Тест: Латинские изречения Угадайте значение знаменитых латинских изречений. 1. Amicus certus in re incerta cernitur 1 Верный друг узнается в затруднительных обстоятельствах 2 Не руби сук, на котором сидишь 3 Не зная броду, не лезь в воду Правильный ответ: Верно! Ответить Пройти весь тест 2. A probis probari, ab improbis improbari aequa laus est 1 Одинаково почетны и... Тест: Апостол Фома Святой апостол Фома был родом из галилейского города Панеады. Имя его имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (греческий вариант его имени: др.-греч. Δδυμος – Дидим). Близнецом именуется апостол и в Евангелии (Ин.11:16; Ин.20:24; Ин.21:2). Одно из толкований этого именования дает историк Никифор Каллист Ксанфопул в Синаксаре в Фомину Неделю, помещенного в Цветной Триоди: «Фома именовался... Тест: Апостол Иоанн Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был младшим братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии – дочери от первого брака святого Иосифа Обручника. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником. Спаситель называл Иоанна и его брата Иакова «сынами грома» (Воанергес), возможно, за их порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели... Тест: Апостол Петр Первоначальное имя святого апостола Петра было Симон (ивр. ‏‏‎ – Шимон). Имя Петр (Petrus, от греч. πτρος – камень) возникло от прозвища Кифа (арам. – камень), которое апостолу дал Спаситель. Апостол Петр был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр имел дом... Тест: Апостол Павел Святой апостол Павел имел при рождении имя Савл (ивр. ‏‏‎ «выпрошенный, вымоленный»). Родился он в киликийском городе Тарс (ныне город Тарсус на юге центральной части Турции), о чем сам апостол неоднократно и сообщает (например, Деян.21:39). Происходил апостол из колена Вениаминова, о чем дважды говорится в Священном Писании (Рим.11:1, Фил.3:5), а поскольку к тому же колену... Входим... Куки не обнаружены, не ЛК

http://azbyka.ru/test/page/8

Сирийский язык Сирийцы, Сирия Сиро-палестинский диалект и литература – см. Сирия Сихем Скит, Скитская пустыня – см. Нитрийская долина Софанена Сук-ал-Ахваз (Ахваз) – см. Хор-миздшер Тагрит (Текрит) Тагритская кафедра Таук – см. Дакук Тахал Текрит – см. Тагрит Тел еда – см. Телл-Адда Телл-Адда (Теледа) Телла (Телла-Маузелат, Константина) Телльская епископия Тивериада Тигр, р. Тирский Собор Тирхан Тур-Берайн (Тур-Берен) Турецкий язык Урмия Филадельфия (США), рукописи Филиппополь Фомы св. мон. в Селевкии на Оронте Хавара Хадьяв (Хедьяв) – см. Адиабена Хазза (Арбела, Ирбил) 51 Хазкиела мон. Халкидонский Собор Халмон Харран Харранская епископия Хатра Хаура Хедатта (аль-Хадита) Хинды мон. в Хире Хира – см. Хирта Хирта (Хира) Хомс (Эмеса) Хони-Шапур – см. Бет-Вазик Шарфа, мон. на Ливане Шахразур – см. Сиарзур Шиггар (Синджар) Шиггарская епископия Шиггарский мон. Шурзак Эвропос (Джерабис) Эдесса (Урхой, Урфа) Эдесская епископия Эдесская школа– см. Персидская школа в Эдессе Эдесский Собор Эдесский способ чтения Эмеса – см. Хомс Эндева, 52 близ Гумьи Эфес Эфесский Собор (III Вселенский, 431 г.) Эфесский Собор II (Разбойничий, 449 г.) Эфиопский язык и литература; переводы Эчмиадзин 1 В связи с тем что книга написана католическим автором, в его изложении и оценках богословского учения сирийских отцов Церкви нередко встречаются высказывания, обусловленные его конфессиональной принадлежностью и не согласующиеся с вероучением Православной Церкви. Это выражается, в частности, в стремлении, во что бы то ни стало, найти у сирийских писателей следы католического учения о римском примате, об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (filioque), или о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии и ее «соучастии» в совершенном Христом искуплении людей. 3 Этот труд был завершен и опубликован, см. Ortiz de Vrbina I. Vetus Evangelium syrorum et exinde excerptum Diatessaron Tatiani. Biblia Polyglotta Matritensia 6. Vetus ac Novum Testamentm Syriacum 1. Matriti, 1967. Примеч.пер. 8 Авдишо бар Бриха был также гимнографом и церковным поэтом, его главное поэтическое сочинение – «Рай Эдемский» (Paradisus Edem, ок. 1291) представляет собой сборник из 50 богословских толкований. Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Фома побежал с письмом к Владыке, ожидая решения своей судьбы. Увы, отец Герман написал владыке Серафиму, что монашеского призвания у Фомы Реске нет. Мудрый Владыка не дал молодому человеку упасть духом и посоветовал, не откладывая, тут же и решить, что Фома хочет делать со своей жизнью и c данными от Господа талантами. – Хочу учиться иконописи, – сказал-отрезал Фома. – Отличная мысль! – поддержал владыка Серафим. У Владыки не так давно был инсульт, он был почти полностью парализован, ему пришла пора уйти на покой, и у него созрел план добиться перевода из Джорданвилля в Чикаго игумена Алипия (Гамановича), известного иконописца, ученика архимандрита Киприана, с тем, чтобы тот был возведён в архиерейский сан и взял на себя бразды правления епархией, а попутно и обучал Фому иконописи. Осенью 1974 году игумен Алипий прибыл в Чикаго и был хиротонисан в епископа Кливлендского, викария Чикагской и Детройской епархии. А для Фомы Реске начались уроки иконописи. Сказать, что владыка Алипий был строгим, – это не сказать ничего. Иподьяконы боялись его пуще огня и, прислуживая, трепетали от страха. Иконописные «университеты» Фомы были ничуть не легче. После того, как Фома закончил свою первую икону, владыка Алипий изрёк, что получилось «very ugly» . Фома духом не пал. У Владыки была электрическая пила, и Фома начал под руководством Владыки учиться работать с деревом. И хотя на все его последующие работы Владыка неизменно говорил, что всё это – «very ugly», резьба по дереву стала для Фомы призванием. Медленно, но верно владыка Алипий «обтёсывал» молодого человека, как струг-топор обтёсывает еловый сук. Через некоторое время Владыка поехал в Кливленд расписывать Свято-Сергиевскую церковь и взял Фому с собой. Когда пришло время ставить иконостас, Владыка сказал церковному совету, что это сделает Фома. Так Фома, к тому времени ставший иподьяконом, получил профессию. Правда, и после этого владыка Алипий осыпать ученика похвалами и восторгами не стал. Когда Фома вырезал ризницу для отца Марка из Чикагского собора, удивлённый владыка Алипий спросил: «Это действительно ты сделал?» Получив от насмерть перепуганного Фомы утвердительный ответ, Владыка помолчал, а затем сказал: «Неплохо», – чем привёл ученика в состояние непередаваемого счастья.

http://pravoslavie.ru/102897.html

Надежда Скварник: О нем можно многое сказать, но не хочется уподобляться людям, обливающим грязью других. Без конкретных фактов это будет только личное впечатление. Те, кто такими фактами располагают, молчать, конечно, не должны. В ближайшее время пройдут выборы нового архиепископа Пражского, причём, как утверждают заговорщики , владыки Христофора не будет в списках возможных кандидатур. Петиционным комитетом планируются какие-то дополнительные меры, что бы сказать веское слово за возвращение митрополита Христофора? Сергей Комков: Никаких выборов быть не должно. Потому, что владыка Христофор оставил Пражскую архиепископскую кафедру временно, до снятия с него лживых обвинений. То, что обвинения действительно оказались лживыми, уже доказывать не надо. В этом призналась сама лжесвидетельница . Поэтому владыка Христофор просто должен быть возвращен на кафедру и продолжить свое праведное служение Церкви и народу. В случае, если все-таки подобные " выборы " будут назначены, все их участники могут быть обвинены в потворстве лжесвидетелям и раскольникам. Войтех Мерунка: Во-первых надо сказать что новых выборов не надо (так думаю по прецеденту владыки Феоктиста Румынского в 1990). Если говорить о выборах, у нас нет никакого другого человека с такой репутацией в церкви и вне церкви как у Христофора. Другие епископы все себя морально запятнали. Или они стоят прямо против Христофора или ждут конца аферы, куда присоединиться. Я удивлен, что заговорщики и многие другие участники этой аферы, не опасаются последствия своих действий, которые настолько огорчают многих людей, включая Святих на Небесах. Господь наш Иисус Христос нас вразумительно учит: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» Надежда Скварник: Какие могут быть выборы, если и выбирать не из кого? Другого достойного кандидата нет. До его уровня не дотягивает никто. Церковь чешских земель и Словакии очень молодая, в ней, к сожалению, пока не много авторитетных, мудрых и по-настоящему благочестивых людей. Если не вернется владыка Христофор, для Церкви это будет означать стремительное падение и, возможно, даже прекращение существования. Люди, составившие заговор пилят сук, на котором сидят. Вот и все, тут уж никакие меры не помогут. У Бога тут свой замысел, нам неизвестный и недоступный. Может, Ему действительно наша Церковь неугодна. Но тогда это самый верный способ в самом ближайшем времени прекратить ее существование.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/10/...

Раз пришел он поливать свой сук и ужаснулся: на месте его раскинулся великолепный оазис; финиковые пальмы высоко поднялись к небу, более нежные растения росли под ними, защищенные тенью пальм от палящих лучей солнца, а посредине оазиса бил источник чистой, прозрачной воды. Вне себя от радости и удивления, пошел инок к своему старцу и воскликнул: « Отче, ты совершил чудо!» – и рассказал ему все подробно. Выслушав его, старец заметил: «Чадо, это не я совершил чудо, а ты своим послушанием. Знай, что ничто так не приятно Богу, как полное послушание без рассуждений, так как оно дает человеку смирение, а это есть верх добродетелей. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Господи, мы, живя в миру, не умеем связывать смирение с нашим беспрекословным послушанием старцу или духовнику. Во многих помыслах, отвлекающих нас от исполнения послушания, мы не прозреваем козней врага и перестаем слушаться. Прости нас, Господи, и даруй нам через продолжительное и беспрекословное послушание обрести смирение. И как смиряющим себя послушанием пошли Твою благодать. 10. Божественный Промысл, все устрояющий во благо Поздравляю Вас, детки, со светлым праздником Воскресения Христова. Велик нынешний день: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» . Конечно, все были сегодня у обедни, она у нас торжественно совершается. А мне не удалось быть за службой. Утром совершил правило и уже собрался идти, но почувствовал такую слабость, что с трудом поднялся с дивана. Должен был дать знать архимандриту, что у литургии не буду. Впрочем, Господь наказал меня за некоторую самонадеянность. По примеру прошлых лет надо бы утреню совершить келейно, а я понадеялся на свои силы и отправился в храм. Утреню простоял хорошо, а потом и плохо стало. Теперь чувствую себя гораздо лучше и радуюсь, что могу вас принять. Господи, и у нас бывает самонадеянность даже при посещении храма и богослужений. Понадеемся на себя, а сил вдруг не хватает. Прости нас, Господи. Как важно полагаться во всем на волю Божию! Крепко нужно верить в Его Божественный Промысл, устрояющий все во благо. Эту Пасху я был утешен приездом двух иноков, которые раньше жили у нас, а потом были переведены в Петроград. Скучают они по Оптиной обители, дорóга дорогá, при скудных средствах часто не поедешь. Они сетуют: вот денег нет, а было бы их много – часто навещали бы святую обитель. Я же отвечал им на это: «Было бы у вас много денег, верьте, вовсе не приехали бы к нам». Люди богатые часто забывают «едино же есть на потребу» ( Лк. 10, 42 ) и все время проводят лишь в том, как бы удовлетворить свои бесчисленные прихоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Насколько теократический синтез земного, хозяйственного, государственного, с одной стороны, и – небесного, богомольного, неотмирного начал – с другой стороны, был органически безыскусственно самопонятен и близок московским людям того времени, свидетельствует в своих письмах Иосиф и выправляет крайности такого понимания, слышанного им от «нециих вельмож». «Слышах многих глаголющих, яко несть греха, еже что от монастыря взяти. Того ради неции от вельмож зело не любяху мя и глаголаху: с собою ли он принес? монастырского не дает, оскудеет ли тем монастырь?.. Мы не силою емлем, подобает нам игумену давати». Возвышаясь над этими бытовыми «теократическими» недоразумениями и наивностями, Иосиф, со ссылкой на Никона Черногорца, развивает такой взгляд: «Церковная бо и монастырская такоже и иноческая, и дела их вся, Богови суть освящена (т. е. посвящены) и на ино что не расточаются, разве на убогие и странные и плененные и елико такова, подобно и на своя иноческая и монастырская и на церковная потребы нужная. Обаче ниже и сия без потребы (т. е. даже и это не без крайней нужды). Князь же или ин некий... аще от сых что возьмет на своя потребы, яко святотатец от Бога осудится». На такой родной сердцу Иосифа тип монашеского уставного жития и истратились бы все силы, все вдохновение Иосифа, если бы не вскрылись факты, им непредвиденные. Если бы в самом центре того порядка, который представлялся ему непотрясаемым, не завелась, не притаилась страшная ересь. Конец только одному тихому монастырскому строительству. Не мир, но меч. Неизбежна широкая активность, не периферическая только, а в самом центре и на верхах политической власти. Открыл борьбу епархиальный глава Иосифова монастыря, архиепископ Новгородский Геннадий. Иосиф, со всей, свойственной ему, ревностью устремился на помощь Геннадию. И как вхожий в княжеские и придворные сферы игумен, и как несомненно первый по начитанности среди всей современной ему иерархии внешкольный богослов. Так, лишенный поневоле духового «уюта» в устроении и всестороннем улучшении своего детища, Волоцкой обители, Иосиф выступил на поприще общецерковной, общерусской борьбы и борьбы затрудненной, в очень щекотливой, дипломатической атмосфере. Нельзя было просто рубить с плеча сук, на котором сидишь. Нельзя было отрицать богоустановленности великокняжеской власти, но нужно было признать ее заблуждения и пойманность в сети лукавого. Нужно было долготерпение на целые годы выжиданий духовного выздоровления около московского трона. Отсюда тона великой сдержанности у пр. Иосифа в раскрытии и изложении по традиции повторяемого им учения о богоучрежденности московской, отныне царской власти. Ему подсекал крылья скандал еретичествования около самого трона. Поэтому в своих доктринальных формулах пр. Иосиф явно сдерживается приписать вел. князю неограниченный авторитет и не забывает возвращаться к критерию примата правоты веры над царской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Мечеть Омара или Куббет ес-Сахра не есть мечеть: а) она не ориентирована как мечеть на юг; б) она имеет вид надгробных памятников; между Римом и Дельфами подобных надгробных памятников можно встречать тысячи; в) сарацинам, строившим мечеть ел-Аксу, не может принадлежать мечеть Омара, имеющая совершенно другой характер и обнаруживающая другую, высшую степень искусства; г) по своим архитектурным признакам, мечеть Омара должна быть поставлена после восьмиугольного храма Юпитера в Спалятро, построенного Диоклетианом в 300-м году, в виде гробницы, но раньше подобной постройки в Равенне, Св. Виталия (547 года). Более частные архитектурные признаки Куббет ес-Сахра падают на время императора Константина. И так это несомненно анастасис над пещерою гроба Господня. Только уже в X веке, вследствие притеснений магометан, христиане принуждены были оставить постройки Константина, а нынешний храм Воскресения явился только в 1031 году. Превращением верхней платформы харама в некрополь Фергюссон отнял у себя естественное место крепости Антония, бывшей на северной стороне храма, и помещает ее на своем плане на запад от площади, в долине Тиропеон. Так как крепость Антония имела, по Иосифу, две стадии в окружности, то, говорит Фергюссон, на каждой стороне своего четыреугольника она должна была иметь 300–400 футов. Южная стена крепости проходила по нынешней улице ес-Силсиле, где Варреном открыты подземные сооружения, имевшие отношение к крепости; в одной из камер Варреном открыта здесь даже потерна или секретный крепостной ход. Северная стена крепости проходила по улице Сук ел-Каттанин. Западная сторона – по нынешней ближайшей поперечной улице, соединяющей улицы Силсиле и Каттанин. Подземный коридор, открытый здесь Варреном, есть то подземное сообщение Антонии с восточными воротами храма, о котором говорит Иосиф. Здесь же в крепости была и претория Пилата. Так называемая Масонская зала, открытая здесь Варреном, есть одно из тюремных отделений крепости; колонна, стоящая здесь среди залы, служила для привязывания к ней узников; к одной из таких колонн был привязан и Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В сем стихе изображается будущая слава дома Давидова, имеющая наступить для него после времени уничижения. Давид сын Иессея, простого гражданина города Вифлеема в колене Иудовом, не только сам сделался царем, но и роду своему передал наследие царской власти. Из рода Давидова вышел непрерывный род царей, продолжавшийся до плена Вавилонского. В этом отношении род Давида походил на величественное дерево, многоветвистое и плодоносное. Но со времени Вавилонского плена не стало Иудейского царства и опустел престол Давидов. Род Давидов не угас, но он возвратился в то состояние, в котором находился отец Давида Иессей, т. е. сравнялся с простыми, незнатными родами. От великого царственного древа остался один корень, едва приметный. Но такое уничижение дома Давидова не могло продолжаться навсегда. Обетование Божие Давиду, что престол его будет управлен до века (2 Царств. VII, 16), должно было непременно исполниться. Придет время, что из корене Иессеова изыдет жезл, т. е. сук или отрасль, и цвет, иначе росток 8 , от корене его взыдет. Это значит, что во время крайнего уничижения рода Давидова, из него произойдет великий Потомок, Которому суждено обновить славу этого рода. Который, подобно древу жизни, насажденному в раю, своими соками и плодами оживотворит и обновит все человечество, избавит его от смерти духовной и вечной. Этот великий Потомок Давида, эта Отрасль от корня Иессеева есть не кто иной, как Христос Спаситель, как это видно из 10 стиха паремии, ибо сказанное в сем стихе: и будет корень Иессеев, т. е. лице, имеющее произойти от этого корня, – и возстаяй владети языки, Ап. Павел относит ко Христу, призвавшему в Свое царство язычников ( Puмл. XV, 12 ). Вместе с сим ко Христу относятся все другие черты пророчества о жезле от корня Иессеева. Согласно с смыслом сего пророчества, Он родился от Девы Марии, происходившей от рода Давидова, родился во время крайнего уничижения этого рода, так что в Вифлееме, родине Давида, во время рождения Христа не нашлось для Него человеческого жилища. Но несмотря на сие уничижение, Ему, по слову Архангела Гавриила Деве Марии, суждено «быть наследником престола отца Его Давида, воцариться в дому Иаковли, т. е. над новозаветным Израилем, во веки, и царствию Его не будет конца» ( Лyk. I, 32 ), как и действительно есть. Он же действительно согласно с наименованием Его Отраслью от корня Иессеева есть древо жизни (Апокалипс. II, 7), как Виновник духовного оживотворения человечества, есть Лоза истинная ( Uoah. XV, 1 ), соками Своей благодати питающая верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В сентябре того же года владыка в ответ матушке отправил из Лавры следующее письмо от 26 числа: «Божие благословение и мир преподобной игумении Олимпиаде и сестрам обители. Вы пишете, что говорит закон о лесе, и представляете предположение, если не совсем противное закону, по крайней мере не буквально с ним согласное. Не беру на себя подобных личных разрешений, и во всяком случай проект контракта должен быть представлен на разрешение оффициально». В октябре официально, но безуспешно, просила она дозволения: из отведенного казенного леса продать крестьянам Василию и Герасиму Сампсоновым 24 дес. на срубку, за 3,600 р. сер., каковая сумма требовалась на уплату 3000 р., взятых в долг для постройки некоторых хозяйственных принадлежностей, напр. просторной кухни при трапезе, поварни, большого погреба с амбаром и на обрытие леса, для сбережения оного, канавою. Кроме того она устроила в лесу сторожевую избу и еще другую для жилья монахиням (8 и 10 чел.), присматривающим за сохранностью леса; вырыла пруд в 10 саж. и колодезь. Дрова пилились под надзором сестер, из сучьев жгли уголь и привозили в монастырь. Заведены там огороды для овощей и две коровы для масла и молока пустынницам. Игумения часто езжала туда в простой кибитке, запряженной в одну лошадь, и проживала там иногда по неделе и по две, ради уединения и для утешения сестер; все тропинки в лесу и все места знала наизусть. Бывало, возьмет она топор с собою и начнет чистить сук на деревьях, показывая сестрам пример трудолюбия. Старалась из всего извлекать пользу и наблюдала во всем экономию; у нее не пропадал без дела ни один сучек, она его сама подбирала и монахинь учила не пренебрегать никакою малостью. Заводя пустынный порядок, дала им правило вычитывать каждодневно полунощницу с утреней, часы и вечерню, а для говения они поочередно приезжали в Коломенскую обитель. В 1862 г. 26 февраля мать Олимпиада послала к его высокопреосвященству донесение о пожертвовании коломенским купцом Егором Ивановым Миляевым в собственность монастыря находящихся в Запрудной слободе г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Вечно меняющееся весеннее небо нашей Руси, никогда не устанешь на него любоваться. Канун Степанова дня Пермского (на 26 апреля) в полночь сквозь узорную раму ветвей глядел я картину, живую красоту которой не подменит кисть художника. Узорно, как бывает только весною, серебрились облака. Лёгкий узор открывал два глубоких синих просвета: с юга и с запада. В южное окно строго и молитвенно, как одинокая свеча в храме, теплилась яркая звезда. В окно с запада сиял серп месяца. То ли не чудо этот «блакитный» терем во всё небо! И два узорных окна в голубую бездну. И два света небесных: звезда и месяц, поставленных на этих окнах светить Земле. Древнерусские художники ведали и запечатлели для нас такое небо. Угловатая линия зданий сливается в темноте с площадью. В прозрачном вечернем небе над чёрным одиноко и задумчиво возносится старая башня Архангела. Долго не гаснет тихость апрельского вечернего неба. Но под домами, назойливые, мелькают суетливые электрические огоньки. Как мыши, блестя глазками, шмыгают вдоль бульвара машины. А подымешь лицо: над верхушками весенних лип, над городом — тихая заря, а с востока, где небо смерклось к ночи, стоит месяц… 30 апреля. Понедельник «Помянух Бога и возвеселихся». Помянул Ангела Святой Руси — и посветлело на душе. Вспомянул Сергия Радонежского — и обрадовался. 3 мая. Четверг Отщепенцы, гордясь и надмеваясь, называют себя «духовными христианами». Церковная вера, видите ли, не духовна. Эх, не форси, сектант, в пустом-то кабаке, без денег-та! Немножко поучись да подрасти, приникни к жизни церковной, к истории Церкви. Отцы и учители вселенские не духовны? Сергий Радонежский не духовен? Нил Сорский не духовен? Серафим Саровский не духовен?! Ино пусть сектантские щенки лают: ветер их глупую лаю носит. И что есть та духовность? Поразительное дело! Все отходившие от Церкви люди не понимали искусства. Им чуждо чувство красоты. Лютер, Кальвин, всякие реформаторы, наши сектанты довольствовались кодексом прописных моралей, а в сущности были заядлыми рационалистами. Отрицая историческую церковность, они отрубали сук от Лозы Истинной, на котором сидели. Недаром католические апологеты говорят, что из-за спины Лютера выглядывает антихристова физиономия Штрауса .

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010