В Боге же находится и цель всех существ и задача их жизни. Все они должны служить прославлению Бога, откровению в мире Его совершенств, Премудрости и Благости. Поэтому, если человек действует сообразно с предустановленным для его блага нравственным миропорядком, то этим он исполняет задачу своей жизни и достигает спасения и вечного блаженства. И наоборот, если человек действует несообразно с установленным, миропорядком, то этим он сам себя губит и сам себя лишает вечного блаженства. Нежелание исполнять благодатный Божественный закон нравственного миропорядка и желание действовать вопреки ему, – так же бессмысленно и трагично по своим последствиям, как рубить сук, на котором, сидишь, не считаясь с законами мира физического. Никто не возмущается законами физическими, но многие восстают против нравственных законов, хотя именно в них наличествует духовная свобода выбора, а выбор пути Божиего (воли Божией) ведет к свободе (независимости) и от законов физических. ЕСТЕСТВЕННЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН Единый вечный нравственный закон по его источникам и проявлению, бывает двоякий: во-первых, он оказывается данным при творении и существование его уже имеется в разумно-нравственной природе человека, и потому называется естественным, или субъективным законом, а во-вторых, он сообщается через сверхъестественное Божественное Откровение, и потому называется Божественным объективным законом. Оба эти вида закона представляют, собою два способа выражения одного и того же Божественного Откровения, различно проявляющегося. Внешний объективный закон дан Богом согласно определенным нуждам, в определенное время, в форме определенных мотивированных требований, обусловленных благой волей Провидения и Промышления Господня. Внутренний же естественный закон имеет характер психологического процесса, совершающегося внутри человека и развивающегося в течение всей его жизни. Образование нравственных правил, определяющих действия нравственной свободы человека и составляющих содержание естественного нравственного закона, совершается постепенно психологическим путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Жизнь Кто и почему уходит в монастырь в наше время — тайна, которую монахи и послушники ревниво берегут от посторонних. Спрашиваешь : — Где вы жили до пострига? — В Москве. — А кем были? — Никем… Братия Псково -Печерской обители насчитывает около 80 душ — это немного. Меньше, чем требуется для хозяйственных нужд. Так ведь и действующих мужских монастырей в современной России целых четыреста. Утро начинается в шесть — братским молебном. Следом литургия. Закончилась служба, позавтракал — отправляйся на послушания. Их много, и они очень разные. За вековыми монастырскими стенами глянцевито зеленеет капуста, а есть еще картофельные поля, свекольные, делянка пшеницы… Коровник, птичник, конюшня, столярная и слесарная мастерские, кузница, просфорня. Кто-то архивы в библиотеке разбирает — монастырь ведет обширную издательскую деятельность. Правда, в данный момент средства на нее иссякли, и это крайне прискорбно — еще не все проповеди отца Иоанна Крестьянкина увидели свет… Одни монахи иконы пишут, другие с детьми занимаются. Занятия проходят не только в воскресной школе, но и в печорском интернате. Педагоги интерната на монахов буквально молятся: дети здесь трудные, в основном социальные сироты. Отцов, как правило, не знают, пьяниц-матерей мучительно стесняются и защищают яростно. У маленького человека сердце ободрано в кровь. Простой учитель или воспитатель умирить его не может. Уже несколько лет функцию умирения принимают на себя священники. Я видела, как радостно бросаются навстречу дети: «Батюшка, здравствуйте! Благословите!» Слова «отец» и «батюшка» притягательны для сирот еще в самом простом, земном смысле. Тем паче что педагогов-мужчин здесь практически нет… Час дня — в монастыре обед, мероприятие обязательное для посещения. Дальше — продолжение трудов, в шесть — вечерняя служба, после нее ужин. Кто совершенствуется в аскезе, не ужинает. Кстати, задействована в обители и наемная рабсила. Но тут не все выходит благолепно. На Святой горке мне показывают неохватный дуб — ровесник монастыря. Несколько лет назад он уронил огромную ветку на работягу — матерщинника. Тот что-то делал на кровле, помогая себе при этом крепкими русскими словами, а на увещания соратников только отмахивался. Потом слез с крыши, отошел под дерево — полюбоваться плодами рук своих, и тут рухнувший тяжеленный сук переломил ему позвоночник в двух местах.

http://pravmir.ru/zemnoe-i-nebesnoe-ot-p...

Правым немного неловко признаваться в этом. В результате любая попытка завести с ними разговор об экономике натыкается на дымовую завесу из метафор, ссылок на древние пророчества и высказывания старцев, языческие заклинания или самое простое - упрёки в нерусскости. Дескать, русский по определению обязан быть правым. Должен расстроить их. Русский исторически - скорее, левый. Почти всегда левый. Таким образом, единственно возможный вариант идеологического «примирения» - не замазывание противоречий абстрактными формулировками, а переход национально-ориентированной, правой, православной мысли на левые позиции во всём, что касается экономики. В противном случае постоянно будет наводиться тень на плетень: - Куда идёт прокат с «Азовстали»? Где оседает прибыль? - Помолимся, брат. - Почему увольнения на «Уралмаше»? - Не гневи Господа. - Почему российские корпорации финансируют режим Порошенко? Почему в Крыму не работают российские банки? - Не требуй справедливости, добивайся любви. И так далее... Нет уж, ребята. В условиях войны наведение тени на плетень приравнивается к диверсии и вредительству. И не народу надо пасть на колени и определиться, достаточно ли он покаялся, а церковному аппарату - ответить на вопрос: способен ли он защищать свою паству не только от небесных угроз, но и от вполне земных (федеральных или местечковых) кровопийц и угнетателей, способен ли он достать кнут и обрушить его на оккупировавших экономику паразитов? Если Церковь не перейдёт на сторону народа и не начнёт вместе с народом требовать от государства справедливости, если Церковь будет и впредь обходить вниманием ключевые проблемы, опасаясь затронуть сук, на котором сидит, - то, когда мы ввалимся в настоящую войну, где удары будут уже не понарошечными, народ отвернётся и от Церкви, и от государства, и не будет такой силы, которая сможет его за это осудить. Надо осознать, наконец, простую вещь: в годы Великой Отечественной власть и собственность принадлежали народу, поэтому и Церковь, находившаяся на попечении власти, защищала интересы народа. Если власть и собственность принадлежат олигархии, чьи интересы будет неминуемо защищать Церковь? Не-ми-ну-емо.

http://ruskline.ru/opp/2015/6/4/ob_infor...

— Патриарх, Патриарх из собора вышел! Вышел Патриарх из собора, подошел к вербе, обрубил от нее большой сук и пошел с ним обратно в собор. — Святить вербу взял. Потом ее нам веточками по теремам разошлют,— говорит одна из царевен. И едва она это сказала, как на санную вербу, точно голодные воробьи на овсяной сноп, стрелецкие дети нахлынули и вмиг единый все ее украшения золотые и цветные пооборвали. — Цветиков жалко! — вздохнула Федосьюшка. На башенке ей сразу что-то холодно показалось. Да и всем не жарко было. Башня нетопленая, во все окошки дует, а тут еще солнышко вешнее, изменчивое, вдруг за облако спряталось. Припустились царевны обратно в свои теремочки. Вечер подошел. В терему Федосьюшки мамушка в серебряном шандале ярого воску свечи зажгла. Сидит царевна за столом, на столе по золотому полю цветы всякие расписаны. Возле царевны на полу верба в красных саночках. Боярышни царевне вербу разбирать помогают. Цветки бумажные мамушке додают, а та ими образ в золотом окладе убирает. Сюда же и вербу освященную, ту, что от Патриарха на серебряном блюде прислана, поставили. Царевна яблочки, изюм, грецкие орехи, ягоды винные — всё кучечками раскладывает, восковое всё отдельно, снедь всякую особо и по сортам. Разложит и всех оделять будет. Сенные девушки ручки сложили, вдоль стенки рядком стали. Скромницами стоят. Губы поджали, глазки опустили, а они из-под ресниц, как мыши, так по столу и бегают, так и бегают, все сладкой снеди подсчет ведут, сколько кому достанется яблочек, орешков, изюму — в уме прикидывают. — Люблю Вербное воскресенье! — говорит царевна Федосьюшка и оделяет девушек сладкой снедью. Щелкают орехи на крепких зубах, угощаются девушки. — Ишь насорили! Так и хрустит под ногами,— ворчит мамушка и велит сенным девушкам вывезти из царевниной комнаты красные саночки с вербой разобранной. Надежда Ивановна Манасеина (ск. в 1930) — детская писательница. В начале XX века совместно с Поликсеной Соловьевой издавала детский духовный журнал «Тропинка». Рассказ «Цветоносный день» взят из книш Н. Ма- насеиной «Марфинькины святки » (СПб., 1913, с. 37—52). Лев Модзалевский. Приглашение в школу

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Решите в простоте детского сердца, что эти достоинства есть. Поверьте, на то есть безусловная воля Божия, чтоб именно мы руководили вашим воспитанием. Допустим, что другие сделали б это лучше нас; но конечно для блага вашего и нашего Бог судил вам быть именно нашими питомцами, нашими духовными овцами, нашими духовными чадами, а нам быть вашими духовными учителями, пастырями и отцами, как Бог же судил именно таким-то, а не другим лицам быть вашими плотскими родителями, а вам их чадами. Бесплодно и нелепо было бы вам жалеть об этом. Почтите же в нас ваших духовных отцов, как обязаны вы чтить и в ваших родителях отцов плотских. С сыновней скромностью Сима и Иафета, без Хамова злорадства, отвратите лице ваше от грехов ваших. Помните, что как ветхий закон Моисеев, так и новый Завет всегда ставили первосвященниками человеков, имеющими свои немощи. Но укрепляемые Божией благодатью, в пределах времени, в уреченные сроки вашего земного существования, мы совершаем над вами и для вас тоже самое спасительное, очистительное и освящающее дело искупления, какое совершили для вас единожды, в пределах вечного днесь, как и во время земной жизни своей, единый истинный архиерей, прошедый небеса, Богочеловек Христос Иисус. Вспомните и заповедь св. апостола Павла: не хвалися на ветви; аще ли же хвалишися, не ты корень носиши, но корень тебе. Не высокомудрствуй же, но бойся ( Рим. 11:17, 21 ), – заповедь, в которой выражена общая сущность разъясняемой нами истины. Вы – листья, вы – юные побеги на ветви, ветвь – на суке, сук – на стволе, ствол на корне великого древа общества и церкви. Не хвалися, слабый лист. Не высокомудрствуй, юный побег... Живешь пока вполне чужой жизнью, сосешь пока вполне чужие жизненные соки. Перечти вот все твои добрые дела, какие удалось тебе учинить со дня твоего рождения до днесь. Ничего, или ничтожная какая-либо случайность; да и та обращена была вернее к кругу твоих сверстников, а не к пользе старшего поколения. Посмотри же наоборот. Это старшее поколение до днесь питало, берегло, одевало и воспитывало тебя своим трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Молчал и смотрел. Смотрел и дивился. 2 Лизка первая увидела мать, закричала на всю пожню: - Мама, мама пришла! Затем, не долго думая, бросила посреди пожни косу, подбежала к матери, помогла снять со спины котомку. - А вон-то, вон-то! — живо зашептала она, кивая на двойнят. — Мужики-то наши. Давай дак не фасоньте! Видите ведь, кто пришел. Петька и Гришка выдержали — ни разу не обернулись назад. Дескать, некогда глазеть по сторонам. На работе мы. И только когда старший брат объявил перекур, только тогда дали волю своим чувствам: скоком, наперегонки кинулись к матери: - Мама, мама, ты видела, да? - Видела, видела. - Как не видела, — рассмеялась Лизка. — Мы только и смотрели на вас. Ну уж, говорим, и ребята у нас. Поискать таких работников. - А где у вас малый-то? — спросила, оглядываясь по сторона, Анна. — Почему не видно? - Удит, — ответила Лизка и указала на дымок за мысом. — С косьбой ничего не получается. Позавчера принимался. Овод да муха, вишь, мешают. Выстал середи пожни, обмахивается веничком. Федюха, Федюха, говорю, ты ведь не в бане. На пожне-то косой от гнуса отмахиваются, а не веником… Все — и подошедший к этому времени Михаил, и двойнята — рассмеялись: Лизка мастерица была разыгрывать домашние спектакли. - Малой еще, — вступилась по обыкновению за Федюху Анна. — Подрастет, будет и он косить. - Ничего не малой, — возразила Лизка. — Больно лени много у этого малого, вот. - А нас, мама, оводы не кусают. Смотри-ко! — Петька и Гришка были без куклей — накомарников. Сняли, подражая старшему брату, — тот все лето ходил с открытой головой. А напрасно сняли, подумала Анна. Дорого обошлась им эта лихость. До волдырей, до коросты раскусаны бледные, бескровные лица. Отдыхать сели на выкошенный угорышек к Синельге. Прямо на солнцепек. Тут по крайней мере не донимает комар. Туес с молоком Михаил опустил в речку под густую черемшину. Котомку с хлебами повесил на сук березы — чего-чего, а мышей на Синельге хватает. Анна, отдуваясь от жары (все, кроме Михаила, — и двойнята, и Лизка сгрудились вокруг матери), стала рассказывать деревенские новости.

http://azbyka.ru/fiction/dve-zimy-i-tri-...

Они уничтожили Высший Церковный Совет и учредили Священный Синод, насажав туда приятелей по знакомству и кумовству. Так называемый Священный Синод моментом своего возникновения представляет собою каноническую безграмотность, издевательство над церковно-общественною совестью и глумление над Собором 1923 года и так скоро, всего через два месяца после Собора. Если ВЦУ 1922 года организовалось явочным добровольческим, революционным путем, то другого выхода не было, это диктовалось историческою необходимостью спасения Церкви. “Рыцари” – учредители Синода не учли своих сил. Ломая Собор 1923 года, т. е. рубя тот сук, на котором они сидели, они кроме того, к этому времени имели против себя негодующего Тихона, освобождённого из-под стражи и подтянувшего к себе массы. Не имея под собою никакой нравственно-канонической и церковно-правовой почвы, представляя собою рискованную авантюру двух десятков охотников до церковной поживы, Синод к тому же вздумал заложить свое основание на лжи и обмане. Выросший из живоцерковнического и содацсвского навоза, Синод, стыдясь своего происхождения, решил уничтожить в своем паспорте графу особых примет, заявил об уничтожении группировок и назвал с представителем единой, Соборной Апостольской Церкви. Это было надувательство, ложь и обман. Уничтожение группировок было сделано фиктивное, для отвода глаз. Если в банке сулема, а на банке наклеен ярлык «сахарный сироп», то это будет злостный и опасный уголовный обман. Новообразовавшийся Синод и повинен в таком злоумышлении. Уничтожить группировки означало не только сорвать ярлыки “Живая Церковь ” и “СОДАЦ”, но и ликвидировать возникшие на их идеологии новообразования. Практически это означало выбросить за борт женатых епископов, многобрачных клириков и монахов, преобразившихся в женатых попов, всё то, чего сейчас нет в Соборной Апостольской Церкви – греческой, антиохийской, болгарской, сербской, черногорской и др., равно не только удалить из Синода, но исключить из клира лиц, обязанных двумя браками (женами) одновременно и величающих себя архиепископами» (намёк на известного своими похождениями А.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

 -Это старые крокодильчики, 90-х годов.  -Крокодилы, да.  -А крокодильчиков еще товарищ Ленин выращивал.  -Давно выращивали, начиная еще с австрийского генштаба. Сейчас я хочу сказать, что…  -Включая западную Украину…  -Что используя средства массовой информации, этих крокодилов наделили определенной силой. И гадюк, скажем, семибатюшных, так прямо мы о них скажем. Дело в том, что мы никогда в России не можем себе представить…Вы можете себе представить площадь в русском городе, которая даже, допустим, была бы возмущена военными преступниками, их преступлениями на Украине: в Луганске, в Донецке. Сегодня ударили по луганской администрации, там погибли женщины. Пять женщин, которые стояли рядом, четыре вернее, убиты. Мирные жители погибли. Ополченцев не задели. Самолет ударил. Представляете? Так вот, по детскому саду лупят, по детской больнице в Славянске лупят из «Акаций». Пристрелочно. Перехватили переговоры. Корректировщик с артиллерийским расчетом говорит: куда бить? Понимаете? То есть тут не было никакой ошибки, что, может, снаряд не туда улетел. Это уже не крокодильчики, это уже люди, которые воспитаны на ненависти. Вот можете себе представить, что в Москве толпа прыгала и кричала, допустим: «Смерть врагам!» или кого-то там на сук-.даже тех же американцев?  -Кто не скачет, тот москаль. А сегодня они уже в Стамбуле кричат: кто не скачет, тот…  -Да-да-да.  -Но я хотел бы, дорогие братья и сестры, помолиться об упокоении новопреставленной Нины. Сегодня было отпевание. Это мать отца Александра, священника и просим помянуть еще воина Игоря, о здравии и воина Александра и всех, кто с ними сейчас сражается в Донецке, в Славянске, в Луганске. И дорогие братья и сестры, хотел бы еще пригласить в эту субботу, ближайшую, всех, кто желает поехать помолиться у чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Поездка посвящена русскому архистратигу Александру Васильевичу Суворову и трем войнам, которые вела Россия. В помощь божию явление икон Матери Божьей в Крымской войне, русско-японской и германской.

http://radonezh.ru/text/voyna-obyavlenna...

Мунисты тем временем пытались внедрять свое учение в детских садах. Так, в 1994–1995 годах они проводили рейд по детским садам Санкт-Петербурга. Внедрение мунизма широко проводилось и через юношеские секции восточных единоборств. Эту сферу деятельности Мун тоже пытается «подмять под себя», учредив культурную ассоциацию «Вонхва-до», «Путь гармонии». Это муновская разновидность каратэ со следующим самоопределением: Вонхва-до соединяет принцип унификации (объединения) с физическим и духовным тренингом силового спорта. По словам его основателя д-ра Сук Юн Хо, благодаря вонхва-до мы сможем стать «сыновьями и дочерьми Бога по благодати и по закону: сильными, мужественными, но и смиренными борцами за дело неба». Боевые движения («формы»), используемые в вонхва-до, имеют религиозное, спиритуальное значение: каждое движение и каждая серия движений соответствуют некому метафизическому принципу или историческому периоду (в смысле муновских «периодов восстановления»). Вонхва-до – это религиозное действие, медитация или даже богослужение, воплощенное в усердной, но размеренной деятельности. Например, «движение победы неба» было названо в честь победы неба, провозглашенной 4 октября 1976 г. Существует 10 серий наступательных движений, обозначающих месяц октябрь, и 4 оборонительных движения, символизирующих 4-й день месяца. Все в целом состоит из 76 движений, представляющих 1976 год» 412 . В 1997 году в Вашингтоне произошло событие, о котором поведала «Литературная газета»: «Была создана организация „Боевые искусства в борьбе за мир во всем мире», призванная объединить всех, кто в той или иной форме выходит на ринг с целью побороться с соперником по-восточному. Конференция закончилась скандалом: приглашенные в Вашингтон руководители крупнейших российских объединений восточных единоборств неожиданно отказались бороться за этот мир, громко хлопнули дверью и улетели домой. После чего собрали в Москве пресс-конференцию, на которой предупредили нас о нависшей опасности» 413 . Суть проблемы изложил Михаил Крысин, председатель российской Федерации косики-каратэ: «Мы собрались на конференцию в Вашингтоне – 400 человек со всего мира, чтобы познакомиться друг с другом, обменяться мнениями о развитии боевых искусств, наладить полезные контакты. И тут на трибуну взошел преподобный Мун и 4 часа вещал о каких-то лжеценностях. Фактически призывал полностью переписывать Библию, разрушать семейные устои, социальные устои государства. Оказалось, что Мун не просто так пришел на эту конференцию. Он сам ее придумал и организовал. И весьма успешно провел, создав в ее ходе еще и новую всемирную организацию, которая, кстати, так и называется – „Боевые искусства в борьбе за мир во всем мире». Разъезжавшихся по домам делегатов он напутствовал словами: „Идите и несите мое Учение!» Были разработаны и разъяснены механизмы распространения этого учения через боевые искусства, рассказано о финансировании» 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Св. Сергий Радонежский † 25 сент. 1392. Мощи его обретены в 1428. Св. Никон Радонежский, ученик св. Сергия, † 17 нояб. 1427. Савва , с 1428. (Упом. в грамоте Василия Васильевича). Геннадий Саматов (записан в Синодике). Зиновий , 1436–45. Досифей , 1446 и 47. Св. Мартиниан 35 , игумен Ферапонтовский, 1447–54; потом отошёл в тот же монастырь. Вассиан Рыло , 1455–66. Переведён в Новоспасский. Спиридон , 1467–74. Авраамий , 1475–78. Паисий , 1478–82; оставил игуменство. Иоаким упом. 1 авг. 1483. Макарий , 1484–88. Афанасий Сук , 1489 и 90. Симон , с 1490, а 22 сент. 1495 хирот. в митрополита Всероссийского. Св. Серапион , с 1495, а 15 янв. 1506 хирот. в архиеп. Новгородского. Досифей , 1506 и 7. Памва Мошнин , 1508–14, упом. 15 дек.; † 6 мая 1515 бывший. Иаков определён 1 апр. 1515–1520, 8 нояб. оставил игуменство. Порфирий определён 2 февр. 1521–1525, в сент. оставил игуменство. Арсений Сухарусов определён в янв. 1526–27. Потом основал Вологодский Арсениев мнтрь. Александр , 1527–29. Иоасаф Скрыпицын , с 1529, а 9 февр. 1539 хирот. в митр-та Всероссийского. Порфирий , 1539–41. Алексий , 1541, а 25 февр. 1543 хирот. в архиеп. Ростовского. Никандр , 1543–45. После архиепископ Ростовский. Иона Щелепин , произведён из келарей, 1546–49. Серапион Курцев , из келарей, 1549, а 14 июня 1551 хирот. в архиеп. Новгородского. Артемий Пустынник , 1551, через 6 ½ месяцев оставил игуменство, а в янв. 1554, обвинённый в ереси, сослан в Соловки. Гурий Лужецкий , 1552, а 17 мар. 1554 хирот. в еписк. Рязанского. Иларион Кирилловец , 1554 и 55. Иоасаф Черный , 1555–60. Архимандриты Елевферий , в 1560. Архим. с 6 янв. 1561. В 1564 хирот. в еписк. Суздальского. Меркурий Дмитровец , 1564–66. Кирилл , 1566, а 11 нояб. 1568 хирот. в митрополита Всероссийского. Памва , 1569, в нояб. заточён в Хутынь. Паки с 1572 по 1575. Феодосий Вятка , архим. Андрониевский, (в отсутствии Памвы) 36 1570–72 (был жив в 1580). [Еписк. Рязанский]. Варлаам , 1575 и 76. Иона , 1576–84. Митрофан Дмитровец , 1584–88. Киприан Балахонец , 1588–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010