Далее стоит углубиться в изучение информации о  Таинствах Православной Церкви. Выше уже было сказано о Евхаристии – это одно из семи Таинств. Полезным будет и ознакомление с православным календарем – праздниками, постами, житиями святых. Самое надёжное образование – системное, самое ценное – очное, к нему относятся катехизические беседы и занятия в воскресной школе для взрослых. Кроме знаний они вводят человека в общину верующих. Существуют и дистанционные курсы, среди которых можно выделить Просветительские курсы при Сретенской духовной семинарии . Пособия для новоначальных можно найти в разделе Катехизация нашего портала. Рекомендуем также воспользоваться библиотекой «Азбуки веры». В ней содержатся тысячи трудов, поэтому начинать ст о ит с раздела « Что читать христианину ». 5. Покаяние как переосмысление и изменение жизни Начиная христианскую жизнь, человек должен задуматься о том, как он жил до этого момента, и как должен жить дальше. Критерием для такого осмысления собственной жизни является Евангелие, учение Христово. Принимая Христа как Спасителя, человек принимает и условия спасения. Бог спасает нас, но не без нашего участия. Условия спасения – это покаяние в  грехах , исправление и жизнь по заповедям Божьим. Нельзя упорствовать в грехе, называя себя христианином. Грехи следует исповедать и стараться больше к ним не возвращаться. Таинство Покаяния ( Исповедь ) даёт возможность христианину получить прощение грехов от Бога для последующего исправления. Исповедь принимает священник, который является свидетелем покаяния человека перед Богом. Выслушав исповедь, он совершает видимый знак отпущения грехов – читает разрешительную молитву. 6. Самонаблюдение Христианин должен быть внимателен к себе, к своим поступкам и отношениям с другими людьми. То, что казалось простым и привычным до обращения к вере, может стать недопустимым для христианина. Такие «повседневные» грехи как осуждение, пустословие, раздражение, гнев, сквернословие и многие другие – это то, с чем придется ежедневно бороться. И тут без самонаблюдения никак не обойтись. Придется бить себя по рукам и прикусывать язык, стараясь исключать эти грехи из своей повседневной жизни. Тут в помощь усердная молитва и регулярная исповедь. Чем больше усердия в  добродетели , тем больше и помощи от Господа.   7. Добрые дела

http://azbyka.ru/vosem-shagov-novonachal...

«Тяга к Богу в начале подвига бывает настолько интенсивна, что дух человека в своем напряженном движении к Всевышнему взирает исключительно на Него Единого» [xvi] . В период призывающей благодати духовное делание — будь то пост, бдение, молитва и другое, дается человеку как бы само собой: легко. Причина этого в том, что Сам Господь носит душу новоначального христианина на руках, не попуская ему в чем-либо серьезно упасть и расшибиться. Господь смиренно ожидает нашего покаяния и затем Сам, Первый, спешит принять кающегося человека в Свои Отеческие объятья; Он возится с душой человеческой, как любящая мать с новорожденным младенцем. «Животворящий Дух Божий посещает нас, когда мы пребываем в состоянии смиренной открытости для Него. Он не насилует нашей свободы; Он окружает нас Своей нежной теплотой; Он приближается к нам так тихо, что мы можем и не заметить Его сразу. Не должно ждать, чтобы Бог ворвался внутрь нас силою, без нашего согласия. О нет; Он уважает человека, смиряется пред ним; Его любовь смиренная; Он любит нас не свысока, а как мать своего больного младенца. Когда мы открываем для Него наше сердце, то непреоборимо сильно чувство, что Он нам “родной”, и душа преклоняется пред Ним в умиленной любви» [xvii] . По-разному благодать Духа Святого приходит в душу, «ибо различны действия ее в каждом человеке, в зависимости от душевного устроения, умственного склада человека. В иных она проявляется бурно, в иных, наоборот, очень тонко и деликатно; в иных постепенно восходит от меньшего к большему, в некоторых же сразу проявляется с великою силою, а после как бы оставляет» [xviii] . Сам отец Софроний был с преизбытком одарен действием первой благодати: «Душа моя познала Бога, что Он есть любовь (ср.: 1 Ин. 4: 8), и Любовь неизреченная, несказанная, неизъяснимая, ненасытная, безграничная, чистейшая, святейшая, недомыслимая по совершенству, сладчайшая, крепкая, вечная, и что еще сказать? — Бог есть свет, в Котором нет ни единой тьмы (ср.: 1 Ин. 1: 5)(или пятна, или порока). Когда по дару милосердия Божия душа удостаивается созерцать Святость и Любовь Божию… тогда она невольно в каком-то неизъяснимом изумлении, удивлении говорит: “О, какой у нас Господь”. И уже после того душа во всех своих разумениях и суждениях исходит из того познания, которого удостоилась, то есть что Бог есть любы (1 Ин. 4: 8)» [xix] .

http://pravoslavie.ru/52090.html

Искать свою меру Мера церковного служения зависит от нашего духовного состояния Христианину, призванному к служению апостольскому, очень важно регулярно задавать себе вопрос: «Какой я человек ?» – и честно отвечать на него: насколько мне присуща деликатность, насколько я наделен или не наделен даром слова, насколько мне удается донести до людей ту или иную истину. Тогда мы сможем задать себе другой вопрос: «Какова моя мера?» Для одного человека мера его служения будет заключаться в том, чтобы помочь другому человеку, ищущему Бога, разобраться в основах православной веры; для кого-то она заключается в том, чтобы рассказать новоначальному о подготовке к таинствам исповеди и причастия, а кому-то и этого делать не стоит и нужно только помочь человеку прийти в храм и довести его до священника, который сам ответит на его вопросы. Стоит сказать, что эта мера во многом зависит от нашего духовного состояния: если человек перестает жить полноценной церковной жизнью, то начинает ощущать, что и с людьми ему поделиться стало нечем. Важно смотреть на плоды, которые приносит наше служение Очень важно смотреть не только на свою меру, но и на тот плод, который наше общение с людьми приносит. Если мы видим, что результат наших попыток служения – это неустройство, раздор и раздражение , значит, мы всё делаем не так. Нужно рассказать об этом священнику и постараться вместе с ним как-то начать выправлять те пути, которыми мы пользуемся, когда с людьми сближаемся, когда к ним ищем подход. Если же мы видим, что плоды наших отношений с людьми – добрые, что нам удалось кому-то помочь начать жить церковной жизнью, понять эту жизнь, это, с одной стороны, безусловно, повод для радости, а с другой – для того, чтобы усилить внимание к себе, не возгордиться, не начать тщеславиться этим. Нужно помнить и о том, что каждый человек, который по долгу своего христианского служения помогает людям, обязательно терпит за это те или иные искушения. И тем больше будут эти искушения, чем больше в нас тщеславия и ощущения того, что мы всё это делаем своими силами.

http://pravoslavie.ru/96527.html

– Действительно, часто такое происходит: человек приходит к вере, будучи в браке. У такого новоначального христианина может возникнуть своего рода максимализм в вопросах веры, сопряженный даже с уничижением неверующего, невоцерковленного, инославного супруга. И это тоже может стать сильным испытанием для обоих. Но все-таки человеку следует бережно относиться к существующему браку и из благочестия не разрушать его. Святой апостол Павел осуждает ревность не по разуму ( Рим.10:2 ) и говорит о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» ( 1Кор.7:14 ). Но в браке ведь становятся не только православными. Мне известны случаи, когда муж становился со временем не только ревностным мусульманином, но даже радикалом. Бывает, такой человек увозит жену к себе на родину, и там его супругу ждут определенные сложности. Ведь мусульманский брак обычно в традиционной мусульманской семье со стороны жены укрепляется родственниками: сама жена в отдельности в мусульманском браке не имеет должной «силы», но родственники с ее стороны некоторую силу сообщают. И если русская женщина уезжает в мусульманскую страну, ее родственников там уже нет, нет никаких традиций на ее стороне, можно сказать, она бесправна. Об этом ей следует подумать заранее. Что еще важно знать. В современном европейском обществе ощущается гораздо большее давление не со стороны иных конфессий или религий, а со стороны безверия, секуляризма и «легкого» отношения к вере, в целом. И это большое испытание. В меньшей степени оно присуще США, потому что там во многих штатах все еще очень религиозная обстановка, сильно влияние хотя и не православного, но так или иначе христианского менталитета. В других штатах, более демократических, это уже теряется. Но и там, как и в Европе, уже присутствуют значительные влияния секуляризма, образа жизни, когда вместе сосуществуют многие и многие народы. К этому тоже нужно быть готовым: некоторые русские родители не могут должным образом воспринять такие особенности иностранной жизни, и поначалу их шокирует, когда они видят своих детей в таком окружении.

http://azbyka.ru/semya/ierej-nikolaj-sav...

Всё, что мне удалось узнать от него, – это то, что до пенсии он работал водителем троллейбуса. Всё. Но хоть он о жизни своей и не рассказывал ничего, но я уверен, что родом он был из семьи православной, церковной. Просто всё его поведение: и образ мыслей, и речь, и поступки – всё свидетельствовало о причастности к устоявшейся православной традиции... К «устоявшейся», то есть без тех новомодных чудачеств, «откровений» и нововведений, которые часто происходят не от подлинного благочестия, а именно что от ума. Причем от ума новоначального, не обученного ещё послушанию, смирению и кротости, постоянству в молитве и доброделании... Самый яркий эпизод нашего с дядей Ваней общения связан с совместным копанием могилки для почившего настоятеля Петропавловского собора – отца Симеона Хивренко. Это было тихим и теплым сентябрьским днем 1993-го года. Причем, опять-таки – эпизод этот яркий, но и рассказать о нем особенно нечего, потому что все те неспешные и задушевные разговоры, которые мы вели с дядей Ваней весь день, пока копали по очереди эту могилку за северным приделом храма, – из этих разговоров я совсем ничего не запомнил. А запомнилась, точнее, запечатлелась, легла светлым чувством на душу и в сердце сама атмосфера. Простой, однообразно-неторопливый труд, ясный теплый день, тонкая и светлая грусть по почившем настоятеле, и вместе с тем – какая-то неизреченная тихая радость на сердце... Почему-то запомнилось, как вечером уже, после работы, поднесли нам по стакану молодого, пенящегося вина. И как дядя Ваня, перекрестившись и прочтя молитву, выпил неторопливо и чинно этот стакан до дна. И вот почему-то даже в этом простейшем действии была запечатлена какая-то простая и глубокая правда... Правда простеца, труженика, доброго, любящего Бога христианина, совершающего сознательно и мирно свой земной путь на пути в Небесное Царствие. Жив праведник, и за нас ещё, может быть, замолвит словечко пред Богом Последний раз я увидел дядю Ваню недавно, может быть, месяц или чуть больше того назад.

http://pravoslavie.ru/106205.html

Наоборот, верующий человек старается обсуждать свои мысли, чувства и желания с верующим человеком, которому он доверяет (если такой человек есть). Желательно делать это регулярно. Как правило, тот, кому мы доверяем, — это пастырь, крёстный отец или крёстная мать, духовный наставник, который привёл вас к вере. У каждого из нас должен быть такой человек, который знает всё о нас, о происходящих в нашей жизни событиях. Нет сомнений в том, что идеальный вариант наставника — это признанный всеми старец-иеромонах. Однако в наши дни таких старцев осталось очень мало. Первоначальный этап духовной жизни называется неофитством. На этом этапе формируются основы для духовной дисциплины: регулярного посещения храма, чтения утренних и вечерних правил, соблюдение постов, регулярной исповеди и причастия, каждодневного изучения Писания. До тех пор, пока вы не привыкли это делать постоянно с лёгкостью — вы неофит. Вашим временным наставником может быть простой мирянин, который знает и умеет больше, чем вы. После того как вы заберётесь на эту вершину дисциплины, ищите такого духовника, который научит вас молиться радостной и меняющей жизнь молитвой. 10. Ошибка быть грубыми со всеми, особенно с близкими родственниками Порой мы становимся невыносимыми в общении с членами нашей семьи. Вне зависимости от того, являются ли эти люди воцерковлёнными людьми или нет, нам нужно быть вежливыми с ними. Иногда элементарная вежливость и порядочность являются дверью к воцерковлению наших ближних. Но ещё чаще наши грубость, ханжество и фанатизм являются причинами ухода людей из Церкви и от Бога. Те же из наших родственников, которые находятся вне спасительной ограды Церкви, прочно «застревают» в состоянии ненависти ко всему церковному. Самое тяжёлое открытие — узнать на Страшном Суде то, что люди ушли от Бога из-за нас. 11. Ошибка думать, что в церковной среде можно быть хамом Особая категория людей — «церковные грубияны». Такие люди могут общаться со всеми очень аккуратно, но в церковной среде они начинают вести себя вызывающе, провоцируя конфликты между христианами и обиды. Уместно вспомнить слова Христовы:

http://azbyka.ru/40-oshibok-novonachalno...

Что значит понуждать себя к покаянию и умилению и возможно ли это для новоначального при огрубелости сердца? Понуждать себя к покаянию – это не значит представлять себе какие-то страшные вещи, или, подобно Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов, умом переноситься в ад и воображать себе, как мы там горим, или плакать и в то же время радоваться о том, будто бы мы делаем нечто особенное. Покаяние – это осознание своей греховности. Когда человек за собой наблюдает, он видит свои бесконечные погрешности. Он не может их не видеть, если он ставит перед собой цель соблюдать нравственные нормы. Если мы будем постоянно читать Евангелие и помнить о том, что это не просто книга, на которой основывается наша вера, но это руководство к жизни, то мы будем видеть свои многочисленные отступления от Евангелия и в нас поневоле возникнет сокрушение сердечное. Очень полезно и чтение святоотеческих книг, которые объясняют нам наше состояние и показывают то, насколько мы отстоим от христианского идеала. Это также внушает нам покаяние. Вот так нужно себя понуждать. А выдавливать из себя слезы, когда нет соответствующего сердечного настроения, или делать с собой что-то особенное – это опасно. Хотя истинное покаяние считается тем средством, которое в наибольшей степени охраняет нас от духовной прелести, в то же время ложное покаяние как раз и может быть той самой прелестью. Диавол может изобразить все, что угодно, в том числе может подражать и покаянию, поэтому здесь необходима осторожность. Для того чтобы правильно это понять, я советовал бы прочитать книгу святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству». Может быть, с нее стоит начать чтение вообще всех творений святителя, которые очень полезны. В них не запутаешься, а если мы будем читать древних отцов, то по неопытности можем что-то понять неправильно. В молодости я совершила тяжкий грех – сделала аборт. Как искупить этот грех? Нельзя сказать, что здесь есть некое универсальное средство, как некоторые считают: нужно прочитать столько-то акафистов, раздарить сорок рубашек, гребешков или еще чего-нибудь. Это все несерьезно. Это похоже на какие-то, как говорят на Украине, забобоны, то есть вздор, предрассудки. «Забобонам» этим следовать не нужно. Должно быть покаяние. Если женщина находится в таком возрасте, когда она еще способна к деторождению, значит, она должна исправить свою жизнь, то есть если раньше она препятствовала рождению детей, то сейчас должна прекратить это делать. Если она в таком возрасте, когда деторождение уже невозможно, пусть прибегнет к церковному покаянию. Это может быть молитва, чтение каких-то канонов, вообще покаянное настроение души. А сказать человеку, что ты должен столько-то дней делать то-то и то-то и тебе все простится, нельзя. Христианин должен каяться всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

«Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом...» 111 . «...но для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым, надо иметь духовную опытность, а более всего духовное помазание...» 112 . «Если же человек прежде очищения Истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не простое добро, но добро, смешанное со злом более или менее» 113 . Авва Исаия говорил: «Откуда могу знать, угоден ли я Богу, чтоб сказать брату: поступи так или иначе. – Сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих» 114 . «Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны» 115 . «Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздает слово Богу. – У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами...» 116 . «Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Еще не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Все даровал тебе Господь – смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою» 117 . Итак: как видно из слов свв. отцов, поучать, руководить, наставлять – дело полезное не для каждого, хотя и представляется таким славным и похвальным; углубляться же в познание своих немощей, искать их врачевания – дело первейшей важности для всех. ПОЛЕЗНО ЛИ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ХРИСТИАНИНУ РАЗМЫШЛЯТЬ О ВЫСОКИХ ДУХОВНЫХ ПРЕДМЕТАХ

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Не нужно себя оправдывать, поскольку если даже это и удастся и мы успокоимся, увидим, что действительно по разным причинам нам невозможно внимательно молиться, то в конце концов сами же и пострадаем, а не кто-то другой. Как бы голодный человек себя не уверял, что он не может поесть по какой-то причине, голод от этого не пройдет, но со временем будет чувствоваться все более и более. Пусть бы этот человек, убеждая себя, приводил самые «умные» доказательства, однако же, пока он свой голод не утолит, никакие доводы не помогут. То же самое следует сказать и в отношении душевного голода, касательно внутренней жизни. Как бы мы себя не уговаривали, но, пока не начнем насыщать свою душу Божественной благодатью, она не успокоится и будет искать пишу в греховных помыслах и вообще в греховных занятиях и развлечениях, подобно блудному сыну из евангельской притчи. Он, испытывая голод, мечтал насытить свое чрево рожцами, то есть отрубями, пищей свиней, но не мог ( Лк. 15:16 ), потому что, по толкованию святых отцов, невозможно насытить душу грехом. Душа насыщается только благодатью. Значит, мы должны ревновать о внимании при молитве. Если мы тщательно, изо всех сил будем понуждать себя к этому, в особенности при молитве Иисусовой, то с усилением внимания постепенно начнут появляться и покаяние, и страх Божий, и память смерти, о чем говорит святитель Игнатий. И это естественно, поскольку от внимательной молитвы усугубляется вера. Иногда человек даже чувствует присутствие Божие, некоторые подвижники всегда пребывали в таком состоянии. Тот, кто имеет это ощущение в сердце своем, в душе, не может не испытывать страха Божия, не помнить о вечности и о смерти как о пороге, двери, ведущей в жизнь вечную. Когда мы говорим о внимании, то имеем в виду не только напряжение ума, для того чтобы внимательно, например, читать какую-то книгу, слушать разговор или молиться. При молитве необходимо не одно лишь умственное напряжение, и не всегда оно может принести пользу для неопытного, новоначального христианина.

http://azbyka.ru/besedy-o-duxovnoj-zhizn...

Этими словами обычно обозначают эмоциональный подъем, ощущение близости Божией или на высших ступенях – восхищение, экстаз, чудеса, видения или голоса свыше. Не в них цель подвижничества. Кто-то из святых отцов говорит, что мы должны помнить, что любое мистическое переживание – дар, нечто, что Бог посылает нам в подарок, но это вовсе не доказательство нашей любви к Богу или подлинной устремленности нашего внутреннего существа к Богу. Он также говорит нечто, что нам следовало бы вспоминать почаще, хотя его слова вряд ли относятся к нам в полной мере. Он подчеркивает, что экстаз, восхищение, необычайные состояния души и тела не являются признаками возвышенной духовности. Все это, говорит он, свойственно новоначальному (хотя то, что он называет состоянием новоначального, далеко превосходит все, что мы можем себе представить или пережить). И далее он говорит, что цель духовной жизни во всех ее формах – уподобиться Христу и что невозможно вообразить Христа в состоянии экстаза, восхищения, которое или отделило бы Его от видимого мира, так чтобы Он ушел в мир невидимый, или, наоборот, свело бы Его из премирных обителей Его Отца, чтобы полностью погрузить в этот наш видимый мир. Так что цель наша в этом аскетическом подвиге – не переходить от одного переживания к другому. Цель его – открыться настолько полно, как мы способны, действию Божию, стать настолько, насколько мы способны, прозрачными божественному свету, стать гибкими в руке Божией настолько совершенно, как мы только можем. Если думать о подвиге в таких терминах, тогда подвижничество становится чем-то очень драгоценным, потому что подвижничество, страстный порыв нашего существа к Богу, усилие открыться Ему, сделать Его содержанием и смыслом нашей жизни становится очевидным признаком нашей любви к Богу, того, что мы Его выбрали своим Господом и ценим Его превыше всего. Призвание христианина можно определить словами Священного Писания: мы призваны приобрести ум Христов ( 1Кор. 2:16 ). Это предполагает глубокое изменение нашего собственного ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010