До сего времени Андроников имел хотя не богатые в сравнении с другими монастырями, но твердые и постоянные источники средств к своему содержанию в населенных вотчинах, в коих, как мы видели, в 1700 году было 210 дворов. Но Петру I, как и Грозному, нужны были деньги в его постоянных войнах и для приведения в исполнение многих планов его. Опять обратились к монастырям, имения коих, в силу закона 1581 г., запретившего продавать их, и по легкому, нестеснительному для крестьян управлению, возрасли. Указом 31 января 1701 года повелено: «графу Мусину-Пушкину взять духовные недвижимые имения под свое ведение и распорядить на благолепие церковное и на достодолжное и незазорное содержание олтарю служащим, а остатки определены на учреждение училищ духовных, на пропитание отечеству послужившим и оставшимся в старости, ранах и болезнях, бедным и неимущим». 103 Монастыри в сие время обращены были в госпитали и исправительные домы, 104 и в них определяли на содержание отставных офицеров, чиновников, солдат, умалишенных и даже старых и увечных преступников, 105 за которыми смотрели отставные те солдаты. Конечно монастыри, принимая в свои стены вышеупомянутых лиц, оказывая им материальное благо, могли иметь на тех и нравственное влияние, но некоторые из новых пришельцев могли вносить свои недостатки, которые не могли остаться без влияния на более слабых из монашествующих братий. Известно, что монастырские деньги шли и на другие дела, кроме упомянутых. Так в 1708 году из доходов монастырского приказа велено отпускать суммы на отлитие новых образцовых пушек. 106 Скоро монастырские имения «от гражданского управления пришли в скудость и пустоту», 107 и потому «в 1720 году все вышеупомянутые спасительные дела, как говорит манифест Екатерины II, переданы Петром тем же властям духовным под управлением учрежденного тогда Синода». С ограничением средств образование в монастырях должно было пасть и тем более, что при Петре Великом последовал указ иметь в монастыре одну только чернильницу в столовой. Андроников в сей век дал русской церкви одного только архипастыря, Иосифа Воронежского. Из описи Андроникова монастыря, составленной в 1763 году, т. е. пред самым отчуждением церковных имуществ, видно, что в сие время Андроникову принадлежали следующие селения: в Московском уезде: в Перечневе стану селение Бисерово, деревня Вишнякова и другое село Карачарово с пустошами, Замыцкой волости Чернецкое, Вельяминово тоже, с пустошами; в Васильцове стану село Печатники, деревня Печатники и деревня Кожухова: в Торокманове стану село Покровское с деревнями и пустошами, Хутынские десятины село Крюково на р. Лопасне; в Звенигородском уезде деревня Лодыгина, в Рузском уезде деревня Гомшина-Гора, в Дмитровском уезде село Бешинцово, в Переславльском уезде село Нушпола. В них по ревизии 1744 г. считалось 1674 души. 108

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

За монастырём конюшенный двор, забранный в столбы, келья для вкладчиков с двумя амбарами внизу. Вкладчиков состояло при монастыре шестнадцать человек, – все неженатые. Они посылались для досмотра и наряда по дворам, бывшим за Красногорским монастырем. Позади конюшенного двора изба для рабочих по найму, коровий двор и две избы для коровниц. Красногорский монастырь имел еще свои дворы по деревням на земле, им приобретенной от крестьян, заимствовавших, во не уплативших денег по закладным и кабалам. 1) Деревня Забобровская. В ней жил полковник Иван Афанасьев Сычев с братом для обработки монастырской земли. Здесь же на ручье Бобровце стояла мельница с амбаром. 2) Под монастырем на пристани деревня Плешевская. В ней двор монастырский и две избы ветхие, в которых живут по найму три работника. Здесь же было гумно с овином. 3) В Валдокурской волости, в деревне Чушепальской, двор монастырский, огороженный заплотами в столбах, а на дворе мост на столбах для склада скотского корма; у двора изба с кладовою, клетью и амбаром. На речке Чушелке водяная мельница в три пары жернов и изба для мельника. Здесь за известную плату мололи хлеб и крестьяне. 4) Деревня новорасчистная – Лыткин холм; в ней во дворе половник Ефим Васильев Бажуков, сын его Никита, тесть Иван Мечев с двумя сыновьями. Жили они по подряду определенное время, получая за обработку две трети урожая земли той деревни; при этом они обязывались от монастыря платить налоги, следующие в государственную казну. 5) Деревня новорасчистная – Осиновый холм, в ней половник Гордей Петров Корелин. 6) Деревня новорасчистная – Кобылин холм. Во дворе половники: Гаврило Гордеев сын Корелянин с двумя братьями, Федор Петров сын Корелянин и три сына его взрослые и других половников четыре. 7) В деревне Цымоле вверх по реке Пинеге двор монастырский в столбах; при нем изба, амбар и два хлева. Здесь человека по три жили монастырские рабочие, занимаясь хлебопашеством. 8) На Кулое за посадом двор монастырский, три избы, две из них на амбарах, келейка на столбах, два амбара, кругом двора забор в столбах; мост на столбах для склада сена и соломы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Устиново-Евплово . См. Глинково. Филимоново . См. Глинково. Филипково . См. Зубачево. Чарково . См. Подсосенье. Чемоданово , по Писцовой книге 1587 года – деревня, по Писцовой книге 1623–1624 годов – пустошь. Находилась где-то недалеко от посада на север или северо-запад. Поляки при осаде монастыря имели в ней одну из своих застав. Чечевкино , Чечевкина слободка , первоначально село, потом деревня. О даче его в монастырь около 1453 года см. Слотино. Теперь деревня Слободка Бужаниновского прихода. Чернецкое . См. Константиновское. Чернцово . См. Махра. Чирково . См. Подсосенье. Чурилково . См. Бебяково и Благовещенское. Шарапово [Торопово на карте, с. 342?], село, находящееся в верстах на юго-восток от посада. Дано некиим Андреем Шараповым игумену Зиновию (сначала Шараповское). В 1592 году при церкви села жили старицы. По Переписной книге 1725–1728 годов и по грамоте Елизаветы Петровны – к селу деревни Алексеево (Алексеевская), Шильцы, Ляпино. Шильцы . См. Шарапово. Шубино . См. Юдино. Юдино , село, находящееся в шестнадцати верстах на север от посада, на Угличской дороге. Когда поступило в собственность монастыря , не имеем сведений. В грамоте Елизаветы Петровны говорится о нем: «в Мишутине стану селцо Орлово, что была деревня Июдкина, а по прежней ревизии село Юдино». По Переписной книге 1725–1728 годов – к селу деревни Шубино, Мехово, Личкино, Козлово, Зубцово, Новая, Погост, Борошково; по грамоте Елизаветы Петровны – только четыре первых. Язвецово . См. Выпуково. Федоровское , одно из бывших Ворских монастырских сел. Куплено игуменом Мартинианом вместе с селом Никольским у некоего Григория Федоровича. По грамоте Елизаветы Петровны и в настоящее время – деревня села Боркова. Федоровское . См. Выпуково. Примечания 1. На одной лаврской печатной богослужебной книге есть надпись, что в 1669 году она дана была из книгохранительной казны монастыря «в пустыню чюдотворцовых Сергиевых родителей в церковь Рождества Христова» (см.: Надписи Троицкой Сергиевой лавры, собранные архим.

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

Вкладное сельцо Еднево со крестьяны, в Мушковском стану в Дмитровском Уезде сельцо Сенино, а в нем двор отчинников, да двор крестьянской пуст; в Переславском Уезде Залесского сельцо Лаврово, да деревня Радионцово, крестьянских двадцать один двор, пашни паханые, перелогу и лесом поросло 221 четверть без пол полтрети; во Владимерском Уезде жеребей в селе Красном крестьянских двенадцать дворов, пашни паханые и лесом поросло 170 четвертей; в Рязанском Уезде в Ростиславском стану половина села Ряденок, а в нем двадцать три двора крестьянских, пашни паханые и перелогу лесом поросло 150 четвертей; в Курмышском Уезде село Антоново, да деревня Юрьевка, да сельцо Быковка, а в них крестьянских и бобыльских осмдесят дворов, пашни паханые и перелогу и лесом поросло 1338 четвертей; в Новогородцком Уезде в Деревской Пятине, в Вельевском погосте, на озере Велье деревня Гурылево, деревня Переволока, деревня Подбережье; в деревне Гурылевой, что на погосте Починок, да озеро Велье, да озеро Уклейна, а в них одиннадцать дворов крестьянских, пашни паханые, перелогу и лесом поросло 130 четвертей. Да на Москве, в Китае городе, Воскресенское подворье, да половина двора Московского загородного, что был Стольника Князя Федора Княжь Григорьева сына Ромодановского, владеть с Иверским монастырем вообче по полам; да с двух варниц соляных Камских, которые даны вкладом по госте Григорье Никитникове, Великого Государя жалованья на год по две тысячи рублев. А владеть теми селы, и деревнями, и пустошми, и селищи, и займищи и крестьяны, и бобыли, и всякими угодьи Воскресенского монастыри властем, Архимандриту Акакию, да Строителю Иеромонаху Феодосию, и кто по них в том монастыре впредь власти будут, по жалованным Великого Государя грамотам, и по данным, и по купчим, и по закладным, и по вкладным, и по сему нашему изложению. Дадеся сие писание Соборного изложения, за подписанием рук наших, Патриаршеских, и за печатьми, Воскресенского монастыря Архимандриту Акакию да Строителю Иеромонаху Феодосию с братиею, и впредь которые по них в том Воскресенском монастыре власти и братия будут, для вечного утверждения, по чему им вотчинами и всякими угодьи и дворы владеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

96 Первая половина этой книги издана Археографической Коммисией и составила «III том новгородских писцовых книг»; а вторая половина отпечатана г. Беляевым «Временник Московского общества истории и древностей Российских» 11 и 12. 97 (В Ладоге) «на посаде... а) на церковных местах Богородицкие поземщики... в Богородицком конце... позему дают попам 16 денег... двор попа Ульян Богородской. б) Спасские поземщики, в Спасском конце... позему попу дает 6 денег... поп Офонасей Спасской... в) Воскресенские поземщики... в Семеновском конце... позему дает попу (Воскресенскому) 2 деньги... во «воскресенью» г) к Семену святому... Семеновский конец... двор попа Микулы Семеновской, д) по горе к Семену святому и ко воскресенью и до Петра святого, е) В климецком конце... У Климента святого двор наместничен... (Смотр. Новг. писц. кн. изд. Археогр. Коммис. т. III пер. обр. кн. Вотской пятины 1-я пол. стр. 957–960). ж) Во 2-ой пол. той же книги, (Врем. Общ. Ист. и др. Росс. 11 и 12 отд. мат. и отдельное издание) читаем на стр. 35: «Климента святого» из Ладоги дерев. Щелега... стр. 39: «Рождества Христова из Ладоги с посада, деревня Бышова...», стр. 463: «Семеона святого из Ладоги... деревни. – Климентовская деревня находилась в Городенском погосте; Христорождественская – в Ильинском; Семеоновская деревня – к Ярвосольском погосте. 98 Об указанных нами 6-и Ладожских монастырях упоминается на 957–960 ст. 1 половины книги Вотской пятины, и на стр. 3, 29, 34, 35. 39, 54, 55, 84, 85 и 463. 2-ой половины книги. В первой половине говорится о Рождественской и Семеновской церквах, имеющих своих попов. а во второй – деревня, принадлежавшая Рождественской церкви, и деревня, принадлежавшая Семеновской церкви, именуются монастырскими, и говорится, что доход с них идет монастырю. Самое вероятное объяснение этого кажущегося противоречия – то, что во время старого письма, прежней переписи, были Рождественский и Семеновский монастыри. а новая перепись уже застала их приходскими церквами. 101 Быть может, уже существовал в это время «Егорьевский» монастырь в Олеговой крепости или как о нем говорится в «Переписной оброчной книге Вотской пятины 1500 года». «Егорьевский монастырь из Ладога, из-за стены» (писц. Нов. книг изд. Археогр. Коммисии т. III стр. 958). Но и это обстоятельство немало не ослабит достоверности предания об основании Николаевского монастыря в первой половине XIII-ro века. В древности наши предки любили строить монастыри, и в каждом почти городе их было по нисколько.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Августа 2 архимандрит Питирим в Синодальный Казенный Приказ по силе посланного к нему указа прислал доношение о произведенном следствии и сказки разных сел и церквей попов, а именно: Пацынской волости села Мошенца николаевской поп Евтихий сказал: что вышеозначенная деревня Кохонова от оного села разстоянием имеется в 22 верстах; села Губи поп Федор Федоров и села Разгнездина флоровской поп Мартирий сказали, что та деревня Кохонова в разстоянии от них обретается в 25 верстах; села Клечетова георгиевской поп Иродион сказал, что та деревня в разстоянии от него имеется в 10 верстах; а просительница Елена Дмитриевна в сказке своей показала: она де просительница в прошлых годах была в великой болезни и в своей болезни обещалась что б вышеобъявленную церковь во имя Николая чудотворца построить в помянутой ея деревне Кохонове для отпущения ея грехов, а означенная деревня от села Розгнездина от церкви Святых мучеников Флора и Лавра 25 верст и многия ея крестьяне за оною дальностию помирают без исповеди, а младенцы без крещения, а в оной деревне Кохонове имеется крестьянских 25 дворов, а что в присланном де указе написано деревня Готкова, Ормина приходу села Розгнездина и других деревень с шесть будто в прошении ея и того де она просительница в прошении своем не велела писать что б быть оным деревням в приходе к помянутой церкви Николая чудотворца, а желает де она просительница чтоб построить оную церковь в помянутой деревне Кохонове, а кроме того в приходе из других приходов не желает дабы тех приходов попом обид не учинить, понеже оныя деревни от селе в близости, а на строение де той и будущему при той церкви попу на дворовое и огородное место дает во оной деревне дачи мужа ее крепостной земли 10 чети, а для прокормления оному будущему попу давать будет на год денег по 6 рублев, хлеба оржанаго и ероваго по 12 чети, а для чтения и пения определены будут к той церкви из дворовых ея людей, которые де в помянутой деревне Кохонове живут во крестьянстве, а церковные де потребы всякия отправлять будет она просительница Бородовицына.

http://sobory.ru/article/?object=47423

Деревня Мышкино, а в ней крестьян. Во дворе Никифор Антонов. Во дворе Матфей Гаврилов. Во дворе Иев Иванов, у него сын Яков осмнатцати лет. Во дворе бобыль Ермолай Семенов. Во дворе Яков Семенов, у него сын Алексей полутретья году. Да в прежних переписных книгах написана деревня Меленка, а в ней было три двора и в прошлом 203-м году згорела. И дворов в ней и иного никакого строения нет. А жители тое деревни Иван Васильев, Артемей Калистратов в монастыре пострижены. Иван Калистратов и брат ево Василей померли бездетны. Деревня Починок пустая. А в той деревне двор пуст бобыля Ивана Сергеева, а он, Иван, кормитца в мире. В той же вотчине на реке Обноре построена монастырская мелница на вашей крестьянской тяглой земле деревни Поповкина, и Початкова. И за тое землю того монастыря игумен з братью пожаловал нам, крестьяном, пот тои же деревней Початковым монастырские отхожие пожни на тои же реке Обноре. Да по зделошной меновной записи, что выменили у Родиона Островского пустошь, что была деревня Максимцово. А в переписных книгах 186-го году за ним, Родионом, были написаны ] четыре (Л. 55) двора крестьянских. И того монастыря власти за те четыре двора с тех дворовых пустых мест платят всякие великого государя платежи. Деревня Выпуск, а в ней живут монастырской поп да дьякон, да монастырские служки. Всего пять дворов. А имяна их и что у них детей и племянников, и то писано у монастырской переписи в переписных книгах. 32 А на вышеписанной мельнице, что на реке Обноре, строение и плотина крестьянская их работа. А мелют про монастырской По скаске Нуромского монастыря вотчинного старосты Иева Иванова в прошлом-де 1701-м году сентября с 1 числа да нынешняго году июня по… ]  число розвычивал он, староста, со всей монастырской вотчины всякие великого государя платежи и в мирские росходы по мирскому приговору з жилых с осмидесяти с пяти полувыти по три рубли по шти алтын, по полпяты денги с полувыти. Итого двести семдесят два рубли шесть алтын четыре денги. А собрав те денги платил великого государя казну во всякие платежи. И держат во всякие мирские росходы. А что тех денег издержат, и тому свидетелствуют ево Иевлевы росходные книги. А болши-де того он, староста, с них, крестьян, денежных никаких поборов не збирывал и утайки иво в тех денгах нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Кайгородское село (Верхотурского уезда), отстоящее от Екатеринбурга в 90 верстах на север, расположено при речке Шиловке, впадающей в речку Амбарку, один из притоков речки Нейвы. Местность, занимаемая приходом, холмиста и покрыта лесом, преимущественно хвойным, благодаря чему климат благоприятен для здоровья. Почва местности большею частью каменистая. Кайгородский приход открыт в 1860–м году. Прежде же до 1764 года деревня Кайгородская принадлежала к Мурзинскому приходу, а с 1754 по 1860 год – к Липовскому. С 1860 года до 1870 года в состав прихода входили деревня Кучка, отделённая от Липовского прихода, и деревня Корнилова, отделённая от Мурзинского прихода. В 1870 году к Кайгородскому приходу была присоединена ещё деревня Мостовая из Черемисского прихода, с какового года и по настоящее время состав прихода остаётся неизменным. Число жителей в приходе ныне состоит мужского пола 1 106 душ и женского пола 1 095 душ. Прихожане великорусского племени, по сословию – крестьяне. Главное занятие их – хлебопашество, а побочное – работа на приисках, в рудниках, в куренях и т. д. Деревянный, на каменном фундаменте храм, в селе во имя Великомученицы Параскевы, заложенный в 1854 г. на месте явления чудотворной иконы Великомученицы Параскевы (каковая икона ныне находится в селе Мурзинском), где была устроена деревянная часовня во имя той же Великомученицы Параскевы, был окончен постройкою в 1860 году, и освящён в 1861 году, причём на постройку храма был употреблён частью материал часовни, и частью материал старой церкви в селе Липовском, пожертвованный липовцами жителям села Кайгородского. За время своего существования храм потерпел нижеследующие изменения: в 1888 г. была перестроена и значительно повышена (с 7 до 12 сажен высоты) колокольня; в 1883 году сделан новый иконостас; в 1891 году была произведена капитальная перестройка и ремонт внутри храма. В приходе есть две деревянные часовни: одна в д. Кучках, в честь Пресвятой Троицы, построенная в 1882 году, а другая – в дер. Мостовой, в честь Вознесения Господня, построенная около 1815 года на средства жителей. Для священнослужителей прихода есть два деревянных дома и корпус торговых деревянных лавок с амбаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Илемно. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1800 и 1810. Адрес: 175061 Новгородская обл., Солецкий р-н, дер. Илемно Координаты: 57.99995, 29.985 Проезд:от г. Сольцы до д. Горки в направлении на г. Дно (примерно 25 км), далее поворот направо на Илемно (есть указатель) грунтовка около 5 км. В селе на перекрестке налево, церковь справа от дороги, летом сильно закрыта зеленью. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Илемно — деревня в Солецком муниципальном районе Новгородской области, относится к Горскому сельскому поселению. Деревня расположена в западной части Новгородской области, близ административной границы с Псковской областью, на правом берегу реки Шелонь, в устье реки впадающей в Шелонь. К деревне проходит автодорога из административного центра сельского поселения — деревни Горки. На противоположном берегу Шелони — деревня Заречье. Погост Илеменской на реце на Шолоне, а в нём церковь Успенье Пречистые упоминается в писцовых книгах 1498 года Шелонской пятины Новгородской земли. Также в конце XVI века упоминается, что здесь «была церковь древена Успение Пречистыя, сожгли литовские люди. А на пожарище, осталась теплая церковь преподобный Сергий». В 1631 году (1636 году) в селе была выстроена деревянная церковь Успения пречистые — Успения Богородицы. В 1810 году в селе была выстроена каменная церковь Успения, а старая деревянная церковь реставрировалась в 1891—1909 гг., и после чего была освящена в честь Казанской иконы Богоматери. До 1927 года деревня относилась к Порховскому уезду Псковской губернии, затем к Солецкому району Новгородского округа Ленинградской области (в 1930 году округ был упразднён), с 1944 года в Новгородской области. После войны в деревне жильё было разрушено и многие жили в деревянной церкви, затем в ней открыли школу, а потом клуб. В клубе случился пожар — у древнего здания сгорела крыша. Ныне в деревне есть часовня Параскевы.

http://sobory.ru/article/?object=09838

1730 года мая 25 порутчик Федор Лаврентьев Бородовицин в поданном в Синодальный Казенный Приказ прошении писал, что по данному указу церковь во имя Николая чудотворца в вотчине его в деревне Коханове построена и к освящении в готовности, а что под ту церковь попу с причетники на прокормление уступлено пашенной земли 10 чети в поле, а в дву по тому ж, да сенных покосов 10 копен ныне в Вотчинной Коллегии справлено и для ведома из оной Коллегии в Синодальный Казенный Приказ промеморию предлагаю и просил для освящения новопостроенной Николаевской церкви послать указ к архимандриту Моисею и священный антиминс выдать. В промемории из Вотчинной Коллегии в Синодальный Казенный Приказ, между прочим значится: в отказных книгах отказу Брянския Приказныя Избы подьячаго Никона Надеждина 206 года написано: отказано Федору Бородовицыну отца его Лавреньево поместье Федорова сына Бородовицына во Брянском уезде в Подгородном стану да в Поцынской волости деревня нижнее Бордовицино, пустошь Коршиково, пустошь Головчино, жеребей в пустоши что была деревня Хохлово, село Рагнедино, деревня Армино, деревня Кохоново, пустошь Пузынино, а в них пашни 503 четверти с полуосминою в поле, а в дву по томуж, а сего июня дня 730 года по указу и по определении Вотчинной Коллегии велено порутчика из Федорова Лаврентьева Бородовицына брянскаго недвижимаго имения в деревне Кохоновой пашни 10 четвертей, да сенных покосов на 10 копен по заручной его челобитной и по допросу по силе писцового наказу 192 года по 3 пункту на пропитание справить к церкви Николая чудотворца попу с причетники буде спору и запрещенья неимеется и для отказу той земли и сенных покосов во Брянске к воеводе послать указ и те отказныя книги при доношении за руками прислать в Москву в Вотчинную Коллегию, а в Духовную Дикастерию для ведома о том послать промеморию. 1730 года июля 24 на прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ новопоставленным попом Андреем Мартином о выдаче антиминса к иовопостроенной церкви Николая чудотворца, помечено: " к делу и у попа взять сказку показанною церковною землею и ругою и приходом доволен он будет ли и росписав доложить; тогож года июля дня по силе означенной пометы поп Андрей сказал: к оной де церкви данною ругою 6 рублями, оржаного и ярового хлеба по 12 четвертей и уступной земли 10 четвертьми в поле, а в дву по томуж, сенного покоса 10 копнами и от помещикова и приходских 31 двора в год он поп с причетники будут довольны, а положенныя на оную церковь с 728 по 730 год данныя и пошлинныя деньги на нем попе не спрашивать понеже та Николаевская церковь построена и к освящению изготовлена и он в попа посвящен в нынешнем 730 году " .

http://sobory.ru/article/?object=47423

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010