Для приобретения рассудительности можно воспользоваться также опытом своего духовного отца. Примеры из его жизни, советы, беседы, ответы на затруднительные вопросы могут многому научить внимательного христианина. Равно как полезно прибегать к опыту и других преуспевших в духовном делании людей. Напомним читателю и о таком действенном средстве, как молитва о приобретении той или иной добродетели. Из сказанного понятно, что истинной духовной рассудительности не может быть у новоначального, не имеющего духовного опыта. Между тем именно новоначальный в ней более всего нуждается, чтобы не сделать больших и труднопоправимых ошибок в самом начале своего духовного пути. В наше время многие люди приходят к православной вере. Что же делать этим новоначальным, как правило, не имеющим духовника и еще не приобретшим рассудительности от опыта? Таковым можно посоветовать для начала держаться советов приходского священника, если они не расходятся с Евангелием и учением святых отцов. Хорошо учиться на чужом опыте и чужих ошибках. Но для этого надо иметь смирение. Гордые же не слушают добрых советов и не верят чужому опыту, поэтому, как правило, сполна совершают все ошибки, которые только возможны на пути духовного возрастания. Подделки и ловушки В реальной жизни бессовестные мошенники часто подделывают деньги, золотые вещи, драгоценные камни и прочие ценности и продают их неопытным людям вместо настоящих. Чтобы у покупателя не возникло подозрения в подделке, они могут переодеться в соответствующую одежду, могут даже показать фальшивое удостоверение. Подобным образом поступают и демоны. Они предлагают неопытным христианам мысли и дела, которые внешне, по форме, согласны с заповедями, но по внутреннему содержанию и последствиям совершенно им противоположны. Мы уже упоминали об этом в главе о рассудительности. Перечислим духовные фальшивки, встречающиеся наиболее часто. Под видом миротворчества нам предлагают компромисс с грехом или предательство веры. Под видом богоугодного плача скрывается очень похожий на него внешне плач от обиды, задетой гордости, саможаления или горечь потери.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3 . Духовные практики и культы языческих религий Индии, Тибета, Африки, Латинской Америки, Египта, дохристианской Европы и др., особенно при участии в инициациях и жертвоприношениях. 4 . Пребывание в религиозных сектах. 5 . Релаксация, аутотренинг, упражнения хатха-йоги служат подготовительным этапом для языческих духовных практик и незаметно переходят в них. Поэтому, начиная с определенной ступени, они становятся духовно опасными. Сюда же можно отнести и мистические стили восточных единоборств. 6 . Интерес к уфологии – контактам с «внеземными цивилизациями», которые всегда оканчиваются скверно для участников-контактеров. 7 . Совершение особо тяжких смертных грехов, о которых срамно есть и глаголати ( Еф. 5, 12 ). 8 . Увлечение компьютерными играми. Написанного здесь достаточно для понимания того, что вражеские сети расставлены очень широко и, чтобы избежать их, требуется величайшая осторожность. Следует избегать всего, что имеет хоть малейшие признаки опасности. Легко, очень легко приобрести повреждение души (часто достаточно одного-двух добровольных визитов к «харизмату» с желанием что-то получить от него), и трудно, очень трудно исцелиться от приобретенной в результате подобных экспериментов духовной болезни даже в Церкви. В медицине же считается, что большинство душевных заболеваний неизлечимы и многие передаются по наследству. Не зря по канонам Церкви колдунов отлучали от общения с верными и причащения на двадцать лет – так же как и убийц, а обращающихся к ним за помощью – на шесть лет. Хотя в нынешнее время канонические наказания не применяются во всей строгости, но по ним мы можем судить о тяжести этих грехов. Средства защиты от демонических воздействий Существует немало средств защиты от демонических воздействий, которые можно условно разделить на три уровня – в зависимости от духовного возраста христианина. Средства первого уровня – осенение себя крестным знамением, ношение нательного креста, чтение утренних и вечерних молитв, посты, посещение храма в воскресные дни и церковные праздники, регулярное участие в Таинствах Церкви – прежде всего, речь идет об исповеди и причащении. Эти средства достаточны новоначальному для ограждения себя от действия демонических сил. Прибегание к ним с твердой верой во всемогущество Божие привлекает благодать Божию – неотразимое оружие против демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Заповедуя своим пасомым поститься и трудиться только в меру их сил, сам батюшка был постником: вкушал всегда очень мало, а когда служил всенощную, ничего не вкушал до позднего вечера.    Так, будучи человеком духовным, достигнув высоты добродетелей, отец Валентин мог и словом, и примером учить тому же своих пасомых. Особенности духовного руководства    Пастырский подвиг о. Валентина очень ценен тем, что батюшке удавалось насаждать в своей пастве, среди мирян, основы аскетической жизни, прежде всего — подвига послушания. Эта, казалось бы, одна из самых первых и нетрудных добродетелей, даже в то время понималась правильно не всегда. Делания внешние: пост, посещение богослужений, благоговейное стояние на них, бдения, поклоны — бывают заметны и понятны любому новоначальному христианину. Послушание же в святоотеческом понимании, как труд внутренний: отказ от своих мнений, желаний, намерений, для того, чтобы исполнять волю Божию через послушание более опытному человеку — духовному отцу — многим бывает неизвестно или понимается поверхностно. «Нужно жить своим умом, что там понимает какой-то батюшка»,— говорят иногда люди вполне церковные.    Если Святая Русь по своему благочестию была подобна некоей монашеской обители, то в последние богоотступнические времена святоотеческие взгляды на духовную жизнь, заповеди Святых Отцов о борьбе со страстями, о делании молитвы, стали повсеместно оставляться и забываться даже в монашеской среде: «Ослабела жизнь иноческая, как и вообще христианская; ослабела иноческая жизнь потому, что она находится в неразрывной связи с христианским миром». Оставляется с оскудением благочестия и подвиг послушания.    Но в святых обителях, по крайней мере, всегда читается святоотеческая литература, всегда есть ревностные люди, стремящиеся следовать евангельским заповедям, и живы понятия: старец, послушник, послушание, откровение помыслов. Среди же людей светских порой неизвестны даже сами эти слова — не только в наши дни; так было и в XIX веке, и раньше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

Это изменило его жизнь. Бальфур принимает Православие. Это было, однако, только началом его бурной духовной биографии: затем последует долгий период сомнений и тревог, затем — разрыв с Православием, уход в мир (немецкая оккупация, служба в британской разведке и дипломатии), «безбожие», и только в самом конце — возвращение. Переписка аввы Софрония и Бальфура охватывает весь этот тернистый путь (началась в 30-х и продолжалось до 70-х гг.). Здесь мы увидим не только духовную жизнь Бальфура, но и самого аввы Софрония. Начало переписки застает его ученичество у старца Силуана и содержит бесценные воспоминания о старце. Авва Софроний объясняет Бальфуру, сначала новоначальному, затем — сомневающемуся и потерявшего веру вовсе — православное богословие. Не академическое, но опытное, то, ради которого столь многие приходят на Афон, и то, которое сам авва Софроний получил от старца Силуана. Цитата: «Истекшие годы войны были переполнены самыми разнообразными переживаниями чрезвычайного напряжения, потрясавшими душу до последней глубины. Образ Христа всегда является как великий контраст образу нашего эмпирического бытия (или скотского, или звериного); во время же войны, и притом столь великой и жестокой, этот контраст становится еще большим. И поэтому душа христианина в этом мире не может не страдать.» — «Письма близким людям» — письма (1948-1991) преподобного Софрония (Сахарова) к семье протоиерея Бориса Старка. Цитаты: «Когда я был в Греции во время войны, то, принимая исповеди от людей, говорил им: «Вы забыли мне сказать об одном вашем большом грехе…» – «Каком?» – «О том, что Вы – убийца…» – «Нет, я не убийца, и потому я не мог сказать Вам об этом грехе…» – «А скажите мне, во время войны, получая известия о том, что в силу той или иной операции так называемому врагу были нанесены большие потери, радовались ли Вы этому?» – «Естественно, потому что они начали войну, они виноваты, и хорошо, что их бьют». – «Так вот, дорогой, как бы ни смотреть на сие с обычной человеческой точки зрения, в плане Евангелия это является соучастием, моральным, в убийстве, и потому нужно и в этом грехе каяться».

http://blog.predanie.ru/article/30-let-p...

     Это нам более, конечно, понятно, чем погружение в культуру в ее высотах. Но мы должны уметь читать: читать произведения искусства, читать литературу, вчитаться в пути Божии в истории – и в личной истории человека, и в истории народа. И нет ничего человеческого, что должно было бы быть чуждо христианину (это слова не мои, а Тертуллиана). У меня теперь довольно-таки большой опыт людей, находящих Бога, обращающихся к Богу, и мне всегда вспоминаются слова Исаака Сирина: Если увидишь новоначального, возносящегося на небо, схвати его за ноги и сбрось наземь, потому что чем выше он взлетит, тем больнее он ударится, когда упадет... И мне кажется, что это очень, очень важно помнить. Трезвость, постническое отношение: то есть без жадности и в молитве, и в чтении, во всем... Готовность, как кто-то из писателей древности сказал, оставить Бога ради Бога, то есть оставить молитву, приобщенность ради того, чтобы послужить ближнему. Иоанн Лествичник говорит: если ты находишься в созерцательной молитве и услышишь, что твой сосед по келье просит чашу воды, оставь твою молитву и дай ему воду, потому что молитва – твое частное дело, а эта чаша воды – дело божественное.      Скажите, а может ли православный учиться у других культур и у других вероисповеданий, есть ли что-то духовно полезное в том, чтобы православный приобщился к сокровищам, скажем, католической или протестантской духовности, или индуизма, буддизма через культуру или непосредственно через чтение соответствующей вероучительной литературы? Как вы считаете, что сейчас полезнее – изоляционистская или, напротив, открытая стратегия духовного саморазвития?      Есть, конечно, очевидная опасность в том, что человек неискушенный, религиозно малоопытный или умственно не подготовленный может попасть в плен умов гораздо более развитых, утонченных, чем его собственный ум, и поэтому быть увлеченным на какие-нибудь пути неправды. Я сейчас думаю больше о католичестве, чем о протестантизме, потому что (думаю), в католичестве гораздо больше неправды, а в протестантизме гораздо меньше правды. В протестантизме не хватает многого, тогда как в католичестве очень многое извращено. Но вчитываться, вдумываться, сравнивать всё с учением православия может быть очень полезным упражнением в том смысле, что если это делать, продолжая молиться, продолжая жить церковной жизнью, продолжая общаться с Богом на всех доступных путях, то есть и молчанием, и молитвой, и чтением, и таинствами, то мы можем постепенно всё яснее и яснее увидеть красоту, глубину и правду Православия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Как и первая беседа последняя является организационной. На последней беседе необходимо рассказать слушателям о том, что в дальнейшем им нужно сделать для участия в таинствах. Здесь же должно прозвучать приглашение на «День открытых дверей», важно рассказать о том, где человек может продолжить свое духовное образование, в каких храмах и в какое время ведутся библейские занятия или богословские беседы. Указанный тематический план не может дать человеку полного представления о вере. Основная задача бесед — помочь человеку определиться в ключевых понятиях духовной жизни и указать направления работы над собой. Качество проводимых бесед в наибольшей степени зависит, во–первых, от способностей катехизаторов и их заинтересованности; во–вторых, от наличия наглядных пособий и технических средств обучения. Катехизаторы. Наиболее удачным следует признать вариант, когда беседы проводятся не мирянами, а священниками. Хотя миряне–катехизаторы могут помогать священникам, принимая участие в беседах или заменяя священников в случае необходимости. Подбор катехизаторов должен осуществляться исходя из понимания, что система оглашения — это презентация христианства, требующая высокого уровня работы. Централизованная в рамках благочиния система оглашения позволяет привлекать для проведения огласительных бесед весь потенциал богословски образованных и способных эффективно работать с людьми священников и мирян. В практике обнинской ШНК хорошо проявила себя практика чередования священников на беседах. Чередование священников позволяет людям познакомиться с разными пастырями и увидеть многообразие подходов к проблемам духовной жизни. Техническое обеспечение бесед. Технические средства (телевизор, видеопроектор), наглядные пособия (схемы, крупные тексты молитв), вносят значительное разнообразие в беседы и увеличивают степень усвоения материала. К каждой беседе может быть создана видео–презентация или подобраны видеосюжеты (продолжительностью 5–10 минут). Библиотека оглашенного. Существенную помощь в обучении людей вере может оказать небольшая, но тщательно подобранная библиотека, соответствующая запросам новоначального христианина. Книги из данной библиотеки должны быть предложены людям, ожидающим начало беседы или после ее окончания. Желательно, чтобы книги предоставлялись людям без записи на время обучения в ШНК. Каждая книга должна быть помечена штампом ШНК с указанием условий выдачи. Практика показывает, что люди стараются добросовестно возвращать книги в храм и потери библиотеки бывают весьма незначительны. Примерно один раз в квартал необходимо дополнять книжный фонд. Обновление библиотеки оглашенного может быть не только делом храма. В этом деле охотно принимают участие прихожане, жертвуя деньги на литературу или покупая книги самостоятельно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

1. 2. Скрытая клевета. Это когда кто-то оговаривает ближнего через искажение реальных фактов. Допустим Василий занял у Андрея 5 тыс. рублей, но не смог их вовремя вернуть. Андрей сам должен Игорю 100 тысяч рублей. И вот Андрей заявляет Игорю, что он не может вернуть долг из-за того, что Василий не вернул ему 200 тыс. рублей. Этими словами Андрей пытается оправдаться перед Игорем. Однако это скрытая клевета. 1. 3. Словесная манипуляция. Это форма клеветы, при которой обманщик оклеветывает кого-то за счёт сокрытия каких-то имеющих к делу фактов. Так же словесная манипуляция происходит от того, что манипулятор вкладывает в слова какого-то человека другую интерпретацию. Пример словесной манипуляции: Василий заявил Андрею, что он сейчас не готов взять Игоря на работу, поскольку у Василия отозвали лицензию на тот вид деятельности, которую осуществляет Игорь. Андрей манипулирует, когда в разговоре с Игорем заявляет, что Василий не хочет связываться с Игорем. Андрей скрыл от от Игоря важный факт: Василий сказал, что он только СЕЙЧАС не готов взять Игоря на работу. Однако Андрей сказал так, будто Василий в принципе не хочет брать на работу Игоря. Другой вариант словесной манипуляции: Василий говорит Андрею: «Я никак не могу связаться с Игорем». Здесь имеется в виду то, что Василий не может дозвониться до Игоря по телефону. Однако Андрей искажает смысл слов Василия и в разговоре с Игорем заявляет, что Василий не может связываться с Игорем, то есть не может с ним сотрудничать. 1.4. Несправедливое обвинение . Это тоже клевета. Если вас спрашивают: «Ты на полке моей 2 тыс. рублей не брал»? — это просто вопрос. Не стоит сильно унывать от того, что кто-то посмел задать этот вопрос вашему величию. Ещё ни один человек от такого вопроса не умер. А вот когда на вас пальцем показывают и утверждают, что это точно вы взяли на полке 2 тысячи рублей, (которые вы на самом деле не брали) тогда — да! Святоотеческое тексты говорят нам о том, что клевета не должна нас расстраивать и быть для нас источником уныния. Блажен тот, кто благодушно переносит клевету и оскорбления. Но это вовсе не значит, что клеветнику можно безнаказанно клеветать. Жертва клеветы имеет право защитить от злобы интригана других людей, предупредить их. Если вас оклеветали, вы имеете право сказать об этом другим людям, предупредить их, уберечь от опасного контакта с интриганом.

http://azbyka.ru/40-oshibok-novonachalno...

Если вам некого спросить о вашем недоумении, а человека мы можем больно ранить своим вопросом, лучше ничего ни у кого не спрашивать, но с верой помолиться за того человека, относительно которого возникло недоумение. Публичная критика допустима в ситуации, когда мы обсуждаем не грехи, а какие-то профессиональные вопросы, связанные с нашими компетенциями и общими интересами. 14. Ошибка думать, что в миру нет порядочных и интеллигентных людей Ещё хуже презирать неверующих, считая их всех безнравственными идиотами. К сожалению, факт нравственного доминирования православных христиан в сравнении с неправославными людьми не доказан. Среди неправославных людей есть очень много порядочных и интеллигентных людей. Попробуйте быть лучше их. Если вы не можете быть лучше их, то хотя бы не уступайте им в доброте и справедливости. Стыдно христианам, имеющим полноту благ Духа Святого, уступать атеистам, язычникам и иноверцам в элементарной нравственности. 15. Ошибка думать, что раз Бога нельзя назвать справедливым, значит и для нас справедливость факультативна Преп. Исаак Сирин говорил: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду» . Есть категория людей, которые поступают несправедливо по отношению к ближним, оправдывая себя этими словами преп. Исаака Сирина. Не вдаваясь в спор о словах, скажем, что Бог проявляет Своё милосердие не ко всем, а только к тем, кто сам милостив к ближним. Суд же без милости, есть справедливый суд. Он ждёт тех, кто поступает неправедно и не имеет милости. (См. Иак.2:13 ). 16. Ошибка думать, что секс вне брака и до брака в христианстве терпим Да, людей, которые имеют сексуальную близость до брака или изменяют своим мужьям и жёнам, в христианстве никто не побивает камнями. Однако это вовсе не значит, что этот грех терпим и допустим. Секс до брака называется прелюбодеянием, а вне законного брака — блудом. Церковные каноны предписывают за блуд отлучать от Причастия на 7-9 лет, за прелюбодеяние на 4-5 лет. Сейчас есть тенденция к смягчению этих норм. Однако это смягчение касается только (!!!) кающихся грешников.

http://azbyka.ru/40-oshibok-novonachalno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010