Каждое действие Церкви, направляемое Духом Святым, духом жизни и истины, представляет совокупность всех его даров - веры, надежды и любви; ибо в Писании проявляется не одна вера, но и надежда Церкви, и любовь Божия, и в деле богоугодном проявляется не любовь одна, но и вера, и надежда, и благодать, и в живом предании Церкви, ожидающей венца и совершения своего от Бога во Христе проявляется не надежда одна, но вера и любовь. Дары Святого Духа неразрывно соединены в одном святом и живом единстве: но как богоугодное дело наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит как богоугодная молитва наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит вере и неложно называется исповеданием Церкви исповеданием или Символом Веры. Поэтому должно понимать, что исповедание, и молитва, и дело суть ничто сами по себе, но разве как внешнее проявление внутреннего духа. Поэтому еще не угоден Богу ни молящийся, ни творящий дела, ни исповедающий исповедание Церкви, но тот, кто творит, и исповедует, и молится по живущему в нем духу Христову. Не y всех одна вера, или одна надежда, или одна любовь, ибо ты можешь любить плоть, надеяться на мир и исповедовать ложь; можешь также любить, надеяться и веровать не вполне, а отчасти; и Церковь называет твою надежду надеждой, твою любовь любовью, твою веру верой, ибо ты их так называешь, и она с тобой о словах спорить не будет; сама же она называет любовь, и веру, и надежду дарами Духа Святого и знает, что они истинны и совершенны. 7. Символ веры Святая Церковь исповедует веру свою всей своей жизнью: учением, которое внушается Духом Святым, таинствами, в которых действует Дух Святой, и обрядами, которыми Он же управляет. По преимуществу же исповеданием веры называется Символ Некео-Константинопольский (или просто символ веры). В символе веры заключается исповедание учения церковного; но чтобы было ведомо, что и надежда Церкви от ее учения нераздельна, исповедуется также и надежда ее: ибо говорится " чаем, " (ожидаем) а не просто веруем, что будет.

http://zavet.ru/a/rss_1283256397.html

(37) Если ваша сложная природа совсем не единосущна ни Отцу, ни Матери, а Христос есть целое, то Христос, поскольку Он Христос, не единосущен никому. А раз так, то если Он кому-либо единосущен, Он не есть Христос. Значит, обязательно одно из двух: или, будучи единосущным Отцу, Он не есть Христос – или, будучи Христом, Он не единосущен Отцу. (38) Сложное составляется из противоположностей, а сущности, согласно физикам 98 , ничего не противоположно. Итак, невозможно, чтобы была сущность, сложная из сущностей. (39) Природы или сущности образуются сущностными различиями. Итак, если одна природа составлена из Божества и человечества, то Божество и человечество будут не природами, а сущностными различиями. (40) То, что имеет общую природу, есть непременно разноипостасное, а то, что имеет общую ипостась – разносущное. Стало быть, или, называя Божество и человечество Христа одной природой, говорите об одной и другой ипостаси – или, говоря, что они принадлежат одной ипостаси, исповедуйте две природы. (41) Раз вы говорите об одной природе Божества Христова и Его плоти, то скажите нам, какою природою пострадал Христос? «Ясно, что сложной», – скажете вы. Ведь утверждая, что она одна, вы по необходимости припишете ей и страдания, и будет у вас страстным и Божество Христово, и человечество. (42) Философское рассуждение обычно ставит вопрос о количестве прежде вопроса о качестве, и это обосновано тем, что там, где есть качество, обязательно обнаруживается и количество – «ибо различие есть различие различающихся» 99 . Так как же, говоря о различии сущностных качеств, вы не признаете исчисления сущностно различающихся [начал]? (43) Если есть одна сложная природа Христова, то она либо только страстна, либо только бесстрастна, либо страстно-бесстрастна, либо одновременно и то, и другое. Или же она изменчива и иногда страстна, а иногда бесстрастна, или часть ее страстна, а часть бесстрастна. Итак, выбирайте какое хотите из нечестии. Ведь если она только страстна, то Христос не Бог. Если же только бесстрастна, то Он не человек. А если иногда страстна, а иногда бесстрастна, то она и то, и другое не по природе, а скорее по привходящему признаку, потому что присущее по природе не изменяется. Если же часть ее страстна, а часть бесстрастна, и каждая есть то, что она есть, по природе, то эти части не одинаковой природы, и, таким образом, Христос окажется двумя природами, которые не суть одна природа, но одна сложная ипостась из двух природ, в двух природах и две природы. Ибо невозможно назвать ту же самую природу вместе и страстной и бесстрастной, потому что одна и та же природа не может принимать противоположные сущностные отличия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Лишь только прибыло тело святого угодника в Бари, как от него стали получаться многочисленные исцеления. Всякие недужные – хромые, слепые, глухие, бесноватые – чрез прикосновение к мощам получали исцеление. По сказанию современника события – западного историка Никифора, в первую ночь по прибытии мощей и на следующий день исцелилось сорок семь человек различного пола и возраста. В числе их были: один из знатнейших горожан и один армянин, имевший левый бок совсем высохшим, три лунатика, один глухонемой, двое сухоруких, два горбатых младенца, трое слепых, некий сухорукий и хромой пизанец и много других, которых всех долго было бы перечислять. На третий день исцелилось в монастыре еще девять недужных: один младенец сухорукий с бельмом на глазу, одна нищая глухая и хромая на обе ноги, младенец бесноватый, армянская девочка бесноватая, одна женщина ювенатянка, совсем сухая, другая женщина, страдавшая тяжким недугом, одна женщина лунатичная и расслабленная и один странник сухорукий и слепой. В тот же день, после перенесения святого тела на Катапанский двор, исцелилось еще четырнадцать человек. На четвертый день исцелилось двадцать девять недужных, сперва – некая бесноватая, вся сухая, из деревни, называемой Терлициус, некая девица из города Битунто, женщина из города Аскуло и бесноватая из города Таранто, три лунатика, два слепых, одна горбатая и одна из города святого Вита (что под крепостью горы Скагиоза), которая ежедневно множество раз падала тяжко, мучимая почти до смерти. «Быв тщательно расспрошена мной, – пишет Никифор, видевшим, как она была здорова, – она сказала, что на нее налетел один большой ястреб, сел на грудь ее и, распростерши крылья, накрыл ее. Когда он отлетал, вдруг разнесся такой приятный запах, что она думала, что находится в раю. То же самое показали и другие исцелившиеся». «Отсюда несомненно надобно верить, – говорит Никифор, – что это был Ангел святого Исповедника, ежедневно стерегущий тело». Также исцелилась одна девица из Бара, страдавшая чрезмерной болью в коленях, и многие другие. На пятый день святитель Николай открыл себя в видении одному почтенному монаху и приказал ему сказать всем, чтобы не отчаивались относительно исцелений, ибо он по воле Бога Всемогущего отправится в Грецию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Она напрочь отбрасывает всякое желание, всякое чувство, всякий порыв, чуждый любви к Богу, как нечто презренное и недостойное ее. О, как сильно возносится в небеса возлюбившая Бога душа, несомая любовью Божией! Подобно легкому облаку, эта любовь овладевает душой и несет ее к вечному источнику любви, наполняя ее светом, который никогда не гаснет. Такая душа радуется непрестанно, она испытывает ликование, она играет пред Богом, ибо пребывает в покое любви Господней, как на поверхности тихих вод. Никакая печаль мира сего не может нарушить мир и покой ее, никакая грусть не в состоянии лишить ее радости. Любовь возносит к небесам возлюбившую Бога душу. Изумленная, она ощущает себя отрешенной от своих телесных чувств, от самого тела своего. Полностью предавая себя Богу, она забывает саму себя и говорит: «Господи, когда я приду к Тебе и когда я увижу Твое лицо?» О, любовь, наполни мое сердце добром и ликованием. Соделай его обиталищем Пресвятого Духа. Воспламени его божественным пламенем, дабы его жалкие страсти сгорели и оно осветилось, воспевая тебе непрестанную хвалу. Наполни мое сердце нежностью твоей любви, дабы любил я одного лишь сладчайшего Иисуса, Христа Господа моего и чтобы я пел Ему бесконечную песнь от всей души моей, от всего сердца моего, изо всех сил моих. Аминь! О Православной Церкви Будучи Царем, Господь наш Иисус Христос создал на земле Царствие небесное сразу после своего Вознесения... Его Царство на земле – это Его Церковь ... Тот, кто не является членом Церкви, находится вне Царства Христова и лишен чести быть Его сыном... Существует лишь одна Церковь , видимая Христова Церковь . В качестве божественного учреждения Церковь направляется Духом Святым; Он пребывает в ней и делает ее «столпом и утверждением Истины» ( 1Тим. 3:15 ). Именно Церковь хранит в чистоте и неизменности апостольское учение. Лишь она одна может привести к истине, быть единственным непреложным судьей, способным высказываться по поводу спасительных истин учения, открытого нам Богом... Одна лишь Церковь решает вопрос о достоверности и авторитете Священного Писания . Лишь она одна гарантирует и тщательно охраняет в своем лоне чистыми и неизменными Предание и апостольское учение. Только Церковь ведет ко Христу верующих в него и дает им верное понимание Священного Писания. Она одна охраняет своих чад на их пути ко спасению. Лишь она одна с уверенностью ведет их ко спасению. Вне Церкви, – этого Ноева ковчега, нет никакого спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Таковы слова Божии: они творят дела, дивные и чудные. Некогда Он сказал: Да прорастит земля былие травное ( Быт.1:11 ), – и всё тотчас стало садом; вняв повелению, земля покрылась лугами и бесчисленными растениями. Так и ныне Он изрек: Созижду Церковь Мою, – и всё это свершилось с великой легкостью». Церковь – тело, Богочеловеческое Тело; в этом теле – одно сердце, Богочеловеческое сердце, одна душа – Богочеловеческая душа, одна совесть – Богочеловеческая совесть, одна вера – Богочеловеческая вера, одна любовь – Богочеловеческая любовь, одна жизнь – Богочеловеческая жизнь. Для чего? – Дабы каждый соощущал всеми и все каждым, дабы каждый жил во всех и все в каждом. Нет для человека более близкого родства, нежели родство в Церкви, где одно сердце и одна душа (ср. Деян.4:32 ). В Церкви соборно всё: и жизнь, и бессмертие, и вечность, и богочеловечность. И каждый член Церкви участвует в этой соборной Богочеловеческой жизни Церкви по мере своей доброй воли, облагороженной и освященной святыми таинствами и святыми добродетелями. Об этом святой Златоуст благовествует: « Церковь есть Тело; имеет оно глаза, имеет и голову. Если пяту уколет терние, глаз преклоняется вниз, потому что он – член тела, и не говорит: “Я восседаю на высоте и не забочусь о низшем члене”; напротив, глаз преклоняется, оставляя свою высоту. Ибо что ниже пяты или превосходнее глаза? – Однако это неравенство исправляется состраданием, и всё объединяется любовью. Так поступай и ты: если ты расторопен и прилежен, но имеешь брата, не способного следовать за тобой по пятам, то пусть твой глаз нагнется к пяте и проявит сочувствие к хромлющему члену, дабы по причине своей медлительности и твоей быстроты не остался он без помощи. Ты богат? Радуюсь и восхищаюсь; но твой брат беден – да не останется он не обогащенным твоим богатством». В Христовой Церкви все мы взаимосвязаны одной богочеловеческой жизнью как составные части единого тела, Богочеловеческого Тела Церкви: святые с грешными, праведные с неправедными, кающиеся с нераскаянными – служа друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вера – Надежда – Любовь § 6. Каждое действие Церкви, направляемое Духом Святым, духом жизни и истины, представляет совокупность всех его даров – веры, надежды и любви; ибо в Писании проявляется не одна вера, но и надежда Церкви и любовь Божия, и в деле богоугодном проявляется не любовь одна, но и вера и надежда и благодать, и в живом Предании Церкви, ожидающей венца и совершения своего от Бога во Христе, проявляется не надежда одна, но, и вера, и любовь. Дары Духа Святого неразрывно соединены в одном святом и живом единстве; но как богоугодное дело наиболее принадлежит любви, как богоугодная молитва наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит вере и неложно называется исповедание Церкви исповеданием или Символом Веры . Посему должно понимать, что исповедание и молитва и дело суть ничто сами по себе, но разве как внешнее проявление внутреннего духа. Поэтому ещё не угоден Богу ни молящийся, ни творящий дела, ни исповедующий исповедание Церкви, но угоден тот, кто творит и исповедует и молится по живущему в нём духу Христову. Не у всех одна вера или одна надежда или одна любовь: ибо ты можешь любить плоть, надеяться на мир и исповедовать ложь; можешь также любить, надеяться и веровать не вполне, а отчасти; и Церковь называет твою надежду надеждой, твою любовь любовью, твою веру верой; ибо ты их так называешь, и она с тобой о словах спорить не будет; сама же она называет любовь и веру и надежду дарами Духа Святого и знает, что они истинны и совершенны. Символ веры § 7. Святая Церковь исповедует веру свою всею жизнью своею; учением, которое внушается Духом Святым, таинствами, в которых действует Дух Святый, и обрядами, которыми Он же управляет. По преимуществу же, исповеданием веры называется символ Никео-Константинопольский. В символе Никео-Константинопольском заключается исповедание учения церковного; но дабы ведомо было, что и надежда Церкви от её учения нераздельна, исповедуется также и надежда её: ибо говорится чаем, а не просто веруем, что будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Иными словами, Максим считал, что сам текст послания Гонория Сергию достаточно красноречиво свидетельствует в пользу такого толкования, какое предлагает он, а не такого, какое монофелиты. Максим выдвигает и другие аргументы в пользу этого, не отрицающего человеческой воли и энергии во Христе, понимания мысли Гонория, в частности, свидетельство римского пресвитера Анастасия, общавшегося в Риме с секретарем Гонория Иоанном, который участвовал в составлении послания папы и засвидетельствовал Анастасию именно такое понимание его самим Гонорием 57 . Но сейчас нас интересуют не столько эти детали, сколько сам факт того, что в этот период, начиная с обсуждения Псифоса, и, по крайней мере, до времени написания упомянутого сочинения, адресованного Марину, т. е. как минимум 7 лет – а возможно, и 9, поскольку, как мы увидим, смена позиции засвидетельствована не ранее 643 г., – Максим признавал возможным (и как станет ясно из следующего раздела, даже необходимым) вести речь не только о двух, но и об одной энергии. Так, он писал в ТР 20, толкуя выражение «одна энергия» патриарха Анастасия Антиохийского и других отцов: «Этот – и иной, какой ни есть, признанный, т. е. божественный – отец мыслит... что у Христа и одна энергия, и две; первое – обращая внимание на соединение соответствующих природе энергий (как, конечно, и природ), а второе – на их сущностное различие» (Ibid. PG 91 233А-В) 58 . Основываясь на нашем разборе Трудностей к Фоме 5, мы хотим в этой связи обратить внимание на одно незамеченное исследователями обстоятельство. Все высказывания Максима о возможности и необходимости выражений «одна» и «две энергии» имеют смысл, только если считать, что они относятся к одному из двух обнаруженных нами выше родов Богомужнего действия, – а именно к тому, в котором плоть Христова проявлялась в соответствии с тропосом всецелого обожения 59 . В Трудностях к Фоме, и как мы увидим, в произведениях, написанных после 643 г., Максим подчеркивал, что это не единственный тропос действия человеческой природы во Христе. Однако в 640–642 гг., столкнувшись с необходимостью истолковать выражения «одна энергия» и «одна воля», встречающиеся у почитаемых отцов и учителей Церкви (не говоря уже о необходимости защитить послание папы Гонория от перетолкования в духе Экфесиса), Максим, в основном, говорит о единении Божества и человечества в обожении последнего. Но и здесь Максим подчеркивает, что это – единение двух природных энергий, а выражение «одна воля» из послания Гонория толкует в смысле схождения двух природных воль.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   Она напрочь отбрасывает всякое желание, всякое чувство, всякий порыв, чуждый любви к Богу, как нечто презренное и недостойное ее.    О, как сильно возносится в небеса возлюбившая Бога душа, несомая любовью Божией! Подобно легкому облаку, эта любовь овладевает душой и несет ее к вечному источнику любви, наполняя ее светом, который никогда не гаснет.    Такая душа радуется непрестанно, она испытывает ликование, она играет пред Богом, ибо пребывает в покое любви Господней, как на поверхности тихих вод. Никакая печаль мира сего не может нарушить мир и покой ее, никакая грусть не в состоянии лишить ее радости.    Любовь возносит к небесам возлюбившую Бога душу. Изумленная, она ощущает себя отрешенной от своих телесных чувств, от самого тела своего. Полностью предавая себя Богу, она забывает саму себя и говорит: «Господи, когда я приду к Тебе и когда я увижу Твое лицо?»    О, любовь, наполни мое сердце добром и ликованием. Соделай его обиталищем Пресвятого Духа. Воспламени его божественным пламенем, дабы его жалкие страсти сгорели и оно осветилось, воспевая тебе непрестанную хвалу.    Наполни мое сердце нежностью твоей любви, дабы любил я одного лишь сладчайшего Иисуса, Христа Господа моего и чтобы я пел Ему бесконечную песнь от всей души моей, от всего сердца моего, изо всех сил моих. Аминь! О Православной Церкви    Будучи Царем, Господь наш Иисус Христос создал на земле Царствие небесное сразу после своего Вознесения... Его Царство на земле — это Его Церковь... Тот, кто не является членом Церкви, находится вне Царства Христова и лишен чести быть Его сыном... Существует лишь одна Церковь, видимая Христова Церковь.    В качестве божественного учреждения Церковь направляется Духом Святым; Он пребывает в ней и делает ее «столпом и утверждением Истины» (1 Тим. 3:15). Именно Церковь хранит в чистоте и неизменности апостольское учение. Лишь она одна может привести к истине, быть единственным непреложным судьей, способным высказываться по поводу спасительных истин учения, открытого нам Богом... Одна лишь Церковь решает вопрос о достоверности и авторитете Священного Писания. Лишь она одна гарантирует и тщательно охраняет в своем лоне чистыми и неизменными Предание и апостольское учение. Только Церковь ведет ко Христу верующих в него и дает им верное понимание Священного Писания. Она одна охраняет своих чад на их пути ко спасению. Лишь она одна с уверенностью ведет их ко спасению. Вне Церкви, — этого Ноева ковчега, нет никакого спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

12) За Савиным монастырем Сторожевского в селе Игнатьеве 93 одна церковь Входа во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа; при ней поп Михайло Никитин 51 года. Дани церковной 1 рубль 4 алтына 2 деньги. 13) Савина монастыря Сторожевского в селе Оксиньине 94 одна церковь Николая Чудотворца; при ней поп Иоаким 37 лет, дьякон Кирил 32 лет, Никитины; да дьячек. Дани церковной 1 рубль 4 алтына с деньгою. 14) Савин монастырь В нем: архимандрит Селивестр 56 лет; судебный старец Кирилл 55 лет; иеромонахов 5-ть: Георгий (55 л.), Вавило (49 л.), Селивестр (57 л.), Лаврентий (32 л.), Пафнутий (72 л.); иеродиаконов 6-ть: Гедеон (30 л.), Кирилл (32 л.), Дионисий (46 л.), Яков (50 л.), Трифилий (27 л.), Варлаам (24 л.); синодальный иеродиакон Леонтий (80 л.); крылошан – старцев 9 человек: Митрофан (49 л.), Сергий (32 л.), Авель (24 л.), Мелентий (50 л.), Пахомий (70 л.), Мартирий (66 л.), Леонтий (45 л.), Аникий (30 л.), Иосиф (50 л.); пономарей 3, старцы: Дорофей (36 л.), Трифилий (35 л.), Парамон (25 л.); житеной старец Антоний (40 л.); хлебодарь старец Лукьян (50 л.); чашник старец Иларион (68 л.); старцев разных служб 11 человек; хлебенные и поваренные старцы 8 человек; больничные: строитель иеромонах Нектарий (69 л.), иеромонахов 2-е: Клеоник (50 л.), Герман (60 л.), 24 старца; часовенный старец Иосиф (53 л.). Примеч. Под именем старцев здесь разумеются все постриженные в монашество. 15) В подмонастырской слободе одна церковь св. Николая Чудотворца 95 , Савина монастыря, в Стрелецкой слободе. При ней поп Василий Степанов 50 л., да дьячек. Дани 1 рубль 13 алтын 2 деньги. 16) Савина Сторожевского монастыря село Луцино 96 , одна церковь Св. Николая Чудотворца, при ней поп Василий 32 лет, да дьячек. Дани церковной 1 рубль, 22 алтына 4 деньги. 17) Савина Сторожевского монастыря село Каринское 97 , а в нем одна церковь во имя Рождества Христова; при ней поп Василий 32 лет, да дьячек. Дани 1 рубль 15 алтын. 18) Живоначальные Троицы за Сергиевым монастырем в селе Кляпове 98 одна церковь Николая Чудотворца; при ней поп Иван Гаврилов 44 л., да дьячек. Дани 1 рубль, 5 алтын 5 денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Каждая молитва - разве это не лестница для души на небо? Какое может быть уныние, - когда есть святая литургия! 91. Святая евхаристия. Святое благодарение за воплощение Господа Иисуса Христа, за преображение, за воскресение, за вознесение, за крестную жертву, - за всю жизнь Богочеловека: одна единственная жертва постоянно приносится, повторяется ради нашего вохристовления и охристовления. 92. Святой Варсонуфий Великий: " Если человек не имеет терпения, он не войдет в жизнь вечную " . 93. Кафоличность - Соборность. Антропология Богочеловеческой церкви: церковь одна только знает, что необходимо человеку на земле и на небе, ибо она - Христос, Который знает, что в человеке, из чего человек и для чего человек (Ин.2:25). Ибо только Богочеловек - Творец человека как Бог Слово знает, что есть человек, из чего и для чего он. А такого человека знает и церковь, знает Христом и спасает от греха, который повсюду тот же, в каждом тот же; спасает его от смерти, которая везде одна и та же; и от дьявола, - спасает святостью от греха, воскресением - от смерти, Богом - от дьявола. 94. Евхаристическая соборность. " Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы " . Любовь - богочеловеческая, обогочеловечивающая сила. Ею осуществляется богочеловеческая соборность. Это молитвенно и всесторонне переживается на св. евхаристии. Богочеловеческая любовь связывает нас " со всеми святыми " ; " союз совершенства " связывает нас со всеми богообразными, устремленными ко Христу душами, связывает нас с Господом Христом, Богочеловеком на всю вечность. В Нем альфа и омега Богочеловеческой соборности, святой и троичной. 95. Современный экуменизм: все зиждется на предположении, на гуманическом предположении того, что церковь не одна, но многие. Как будто бы церковь разделилась. Но она не может разделиться, от нее можно только отпадать и падать. Ибо Церковь - это Богочеловеческий организм, Богочеловеческое Тело, Богочеловеческая Личность, и потому она всегда одна, на небе и на земле одна. В этом ее вселенскость, экуменизм .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010