В 1562 году в трети села, находившейся на левой стороне речки (Переяславской), было 9 дворов крестьянских, из которых 5 стояли пустыми, да при церкви Георгия страстотерпца было 11 келей, в которых жили нищие, а приход состоял из 8 деревень с 34 дворами. В 1587 году к селу было 9 деревень, между которыми упоминаются Усово на речке Корбушке, Кокуево, Деулино, Наугольная. В 1592 году при церкви села жили старицы. В начале XVII века оно разорено было Поляками, после чего оставалось пустошью по крайней мере до 1624 года. Когда затем было восстановлено, не знаем, но в 1680 году – село. По Переписной книге 1725–1728 годов и по грамоте Елизаветы Петровны оно – деревня Глинковского прихода. В настоящее время – деревня посадского Рождественского прихода. Зубцово . См. Юдино. Ивакино под 1504 годом упоминается как Троицкая деревня, находившаяся недалеко от села Бебякова. Игнатьево . См. Сватково. Игнатьевское , село, данное в монастырь при преподобном Никоне некиим Патрекеем по его душе. Так как села нет в Кормовой книге монастыря 1592 года, то можно думать, что к тому времени оно перестало существовать (или же, может быть, превратившись в деревню, существует как деревня одного из Ворских сел). Ильинки . См. Дерюзино. Иевлево , село, находящееся в двадцати верстах на юго-восток от посада. Когда и как поступило в монастырь, не знаем, но в 1545 году принадлежало ему. В 1571 году взято было государем в обмен на другую землю. Июдкина . См. Орлово. Кабановская , деревня, данная в монастырь при игумене Мартиниане некиим Дионисием Савиным Клименьевым (вместе с пустошами Скориково, Васильевское и Батыйцево). Казановская , деревня, данная в монастырь при преподобном Никоне Радонежским боярином Борисом Васильевичем Копниным, находившаяся между речками Корбухой и Торгошей, в 1504 году принадлежавшая приходу села Глинкова, в настоящее время несуществующая (должна быть полагаема на месте нынешнего скита или в роще, которая между скитом и Александровской дорогой). Кисляково . См. Константиновское.

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

227. Александр Андреевич, первый удельный князь мезецко (мещовско)-борятинский (по названию волости Борятинской, на р. Клетоме, мещовского уезда калужской губернии), старший из пяти сыновей Андрея Всеволодовича Шутиха, первого удельного князя мезецкато 308), правнука св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138).–Именуется только в родословных. из которых видно, что он жил в XIV в, и оставил сыновей: Григория 629), Дмитрия 663), Федора ) и Льва ), удельных князей мезецко-борятинских. 228. Александр Андреевич 228. Александр Андреевич, удельный князь оболенско-тро-стенский, племени князей черниговских, младший из трех сыновей Андрея Константиновича, кн. торусско-оболенского 329), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XV в. и, почитаясь родоначальником князей Тростенских , угасших в 1607 г., оставил сыновей: Тимофея, Андрея, прозванием Голодный, и Ивана, прозванием Колышевский, князей Тростенских, служивших уже Москве. 229. Александр Борисович 229 . Александр Борисович, княжин тверский, младший из двух сыновей Бориса Александровича, вел. кн. тверского 387), от второго брака с Анастасией Александровно й, княжной Глазатой-суздальской 276). – Род. и ум. в Твери, в одном и том же 1455 г. 230. Александр Васильевич 230. Александр Васильевич , кн. суздальский, старший из двух сыновей Василия Андреевича, кн. суздальского 435), от брака с неизвестной. О времени и месте его рождения – сведений нет; вместе с Иваном Даниловичем Калитой, первым вел. кн. московским 97), ходил, по приказанию Узбека, хана кипчакского, на Тверь, которая взята л княжество тверское опустошено, в 1327 г.; преследуя, с тем же Калитой, Александра Михайловича, вел. кн. тверского 10), являлся к Пскову, усмиренному проклятием св. Феогноста, митрополита всероссийского, и удалением Александра, в 1429 г,; ум. неизвестно где, в 1338 г, – по утверждению, так называемой «Бархатной книги», бездетным. Примечание. Князя этого почитают некоторые сыном не Андреевича, но Михайловича , хотя последний ум. в 1309 г., а его отец женился (и не ведать, чтобы вторично) в 1304 г. – Слич. 482. 231. Александр Васильевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

396 По той же рукописи, св. Климент в Инкермане чудесно открыл источник воды. Когда же был утоплен в море, ученики его Корнилий и Фив со слезами молили Бога об открытии его мощей, – и по их молитве каждый год ко дню памяти св. Климента море отступало от берега на 20 стадий, и этот отлив морской продол­жался 7 дней: в это время св. мощи могли видеть в углублении скалы. 397 Св. Кирилл и Мефодий, приглашенные в 858 г. в Хозарию хозарским каганом для проповеди, отправились туда чрез Тавриду, где провели несколько вре­мени в Херсонисе, а отсюда чрез Азовское море отправились в Хозарию. О най­денных в Херсонисе св. Кириллом псалтире и евангелии на русском языке см. в Киевской Старине 1885 г., июльская кн., 492; Русской Старине 1885 г., ноябр. кн. 416 и Тавр. губ. вед. 1885 г. 23. 399 Ныне они покоятся в Риме, в Климентовской церкви, в гробнице, пред переднею частью алтарного возвышения. Правосл. Собеседн. 1885 г., апр. кн. 463; Пись­ма рим. II, 38. 400 Подробные сведение о св. Клименте – в «Писаниях мужей апостольских» свящ. Преображенского, стр. 79–180; в «Клементинах» – апокрифическом сочинении, рассмотренном в Правосл. Обозрении 1861 г., кн. февральской, мартовской и июль­ской. Сохранилось четыре послания св. Климента: о них в «Посл. мужей апостольских» стр. 101–180 и в Истор. учении об Отцах церкви, архиеп. Филарета, стр. 20–25. 402 Преосв. Макарий в своей «Истории христианства в России до св. князя Владимира», а вслед за ним и протоиерей Родионов в своем «Описании таврической епархии» насчитывают 5 епархий, потому что одну епархию сугдайско-фульскую они делят на две. Но фульская считалась отдельною от сугдайской епархией недолго, и о ней почти никаких сведений не сохранилось. 403 Кинсанус был греческий город между нынешнею Лименою и Ласпи; впослед­ствии на месте города образовалась нынешняя татарская деревня Кикинеиз – станция на шоссейной дороге между Ялтой и Севастополем, в 15 верстах от Ялты; Сикита – нынешнее урочище Никита, близ Ялты, где теперь училище садоводства – Никит­ский сад; Партенит – ныне деревня в ялтинском уезде, при подошве Аюдага; Лампада – ныне деревня и станция Ламбат, в 14 верстах от Алушты; Алушта – местечко, и ныне существующее; Фуна –нынешняя деревня Шума, недалеко от Алушты, или урочище – Русско-фил около Никиты; Алания – ныне деревня Демерджи; Эллис – на месте нынешней деревни Ай-Василь, близ Никитского сада. Кондор. IV, ч. 14, стр. 11, Сосногор. 140–142.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

5 . Онуфриева монастыря, что в Звенигородском Уезде 5 пустошей. 6 . Сторожевского монастыря, что в Звенигороде, на посаде, две пустоши. 7 . Чудова монастыря, что было поместье за Григорьем Бороздиным, по памяти за приписью Дьяка Якова Витовтова велено то поместье написать за Чудовым монастырем, село Лушенки на Истре, а в нем была церковь , сожгли Крымские люди. Деревня Павловская, деревня Зубачево на речке на Колобенке, деревня Юркина, деревня Калитина, да 9 пустошей. 8 . Левкиева монастыря, что на Волоку Ламском, а дали ту вотчину Князю Ивану Лобанову-Ростовском у со Княгинею владеть по их живот, что было прежь сего Андреева вотчина Меньшего Товаркова, сельцо Ивановское Высокое на речке на Доренке, да 19 пустошей. 9 . Богоявленского монастыря пустошь, что была деревня Болина на Истре, вссго две пустоши. 10 . Пафнутиева монастыря пустошь, что было сельцо Соловерово, всего пять пустошей. а. Села помещиков и вочтинников: 1 . Село (названия недостает) за Князем Романом Петровичем Пожарским. 2 . Село Лучинское на Истрице за Князем Семеном Ардасовичем Черкасским. 3 . Село Сорокино на речке Сороченке за Иваном Васильевичем Внуковым. 4 . Село Татищево на речке Истрице за Федором и Александром Голохвастовыми. 5 . Погост на Истрице церковь Рождества Христова за ними же. 6 . Погостъ на Истре церковь Флора и Лавра за иноземовыми детьми Жихарева. 7 . Село Воскресенское на Истрице за Веригою Григорьевым Бельским. 8 . Село Терентьево (местность не известна) за ним же. 9 . Село Троицкое на речке Молодильне за вдовою Офимьею. б. Монастырские: 10 . Село Петровское за Троицы Сергиева монастыря. 11 . Село Телепнево на реке Истрице Новинского монастыря. 12 . Погост Ильи Пророка на Городище на реке Истре. 13 . Село Луженки, а Лужки тожь, на Истре Чудова монастыря. б. Сельца (II). 1 . Сельцо Юркино на Истрице пол-трети за Веригою Григорьевым Бельским. 2 . Сельцо Петровское (ныне село Петрово) на Истрице за Федором и Александром Голохвастовыми. 3 . Сельцо Дубровское за Остафьем Михайловым Пушкиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Закрыть Разорение русской деревни – разорение Великой России Дмитрий Коновалов   11:09 24.12.2016 2691 Время на чтение 9 минут «Деревня сегодня почему-то всем мешает» Валентин Распутин Сегодня, слава Богу, все больше говорят и рассуждают о Русской цивилизации, об ее уникальности и самостийности, о русском национальном духе, русской культуре и русской истории. Но что стало фундаментом, основанием Русской цивилизации? Ответ, на мой взгляд, очевиден, двумя основополагающими столпами Русской цивилизации стали Русская Православная Церковь и ... простая деревня. Православная Церковь и Деревня - два основополагающих фундамента России, на которых тысячу лет созидалась, строилась, ковалась, возвышаясь и утверждаясь в своем могуществе Великая Россия. Русская Православная Церковь была и остается, источником духовной, нравственной и культурной основой нашего Отечества. Церковь была и есть неким центром единения и сплочения народа, особенно в сложные, переломные моменты в истории нашей страны. И если Церковь была духовной кормилицей России, ее крестной матерью и воспитательницей, то деревня была житницей России в прямом и переносном понимании. Деревня для России стала основанием не просто аграрно-промышленного развития, но по-своему фундаментом определенного духовного и материального потенциалов нашего народа и Отечества. Вот почему враги России, понимая мощь, значимость, силу Церкви и Деревни желая стереть нас с лица земли, первый свой удар всегда наносят именно по Церкви - по главной нашей духовной скрепе; и по Деревне - основе нашей продовольственной и всеобщей безопасности. О войне против Церкви и Православия сказано много, особенно в последнее время. Но, к сожалению, мало сегодня говорится о роли и значимости простой русской деревни, нашей матери из которой все мы родом. Сложно поспорить с тем утверждением, что все мы - родом из деревни. Это доказывает и тот факт, что еще каких-то 100 лет назад 80% населения России проживало в деревнях и селах, а 200 лет назад - 95%. В дореволюционной России царская власть всячески способствовала подъему деревни. В последние годы царской России наше Отечество прочно занимало первое место по развитию сельского хозяйства. На нашу долю выходило более половины мирового производства ржи, ¼ овса и пшеницы, ¼ картофеля. В 1912 году мы экспортировали 968 миллионов пудов хлеба. В 1914 году в России было 180 миллионов голов скота. Все это экономическое могущество русской деревни - кормившей и себя и Европу, не могло не пугать наших стратегических врагов, которые понимали роль деревни в укреплении и становлении России как мировой державы. В 1914 году французский экономический обозреватель Эдмон Тэри по заданию своей страны провел анализ развития России и пришел к следующему заключению: «Если дела в России и дальше пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Ноября 3, Середа. – В 9 часов выезд в Сайданайский женский монастырь. 6 лошадей, а 7 человек. Лошадь патриарха – чудо, прелесть, гнедой масти, – Старик шел подле меня 6 часов. – Первый отдых краткий за городом. – Я пью из ручья; ручей между ногами, – воспоминание сказочной прибаутки: между ног реки пропускает. Въезд в каменную долину. Дико, ручеек, как красавица между разбойниками и пр. Козы подле ручейка. Слои камней горизонтальные. – Из дикой долины въезд в долину, усаженную деревами. Деревня турецкая Марапа..; дома, как гнезда, прилеплены к горе. Деревня эта в 2 часах от Дамаска. Садовая долина продолжается. Вторая турецкая деревня Тель. – Проезд через нее. Она на холме. – Женщины прядут хлопчатую бумагу. – Красота долины. Дорога то направо, то налево, в тени дерев, подле горного, быстрого ручья. Террасы. Пильщики. Сады, – в садах сеют хлеб. Удобрение земли навозом. Мальчики на осликах возят навоз. – Отдых второй, – в лощине. Огромный камень, дикий вид гор. Я смотрю в ручей; – пена, напрасно борющаяся с течением. Долина крайне суживается. В конце долины турецкая деревня Ммин. Огромный каменистый исполин; – из него вытекает этот ручей. Мы поднимаемся на гору. Перепелки. – Горная высь довольно ровная. Посев на ней и виноградники. Холодно здесь, я надеваю бурнус. – Вправо видны пепловидные горы. Въезд на холм с выси. – Виден монастырь. – Под монастырем большая деревня, а он на высокой дикой скале – четырехсторонен. – При въезде в деревню много народу; знаемо наше прибытие. – Тканье на улице. С террас монастыря нас заметили калогреи. Встреча 4 священников. – Лишь мы с коней долой, игуменья и монахини у ног моих. Совестно. Вид черных монахинь, спускавшихся попарно по зигзагам.; дикий и трудный вход в монастырь, лишь в малые ворота, – курение духами. Иду прямо в церковь . Икона евангелиста Луки. Моя келия-горница убрана и постлана. Умываюсь. Посещаю игуменью. – Розовую теплую воду пьем и кофе. Кропление. Расспросы о монастыре. Игуменья Екатерина. – Разговоры в келье о монастыре; оказалось, что здешний монастырь имеет дом в Дамаске и приносит доходу 3000 п., а чистого – 2000 п.; имеет 84 масличия, кои дают доходу 300 п.; еще 150 коз, еще близ монастыря баштан и несколько маслин молодых, пять пар волов или плугов. Доходы монастыря от сбора в каждой епархии чрез епитропов, от поклонников после Пасхи и 8 сентября от сбора монахинь. – Предположение купить 1000 маслин около Бейрута или Триполи. – Старания патриарха об устроении сего монастыря. – Монастырь уважается. Монахини не рукодельницы. Игуменья учит читать послушниц по-арабски, и они читают в церкви. Деревни жители приходят поесть и попить в монастырь. Прогулка по террасе. Селевкийский митрополит живет в деревне подле монастыря. Его выгоды от этого и выгоды обители. Любопытство монахинь и их усердие. – Сытный обед. За обедом анекдоты: а) испечь=лечь; b) баба; с) что-с? d) соловецкие монахи при Петре Великом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Всего в селе Черневе на монастырском дворе один человек дворник, крестьянских и бобыльских 31 двор, людей в них 105 человек, да в бегах три двора крестьянских. 2 . Монастырская вотчина деревня Андреевская, а Марково тожь, на реке на Истре, а та деревня Государева жалованья, а преж того была Боярина Никиты Ивановича Романова, дана во 167 (1656) году. Крестьянских и бобыльских дворов 13, людей в них 41 человек, да в бегах 4 человека крестьян с детьми. 3 . Деревня Кашино, Ивановское тожь, на речке на Песошне, да пустошь Дьякова, а в ней монастырский двор. Куплена у Романа Федоровича Бобарыкина в 166 (1658) году. Крестьянских и бобыльских дворов 12, людей в них 44 человека, да в бегах крестьян три человека, да на пустошь Дьяков в монастырском дворе людей 4 человека. 4 . Деревня Новая на речке на Песошне и на Доренке, и та вотчина была за Боярином за Князь Алексеем Никитичем Трубецким, куплена во 165 (1657) году. Крестьянских и бобыльских дворов 8, людей в них 20 человек, да в бегах три человека крестьян с детьми. 5 . Деревня Рычкова, а Крячково тожь, на речке на Песошне. Куплена у Романа Федорова сына Бобарыкина во 166 (1658) году Крестьянских и бобыльских дроров 18, людей в них 62 человека. Б. В Сурожском Стану: По Указу блаженные памяти и повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея России Самодержца, построен вновь во 166 (1658) году монастырь Живоносного Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а около монастыря ограда древяная рублена в две стены, около ж монастыря обошла река Истра. В монастыре церковь Соборная Воскресения Христова древяная с трапезою, да церковь каменная, что строена бывшим Патриархом Никоном по Иерусалимскому образцу, недовершена, а в ней три престола освящены: престол Здвижения Честного и Животворящего Креста Господня, что именуется Голгофа, да престол Святого Иоанна Предтечи под Голгофою, да престол Успение Пресвятые Богородицы, да на оградной стене у хором, где жил бывший Патриарх Никон, церковь трех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, древяная.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Патриарх Никон в деревне Котельниках, на реке Истре, построил вновь деревянную церковь во имя Вознесения Господня и назвал деревню селом Вознесенским, к которому было приписано село Сафатово, Воскресенское; в это время церковь Воскресения Христова в селе Сафатове стояла «пуста без пения». В 1668 году село Воскресенское-Котельниково с деревнею было причислено к вотчинам Воскресенскаго монастыря. В отказной книге 177 (1668) года, декабря в 10 день, по которой вотчина утверждена за Воскресенским монастырем, «по Соборному изложению» упоминается: «село Вознесенское, что была деревня Котельниково, на речке Истре, под монастырем; а в селе церковь клетцки Вознесения Господня, у церкви во дворе поп Елизар Алексиев, во двор дьячек Ивашко Степанов, во дворе пономарь Костка Алексеев; да в селе крестьян (17 дворов), бобылей (15 дворов) и разночинцев 38 дворов, стрельцов 22 двора, да в селе 22 лавки, а торгуются по субботам всяким товаром; да под Воскресенским монастырем деревня Реткино на реке Истре, а в ней живут монастырские служки и конюха и всякие мастеровые люди (23 двора)». В переписных книгах Московскаго уезда 186 (1678) года написано: «Монастырь Живоноснаго Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и его вотчины: под Воскресенским монастырем слободка служня на реке Истре, что бывала деревня Ретнина, а куплена у думнаго дьяка Лукьяна Голосова. Да под монастырем же село Вознесенское, что была деревня Котельниково на реке Истре, а в нем церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в пределах Покров Пресвятыя Богородицы, да святаго пророка Илии, у церкви во дворе поп Елизар Алексеев, во дворе поп Архип Емельянов, во дворе диакон Иван Андреев, во дворе пономарь Костка Алексеев, во дворе просвирница Танка Алексеева; под монастырем в служне слободе, что была деревня Реткино 19 дворов служних, людей в них 52 человека, 4 двора подъяческих, людей в них 9 человек: двор подмастерья каменных дел, двор иконников, двор конюхов, людей в них 6 человек. В селе Вознесенском двор стряпчаго, 2 двора служних, людей в них 5 человек, 12 дворов стрелецких, людей в них 36 человек; 4 двора поваров, людей в них 14 человек; 4 двора конюховых, людей в них 14 человек; двор подвящиков в нем один человек, 3 двора детенышев, людей в них 30 человек; 26 дворов плотниковых, портных мастеров, часовчиков, служебников, скатертойной, квасоваровых, колесниковых, печников, серебренников, священниковых, кирпишниковых и сапожниковых людей 86 человек; 9 дворов крестьянских, людей в них 44 человека; 22 двора бобыльских, людей в них 86 человек».

http://sobory.ru/article/?object=42791

См. Бужаниново. Михайловское . См. Борково и Муромцево. Мишутино , село, находящееся в 9–10 верстах на север от посада, близ Угличской дороги. По Кормовой книге 1592 года, дано в монастырь Тарбеевыми (см. Дерюзино), но когда – не сказано и не видно, может быть Андреем Тарбеевым одновременно с Дерюзиным. По Переписной книге 1725–1728 годов и по грамоте Елизаветы Петровны, к нему две деревни – Васильково и Солониково. Мишутинские пустоши , числом шесть, находившиеся не знаем где, по сю или по ту сторону села Мишутина, даны были в монастырь в 1429–1432 годах Радонежским боярином Василием Борисовичем Копниным. Морозово , бывшее село, в настоящее время деревня [прихода Хотькова монастыря?]. Дано в монастырь в половине XV века некиим Василием Олферьевичем («вич» заставляет предполагать боярина). Называется селом до конца XVI века, во второй половине XVII века – деревня. По грамоте Елизаветы Петровны – деревня села Кесова. [В 7 верстах от посада.] Муромцево , село, принадлежавшее к числу так называемых Ворских монастырских сел, находящееся в 22 верстах к югу, юго-востоку от посада, на речке Плаксе, в нескольких верстах от реки Вори. Или дал село в монастырь в 1474 году великий князь Иван Васильевич в обмен на земли, которые взял у монастыря к своему селу Воздвиженскому (выменяв, в свою очередь, у митр. Филиппа), или оно есть переименованное село Конотеребово, о котором см. выше. По грамоте Елизаветы Петровны, к нему деревни Лукьянцово, Косково, Михайловское, Никольское прежних грамот. Мехово . См. Юдино. Назарьевская , деревня Глинковского прихода, поступила в собственность монастыря при преподобном Никоне до 1425 года. Наугольное . См. Глинково и Зубачево. Несветаево . См. Выпуково. Никольская . См. Борково. Никольское , бывшее одним из монастырских так называемых Ворских сел, находится на самой реке Воре, в 18 верстах на юг от посада. Куплено в монастырь игуменом Мартинианом у некоего Григория Федоровича. В грамоте Елизаветы Петровны Михайловское, Никольское прежних грамот, есть деревня села Муромцева.

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

Грязное (существовавшее еще bXVI веке), деревня Гудовка (в 4-х верстах); верстах в 7 от Грязнаго на юго-восток с. Новое Дубовое (переселенцы из б. г. Романова Липецкого уезда); на юг в 7 верстах от Грязнаго с. Вербилово (упом. в 1653 г. в грамоте царя Алексея Михайловича); в одной версте от Вербилова деревня Круглеша; в 6 верстах на юг от Вербилова с. Мечок, деревни Малой Мечок и Маланина; на запад от с. Мечка в 6 верст, с. Воронежская и выходцами из нее населено с. (в 5 верстах); в 5 верстах от Воронежской Лазовки на юго-восток село Гремячее-Вертячее и в 3-х верстах от сего село деревня Трухачевка; в 3-х верстах от Вертячаго на юг с. Курино, в 2-х верстах от Курина деревня Подгорная; в 5 верстах от Курина на юг с. Щанино и принадлежащие к этому селу деревни Синдекина (в2 верстах) а Плещеева (в 1 вер.), в 6 верстах от Манина на юг с. Сенное, деревня Ситная (в ней в XVI в. была церковь ) и Маланьина. В 5 верстах от Сенного с. Глушицы (XVII в.); в одной версте от с. Глушпцы на юг с. Пектево-Ново-Богоявленское (населено выходцами с. Богоявленскаго в Землянского уездов) по левую сторону р. Дона в 8 верстах от села Старого Дубового с. Хлевное (XVII в.); в 22 верстах от Хлевнаго на границе Воронежского уезда с Землянским с. Горожанка и деревня Севрюковка. ____ На юг от Задонскаго лежит Воронежский уезд. Северозападная часть его орошается двумя реками: Доном, который входит в Воронежский уезд при д. Севрюковке, отделяет его от Задонскаго и, протекая по юго-западной его части, близь с. Боршева входит в Коротоякский уезд и Воронежем, который входит в уезд при с. Лопатках и, протекши 50 верст, близ дер. Трушкиной, верст на 15 ниже г. Воронежа, впадает в Дон с левой стороны. Кроме Воронежа Дон в Воронежском уезде по правую сторону своего течения принимает в себя р. Смердящую Девицу, выходящую из Нижнедевицкого уезда. А река Воронеж протекая по уезду, принимает с левой стороны речки Ивницу, Усмань и Пещанку. Река Усмань, получает начало в Тамбовской губернии в Липецкм уезде, в 5 верстах ниже г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010