия в 247 р. 80 к. и одна в 221 р. из процентов с капитала, поступившего по завещанию покойного епископа Курского Михаила, за лучшие печатные труды наставников Академии по священному Писанию и 6 премий для студентов: одна в 165 рублей из процентов с капитала покойного митрополита Литовского Иосифа, одна в 175 руб. из процентов с капитала, пожертвованного Московским протоиереем А. И. Невоструевым – за лучшие кандидатские сочинения вообще, одна премия в 100 рублей покойного ректора Академии протоиерея Сергия Смирнова – за лучшее кандидатское сочинение по русской церковной истории, две премии, в 100 рублей каждая, из процентов с капитала, поступившего по завещанию митрополита Московского Макария , – за лучшие семестровые сочинения студентов Академии, написанные ими в течение первых трех курсов и одна премия в 32 р. 75 к. из процентов с капитала, пожертвованного протоиереем Иоанном Орловым за лучшие успехи в сочинении проповедей. Премия для наставников Академии в 654 руб. была выдана, с утверждения Его Высокопреосвященства, лектору немецкого языка Василию Лучинину. На соискание премий покойного митрополита Московского Макария за лучшие сочинения наставников Академии представлены были сочинения: экстраординарного профессора Академии Николая Каптерева под заглавием: «Сношение Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством». Москва. 1891 г. и доцента Николая Заозерского под заглавиями:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еф. 3:5–7 . которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Тайна Христова открывается духу человеческому только Духом Святым; это неотъемлемое евангельское правило христопознания (ср. 1Кор. 2:10–12 ). Оно равно необходимо для всех Апостолов, для всех Пророков, для всех людей всех времен. Но почему же тогда тайна Христова прежде открыта – πεκαλθη – святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, для того, чтобы через них Духом Святым быть открытой и остальным людям. Для чего? – чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, – συγκληρονμα καε σσσωμα – и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе. Живя Евангелием Христовым, люди становятся сынами Божиими, а значит и наследниками, и сонаследниками всех Божественных богатств Христовых (ср. Гал. 4:7 ; Рим. 8:17 ). Живя Евангелием Христовым, люди становятся сотелесниками Христовыми: совоплощаются телу Христову, Церкви, становятся живыми членами, частицами, клеточками ее богочеловеческого организма, живут в нем соборно, вместе со всеми святыми, сохраняясь теми же Божественными святынями и силами. Одно тело – и множество сотелесников; одна Церковь – и множество верных. По-этому Церковь не есть обычное содружество человеческое, в котором члены связаны определенным образом, но богочеловеческий организм, живое тело, в котором члены один для другого сотелесники, связанные единой жизнью, всеми жизненными силами и действиями. У них одно тело, одна душа, одно сердце, одна совесть, одна истина, одна правда, одна любовь, одна жизнь, один рай, одна вечность. – Живя Евангелием Христовым, люди становятся сопричастниками обетований Божиих, которые все имеют свое воплощение во Христе: «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» ( 2Кор. 1:20 ). – Отсюда, по слову святого Афанасия Великого : «Мы уже спасаемся как сотелесники Слова» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

3:5–7. Тайна Христова открывается духу человеческому только Духом Святым; это неотъемлемое евангельское правило христопо-знания (ср. 1 Кор 2:10–12). Оно равно необходимо для всех Апостолов, для всех Пророков, для всех людей всех времен. Но почему же тогда тайна Христова прежде открыта — — святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, для того, чтобы через них Духом Святым быть открытой и остальным людям. Для чего? — чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, — sugklhronTma ka€ sЪsswma — и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе. Живя Евангелием Христовым, люди становятся сынами Божиими, а значит и наследниками, и сонаследниками всех Божественных богатств Христовых (ср. Гал 4:7; Рим 8:17). Живя Евангелием Христовым, люди становятся сотелесниками Христовыми: совоплощаются телу Христову, Церкви, становятся живыми членами, частицами, клеточками ее богочеловеческого организма, живут в нем соборно, вместе со всеми святыми, сохра-няясь теми же Божественными святынями и силами. Одно тело — и множество сотелесников; одна Церковь — и множество верных. По-этому Церковь не есть обычное содружество человеческое, в кото-ром члены связаны определенным образом, но богочеловеческий организм, живое тело, в котором члены один для другого сотелес-ники, связанные единой жизнью, всеми жизненными силами и действиями. У них одно тело, одна душа, одно сердце, одна совесть, одна истина, одна правда, одна любовь, одна жизнь, один рай, одна вечность. — Живя Евангелием Христовым, люди становятся сопричастниками обетований Божиих, которые все имеют свое воплощение во Христе: ибо все обетования Божии в Нем “да” и в Нем “аминь” (2 Кор 1:20). — Отсюда, по слову святого Афанасия Великого: “Мы уже спасаемся как сотелесники Слова” 2 . Таким образом, апостол Павел стал слугой Божественного Еван-гелия по дару благодати Божией, а не по своим человеческим за-слугам. Для такого Божественного служения человеку необходимы Божественные силы, которые ему по мере необходимости подает и додает Сам Господь Евангелия. Служитель Евангелия Божия может успешно осуществлять свое домостроительство благодати Божией (Еф 3:2) только благодаря ее постоянной помощи и содействию. Наибольший труженик и ревнитель Евангелия Христова свое слу-жение Евангелию полностью приписывает действию благодати Божией и утверждает, что оно вверено ему действием силы Божией — kat¦ mБj аЩтоа. И этот равноангельский служитель Божий смиренно говорит: “Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною” (1 Кор 15:10).

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

«Тайна Христова» открывается человеческому духу только Духом Святым. Это – непреложное евангельское правило познания Христа (ср.: 1Кор.2:10–12 ). Оно действует и для всех Апостолов, и для всех пророков, и для всех людей во все времена. А так как Христова тайна прежде других «открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф.3:5 ), то Духом Святым через них открывается она и прочим людям. Для чего? – Для того «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело – σσσωμα, и сопричастниками – συμμτοχα – обетования Божия во Христе Иисусе» ( Еф.3:6 ). Жительствуя Христовым Евангелием, люди становятся Божиими сынами, а тем самым – и наследниками всех Божественных, Христовых богатств (см. Гал.4:7 ; Рим.8:17 ). Жительствуя Христовым Евангелием, люди делаются Христовыми сопричастниками «(«сотелесниками»)»: они совоплощаются Христову телу, Церкви, становятся живыми членами, частицами, клеточками, органами ее Богочеловеческого организма, живут в нем соборно, вместе «со всеми святыми» ( Еф.3:18, 2:19 ), питаясь теми же Божественными святынями и силами. Одно тело, а сопричастников несметное множество: одна Церковь , но мириады верующих. Поэтому Церковь – это не обычное людское сообщество, в котором члены известным образом взаимосвязаны, а Богочеловеческий организм, живое тело, в котором члены суть друг другу сопричастники, связанные всей жизнью, всеми жизненными силами и действиями. У них одно тело, одна душа, одно сердце, одна совесть, одна истина, одна правда, одна любовь, одна жизнь, один рай, одна вечность. – Жительствуя в Церкви Христовым Евангелием, люди делаются общниками Божиих обетований, которые всецело исполнены во Христе, «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»» ( 2Кор.1:20 ). Поэтому, по слову святого Афанасия Великого , «мы спасаемся как сотелесники Бога Слова». Апостол Павел стал служителем такого Божественного Евангелия «по дару благодати Божией» ( Еф.3:7 ), а не по своим человеческим заслугам. Для такого Божественного служения человеку нужны Божественные силы, которые по труду непрестанно подаёт ему и прилагает Сам Господь Евангелия. Служитель Божия Евангелия может успешно совершать свое «служение благодати Божией» ( Еф.3:2 ) лишь при постоянной помощи и содействии Божией благодати. Величайший труженик и ревнитель Христова Евангелия всё свое служение Евангелию приписывает Божией благодати, утверждая, что оно дано ему «действием силы Его» ( Еф.3:7 ). Сей равноангельный Божий служитель смиренно свидетельствует: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех, их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Согласно прп. Максиму, Бог-Слово снисходит к нам в делании и возводит нас к Себе в ведении (см. cap. theol. 2. 37). Тысяча образуется из четырех членов, опишем это такой последовательностью: (одна) единица; (одна) единица х 10­ одна десятка; одна десятка х 10 ­­ одна сотня; одна сотня х 10 ­­ одна тысяча. Сходное, хотя и не совсем идентичное рассуждение находим в Thal. 55: «Ибо десять тысяч есть конец единицы, а единица есть начало десяти тысяч, или, сказать точнее, приведенная в движение единица есть десяток тысяч, а неподвижный десяток тысяч есть единица. Подобным же образом и каждая из главных добродетелей имеет своим началом и концом божественную и неизреченную Единицу, то есть Бога, поскольку от Него она начинается и в Нем завершается, будучи тождественной Богу и отличаясь [от Него] лишь соответственно логосу мысли, от которого, в котором и в отношении которого очевидно и происходит всякое становление добродетели» (PG 90, 541С, рус. пер. А. И. Сидорова цит. по изд.: Максим Исповедник 1993, кн. II, с. 166). В прим. 27 к предыдущему пассажу Thal. 55 А. И. Сидоров говорит о непонятности всего этого арифмологического построения прп. Максима (см. там же, с. 265) и выражает надежду, что оно может быть понято с помощью обращения к математике. В самом деле, в Теологуменах арифметики мы находим своего рода ключ к образованию прп. Максимом чисел, кратных десятке из единиц: «Для всех по порядку чисел всякая совокупность множества... образует свой вид через единицу: один десяток, одна тысяча...» (Iamb, theol . arith . 2, ed. de Falco, рус. пер. В. В. Бибихина); это объясняет, по крайней мере, почему «субстратом» каждого такого числа (см. Thal 55, рус. пер. в изд.: там же, с. 166) является единица. Важно и понимание десятки в античной арифмологии: «Всем ее называли потому, что больше нее уже нет никакого природного числа; если же что-то и мыслится, то оно возвращается к ней обратно: сотня – это десять десяток, тысяча – десять сотен, тьма – десять тысяч; любое последующее число таким же образом возвратится снова либо к ней самой, либо к чему-то внутри нее, и все в нее разнообразно разрешается или возвращается» (Iamb, theol arith .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Один образок, скамья, лампа, умывальный шкаф, рогожки, плевательницы, буфет, вешалка, железная кровать с деревянным переплетом, соломенным матрасом, простыней, одеялом и подушкой в наволочке, умывальный таз. Железная кровать и скамья. Одна икона с лампадой. Один стол, шесть скамеек, из коих четыре со спинками, восемь рогожек. Две кровати деревянных и одна скамейка, три матраса, девять подушка и еще четыре подушки, четыре ватных одеяла, бурка, два войлока, один ковер, девять рогожек, лампа. Чугунная печка, сундук, стул, полки, одна рогожка, железная кровать, деревянная складная кровать. Образ с лампадой. Два медных котла, пять медных кастрюль с крышками, два самовара, пять ламп, четырнадцать чашек и еще сто чашек для чая, пятнадцать блюдечек, одна суповая ложка с крышкой, две полоскат чашки, две чайн ложки, два ножа. Три стола, шесть скамеек, одна складная скамейка, два подноса. Семьдесят одна чашка и тридцать два блюдечка для чая. Медный куб, шесть чайников, шесть ведер, три металлических таза, большой медный самовар. Три стола, четыре скамейки, одна икона, одна лампа, пятнадцать жестян чайников. Кружка, запечатанная печатью Духовной Миссии. Восемнадцать древних каменных обломков перед приютом, один у ворот. Елеон, 8-го апреля 1894 г. Драгоман Императорского Российского генерального консульства (подп.) Коллежский секретарь Алексей Львович Воеводский. Нештатный драгоман генерального консульства (подп.) Яков Иванович Хури. Член Иерусалимской Духовной Миссии (подп.) иеромонах Парфений. Драгоман Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (подп.) Яков Халеби. На шкаф с древностями, находящийся в приютах, были наложены шесть печатей консульства. Подп. Алексей Воеводский, Я. Хури. Означенные в сей описи вещи, равно и кружку, запечатанную печатью Духовной Миссии, принял на хранение. Член Иерусалимской Духовной Миссии (подп.) иером Парфений. С подлинным верно. За секретаря: Ал. Воеводский. АВПРИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л. 74–75 об. 457. Опись предметов, находящихся в церкви царицы-мученицы Александры при здании Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и в Троицком Соборе

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  Одна природа Бога Слова воплощенная   Две природы   Одна ипостась   свт. Флавиан Константинопольский Иоанн Граматик Феодор Раифский Леонтий Византийский прп. Максим Исповедник прп. Иоанн Дамаскин   свт. Прокл Константинопольский Леонтий Иерусалимский св. Юстиниан Великий     Схема 1. Диофизитское толкование формулы «μα σις» Представители православия в современной полемике используют главным образом классический метод экзегезы христологической формулы св. Кирилла. Согласно с ним, каждый раз, когда святитель использует выражение «одна природа Бога Слова воплощенная», он имеет в виду две природы: «одна природа Бога Слова» указывает на божественную природу Христа, а «воплощенная» – на человечество. Приведем ряд высказываний святых отцов и учителей Церкви, соответствующих диофизитскому толкованию выражения «одна природа Бога Слова воплощенная», которые ретранслируются в современной полемике с представителями ААЦ. «Непозволительно, – пишет преподобный Феодор Раифский, – как это [учат] Мани, Аполлинарий и Евтихий, говорить просто об одной природе во Христе, но [следует говорить] о единой воплощенной природе Бога Слова. Ибо посредством присоединения «воплощенная» становится явной человеческая природа, которую естество Бога Слова присоединяет к себе и образует, одновременно и вместе с ней, единого Господа Иисуса Христа» . Леонтий Византийский подчеркивает, что св. Кирилл не учил об одной природе Христа, но только об одной природе Бога Слова: «…Цитат для подтверждения собственного учения они [“колеблющиеся”] приводят множество. Первая – что св. Кирилл явственно сказал: одна природа Бога Слова воплощенная. На это мы скажем, что согласны, что св. Кирилл сказал сие, однако сие ничем не противоречит [нашему] учению. Ибо он не сказал, одна природа Христа воплощенная, а, одна природа Бога Слова воплощенная, указывая на иную природу. Да и сам он с очевидностью объясняет сие во втором послании к Суккенсу» . Место из второго послания к Суккенсу, на которое ссылается Леонтий Византийский, приводит в «Точном изложении православной веры» преподобный Иоанн Дамаскин:

http://bogoslov.ru/article/4493923

Но одно дело – природный образ, а другое – образ подражательный: один по отношению к причине имеет не природное различие, а ипостасное, как Сын по отношению к Отцу, – ибо одна ипостась у Сына, а другая у Отца, природа же ясно, что одна, – другой же, напротив, имеет различие природное, а не ипостасное, как образ Христа по отношение ко Христу. Ведь одна природа у вещественного изображения, а другая у Христа, ипостась же не иная, но одна и та же у Христа и в начертанном образе, о чем опять говорит божественный Василий: «Что там образ по воспроизведению, то здесь Сын по природе; и как в произведениях искусства существует подобие по наружному виду, так в Божественной и несложной природе – единство вследствие общности Божества» 751 . Итак, заметь различие: в природном образе и в причине, то есть в Сыне и Отце, одна природа, одно и поклонение вследствие тождества природы, а не ипостаси – поскольку мы исповедуем как одну природу, так и одно поклонение и славословие Святой Троицы, но ипостасей три, Отца, Сына и Святого Духа, – в подражательном же образе и в первообразе, то есть в иконе Христовой и во Христе, одна ипостась Христа, а потому одно Им и поклонение – ясно, что по причине тождества единой ипостаси, а природы у Христа и у иконы различны. Если же мы скажем, что единое поклонение образу и первообразу бывает как по причине тождества ипостаси, так и по причине тождества природы, и уже не признаем различия образа и изображаемого, но будет как одна ипостась, так и одна природа у иконы Христа и у Самого Христа, то мы впадем в эллинское многобожие, обоготворяя всякое вещество, с помощью которого начертывается образ Христа. И этим мы откроем уста иконоборцам для обвинения нас – не без оснований – в том, что, поклоняясь единому Богу в трех ипостасях, мы покланяемся многим богам и почитаем их. Если же кто-либо скажет, что воздаваемое образу поклонение ни по тождеству ипостаси, ни по тождеству природы не относится к первообразу, то очевидно, что этим он рассечет силу и отделит славу первообраза от образа, и, таким образом, поклоняясь изображению Христа, явно будет идолопоклонствовать, вводя не одно, но два поклонения. Это и стараются доказать иконоборцы, по этой причине, естественно, отрицая, что Христос описуем по плоти, и изобличаются в нечестии наравне с теми, которые учили, будто Бог обитал с сущими на земле в воображении и представлении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Священномуч. Киприан Карфагенский . «Бог один и один Христос, одна Церковь Его и вера одна, и один народ, совокупленный в единство союзом согласия " 17. « Церковь одна, хотя с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящих от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала, – единство не допустит существования отдельному свету; отломи ветвь от дерева, – отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с источником, – разобщенный иссякает. Равным образом Церковь , озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается не разделенным. По всей земле распростирает она свои ветви, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство: при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преуспеянием благотворения». Сам Господь напоминает в Своем Евангелии и поучает нас, говоря: и будет едино стадо и един пастырь ( Ин.10:16 ). Кто же подумает, что в одном месте могут быть или многие пастыри, или многие стада?.. Один есть Бог и один Христос, и Церковь одна, основанная по слову Господа на камне ( Мф.16:18 ). Нельзя ставить другого алтаря и нового священства там, где есть один алтарь и одно священство. Кто инуде собирает, тот расточает ( Лк.11:23 ). Народ, составляющий Церковь, соединен и взаимно связан неразрывным согласием; вне остаются только те, которых надлежало бы извергнуть, если бы они были и внутри ее... Что Церковь одна, это возвещает Дух Святый в Песни Песней, говоря от лица Христова: единственная – она, голубица моя, чистая моя: единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей ( Песн.6:9 ); и ап. Петр, показывая, что Церковь одна, тоже заметил, сказавши: во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немного, т. е. восемь душ спаслись от воды. Так и нас ныне подобно сему образу спасает крещение ( 1Пет.3:20–21 ), доказывая тем и свидетельствуя, что единый ковчег Ноя был прообразом единой Церкви " 18.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Spiritus Sanctus – противоположения (рус., лат.) – «Святой Дух вечен от Отца и Сына, и свое собственное самобытие имеет от Отца и в то же время от Сына… И так как все, что есть Отец, что переходит к Отцом Рожденному Сыну, что происходит , есть Отчее, постольку Св. Дух происходит от Сына, так как Сын совечен Отцу Данц , 691. Ложная точка зрения на отношение между ипостасью и сущностью выражается также в другой формуле флорентийского Собора, в Декрете к Якобитам, где читаем: При этом три ипостаси есть единый Бог и не три Бога: потому что Троица есть одна субстанция, одна сущность, одна природа, одна божественность, одна бесконечность, одна вечность, все суть одно, кроме ипостасных отношений (Д. 703). Не точна и даже прямо не верна формула Троица есть одна субстанция вместо: три есть одна субстанция, иначе замаскированно вводится представление и некоей за-ипостасной данности, составляющей общее достояние трех… И за такое именно понимание говорит дальнейшее, где уже прямо вводится представление об все суть одно, где нет отношения противоположения». Флорентийский Собор (1431 – 1445) – на этом Соборе была предпринята попытка снять догматические противоречия между различными христианскими церквами, в том числе и между католической и православной. Собор был созван по инициативе Римско-католической церкви папой Мартином V и начал свою работу 1 февраля 1431 г. в Базеле, где и прошли первые 25 сессий, однако, из-за смерти папы Мартина (ум. 20 февр. 1431 г.) и определенными переменами, связанными с началом понтификата Евгения IV, деятельность Собора возобновляется только с начала 1438 г. в Ферраре, где к католической церкви присоединяется православная, а после, уже во Флоренции (с янв. 1439 г.), – и представители других христианских церквей (армянской, коптской, боснийской, сирийской, маронитской (кипрской) и др. На сессии от 6 июля 1439 г. во Флоренции был принят декрет об объединении Римской и Греческой церквей, не давший, однако, желаемого эффекта ни с политической, ни с догматической точек зрения. Последняя сессия Собора состоялась в Риме 7 авг. 1445 г. В отечественной исследовательской традиции принято разделять Базельский и Флорентийский Соборы как из-за разницы в программах (так, основными задачами Базельского Собора были не столько задачи объединения церквей, сколько необходимость определения позиции церкви к движению Яна Гуса и таборитов), так и из-за политических проблем (конфликт с Базельским собором папы Евгения VI, провозглашение антипапы Феликса V и пр.). Decretum pro Jacobitus – документ, призванный закрепить догматическое единство римско-католической и антиохийской (якобитской) церквей. Якобиты (или представители Антиохийской церкви) – сирийские монофизиты, не признавшие постановлений IV Халкидонского собора 451 г. о двух природах во Христе. Название происходит от имени Якова (Иакова) Барадея, епископа г. Едессы с 542 г., основавшего монофизитскую иерархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010