все архиереи автокефальной Уфимской епархии были репрессированы. Вернувшийся в 1932 г. из ссылки еп. Руфин (Брехов) принял на себя управление «андреевскими» приходами с титулом «Уфимский и Уральский» (с 1934 «Уфимский и Челябинский»). В укреплении положения епархии важную роль сыграло освобождение в февр. 1933 г. из лагеря с последующей ссылкой в г. Мелекесс Средневолжского края (ныне Димитровград Ульяновской обл.) еп. Вениамина (Троицкого). Весной 1933 г. он нелегально приезжал на неск. дней в Уфу, где вместе с еп. Руфином рукоположил во епископа Нижегородской слободы иером. Варфоломея (Аттикова). Эту последнюю в истории автокефальной Уфимской епархии и Н. с. в. хиротонию приветствовал еп. Андрей (Ухтомский). 30 апр. 1933 г. он вместе с др. отбывавшими наказание архиереями писал: «Ознакомившись с обстоятельствами церковной жизни в Баш. Республике и признав посвящение хор-епископа Варфоломея - деятеля еп. Руфина - канонически оправдываемым и для Церкви полезным, признаем его, Варфоломея, своим собратом и канонически полноправным епископом св. Апостольской Церкви. Епископ Андрей [Ухтомский], Епископ Никита [Делекторский], Епископ Лазарь [Любимов]» ( Зеленогорский. 2011. С. 373). На приходах автокефальной Уфимской епархии, включая Н. с. в., в 30-х гг. XX в. поминали Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского). 30 сент. 1937 г. арестованы епископы Руфин (Брехов) и Варфоломей (Аттиков). Они дали признательные показания о существовании «контрреволюционной повстанческой организации духовенства и церковников в Челябинской области и Башкирской республике», якобы занимавшейся шпионской деятельностью в пользу Японии. По тому же групповому делу были арестованы настоятель находившегося в юрисдикции автокефальной Уфимской епархии челябинского храма свящ. Василий Хлопотов, протодиакон того же храма Никита Мезенцев и секретарь автокефальной Уфимской епархии А. Сальников. Постановлением тройки УНКВД по Челябинской обл. от 4 нояб. 1937 г. все обвиняемые были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны в Челябинске 16 нояб.

http://pravenc.ru/text/2565216.html

В 1914 году он был призван в Армию и в 1915 году ранен. В 1917 году уволен из Армии как инвалид I-й группы. Поправив здоровье, в 1917 году Александр Покровский в Пензенской епархии был рукоположен во Диакона, а в 1918 году он стал священником… 1 октября 1921 года священник Александр назначен епископом Кириллом настоятелем села Салтыково Керенского уезда Пензенской губернии, где прослужил до 1924 года. Вёл борьбу с обновленцами и другими расколами… Далее он служил в Куйбышевской, Ульяновской и Чувашской епархиях. В 1955 году протоиерей Александр вернулся в родную Вятскую епархию… За время своего служения он восстановил приходскую жизнь в нескольких вновь открытых храмах… Долголетие за почитание родителей Иеродиакон Корнилий, в схиме – Марк (Мурин Павел Петрович, 1884–1984 гг.) был родом из Псковской области. Он очень почитал своих родителей, с которыми проживал вместе в одном доме. Когда родители состарились, то просили его, чтобы он не уходил в монастырь, пока их не упокоит. Павел Петрович, как добрый сын, выполнил просьбу родителей и ухаживал за ними до их праведной кончины. Например, возил на саночках зимой маму в храм, потому что она уже не могла передвигаться от старости. Иеродьякон Корнилий, в схиме Марк (Мурин) В монастыре он был референтом-келейником почти у всех Наместников своего времени. Наконец, у отца Алипия он получил замену на послушании по старости, и ему дали келью в Лазаревском храме, где в годы Великой Отечественной войны жил Наместник монастыря. У иеродиакона Корнилия в келье были цветы. Он ежедневно ходил на церковную службу, на трапезу, сам себя обслуживал. В келье у него было печное отопление. И где-то за две недельки до его кончины ему выделили келейника, ныне схииеродиакона Андроника, а тогда отца Антония, чтобы он топил печку в келье отца Марка. Я помню день, когда постригли схииеродиакона Марка в схиму. После пострига мы с отцом Благочинным Архимандритом Александром проводили его до кельи, и он нас угощал чаем. У него был небольшой самовар, в который он закладывал угольки и кипятил воду. Каждому подал стакан в подстаканнике и на блюдечке. Какой приятный был чай!

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

ч. из-за отсутствия у кандидата образования и его пребывания в «полуобновленчестве». Община обратилась с жалобами как в Синод при митр. Сергии, оставивший жалобу без удовлетворения, так и в гражданский суд. Разбиравший дело суд «нашел оскорбления, нанесенные общине, доказанными» и «на основании постановления ст. 159 ч. 1 УК постановил подвергнуть епископа штрафу в размере 250 рублей» (Смычка: газ. Оренбург, 1928. 23 сент., 14 окт.). Возможно, эти события содействовали перемещению владыки, к-рый, получив 29 нояб. назначение на Крымскую и Феодосийскую кафедру, в дек. 1928 г. покинул Оренбург. На его место был назначен еп. Павел (Введенский), перемещенный с Калужской кафедры. Павел получил титул «епископ Оренбургский», поскольку изменился статус епархии. 14 мая 1928 г., в ходе реформы административно-территориального деления, была упразднена Оренбургская губ., преобразованная в Оренбургский окр. Средневолжской обл. (с 1929 Средневолжский край, СВК). Постановлением заместителя патриаршего местоблюстителя и Временного при нем Синода от 27 дек. 1928 г. в Патриаршей Церкви учреждались церковные округа, соответствовавшие новым гражданским областям. Согласно этому постановлению, Оренбургская епархия вошла как самостоятельная кафедра в состав Средневолжского церковного округа с центром в Самаре (вместе с Самарской, Пензенской, Сызранской, Ульяновской и др. епархиями). При этом территория бывш. Тургайской обл., с 1921 г. не связанной с Оренбуржьем в гражданском отношении (она вошла в Казакскую АССР), теперь стала самостоятельной и в церковном отношении. Также изменился статус обновленческой Оренбургской епархии: в дек. 1928 г. она вошла в новоучрежденную Средневолжскую митрополию с центром в Самаре. В этот же период прошли массовые аресты среди «непоминающих» . В кон. 1927 г. в Оренбургской епархии появились иосифляне . Наиболее активными были священники в с. Новотроицком Каширинского (ныне Октябрьского) р-на Симеон Могилёв и Спиридон Палатов, иером. Тимофей (Болмасов) и свящ. Симеон Огородников из с.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Ответа не последовало. Но в начале 1944 года в Ташкент был командирован архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), который принял епархию в лоно св. Церкви, архиепископа Анатолия Синицына он принял как мирянина и тогда же рукоположил во диакона и священника, с назначением в г. Алма-Ата. На этом в Средней Азии закончился обновленческий раскол, зажжённый в 1922 году злой рукой ныне покойного протоиерея Григория Крицкого. 5 января 1944 года в помещении Патриархии Святейший Патриарх Сергий принял в общение обновленческого митрополита Тихона Попова. Присоединённый был принят в сане протоиерея, каковым он был до обновленчества 670 . Со слов о. Тихона мне известно, что вскоре после присоединения его к православию к нему на дом явился А. И. Введенский в очень возбуждённом состоянии и заявил, что ему стало известно, что о. Попов присоединился к Патриарху Сергию и стал священником. Введенский назвал о. Тихона ненормальным и спросил: «Неужели Вы, профессор и магистр богословия, стали попишкой, и это после того, как наша действительно Православная Церковь облекла Вас саном святительским и достоинством митрополита. Вернитесь в лоно Церкви, уйдите от сергиевцев (так обновленцы часто называли Православную Церковь ), и я дам Вам право служения с предносимым крсстом и Ленинградскую кафедру. Вы будете моим заместителем. Неужели Вам лучше быть попишкой и бегать с кадилом по кладбищу, ища себе пропитания??» На это о. Тихон твёрдо ему ответил, что раз он убедился, что Церковь не у обновленцев, то он готов быть в ней не только священником, но даже иподиаконом. Введенский стал грозить, говоря, что все равно победа над тихоновцами, как он назвал Церковь, будет им (Введенским) одержана окончательно. Но и эти угрозы не помогли. Хлопнув дверью, Введенский ушёл из дома о. Тихона. Архиепископ Тульский и Белевский Пётр (Турбин) 17 января 1944 г. в помещении Патриархии был принят Святейшим Сергием в лоно св. Церкви в сане протоиерея, в каковом он состоял до уклонения в раскол 671 . 2 марта 1944 года в торжественной обстановке, в зале заседаний Священного Синода, Святейшим Патриархом Сергием, в присутствии Высокопросвященного Николая, митрополита Крутицкого, Преосвященного Димитрия, епископа Ульяновского, кафедрального протоиерея Н.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В храме в Нижних Прысках хранилась оптинская святыня – Иверская икона Божией Матери . Отец Леонтий передал эту икону в возрождающийся монастырь в 1989 году. Великое знамение Божие по молитвам старца Нектария Батюшка собирал по крупицам сведения о судьбах последних насельников Оптиной, он также узнал о местах захоронения старцев Амвросия и Нектария и заботился о них. Его усилиями был насыпан холмик на могиле старца Амвросия и – примерно в 1965 году – была поставлена ограда на могиле старца Нектария в селе Холмищи Брянской области (ныне Ульяновского района Калужской области). Сам отец Леонтий вспоминал об этом так: «Прихожанки храма, которые хорошо помнили оптинского старца Нектария, собрали около 200 рублей денег и попросили, чтобы я поменял старую сгнившую деревянную ограду на могиле старца Нектария на новую, металлическую. С помощью рабочих Оптинского училища сельской механизации удалось сделать металлическую ограду и погрузить ее в машину, а также бочки с водой, цемент, песок, гравий, ломы, лопаты и прочие принадлежности. Отправились мы в село Холмищи. Я ехал впервые и дороги не знал. Заехали мы далеко в глушь; перед нами кончилась дорога и оказалась небольшая речка. Мост почему-то был разобран, а на его месте плавали ветхие бревна и доски. Что делать? Глубина реки небольшая, но на машине перебраться никак нельзя и развернуться невозможно. Казалось, человеческие силы здесь беспомощны. Я перекрестился, мысленно попросил Небесного заступничества и стал налаживать переправу. С трудом собрали мы бревна, на них положили доски горбылем вниз. Посмотрел я на наш мост, и показался он мне очень неустойчивым. Бревна были старые, полусгнившие, плохо скрепленные, а грузовик тяжело груженный, если завязнет – не вытащишь. Но с Божией помощью машина проскочила, причем доски разлетелись. Оглянулись мы назад и не поверили, что машина могла здесь пройти. Колеса были мокрые, доски тоже, машина могла моментально слететь. Это было большое чудо, малая часть явленной благодати, которая не только видится, но и чувствуется сердцем. В сердце мое залегло ощущение, что случившееся с нами было не просто случайностью или удачей, но великим знамением Божиим по молитвам старца Нектария».

http://pravoslavie.ru/110614.html

В Российской государственной библиотеке Саша заказала сборник жизнеописаний святых Симбирской земли, составленный протоиереем Алексием Скалой в 2009 году. В этом сборнике была глава и о святом Алексии Бортсурманском, в которой была напечатана фотография страницы из дневника святого. Этот снимок мог быть сделан только в наши дни, и автор сборника, возможно, держал дневник в руках. Священник к тому времени уже умер, но было известно, что он жил в Ульяновске, значит, дневник, скорее всего, хранится в Ульяновском (бывшем Симбирском) архиве. Эта догадка оказалась верной. Дневник обнаружился в архивных материалах Следственной комиссии по канонизации иерея Алексия Гнеушева, которая к 1913 году собрала подробные свидетельства о его святой жизни. Канонизация не успела состояться из-за Первой мировой войны, а потом — революций. Сам священник завещал хранить дневник «в роде его» и, как пишут члены комиссии, «тем из его родственников-потомков, которые будут проходить иерейское служение». Сейчас дневник готовится к публикации. «Ныне отврати Г[оспо]дь праведный свой гневъ от нашего рода ныне возвести мне грешному и окаянному о победе Франции. Когда я молился за Божественною Литургиею посла Богъ ангела своего возвестити ученикомъ своимъ и мне яко Петрови ныне двигушася силы небесныя къ намъ на помощь и помятошася силы Галловъ и возрадовася Росия ныне возвеселись и Росия с небесными силами. Аминь. Мы же востахом и справихомся. Господи спаси царя», — говорится в одной из записей, сделанной в 1812 году, когда Наполеон начал войну с Россией. Распорядок дня святого Александрина также расшифровала первоначальное рукописное житие святого, датированное началом 1910-х годов и созданное моим двоюродным дедом Федором Петровичем Арнольдовым. Оно было найдено в тех же ульяновских архивах. В этом житии автор рассказывает о доме, в котором жил святой, и о том, как он проводил день (приводится в оригинале): «Обстановка его убогаго жилища была до крайности простая: небольшая печь, на которой, по ея незначительной величине, нельзя было лежать, жесткая постель, стол с несколькими стульями и — наконецаналой, поставленный пред образом с постоянно теплившейся лампадой. Здесь он всецело мог посвятить себя религиозно-созерцательной жизни, посту и молитве…

http://patriarchia.ru/db/text/5725532.ht...

Сосновка (акватория Куйбышевского водохранилища). Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной , Николая Чудотворца Год постройки:1784. Перестраивалась в 1851, 1887 и 1906. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ульяновская область, Чердаклинский район, акватория Куйбышевского водохранилища в 8 к северу от п. Ленинский Координаты: 54.454653, 48.518298 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью На основе неопубликованных архивных, картографических и устных источников впервые рассматривается история деревянного Троицкого храма в селе Сосновка (современный Чердаклинский район Ульяновской области), ныне затопленном водами Куйбышевского водохранилища. Сосновка была основана предположительно в середине - конце XVII в. Вероятно, её первыми жителями были выходцы из регионов Верхнего Поволжья, так как в селе преобладал севернорусский говор владимирско-поволжской группы. В 1952-1955 гг. основная часть жителей Сосновки переселилась из зоны затопления на возвышенное место, в новый хозяйственный центр - с. Архангельское, а также в Чердаклы, г. Ульяновск и п. Ленинский (Рыбацкий, ныне входит в Заволжский район города). Первый деревянный храм в Сосновке был построен в 1784 г. тщанием прихожан (сведения 1848 г.). Однако к этому времени его крыша начала ветшать и в некоторых местах стала протекать. Главным являлся престол во имя Живоначальной Троицы, а дополнительным - во имя Святителя Николая Чудотворца в приделе (оба холодные). Священник и пономарь жили в квартирах, а диакон и дьячок имели собственные деревянные дома на помещичьей земле. Ближайшая от села церковь находилась в Архангельском, на расстоянии 7,5 км.

http://sobory.ru/article/?object=52631

Дело уфимского духовенства объединили с делом «контрреволюционной повстанческой организации «Освободители»», по объединенному делу проходило 297 чел. 3 дек. 1930 г. тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в Башкирской АССР приговорила В. к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в Вишерском лагере (пос. М. Вижаиха Уральской обл., ныне г. Красновишерск Пермской обл.). Находясь в лагере, В. не утратил связи с Уфой, духовные дети владыки приезжали в Красновишерск, поддерживали его продуктами и деньгами. Вместе с В. отбывали срок еп. Антоний (Миловидов), прмч. архим. Иоасаф (Боев) и мн. др. священнослужители. В результате непосильного труда на общих работах у В. развился гнойный плеврит, после операции он был признан безнадежным. Узнав о состоянии В., [архи]еп. Андрей (Ухтомский) 15 сент. 1932 г. направил руководителю Политического Красного Креста Е. П. Пешковой письмо с просьбой о его освобождении. Письмо завершалось словами: «Если Вы спасете Троицкого, то спасете одного из честнейших русских людей». По ходатайству Пешковой В. был 4 февр. 1933 г. комиссован из лагеря и выслан на оставшийся срок в г. Мелекесс Средневолжского края (ныне г. Димитровград Ульяновской обл). В. получил разрешение властей совершать богослужения в одном из двух существовавших в городе храмов во избежание «молений» по домам (2-й храм был захвачен обновленцами). Антиминс был тайно доставлен из Уфы, первая служба состоялась в Страстную Пятницу 1933 г. В эти годы в г. Мелекесс переехали оставшиеся на свободе духовные чада В., а также семья его брата свящ. Михаила Троицкого. В ссылке В. поддерживал активные связи с уфимскими «андреевцами», к-рыми управлял Руфин (Брехов), приезжавший к В. в Мелекесс. В эти годы В. пришел к выводу о необходимости ликвидировать «уфимскую автокефалию» как явление ненормальное, о чем писал еп. Руфину. Получив подтверждения присоединения [архи]еп. Андрея (Ухтомского) к старообрядцам Белокриницкой иерархии , разорвал с ним отношения и направил ему письмо, в к-ром высказал сомнение в правильности самочинного объединения со старообрядчеством.

http://pravenc.ru/text/150323.html

19 авг. 1934 г. арестован во время богослужения, обвинен «в участии в активной контрреволюционной церковно-монархической группировке», заключен в Бутырскую тюрьму. 3 окт. 1934 г. освобожден. После закрытия храма Воскресения переведен в ц. Покрова Пресв. Богородицы с. Звягина Пушкинского р-на Московской обл. Пользовался среди прихожан большим авторитетом. После службы проводил духовные беседы в храме и дома и собирал пожертвования для репрессированных священников. После поджога в окт. 1936 г. местными комсомольцами ц. Покрова переведен в храм Сошествия Св. Духа г. Пушкино. 4 нояб. 1936 г. во время богослужения арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Содержался в Бутырском изоляторе. 20 янв. 1937 г. приговорен ОСО при НКВД СССР к 5 годам ИТЛ. Срок отбывал в Ухтинско-Печорском ИТЛ в пос. Чибью (ныне г. Ухта, Республика Коми); неоднократно подвергался избиениям, по неск. часов выстаивал в 40-градусный мороз на улице босиком. Срок заключения закончился в кон. 1941 г., освобожден только в июле 1942 г.; работал в лагере. В окт. 1942 г. уехал в г. Кузнецк Пензенской обл., у сестры Пелагеи прожил ок. месяца. Для назначения на службу пешком направился в Ульяновск, куда была эвакуирована Московская Патриархия. Чтобы получить благословение у старца Василия Струева, зашел в с. Копышовка (ныне Карсунского р-на Ульяновской обл.). Заболевшего Г. старец благословил жить недалеко от себя - в с. Базарный Урень у престарелых сестер Беляковых. Г. тайно совершал в их доме богослужения, исповедовал, причащал, совершал требы. Вел духовные беседы со старцем Василием. В нач. мая 1946 г. Ульяновский еп. Софроний (Иванцов) назначил его настоятелем ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ульяновска. Из-за отказа в прописке как «врагу народа» переведен настоятелем Никольской ц. в г. Мелекессе, где купил домик при денежной помощи брата Григория, проживавшего в Москве и работавшего на заводе. Был строг к себе и к церковному причту, не терпел пьянства и безнравственности, строго исполнял церковный устав. Богослужение совершал с духовным подъемом. Особое внимание уделял проповеди. После служб в воскресные и праздничные дни по благословению Ульяновского и Мелекесского еп. Серафима (Шарапова) проводил духовные беседы, что привлекло в церковь много молодежи и детей.

http://pravenc.ru/text/161265.html

Приход Свято-Троицкого храма в 1878 году состоял из следующих сословий: военного сословия (мужчин - 62, женщин - 70), статских (мужчин - 7, женщин -12), купцов и мещан (мужчин - 47, женщин - 58), государственных крестьян (мужчин -1330, женщин -1396). Общее количество мужчин составляло 1448 человек, женщин -1540, а дворов в приходе храма было 512. С ростом населения увеличивалось и количество прихожан, росло значение Свято-Троицкой церкви для центра слободы. Во второй половине XIX века Троицкая церковь духовно окормляла множество учебных заведений, многие священнослужители становились учителями для покровчан. В 1865 году было открыто церковно-приходское попечительство из 30 человек, которое постоянно заботилось о церковном приходе, школах. Потомственный покровчанин, государственный крестьянин Фёдор Егорович Кобзарь (1850-1919) исполнял обязанности старосты сразу в двух храмах слободы - Покровском и Троицком. Фёдор Егорович имел 16 тысяч десятин земли, на которых выращивал лучший сорт пшеницы - " белотурка " и занимался разведением бычков для продажи. Он был верующим, благочестивым человеком, соблюдал все посты и жертвовал большие деньги на нужды храмов и Покровской слободы. За это в мае 1902 года был удостоен большой золотой медали " За усердие " для ношения на Станиславской ленте. А уже в наши дни, в непосредственной близости от Троицкого собора, ему был установлен памятник. В 1921 году в Свято-Троицком храме состоялась диаконская, а год спустя иерейская хиротония Иоанна Игошкина (в монашестве Гавриила), определённого сюда на служение. В 1929 году в московском Богоявленском монастыре иерей Иоанн был пострижен в монашество с именем Гавриил, год спустя возведён в сан игумена. Прихожане московских храмов, где он служил, весьма почитали святого Гавриила, веря в силу его молитв и заступничества пред Богом. Он скончался 18 октября 1959 года в городе Мелекессе (ныне Димитровград) Ульяновской области. Ещё при жизни исповедника почитали святым. 20 августа 2000 года архимандрит Гавриил (Игошкин) был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских, а 18 октября 2000 года были обретены его святые мощи, почивающие ныне в Никольском соборе г.

http://sobory.ru/article/?object=11362

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010