Лишь только прибыло тело святого угодника в Бар-град, как от него стали получаться многочисленные исцеления. Всякие недужные – хромые, слепые, глухие, бесноватые – через прикосновение к мощам получали исцеление. По сказанию современника событию – Западного историка Никифора, в первую ночь по прибытии мощей и на следующий день исцелилось 47 человек различного пола и возраста. В числе их были: один из знатнейших горожан и один Армянин, имевший левый бок совсем высохшим, три лунатика, один глухонемой, двое сухоруких, два горбатых младенца, трое слепых, некто из рода Пизанцев – сухорукий и хромой, и много других, которых всех долго было бы перечислять. На третий день из множества народа, стёкшегося из деревень, городков и городов окрестных, исцелилось в монастыре 9 недужных. Из них один младенец сухорукий с бельмом на глазу, одна нищая глухая и хромая на обе ноги, младенец бесноватый, Армянская девочка бесноватая, одна женщина Ювенатянка, совсем сухая, другая женщина, страдавшая тяжким недугом, одна женщина лунатичная и расслабленная и один странник сухорукий и слепой. В тот же день, после перенесения святого тела на Каталанский двор, исцелилось ещё 14 человек. На четвёртый день исцелилось 29 недужных, сперва – некая бесноватая, вся сухая, из деревни, называемой Терлиццус, некая девица из города Битунто, женщина из города Аскуло и бесноватая из города Таранто, три лунатика, два слепых, одна горбатая, и одна из города св. Вита (что под крепостью горы Скагиоза), которая ежедневно множество раз падала тяжко, мучимая почти до смерти. Быв тщательно расспрошена мной, пишет Никифор, видевшим, как она была здорова, она сказала, что на неё налетел один большой ястреб, сел на грудь её и, распростёрши крылья, накрыл её. Когда он отлетал, вдруг разнёсся такой приятный запах, что она думала, что находится в раю. Тоже самое показали и другие исцелившиеся. Отсюда несомненно надобно верить, говорить Никифор, что это был Ангел святого исповедника, ежедневно стерегущий тело. Также исцелилась одна девица из Бара, страдавшая чрезмерной болью в коленах, и многие другие. На пятый день святитель Николай открыл себя в видении одному почтённому монаху, приказав ему сказать всем, чтобы не отчаивались относительно исцелений, ибо он по воле Бога Всемогущего отправится в Грецию. Впрочем, прежде чем он отправился, все увидели великое чудо от него. Ибо в тот же самый день, ещё прежде солнечного восхода, исцелился один юноша, пять лет одержимый бесом глухим, немым и слепым. В субботу, в десятом часу, по возвращении святого Николая, исцелилось 11 недужных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Видение Троицы — это всегда видение красоты Божией. Или — о невыразимом единстве трех Ипостасей: «Един Отец, Сын также с Духом Божественным, Один Трое и Трое Один Бог необъяснимо»   . Бог выше всякого имени, Он Троичен, но Един, и Его единство невыразимо. «Если Ты и называешься многими различными именами, — говорит пр. Симеон, — но Сам Ты Един, а это Единое неведомо всей природе и невидимо и невыразимо, но, отчасти показуемое (παραδεικνμενον), называется всеми (именами). Это Единое (τ εν) Триипостасная природа, едино Божество и единое царство, единая сила, ибо Троица есть Единое, потому что мой Бог Единая Троица, а не Три, однако Три Единое по Ипостасям, соприродным друг другу по природе, всецело сосильным, единосущным, соединенным неслиянно выше ума, но раздельным опять нераздельно, Трое во Одно и Одно во Трое»   . Пресвятой Троице подобает всякое хваление, потому что Она создала мир: «Слава, хвала, пение, благодарность приведшему все творение из небытия в бытие единым словом и собственной волей, Богу всего, поклоняемому в Троице Ипостасей и одной сущности! Ибо Бог Един, Троица Святая, сверхсущная сущность, Единая в трех Лицах и трех Ипостасях, нераздельных и неделимых, одна природа, одна слава, одна сила есть Она, одна воля также. Она одна Творец всего»   . Хотя Бог, как было сказано, выше всякого имени, но ипостасные именования не произвольны и самый порядок Лиц в Троице не может быть изменен. «И если нужно выразиться более точно, — говорит пр. Симеон в одном из Огласительных Слов, богословски очень точном, — то что есть Один, то и Двое. Ибо Три находятся в Том же и мыслятся, как одна сущность и природа и царство. То, чем называется Один, это по природе созерцается и в остальных, кроме «Отец», то есть, и «Сын» и «Святой Дух». Иначе, кроме «рождать», — и «рождаться», и «исходить», потому что только эти (имена) следуют за Святой Троицей естественно и неоспоримо по свойству. Изменения же, или обратного перемещения, или перемены имен в них нам невозможно помыслить или высказать.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

И тем самым [мог Он] восстановить единство твари с Творцом, единение человеческого рода с Богом Словом и вернуть человеческому существу божественный смысл и божественную ценность бытия и жизни. Досточудный Господь Иисус Христос сделал это Своим воплощением и всем Своим Богочеловеческим домостроительством спасения, а особенно Своей драгоценной Кровью. Он уничтожил грех и смерть и, таким образом, Собою объединил всё сущее на земле или на небе – и всё возвратил к дивному логосному всеединству. Ибо Он – конечный и всеобъемлющий Смысл всех тварей и существ и всего сотворенного, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:16–20 ). В Церкви, в Своем Богочеловеческом Теле, Господь Иисус Христос совершает объединение всех существ и тварей, всего в них логосного, отсекая грех и смерть от всех существ и тварей, воссозидая единство твари с Творцом, а посредством сего – и единство каждой твари с прочими ей подобными. Так Церковью свершилось единство Ангелов и человеков: все они – члены Его Богочеловеческого Тела, которому Он – Глава, поэтому все мы: и Ангелы, и люди, – под одной и той же Божественной Главой, под Господом Иисусом Христом. Это вдохновенно выражено в каноне Бесплотным Силам: «Тя, неизреченно совокупившаго небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершивша Ангелом и человеком, непрестанно величаем». Одна Церковь : и в ней один и Тот же Господь и для Ангелов, и для человеков, одна и та же Божественная Истина, одна и та же Божественная Правда, одна и та же Божественная Любовь, одна и та же Божественная Жизнь, одна и та же Божественная Вечность, одно и то же Божественное Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Называется также «Премудростью» и ипостась, получающая имя из более общего, как и «человеком» мы называем как природу вообще – то есть [употребляем этот термин] безотносительно и в собственном смысле слова, и отнюдь не по отношению к чему-либо другому, – так иногда и конкретную ипостась, то есть [например] Петра, переделывая видовое и общее имя в личное и обособленное. Ибо «премудрость» не есть чья-либо исключительная принадлежность и не является [понятием] относительным, как «сын» к «отцу», а «слово» – к «уму», коего оно есть слово; ведь сущностные и природные [имена] суть более собирательные и имеют вольный 638 смысл, а относительные [употребляются по отношению] друг к другу и, будучи связаны имеющимся между ними отношением, отнюдь не допускают вольного смысла. Итак, как сущностью является Отец, сущностью – Сын, и сущностью – Дух Святой, так и премудростью – Отец, премудростью – Сын, и премудростью – Дух Святой; и в то же время – одна премудрость, как и одна сущность, и не три премудрости, как и не три сущности. Книга 30, раздел 98 Так что, когда Сын говорит: «Я есмь Премудрость» 639 , и затем апостол: Христос, Божия сила и Божия премудрость 640 , то это понимается, как «от силы и премудрости Отца», как Свет от Света и Бог от Бога. До какого же тогда не дойдет нечестия говорящий, что Бог субъектен по отношению к премудрости, как акциденции, и что премудрость – это не сущность, и Богом не является как Его сущность, так и Его премудрость, но [пребывает] в Нем как в субъекте, как эта художническая премудрость – в человеческой душе? Это и великий Афанасий, следуя правилам и законам научной истины, категорически запрещает и считает уделом приверженцев нечестия, говорящих, будто премудрость существует при Боге, как свойство привходящее и отступающее 641 , а отнюдь не Сам Он есть Премудрость. Книга 30, раздел 99 Итак, премудрость является здесь двоякой: одна – созидающая, начальная и творческая, а другая – созидаемая; одна – умудряющая, а другая – умудряемая; одна – рождаемая / а другая – творимая. Из этого следует, что для одной Бог – родитель и Отец, а для другой – Творец и Создатель; и поэтому одна из них есть сущность вечная, неизменная и неподвижная – ибо первоначально движущей всё сущности абсолютно необходимо быть неподвижной как самой по себе, так и по акциденции, – а другая является постоянно изменяющейся и переменчивой и постоянно движется в соответствии с приходом вещей нашего мира в бытие, осуществление и порядок. To она из ограниченной монады восходит к неопределенной бесконечности множества, то, в силу обратной пропорции, из ограниченной целостности нисходит к неопределенной бесконечности. Ибо древние философы и богословы и об этой художнической премудрости говорили, что она занимает место некоего рода и идеи. Книга 30, раздел 100

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Благословенна Ты в женах, — говорит св. Андрей Критский, — чрез Которую с сознанием восклицают народы верующие: «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» ( Пс.117:26, 27 ). «Благословенна Ты в женах», таинственная и Богонасажденная Лоза, благорастущая в церковных собраниях и произращающая нам из утробы Зрелый Грозд нетления. Благословенна Ты в женах, Боговозделанная нива, носившая во чреве несеянный и родившийся Клас нашей жизни. Благословенна Ты в женах, истинно вожделенная Земля, из Которой Скудельник, взяв брение нашего состава, возобновил сокрушенный грехом сосуд. Благословенна Ты в женах, новый Силом 56 , в котором почил мысленный ковчег Воплощения Бога и Слова, и вместе вся полнота Божества обитала телесно ( Кол.2:9 ). Благословенна Ты в женах, истинно Божественный Давир 57 , в котором Богоносные тайноводители священной Церкви, имея прорицалище Божественных откровений, предзрели будущее. «Благословенна Ты в женах», — мысленный Вифлеем, по избранию и естеству сделавшаяся и именуемая Духовнейшим Домом Хлеба жизни; потому что Он, вселившись в Тебя, как Сам ведает, и, несмешанно смешавшись с нашим смешением, заквасил Себе всего Адама, чтобы сделаться Хлебом Животным и Небесным. «Благословенна Ты в женах», — Превосходящая законную и сеновную скинию, из которой Великий Веселиил Христос Бог, благодатию нерукотворенно, зодчеством Духа, создал Себе храм, одушевленную Плоть Свою» 58 . Св. Прокл, ублажая Богоматерь, говорит, что «чрез Нее блаженны жены: род их не подлежит более клятве, и даже (в лице Пресвятой Девы) превосходит славою Ангелов. «Благословенна Ты в женах», — св. Отец взывает к Богоматери, — Ты Одна уврачевала печаль Евы; Одна отерла слезы рьщающей; Одна понесла цену искупления мира, Одна получила для сохранения Сокровище, драгоценнейшее жемчуга; Одна прияла во чреве без вожделения, и родила без болезни; Одна родила Еммануила, как Сам Он восхотел» 59 . Будучи Сама Благословенною более всех жен, Пресвятая Богородица сделалась Источником благословения и для всех верующих в Сына Ее, и просящих Ее заступления.

http://azbyka.ru/bogorodice-devo

Армянский автор также опускает материал так называемых исторических книг Ветхого Завета в своем катехизисе. В то же время псалмам он уделяет значительное место, что продиктовано литургической практикой. Писания пророков интересуют автора постольку, поскольку они указывают на Христа. Из всего разнообразия апологетических приемов, разработанных в IV в., автор выбирает самый древний: боговоплощение подлинно, так как оно было предсказано пророками и подготовлено ходом предыдущей истории 553) . История спасения, объясняет армянский автор, не закончилась в библейские времена, но продолжается в апостольской миссии, в подвиге святых и мучеников и в литургической жизни церкви. Катехуменам предлагалось переселиться из привычного мира их национальных легенд и сказаний в незнакомый мир вселенской Церкви, пределы которой не были ограничены ни языком, ни временем, ни пространством. Подобно св. Иринею автор “Учения св. Григория” начинает и заканчивает свой катехизис формулировкой и кратким объяснением тринитарного символа. При этом армянский автор не заботится о том, чтобы отделить формулу тринитарного символа от собственных пояснений, пользуясь необычной для катехизатора V в. свободой: Дабы верою мы утвердились в едином Боге, Отце и Господе и Создателе всего; и в Единородном Сыне, Который от Отца, подле Отца и со Отцем; и во Святом Духе, Который единосущен Ему, Которым Он сотворил все создания. Одно господство, одна сила, одна власть, одно величие, одно знание, одна тайна, одна держава, одна сущность без начала, три совершенные ипостаси, одна совершенная воля, невыразимое и неисследимое единство Троицы. 554) Перед нами тринитарный символ, содержащий только члены о Боге и не упоминающий ни о церкви, ни о крещении, ни о последнем суде, ни о воскресении, в отличие от поместных символов Кесарии, Иерусалима, Антиохии и Константинополя. Армянский символ восходит к древним крещальным формулам, хотя его окончательная редакция не могла быть сделана раньше конца IV в. Можно предположить, что армянский составитель черпал свой материал из древнего катехизиса, подобного “Изложению апостольской проповеди” св. Иринея, в котором вероисповедная формула была вместе и более лаконичной и более пластичной, чем соборные символы IV b.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Святой Кирилл, желая вытеснить это его нечестие, сказал, что одна природа Сына и процитировал «воплощенная», обозначая, что одна природа Божества и другая плоти, из которых составился один Христос, Тот же Сын Божий и человеческий, и не два Христа и не два сына. И Святая Божия Церковь правильно принимает все сказанное святым Кириллом, среди этого и (выражение): «одна природа Бога Слова воплощенная», как бы обозначающее, что одна природа Божества и другая плоти, из которых один и единственен совершился Христос. Еретики же, оставляя все сказанное отцом, придерживаются этого и единственного выражения, зло истолковывая его, и отсюда считая, что отец признал одну природу Божества и плоти. Но поскольку святой Кирилл осудил нечестивого Нестория, утверждающего природы «по отдельности» и «со своим собственным существованием» и вводящего два сына, то таким образом публично отверг утверждающих, что одна природа Божества и плоти в Господе нашем Иисусе Христе, показав, что говорящие это по необходимости исповедуют единосущие плоти Божеству, пусть и прикидываются, что отрицают 158 . Ибо говорит в том же послании к Евлогию против утверждающих одну природу Божества и плоти и обвиняющих его в том, почему восточные приняли две природы во Христе: 159 . «Приготовьте же их обратить внимание к чтению послания блаженного папы Афанасия, потому что там, когда некоторые упорствовали и утверждали, что Бог Слово из собственной природы изменил Себе тело, он всеми силами настаивал, что тело не было единосущным Слову. Если же не единосущно, одна полностью и другая природа, из которых один и единственен постигается Христос. Но и это они не не знают. Ибо где именуется соединение, обозначается сочетание не одного предмета, но или двух или и многих и различных друг от друга по природе. Итак, если мы говорим соединение, исповедуем, что плоти, разумно одушевленной и Слова, и, утверждая две природы, так мыслим. Кроме исповеданного соединения больше не разделяем друг от друга соединенного» 159 . 160 . Итак, нужно приложить учению отца хорошо знакомое, а именно: говоря об одной природе Божества и другой плоти, учит, что Христос образовался один и не из одной природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/pe...

Таким образом, универсальная Церковь , обладая кафоличностью, как одним из своих атрибутов, является единым организмом, разделяемым на разные части. Оставаясь единым, этот организм проявляется в повседневной жизни в качестве совокупности местных церквей, но его единство, тем не менее, сохраняется. Этот вопрос был существенен для Киприана: поиск ответа привел его к созданию универсальной экклезиологии. Киприан нашел ответ в учении об единстве епископата, которое он строил почти так же, как и учение об единстве Церкви. Церковь одна, так как Бог один, Христос один, и вера одна. Episcopatus unus est, (7), потому что, «одна кафедра Петра,” (8) «в которой Богом создан и проистекает источник всякого единства.» (9) «Есть только один Бог , один Христос, одна Церковь , одна кафедра, которую слово Божие основало на Петре.» (10) Эту кафедру Петра занимает весь епископат, так что каждый епископ является преемником Петра, но только постольку, поскольку он входит и является частью епископата. Киприан употребляет юридический термин (in solidum), когда он утверждает, что Episcopatus unus est, cujus a singulis in solidum pars tenetur: (11) т. е., каждый член единого епископата обладает кафедрой Петра совместно со всеми епископами. В эмпирической жизни епископат проявляется во множественности епископов. «Как одна Церковь Христа разделяется на множество членов по всему миру, так и один епископат состоит из множества епископов, соединенных между собой согласием.» (12) Мысль Киприана можно передать следующим образом: деление кафолической Церкви на церкви местные – результат распространения в эмпирической жизни единого епископата в виде множества епископов. Каждый епископ отдельно председательствует в своей местной церкви, но все епископы обладают кафедрой Петра совместно и через это образуют “ множество, соединенное в согласии ” (concors numerositas). Все местные церкви образуют corpus, в котором каждая церковь соединена со всеми остальными очень крепкими связями: таким же образом и епископы образуют corpus, в котором каждый соединен с каждым, благодаря гармонии, которая царит в епископате в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Блаженны чрез Нее все жены: род их не подлежит более клятве, и даже превосходить славою Ангелов. Ева уврачевана ; проходится молчанием жена Египетекая; погребена Далида; забыта Иезавель; не вспоминается более Иродиада. Теперь лик жен возбуждает удивление. Сарра прославляется, как нива, произрастившая народы; Ревекка почитается, как мудрая виновница благословения; Лия величается, как матерь предка (Господня) по плоти; Деввора похваляется, как военачальница, вопреки немощи пола своего; Елисавета ублажается, как ощутившая в себе играние Предтечи и исполнившаяся благодати; (ублажается же) и Мария, как матерь, и раба, и облако, и чертог, и кивот Владыки; матерь: потому что родила Восхотевшего родиться; раба: потому что в Ней исповедуется природа и возвещается благодать; облако: потому что зачала от Духа Святого бесстрастно от Нее Родившегося; чертог: потому что Бог Слово пребывал в Ней, как в чертоге брачном: кивот: потому что не закон носила, но во чреве имела Законодателя. И так воззовем к Ней: благословенна Ты в женах; Ты одна уврачевала печаль Евы; одна отерла слезы рыдающей; одна понесла цену искупления мира; одна получила для сохранения сокровище, драгоценнейшие жемчуга: одна прияла во чреве без вожделения и родила без болезни; одна родила Еммануила, как Он Сам восхотел. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего; — плод, но не семя; цвет, но не страсть; сияние, но не тварь; сопрестольный, но не меньший; солнце, а не прах; покланяемый, а не сотворенный; цена избавления, а не долг. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. Но выше всех похвал глас Пророка: се Дева во чреве зачнет; — сказал о чуде, но умолчал об образе исполнения. И родит Сына: возвестил рождение (от Девы), но не открыл способа. И нарекут Ему имя Еммануил: прорек таинство и возгремел именем (Еммануила), еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. 7, 14; сн. Матф. 1, 23); проповедал Бога раждающимся и заградил уста Иудеям. С нами Бог, — и заблуждение уничтожено. С нами Бог, — и обрезание упразднено. С нами Бог, — и демоны бегут. С нами Бог, — и диавол посрамлен. С нами Бог, — и купель не перестает возраждать. С нами Бог, — и цари благочествуют. С нами Бог, — и церкви учащаются. С нами Бог, — и смерть стала сном. С нами Бог, — и мертвые, торжествуя свободу, вопиют: ни Ангел, ниже ходатай, но Сам Бог пришел и спас нас (Ис. 63, 9): Ему слава во веки веков. Аминь. Слово во Святый и Beлukiй Четвертокъ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Вообще, всякая природа от сущностновидной ее энергии получает наименование. Но на это кто-то может возразить: как же тогда по отношению к триипостасному Божеству? Божество – это имя, но не природу ли саму оно изображает Божию? Нет, но некоторую энергию, то есть промыслительную обо всех и созерцательную, и это нам ясно представлено цитатами из Священного Писания. Предвидение, или промышление, – это природные энергии, а не природы, если же это природы, как ты учишь, то Бог становится сложенным из многих и разных природ. И об этом всем и мы имеем такое же представление и всем другим предлагаем так же мыслить, что у Святой и безначальной Троицы одна сила и энергия, поскольку у Трех воспеваемых нами ипостасей одна природа 1638 . Итак, это – одна сила, одна энергия, и одна слава одной Святой Троицы, которая – одно и едина, многообразно делами засвидетельствованная. Св. Нил Кавасила (Д И. Макаров, Г. И. Беневич) Св. Нил Кавасила (конец XIII в. – март 1363 г.), следующий после св. Григория Паламы митрополит Фессалоникийский (июль 1361 – март 1363 г.), – один из виднейших православных богословов-догма-тистов и полемистов поздневизантийского периода и одна из крупнейших личностей своей эпохи 1639 . Семья Нила была весьма известна в Фессалониках. В эпоху Палеологов ее прославили как богословы св. Нил и более знаменитый в России его племянник св. Николай Квасила 1640 (его мать, сестра Нила, закончила жизнь монахиней в монастыре св. Феодоры в Фессалониках). Нил родился и воспитывался в Фессалониках, которые были в XIV в. вторым по значению городом в империи после Константинополя. Николай Кавасила называл Фессалоники того времени «вторыми Афинами», настолько важным центром духовной культуры и просвещения они тогда были. По свидетельству современников, даже среди многих выдающихся людей Нил выделялся своей необыкновенной эрудицией; отличался он и острым умом и добродетелями. До того как он занял епископскую кафедру, Нил преподавал риторику в Фессалониках и Константинополе. Известно, что в 1337 г. Николай Кавасила отправился в Константинополь, чтобы продолжить образование под руководством дяди.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010