За верхним острым концом островка показался опять старый Каир. Это – ветхий и безобразный старик; виден каменистый уголь Мокаттама и весь хребет этой горы налево. На первом плане у Мокаттама множество мельниц – гусями. Берег ниже мельниц опушен сикоморами. Берег, за ним мельницы на возвышении, за ними Мокаттам. Местоположение живописное. Около полудня безветрие; Нил – зеркало. Направо деревня Маниель – Шиха в 2½ часа пополудни. В 2¼ часа пошли парусом, ветер переменился. Дер-Маадер-Хабира, – le couvent cophte, – на правом берегу. Каменный кирпич, обруб в воде. За обрубом старый дом неправильной фигуры. За домом сад. Вот и весь монастырь. Подле него весьма малая деревня. Он недалеко, близко от Торы (Трои). Здесь левый берег очень полог, – видна самая маковка пирамиды одной Абу-Сир (? Santon); вид на верхушку одной пирамиды Сакхара, – видели недалеко от Трои. Правый берег горист, левый – полог, далеко видно вдаль: видны горы Ливийские в бело-светлом тумане. Тора (avec voile nous marchons doucement); ветер слабый. Напротив Торы финиковые густые рощи. Позади нас видны три пирамиды Гизе очень хорошо, – от половины до верхов. В 3¼ часа пополудни сравнялись с Торою. Хорошая казарма в Торе под тенью дерев. За Торою, далее к югу, на холме, башня круглая в ограде, т. е. крепостца. В Торе, в домах, живут женатые офицеры и солдаты. Деревня мала; вся недавно выстроена на месте древней Трои. Непрестанно переменяют паруса. За Торою каменоломни в горе, в виде пещер. Лишь только миновали Тору, принялись за жесты и крики, похожие на стоны. Опять парусом, спустя минут 10. За Торою, на том же берегу, маленькая деревня – Масера, подле финиковой рощи, на самом берегу (правом). Отплыв от Масеры вверх, я видел вдали кастро паши – Мокаттам и джебель-Тора протянулась прямою линиею. Достигли до Масеры в 4½ часа пополудни парусом. В конце 5-го часа видны две пирамиды Сакхара. А вдаль назад множество финиковых рощ, как лес под горизонтом. В 5½ часов солнце закатилось за пирамидою с уступами, – она в тени; по двум бокам виднелись уступы. Подле нее три пирамиды меньше. А две пирамиды Дашуры виднелись впереди. Облака проволочены. Легкие, разрывчатые облака рядами. На горизонте золото-огонь; ближе к нам и вверху неба розовый цвет преобладает; налево голубое прекрасное небо. Восхительная картина запада солнца. Финиковые рощи в тени направо от нас. Легкие испарения, как кисея, поднимаются от земли и облекают рощи. Серебряная луна в прозрачном тумане прощается с солнцем налево от нас. Ветра нет. Веревка тянет барку. Кусок Мокаттама и дворец паши в крепости еще видны позади в тени. Утки вереницею по воде; в 40 минут 6-го часа облака уже почернели.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– Первый раз в жизни вижу такое. Самурай кивнул. Он пересек бескрайнее море. А сейчас едет по непривычной для него пустыне. Все это казалось ему сном. Неужели он и в самом деле попал в страну, неведомую его отцу, неведомую его дяде, неведомую его жене? «Не сон ли это?» – подумал он.   На десятый день, незадолго до полудня, показалась деревня. На склоне горы, точно рисинки, были разбросаны белые домики, и среди них высилась церковь. – Вот деревня, – указал пальцем Веласко с лошади, – которая радует Господа. По его словам, это была новая деревня, построенная для индейцев, коренных жителей Новой Испании, в ней испанские священники проповедуют индейцам христианское учение, они живут здесь, сообща владея всем, включая землю. В Новой Испании такие деревни называются редукциями [ 21 ] и теперь создаются повсеместно. – Староста избирается самими жителями деревни, там нет ни трудовой, ни воинской повинности. Время от времени приезжает падре, но не только затем, чтобы нести Слово Божье; он обучает индейцев самым разным вещам: как ходить за скотиной, ткать, обучает испанскому языку. Веласко посмотрел на японцев, пытаясь понять их реакцию. Деревня была одной из достопримечательностей, которые Веласко хотел показать японцам в Новой Испании. Он сам предполагал когда-нибудь создать в Японии подобную деревню, где бы не было ни трудовой, ни воинской повинности и где люди бы жили в достойной бедности и труде, следуя учению Господа. Однако купцы, которые без остановки шли с самого утра, были настолько измотаны, что смотрели на нищую деревеньку без всякого интереса и любопытства. Наконец путешественники добрались до нее – жители, с волосами до плеч, заплетенными в косы, испуганно столпились в конце мощенной камнем дороги и со страхом смотрели на вступающих в деревню японцев. Собаки залаяли, овцы разбегались с громким блеянием. Не успели японцы попить из колодца на площади и отереть пот, как к ним подошел приведенный Веласко старик и поздоровался. – Я привел старосту. Веласко обнял старика за плечи и подвел к японцам. В отличие от остальных жителей деревни на нем была зеленая соломенная шляпа, держался он скованно, как перепуганный ребенок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Тарасова, урочище. Часовня Афанасия Великого. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Афанасия Великого Год постройки:Между 1800 и 1900. Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, д. Тарасова (нежилая) Координаты: 62.024068, 38.165952 Проезд:ст.Плесецкая - автобусом в Конево - автобусом в Вершинино - далее на попутной лодке Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревня нежилая, от деревни остался один полуразвалившейся дом и ряд хозяйственных построек. Рядом расположена часовня Преподобного Афанасия. Часовня небольшая, с крылечка ведет лестница наверх, на открытую квадратную колоколенку. " Балкончик " этой колоколенки почти касается маковки купола, можно дотронуться до него рукой. Все сооружение опирается на камни-валуны, едва выступающие над землей, и оно как бы висит над самой землей. Рядом с часовней стоят два памятных креста. Деревня Тарасова (Тарасовская) расположена на западном берегу основного плеса Кенозера в распадке между лесистыми холмами вдали от озера. Часовня Афанасия архиепископа Александрийского, построена до 1890 г. Один необитаемый дом. Покосившиеся поклонные кресты у тропы. Оборудованная стоянка за деревней. Деревня стояла вдалеке от берега Кенозера на дороге, проходившей вдоль западного берега от Емельяновской до Тырышкино и, наверное, дальше к Порженскому. Около деревни впадает в Кенозеро ручей. соединявший Купецкое озеро с Кенозером. На Купецком озере стояла деревня Бор (Климовская). Часовня небольшая, с крылечка ведет лестница наверх, на открытую квадратную колоколенку. " Балкончик " этой колоколенки почти касается маковки купола, можно дотронуться до него рукой. Все сооружение опирается на камни-валуны, едва выступающие над землей, и оно как бы висит над самой землей. Во обоих известных путеводителях Кенозерского парка говорится, что часовня освящена во имя Афанасия Многомилостивого. Очевидно, что и местные жители так считают. Хорошее емкое слово - " многомилостивый " . Но при подготовке книги " Небеса и окрестности Кенозерья " выяснилось, что Афанасия Многомилостивого в истории Церкви не существует. Многомилостивым называют Иисуса Христа или просто Бога. А Афанасий был архиепископом в Александрии, и его величали Великим или Александрийским. Теперь часовню в Тарасове правильно именовать - Афанасия архиепископа Александрийского. При реставрации, закончившейся в 1992 году, часовне возвратили первоначальный вид, сняли обшивку, но сохранили более позднюю звонницу.

http://sobory.ru/article/?object=09161

В ведомости о церкви за 1829 год сказано, что в приходе храма Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня всего 182 двора, в них проживает душ мужского пола - 1030, женского - 1157. В ведомости о церкви за 1839 год значится, что в приходе храма 182 двора, проживает в них душ мужского пола - 1227, женского - 1305. В приходе церкви: село Марчуги, сельцо Субботино и сельцо Вертячево. В ведомости о церкви за 1848 год записано, что в приходе храма всего 274 двора, в них число душ: мужского пола - 1349, женского - 1271. Исповедная ведомость за 1865 год: в приходе храма находятся сельцо Городищи, село Марчуги малолетних князей Черкасских, деревня Глиньково, деревня Косяково, деревня Бельково, сельцо Субботино, деревня Вертячево. В ведомости о церкви за 1899 год упомянуты 46 десятин 100 квадратных сажен земли, 252 двора, 790 душ мужского пола и 857 женского. По исповедной ведомости 1757 года в причте храма пребывают священник, диакон и дьячок. Исповедная ведомость 1791 года инфоримрует, что в церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня служат священник, диакон, дьячок, пономарь. С 1858 года псаломщик при церкви числится на дьячковской должности. Церковные старосты выбирались прихожанами на трёхлетие и утверждались московским епархиальным начальством. Так, Павел Гаврилов Садовников избирался на эту должность шесть раз с 1891 по 1909 год. В 1937 году Крестовоздвиженскую церковь новая власть пыталась закрыть. Тогда в марчуговской церкви была старостой Анна Жбанова. Когда приехали представители из города с целью повесить на входную дверь свой огромный замок и отобрать ключи от храма, то встретили активное сопротивление от этой хрупкой женщины: " Стреляйте, но не отдам я вам ключи от нашей святыни! - таков был её ответ. Так и не отдала. Спустя время церковь всё-таки закрыли, но не на долго. К Пасхе, в 1944-м году Крестовоздвиженский храм вновь был открыт. В послевоенные годы здесь служили священники, отец Анатолий, отец Пётр и отец Александр (Сайгушев). В марчуговский храм постепенно свозили иконы и церковную утварь из закрытых храмов Воскресенского района.

http://sobory.ru/article/?object=00416

При игумене-же Кассиане был, вероятно, приобретен и двор на Вологде 964 (а быть может и на Белоозере 965 , и состоялся обмен земель между старцем Игнатьем (по поручении игумена Кассиана) и «Троицким» игуменом Михаилом (т. е. игуменом Троицкого Устьшехонского монастыря). Взамен «Темешинского (или Темушинского) наволока да Олинской пожни на усть Бородавы», Кириллов монастырь получил «наволок Юрьевской на Шексне против пожни» 966 . Таким образом в игуменство Кассиана к монастырской вотчине были присоединены: на Белоозере – 7 деревень, 21 пустошь, 8 пожней, 1 починок, 1 наволок и 1 землица; на Вологде – 1 село, 19 пустошей, 2 пожни и 1 починок, и дворы: на Москве, в Дмитрове и на Вологде (и, быть может, на Белоозере). В течение однолетнего игуменства Филофея было сделано лишь одно приобретение в Белозерском княжестве, где от князя Михаила Андреевича был получен в виде вклада «на Ковже на Коневском» – наволок в 400 копен сена 967 . При следующем игумене Игнатье (1471–1475) Вологодские владения монастыря увеличились пожнею «на 200 копен», приданною князем Андреем Васильевичем к пустошам Карачевским 968 , по реке Порозобице (на север от Кубенского озера). На Белоозере же в собственность монастыря поступили: Карголомская деревня Сырнево, пожертвованная князем Иваном Федоровичем Карголомским 969 , пустошь Фаустовская и «поженки» при ней, пожертвованные Василием Алексеевым сыном Горбова (в межах с князем Иваном Карголомским и с Ферапонтовскими старцами 970 , земли кирилловского старца Авраамия (в миру – Афанасия Данилова сына Внукова) на «усть Вашкийцы», где стояла « церковь Живоначальная Троица, да деревня Соврасовская, да Гридкина деревня на нове и с пожнями и с лесы» (у реке Мунге на восточном берегу Белого озера), «да у Белоозера Князьская пожня» 971 , «Копановские пожни» у Шексны «и с островом» (вклад Ивана Григорьевича Монастырева 972 , деревня Ильинская, «да сельцо Сороцынское» «да к той-же деревне пожня за Шексною против мостища» (вклад Ивана Александрова сына Давидовича Кнутова 973 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Наиболее ранние описания земель возле Онежского озера содержаться в «Писцовых книгах Обонежской пятины» за 1496 и 1563 годы. Описи 1496 года дошли до нас в незначительных фрагментах, и мы не можем судить о состоянии Воскресенского погоста в этот период. Зато в книге Андрея Лихачева за 7074 (1566) год (к этому году книга была закончена) сохранилось подробнейшее его описание в подразделе «Погост Воскресенский в Важенях на Свири». В описях этого времени фигурируют разные наименования реки: Важена, Вежена, Вагжена, даже «в Важанях» В этой описи впервые названа Воскресенская церковь, давшая название погосту: «…на погосте церковь Воскресение Христово». Здесь же фигурируют: «Спасские деревни Хутыня монастыря…деревня на Усть-Пидме…и на той же земле поставлена церковь Покров Пресвятые Богородицы». Этот отрывок свидетельствует о сильном влиянии новгородских церковных властей в этой местности во второй половине XVI века. Название «Согинцы» или «Согиничи» упоминается несколько раз: «…В Важенском же погосте царева великого князя волостка в Согиничах Заболоцкого…»; «…деревня на горе в Согиничах…». В другом месте: «…деревня в Согиничах словет на горе с прихода…» и «…деревня в Согинцах словет на той же горе»; «…починок в Согиничах на усть речки Мужелы на бору… починок в Согиничах же на Зайцевой горе… починок в Согиничах же Терентьеве же горе…» Термин «волостка» обозначает землю, находившуюся под особым управлением (в данном случае, великого князя). «Починок» - расчищенное под пашню место, часто начало нового поселения. Из Описи видно, что в 1563 году Согиничи  представляли собой небольшую деревню, жители которой активно осваивали близлежащие земли. Никольский храм в книге еще не упомянут. Спустя всего двадцать лет эти богатые земли были разорены, а храмы сожжены шведскими солдатами. В 1612-1618 годы край снова сильно пострадал – уже от польских и литовских войск. Тем не менее, к 1628 году Воскресенский погост восстановил свое благосостояние. В «Писцовых книгах 7136 – 7137 (1628 – 1629) годов» Никиты Федоровича Панина и подьячего Семена Копылова читаем: «…Погост Воскресенской, Важенской на реке на Важене. А на погосте церковь Воскресения Христа Бога нашего, а другая церковь святаго порока Ильи – древяны…». Далее «…В Важенском же погосте вотчина Спаса Хутыня монастыря, волостка Пидма, на озере на Пидме. А в ней церковь Преображения Христа Бога нашего…». В описи за те же годы, но выполненной князем Иваном Михайловичем Долгоруким и подъячим Посником Раковым упоминается «Софийская вотчина новгородского митрополита в Пиркинском и Важинском погостах». Вотчины новгородских монастырей имелись и на землях соседних погостов: «…В Оштинском же погосте вотчина Антонова монастыря» и «…Вотчина Спаса Хутыня монастыря, волость на Рыбей-реке. А на ней церковь во имя великого чудотворца Николы…»

http://sobory.ru/article/?object=05946

Афанасьевский погост . В Писцовой книге 1623–1624 годов читается: «погост близко городка Радонежскаго, а на погосте церковь Афанасия Великаго, стоит без пенья». В настоящее время нет, и место неизвестно. Афонасьево (Афонасово). См. Махра. Базыкино . См. Константиновское. Барканово . См. Благовещенское. Бебяково или Бобяково , в четырех верстах на северо-запад от посада. Дано в монастырь в 1429–1432 годах Радонежским боярином Василием Борисовичем Копниным. Во второй половине XVI века и в конце XVII века – село; в 1752 году – село Бубяково с деревнями Воронцовым и Чурилковым; в 1776 году – деревня Благовещенского прихода; в настоящее время – деревня Деулинского прихода. Беклемишево , село. Упоминается под 1425 годом как находившееся недалеко на восток от посада, за рекой Торгошей, в местности нынешнего села Глинкова. Если это не есть самое Глинково (собственно, Переяславская его половина), носившее первоначально название Беклемишева, то в настоящее время его нет, и место его остается неизвестным. Березники , на речке Талице, впадающей в Ворю, в двадцати двух верстах на юг от посада. В 1471 году Дмитровский князь Юрий Васильевич отдал игумену Троицкого монастыря «ведати свой монастырь Живоначалные Троицы на Березнекех, да земли, кои земли давали к тому монастырю к Троице на Березники бояре и дети боярские». В грамоте архимандриту Елевферию Березниковский монастырь уже не упоминается. В Писцовой книге 1587 года – сельцо Березовец, пустое, с церковию, стоящею без пенья. В настоящее время – деревня села Нагорнова. Березники . См. Выпуково. Березовец . См. Березники. Беседы , село. Упоминается под 1481 годом как одно из Троицких, так называемых Ворских сел (о чем см. Борково). В настоящее время нет, и место остается неизвестным. Бетюково . Упоминается при преподобном Никоне (не видно, как принадлежавшее Троицкому монастырю). По Писцовой книге 1504 года – деревня села Зубачева. В настоящее время неизвестно. Благовещенское , село, в двух верстах на запад, северо-запад от посада.

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

1 . Тоя церкви иерей Дмитрей Назаров (54), жена ево Дария Борисова (59), сын их дьякон Барис (29), жена ево Агрепена Трифанова (30), дети их – Максим (8), Михайла (6), Петр (3), Стефан (2), девица София Дмитриева (20). 2 . Иерей Данила Дмитриев (58), жена ево Праскевия Епифанова (59), дети их – пономарь Козма (26), второй пономарь Алексей (23), у Казмы жена Ирина Петрова (29), дети их – Евдокея (9), Федор (4), у Алексея жена Ульяна Григорьева (28); престарелой иерей Дмитрий Иванов вдов (81). 3 . Вдова дьяконица Марья Иванова (49), сын ея Матфей Миронов (21), жена ево Анна Афонасьева (21); вдова Ксения Лукьянова (49), дети ея – Василей Фолимонов (9), Захар Фолимонов (6), Алексей Иринархов (12). Прихожане: того ж села Покровскаго вотчины вдовы Анны Ивановой дочери Хрущовой дворовые люди (л. 408 об.) и крестьяне; ис церковников, положенных в подушной оклад, оной же помещицы Хрущовой Прохор Тимофеев (67); того ж села Покровскаго отставнаго морскаго Василья Васильева сына Хрущова дворовые люди и крестьяне (л. 413); деревни Доробина Колодеся подпорутчика Бариса Максимова сына Крюкова дворовые люди и крестьяне (л. 414 об.); полковника Феодора Григорьева сына Стрекалова деревни Кросивой Мечи крестьяне (л. 416 об.) (всего два двора – М.Р.) (по всей видимости, деревня Красивая Меча носила второе название «Хрущевка», так как, согласно П.И. Кеппена, в середине 19 в. именно богородицкая деревня Хрущевка на реке Красивой Мече входила в приход чернского села Покровского, Волчья Дубрава тож, и, как видно из следующей записи, помещиками этой деревни были также и Хрущовы; в 1811 г. вдова полковника Ф.Г. Стрекалова Наталия Андреевна в богородицком сельце Хрущевке имела 31 мужскую душу; современная деревня Васильчиково в верховьях Красивой Мечи, вероятно, и есть интересующая нас деревня Красивая Меча, Хрущевка тож, а Васильчиков, как видно из последующей записи, также был помещиком деревни Хрущова этого же прихода – М.Р.); деревни Кросивой Метчи вдовы Федосья Иванова ( sic !) дочери Хрущовой дворовые люди и крестьяне (л. 417);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

От того же корня, кстати, что и «дорога», слово «деревня». «Деревня» мы думали, что это от «дерева», на самом деле – это не вполне так, «деревня» – это то, что выдернули, эти самые стволы, тех же самых деревьев, выдернули из земли, то, что выдрали, когда строили дорогу, или устраивали место для поля, или для пашни, соответственно из этих же деревьев и строили дома. Поэтому «деревня» оказывается родственной слову «дорога» в нашей культуре. Поэтому мы здесь видим на примере этих двух слов, что на самом-то деле по тому признаку, который лежит в основе слова, можно понять очень многое и о нашей древней географии, и о нашей древней культуре и представлениях нашей культуры, которые продолжают жить и сейчас, и когда мы говорим, что мы все преодолеем, все трудности русский народ преодолеет – это было заложено уже в языке и в нашей культуре издревле. И поэтому это и объясняет то, как мы живем и сейчас в современном мире. Андрей Григорьев , доктор филологических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   В известном сочинении Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» рассказывается о том, что издревле с принятием конечно же христианства, в русских селах, да и городах было принято колядовать. И Гоголь пишет, что «колядовать» называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются «колядки», говорят, дальше продолжает Гоголь, что когда-то был болван Коляда, которого принимали за бога и вот как будто бы оттуда и пошли колядки. Очень часто этот фрагмент читается и школьниками, есть и в школьных учебниках, однако редко разъясняют все-таки школьнику, был ли на самом деле такой бог языческий, или болван Коляда, или здесь скрывается за этим словом что-то другое. И конечно же если мы с вами посмотрим этимологию, происхождение этого слова, то мы выясним все-таки, что слово «коляда», или «колядка» является родственным исторически слову «календарь». «Календы» и само слово «календарь» – это первый день месяца и первый день также года в античности, а именно у древних римлян. Римляне еще говорили «до греческих календ» – это выражение синонимично «после дождичка в четверг», то есть никогда, у греков не было календ, а римляне как раз делили год на определенные месяцы в которых выделялся первый их день – это календы, ну и соответственно первый день года – это тоже календы. Ну и вот соответственно начало года соотносилось уже с принятием христианства, с Рождеством Христовым, собственно в то время это и происходит и вот как раз-таки и на Рождество, то есть в самом начале года где-то получается и появляется традиция праздновать таким образом посредством песен Рождество Христово, то есть колядовать. Вот, собственно таким образом никакого отношения к какому-то языческому богу, или болвану Коляде, колядки не имеют.

http://academy.foma.ru/tag/alfavit-i-bib...

Деревня Ключи Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску В книге столетней давности про Урал можно было прочесть такое: «Возможно, на всей урало-сибирской территории от Уральских гор до Великого океана нет ни одной такой реки, как Исеть, которая бы особенно выделялась по густоте своего населения. Сёла и деревни стоят по обоим берегам и на всех сколько-нибудь значительных притоках. Вода главного русла и больших притоков использована едва ли не для целой сотни мельниц, не говоря о фабриках и заводах. Верховья уральской реки Исеть богаты различными полезными ископаемыми, начиная от золота, железа, каменного угля, строительного камня...»; Один из левых притоков реки Исеть называется Ключик. Думается, по названию реки названа на ней деревня Ключи. Ключам более 300 лет. Самое раннее упоминание– 1658 год. Возникла деревня Ключи при Багарякском тракте, по которому вывозили полезные ископаемые с дальних рудников. Дома, относящиеся к самым первым построениям деревни Ключи, находились на берегу высокого оврага. Жители села вынуждены были думать об охране своих жилищ. Поэтому строили дома на высоком берегу и обносили усадьбу высоким частоколом. Это помогало отражать набеги башкир, которые беспощадно грабили людей, уводили в рабство, убивали. В районной газете «Маяк» в «Уголке краеведа» как-то была публикация, что в самом начале XVIII века при стрелецком бунте глазыри (так звали тогда разведчиков) поддержали Софью, а не Петра I. Поэтому глазыри были царём сосланы вместе с семьями на Урал и основались в селе Ключи. С той поры потомки тех глазырей стали носить фамилию Глазырины. Глазыриных, действительно, в Ключах много. Возможно, они и есть потомки тех самых глазырей. В начале XX века старостой прихода в с. Ключи был Глазырин Константин Павлович (1885-1972 гг.). Затем его сестра Глазырина Анна. Часто встречаемые в Ключах фамилии - Пьянковы, Тюменцевы, Беспаловы. Из воспоминаний местных жителей:«Наш брат Пьянков Виктор Васильевич (1936-2017 гг.) рассказывал, что наши предки Пьянковы пришли в с. Ключи из Пермского края поселения «Ферма» и прозвище у них было «фермята», но прижились в Ключах не все»; «в Ключах было несколько семей Тюменцевых, наш дедушка по материнской линии Тюменцев Михаил Александрович (1875-1950 гг..), вероятно, родился в Ключах, а его родители пришли, видимо, с Алтая: там есть город Тюменцево».

http://azbyka.ru/palomnik/Деревня_Ключи

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010