В 2012 г. в К. о. насчитывалось 218 религ. орг-ций, из них 167 общин РПЦ, 2 старообрядческие общины, 5 общин Истинно православной церкви, 4 общины Российской православной кафолической церкви, 2 общины Римско-католической Церкви, 33 протестант. орг-ции, 2 мусульм. и 3 иудейские общины. Введенская Оптина пустынь. Акварель. 1826 г. Введенская Оптина пустынь. Акварель. 1826 г. Русская Православная Церковь. Вследствие сложных географических условий и слабости власти киевских князей на калужских землях языческие традиции среди вятичей сохранялись продолжительное время. В курганных могильниках обряд трупосожжения прослеживается до рубежа XI и XII вв., сохранение этого обряда у вятичей отмечено в «Повести временных лет» . Тихонова пустынь. Литография. 1882 г. (ГИМ) Тихонова пустынь. Литография. 1882 г. (ГИМ) Христианство на Калужской земле распространялось с XII в. Между 1113 и 1123 гг. здесь проповедовал сщмч. Кукша , убитый язычниками недалеко от Серенска (ныне деревня Мещовского р-на). В XIII-XV вв., когда переселенцы из разоренной монголами Киевской Руси заселили мн. города вятичей, Православие укоренилось на Калужской земле. В XV-XVI вв. здесь появились многочисленные иноческие обители, из к-рых крупнейшим стал Пафнутиев Боровский мон-рь, созданный прп. Пафнутием в 1444 г. В XIX в. одним из наиболее влиятельных духовных центров в России была основанная, по преданию, в XV в. Оптина в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. В XVI в. Русской Церковью в лике святых были прославлены угодники Божии, просиявшие в Калужском крае, преподобные Пафнутий Боровский и Тихон Медынский, блж. Лаврентий Калужский, Христа ради юродивый. Крупнейшим событием XVII в. являлся раскол Русской Церкви, к-рый оказал огромное влияние на жизнь региона, ставшего одним из центров старообрядчества . В 1748 г. в доме помещика В. К. Хитрово в с. Тинькове недалеко от Калуги была обретена Калужская икона Божией Матери . Самостоятельная Калужская и Боровская епархия была открыта в 1799 г., она включала 692 церкви, 4 муж. мон-ря (Пафнутиев Боровский, калужский Лаврентиев, Покровский Добрый и Лютиков Троицкий), женскую обитель ( калужский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь ) и 3 заштатных монастыря (Оптина пуст., Тихонова пуст., мещовский во имя вмч. Георгия мон-рь ). XIX век стал эпохой расцвета старчества в калужских монастырях, прежде всего в Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/Калужской ...

КАЗАНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Калуге, с соб. церковью Казанской Божией Матери, которая построена каменная в 1726 году, вместо древней деревянной. О времени основания обители ничего не известно. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ГРЕМЯЧЕВ-УСПЕНСКИЙ, муж. бывший в Лихвинском (а ныне Перемышльском) уезде, на правом берегу Оки. О времени основания этой обители сведений нет; уничтожена она в 1764 году. Здесь каменные церкви: 1) Успения Богородицы и 2) Николая Чудотворца, обращенные в приходские села Гремячева. – Монастырь этот находился на высокой горе, из которой текущие с быстротой ручьи, производят журчание, издалека слышимое: что и подало повод к наименованию горы и монастыря Гремячими. ВЫСОЦКИЙ, муж. существовавший в древности в уездном городе Боровске. Здесь церковь Покрова Богородицы, обращенная в приходскую. Когда основана была эта обитель, неизвестно, а упразднена в 1764 году. – В начале XV века Препод. Пафнутий Боровский принял здесь иночество, а потом и игуменом был. ШАРОВКИН, муж. в Перемышльском уезде. Когда был основан сведений нет; уничтожен же в 1766 году, и иноки из него переведены в Белевскую Жабынскую пустынь. В 1697 году обитель эта была приписана к Московскому Донскому монастырю. НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. близ уездного города Перемышля Об этих обителях никаких подробностей неизвестно; также и о времени основания их сведений нет; уничтожены же они в 1764 году и все бывшие в них церкви обращены в приходские. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, в самом городе Перемышле НАСТАСОВ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. близ уездного города Лихвина РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, женский, в уездном городе Боровске БОРОВЕНСКИЙ, муж. с церковью Успения Богородицы, в уездном городе Мосальске ДОРОГОШАНСКИЙ, муж. в Мещовском уезде, с церковью Живоначальной Троицы АФАНАСЬЕВСКИЙ, женский, в Мещовском уезде. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский в уездном городе Козельске, с тремя каменными церквами: 1) Вознесения Господня, существующею с 1600 года, 2) Николая Чудотворца, 3) Преображения Господня, из которых первая построена в 1741, а вторая в 1749 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Однажды, в начале зимы 1850 года, вечером я сидел у Марьи Григорьевны. Приходит человек и зовет меня от имени Павла Матвеевича, которого я еще не видывал. Я пришел к нему: комната была довольно просторная о двух окнах, вся мебель красного дерева, кровать также красного дерева с высокими щитками; кроме того, была еще конторка и шкаф, стол и два или три стула. Я нашел Александрова сидящим в кресле (старинное белое с золотом, что ныне в настоятельских кельях на Угреше), и в этом кресле он сидел более 17 лет. Ему было тогда около 60 лет: роста он был среднего, весьма полный, лицо имел белое и круглое, брови нависшие, волос на голове очень мало. Более десяти лет уже находился он в совершенном расслаблении; однако сначала его еще водили в обеденное время к столу, но впоследствии и это сделалось для него тягостным. Несмотря на таковое свое состояние, он ездил два раза ежегодно в Брынь Калужской губернии, Мещовского уезда, где в поместьях Александра Андреевича Рябинина он имел суконную фабрику. Сукно у него вырабатывалось исключительно для Китая, а в Москве поступал в продажу один только брак. Количество сукна, ежегодно отправляемого им в Китай, простиралось до 20 тысяч половинок, что составляло почти треть всего вывоза из России в Китайскую Империю. Александров не раз испытывал превратности в своих торговых оборотах, но силой воли и деятельностью своего природного и обширного ума он умел выходить из самых затруднительных и стесненных обстоятельств. Говоря о Павле Матвеевиче, нельзя не упомянуть об его матери, которая была тоже весьма умная и деятельная женщина. Ее звали Параскева Федоровна. Овдовевши и оставшись с малолетним сыном, она вела торговлю красным товаром. В то время была в большом ходу торговля через разносчиков, ходивших по домам и ездивших по городам и ярмаркам, называвшихся ходебщиками. По обширности своих торговых оборотов она держала таковых до 70 человек. Она погребена в Москве на Дорогомиловском кладбище, и на помин ее души Павел Матвеевич впоследствии времени воздвиг там на свое иждивение каменный храм с колокольней и колоколами. Мая 1-го, 1850 года, совершили закладку храма преподобной Марии Египетской, в течение лета выстроили вчерне и к декабрю покрыли. Декабря 1 приехал Павел Матвеевич в Угрешский монастырь в первый раз, осмотрел церковь и остался всем доволен, и тут же в церкви сказал жене: «Ну, благодарю тебя, друг мой: ты сделала свое дело, а теперь уж позволь распорядиться и мне самому!» И с этого дня он стал благодетельствовать нашей обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Церковное здание традиционно было возведено в форме четверика, переходящего в восьмерик. Она была одноглавой, трехпрестольной. С запада к ней пристроили трапезную с колокольней. Главный престол был в честь Николая Чудотворца, поэтому ее называли Николаевской. После революции церковь в честь Николая Чудотворца закрыли, помещения использовали под разные хозяйственные нужды. В 60-е годы прошлого столетия здание пришло в аварийное состояние. Колокольня была полностью разобрана, в трапезной обвалилась стена и своды. Сегодня храм представляет собой достаточно унылое зрелище. Церковь относится к существующей в центральной части Калужской области (преимущественно в Мещовском районе) малоизвестной группе храмов рубежа 17—18 в. с яркими чертами нарышкинского стиля. Почти полным аналогом церкви в Гришево (по формам, размерам, пропорциям и деталям) является ныне полуразрушенный храм Знамения 1696 г. бывшего села Мезенцево близ Мещовска, также построенный Щербачевыми. Храм в Гришево стоит на гребне холма, на правом берегу речки Большой Березуй. Доминирует в окружающем преимущественно равнинном пейзаже. Неподалеку в 12—17 в. существовал город Людимеск, упоминаемый в 1407 г. вместе с Козельском и Серенском как владение князя Ивана Андреевича Можайского, внука Дмитрия Донского. В 1504 г. город входил во владения калужского князя Симеона Ивановича; в 1508 г. назван в числе других городов-крепостей в мирном договоре между великим князем Василием III и польским королем Сигизмундом. Церковь построена Б. С. Щербачевым в кон. 17 в. Бытующие в литературе другие датировки, 1662 г. и 1769 г., первая — скорее всего относится к строительству на “погосте Людемском” деревянной церкви Спаса Нерукотворного (не сохр.; упоминается в 1782 г.), а вторая — возможно, к каким либо строительным работам. В 1-ой пол. 19 в. стесан первоначальный кирпичный и белокаменный декор и заменен на штукатурный, оконные проемы превращены в арочные, изменена глава. В церкви, кроме главного, было еще два престола: южный Одигитриевский и северный Успения (устроен в 1865 г. Пушкиным). В 1887 г. церковь имела кирпичную колокольню, деревянный с резьбою иконостас; интерьер был расписан. В 1932 г. храм закрыли и использовали для хозяйственных нужд местного колхоза, в 1970-е гг. — в качестве авторемонтной мастерской; с конца 20 в. здание пустует. В 20 в. утрачены колокольня, примыкавший к трапезной северный придел, коробовый свод трапезной, кровли, внутреннее убранство. До недавнего времени в южную стену трапезной был включен фрагмент древнего белокаменного надгробия: фриз из вставленных одна в другую ложчатых выемок, обрамленный витыми “шнурами”. Кирпичные стены сохранили следы тонкой штукатурки по обмазке.

http://sobory.ru/article/?object=10655

То обстоятельство, что из всех отраслей военного дела Р. посвятил себя хозяйственной, было, по-видимому, не случайно: хозяйственные наклонности были очень развиты в нем. Богатый отец его из многих своих имений весьма рано, уже в 1696 г. передал ему некоторые Лихвинские и иные поместья, и Р. начал меняться ими и, вообще, округлять свое состояние. Между прочим, получил он в приданое в 1710 году поместье тестя своего князя Волконского в Суздальском уезде и 600 рублей на покупку вотчины, а впоследствии село Карцево с деревней Житцевой в Козельском уезде. В том же году в одну из Козельских своих вотчин – Антоньево, он прислал добровольно поступивших к нему в Польше в крестьяне поляков и полек из разоренной Шведами Сапегиной местности около местечка Невли, числом 41, потомки коих доселе сохранили особенности в говоре. В том же году была освящена в селе Старо-Никольском, Московском родовом именье Р., где в древности был Николаевский монастырь, выстроенная им по обету каменная церковь , а после 1736 г. он построил новую церковь, деревянную, в Алаторской своей вотчине – селе Архангельском-Погибелке, Новый Починок тож. В 1722–1724 г. он скупил много земель в Ефремовском уезде при селе Нижних-Гольских или Евегани, впоследствии Ртищево тож. По смерти отца оказавшись человеком вполне богатым, В. М. Ртищев не оставил привычек хозяйственной заботливости, которою проникнута его переписка со старшим сыном его Николаем, уцелевшая в семейном архиве. В Москве он имел дома: в Земляном Городе, в приходе церкви великомученика Власия, в Старой Конюшенной улице и в приходе Григория Неокесарийского ; имел он также дом и в Петербурге. В 1736 г. за ним числилось уже до 2500 душ крестьян. Единственную свою дочь Марью он выдал замуж за известного мореплавателя капитан-командора Алексея Ивановича Скуратова, а трех сыновей своих разделил 5-го февраля 1743 года. В мужском поколении потомство его угасло в 1775 г. в лице внука его, гвардии капитана Василия Николаевича, сына воеводы Брянского и первого Козельского уездного предводителя дворянства Николая Васильевича Ртищева, скончавшегося в 1770 году; братья же последнего – Федор и Михаил имели только дочерей. Ныне из этого рода Ртищевых, имевшего три ветви (вторая гнездилась в Мещовском уезде и угасла в 1831 г.), существует лишь самая младшая – в Лихвинском уезде Калужской губернии и в г. Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (13.01.1831, с. Кудиново Мещовского у. Калужской губ. (ныне деревня Юхновского р-на Калужской обл.) - 12.11.1891, Сергиевский посад (ныне г. Сергиев Посад)), религ. философ, писатель, публицист, лит. критик, представитель консервативного направления рус. общественно-политической мысли 2-й пол. XIX в. Биография Л. род. в многодетной семье, был младшим из 7 детей. Крещен в ц. в честь Рождества Христова в с. Щелканове Мещовского у. (сохр. до наст. времени). Отец, Николай Борисович Леонтьев, служил некоторое время в звании унтер-офицера в лейб-гвардии Измайловском полку; был уволен за предосудительные поступки; в Отечественной войне 1812 г. принимал участие в качестве ополченца, а после войны исполнял малозначительную должность исправника Мещовского у. Мать, Феодосия Петровна (урожд. Карабанова), получила хорошее образование, окончив Екатерининский ин-т. Детство Л. прошло в небольшом родовом имении в с. Кудинове. Семья, по его воспоминаниям, не была набожной в строгом смысле слова: отец был равнодушен к вере, несмотря на то что ходил в церковь и имел духовника; у матери вера имела «несколько протестантский характер» (Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе//ПССиП. Т. 6. Кн. 1. С. 794). В 1841 г. Л. поступил в Смоленскую гимназию. Проучившись в ней год, вернулся в Кудиново. В 1843 г. в Петербурге зачислен в качестве кадета в «Дворянский полк», однако в связи с резким ухудшением здоровья и подозрением на чахотку был вынужден в 1844 г. возвратиться домой. Осенью того же года поступил в 3-й класс Калужской гимназии. По окончании гимназии (1849) Л. получил право поступления в ун-т без экзаменов. Был зачислен в Демидовский (камеральный) лицей в Ярославле, в к-ром преподавали математику, физику и ряд гуманитарных предметов, но основными были правовые науки и уголовное судопроизводство. Через 2 месяца он перешел на 1-й курс медицинского фак-та Императорского Московского ун-та. Выбор фак-та был обусловлен тем обстоятельством, что прием студентов на др. фак-ты в этот год был ограничен. За переводом из одного учебного заведения в другое скрывалось желание нуждающейся в средствах матери дать сыну такое образование, к-рое могло бы стать основой его буд. благополучия.

http://pravenc.ru/text/2463569.html

Ильинское. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Ильинское, в 23 верстах от Козельска, входило в состав Коробинской волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Плюсковского сельского совета Козельского района. Село расположено на левой стороне реки Серены. Другое название села – Реповоздово. В 1782 году принадлежало Ивану Ивановичу Писареву, Петру Петровичу Камынину, Борису Александровичу Домогацкому. В то время в селе было 26 дворов, 86 мужчин и 89 женщин. Церковь Пророка Илии была деревянной. В «Ведомости о церкви Ильинской состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Ильинском» за 1915 и 1916 годы сказано, что теплая каменная церковь построена в 1858 году Михаилом и Сергеем Николаевичами Челищевыми. Колокольня и ограда вокруг церкви были тоже каменные. Была деревянная церковная сторожка, построенная в 1911 году на средства прихожан, пожертвованных в пользу церкви. Престол один – во имя Св. Пророка Божьего Ильи.  Церковная библиотека насчитывала 40 томов. В приход церкви входило 42 двора села Ильинского, сельцо Берды (35 дворов), деревни Луженово (36 дворов), Сбылево (33 двора); Мещовского уезда Мошенской волости Сбежня (13 дворов); Перемышльского уезда Курыничской волости Суполки (20 дворов) и 4 двора временно проживающих. Всего в приходе было 183 двора, 590 мужчин и 669 женщин. В приходе была только церковноприходская школа в селе Ильинском – двухклассная, помещалась в доме собственном и в 1915 году обучалось 40 мальчиков и 20 девочек. Закрыта церковь была в 1932 г. Использовалась под зерносклад колхоза «Путь Ильича». Храм передан епархии 15 января 1997 года согласно распоряжению 17 Комитета по управлению государственным имуществом. В 1998 г. началась реставрация церкви. Ильинский храм построен на прежнем месте. Внизу косогора, у самой Серены выстроена часовенка-купальня. Информация с сайта: http://kozelsk.ru/istor/filinova/1.htm#4 Каменный храм в Ильинском построен в 1856 г. Сергеем Николаевичем Челищевым. Закрыт в 1932 г. большевиками. Храм передан Епархии 15.01.97 согласно распоряжению 17 Комитета по управлению государственным имуществом. http://korolev.msk.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07412

Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Чижовка близ Калуги (ныне деревня; 1706) представляла собой 2-светный одноглавый четверик (фасадный декор утрачен). Наиболее распространенным стал тип храма «восьмерик на четверике»: Никольская ц. в с. Стварожня (ныне с. Богдановское; 1700), ц. Преображения в с. Ферзикове (ныне деревня; 1700), Казанская ц. в с. Сугонове (1707), ц. Благовещения в с. Слядневе (1700-е гг.?) (все не сохр., данные взяты из «метрик» 1887 г.: ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 1807, 1808, 1809, 1810). Стилистически храмы этого времени принадлежали к традиции московского зодчества, но отличались художественным уровнем исполнения; их можно условно разделить на 2 типа. К 1-му принадлежат храмы вертикально вытянутых пропорций, с выразительным кирпичным и белокаменным декором в духе столичных образцов: Знаменская ц. в Мезенцеве, ц. Успения (1705) в с. Серебрине (ныне Серебряно), в вотчине Лопухиных (обе имеют в высоту 36 аршин), а также, судя по высоте основного объема, несохранившиеся храмы: Никольский (1700) в с. Лугань, Успения (1705) в с. Липицы (ныне деревня) (Там же. Д. 1973, 1974) и, вероятно, построенная Лопухиными ц. Рождества Пресв. Богородицы (1701) в с. Лычине (ныне деревня). Второй тип - здания приземистых пропорций, со старомодным, часто скупым кирпичным фасадным декором: ц. Нерукотворного образа Спасителя, построенная девицей Евдокией Кошелевой (1700) в с. Копцеве на Серене, и фрагментарно сохранившаяся Казанская ц. (ок. 1700) в с. Никольском на Серене (обе в Мещовском р-не). К этому же типу относится и чрезвычайно живописный храм во имя ап. Иоанна Богослова (1713-1716, в аварийном состоянии) в с. Фёдоровском кн. Щербатова (Жуковский р-н), с приземистым объемом летнего храма типа «восьмерик на четверике», обширной одностолпной трапезной с сев. приделом и невысокой шатровой колокольней в стиле архитектуры сер. XVII в. Наиболее наглядно оба типа представлены церковными постройками на мещовских землях. На Боровской земле наиболее ранняя в ряду храмов типа «восьмерик на четверике» - ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Среди монастырских храмов наиболее ранней была 2-этажная ц. Вознесения калужского Лаврентиева мон-ря (не сохр.; нижний каменный этаж с теплым храмом освящен в 1650, верхний был деревянным - Там же. С. 91), а также Введенская ц. (сер. XVII в.) Спасо-Воротынского мон-ря (Там же. С. 61. Табл. 9; Вдовиченко. 2010. С. 47, 52), к-рая имеет небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик, увенчанный 2 декоративными шатрами на 8-гранных барабанах. С запада на обоих этажах помещаются большие одностолпные трапезные. Двухэтажный с повышенным четвериком собор (1679-1691) мещовского Георгиевского мон-ря окружен галереями на аркадах (разрушены; здание сильно повреждено). В 1-й пол. XVII в. мон-рю покровительствовала царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева (супруга царя Михаила Феодоровича), в конце века - тесть Петра I Ф. А. Лопухин. Возводились монастырские соборы более архаичного типа - одноэтажные, с монументальными основными объемами, завершенными пятиглавием. Собор Покровского Доброго монастыря Лихвинского у. (ныне Суровский р-н Тульской обл.; сохр. прясла стен и алтарь), с трапезной и галереей с зап. стороны, в 1667 г. «строил… с Москвы кудашевец Максим Семенов Апочен» по заказу окольничего кн. М. А. Ртищева; царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку связного железа 400 пудов ( Малинин. 1912, 2004. С. 204; Днепровский-Орбелиани. 2006. С. 19; Легостаев. 2008. С. 76, 233). К типу больших соборов принадлежит 2-столпный 3-апсидный Успенский собор Гремячева мон-ря (с. Гремячево Перемышльского р-на), возведенный по велению царя Алексея Михайловича, к-рому понравилась местность на высоком берегу Оки (1673; по др. данным - 1695, см.: Николаев. 1970. С. 107). Мощный прямоугольный объем подчеркнут 5 редко расставленными небольшими глухими главами, композиции фасадов с крупными деталями асимметричны. О формах Преображенского собора Тихоновой пуст. (1677, перестроен в 40-х гг. XIX в., разобран к 1886) известно мало. Преображенский собор (кон. XVII в., начат в 80-х гг. XVII в.?), возведенный Лопухиным для небольшого, так и не открытого мон-ря в с. Подкопаеве (Мещовский р-н), имеет характерную композицию: 2-светный бесстолпный четверик с 5 главами на высоких шеях. На углах объема - пучки колонок; перспективные наборные порталы частично сохранили разноцветную окраску.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

31 Маланичев Н.Т. (1859?–1934) – крестьянин деревни Мамоново под Мещовском. С о. Георгием (Лавровым) познакомился в бытность его настоятелем мещовского Георгиевского монастыря. Подолгу жил в Загорске и у его духовных чад в Москве. Его дочь Александра Маланичева также долго жила в доме о. Георгия. 33 Чичерина Елена Владимировна (1908–1997) – духовная дочь о. Георгия (Лаврова), в постриге монахиня Екатерина. Приезжала к о. Георгию в ссылку в Кара-Тюбе. В 1933 г. в Москве была арестована и отправлена в ссылку в Бийск, на Алтай. Закончила жизнь насельницей Княгинина Свято-Успенского монастыря во Владимире. 36 Рекомендую почитать воспоминания В.В. Быкова в журнале «Ныне и присно» (2004. 1) о домашних церквах, где тайно служились литургии иереями, скрывавшимися от арестов и неминуемых лагерей, а то и расстрелов. – Авт. 37 И.П. Клушанцев скончался на первый день Пасхи. С их дочерью Ниной и сыном Борисом я дружила, когда мы с папой переехали из Посада под Москву. Иногда гостила у них по несколько дней, Нина приезжала к нам в Кучино. – Авт. 39 Искра Божия: Сборник рассказов и стихотворений, приспособленных к чтению в христианской семье и школе для девочек среднего возраста, составленный протоиереем Григорием Дьяченко . М., 1903. В последние годы эта книга неоднократно переиздавалась. 42 Мелехов Д.Е. (1899–1979) – профессор психиатрии, один из ведущих отечественных психиатров и основоположников социальной психиатрии, автор книги «Психиатрия и проблемы духовной жизни»; им разработана концепция курса «Пастырская психиатрия» для учащихся духовных учебных заведений. 43 См.: Иеромонах Павел (Троицкий). Жизнеописание. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. 44 Священник Владимир Медведюк был расстрелян в Бутово (3 декабря 1937 г.), также причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. 45 1 Удинцев Глеб Борисович (1923) – духовный сын о. Владимира Амбарцумова, известный океанолог, доктор географических наук, профессор, член-корреспондент РАН.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010