Ап. Иоанн пишет: вы имеете помазание от Святого, и знаете всё… Помазание, которые вы получили от Него (Христа), в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин. 2:20 — 27). Помазание, о котором здесь речь, есть дар Духа Святого, тот залог, который мы получаем в Таинстве Миропомазания; и как раз задача новоначалия — с помощью опытного пастыря раскрыть в себе действие этого благодатного дара, найти незаблудный, узкий и тесный путь правильной христианской жизни. Цель новоначалия, говоря словами ап. Павла, — чувства, которые навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:14); и на этот период отношения пастыря и новоначального суть отношения ученика и его учителя — напомню, учителя во Христе, учителя воцерковления. (Опять повторю, что речь идет об идеале; в жизни этот процесс большей частью ложится на плечи самого новоначального. Жатвы много, делателей мало, как говорит Господь.) Когда этот период кончается, то отношения с пастырем меняются, не по существу, конечно, но по форме: они становятся отношениями совета, взаимного шествия по пути христианской жизни, взаимного, как бы уже на равных, доверия, уважения, сотрудничества. Здесь нужно избегать двух ошибок: 1) когда новоначальнические отношения излишне затягиваются. Это — некое рабство человека у пастыря, рабство добровольное, вызванное нежеланием жить ответственно самому. Нелепо, когда после 15 лет духовных отношений человек караулит священника, чтобы спросить его, можно ли ему завтра поехать на дачу или сократить в случае усталости правило. Не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7:23), напоминает нам ап. Павел; 2) когда, по окончании новоначалия, отношения становятся потребительскими, фамильярными. Мы вообще должны стараться избегать всякой наглости и потребительства в отношениях с людьми, а особенно с нашими пастырями, которым мы обязаны рождением в жизнь вечную. Отношения эти должны стать хотя и более взрослыми, более «на равных», сотрудническими, лишенными уже элемента опеки, но всегда почтительными — все же мы остаемся младшими и обязанными воздавать священнику должные честь и почет, — ради благодати Христовой, которую он носит, и ради личного достоинства нашего духовника как христианина и пастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Ап. Иоанн пишет: вы имеете помазание от Святого, и знаете всё… Помазание, которые вы получили от Него (Христа), в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20-27 ). Помазание, о котором здесь речь, есть дар Духа Святого, тот залог, который мы получаем в Таинстве Миропомазания; и как раз задача новоначалия — с помощью опытного пастыря раскрыть в себе действие этого благодатного дара, найти незаблудный, узкий и тесный путь правильной христианской жизни. Цель новоначалия, говоря словами ап. Павла, — чувства, которые навыком приучены к различению добра и зла ( Евр.5:14 ); и на этот период отношения пастыря и новоначального суть отношения ученика и его учителя — напомню, учителя во Христе, учителя воцерковления. (Опять повторю, что речь идет об идеале; в жизни этот процесс большей частью ложится на плечи самого новоначального. Жатвы много, делателей мало, как говорит Господь.) Когда этот период кончается, то отношения с пастырем меняются, не по существу, конечно, но по форме: они становятся отношениями совета, взаимного шествия по пути христианской жизни, взаимного, как бы уже на равных, доверия, уважения, сотрудничества. Здесь нужно избегать двух ошибок: 1) когда новоначальнические отношения излишне затягиваются. Это — некое рабство человека у пастыря, рабство добровольное, вызванное нежеланием жить ответственно самому. Нелепо, когда после 15 лет духовных отношений человек караулит священника, чтобы спросить его, можно ли ему завтра поехать на дачу или сократить в случае усталости правило. Не делайтесь рабами человеков ( 1Кор.7:23 ), напоминает нам ап. Павел; 2) когда, по окончании новоначалия, отношения становятся потребительскими, фамильярными. Мы вообще должны стараться избегать всякой наглости и потребительства в отношениях с людьми, а особенно с нашими пастырями, которым мы обязаны рождением в жизнь вечную. Отношения эти должны стать хотя и более взрослыми, более «на равных», сотрудническими, лишенными уже элемента опеки, но всегда почтительными — все же мы остаемся младшими и обязанными воздавать священнику должные честь и почет, — ради благодати Христовой, которую он носит, и ради личного достоинства нашего духовника как христианина и пастыря.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

«Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его». ( Сир.6:16 ) 21. Ошибка стараться быть для всех «своим в доску», допуская двойные стандарты и лукавство в отношениях Величайший грех – это ложь. У дьявола есть особая «лицензия» на этот грех. Поэтому тот, кто живёт во лжи, тот есть раб дьявола. Тот, кто лжёт сам себе, есть самый преданный раб дьявола. Всем не угодишь. Да это и не нужно. На суде перед Богом ты не будешь отвечать за всех. Но может так получиться ‚что Господь спросит тебя только за одного или двух человек. И ты можешь оказаться осуждённым за то, что соблазнил их своим поведением, оттолкнул от веры, не оказал ту помощь, которую должен был оказать в соответствии с той миссией, которую дал тебе Господь. 22. Ошибка думать что правду надо говорить даже в гестапо В жизни бывают случаи, когда невозможно сказать правду. В этой ситуации нужно научиться просто молчать. Если вам нужно обосновать своё молчание вы всегда можете сказать, что сейчас вы не можете предложить человеку ничего кроме молчания. Ближние могут на вас обидеться. С этим тяжело жить. Но подумайте о том, что если вы обманите их, или раскроете их тайны ваши отношения полностью разрушатся. «Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; а как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его». ( Сир.27:17-20 .) Обратите внимание: никто здесь не учит, что цель оправдывает средства и что в каких-то ситуациях надо лгать. Нет. Но в каких-то ситуациях можно не говорить правду, но и не лгать, а просто промолчать. Здесь могут быть исключения, например, если мы стыдимся исповедовать свою веру, то в этой ситуации — да, молчанием предаётся Бог. Также, если мы свидетели и наше свидетельство может оправдать невиновного человека, но мы молчим, то тут мы наше молчание тоже предосудительно. На суде перед Богом нам придётся за это ответить. Есть много и других ситуаций с разными нюансами. В каждой из них нужно слушать свою совесть, если нет рядом верного христианина, у которого можно спросить, как поступать. 23. Ошибка стараться всегда быть в центре внимания

http://azbyka.ru/40-oshibok-novonachalno...

И только они могут конкретно подсказать, где в реке большой подводный камень, а где скрытая неприметная заводь с водоворотом. Ведь так и в жизни бывает – только духовно опытный человек подскажет, где поджидает на пути у новоначального христианина подводный камень греха или водоворот страсти. И только духовно опытный поможет выбраться оттуда. Не надо идеализировать – мы живем в последние времена, и нас искушают сегодня такие страсти, которых в библейские времена еще не было в том объеме, как сегодня (достаточно включить телевизор или выйти в интернет-пространство). И потому нам важно читать труды и проповеди именно современных подвижников и святых, они очень помогают прежде всего своим личным примером. С другой стороны, если руководствоваться логикой секты, то не надо слушать старейшин. Их ведь нет в Библии! Но старейшин слушают. А теперь давайте подойдем к этому вопросу с точки зрения объективных фактов. Во-первых, Предание надлежит исполнять и держаться в нем по учению апостолов: «Невежды и неутвержденные извращают Писания» ( 2Петр.3:16 ), поэтому: «братия стойте и держите предания, которым вы были научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ). Очевидно, что Апостолы видели в Предании неотъемлемую часть жизни христианина. Наконец, приведем еще один аргумент в пользу Предания Церкви. Известно, что самое раннее Евангелие – от Марка – написано примерно через 30–40лет после Воскресения Христа. У первых христиан не было Библий в сумках (как у сектантов), а апостолы находились в постоянных путешествиях. Больше 30 лет Церковь жила не по Писанию, а по Преданию! Лишь устное Предание было пищей, которой питалась молодая Церковь . Евангелие от Луки так и начинается: « как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами...» ( Лук.1:2 ). Слово «передали» и означает факт Церковного Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Изучая Евангелие, мы встречаем слова Христа: « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою » ( Ин.13:34–35 ). Учение Христово в первую очередь о любви . « Любовь есть исполнение закона », – пишет апостол Павел ( Рим.13:10 ). Любовь без добрых дел немыслима. Христианин призван Спасителем любить ближнего: « возлюби ближнего твоего, как самого себя » ( Мк.12:31 ). Ближний – это не только родственник или друг, а всякий человек, встречающийся на жизненном пути. Любовь к ближнему – это не просто слова, а, в первую очередь, дела. Дела, на которые толкает вера, ибо « вера без дел мертва » ( Иак.2:26 ). Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необходимости проводить специальную классификацию добрых дел. Всегда, когда есть возможность сделать добро, нужно стараться делать его во славу Господа.   8. Обретение духовника Новоначальному христианину может быть довольно сложно в духовных вопросах. Духовная жизнь полна «подводных камней» и сложностей. Чем больше человек стремится быть ближе к Богу, тем сильней ополчается на него лукавый . Бесовские козни могут быть изощренными и хитрыми, незаметными на первый взгляд. С опытом приходит духовное внимание и видение. Христианин – это воин, который обретает опыт в битвах с невидимым противником. Но как воину нужен опытный командир, так христианину нужен наставник – духовник . Это священник, который будет помогать расти духовно, наставлять в вере и благочестии, принимать исповеди. Как обрести духовника? Нужно усердно молиться, чтобы Господь помог в этом деле. Важно не стесняться обращаться с духовными вопросами к священникам в храме. Не нужно бояться отвлечь священника от потенциальных «более важных вопросов». Ответы на духовные вопросы прихожан – прямая обязанность приходского священника. Если общение со священником складывается, и советы его помогают духовному росту, то, возможно, это и есть тот самый искомый духовник.

http://azbyka.ru/vosem-shagov-novonachal...

Исторический опыт православной миссии со времен апостольских являет нам примеры качеств, которые необходимы миссионеру: молитвенность, смирение, бескорыстие, стойкость, ревность о Боге, приветливость. Проповедь преемников апостолов обязана соответствовать «здравому учению» ( Тит. 2.1 ), которое имеет авторитет «правила веры» ( 2Тим. 3.10–14 ). Православные миссионеры часто исполняют свое служение в условиях исключительной сложности. Поэтому одно из важнейших качеств, которое требуется от них, – терпение со смиренной преданностью Богу и готовностью преодолевать трудности мира сего». Любой православный христианин обязан осознавать ответственность свидетельства, возложенную на него. Каждый член Церкви, как Тела Христова, будучи причастником Таинства Евхаристии, а значит и непосредственным свидетелем Воскресения Христова, пребывая свидетелем и посланником Нового Завета, является миссионером по призванию. Миссионерский же императив, выраженный апостолом Павлом, заставляет миссионера делиться той радостью спасения, которую он обрел во Христе. Это не привилегия и не профессиональная обязанность, касающаяся исключительно пастырства: «ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, – говорит апостол, – потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» ( 1Кор. 9.16 ). Миссионер, являясь проводником традиции, передает не столько интеллектуальный багаж богословских концепций, сколько личный опыт следования за Христом. В духовном руководстве наставник не подменяет решение новоначального собственным приказом. В этом отношении «псевдостарчество» противоречит миссионерскому императиву и постулату апостола: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор. 3.17 ). Миссионер должен воспитывать в себе три главных добродетели, необходимых для спасения каждому христианину, а тем более тому, кто возвещает другим об этом спасении: смирение, терпение и любовь. 1. «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет. 5.5 ). Посылая апостолов на проповедь, Господь Иисус Христос завещал им: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10.16 ), приведя этих двух животных в пример своим ученикам, так как змея никогда не жалит первой, а голубь не мстит за зло. В этом примере заключается основа смиренномудрия, как добродетели, с помощью которой христианин может побеждать зло, то есть он не должен быть ни для кого провокатором на грех , а если даже этот грех обернулся против него, он не должен являться его продолжателем и распространителем.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Более того: породнившийся с нами Человеколюбец предваряет нас; Он стоит у двери сердца и стучит (Откр. 3, 20) в неё всеми способами; Он ожидает нас и ничего так не желает, чтобы только грешник обратился к Нему и был жив (Иез. 33, 11). Это и значит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). И в Послании к Евреям: Итак, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, да приступим к Нему (Евр. 10, 19–22). И это приступание , или приближение к Богу о имени Иисуса, и есть истинная внутренняя молитва. Я имею здесь в виду не первое приближение кающегося грешника к Богу при его новоначальном обращении, когда он в покаянии приходит к Богу и предаёт себя Ему неким общим образом, с искренним решением отныне жить Тому единому, Кто за него умер и воскрес. Этот первый спасительный шаг является предварительным условием жизни во Христе, и поэтому я не останавливаюсь на нём; я веду речь о постоянном продолжении этого приближения к Богу в уже преданной Ему душе . Ибо призванным от Бога и вверившимся Богу сердцам невозможно останавливаться на том, что они когда-то «в общем» предали себя Богу, при первом своём обращении к Нему. Конечно, это первое обращение, если оно было истинным, христиане должны и ныне, и во веки исповедовать как великое Божие благодеяние; но они не могут им ограничиваться и на нём успокаиваться. Со временем в глубинах своего внутреннего человека они ощущают сокровенное влечение всё более полно и внутренне совлекаться всего (Фил. 3, 8; Кол. 3, 9) и притекать и прилепляться к Богу. Они чувствуют, что от них требуется нечто гораздо более высокое, основательное и совершенное, нежели новоначальное обращение; их сердца говорят им о путях Божиих, о том, что Он хочет всецело и чисто усыновить их Себе (Рим. 8, 15). У некоторых это проявляется сильно и ясно, у других – слабо, прикровенно и не так отчётливо; во многом это зависит от того, собрана ли и безмолвна душа, или рассеяна. Блажен христианин, осознающий в себе сей святой призыв Божий и детски и безусловно предающий себя ему!

http://bogoslov.ru/article/6168445

Всем наставлениям, заключающимся в нашем сборнике, присуще свойство, весьма удачно названное святителем Игнатием (Брянчаниновым) «определительность». Потому запутаться в них, получить вред вместо пользы, можно сказать, весьма трудно. Впрочем, святой апостол Петр говорит следующее: «как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:15–16 ). Если некоторые умудряются и от учения великого апостола Павла повредиться, то и на нас нет вины в том, что кто-то чрезмерно увлечется каким-то одним назиданием, пренебрегая всей совокупностью православного предания о внутренней жизни христианина. В связи с некоторыми возвышенными переживаниями, описанными в статьях предложенной вашему вниманию книги, хочется сказать следующее. Конечно, опасно предлагать новоначальному образцы возвышеннейшего духовного преуспеяния, потому что такой человек не осознает своего скромного душевного состояния и пытается под действием гордости стяжать обильную благодать Божию, которую, на самом деле, возможно приобрести лишь долголетним упражнением в молитве, многой опытностью и, в особенности, глубочайшим смирением. Ведь, как пишет великий наставник нашего времени святитель Игнатий Брянчанинов , «всякому человеку, зиждущему храмину, подобает ископать, и углубить, и положить основание на камени ( Лк.6:48 ). Камень – Христос... Тот возлагает на себя тяжкий труд копания земли... кто, в противность влечению сердца, нисходит в смирение, кто, отвергая свою волю и разум, старается изучить заповеди Христовы и предание Православной Церкви, с точностью последовать им; тот полагает в основание прочные камни, кто прежде... заботится о том, чтобы направить свою нравственность сообразно... завещанию Господа нашего Иисуса Христа. Нет места для истинной молитвы в сердце, не благоустроенном евангельскими заповедями» 2 . Но, с другой стороны, в наши скромные истинными наставниками времена и преуспевающий делатель иногда оказывается в очень затруднительном положении, не имея возможности проверить свои новые духовные ощущения из-за скудости, если не сказать отсутствия, непосредственных описаний молитвенных опытов в их развитии, в том числе самых возвышенных. Кроме того, в нашей книге мы расположили статьи таким образом, чтобы они постепенно возводили читателя от общих понятий, через рассказ о молитвенных упражнениях, приличных новоначальным и о постепенном преуспеянии в духе покаяния, к представлению о благодатных посещениях и откровениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Для того же, чтобы никто не думал, будто одни лица священного сана и монахи должны непрестанно и всегда молиться, но что и все христиане имеют долг всегда пребывать в молитве, в «Добротолюбии» 844 рассказывается случай из жизни святого Григория Паламы и его друга – старца Иова. Старец Иов считал непрестанную молитву необходимой лишь для аскетов и монахов, кои живут вне мира и сует его, а не мирян, кои имеют столько забот и дел. Святитель же Григорий, беседуя с ним однажды, сказал о молитве, что всякому вообще христианину надлежит подвизаться в молитве всегда и молиться непрестанно, как заповедал апостол Павел обще всем христианам: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ) – и как говорит о себе пророк Давид, при всем том, что был царь и имел попечение о всем родстве своем: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» ( Пс.15:8 ). Говоря это и многое другое своему другу Иову, святитель прибавил еще, что, по учению святых, нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех обще: и монахов, и мирян, и мудрых, и простых, и мужей, и жен, и детей – и побуждать их молиться непрестанно. Иов же, не соглашаясь с этим, стал спорить со святителем и стоял на своем, хотя святой Григорий привел ему много неопровержимых доказательств в пользу своих мыслей. Через некоторое время после своего спора со святителем Иов был вразумлен видением. Во время молитвы ему явился ангел, который, укорив его за спор со святым Григорием, «возвестил ему от лица Божия, чтоб вперед внимал себе и остерегался говорить кому что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией и не позволял себе мудрствовать разно с тем, что сказал святой Григорий» 845 . Тогда старец Иов поспешил к святителю и, прося прощения в противоречии ему, сообщил о своем видении. Для того чтобы дойти до тех высот молитвенного подвига, которых достигали святые подвижники, необходимо иметь опытного старца-руководителя, который бы и направлял новоначального по правильному пути. Тем более это необходимо вследствие того, что идти истинным путем, не рискуя впасть в прелесть, дело далеко не легкое и не простое, как оно могло бы казаться с первого взгляда для неопытного в этом человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Здравствуйте. Это не позиция лично свт. Феофана, а общее церковное учение. От него лишь какие-то нюансы и акценты. Кроме того, иное дело воздержание от развлечений новоначального и иное — преуспевшего. Вот для цитата, начинающая Древний патерик: “Некто спросил авву Антония: что мне нужно соблюдать, чтобы угодить Богу? Старец сказал в ответ: соблюдай, что заповедаю тебе. Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании, и в каком бы месте ни находился, не скоро отходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди, и спасешься”. Вы старайтесь поступать по слову прп. Антония Великого, молитесь перед развлечениями, и тогда со временем почувствуете свою меру. Если же будете вести себя невоздержно, то кайтесь, и это тоже поможет на будущее. И постарайтесь найти благоговейного опытного священника, чтобы можно было у него испрашивать совета. Поняла, спасибо большое! Всегда радуйтесь.  Непрестанно молитесь. За все благодарите.  Немного практичных советов: 4. Массаж — вещь полезная и лечебная для тела. 3. Прослушивание современной музыки… здесь обратите внимание о чем поют и как поют. Сопоставьте это с вашей совестью. Фильтруйте душепагубные песни. В конце концов не забывайте, что вы можете петь сами! В том числе и петь молитвы. (К примеру, петь Псалмы или Акафисты ко Пресвятой Богородице ).  2. Походы в кино будут полезны, если кино поучительное, а не суетное и греховное ( статистика по этой теме, к сожалению, плачевная ). Но вы также можете устроить просмотр поучительного фильма на дому. 1. От вкусной еды желательно воздержаться в постные дни, чтобы не пресыщаться ею. Но в целом вкусную еду люди, как правило, вкушают по праздникам. А, представьте, если бы вы сделали праздник кому-то незнакомому. Сделали праздник тому, кто не может позволить себе вкусной еды. Вспомните слова Христа: Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

http://azbyka.ru/vopros/dopustimy-li-udo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010