В качестве приоритетного направления собственной работы уполномоченный Совета по делам религий по Одесской обл. обозначил передачу молитвенных домов, до войны использовавшихся под культурно-просветительские учреждения, прежним владельцам. На местах власти часто практиковали самовольное закрытие молитвенных домов: в Котовске (30 окт. 1946), в с. Черны (25 нояб. 1946), в с. Очеретяном (май 1945). В 1947 г. были закрыты церкви в селах Мечиславка Грушевского р-на, Соломия, Мощёное Гайворонского р-на, Юзефовка Ульяновского р-на (ныне Йосиповка Благовещенского р-на), в г. Ульяновке (ныне Благовещенское), в селах Шляховое Балтского р-на, Антоновка Красноокнянского (ныне Окнянского) р-на, в пос. Фрунзовка (ныне Захарьевка). Общины не получили взамен ни земельных участков, ни зданий. В 1948 г. молитвенные дома были отобраны у общин в следующих населенных пунктах: в селах Балайчук Берёзовского р-на, Голубочек Савранского р-на, Гербино, Еленовка (ныне Оленовка), Чернече, Кринички Балтского р-на, Байталы Ананьевского р-на, Демидово Берёзовского р-на, в селах Барсуки и Немировское Балтского р-на, Прилиманское и Дальник Овидиопольского р-на, в пос. Кодыма (ныне город) и селах Тымково Кодымского р-на, Саханское Ширяевского р-на, Нестоита Котовского (ныне Подольского) р-на, Казавчин Гайворонского р-на. В 1949 г. были реквизированы Христо-Рождественская и Мариинская церкви в Одессе, церкви в селах Каменная Балка Первомайского р-на, Гулянка Красноокнянского (ныне Окнянского) р-на, в пос. Врадиевка (ныне Николаевская обл.) и селах Любомирка Котовского р-на, Пасат Балтского р-на, Ст. Маяки Ширяевского р-на, Перелеты Балтского р-на, Завадовка Берёзовского р-на, Николаевка Вторая Берёзовского р-на, в г. Гайворон (ныне Кировоградской обл.), в пос. Ширяево, в селах Александровка, Розалевка Котовского р-на, в Овидиополе. В 1950 г. закрылись молитвенные дома в селах Завадовка Берёзовского р-на, Новосёловка Троицкого (ныне Любашовского) р-на, М. Мечетня, Секретарка, Мазурово, Бурилово, Богачовка, Тридубы Кривоозерского р-на, Плоское Балтского р-на, Октябрьское, Синьки и Шамраево Ульяновского (ныне Благовещенского) р-на, Малаевцы Красноокнянского р-на, Соше-Островское Фрунзовского (ныне Захарьевского) р-на, Гвоздовка Вторая Любашовского р-на, Доманёвка Котовского р-на (ныне Николаевской обл.), Будеи, Петровка, Александровка, Голованевск Кодымского р-на и Добрянка Ольшанского р-на (ныне Кировоградской обл.), Ухожаны (ныне Новополь) Балтского р-на, Надсатное, Корытное, Казацкое, Сенное Балтского р-на, Затишье Фрунзовского р-на, в г. Ананьеве (Касперо-Богородицкая ц.).

http://pravenc.ru/text/2578181.html

В Мелекесской епархии стартовала Всероссийская акция «Марафон добрых дел» 27 марта 2017 г. 10:10 В регионах Российской Федерации стартовала Всероссийская акция «Марафон добрых дел». Одно из наиболее представительных и торжественных мероприятий, посвященных акции, прошло в Димитровграде 24 марта 2017 года в научно-культурном центре им. Е.П. Славского г. Димитровграде . Акция проходит в рамках Года экологии в России при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. В ходе акции будут определены победители  10 городов России и 10 российских школ, наиболее активных в доброделании. Итоговые рейтинги будут формироваться, исходя из количества добрых дел, выполненных в рамках акции жителями российских городов и учащимися школ. В мероприятии приняли участие епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор , инициатор акции член Общественной палаты РФ Е.В.Сутормина, председатель Общественной палаты Ульяновской области Т.В. Девяткина, депутат Законодательного собрания Ульяновской области Т.В. Богатова, глава города Димитровграда А.М. Кошаев, представители общественных организаций, творческие коллективы. Цель встречи  положить начало акции по совершению благих дел, поддержать новые инициативы в этой сфере, способствовать развитию института меценатства и благотворительности. В начале мероприятия с приветственным словом выступил епископ Мелекесский Диодор, который подчеркнул важность участия молодежи в волонтерских и благотворительных организациях. В ходе встречи собравшимся рассказали о делах милосердия, которые совершали жители города Мелекесса (ныне Димитровграда) в начале XX века. Участникам мероприятия также представили волонтерские и добровольческие объединения, действующие в Димитровграде: Молодежный инициативный центр, Молодежное добровольческое движение «Флагман», Молодежное экологическое движение «ЭКО-град», волонтерский студенческий отряд «Твори добро», молодежное объединение «Территория общения», молодежный православный клуб «Преображение». Эти организации принимают участие в благотворительных акциях и реализуют проекты, направленные на дела милосердия и привлечение молодежи к волонтерской деятельности и популяризации этого движения. На мероприятии была особо отмечена инициатива епископа Диодора, по благословению которого в Димитровграде было создано православное молодежное движение «Преображение». Основным проектом движения является акция «Старший друг», участники которой помогают воспитанникам детского дома «Планета» в различных жизненных нуждах. При поддержке православного молодежного клуба в городе регулярно проходят межрегиональные и международные мероприятия. Регистрация участников акции «Марафон добрых дел» проводится на сайте добродела.рф . Мелекесская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4843371.ht...

В кон. XVII - сер. XVIII в. П. Б. м. относился к числу крупнейших духовных феодалов России. В 1678 г. обители принадлежали 1227 крестьянских дворов, к 1702 г.- 1725 ( Вдовина. 1988. С. 42). По 2-й ревизии (1744-1746) П. Б. м. владел 11 135 душами мужского пола в 104 населенных пунктах в 17 уездах страны, имел 11 096,5 дес. (свыше 12,1 тыс. га) пашенной земли (Там же. С. 43). Основное население, подчиненное П. Б. м., проживало в Боровском, Ржевском, Тарусском и Тверском уездах, основные угодья располагались в Боровском, Тарусском, Звенигородском и Каширском уездах. В Боровском у. П. Б. м. принадлежали Рябушинская, Рощинская и Высоковская слободы в Боровске, сёла Отепцево (ныне Атепцево) и Котово (ныне деревня) (оба - ныне Наро-Фоминского городского окр. Московской обл.), Беницы (ныне деревня), Русиново (ныне микрорайон г. Ермолино), половина с. Федотова (все - ныне Боровского р-на Калужской обл.), 16 деревень и сельцо; в Верейском у.- половина с. Федотова и 4 деревни; в Дмитровском у.- дер. Меленки (ныне Дмитровского р-на Московской обл.); в Звенигородском у.- Татарская слобода (ныне дер. Татарки в составе Одинцовского городского окр.) и 3 деревни; в Зубцовском у.- дер. Шишкино (ныне Зубцовского р-на Тверской обл.); в Каширском у.- с. Тульчино (ныне деревня в составе городского окр. Серпухов), слободка Тешилова (ныне не населенная дер. Спас-Тешилово городского окр. Серпухов), сельцо и 2 деревни; в Малоярославецком у.- с. Киселёво (ныне деревня в Боровском р-не) и 3 деревни; в Медынском у.- с. Адамовское (ныне деревня в Дзержинском р-не Калужской обл.); в Московском у.- 2 сельца (Ивановское и Терешково) и 3 деревни; в Оболенском у.- с. Трёхсвятское и 4 деревни; в Ржевском у.- с. Кравотынь (ныне деревня в Осташковском городском окр. Тверской обл.) и слободка Трестьянка, 23 деревни (в т. ч. Емша (Замостье), Зальцо и Заплавье); в Серпуховском у.- с. Енино (ныне городского окр. Серпухов Московской обл.) и деревня; в Старицком у.- дер. Нащокина (ныне Нащёкино Старицкого р-на Тверской обл.); в Тарусском у.- с. Татьянинское (ныне дер. Тарусского р-на Калужской обл.), 7 деревень и 2 сельца; в Тверском у.- с. Ульяновское (ныне деревня Ульяново Зубцовского р-на Тверской обл.) и 6 деревень (Там же. С. 55-62). П. Б. м. имел земли и в более отдаленных уездах: в Алатырском у.- сельцо Тарханово, а в Кинешемском у.- дер. Федяево (ныне Вичугского р-на Ивановской обл.) (Там же). В 1761 г. годовой доход мон-ря составлял 2889 р., из к-рых 1064 р. платилось в Коллегию экономии ( Попроцкий. 1861. С. 524). В 1763 г. П. Б. м. владел в 16 уездах страны 18 селами, 10 сельцами, 3 слободками, 79 деревнями, 339 пустошами, 2 поселками, 15 рыбными ловлями, 3 мельницами, а также дворовыми местами в Боровске, Калуге, Серпухове (тремя) и подворьем в Москве (Там же).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

В 2004 году Сорос завершил свою программу «Развитие образования в России». А затем его фонд стал финансировать программу «Толерантность» и выделял на нее, как свидетельствует в одном из интервью сама Гениева, миллион долларов год. В письме к руководству Ульяновской области жители напоминали, что «Институт толерантности» является прямым наследием Фонда Сороса, который долгие годы финансировал проекты, губительные для российской государственности. На это Михаил Сычев ничего не ответил. Я попытался встретиться с ним, однако меня не пустили. Через секретаря передали, что Михаил Алексеевич всегда рад встрече с журналистами, просто в последние дни страшно занят... — Книгу Тименчик мы передали на экспертизу в министерство образования, — сказала министр искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяна Ившина. Во властных коридорах меня заверили, что, пока не скажут своего слова эксперты, сомнительная книга на глаза читателям не попадется. Решил проверить и отправился в областную библиотеку имени Ленина. Сразу прошел в детский зал — толерантную литературу действительно не обнаружил. Библиотекарша подтвердила, что книги были, но сейчас их временно убрали. — По поводу конкретного издания согласна, есть сомнения, — сказала мне директор библиотеки Светлана Нагаткина. — Но что касается самого центра толерантности, то он предназначен для объединения волжских народов. У нас здесь очень много национальностей. — Но они, насколько мне известно, и так живут в дружбе, — проявил я осведомленность.      — Это так, — согласилась Нагаткина. — Но есть у центра еще задача — адаптировать мигрантов. Ну и если какая-нибудь народность захочет издать какую-то литературу на своем языке, мы находим переводчика и издаем. Похоже, директор библиотеки, женщина чистая и не испорченная, понимает толерантность совсем иначе, нежели Сорос. Все растолковал мой давний знакомый, ныне крупный местный чиновник, правда, попросил не называть его имени. — Вам там, в Москве, эта история с открытием центра толерантности в Ульяновске представляется как вызов президенту России, подписавшему антигейский закон, — сказал он. — Но на самом деле наша администрация понятия не имела, с кем она связалась. По провинциальному разумению, толерантность означает дружбу между народами, терпимость мусульманина к православному, русского к татарину, мордвина к чувашу. Нашим чиновникам невдомек, что в Европе толерантность — это в первую очередь легализация однополых браков, инцеста и педофилии. А теперь у нас тут не знают, как выпутаться из этой истории...

http://pravoslavie.ru/69235.html

В сер. XV в., после распада Золотой Орды, территория М. вошла в состав Казанского ханства. Участник похода 1552 г. рус. войск на Казань кн. А. М. Курбский так определил этнический состав ханства: «Кроме Татарска языка, в том царстве пять различных языков: Мордовский, Чувашский, Черемисский, Воитецкий або Арский, пятый Башкирский». В том же походе участвовали и мордов. воины. После покорения ханства все мордов. земли вошли в состав Русского гос-ва; мордва стала именовать титулами «инязор» и «оцязор» рус. государей. Учитывая специфику социальной структуры мордов. народа в XVI-XVII вв., царское правительство помимо единой для русских и мордвы местной администрации (воеводского управления) назначала в уезды бортнических и мордов. дел воевод, голов, приказных, в чью компетенцию входили не только финансовые, судебные, но и др. «мордовские дела». Еще в 40-х гг. XVI в., готовясь к войне с Казанью, рус. правительство взяло в аманаты (заложники) некоторых наиболее влиятельных представителей мордов. знати, пожаловав им большие привилегии. Так, Ждан Мордвинов, взятый в аманаты в 1546 г., получил поместье в Копорье под Ярославлем. От него ведет происхождение русский дворянский (впосл. графский) род Мордвиновых, внесенный в родословные книги Ярославской, Московской, Новгородской, Петербургской, Курской губерний. Сын боярский Рудак Булатов, сын Мордвинова, служил помощником русского посла в Казани И. И. Яхонтова. Мордов. князья и мурзы, приняв Православие, вливались в ряды феодалов Русского гос-ва. В духовной грамоте царя Иоанна IV Васильевича от 1572 г. упоминаются «князи мордовские со всеми же их вотчинами» под Кадомом, Шацком, Темниковом, Курмышом (ныне село Пильнинского р-на Нижегородской обл.), Алатырем, сохранившие княжеские привилегии и после покорения Казанского ханства.тав Во 2-й пол. XVI-XVII в. в Русском гос-ве продолжались работы по укреплению юго-восточных границ для защиты от набегов ногайских и крымских татар. В это время шло строительство засечной черты от Тетюшей на Волге до Рязани и Тулы. Ее опорными пунктами были города-крепости Алатырь, Темников, Кадом, Шацк и др. Эти работы продолжались и позднее. Новая засечная черта была построена от Белгорода до Симбирска, она проходила через территорию М. от Сурского острога (ныне с. Первомайское Инзенского р-на Ульяновской обл.) к крепостям Атемар (1640; ныне село Лямбирского р-на), Саранск (1641), Шишкеев (1641; ныне с. Шишкеево Рузаевского р-на). В сер. XVII в. была построена Инсарская укрепленная линия, включавшая город-крепость Инсар (1648), остроги Потижский (ныне с. Усыскино Инсарского р-на), Кортляевский (предположительно совр. с. Картлей Кадошкинского р-на) и Лухменский (ныне с. Лухменский Майдан Инсарского р-на). На строительство укреплений мобилизовывали местных крестьян со своим инвентарем и рабочим скотом; они должны были самостоятельно обеспечивать себя провизией.

http://pravenc.ru/text/2564160.html

1) ул. Свияжская, 22 (ул. Ульяновская, 25) - ныне это здание находится в пользовании прихода Всехсвятской церкви. Двухэтажное полукаменное здание братских келий построено в 1861-1863 гг. В 1960-1970-х гг. в нем находилась база Ульяновского текстильторга (одежда и галантерейные товары), потом контора ДЭУ. С 1971 г. здание было передано комбинату по ремонту торговой техники, и в нем размещалась контора УСПК по торговой технике " Торгмонтаж " . В последнее десятилетие это был административный корпус МП " Торгтехника " . Распоряжением мэра от 18.09.00 г. здание было передано в безвозмездное пользование прихода Всехсвятской церкви, расположенной в непосредственной близости от б. братского корпуса. После завершения ремонтных работ здесь предполагается разместить административно-хозяйственную часть прихода, библиотеку, воскресную школу, ризницу, трапезную. 2) ул. Свияжская, 24 – в трапезной ныне находится ООО ТПФ " Волга-С " . Одноэтажный каменный флигель для певчих архиерейского хора и одноэтажная каменная кухня были построены в 1841 г. После 1845 г. певческий флигель использовался под монастырскую братскую трапезную.В феврале 1933 г. было принято решение горсовета об организации в Ульяновске Гортопа. Через некоторое время б. здание певчих было передано в ведение этой организации. Контора Гортопсбыта находилась в нем до 1960-х гг. В последние годы здание сдается в аренду различным предприятиям. 3) Здание б. кухни по ул. Свияжской номера не имеет. Третью постройку Покровского монастыря – б. здание кухни нельзя считать сохранившейся: уже в 1970-х гг. от нее осталось две стены, и ныне это практически измененное одноэтажное здание занято гаражом МП " Торгтехника " . На месте монастыря и Покровского кладбища в 1960-х г. был создан сад имени И.Н. Ульянова. Для этого завершили разрушение и закапывание кладбищенских памятников, начатое в 1933-1935 гг. Начиная с 1996 г. на территории кладбища проводятся работы по восстановлению надгробий и памятников. Источник: сайт simbir-archeo.narod.ru

http://sobory.ru/article/?object=29832

Однако требования уполномоченного к митр. Корнилию (Попову) о принятии в отношении заштатных клириков более жестких мер, вплоть до лишения сана, не были выполнены. В целях более тщательного изучения и более полной характеристики нелегальных религ. обществ в янв.-февр. 1961 г. в Горьковской обл. при участии исполкома обл. Совета и исполкомов районных Советов был проведен 1-й единовременный учет незарегистрированных религиозных групп. По его данным, к 1 марта 1961 г. в Горьковской обл. насчитывалось 187 нелегальных православных общин и было 3865 верующих (ЦАНО. Ф. 5899. Оп. 3. Д. 28. Л. 77). Однако эти данные оказались заниженными: С. И. Массалков в докладе председателю Совета по делам РПЦ при СМ СССР В. А. Куроедову от 21 дек. 1961 г. сообщал уже о 300 незарегистрированных общинах РПЦ в регионе, из к-рых 35 действовали в Ардатовском р-не, 17 - в Спасском, 11 - в Воротынском, 10 - в Сергачском, 9 - в Ковернинском (Там же. Д. 27. Л. 85). Согласно докладу, 4 нелегальные общины имели ключи от закрытых пустовавших церквей, в к-рых неск. раз в год собирались для богослужений, в т. ч. молебнов по ночам: в селах Костылиха Чернухинского (ныне Арзамасского) р-на, Ступино Балахнинского (ныне Городецкого) р-на, Шутилово Первомайского р-на, Невадьево Вачского р-на. Тем не менее по итогам повторного единовременного учета незарегистрированных правосл. общин к 1 апр. 1962 г. их насчитывалось 136, в них состояло 3559 верующих. В марте 1963 г. нелегальных правосл. общин было уже 105, в т. ч. в Ардатовском р-не - 37, в Сергачском - 14, в Перевозском - 13, в Семёновском - 11, в Арзамасском - 10, в Лысковском - 9, в Богородском - 8 (Там же. Д. 29. Л. 21). Массалков подчеркивал, что, хотя все нелегальные православные общины отмечены в его картотеке как «незарегистрированные группы РПЦ», какая-то часть их не поминает Московского патриарха и тяготеет к «истинно православному» движению. Однако конкретное число общин, стоявших на «истинно православных» позициях, уполномоченный к 1964 г. установить не смог, отметив, что они составляли незначительную часть. К янв. 1964 г. в Горьковской обл. оставалось уже 83 общины с 3460 верующими. В отчете Куроедова от 20 апр. 1964 г. содержались данные о 65 нелегальных общинах РПЦ в Горьковской обл., что выводило регион на 4-е место в стране по числу нелегальных общин (после Татарской АССР, Ульяновской и Оренбургской областей). При этом часть незарегистрированных групп лишь на время ослабила свою деятельность, введя более строгую конспирацию.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Скачки) и Наровчатском у. (с. Вьюнки). К 1912 г. в Пензенской губ. проживало до 150 последователей хлыстов. Одно из последних упоминаний о них в регионе относится к 20-м гг. XX в. В нач. 60-х гг. XIX в. в Пензенской губ. появились скопцы , проживавшие в с. Оленевка Пензенского у. и поселившиеся в соседней дер. Ахлебиновка, а также в Пензе. Распространением скопчества занимались пензенские мещанин М. С. Сухов, устроивший особую молельню, и мещанка А. Новикова, носившая в среде скопцов титул попа (по др. данным - Богородицы) (Там же. С. 101). В 1866-1867 гг. происходило расследование о скопцах. Решением Пензенской уголовной палаты от 13 февр. 1867 г. группа крестьян дер. Ахлебиновки (11 чел.), а также Сухов были высланы в Сибирь. Однако в 1877 г. возникло новое дело, в к-ром подсудимыми стали 3 крестьянина Ахлебиновки и пензенская мещанка Новикова, оправданная в 1867 г. По сведениям 1893 г., в регионе насчитывалось свыше 70 последователей секты. После 20-х гг. XX в. информации о скопцах в регионе нет. Из с. Базарный Сызган Симбирской губ. в регион пришло учение субботников (жидовствующих). Их община имелась в с. Аристовка Городищенского у. (ныне Инзенского р-на Ульяновской обл.; в 1891 выявлено 6 семей), жители к-рого имели тесные торговые связи с Базарным Сызганом (Там же. С. 93), а также в с. Аришка того же уезда (ныне Никольского р-на). К нач. XX в. численность субботников в регионе составляла ок. 70 чел. К кон. 40-х гг. XX в. в П. о. насчитывалось 9 групп истинно правосл. христиан (ИПХ) численностью ок. 140 чел. Они действовали в Пензе, Городищенском р-не (с. Мордовский Ишим), Каменском р-не (села Ахматовка, Пустынь), Мокшанском р-не (села Варварино, Ключи). В результате действий работников партийно-советских органов и сотрудников органов гос. безопасности к нач. 60-х гг. XX в. их деятельность была в основном прекращена. В 1960 г. руководитель пензенской группы ИПХ М. А. Миронов был осужден за антиобщественную и антисоветскую деятельность на 7 лет лишения свободы. В 1961 г.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Заботу о слепой и неходячей М. брали на себя послушницы - «хожалки», сопровождавшие ее в скитаниях. В Москве М. жила в разное время в Вишняковском пер., у Никитских ворот, на Пятницкой ул., в Сокольниках, в Петровско-Разумовском, в Царицыне (тогда пригород Москвы), в Загорске (ныне Сергиев Посад). Относительно продолжительное время М. проживала лишь в неск. местах: на Ульяновской (ныне Николоямской) ул. у свящ. Василия Жаворонкова, женатого на послушнице М. Пелагее; у бывш. односельчанки Ждановой в Староконюшенном пер., д. 39 (с 1942 по 1949); у дальнего родственника Сергея Курочкина в подмосковном пос. Сходня, Курганная ул., д. 23 (с 1950 и до смерти). Все эти годы М. принимала многочисленных посетителей, обращавшихся к ней за помощью,- больных и нуждавшихся в духовном наставлении и совете. В нек-рые дни число приходивших к М. превышало 40 чел. По ее молитвам совершались исцеления, многим людям наставления М. помогли принять верное решение в трудных жизненных ситуациях. Посещавшим М. людям она запомнилась сидящей на кровати, с маленькими, словно детскими, ручками и ножками, с добрым светлым лицом, ласковым голосом. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, иногда строго наставляла. Не проповедовала и не учительствовала, давала по заданным ей житейским вопросам советы, как поступить в той или иной ситуации, учила предавать себя в волю Божию и жить с молитвой. Сама М., принимая весь день людей, посвящала ночь молитвенному служению, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала, лежа на боку, на кулачке. Жилище М. всегда было украшено многочисленными иконами, в ее комнате в доме в Староконюшенном пер., по воспоминаниям очевидцев, было 3 красных угла, а в них - иконы сверху донизу с горящими перед ними лампадами. В последние годы жизни, не имея возможности посещать храм, М. часто просила родственников пригласить священника исповедовать и причастить ее. По преданию, предсказала собственную смерть за 3 дня и, сделав необходимые распоряжения, продолжала принимать людей все свои последние дни.

http://pravenc.ru/text/2562616.html

2014. С. 34). В Пензе для сбора верующих использовались татар. кладбище и дома мусульман. В 60-х гг. XX в. была предпринята неудавшаяся попытка построить на татар. кладбище мечеть под видом здания для хранения похоронного инвентаря. Доходы мечетей П. о. неуклонно росли начиная с 60-х гг. XX в. (в 1964 - 9,9 тыс. р.; в 1969 - 18,6 тыс. р., в 1973 - 23,2 тыс. р., в 1980 - 41,3 тыс. р.; см.: Они же. 2013. С. 139; Они же. 2014. С. 135). Во 2-й пол. 60-х гг. XX в. в с. Б. Труёв Кузнецкого р-на проживал член Духовного управления мусульман (ДУМ) европ. части СССР и Сибири казы Я. С. Юсупов (ум. 1975), к-рому подчинялись мечети Куйбышевской (ныне Самарской), Тамбовской, Ульяновской областей и П. о. Также в П. о. фиксировались т. н. самозваные или нелегальные муллы, к-рые занимались отправлением религ. обрядов, гл. обр. в сельской местности (с. Алеево Неверкинского р-на, села Кикино и Телятино Каменского р-на, с. Усть-Инза Никольского р-на и др.) ( Они же. 2014. С. 57-58). Со 2-й пол. 80-х гг. XX в. началось возрождение ислама в П. о., к кон. 90-х гг. XX в. в регионе насчитывалась уже 61 община. В 1991 г. решением Пензенского горисполкома верующим возвращено здание бывш. соборной мечети, в которой после реставрации с 1994 г. проводятся регулярные богослужения. С 1990 по 1998 г. в П. о. построено 23 мечети. В 1991 г. в Ср. Елюзани Городищенского р-на открылось медресе. В 1994 г. при соборной мечети в Пензе организованы годичные курсы для подготовки имамов и 6-месячные - муэдзинов. К 2000 г. ислам. общины П. о. были объединены 2 орг-циями: Региональным ДУМ П. о. (председатель муфтий А. Юнкин; зарегистрировано 3 сент. 2002 в г. Кузнецке), подчиненным Центральному ДУМ России (8 приходов), и Единым ДУМ (ЕДУМ) П. о. (председатель муфтий А. Бибарсов; зарегистрировано 18 мая 1998 в Пензе), находившимся в ведении ДУМ Центрально-Европейского региона России (ДУМЕР) (41 приход) (Там же. С. 173). К этому времени практически все мечети при поддержке обл. властей перешли в ведение ДУМЕР, однако к 2002 г.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010