Здесь число красных церквей весьма ничтожно, в Москве их около десяти. В деревнях их совершенно не признают». 241 В 1924 году отец Григорий успешно оканчивает Богословский институт. Сразу же после окончания Святейший Патриарх Тихон, будучи сам в заключении, но имея разрешение на церковную службу, хиротонисует Григория во епископа Ибресинского, викария Ульяновской епархии. По совершении Божественной литургии Святейший Патриарх Тихон в напутственном слове тихо сказал новохиротонисанному епископу Герману: «Благословляю тебя на борьбу с обновленцами, неустанно борись!». 242 Прибыв на архиерейскую кафедру в Чувашию, епископ встретил противодействие со стороны нескольких епископов – самозванцев и раскольников Тимофея (Зайкова), Даниила (Филимонова), Иоанна (Никольского), совращавших народ в обновленчество. Епископ Герман обращается с прошением к Святейшему патриарху Тихону на временное управление всеми православными приходами Чувашской области до прибытия митрополита Казанского Кирилла, поскольку как викарий Симбирской епархии он не имел юридического права на это. Получив такое благословение Святейшего Патриарха Тихона резолюцией от 11 декабря 1924 года на управление всеми православными приходами Чувашской области, он посешает приходы Чувашии, вразумляя перешедших в обновленчество священников. Епископ Герман 19 февраля 1925 года был в селах Солдыбаево и Карамышево в сопровождении священников Дунина, Глинского, Емельяна Федорова и Белова. Был в селах Шихраны, Хормалы, Ново-Тинчурино, Кошлоуши, Тарханы и др. 21 февраля 1925 года прибыл в город Мариинский Посад, служил всенощную в Казанском храме, 22 февраля – обедню в Троицком Соборе. Во второй половине февраля 1925 года объезжал села Чебоксарского уезда. Власти арестовывают его и высылают на поселение в Козью Слободу близ города Казань, но вскоре за недостаточностью улик освобождают. Епископ Герман немало потерпел от еретиков. Так, в селе Хормалы, ныне Ибресинский район Чувашии, он был избит обновленцами и еле спасся от насильственной смерти. Об этом рассказывает митрополит Иоанн Сычев в своей работе «Церковные расколы в Русской церкви 20–30 годов XX столетия»: «...известен такой случай, бывший с епископом Германом, когда последний управлял Ибресинским викариатством (1925–26 гг.). В один из воскресных дней он направлялся на богослужение в Киево-Николаевский монастырь. Но едва он миновал монастырские ворота, как на него со всех сторон посыпались камни – это в него с руганью и поношением бросали монашки. Оказалось, что монастырем завладели григорианцы во главе с епископом Виссарионом (Зориным), и они-то научили монашек встретить «Сергиевского» епископа градом камней». 243

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В апреле 1878 года за труды, понесенные в Симбирской епархии, владыка получил грамоту следующего содержания: «Отличное усердное служение ваше и деятельные попечения о нуждах и пользах вверенной вам паствы снискали вам наше монаршее благоволение, в изъявление коего всемилостивейше сопричисляем вас к императорскому ордену нашему святого равноапостольного князя Владимира второй степени большого креста. Препровождая знаки сего ордена и повелевая вам возложить оные на себя и носить по установлению, пребываем к вам императорскою милостию нашею благосклонны. На подлинной собственною его императорскаго величества рукою написано: Александр В С-Петербурге. 16 апреля 1878 года» . 28 сентября 1882 года преосвященному Феоктисту определено быть епископом Рязанским и Зарайским. 24 марта 1885 года владыка был возведен в сан архиепископа. Под конец жизни он много стал интересоваться археологией, оказывал деятельную поддержку разным археологическим учреждениям. За это владыка был избран почетным членом Санкт-Петербургского археологического института и археологического общества при Киевской духовной академии. Скончался архиепископ Феоктист 2 декабря 1894 года, будучи пособорованным, исповеданным и причащенным отцом Иоанном Кронштадтским. Владыке Феоктисту принадлежит сочинение «Император Юстиниан I и его заслуги в отношении к Церкви Христовой» (Киев, 1856). Епископ Варсонофий (Охотин) После преосвященного Феоктиста в 1882 году на Симбирскую кафедру взошел епископ Варсонофий (Охотин). Он управлял кафедрой тринадцать лет, на протяжении которых трудился над совершенствованием духовного образования, содействовал просвещению чувашей, что вызывало противодействие со стороны знати. Для чувашских детей он строил школы, а в период испытаний по закону Божиему сам посещал их. Владыка покровительствовал различным благотворительным организациям, много занимался миссионерством среди иноверцев. В 1888 году преосвященный был участником собрания в Казани Поволжских епископов, где было подписано обращение архиереев к «бывшим о Господа чадам Греко-Российской Церкви, а ныне вне единения с нею пребывающим, глаголемым старообрядцам». В то же время он написал акафист преподобному Варлааму Хутынскому. Скончался владыка 13 августа 1895 года в Симбирске и погребен рядом с могилой епископа Евгения в усыпальнице под алтарем Николаевского зимнего кафедрального собора.

http://pravoslavie.ru/31259.html

112 П. Д. Шестаков (бывший попечитель казан. учебного округа), который и наделил меня своею брошюрою по этой надписи. Авт. 114 В 17 верст. от Яренска. В ульяновском монастыре, о котором мы сказали раньше, также признается чудотворным нерукотворенный образ Спаса. Одни называют этот образ «явлнным», a другие «прикладным» от св. Стефана при постройке монастыря и храма. 116 По народному преданию кедр, который стоит теперь в ограде архангельской церкви (в с. Устъ-Выме), посажен руками св. Стефана. В той же ограде существует часовня (каменная) во имя свят. святителя. В часовне этой (возде церкови), конечно, не было бы надобности. Ясное дело, что она построена там, где была хижинка (келлия) св. Стефана вблизи «прокудливой березы» на месте которой равно-апостольный построил церковь во имя архангела Михаила, да существует и ныне архангельская церковь (см. в этой книге стран. 53, а также 33–37). 118 Рижские вести. 1878 г. 22 сент., 213, заметка от И. Ж. Эту заметку перепечатали в том же году «церковно-общест. вест.» 121 стр. 6) и «церковный 43 стр. 18). 119 Исслед. в том же рижск. вестнике (недавно умершего) протоиерея г. Якобштадта, Николая Василева, напечатанное всего чрез два месяца после заметки (от 24 нояб. 1878 г. 267).Копию со своей статьи о. протоиерей и сообщил мне при письме от 22 окт. в следующем затем (1879) году. Авт. 121 Он и значится уже в числе учеников, а не с первыми 12 сподвижниками препод. Сергия (церковно-историч. Месяцослов Троиц. лавры). 123 Напротив жизнь препод. Сергия тот же биограф составлял более чем 20 лет. Почему же столь медленно? Подвиги Сергия были и сокровенными, тогда как жизнь св. Стефана (особенно на проповеди) видели все, а в Ростове впродолжение 13 лет был постоннным очевидцем ее жнзнеописатель. 130 Т. е. в трех уездах волог. губ.: сольвычегодском, усть-сысольском и яренском. (Но проповедь св. Стефана отчасти касалась и мезенского уезда (в арханг. губ.), где теперь 35 церквей.) Монастырей же числится по одному в гг. Сольвычегодске и Усть-сысольске.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

архит. В. Н. Шильдкнехта) собора Св. Софии. 2-этажный Воскресенский храм в скиту Павлова Обнорского мон-ря (1867-1869) был увенчан 13 луковичными главами, имел щипцовое завершение и русско-визант. отделку фасадов. В рус. стиле выдержаны шатровая колокольня Успенского вологодского мон-ря (1880), декорированная кокошниками, церкви прп. Корнилия в Корнилиевом Комельском мон-ре (1854-1856, не сохр.), Знаменская Свято-Духова вологодского мон-ря (1860-1867, не сохр.), Покровская Нило-Сорской пуст. (1863-1866), Корсунской иконы Божией Матери (1875-1879, не сохр.), колокольня (1881-1887, не сохр.) Павлова Обнорского мон-ря и комплекс Стефано-Ульяновского мон-ря (ныне территория Сыктывкарской и Воркутинской епархии, частично сохр.). В нек-рых случаях в основе архитектурного решения лежала классицистическая композиция (Знаменская ц.). Те же черты присущи ц. во имя свт. Лазаря Четверодневного в Вологде (1882-1887), бывшей в годы гонений на положении 2-го кафедрального собора, и Преображенской ц. (перестроена в 1876-1880) Спасо-Суморина мон-ря. В формах рус. «кирпичного» стиля XVII в. были сооружены 5-главый собор Парфеновского жен. мон-ря (окончен в 1914), притвор ц. прп. Зосимы и Савватия Соловецких в Вологде, церкви в с. Нелазском, свт. Василия Великого в Устюжне (нач. XX в.) и др. Церковь Казанской иконы Божией Матери в г. Никольске (нач. XX в., действующая) выдержана в визант. стиле. Своеобразие художественного стиля региона определило «местонахождение Вологды на границе между средней полосой России с ее старыми художественными центрами и Севером, где процветало народное, преимущественно крестьянское искусство» ( Вздорнов. С. 55). Для древнейших произведений начиная с XIV в. характерны сочетание достижений искусства крупных художественных центров («...основой для формирования местных стилистических течений в XIV в. стала иконопись Ростова» - Смирнова. С. 138) с простотой и непосредственностью «северных писем», а также графичность изображения и темно-синий фон. Это иконы: «Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими свт.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Иванович Сухов (7.05.1867, с. Жемковка Сызранского у. Симбирской губ.- 22.10.1918, г. Бугуруслан Самарской губ.), сщмч. (пам. 9 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых), свящ. Из многодетной семьи священника. Рано лишился матери. Отец растил детей один, трое его сыновей впоследствии стали иереями. Летом 1887 г. К. окончил Симбирскую ДС. Назначен Симбирским еп. Варсонофием (Охотиным) псаломщиком в с. Ясачная Ташла Симбирского у. и губ. 17 сент. 1888 г. еп. Варсонофий рукоположил его во диакона и определил к церкви с. Михайловка Сенгилеевского у. 25 сент. того же года К. был рукоположен во иерея и назначен священником к Иоанно-Богословской ц. с. Опалиха Симбирского у. и губ. (ныне с. Апалиха Майнского р-на Ульяновской обл.). 17 мая 1890 г. К. на основании прошения был переведен в Самарскую епархию и определен Самарским еп. Серафимом (Протопоповым) на должность настоятеля храма в с. Ст. Дворяновка Самарского у. и губ. Одновременно служил заведующим и законоучителем местной церковноприходской школы. 1 февр. 1896 г. по указу Самарского еп. Гурия (Буртасовского) переведен настоятелем Христорождественской ц. с. Царёвщина Самарского у. (ныне пос. Волжский Красноярского р-на Самарской обл.). К. пользовался большой любовью и уважением прихожан. В 1899 г., заботясь о здоровье троих оставшихся у него детей (двое детей умерли в 1896-1897 от дифтерии), К. подал прошение о переводе в с. Узморье Новоузенского у., где был более сухой и здоровый климат. Однако вскоре после его отъезда крестьяне с. Царёвщина стали просить о возвращении К. на их приход. 26 марта 1900 г. еп. Гурий вернул К. на служение в Царёвщину, где у него вскоре умерла младшая дочь. 12 окт. 1903 г. К. был назначен настоятелем Спасо-Вознесенского собора в г. Бугуруслан Самарской губ. С того же года представлял духовенство в городском земском собрании. С 1910 г. являлся депутатом от духовенства в Бугурусланской городской думе. В этой должности он прилагал большие усилия к улучшению здравоохранения в Самарской губ. Кроме того, К. был членом правления Бугурусланского ДУ, состоял заведующим и законоучителем в церковноприходской школе Спасо-Вознесенского собора, преподавал в школах соседних деревень Васильевка и Ключевка. В 1908 г. на свои деньги открыл в Бугуруслане еще одну школу, где стал законоучителем. Своей общественной деятельностью К. заслужил большой авторитет у местных жителей. Награжден набедренником (1890-1896), скуфьей (1896-1903) и камилавкой (после 1908).

http://pravenc.ru/text/1842026.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никон (Фомин), митр. Астраханский и Камызякский. Фотография. 2017 г. (Фомин Николай Геннадьевич; род. 7.01.1963, с. Мордовский Канадей Николаевского р-на Ульяновской обл.), митр. Астраханский и Камызякский. Окончил среднюю школу в пос. Майоровском Сызранского р-на Куйбышевской (ныне Самарской) обл. Обучался в сельскохозяйственном техникуме в г. Беднодемьяновске (ныне Спасск) Пензенской обл. В 1982-1984 гг. проходил срочную военную службу. 11 сент. 1985 г. Ивановским и Кинешемским еп. Амвросием (Щуровым ; впосл. архиепископ) рукоположен во диакона к Преображенскому кафедральному собору г. Иванова. 20 окт. того же года пострижен в монашество с именем Никон. Осенью 1990 г. назначен экономом Шартомскогово имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря с. Введенье Шуйского р-на Ивановской обл. 18 окт. того же года рукоположен во иерея. 1 февр. 1991 г. назначен наместником Шартомского мон-ря. В 1992 г. возведен в сан архимандрита. В том же году стал членом епархиального совета Ивановской епархии (до 2016). Шартомский мон-рь в годы наместничества Н. активно восстанавливался. По решению наместника Шартомский монастырь стал учредителем и основным попечителем школы-интерната для мальчиков в дер. Клещевке Шуйского р-на и общеобразовательной правосл. школы для девочек в г. Шуя, в 1998 г. выступил учредителем Ивановского православного богословского института в честь ап. Иоанна Богослова. В 1998 г. Н. заочно окончил Самарскую ДС. В 1999 г. окончил Шуйский государственный педагогический университет по специальности «религиоведение». По решению Синода РПЦ от 7 июня 2012 г. избран правящим епископом новообразованной Шуйской и Тейковской епархии. 1 июля того же года хиротонию Н. в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Брянска возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . 4 окт. того же года Синод РПЦ утвердил Н. в должности священноархимандрита Николо-Шартомского монастыря. 15 июля 2016 г. назначен преосвященным Астраханским и Камызякским, главой Астраханской митрополии. 18 июля того же года возведен в сан митрополита. Награждался золотым наперсным крестом (1991) и орденом св. кн. Владимира 3-й степени (2010).

http://pravenc.ru/text/2577563.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010