Москва. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " в Знаменском-Садках. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревня Садки с двором вотчинника известна сначала XVII в. В 1687 г. князь И.С. Урусов строит здесь деревянную церковь иконы Божией Матери «Знамение», которая дала название усадьбе, и в 1750 г. при Е.И. Трубецкой была заменена каменной. Во 2-й половине XVIII в. здесь появляется усадебный ансамбль с регулярным парком, ось которого продолжалась аллеей в сторону Москвы. В 1830-е гг. планировку усадьбы изменяют, превращая парк в пейзажный. На месте упраздненной деревни размещают хозяйственный комплекс – конный и скотный дворы. При М.Н. Каткове перестраивается главный дом. В 1930-е гг., когда в усадьбе находился сельскохозяйственный техникум, были разобраны церковь и оранжереи. Ныне ядро усадьбы занимает Институт охраны природы. http://vparke.ru/?page_id=170 «Знамение» иконы Божией Матери в усадьбе Знаменское-Садки церковь Изначально на месте усадьбы находилась небольшая деревня, называвшаяся Садки или Верхово. Первое название происходит от садков для рыб, которые могли быть устроены на речке Битце (Обитце или Анбитце), на которой и находилась деревня. Название Верхово, скорее всего, как и большинство названий усадеб, имеет владельческое происхождение, то есть образовано от прозвища кого-то из ее забытых владельцев. Большую часть XVII века деревня Садки, документально известная с 1617 г., принадлежала различным представителям рода Ладыженских. В 1676 г. Ф.О. Ладыженский продал деревню своему зятю князю Никите Семеновичу Урусову. При нем в Садках в 1687 г. была сооружена деревянная одноглавая церковь иконы Божией Матери «Знамение», и местность получила еще одно названиеЗнаменское, которое употреблялось параллельно с прежним и со временем превратилось Знаменское-Садки. В 1750 г. Знаменское-Садки приобрела у В.С. Урусова княжна Екатерина Ивановна Трубецкая. Единственным значимым событием, произошедшем в Знаменском при Е.И. Трубецкой, была замена ветхой деревянной церкви на каменную, сооруженную в 1754–1756 гг. «на другом поблизости удобном месте». Это был небольшой каменный храм типа восьмерик на четверике, увенчанный большим световым куполом с маленькой главкой на нем. Алтарь был далеко выдвинут на восток, а на запад симметрично была выдвинута трапезная. Над трапезной и алтарем поставили две колокольни. Знаменский храм был интересным памятником позднего елизаветинского барокко, столь редкого в подмосковных усадьбах. Об его интерьере сведений не сохранилось. Единственная фотография с внешнем видом церкви была найдена в архиве архитектора С.А. Торопова, хранящегося в фондах ГНИМА имени А.В. Щусева.

http://sobory.ru/article/?object=37664

В нач. XIX века деревянная Никольская церковь сгорела (она горела дважды до 1718 года) и в 1814 году был возведен каменный храм Спаса Нерукотворного. В 1819 году здесь устроены лавочки и питейный дом (первоначально деревянный). По статистике 1859 года, в селе Кобыльское 40 дворов, 266 жителей. В 1906 году - 60 дворов, 427 жителей. Имелась школа, каменная богодельня.  С 1937 года - в составе Рыбновского района Рязанской области.  В 1966 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР населенный пункт был переименован в село Калиновка в связи с тем, что прежнее название было признано неблагозвучным. Рязанская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. Санкт-Петербург, 1862 год, стр. 46. Населенные места Рязанской губернии, Рязань, 1906, стр. 146-147.   http://www.history-ryazan.ru/node/8718 Николо-Кобыльский Погост, церковь во имя Нерукотвореннаго Образа Спасителя (Зарайского уезда) Кобыльский Погост находится в 20 верстах от Зарайска и прежде принадлежал к Михайловскому уезду. Свое название он получил от того, что окрестный земли в старину были угодьями царского конного завода. Название «погост» дает основание предполагать, что прежде не было здесь жителей, кроме священно- и церковнослужителей. Впоследствии здесь поселились церковные бобыли, а за ними и другие, как например, записанные в подушный оклад церковники (в XVIII в.). В настоящее время в состав одного прихода входят вместе с Кобыльским Погостом: сельцо Клишино, деревня Китаева (принадлежавшая прежде Солотчинскому монастырю), сельцо Бойчицы, сельцо Тайчины, деревня Жокова, деревня Ивашкина, сельцо Алешня, сельцо Верекино, деревня Кобылья, сельцо Веселкино и сельцо Моржово. В 1885 году от этого прихода отошло к соседнему приходу селу Радушкина сельцо Синьково. Существовавшая первоначально в Кобыльском Погосте церковь называлась Никольской. До 1718 года два раза она горела; построенная после последнего пожара, церковь стояла около 100 лет и имела главный престол во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. Ветхая и недостаточно вместительная, она была заменена ныне существующей, каменной во имя также Нерукотворенного Образа Спасителя церковью. Строение началось с теплой трапезы, в 1815 году уже были освящены в ней два придела - в честь Коронования Божьей Матери и Николая Чудотворца, настоящая холодная церковь была освящена в 1829 году. Главным ктитором был местный протоиерей Сергий Иоаннов Розанов: он собирал пожертвования среди прихожан и в других местах, входил в долги и даже закладывал свои вещи в случае недостатка денег при расплате с рабочими. Колокольня была выстроена в 1844-1847 годах на сборные и церковные деньги. Прежде, при входе в теплую церковь, внутри паперти, помещался еще приделе во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; в 1855 году он уничтожен. В 1874 году пожар повредил настоящую холодную церковь, так что деревянный купол обрушился, иконостас частью сгорел, частью был поломан, стены почернели и обвалилась штукатурка.

http://sobory.ru/article/?object=13316

Озеро и все заливы его чрезвычайно богаты рыбою, которая собирается в несметном количестве в бухтах. До сих пор замечены только четыре породы рыбы: карп или сазан, османы или горная форель, моринка и чебак (порода карпий). Побережье озера почти лишено лесной растительности и только близ устьев стремительных речек и вдоль низменных пространств встречаются кустарники. Весна на Иссык-Куле – приятнейшее время года, к сожалению, весьма непродолжительна, она скоро сменяется жарким летом (жар доходит до 40° по Реомюру). Зима начинается с ноября месяца и оканчивается в конце февраля. Климат здесь вообще здоровый и приятный. Высокие горы летом покрываются густою травою; в ущельях же их растёт исключительно еловый лес, употребляемый местными жителями на топливо и постройки; ель доходит в отрубе до 18 верш. В лесу можно находить костянику, черёмуху, землянику и черную смородину. Из зверей во множестве рыскают по степям и горным ущельям повсеместные обитатели волки; встречаются также большими стадами и в одиночку олени и дикие козы. Иногда попадаются кабаны и тигры, которые избирают для себя место убежища в камышах по берегам озера. Из пресмыкающихся попадаются только обыкновенные змеи. Пернатое царство довольно разнообразно. Здесь во множестве водятся: лебеди, журавли, дикие утки, мартышки (чайки), атайки (на подобие диких уток, только ростом их больше), бакланы или морской ворон, живущий исключительно рыбой, нырки (из семьи уток), кулики, фазаны, дудаки (дрофа), коршуны, которыми киргизы пользуются при охоте на дичь, и всем известный воробей. Вот здесь-то, на северо-восточном берегу этого замечательного озера, приютился наш миссионерский Свято-Троицкий монастырь. Он находится у самого подножия хребта Кунгей-Ала-Тау, под 78°. 12». 30« долготы от Гринвича и 42°. 47» северной широты, расположен не более 8/4 вер. от озера, при заливе Узком, всего в 20 саженях от него, и в 5 вёрстах от гор. Ближайшие соседи его: село Преображенское в 12 вер., деревня Уй-Тал в 18 вер., город Каракол, ныне Пржевальск в 40 вер., сел. Сазановка в 54 вер. и деревня Сливкино в 100 вер., от Пржевальска в расстоянии 8 вер. деревня Теплоключннская и в 30 вер. деревня Джергес. Почтовая дорога идёт из г. Пишпекта в г. Пржевальск, в расстоянии от монастыря не более одной версты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Артёмово. Церковь Страстной иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Артёмово – одно из древнейших поселений на территории Пушкинского района. Самое раннее упоминание деревни относится к XVI в., когда она находилась в стане Радонеж и Бели Московского уезда. Однако, можно предположить более раннюю датировку артемовского поселения, а именно, XIV-XV вв., что связано с близостью к двум древним духовным центрам Московского государства – Покровскому Хотькову монастырю и Свято-Троице-Сергиевой Лавре. В приход Покровской церкви Хотькова монастыря впоследствии входили многие близлежащие сельца и деревни, а само Артёмово в разное время входило в приход Покровской церкви села Тешилово (XVIII в.) и Ахтырской церкви села Ахтырки. В писцовых книгах Московского уезда стана Радонеж и Бели за 1584-1586 гг. упоминается деревня Артёмово на речке Сумери, а «в ней двор вотчинников, да два двора людских, пашни паханные средней земли 3 четьи, да прилогом 15 четьи, да лесом поросло 9 четьи в поле, сена по речке и по оврагам 50 копен, леса хоромного и дровяного 5 десятин» (Писцовая книги XVI в. Отд. I М., 1872. С.). Деревня Артёмово находилась во владении Игната и Петра Михайловичей Скобелицыных. Потом принадлежала подьячему Ивану Яковлеву. В начале XVII в., после польско-литовской интервенции, деревня Артёмово опять принадлежит Скобелицыным. По писцовым книгам 1626-1627 гг.: «За Иваном да за Федором Леонтьевым Скобелицынами вотчина старинная... деревня Артёмово на речке на Сумери». Следующий владелец Артёмово, Алексей Яковлевич Нестеров, занимал важную должность в правительственном аппарате петровской эпохи. Судьба А.Я. Нестерова сложилась печально – по несправедливому оговору его приговорили к смертной казни. По именному указу императора в 1723 г. отписные вотчины «бывшего обер-фискала Алексея Нестерова, в том числе в Московском уезде в сельце Артёмово, пожаловать лейбгвардии Преображенского полку бомбардирской роты унтер-лейтенанту Филиппу Петровичу Пальчикову со всеми к ним принадлежностями, на котором прошении подписано собственною Его Императорского Величества рукою «Отдать».

http://sobory.ru/article/?object=04975

Слатино . См. Слотино. Слободка . См. Бужаниново. Слотино ( Слатино ), село, находящееся в 15–16 верстах от посада по Александровской дороге. Дано в монастырь около 1453 года великим князем Василием Васильевичем по приказу его матери, великой княгини Софии, вместе с Чечевкиным и с другими Кинельскими (за Троицей к Александрову был Кинельский стан Переяславского уезда) селами княгини. Смятьево . См. Выпуково. Солониково . См. Мишутино. Сорокино . См. Выпуково. Степково . См. Глинково. Тарбинское . См. Константиновское. Тарбеево , бывшее село, находившееся в четырех верстах от Зубачева, над озером Тарбеевым. Дано было в монастырь, вероятно, тем Андреем Тарбеевым, которым дано было Дерюзино. Существовало как будто еще в 1764 году, хотя в грамоте Елизаветы Петровны и не упоминается. Когда прекратило существование , остается неизвестным. В 1764 году, при отобрании у монастырей вотчин, лавре дано было при ее Тарбеевском конном заводе, в лугу к озеру, шесть с долями десятин сенокосной земли (в число тех 30 десятин, которые предположено было намерять лавре вместе с архиерейскими домами для выгона скота). Титково . См. Крестешники. Топорково . См. Выпуково и Сватково. Тураково , бывшее село, теперь деревня села Подсосенья, находящаяся в пяти верстах на восток от посада. Дано в монастырь в 1535 году, во время малолетства Ивана Васильевича Грозного, по приказу его отца Василия Ивановича. В 1618 году было еще селом; в 1623–1624 годах – деревня, чт( было сельцо, с двумя дворами крестьянскими и семью дворами бобыльскими. По грамоте Елизаветы Петровны – деревня Глинковского прихода (пришедши из-под Москвы под Троицкий монастырь, королевич Владислав имел первую остановку в селе Туракове и здесь, по словам Палицына, сильно перепугался со всеми своими Поляками, услышав благовест в монастыре к воскресной всенощной). Усово , деревня, упоминаемая уже во времена преподобного Никона, находившаяся на речке Корбушке. По Писцовой книге 1684 года и по грамоте Елизаветы Петровны – Глинковского прихода, неизвестно когда переставшая существовать после 1752 года (луговина на правой стороне железной дороги по переезде врага Корбушки, по всей вероятности, представляет собою дворину нашей деревни).

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

Дополнения к тексту 1. Выпись из писцовых книг Лета 7139 января в 5 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руссии указу, писцы Василий Иванович Колычев, да подьячий Василий Рожнов, дали сию выпись с ярославецких книг Малого (своего) письма и меры, Пречистой Богородицы Тихоновой пустыни игумену Герасиму с братиею, на их монастырскую вотчину. А по письму и мере Василия Ивановича Колычева, да подьячего Василия Рожнова написано: в Товаркове стану монастырь Тихоновой пустыни, а в ней храм Трех- Святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о деревянный верх с трапезою; а по сказке игумена Герасима с братиею, в том же монастыре была церковь соборная Успения Пресвятой Богородицы деревянная, па полатях был придел Николая Чудотворца и ту церковь сожгли литовские люди в 118 году, да на монастыре в келье игумен Герасим, да 6-ть келий братских, да келья поваренная, да поварня, да двор конюшенной. За монастырем место дворовое белого попа Якова, а поп живет в монастыре на время, пашни поповы перелогом 15 четвертей В. А. П. 65 , а лесу нет, да монастырские пашни паханые 6 четвертей, да перелогу 4 четверти. Да монастырские деревни, и пустоши: деревня Дворцы, а в ней крестьяне писаны по именам. Пашни паханые монастырские 26 четвертей, да перелогу 16 четвертей, лесом поросло 23 четверти худые земли В. А. П.; сена по реке Угре 150 копен, лесу болотины меж пашен 3 десятины. Деревня Скаковская на реке Угре, а в ней крестьяне по именам; пашни паханые худые земли 10 четвертей, да перелогом 6 четвертей, да лесом поросло 30 четвертей. В. А. П. сена по реке Угре 15 копен, лесу пашенного 3 десятины. Деревня Камельшно, Давыдовское тоже, на реке Угре, а в ней крестьяне по именам. Пашни паханые худые земли 8 четвертей, да лесом поросло 6 четвертей. В. А. П. сена 15 копен, лесу не пашенного меж пашен во всех трех полях 3 десятины. Деревня Окатово на суходоле, что был починок Сычов, крестьяне по именам. Пашни паханые худые земли 6 четвертей, перелогом 2 четверти, лесом поросло 3 четверти.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В многосторонней проблематике повести «Целуются зори» главное – даже не проблема взаимоотношений городских и сельских жителей и не оппозиция «город – деревня», как утверждают в один голос интерпретаторы произведения. Главное – это оппозиции истины и лжи, святой простоты и лукавого мудрствования, доверия и подозрительности, отзывчивости и безучастия, гармонии и дисгармонии, лада и разлада. На этих полюсах выстраивается система духовно-нравственных ценностей художественного мира В.И. Белова. «Благодушно и мудро с первых же своих работ Василий Белов как бы уравновесил жизнь: сколько в ней трудностей, горя, отчаяния, столько и радостей, счастья, надежды» , – справедливо отмечал В.Г. Распутин. Ты спрашиваешь, возродится ли деревня. В этом плане я даже оптимист. Верю в возрождение Родины своей Даже в антагонистических обстоятельствах, когда угасает последняя надежда, является евангельская «сверх надежды надежда» (ср.: Рим. 4: 18) на истинное возрождение России. Об этом – знаменательный диалог Василия Белова с Владимиром Бондаренко: « Белов : я утверждаю, что тысячи деревень исчезли с лица земли. Я об этом писал и в прозе своей, не только в публицистике. Есть такой рассказ, как я ночую в деревне. И спрашиваю старенькую хозяйку: куда исчезла деревня? через трубу и в синее небо ушла… Бондаренко : И что, больше никогда не возродится? Ты сам по складу своему, по чувствам своим пессимист или оптимист? Белов : Скорее всего, я пессимист. Но, если ты, Володя, спрашиваешь, возродится ли деревня, в этом плане я даже оптимист. Верю в возрождение Родины своей. Не только в возрождение деревни своей и земли вологодской, отеческого гнезда, но в возрождение всего нашего государства. Куда от этого денешься? А вот когда оно будет? Не знаю. Но есть же ещё живые силы. Есть живые люди. Даже молодёжь есть, которая не даст доконать себя совсем. Мы ещё поживём» . Подтверждение этих святых упований писателя – в лирической стихии его художественных произведений о родине и русском народе. Образ целующихся зорь предстаёт как отблеск вселенской Божьей любви, отмечающий уже нездешний, внеземной горизонт бытия, знак жизни вечной.

http://pravoslavie.ru/156542.html

Кукморской церкви принадлежал богатый архив с ценными документами, датированный XVIII – XIX веками. В них содержались сведения, касающиеся не только приходской, но и светской жизни. В дореволюционной России все записи актов гражданского состояния были возложены на церковь. Церковные служители проводили церковные обряды и производили в метрических книгах записи о рождении, браке, смерти. В состав Кукморского прихода, кроме села Кукмор, входили деревни Ершовка и Новотроицкий Починок Мамадышского уезда второго стана, Кашкара первого стана, Жилой Рудник Вятской губернии Малмыжского уезда Вятско – Полянского стана. С начала 90-х годов XIX столетия в Кукморском приходе осталась только деревня Жилой Рудник. Деревня Кашкара, в которой числилось 300 ревизионных душ, в 1892 году отошла ко вновь открытому приходу в селе Синерь. В том же году деревня Новотроицкий Починок из 100 ревизионных душ перешла в приход села Кляуш. В 1902 году в Ершовке построен храм с самостоятельным приходом, в связи с чем деревня преобразована в село, в селе насчитывалось 400 ревизионных душ. 18 декабря 1917 года был подписан декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Декрет провозглашал, что Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки, а церковный брак наряду с обязательным гражданским является частным делом брачующихся. Церковь была отстранена от ведения брачно-семейных дел, юридические последствия признавались лишь за браком, зарегистрированным в государственных органах. В 20-е годы Кукморская церковь, как и многие другие российские церкви и мечети, была закрыта. С тридцатых годов усиливается гонения на религию: у мечетей срываются минареты, а с церквей снимаются колокола. Освободившиеся помещения используют под клубы, школы, склады. Петропавловскую церковь в селе Кукмор отвели подбиблиотеку, а затем, в начале 30-х годов, храм был до основания разрушен. Из кирпичей церкви были построены два трехэтажных жилых дома: один на «4-ом номере», а другой «ИТР». В церковной сторожке размещался радиоузел. На месте уничтоженного храма был разбит «Ленинский сад» и установлен памятник вождю пролетариата.

http://sobory.ru/article/?object=54421

http://www.gazetamir.ru/ Деревня Церковное (Бархатиха). Свято-Никольский храм с колокольней (1790 год) и храм в честь Живоначальной Троицы (1796 год). Разобраны в 30-х годах XX века. http://www.gazetamir.ru/ Бархатиха — деревня в Плесецком районе Архангельской области, в составе Тарасовского сельского поселения. Часть упразднённого села Церковное. Деревня впервые упоминается в 1556 году в Сотных Каргопольского уезда («Платёжнице Я. Сабурова и И. Кутузова»). С XVIII века по XX век в деревня была центром Церковнического прихода, при котором имелись 2 церкви: Троицкая с колокольней, 1796 года, и Никольская, 1693 года. В конце 1920-х годов при невыясненных обстоятельствах сгорела одна из церквей. В начале 1930-х годов была разобрана на материалы вторая. В 1935 году была построена средняя школа. В данный момент в ней находится сельский музей и молитвенный зал Мирнинского прихода. По материалам сайта Архангельской епархии Современное местоположение: Тарасовское с/п, Плесецкий р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Холмогорский уезд, Архангельская губерния. Приход располагался почти целиком по обоим берегам реки Шорды, впадающей в Мехренгу. Две приходские церкви находились близ деревень Васюковской и Юрыгорской, в 212 верстах от Холмогор. В приходе было 42 деревни. Жителей к 1 января 1894 г. насчитывалось - 1012 человек мужского пола и 1051 женского. О ранней истории прихода известно, что приходским церквям, построенным в конце XVIII века, предшествовали более древние церкви. В грамоте митрополита Никона от 1651 г. на построение Троицкой церкви говорилось: " в церковном погосте была церковь Божия во имя св. мученик Флора и Лавра поставления дед и прадедов и та церковь и трапеза при ней ветшаны и утлы и гнилы... и служить в том храме Божественныя литургии нельзя " . По устному преданию, упомянутая Флоролаврская церковь была первой в приходе и находилась в д. Весингской, являвшейся центром, около которого группировалось первоначальное население прихода. Возможно, эта церковь была первой не только в районе нынешнего прихода, но и для окрестных местностей. Вследствие этого и сама местность, занимаемая церковью, и приход стал называться Церковническим, Церковным или Церковным погостом (в грамотах митрополитов Никона и Корнилия). Этот погост в церковно-административном отношении принадлежал к Новгородской епархии и составлял Мехренгский стан Каргопольского уезда. В середине XVI века церковь по ветхости была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=37857

Велятичи. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 году она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу. Новый Спасо-Преображенский храм (старинное здание было разрушено в 1953 г.) был освящен 24 июля 2000 года при участии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в сослужении 13 священников Борисовского, Крупского и Березинского благочиния, певчих Свято-Никольского храма д. Большая Ухолода. blagobor.by › hram/velyacichy/history Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 г. она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу. Имеются сведения о том, что в 1834 г. в Велятичах из унии в православие присоединено 709 мужчин и 689 женщин. В этом же году Велятичский приход признан самостоятельным. В клировых ведомостях за 1837 г. Борисовского уезда Велятичской церкви значится: «Построена неизвестно когда, зданием деревянная, с такою же колокольнею, совершенно ветхая. Престол в ней во имя Преображения Господня. Утварью недостаточна, а книги, нужнейшие для Богослужения, имеются... Священник Павел Лисевич, дьячок Антоний Богдановский и пономарь Михаил Погадицкий». В 1848 г. по Указу Его Императорского Величества об устройстве православных церквей в государственных имениях, в имении Велятичи было освящено место под строительство православной церкви, типовой проект которой был разработан в 1835 г. В 1851 г. была построена новая деревянная Спасо-Преображенская церковь. По данным 1864 г., прихожан мужского пола 693 души и женского 738 душ. При церкви находилось казённое училище для детей. К церкви тогда принадлежали: 1. Построенная прихожанами в этом же селе кладбищенская Покровская деревянная церковь, называемая Монастырок, в ней находится местночтимая чудотворная икона Богоматери. Ее оставили жившие здесь монахи, пришедшие сюда из Киева. 2. Кладбищенская Миотченская Рождества Богородицы деревянная церковь, построенная в 1837 году прихожанами. 3. Кладбищенская Селищинская деревянная церковь, также построенная прихожанами.

http://sobory.ru/article/?object=39184

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010