Когда вечерний воздух наполнялся звонами монастырских колоколов, возвещавших об окончании службы в храме, бригада строителей шла на ужин. Всем рабочим здесь нравилось. Довольны были начальством, питанием и зарплатой. Среди рабочих был и мой знакомый Геннадий — приветливый, словоохотливый мужчина средних лет. Имея под Москвой семью, он ежегодно расставался с ней на время отпуска и приезжал восстанавливать Пюхтицкий монастырь. Однажды я попросил его вырезать мне стекло для иконы. Геннадий тут же исполнил мою просьбу. Я поблагодарил его, пожелал здоровья и спасения. От последнего слова Геннадий как-то встрепенулся, словно что-то проснулось в его душе, и, сев на верстак, завел со мной разговор о Боге. - Я верю, что Бог есть, хотя дорога к Нему для меня сокрыта в тумане. Хочу рассказать Вам один необычный случай из своей жизни. Давно это было. Однажды зимой еду я лесом в свою деревню. Вдруг слышу от старой ели голос: “Время пришло, а Марии нет”. Решил я, что мне померещилось, но голос дважды повторил странную фразу. Я повернул голову в сторону говорившего. Никого не было видно, только снег пушистым одеялом закрывал ветви ели. Вскоре я выехал на дорогу, ведущую к деревне. Навстречу мне спешила соседка Мария. Сердце екнуло, я почувствовал что-то недоброе и спросил ее: - Куда ты так поздно идешь? - В доме холодно, хочу набрать в лесу хвороста и истопить на ночь печь. Дети замерзли, с утра нетоплено, — ответила она. - Я тебя не пущу в лес. Садись в сани и поедем обратно, — и я рассказал ей про голос у ели. - Да ты, наверное, задремал, когда ехал, и тебе все пригрезилось. Ничего со мной не будет, — Мария спрыгнула с саней и побежала к лесу. Ночью меня разбудил слабый стук в окно и детский голос. Это была маленькая дочка Марии. Девочка волновалась, что мама до сих пор не вернулась домой. Я запряг лошадь и сразу поехал на то место, где слышал голос. Мария бездыханная лежала возле ели, а рядом с ней распластался на снегу большой еловый сук. Видимо, Мария неосторожно потянула за ветку, которая обломилась у основания и нанесла ей смертельный удар.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ierodi...

В стихах 12–19 он спешит установить свого рода плацдарм на территории их системы мысли и показать, что отрицание воскресения делает глубоко противоречивой всю христианскую веру. Это позволяет ему затем перейти в наступление по главному пункту – к подробному объяснению того, как работает представление о новом творении, новом Завете и новом веке, и какое место во всем этом занимает будущее воскресение (стихи 20–28). h11 (б) 1 Кор 15:12–19 Это торопливое рассуждение имеет форму спирали, где один и тот же аргумент мелькает дважды. После вступления, которое возвещает тему («Если же о Мессии проповедуется, что он воскрес из мёртвых, – как говорят некоторые между вами, что нет воскресения мёртвых?» 1088 ), Павел показывает, используя очень похожие слова, что отрицание будущего воскресения влечет за собой отрицание воскресения Мессии, что, в свою очередь, подрывает самые основы христианской веры: 13 Если же нет воскресения мёртвых, – то и Мессия не восстал; 14 а если Мессия не восстал, тщетна наша проповедь… 16 Ибо, если мёртвые не восстают, то и Мессия не восстал. 17 А если Мессия не восстал, напрасна вера ваша: вы еще во грехах ваших. Между этими двумя частями стоит стих 15, который развивает еще один вывод из стихов 12б–14: что апостолы говорят ложь об истинном Боге, что Он якобы воскресил Мессию, если Он того не делал. И это указывает на скрытое основание аргументации: это иудейское, еще точнее – фарисейское, представление Павла о Боге, вера в то, что именно Творец воскрешает мертвых 1089 . Основная аргументация тут представляет собой reductio ad absurdum. Павел показывает, что отрицающие воскресение мертвых рубят сук, на котором сидят. Стих 14 говорит об этом в той же плоскости: если воскресения не было, апостолы проповедуют пустую бессмыслицу и те, кто им верят, верят в бессмыслицу 1090 . Стих 17 идет на один шаг дальше: их вера не только «тщетна», но и «напрасна», mataia, пустая трата времени, и главный момент там заключается не в том, что их представления об Иисусе и его воскресении – пустой вздор, но в том, что новый век, который позволяет оставить грехи в прошлом, вообще не наступил. Значит, основа Доброй вести, о которой Павел говорит во введении Послания к Галатам (1:4), даже и не была заложена. Для Павла суть воскресения заключается вовсе не в том, что Бог сотворил нечто необычайное с одним–единственным человеком (в чем, по мнению многих современных людей, заключается суть Пасхального торжества), но в том, что в этом воскресении и через него в «нынешний лукавый век» вторгается «век грядущий», время восстановления, обновления Завета и прощения. В результате этого события весь мир стал иным, а люди получили возможность стать народом иного типа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Но вы скажете, что это возвышенное понятие о единстве и святости Церкви не оправдывается тем, что мы видим на самом деле? Так мало у нас людей праведных, что мы почти совсем их не примечаем; напротив, так много в мире зла и злых людей, так много в нем самолюбия, своекорыстия и вражды, что невольно и наглядно убеждаешься в истине слов Апостола: мир во зле лежит. Так, мир во зле лежит, т. е. весь мир погружен во зло и лежит в нем, не имея силы встать и ходить, как должно. Но что же? Все это только подтверждает истину того, что мы сказали о Церкви! Мир лежит во зле; однако же были люди в мире, которые победили мир и зло мира. Были же святые угодники Божьи, которые достигли высшей степени нравственного совершенства, получили от Бога силу творить чудеса, при жизни и по смерти. Разве мир, разве плоть и кровь могли дать им силу торжествовать над самими собою? Разве мог человек, по природе – грешный, сделаться святым, без помощи благодати Божьей, – без таинств Церкви? Так, Церковь воспитала бесчисленные сонмы праведников, приготовила достойных граждан для неба. Вы смотрите на растущее дерево, и ничего не видите, кроме темного, шероховатого ствола, жестких и кривых ветвей, разнообразных листьев, Однако же в этом дереве течет одна жизненная сила, которая растит дерево и производить цвет и плод по роду своему. Вы не видите этой силы, но не можете отрицать ее присутствия в живом растении. Вы не видите благодати Духа Святого, живущей и действующей в Церкви ;напротив, встречаете всюду нравственное безобразие. Но подумайте: могла ли бы существовать в мире и та доля добра, истины и правды, которой и теперь нельзя отрицать в нем, если бы благодать Божия не хранила в нем это семя? Что было бы с родом человеческим, если бы не было среди его Церкви Христовой, с ее учением, учреждениями и таинствами? Он весь засох бы в своем бессильном самолюбии, отчужденный от источника жизни, одичал бы, как зверь, погиб бы в пучине зла, как Содом и Гоморра. Те самые, которые восстают против Церкви, держатся и существуют только ее силою. Безумцы рубят тот сук дерева, на котором сами стоят. Обрушься эта опора, – и они сами низринутся в бездну, со всею своею мудростью, науками и гражданственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

И напоследок хочется сказать одно: мы сами пилим сук, на котором сидим. Ведь, повторюсь, подобная «ангельская пыль», этот духовный героин распространяется не из-под полы в подворотнях, а привозится регулярно на наш епархиальный склад. Священники и миряне берут эти книги, доверяя «официальности» покупки, а потом бывает уже поздно... Хотя бы этот вопрос надо священникам контролировать: проверять каждую книгу, которая попадает в приходскую лавку или библиотеку. Может, тогда духовная наркоторговля вернётся к своему нелегальному, преступному статусу. P.S. Книгу о Славочке я конфисковал у одной его почитательницы, за что мне чуть не выцарапали глаза и обозвали «волком в овечьей шкуре». Значит, согласно батюшке Геннадию Емельянову, это «прямой признак» богоугодности данной критической статьи?.. Священник Алексий Плужников , настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда Приложение : Обращение митрополита Челябинского и Златоустовского Иова к духовенству и верующим Челябинской епархии в связи с распространением ложного культа почитания «отрока Вячеслава Чебаркульского » «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире... Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения». (1 Ин. 4: 1,5-6) Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры! С немалой обеспокоенностью и искренней архипастырской заботой о вашем спасении, как тот, кому от Господа вручено попечение о пастве Челябинской епархии, обращаюсь я к духовенству и мирянам со словом увещевания и предупреждения в связи с распространением ложного почитания «отрока Вячеслава Чебаркульского». В наши дни, когда Русская Православная Церковь переживает небывалое возрождение, когда наше общество обретает дорогу к вековым ценностям Православия, восстанавливаются храмы, монастыри, духовные школы, обильно возрастает нива духовного просвещения, прославляются имена истинных подвижников благочестия, христианское сердце не может не радоваться.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/23/...

В октябре 1991 года две женщины поехали за клюквой и заблудились в непроходимом болоте. Надвинулась ночь, и болотная трясина могла бы легко затянуть неосторожных путешественниц. Но одна из них вспомнила описание чудесного избавления отряда казаков — и по их примеру стала усердно молить о помощи Царственных мучеников: «Убиенные Царственные мученики, спасите нас, рабу Божию Евгению и Любовь!» Внезапно в темноте женщины увидели светящийся сук от дерева; ухватившись за него, выбрались на сухое место, а затем вышли на широкую просеку, по которой дошли до деревни. Примечательно, что вторая женщина, также свидетельствовавшая об этом чуде, была в то время еще далеким от Церкви человеком. Учащаяся средней школы из города Подольска Марина — православная христианка, особо почитающая Царскую Семью — чудесным заступничеством Царских детей была избавлена от хулиганского нападения. Нападавшие трое молодых людей хотели затащить ее в машину, увезти и обесчестить, но внезапно в ужасе бежали. Позднее они признались, что увидели Императорских детей, которые заступились за девушку. Это произошло накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1997 году. Впоследствии стало известно, что молодые люди покаялись и в корне изменили свою жизнь. Датчанин Ян-Майкл в течение шестнадцати лет был алкоголиком и наркоманом, причем пристрастился к этим порокам с ранней молодости. По совету добрых знакомых в 1995 году он отправился в паломническую поездку по историческим местам России; попал он и в Царское Село. На Божественной литургии в домовой церкви, где некогда молились Царственные Мученики, он обратился к ним с горячей мольбой о помощи — и почувствовал, что Господь избавляет его от греховной страсти. 17 июля 1999 года он принял православную веру с именем Николай в честь святого Царя-мученика. Московский врач Олег Бельченко 15 мая 1998 года получил в подарок икону Царя-мученика, перед которой практически ежедневно молился, и в сентябре стал замечать на иконе небольшие пятна кровавого цвета.

http://pravicon.com/info-3046

Но как добиться низкого уровня конфликтности в условиях неизбывной нужды основной части населения? Для Западного и Восточного обществ эта задача не решаема. Эту задачу удалось решить только в российском обществе, и определяющим оказался психологический фактор. Только самоограничение и добровольное подчинение власти, утвердившееся в качестве императива народной жизни, обеспечило устойчивое существование государства российского. Власть, конечно, этим пользовалась, на этом паразитировала (и при царях, и при СССР), не понимая, что пилит сук, на котором сидит. Но, тем не менее, запаса прочности хватало надолго. Сейчас происходит целенаправленная попытка смены социально-психологических императивов в обществе под лозунгом: «не надо выдумывать особых путей развития; надо жить, как во всех цивилизованных странах». Объективно это приводит (и уже привело) к резкому повышению внутренней конфликтности и снижению социальной устойчивости. Интересно в связи с этим (достаточно пессимистическим) заключением узнать мнение уважаемого автора, Николая Владимировича, насколько христианский социализм способен противостоять испытанию " сытостью " и соблазнам " медных труб " ? Не грозит ли будущей элите (а потом и обществу) болезнь, от которой пали Византия и СССР? 155. Ответ на 154., Адриан Роум: Вы не в курсе ,что вся земля давным давно по несколько раз заложена и перезаложена банковским паразитам. Как безвозмездно получить землю под строительство жилья в группы лиц, которым участки земли предоставляются бесплатно. Земля из муниципального или областного фонда передается садоводам, дачникам и их объединениям, религиозным организациям, Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, многодетным семьям. Если вы относитесь к одной из этих категорий граждан и желаете получить земельный участок, соберите документы, подтверждающие ваш статус, и обратитесь в органы муниципальной власти.3.Если вы решили организовать фермерское хозяйство, чтобы получить бесплатный надел, вам предстоит сделать следующее.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/19/...

Пустыня же, находившаяся возле Иерусалима, имела свою собственную историю и предысторию, о которой Иероним, по всей видимости, умалчивает. В конце второго столетия престарелый епископ Наркисс бежал от клеветы в пустыню и провел там несколько лет. 73 Несколько позже в пещерах Каламона близ Мертвого моря появляются бежавшие от преследований люди, ведущие отшельническую жизнь. 74 Сама Иудейская пустыня призывала их к такой жизни. Пустыня, помнившая Илию, Елисея и Иоанна Предтечу (в которых со времени написания Vita Pachomi 75 стали видеть прообраз монашества) и искушение Самого нашего Господа Иисуса Христа. Кумранские находки и сведения о ессеях, живших в этой и в других частях пустыни, свидетельствуют о том, что евреи уже тяготели к чемуто, подобному монашеству. И, хотя у нас нет никаких оснований для того, чтобы считать христианских монахов преемниками ессеев, трудно поверить, что на этой земле в течение длительного времени не было аскетов. Примыкающий к пустыне Иерусалим заставляет вспомнить о другом элементе монашеского призвания о ξενιτεα или о жизни на чужбине. Именно к Иерусалиму, прежде всего, обращается тот, кто внемлет призванию Авраама: «Изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу» ( Быт. 12:1 ). По меньшей мере, дважды стих этот приводится в жизнеописаниях монахов, живших в Иудейской пустыне. 76 Но его можно было бы включать в каждое из них. Сложенные из известняка стены глубокого ущелья, идущего от южной оконечности Вифлеема под западным склоном Джебель Фередис, искусственной горы, в которой был похоронен Ирод, испещрены множеством пещер, одна из которых до недавнего времени была широко известна как «Пещера Адулламма», а ныне именуется ВадиХаритун или ВадиМуаллак, в то время как развалины на западном склоне носят название ХирбетХаритун. Это – лавра преподобного Харитона, которая оставалась монастырем по меньшей мере до двенадцатого столетия, 77 в то время, как МуаллакХаритун в точности соответствует κρεμαστν Χαρτωνος «нависающей» пещере Харитона, о которой мы читаем в житии святого, 78 которое, возможно, было написано в шестом веке одним из монахов так называемой Старой Лавры, именуемой также Суккой (сирийское Сукка, эквивалентное арабскому Сук (рынок или базар), переводимому греческим λαρα).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

— Но ведь для этого не обязательно уходить в затвор? — Уйдя в затвор, епископ Феофан смог отгрести этого песка намного больше, чем если бы остался в миру. Он работал за всю Россию. Так же, как Иоанн Кронштадтский, как оптинские старцы, которые с утра до ночи принимали людей. Пока они отгребали песок, Россия стояла. Не стало их — и Россия кончилась. Вот для чего затворник нужен культуре. В основе своей культура — вещь языческая. Но в IV веке, благодаря равноапостольному Константину, Василию Великому и целой плеяде его учеников, она воцерковилась: была найдена некая тонкая грань, позволившая сохранить культуру внутри Церкви. В чем проблема многих современных церковных людей? Не хватает культуры. В результате мы то и дело оказываемся на пороге нового церковного раскола — то из-за каких-то идиотских ИНН, то из-за неверия в свою собственную церковную иерархию или стремления канонизировать Гришку Распутина. Откуда все это? От недостатка культуры. Была бы культура — она служила бы противоядием. С этой точки зрения подвиг святителя Феофана в том, что, взяв в затвор и книги, и живопись, и фисгармонию — он как бы всю культуру взял с собой, чтобы ее воцерковить. Чтобы показать, что и музыка, и живопись, и литература не плохи сами по себе. И я уверен — был бы в то время телевизор, он бы и телевизор с собой взял. Потому что и с его помощью можно рассказывать людям о Боге, показывать жития святых и храмы Иерусалима, учить молитве и благочестию. — В чем, собственно, заключается воцерковление культуры? — Однажды меня пригласили читать лекции паломникам, которые плыли в Иерусалим. Как-то после лекции подходит ко мне монах подвижнического вида, бледный, изможденный. Заговорили о духовном — все нормально. Потом речь зашла об опере Глинки «Иван Сусанин» — и тут он заявляет: нет, нет, это все светское, греховное, этого нам не надо. Живопись религиозную затронули — Васнецова, Поленова, Нестерова, — нет, это все декаданс, модерн. Заговорили о богословской мысли, упомянули отца Павла Флоренского — что вы, что вы, это же еретик! Я говорю: вы же рубите сук, на котором сидите. Сегодня вам не нужны Глинка, Флоренский, Пушкин и Достоевский, завтра — святой князь Александр Невский, потому что он воевал и занимался политикой, а там и Владимир Красное Солнышко.

http://foma.ru/razgrebanie-peska.html

внутри самого Древа Жизни появилось нечто совсем ему несвойственное, даже противоположное по сути. Такие дупла приводили к расщеплению ствола и гибели множества ветвей и побегов. В результате современный наблюдатель, стоящий перед Церковью, видит перед собой столь огромный и величественный объект, что почти никогда не может объять его взглядом целиком. Не хватает опыта, знаний, культуры общения с таким уникальным и ни на что из обычного человеческого опыта не похожим творением Бога и человека. Взгляд скользит и застревает на понятном и знакомом. Вот гниль, вот излом, вот сухой сук, вот черви и жуки, а где Святая Соборная и Апостольская Церковь? Где? Понять просто, найти, увидеть сложнее. Что видим перед собой? Красоту созданную за века: прекрасные храмы рассеянные по лицу всей земли, совершенные по форме и гениальные по инженерной мысли, услышим прекрасные звуки и прочтем изумительные по своей возвышенности слова, которыми в прошлом Церковь славила Своего Создателя. Мы увидим дивную живопись, одухотворенную скульптуру. Но это только следы той жизни духа, которая бурлила в этом месте раньше. Самою жизнь нужно искать не здесь. Опять обратимся к нашему образу. Ради чего существует, растет дерево? Ради красивой формы ветвей, ради толстой и омертвелой коры, ради зеленых листьев? Нет, но ради плодов. Какие же плоды хотел взрастить на Древе Церкви Отец Небесный, посылая на землю Сына Своего, Который стал Семенем этого Древа? Конечно, плоды Духа Божия. Поэтому кто захочет найти Церковь, тот должен искать святость! Из слов Самого Спасителя нам хорошо известно, что Церковь будет стоять до конца этого мира, значит она будет и плодоносить. Поищем среди изломов и изгибов сухих сучьев ветви на которых еще есть зеленые листья, ибо только они свидетельствуют о том, что ветвь еще жива. А на этих немногочисленных ветвях поищем плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.213). Без этих плодов нет святости, нет и христианства, которое заключается не в том, чтобы внешне, как гроб накрашенный, напоминать о Христе, но в себе самом иметь дух Христов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2207...

Знал медведь, что связываться с пчелами опасно, но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», – подумал медведь и полез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить. Завыл медведь, застонал. Еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: – Вот уж я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разгоню и разнесу! Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук и начал его пилить. Летела мимо птичка-синичка. – Не пили, медведь, веточку! Гнездышко мое разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском – Без тебя обойдусь! – прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. Скакала по веткам белочка: – Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь! – Скачи своей дорогой, – буркнул медведь. А сам дальше пилит. Пробегал мимо олень: – Не пили, медведь, сук! Нас без свежей листвы оставишь и сам упадешь! Не слушает медведь никого, знай себе пилит. Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ежики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит. Тут мимо ворона летела и каркнула: – Ой, упал медведь! Сук обломился и рухнул. Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал: – Простите меня, друзья! Всех обидел и сам пострадал! Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться и впредь наказали: – Никогда не пили сук, на котором сидишь. О. Кузнецова Побеседуем с ребенком: • Почему медведь назван в сказке упрямым? (Не обращал внимания на просьбы зверей и их предупреждения об опасности: «Не пили сук, на котором сидишь» – не вреди себе.) • В чем заключалась опасность для медведя? (Упасть с дерева и разбиться.) • Что плохого в упрямстве медведя? (Он вредил и себе, и другим.) • Как относились звери к медведю? Почему? (С сочувствием, не злом отвечая на зло, а проявляя милосердие и терпение, как к больному. Оказали в беде помощь и простили.) • Объяснить ребенку, что слова медведя: «Простите меня, друзья! Всех обидел и сам пострадал» – иначе называются раскаянием. Обогащение словаря: • Закрепить понимание смысла слов: смирение, милосердие, раскаяние (или покаяние).

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010