В распоряжении Совета и Правления Академии было 9 премий: одна в 654 р. из процентов с капитала, пожертвованного покойным Высокопреосвященным митрополитом Московским Филаретом по случаю исполнившегося в 1804 году пятидесятилетия Московской Духовной Академии, одна премия в 500 р. из процентов с капитала, поступившего по завещанию покойного митрополита Макария за лучшие сочинения наставников Академии; одна премия в 300 р. из процентов с того же капитала за лучшие магистерские сочинения кандидатов Академии; одна премия в 221 р. и одна в 201 р. из про- —16— центов с капитала, поступившего по завещанию покойного Епископа Курского Михаила, за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию и 4 премии для студентов: одна в 142 руб. из процентов с капитала, пожертвованного Московским протоиереем А.Н. Невоструевым за лучшие кандидатские сочинения, две премии в 100 рублей каждая, из процентов с капитала, поступившего по завещанию митрополита Московского Макария , – за лучшие семестровые сочинения студентов Академии, написанные ими в течение первых трех курсов и одна премия в 32 р. из процентов с капитала, пожертвованного протоиереем Иоанном Орловым, за лучшие успехи в сочинении проповедей. Премия для наставников Академии в 654 руб. была выдана, с утверждения Епархиального Преосвященного, экстраординарному профессору по кафедре греческого языка и его словесности Ивану Н. Корсунскому. На соискание премии покойного митрополита Московского Макария за лучшие сочинения наставников Академии представлено было сочинение ординарного профессора Академии Евгения Е. Голубинского под заглавием: «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра». Это сочинение и удостоено было означенной премии в 500 р. Премия из процентов с того же капитала митрополита Московского Макария в 300 р. за лучшие магистерские сочинения кандидатов Академии присуждена Инспектору Академии, магистру богословия Архимандриту Григорию за сочинение под заглавием: «Третье великое благовестнического путешествие св. Апостола Павла (изъяснение Деян.18:22–21:16 ; Гал.2:11–12 ). – Опыт историко-экзегетического исследования». На соискание премии покойного Преосвященного Епископа Курского Михаила представлено было сочинение экстраординарного профессора Академии Григория А. Воскресенского под заглавием: «Древнеславянский Апостол. Послания Св. Ап. Павла по основным спискам четырех редакций рукописного славянского Апостольского текста, с разночтениями из пятидесяти одной рукописи Апостола XII-XVI вв. Выпуск 1-й. Послание к Римлянам», которое и удо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одна четка-трехсотница с молитвой Пресвятой Богородице о братстве: «Пресвятая Богородице, помоги рабом Твоим». Также мы можем молиться по четкам об упокоении усопших и Святым, к которым чувствуем особое благоговение». Из указанного видно, насколько Старец Паисий был свободен и не связан второстепенными уставными подробностями и правилами. Желая помочь монаху, Старец указал ему определенную меру, однако в отношении сна и пищи четких указаний не дал. Он позволил ему определить количество сна и пищи для себя самому — в соответствии со своими силами и подвижничеством. К той высокой жизни, которой Старец жил сам, он никого не принуждал. Всех людей под одну гребенку подогнать нельзя. В вышеприведенном чине можно легко различить некоторые общие составные части: поклоны, славословие, молитву о живых и об усопших. Наконец, помещаем ниже еще один устав Всенощного бдения, совершаемого монахом келейно, одним. Этот устав Старец дал одному женскому монастырю. Он относится к последним годам его жизни, и главное место в нем занимает молитва о мире.   «4. Чин Всенощного бдения. Свое келейное правило исполняем в начале или в конце Всенощного бдения — на выбор каждого. Начинаем Бдение чтением духовной книги — не очень долгим. Потом совершаем молитвы по четкам следующим образом: Одна четка-трехсотница: « Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Одна четка-сотница: « Радуйся, Невесто Неневестная». Потом: «Слава и ныне. Аллилуйя (3). Слава Тебе, Боже (3). Господи, помилуй (3). Слава и ныне. 50-й псалом. «Под Твою милость… ». Славословие и «Достойно есть».  Во время чтения всех этих псалмов и молитв творим земные поклоны. Продолжаем Всенощное бдение следующим образом: Одна четка-трехсотница: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Одна четка-сотница: « Пресвятая Богородице, спаси мя». Потом, если есть желание, поем молебный канон Пресвятой Богородице. Одна четка-сотница: «Кресте Христов, спаси нас силою твоею». Одна четка-сотница: «Крестителю Христов, моли Бога о мне»  (о том, чтобы Бог даровал нам покаяние).

http://pravmir.ru/249925/

5) За стольником за князем Сергием Владимировичем Долгоруковым, что в Переписных 186 году книгах написано за Боярином Князем Иваном Алексеевичем Воротынским, в селе Ивановском 86 одна церковь Пресвятые Богородицы Казанские; при ней поп Стефан Дементьев 38 лет, дьячек и пономарь. Дани церковные 18 алтын. 6) Лейб-гвардии Преображенского полку за капитаном Васильем Федоровичем Салтыковым, что в Переписных 186 году книгах написано за боярином Петром Михайловичем Салтыковым, в селе Ершове 87 одна церковь Живоначальные Троицы; при ней поп Сидор Иванов 60 лет; дьякон и дьячек. Дани церковные: 33 алтына с деньгою. 7) За окольничим князем Никитою Михайловичем Жировским-Засекиным, что в Переписных 186 г. книгах написано за окольничим Иваном Афонасьевичем Прончищевым, в селе Покровском 88 одна церковь Покрова Пресвятые Богородицы; при ней поп Алексей Тарасов 33 лет, и дьячек. Дани церковные 1 рубль 2 алтына 2 деньги. 8) За стольником князем Иваном княжь Михайловым сыном Ягуповым-Черкаским, что в Переписных 186 году книгах написано за стольником Львом Тологановым, в селе Славкове 89 одна церковь Пр. Александра Свирского Чудотворца; при ней поп Марка Терентьев 60 лет, да дьячек. Дани церковные 22 алтына 5 денег. 9) За князь Алексеем княжь Ивановым сыном Шаховским, что в Переписных 186 году книгах написано за князем Федулом Федоровым сыном Волконским, да за путным клюшником Сергеем Бухиным, да за Прохором Недюревым, в селе Никольском, Фуниково тож 90 , одна церковь Николая Чудотворца; при ней поп Михаил Федоров 47 лет, да дьячек. Дани церковные 28 алтын, 3 деньги. 10) В селе Введенском – Першине 91 одна церковь Входа во храм Пресвятые Богородицы, в вотчине боярина Михаила Петровича Головина; при ней поп Ефрем Михайлов 38 лет, да дьячек. Дани церковные 1 рубль 3 алтына с деньгою. 11) За Савиным монастырем Сторожевского, что в Переписных 186 г. книгах написано за боярынею княгинею Ульяною Ивановною Голицыною, в селе Покровском 92 одна церковь Покрова Богородицы; при ней поп Андрей 37 лет. Дани церковные 17 алтын.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Совершенно четко о единственности Церкви говорит и свт. Климент Александрийский. Церковь одна, потому что отражает Божию природу, а Бог в Своем совершенстве один. Истинная Церковь одна во всех отношениях и своим единством превосходит все и не имеет ничего равного себе. Этим Церковь отличается от ересей, которые получают наименование от имени своего основателя, от народов, которые их исповедуют, от того или иного догмата и тому подобного. «Есть только одна истинная Церковь – та, которой по праву принадлежит и старейшинство; ее чадами и являются все праведные, имеющие твердое намерение оставаться таковыми. Есть только один Бог, один Господь, и поэтому в высшей степени славно и удобоприемлемо все, что проявляет себя как единство, будучи лишь образом этого единого Начала. Итак, исповедуя Единого, Церковь, по самому существу своему, должна быть едина, и разделение ее на бесконечное множество церквей, совершаемое еретиками, есть насилие над ней» . Или в другом месте: «Мы утверждаем, что она (истинная Церковь. – свящ. К. П.) и по сущности своей, и по замыслу, и по происхождению, и по превосходству есть та, первоначальная и Кафолическая Церковь, которая по воле единого Бога, через единого Господа [и Спасителя Иисуса Христа] совокупляет всех предуготованных в единство веры (ср.: Еф. 4, 13 ) – одной веры, утвержденной на особых заветах, а более всего – на одном Завете для всех времен» . В другом месте Климент восклицает: «Один Отец! Одно Слово! Один Дух Святой!.. Одна и единственная Мать-Дева, которую я с радостью называю Церковью» . Иларий Пиктавийский (IV в.) пишет: «Церковь, Богом учрежденная и укрепленная апостолами, едина для всех… Она опровергает все заблуждения тем самым, что она единственна и в себе самой едина» . «Бог один, – пишет св. Киприан Карфагенский, – и один Христос, одна Церковь Его, и вера одна, и один народ, совокупленный в единство Тела союзом согласия» . «Со всякой долины собран кафолический народ. Это не несколько религиозных собраний, а одно религиозное общество (congregatio), одна Церковь» , – так говорит свт. Амвросий Медиоланский.

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

   И вновь скажем так: если одна природа Божества Христова и плоти Его, а природа Отца и Христа едина, одна природа будет у Отца и плоти.    И опять-таки: как вы исповедуете различие природ? Ведь различие вводит по меньшей мере две различающихся природы, или ипостаси, или одну ипостась, которая изменяется и преобразуется по отделяемому привходящему признаку. То, что вы не имеете в виду различие ипостасей, применительно к Христу ясно. Ясно и то, что (речь не идет) и об отделяемом признаке, — ведь не говорите же вы, что Он иногда бессмертный, а иногда смертный, из бессмертия перешедший в смертность, как мы из болезни в здоровье. Итак, остается вам говорить о различии природ, что вы и признаете, и, вначале исповедовав различие природ, исповедатьи те природы, между которыми есть различие, — ведь если нет сущностей, не будет и сущностных различий. Если же одна природа, как и одна ипостась у Христа, почему, говоря о различии природ, вы не говорите и о различии в Нем ипостасей? Почему, утверждая, что Христос из двух природ, вы не говорите, что Он и из двух ипостасей?    Если Христос одной сложной природы, Он не единосущен Отцу — ведь Отец простой природы. Простое же и сложное не единоосущны. Если Христос по одной и той же сущности единосущен Отцу и единосущен нам, то Отец и мы окажемся одной природы. Если Христос одноприроден и единосущен Отцу, Который простой природы, но имеет и сложную природу, то у Него будет две природы — одна простая, а другая сложная.    Если, по-вашему, природа и ипостась тождественны, то, поскольку три ипостаси Божества, будут у Него и три природы, или, поскольку одна природа, будет и одна ипостась.    Если вы говорите, что одно дело общая природа, и иное та, что усматривается в неделимом существе, которую вы и называете частной, то вам необходимо признать, что не только Христос, но и Отец, и Дух Святой имеют две природы, одну простую и одну сложную.    Если несотворенно и безначально Божество, а человечество тварно и имеет начало, то как безначальное и начавшееся будут одной природы?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот главное правило, которого должно держаться касательно канонических книг: «Книги, принятые всею вселенскою Церковью , должны быть предпочитаемы не принятым некоторыми из Церквей; книги, принятые не всеми, но принятые многими и важнейшими Церквами, должны быть предпочитаемы принятым не многими и притом не столь важными Церквами». Но, если бы нашлось, что одни из книг принимаются множайшими, а другие – важнейшими Церквами, хотя это нелегко может случиться, то такие книги, по моему мнению, должно почитать за Писания одинакового достоинства. 13) Весь Канон Писания, которым должно преимущественно заниматься, составляют следующие книги: пять книг Моисеевых – Бытия, Исход, Левит, Чисел, Второзакония; одна книга Иисуса Навина, одна Судей; одна небольшая, известная под именем книги Руфь, которая, кажется, служит началом книги Царств; далее, четыре книги Царств и две книги Паралипоменон, составляющие не продолжение, а повторение и дополнение событий, изложенных в книгах Царств. Все доселе исчисленные книги содержат в себе Историю, излагающую события и предметы в их связи и в хронологическом порядке. Но, кроме оных, есть книги, которые не имеют подобного порядка и взаимной между собою связи. Таковы: книги Иова, Товита, Есфири, Юдифь, две книги Маккавейские и две Ездры, которые, кажется, суть продолжение Истории, заключающейся в книгах Царств и Паралипоменон. Потом книги Пророческие, между коими одна книга Псалмов Давидовых и три книги Соломона, а именно, книга Притчей, Песнь песней и Екклесиаст, еще две книги, из коих одна известна под именем Премудрости, а другая под именем Екклезиастика. Написание сих двух последних книг приписывают иные, по некоторому сходству в слоге, Соломону, но более постоянное мнение относительно сего то, что их написал Иисус Сирах (в дальнейшем Августин переменил свое мнение о писателе книги Премудрости и перестал приписывать ее Сираху (Пересмотры, 2, 4, 2); как бы то ни было, только они, как заслужившие уважение от Церкви, должны быть отнесены к числу книг Пророческих. Прочие книги суть собственно Пророческие и, во-первых, двенадцати Пророков, коих книги в списке находятся все вместе, ибо никогда и не были отделяемы, а потому и почитаются как бы за одну книгу. Имена самих Пророков, написавших оные суть: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. Затем четыре книги Пророческих больших: Пророка Исайи, Иеремии, Даниила и Иезекииля. Все сии сорок четыре книги составляют Ветхий Завет . Книги же Нового Завета суть следующие: четыре книги Евангелия – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; четырнадцать Посланий Апостола Павла, а именно: к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесеям, к Филиппийцам, два к Фессалоникийцам, к Колоссянам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям; потом два послания Апостола Петра, три Иоанна, одно Иуды, одно Иакова; одна книга Деяний Апостольских, и, наконец, одна книга Откровения Иоаннова (Апокалипсис).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

После решительного опровержения манихейской системы, православный излагает учение Церкви о зле и его происхождении. Вечная субстанция неизменяема; разумно сотворенное изменяемо, потому что свободно. Добродетель, это -оставаться в границах своей природы, быть добрым и повиноваться Творцу, как Он сам желает этого. Вследствие свободы диавол изменился, потому что он стремится к большему, но не правильным образом. Так как в своем существовании диавол стоит в безусловной зависимости от Бога, то Бог мог уничтожить его, но Он не сделал этого и оставил ему бытие. Диавол пал без искушения, поэтому у него нет возможности к покаянию. Человек, напротив, имеет и находит прощение, потому что он был искушаем. Хотя Бог предвидел падение диавола, тем не менее Он создал его, ибо желал уделить ему от Своей природы хотя бы бытие. Бытие – низшая ступень добра, небытие – абсолютное зло. Добродетель есть благо и вместе с тем вечное бытие. Зло есть ничто. Оно существует только до той поры, пока продолжается злое направление воли. Бог в загробной жизни не наказывает никого, но каждый сам делает себя или способным к участию в божественной жизни, или нет. Участие в ней – блаженство, лишение ее – наказание. О Св. Троице Это сочинение содержит учение Иоанна Дамаскина о Св. Троице и более подробное выяснение важнейших вопросов христологии. Одна природа, одна воля, одна сила – в трех ипостасях Св. Троицы. Во Христе же, напротив, две природы – в одной ипостаси. По Божеству от вечности от Отца рожденный, Он в последнее время непостижимым образом родился от Девы Марии без нарушения ее девственности. Так как Он – Сын Божий, то только Он, а не Отец, и не Дух Святой сделался Сыном Человеческим. Его личная особенность есть сыновство. Отец и Сын не образуют двух принципов, но они непосредственно связаны друг с другом. Единение обеих природ во Христе произошло без их смешения. Сын есть образ Божества; премудрость, которая все содержит; сила, которая все сотворила. Дух Святой имеет свое бытие от Бога и чрез Сына является людям, как совершенный образ Сына и жизнь, первопричина живущего, святой источник и т. д. Отец находится над всем и заключается во всем. Сын существует во всем. Это есть совершенная Троица, в которой ничего сотворенного или конечного. Отцу никогда не недостает Сына, Сыну никогда не недостает Духа. Троица есть неизменна. Суть три лица, но один образ, три формы, но одно выражение, три ипостаси, но одно божество, три ипостаси, но одна сущность, три деятельности, но одна благодать, три познания. но одна слава, три имени, но одно исповедание; три исповедания, но одна вера. Бог есть незаходимый, непостижимый и неизреченный свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

§ 6. Каждое действие Церкви, направляемое Духом Святым, духом жизни и истины, представляет совокупность всех его даров - веры, надежды и любви; ибо в Писании проявляется не одна вера, но и надежда Церкви и любовь Божия, и в деле богоугодном проявляется не любовь одна, но и вера, и надежда, и благодать, и в живом предании Церкви, ожидающей венца и совершения своего от Бога во Христе, проявляется не надежда одна, но и вера, и любовь. Дары Духа Святого неразрывно соединены в одном святом и живом единстве; но как богоугодное дело наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит вере, и неложно называется исповедание Церкви исповеданием или Символом Веры. Посему должно понимать, что исповедание, и молитва, и дело суть ничто сами по себе, но разве как внешнее проявление внутреннего духа. Поэтому еще не угоден Богу ни молящийся, ни творящий дела, ни исповедующий исповедание Церкви, но тот, кто творит и исповедует, и молится по живущему в нем Духу Христову. Не у всех одна вера или одна надежда, или одна любовь; ибо ты можешь любить плоть, надеяться на мир и исповедовать ложь; можешь также любить, надеяться и веровать не вполне, а отчасти; и Церковь называет твою надежду надеждою, твою любовь любовью, твою веру верою, ибо ты их так называешь, и она с тобой о словах спорить не будет; сама же она называет любовь и веру, и надежду дарами Духа Святого и знает, что они истинны и совершенны. § 7. Святая Церковь исповедует веру свою всею жизнью своею: учением, которое внушается Духом Святым, таинствами, в которых действует Дух Святой, и обрядами, которыми он же управляет. По преимуществу же, исповеданием веры называется символ Никео-Константинопольский. В символе Никео-Константинопольском заключается исповедание учения церковного, но дабы ведомо было, что и надежда Церкви от ее учения нераздельна, используется также и надежда ее, ибо говорится чаем , а не просто веруем, что будет. Символ Никео-Константинопольский, полное и совершенное исповедание Церкви, из которого она ничего исключить и к которому ничего прибавить не позволяет, есть следующий: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/08/...

6. Каждое действие Церкви, направляемое Духом Святым, Духом жизни и истины, представляет совокупность всех его даров – веры, надежды и любви, ибо в Писании проявляется не одна вера, но и надежда Церкви и любовь Божия, и в деле богоугодном проявляется не любовь одна, но и вера, и надежда, и благодать, и в живом Предании Церкви, ожидающей венца и совершения своего от Бога во Христе, проявляется не надежда одна, но и вера, и любовь. Дары Духа Святого неразрывно соединены в одном святом и живом единстве; но как богоугодное дело наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит любви, как богоугодная молитва наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит вере, и неложно называется исповедание Церкви исповеданием, или Символом Веры . Поэтому должно понимать, что исповедание, и молитва , и дело суть ничто сами по себе, но разве как внешнее проявление внутреннего Духа. Потому еще не угоден Богу ни молящийся, ни творящий дела, ни исповедующий исповедание Церкви, но тот, кто творит и исповедует, и молится по живущему в нем Духу Христову. Не у всех одна вера или одна надежда, или одна любовь, ты можешь любить плоть, надеяться на мир и исповедовать ложь; можешь также любить, надеяться и веровать не вполне, а отчасти; и Церковь называет твою надежду надеждой, твою любовь любовью, твою веру верой, ибо ты их так называешь, и она с тобой о словах спорить не будет; сама же она называет любовь и веру, и надежду дарами Духа Святого и знает, что они истинны и совершенны. 7. Святая Церковь исповедует веру свою всей жизнью своей: учением, которое внушается Духом Святым, таинствами, в которых действует Дух Святой, и обрядами, которыми Он же управляет. По преимуществу же, исповеданием веры называется символ Никео-Константинопольский. В символе Никео-Константинопольском заключается исповедание учения церковного, но дабы ведомо было, что и надежда Церкви от ее учения нераздельна, исповедуется также и надежда ее, ибо говорится чаем, а не просто веруем, что будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

(2) Итак, спросим еретиков: говоря, что Христос из двух природ, о каких природах вы говорите? Они ответят: о Божества и человечестве. Затем скажем: а как, говоря, что Христос в Божестве и человечестве, вы отрицаете, что Он в двух природах? Ведь они не могут ответить, что Христос не в Божестве и человечестве, Снова спросим их: одна сложная природа Христа или две? И скажут: одна сложная. Затем мы говорим: простое и сложное единосущны? И они не могут сказать, что единосущны простое и сложное. Тогда говорим: стало быть, если Христос одной сложной природы из Божества и человечества, то Он не единосущен Отцу -ведь Отец не сложной природы из Божества и человечества, но простой. Но Он не будет единосущен и Матери – ведь и Мать не сложена из Божества и человечества. Мы же, говоря, что Христос одна ипостась в двух природах в Божестве и человечестве, утверждаем, что по Божеству Он единосущен Отцу, а по человечеству единосущен Матери, и не разделяем Его, говоря об одной ипостаси, и не сливаем, исповедуя две соединенных природы. И вновь скажем так: если одна природа Божества Христова и плоти Его, а природа Отца и Христа едина, одна природа будет у Отца и плоти. И опять-таки: как вы исповедуете различие природ? Ведь различие вводит по меньшей мере две различающихся природы, или ипостаси, или одну ипостась, которая изменяется и преобразуется по отделяемому привходящему признаку. То, что вы не имеете в виду различие ипостасей, применительно к Христу ясно. Ясно и то, что [речь не идет] и об отделяемом признаке, – ведь не говорите же вы, что Он иногда бессмертный, а иногда смертный, из бессмертия перешедший в смертность, как мы из болезни в здоровье. Итак, остается вам говорить о различии природ, что вы и признаете, и, вначале исповедовав различие природ, исповедать и те природы, между которыми есть различие, – ведь если нет сущностей, не будет и сущностных различий. Если же одна природа, как и одна ипостась у Христа, почему, говоря о различии природ, вы не говорите и о различии в Нем ипостасей? Почему, утверждая, что Христос из двух природ, вы не говорите, что Он и из двух ипостасей?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010