Отовсюду идут одни и те же толки: власть поступила корректно, духовенство оскандалилось и возбудило против себя Россию и весь мир Всем можно молиться за Толстого, а нам православным нельзя. Слова Государя, начертанные на докладе о смерти Толстого, произвели в обществе впечатление приятной неожиданности. Все того мнения, что правительство заняло правильную линию, но что духовенство, сгубившее Толстого, проявило какое-то средневековое инквизиторство» 8 . В своем “Предсмертном дневнике” святой праведный Иоанн Кронштадтский прочески записал 3 октября 1908 года: “Земное отечество страдает за грехи Царя и народа, за маловерие и недальновидность Царя, за его потворство и неверию и богохульству Льва Толстого…” 9 . Подрывая своей политикой авторитет “господствующей конфессии” страны, высшая власть неминуемо приближала и своей конец, фактически рубя сук, на котором сидела в течение двух столетий. История с юбилеем и кончиной великого русского писателя была лишь одним из ярких примеров заката эпохи “православ­ного абсолютизма”. Весьма вероятно, что именно в период правления последнего русского царя сформировались взгляды будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на взаимоотношение Церкви и государства. В отличие от многих своих современников, он никогда не рассматривал крушение Российской империи как катастрофу эсхатологического масштаба, будучи прекрасно осведомленным о настроениях двора и высшего света, которые не оставляли иллюзий относительно роли “удер­живающего”. Близким другом и единомышленником архиепископа Сергия (Страгородского) в те годы был владыка Антоний (Храпо­виц­кий). В переписке последнего содержатся прямые упреки династии в потворстве афонскому имябожничеству и распутинщине — “пакости, очевидно получившей некоторые симпатии при Дворе, как и все сродное хлыстовству” 10 . Таким образом, толстовство, распутинщина, имябожничество, хлыстовство — эти духовные болезни поразили российскую власть в самое что ни на есть сердце. Православная Церковь, полностью зависевшая в те годы от своего “епископа внешних дел” — монарха, была бессильна в борьбе с этими недугами, которые объединились в своих нападках на иерархию.

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-strago...

Эта остановка находится в самой верхней точке Виа Долороза, там, где она пересекается с улицей Сук Хан аз-Зейт. (Названная улица, кстати, позволяет кратчайшим образом пройти от Дамасских ворот к храму Гроба Господня.) Перекресток седьмой «станции» составлял когда-то пересечение Кардо Максимус с одним из так называемых «декуманосов» (поперечных улиц) города Элиа Капитолина – построенного императором Адрианом нового, «римского», Иерусалима. По католической традиции (до раскопок 1882 года на Русском месте это было общепринятое мнение), в эпоху Христа Спасителя именно здесь существовали ворота – промежуточные между Рыбными, расположенными севернее, и Ефремовыми, находившимися южнее, – которые Библия называет Старыми Воротами (см. Неем. 12, 39 ), а христиане позже назвали «Судные Врата». Раскопки 1882 года позволили точнее установить местоположение Судных Врат (см. ниже). Предание о том, что, выходя из города через эти ворота, Иисус упал во второй раз, не подтверждается Евангелием. Несмотря на чрезвычайные физические страдания Спасителя, духовные Его страдания были еще сильнее. Это было ощущение богооставленности, впервые посетившее Его накануне, в вечерней молитве в Гефсиманском саду. Душа Моя скорбит смертельно ( Мф. 26, 38 ; Мк. 14, 34 ), – сказал Он тогда ученикам. Теперь эта смертельная тоска усиливалась с каждым шагом, приближавшим Его к Голгофе. Восьмая станция («Не плачьте обо Мне») Повернув после седьмой остановки вправо, поднимаемся на несколько ступеней по улице Акабат аль-Канка и проходим мимо немецкого (Мальтийского) хосписа Святого Иоанна. Данная местность во времена Христа Спасителя находилась уже вне городских стен. Сейчас трудно в это поверить, проходя оживленным кварталом Старого Города. По левой стороне улицы, в стене греческого православного монастыря святого Харлампия издали виден камень, помеченный крестом и греческими буквами «Иисус Христос Ника» (т.е. «Христос, побеждай»). Крест на стене, по преданию, отмечает место беседы Спасителя с женщинами Иерусалима. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? ( Лк. 23, 27–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И сказал Илия к людям: «возьмите пророков Вааловых, дабы ни один из них не скрылся; и взял их Илия и повел на поток Киссон и заколол их там», с выразительной и ужасной краткостью передает Книга Царств. А их было «пророки студные Вааловы четыреста и пятьдесят, и пророки дубравные – четыреста, ядущих трапезу Иезавелину». Во всяком случае потребна неимоверная духовная сила, неимоверное могущество воли, чтобы превзойти пределы всего человеческого и сойти еще в глазах своих современников, видевших и осязавших его своими перстами, за существо почти бесплотное, способное питаться пищей ворона, за чудотворца, воскрешавшего мертвых, за небожителя своего рода, восхищенного на небо в колеснице огненной, обращенного фантазией народа в настоящего бога грома и молнии, в «Илью- Наделящего» русской мифологии, катающегося по облакам в своей колеснице и принимающего от народа жертвы за ниспосланную ему жатву. Через 1.000 лет, на Фаворе, тот же колоссальный образ грозного пророка Божия является в верованиях народных вместе с Моисеем, участником славы нового посланника Божия. Такое неизгладимое впечатление вставил он в памяти народа, что без него уже немыслимо ни небо Иеговы, ни пришествие Мессии, ни самый страшный суд Божий. Везде необходимо участие этого неукротимого пророка-карателя с его небесными громами. Мы то-и-дело останавливаемся для отдыха в тени прекрасных садиков, под густыми фигами и гранатниками. Дорога ходкая, спорая, Кайфа уже недалеко, а час парохода еще не близок. Мы едем почти все землями одного и того же богача сирийца, которого наши арабы называют Сур-Сук. Громадные пространства принадлежат ему здесь. Он не живет здесь сам, а приезжает только на уборку пшеницы. Нам показали в одном из садов хорошенький домик, устроенный для приезда его. Когда мы перевалили через тенистую лесную горку, в чащах которой с наслаждением покейфовали час-другой, перед нами далеко внизу вдруг сверкнула, будто радостная молодая улыбка, голубая гладь Средиземного моря. Оно казалось еще более голубым, еще более очаровательным от рамы желтых береговых песков. Белые, словно игрушечные, домики Кайфы ярко вырезались на его густой бархатистой лазури у тяжкого подножия Кармила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ольга Ки. 16 февраля 2018, 01:21 Дорогие братья и сестры,Что же мы всё стремимся поломать да разрушить?Мы же рубим сук на котором сидим. Ошибки - кто может их избежать. Наши пастыри-прежде всего люди, а значит и им свойственно ошибаться.Зачем же их сразу так, простите, в лоб? Давайте смотреть в суть: тысячи людей благодаря проповедям о.Владимира если не приблизились к Господу, то открыли для себя Святые молитвы, обрели веру и покаяние.Так давайте по-благодарим его,что сумел найти правильные для каждого из нас столь разных в вере и знаниях христианства слова. А потом отзовем его в сторонку и тихонько укажем на недостатки.Но сделаем это по-Божески:с любовью,а не по-старинке:обличая через " передовицы " и сразу на всю страну. Иоанна_ 16 февраля 2018, 00:07 По деятельности Кочеткова БЫЛА создана авторитетная комиссия, 2 года работата, сделала ошарашивающие выводы! Но это НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛО! Вопрос: зачем тогда нужна была комиссия? И конечно, не дело мирян здесь в комментариях бодаться, этот вопрос должен решаться священноначалием, однозначно! Почему же оно бездействует? Неужели думают, что " само рассосётся " ? Почему безучастно смотрят, как расхищают овец стада Христова?! Ирина Парпулова 15 февраля 2018, 23:31 Не касаясь самого содержимого обвинений, нельзя не удивиться позиции автора статьи и т.н. православных изданий, без суда и следствия речатающих обличающий материал. По всем этическим нормам, основанным прежде всего на Евангелии, необходимо было, во-первых, обратиться к самому о. Владимиру и правящему архиерею, а затем, если понадобится, рассмотреть дело в вышестоящих церковных инстанциях. И только после этого, по их решению, придать публичной огласке. Подобный вынос сора из избы - соблазн прежде всего, для новоначальных, и скольких, стоящих на пороге Православной Церкви подобные склоки заставят повернуться спиной и уйти!.. и какой повод к обличению РПЦ врагами Православия! Сегрей 15 февраля 2018, 22:51 Здравствуйте люди добрые, не судите по одному видео, если на то пошло, возьмите лист бумаги, разделите его на два столбца, просмотрите все видео, отрицательные - ставьте в один столбик, а положительные в другой. Все гениальное просто! Да долго, но когда за правду, то времени не жаль.

http://pravoslavie.ru/110552.html

Вместе с Платоном в ученической сумке прибыл пакет для Щусевых. В конверте том была фотография девушки такой красивой, что глаз не оторвать. Тетушка — ученица губернской гимназии. Еще в конверте было письмо и бумажки-бланки какие-то с печатями. Платон без проволочек был не только усыновлен Щусевыми, но и переименован в Алексея, да и не просто переименован, но крещен в ночное время выгнанным из храма попом, тайно справлявшим требы и службы. Время начиналось страшное, тюменского начальника расстреляли, пробовали таскать Доната Аркадьевича, но его, как ни странно, спасала дореволюционная ссылка. Вон он когда еще боролся за землю, за волю, за лучшую долю! Борец-то, между прочим, вместе с братией из художественной академии побегал по улицам столицы, потряс красным флагом в 1905 году и поехал бесплатно в Сибирь на бесплатное житье, за ним, уж добровольно, ринулась и возлюбленная его, Татьяна Илларионовна, — все как в лучших революционных романах! Люди тогда старомодные были, в Бога веровали, не бросали друг дружку в беде, не предавали походя. И еще спасло Щусевых безупречное, скромное житье, всеобщее уважение тобольчан. Цеплялись насчет мальчишки большевистские непримиримые и неистовые борцы за чистоту рядов совграждан. Супруги Щусевы взяли грех на душу, по письменному наущению начальника соврали: дескать, это сын девушки, заброшенной ветром войны из казачьего Семиречья, но казак погиб, мать была, по слухам, в монастыре, но как монастырь разогнали, она где-то в вихре революционных бурь затерялась. Простоватый с виду провинциальный интеллигент Донат Аркадьевич был уже крепко бит и трепан жизнью, голой рукой его не так-то просто ухватить — с фотографии тетушки Елизаветы он написал портрет маслом и придал ему черты сходства с Алешей. Отдаленно-то по породе они и были немножко схожи, художник это сходство где штришком, где мазком усугубил. Он же, Донат Аркадьевич, видя кровавый разгул в стране, начал править Алексея на военную стезю, наверное, полагал мудрый старик, что уж военных-то, силу-то свою и мощь, большевики подрывать не будут, не совсем же они остолопы, чтобы сук под собой рубить.

http://azbyka.ru/fiction/prokljaty-i-ubi...

Монастырь св. Георгия был одним из самых древних в патриархате, его основание восходит к доосманским, а возможно и к византийским временам. Как главное сокровище в монастыре сохранялась жалованная грамота, данная обители халифом Умаром. Будучи, несомненно, поддельной, 1083 она, тем не менее, надежно гарантировала безопасность монастыря, его обитателей и имущества – земельные угодья, определенное поголовье овец, коров, ослов и лошадей. 1084 Как уже говорилось, патриарх Макарий испросил в 1656 г. в Москве жалованную грамоту о получении милостыни, наряду с другими крупными сирийскими обителями, и монастырем св. Георгия – грамота была дана на имя игумена Исакия с братьею. 1085 Григорович-Барский писал, что монастырь был обновлен и перестроен патриархом Афанасием в 1700 г. (дата, видимо, ошибочна, Афанасий патриаршествовал в 1686–1694 и 1720–1724 гг.). Во время посещения монастыря Барским в 1728 г. там насчитывалось около 40 монахов – арабов и греков, – «в то время бяше игумен Греческий от Кипра, именуемый Петр, муж разумен и добродетелен». 1086 Порфирий писал о перестройке монастыря в 1837–1838 гг., в его время там жило 30 монахов, все арабского происхождения. 1087 Прочие горные монастыри Помимо перечисленных монастырей, существовавших в годы посещения Леванта Григоровичем-Барским, известен еще ряд обителей, отмеченных Порфирием Успенским в его описании Сирийской церкви 1840-х гг. Два из них – Дейр аль-Харф и Архангельский монастырь в Букаате – упомянуты выше. Два других однозначно возникли после путешествия Барского – Георгиевский в Сук альГарбе к юго-востоку от Бейрута, построенный в 1841 г. (это был, скорее, не монастырь, а загородная резиденция бейрутского митрополита); 1088 а также св. Илии (Дейр Мар Элиас ар-Рих) у селения Бурдж Сафита, недалеко от монастыря св. Георгия Хумейр, восстановленный на развалинах старого монастыря в 1806 году. 1089 Время основания остальных неизвестно – это монастыри св. Дамиана (Дейр Мар Думит) в Хусн аль-Акраде (Аккарская епархия) и св. Димитрия в селении Кусба около Триполи (в 1840-е гг. там насчитывалось два монаха). 1090 В этом монастыре хранится небольшое собрание рукописей, которое свидетельствует скорее в пользу недавнего возникновения обители. Ни одна из книг (большинство их относятся к концу XVIII – первой половине XIX в.) не была написана в монастыре или пожертвована ему. Они поступили туда из разных церквей Кесруана и Триполи. 1091 Среди немногих рукописей, заслуживающих внимания, можно упомянуть комментарии к Евангелию на староосманском языке и выдержки из Синаксаря, переписанные митрополитом Диярбакра Иерофеем, который, по собственному признанию, сократил текст Синаксаря, «дабы не утомлять им людей». 1092

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раз пришёл он поливать свой сук и ужаснулся: на месте его раскинулся великолепный оазис – финиковые пальмы высоко поднимались к небу, более нежные растения росли под ними, защищённые тенью пальм от палящих лучей солнца, а посреди оазиса был источник чистой, прозрачной воды. Вне себя от радости и удивления пришёл инок к своему старцу и воскликнул: «Отче, ты совершил чудо!» – и рассказал ему всё подробно. Выслушав его, старец заметил: «Чадо, это не я совершил чудо, а ты своим послушанием. Знай: ничто так не приятно Богу, как полное послушание без рассуждения, так как оно даёт человеку смирение, а это есть верх добродетелей. Зане Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать " 76 . Аминь. 18 апреля 1910 г. Пасха Христова Поздравляю вас, детки, со Светлым Праздником Воскресения Христова. Велик нынешний день: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь 77 . Конечно, все вы были сегодня у обедни; у нас она торжественно совершается. А мне не удалось быть за службою. Утром совершил правило и уже собрался идти, как почувствовал такую слабость, что с трудом поднялся с дивана, чтобы перейти на постель. Должен был дать знать архимандриту, что у Литургии не буду. Тяжело лишиться в этот день службы. Впрочем, Господь наказал меня за некоторую самонадеянность. По примеру прошлых лет надо было утреню совершить келейно, а я понадеялся на свои силы и отправился в храм. Утреню простоял хорошо, а потом и плохо стало. Теперь чувствую себя гораздо лучше и радуюсь, что могу вас принять. Как важно полагаться во всём на волю Божию, крепко верить в Его Божественный Промысл, устрояющий всё во благо! Эту Пасху я был утешен приездом двух иноков, которые раньше жили у нас, а потом были переведены в Петербург. Скучают они по Оптиной обители, при их скудных средствах часто не приедешь – дорога дорога. Они сетуют: вот денег нет, а было бы их много, часто навещали бы святую Оптину Пустынь. Я же отвечал им на это: «Было бы у вас много денег, верьте, что вовсе не поехали бы к нам». Люди богатые часто забывают единое на потребу 78 и всё время проводят лишь в том, как бы удовлетворить свои бесчисленные прихоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Разваливая семью и экономически ее перемалывая, декларируя максимальное удовлетворение человеческих потребностей без их моральной оценки, общество само “рубит сук, на котором сидит”, превращая своих членов в злобствующих циников, эгоистов, себялюбцев, не любящих ни свою Родину, ни Бога, ни людей. В какой мере вредно светское воспитание наших детей? Скажем так: это зависит от того, насколько соответствует духовно-нравственное состояние “инженеров человеческих душ” призыву Господа нашего Иисуса Христа: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (МФ.6:33). 9. ВОПРОС: Некоторые дети, вероятно, могут спросить: почему в храмах нет обычных, понятных картин на церковную тему или почему нет инструментальной музыки, почему вообще столько ограничений в поведении в храме? Как правильно ответить? И вообще, что значит — приобщить к православной культуре? Поскольку жизнь многих членов нашего общества никак не связана с мыслью о Царствии Божием, то для большинства родителей и детей храм становится просто каким-то древним архитектурным сооружением, внутри которого нет ничего современного: ни картин, ни музыкальных инструментов, ни привычного для слуха синкопированного пения, наконец, “нормального”, засоренного западным сленгом русского языка. Так, музей! Поэтому невоцерковленного человека видно сразу: по его блуждающему по потолку и по стенам храма взгляду, в котором застыл вопрос: а зачем это, а что это такое; по ногам, не знающим, куда направить свои стопы; по отсутствию платка на голове женщин или по присутствию головного убора на голове у мужчин… А ведь вы переступили порог школы благочестия. Вам надлежало бы учиться в ней с детства, но поскольку по тем или иным причинам вы были лишены этой благодати, то давайте совершим краткую экскурсию по “школе”. Храм (церковь, собор) — Дом Божий, где совершаются епископами или священниками богослужения, в которых преподается и изливается на нас милость Божия (благодать). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор; 2) собственно храм (средняя часть); 3) алтарь, где находится Святой Престол, на котором совершается самая главная служба — Божественная Литургия, соединяющая со Христом всех причащающихся в Таинстве Евхаристии.

http://azbyka.ru/deti/kak-votserkovit-de...

Там закалённый молитвою старец о. Алексий (Феодор Алексеевич Соловьев, 1846–1928), горячая православная душа, пас словесное стадо. Сюда наезжало интеллигенции со всей судьбоносной Москвы опоры искать в себе, утверждать самовоззрение. И в крутые времена Пустынь попервости оживлялась духом Господним, свободою. «Остёр топор, да и сук зубаст» — поговаривала вокруг простая чадь, миряне. Здесь многажды молился благовестник и златословный учитель — о. Павел Флоренский . В голодные годы в окрестном лесу приходилось ему собирать и грибки для семьи. Истинствовал в любви к живому благоуханию бытия до последнего вздоха. Мимо Параклита и Зосимовой пустыни, уже закрытых и пустеющих, с воцарением восьмилегионного беса, когда людей, как волков, обкладывали красными флагами, не раз проезжал гонимый Сергей Нилус. Он проезжал в лесную сторону, в деревню Гагино, где некоторое время скрывался в семье местного священника; тот-то впоследствии, в 1928 году, и отказал ему в таком прибежище. Кого не трясёт боязнь? В Крутец едем этой стороной, но в Гагино крюк не даём, расстояние порядочное, а день короток. Отлогости, распадки, подъёмы на местности — поднесь как было, одни поля невозделанные тошнят нынешней тошнотой. Наконец Александров, река Серая, где Грозный утопил очередную жену, с каретой и кучером на облучке, светлейшие стены духовной лечебницы — монастыря. Почти безошибочно берём направление к Крутцу, но всё же спросили долговязого парня, и тот показал: правильно, версты четыре отсель. Крутец и вправду на взвозе, на горушке. Вот изреженный елушник расступился, обнажив крутой подъём просёлка, и выглянула ровная, как стол, улица — теперешнее село. Первое, что бросилось в глаза — старинный бревенчатый дом с «галдареями» по бокам, по-теперешнему с верандами, с непременным мезонином. Оказывается, это охотничий особняк купца Зубова Павла Васильевича, александровского богача и землевладельца. Вон внизу зубовские заливные луга с нанятыми покосчиками. Кому-нибудь и сейчас слышатся хруст срезаемых трав, задиристый говорок и смех средь благовонной поляны.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

По пути зашли мы прежде всего на русское кладбище... На берегу, на вершине пригорка, залегли земляки!.. Вот могила с большим синим крестом, обнесена оградкой... Вот ещё крест... В надписи кто-то прощается с милой Лизой... Могилки без крестов... А вот опрокинутый, и не временем, а людьми, прекрасно сохранившийся гранитный памятник: «In memory of Er. Ney, Captain of the Russian Schooner «Aleute», who died here 3-d October 1884». Около кладбища никакой ограды нет. Я совершил литию по всем здесь погребённым землякам... Однако добрались мы и до дома Ефрема Такеда!.. Его дочь ещё издали увидела нас и, прибежав навстречу, довела до дома отца... Впрочем, дома, собственно говоря, нет: устроен наскоро большой шатёр, по бокам обколоченный тёсом, а наверху покрытый тростником. Конечно, нет никакого потолка; вместо него – нары из жёрдочек. Но пол какой-то есть; а когда его прикрыли соломенными циновками, он выглядел весьма прилично... В углу под закопчёнными жёрдочками, под закоптелым тростником крыши висит святая икона. А когда пред нею, во время молитвы, загорелись свечи, – каким миром повеяло в этом почти нищем жилье! Я не без труда, конечно, согнувшись, стоял под жёрдочками, стараясь не зацепить головой всюду развешанных над дымом курящегося костра лососей. Совершив обычный краткий молебен, я семье Такеда сделал наставление, как должно жить, будучи христианином. О. Николай приступил к исповеди его и всей его семьи, а я той порой пошёл на близлежащее кладбище. Оно небольшое, семейное (господина Семёнова), обнесено забором; хорошо сохраняются кресты и памятники. Совершил я и здесь литию. Рядом с этим кладбищем – кладбище айну. Над могилой, где у нас ставят крест, они вкапывают просто обрубок дерева, но непременно с обрезком торчащего кверху сука. И этот сук, и самый обрубок дерева выше этого сука украшены, правда, не особенно изящной резьбой. Вблизи этого кладбища началось уже и японское кладбище. К концу исповеди возвратившись в жильё Такеда, я вместе с ним молился во время святого причастия. И после разных бесед с ним все мы поспешили обратно в Маука; начинало уже вечереть. Вечером была совершена исповедь христиан г. Маука и крещение младенца...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010